Новые законы фмс. Новое в законах для мигрантов. Для граждан Украины

И экономическом аспекте Российской Федерации. Многие люди выезжают за границу для поиска лучшей жизни. Если меняется закон о мигрантах, то это напрямую влияет на условия жизни приезжих иностранных граждан. Какие особенности в 2017 году включает ФМС и какие люди смогут получить разрешение на работу?

С первого января 2017 года действуют новые законы для мигрантов и определяется порядок их оформления. Правительством Российской Федерации вводится опциональная пошлина. Она предоставляется в виде сертификата, который свидетельствует о том, что гражданин свободно владеет русским языком. Размер стоимости дополнительной пошлины варьируется от 600 до 1000 рублей.

Также следует заметить, что стоимость патента для мигрантов в 2017 году увеличилась. Больше всего придется заплатить иностранцам, которые работают на Ямале и Якутии, 8219 руб. и 8762 руб., соответственно. В подобных регионах цена патента в два раза превышает среднюю стоимость по стране.

В некоторых регионах стоимость патента мигрантам не подлежала изменениям. К таковым относится Московская область, Кемеровская, Калужская, Москва и Санкт-Петербург.

Следует также отметить, что в прошлом году московские власти приняли решение оставить размер стоимости патента для мигрантов без изменений в 2017. Его цена — 4200 рублей.

Обратите внимание: чтобы мигрантам создать официальную трудовую деятельность, нужно знать язык.

Права и обязанности мигрантов обозначены в Федеральном законе №155 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Новое в законах для мигрантов

Последние изменения вступили в силу 17 апреля 2017 года. В частности, была дополнена статья 8 пунктами 3.5 — 3.6, а также статья 9 пунктом 8 ФЗ-155.

Статья 8

Все правовые положения не применяются в этой статье, если человек (мигрант) обладает видом на жительство в случае, если:

  • В соответствии с законодательством он является родственником человека по прямой линии, который был незаконно депортирован с территории Крыма;
  • Родственником по косвенной линии человека, который был депортирован незаконно с территории Крыма.

Статья 9

Статья 9 была дополнена пунктом 8 действующего Федерального закона о миграции. В нем говорится о том, что вид на жительство не предоставляется гражданину (мигранту), если предусмотрены ситуации в подпунктах 1-7, 12, 1 и пунктом 2 текущей статьи. Если вид на жительство был выдан ранее, он аннулируется в случаях, предусмотренных подпунктами 1-7, 12, 1 и пунктом 2 текущей статьи.

Скачать

Помимо ФЗ-115, который предоставляется по следующей , существует список дополнительных законов о мигрантах и иностранных жителей без гражданства. Подробную информацию о них можете просмотреть ниже.

Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» скачайте

Это возможность официально жить и работать на территории РФ в течение трех лет. Получение этого документа является стартовой площадкой для оформления вида на жительство и, в дальнейшем, гражданства. Особенности предоставления права временного проживания:

  • Выдать разрешение могут только в пределах квоты, которая разнесена по регионам. Если квота исчерпана, заявки на временное проживание не принимаются.
  • По истечении срока действия документа он аннулируется и для получения нового, необходимо проходить всю процедуру с начала.
  • Уполномоченным органом власти по предоставлении временного проживания является ФМС.

Пункт 6.8 ФЗ-115 от 25.07.2002г указывает на то, что:

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 6.8 ФЗ-115 от 25.07.2002г


Свернуть

Документы, необходимые для предоставления права проживания2

Их подробный перечень с требованиями к содержанию можно найти в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (п.21 – п.23).

Следует знать и то, что существуют определенные права и обязанности по РВП.

Свернуть

Права, появившиеся у иностранца, после предоставления ему разрешения на проживание3

Следует знать и то, что существуют определенные права и обязанности по РВП. В РФ их регулируют законодательные акты:

1 Находиться на территории РФ на протяжении трех лет, без оформления каких либо дополнительных документов.

2 Получать медицинское обслуживание по месту жительства, на условиях идентичных с гражданами РФ.

3 Получить работу без разрешительного патента.

4 Получить ИНН.

5 Открыть собственное дело.

6 Выезжать из страны и въезжать обратно неограниченное число раз (выезд не более чем на полгода).


Свернуть

Обязанности обладателя РВП4

1 Непрерывно отсутствовать в стране можно не больше половины года.

2 Работать и жить только в том регионе, где ему выдали разрешение.

3 Зарегистрироваться по месту проживания.

4 Подтверждать свою финансовую состоятельность в соответствии с НК.

5 Не посещать закрытые для иностранцев территории.

Свернуть

Регламент получения РВП5

Процедуру получения разрешения описывает административный регламент ФМС 214 по выдаче РВП. Этот приказ (от 22.04.13) устанавливает (смотреть в преамбуле):

«Форму отметки о разрешении на временное проживание, проставляемой в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства ».
«Форму бланка разрешения на временное проживание, выдаваемого лицу без гражданства (приложение N 2) ».
«Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (приложение N 3)».

Свернуть

Как происходит получение РВП6

Обязанности должностных лиц, права претендентов на временное проживание, последовательность действий и возможные результаты процедуры подробно расписаны в Приложении №3 к 214-му приказу об утверждении административного регламента. В нем затронуты следующие моменты:

  • Ограничен круг заявителей на получение разрешения.
  • Предъявлены требования к порядку и объему информирования претендентов.
  • Определен стандарт предоставления данной услуги государством.
  • Указан государственный орган, выдающий данный документ (УФМС) и расписаны адреса и контакты всех его региональных отделений.
  • Обозначены возможные результаты процедуры: получение разрешения или аргументированный отказ.
  • Определены сроки предоставления разрешения.
  • Имеются ссылки на нормативные акты, заложенные в основу данной процедуры.
  • Есть перечень документов, требующихся для разных возможных вариантов подачи заявления.
  • Указан размер и порядок внесения госпошлины.
  • Прописана последовательность выполнения административной процедуры по выдаче разрешения.

Миграционная политика России в последние годы претерпела ряд значительных изменений. Чего только стоит введенный в 2014 году «черный список» ФМС, в который служба вносит лиц с запретом въезда на территорию страны.

А ввиду того что миграционные правила постоянно меняются, иностранцы и апатриды, желающие приехать или уже находящиеся в РФ должны внимательно следить за всеми нововведениями. В противном случае каждый станет потенциальным участником «черного списка» ФМС.

Представляем топ новшеств, действующих в 2019 году, которые коснутся огромного количества путешественников из Украины, Беларуси, Турции, Республики Узбекистан и прочих стран.

Для граждан Украины

На граждан Украины в полной мере начинают распространяться правила 90/180. Это означает, что срок временного проживания в России для украинцев теперь составит 90 дней на протяжении 180-дневного периода. Эта норма полностью нивелирует популярный прием въезд-выезд, которым активно пользовались мигранты ранее.

Усложняются и правила трудовой миграции. Теперь украинские граждане должны обязательно получить патент на работу в РФ (или оформить иной статус, позволяющий легально работать на территории России). Стоит ли упоминать, что сотрудники каждого УФМС отныне будут очень пристально следить за мигрантами из Украины и требовать полного соблюдения всех установленных ограничений.

На 2019 год сохраняется право въезда граждан Украины в РФ по внутригражданским паспортам. При этом стоит отметить, что для оформления документов на работу предпочтительно иметь загранпаспорт. Ряд миграционных центров уже взяли наличие заграничного паспорта за обязательное правило.

Для лиц с территорий, подконтрольных самопровозглашенным «республикам», действуют те же правила. Более того, для них с 2019 г. будет постепенно прекращаться практика предоставления и продления статуса временного убежища. Ограничиваются и сроки пребывания в пунктах временного пребывания ФМС. Разговоры о предоставлении гражданства России переселенцам с восточноукраинских территорий также более не актуальны.

Для граждан Турции

Очевидные причины повлияли и на изменения миграционного законодательства в отношение граждан Турции. С 2019 года действуют правила о запрете принимать на работу турецких граждан. Перезаключить трудовой договор с гражданином Турции, а точнее, продлить его, можно в случае, если документ был заключен до 31 декабря 2015 года.

Для граждан Беларуси

Жителям Беларуси с 2019 года не нужно сдавать экзамены по языку, истории и правоведению для получения вида на жительство в РФ. Упрощение миграционного режима было достигнуто путем совместных переговоров представителей России и Республики Беларусь.

Для граждан Узбекистана

Для лиц из Республики Узбекистан необходимо озадачиться заменой паспортов. С 2019 года они должны иметь документы биометрического образца. Отсутствие нового паспорта может стать причиной штрафов со стороны ФМС России и даже грозить депортацией в Узбекистан.

Последняя является крайне нежелательным последствием для мигранта, так как повлечет одновременное занесение жителя Республики Узбекистан в «черный список» ФМС, препятствующий въезду в Россию на довольно продолжительный срок.

Для мигрантов из Грузии

Мигрантам из Грузии в 2019 году предлагается оформление визы по упрощенной системе. Уже с конца декабря введены новые правила получения разрешения на въезд в РФ. Визы любой кратности на пребывание в России даются в деловых, учебных целях, для трудоустройства, а также гуманитарные визы.

При наличии частного приглашения отныне отсутствует необходимость подтверждать родство с пригласившим лицом. Это значительное облегчение, так как мало того, что раньше необходимо было долго и сложно проводить процедуру доказывания родства, но и в принципе невозможно было съездить в РФ для посещения других близких людей, которые не состоят в родстве.

По сообщению ФМС и других официальных лиц, со стороны Российской Федерации и в дальнейшем будут предприниматься шаги и мероприятия для снижения миграционных ограничений для грузинских мигрантов. Обещанный и широко разрекламированный СМИ безвизовый режим для резидентов Грузии возможен, с точки зрения российских властей, со временем и на основании взаимного открытия границ.

Кроме того, в 2019 ожидается сокращение квоты на выдачу документов ФМС на право временного проживания в РФ. На всю Российскую Федерацию таких разрешений будет выдано всего 125900, что на 25000 меньше, чем в прошлом году. Каждый регион получил свое количество квот.

Все въезжающие в Россию иностранцы и апатриды начнут подвергаться снятию отпечатков пальцев сотрудниками ФМС. Необходимым оборудованием для сканирования отпечатков будет оборудован каждый пункт пропуска мигрантов. Эта мера связана с тем, что недобросовестные лица, попадая в «черный список» ФМС, прибегали к смене паспортных данных (фамилия, имя, отчество) для повторного въезда в РФ. Такие меры предосторожности позволят ФМС определять невъездных лиц вовсе без документов и независимо от их персональных данных.

Тема нашей сегодняшней статьи – изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу в 2019 году. Законодательство хотя и сложный, но очень живой и гибкий механизм. Его суть – поддержание порядка в обществе. Отмените законы – и весь мир в кратчайшие сроки погрузится в хаос и безнаказанность, впрочем, устаревшие или неработающие правовые акты приведут к такому же результату. Поэтому одно из главных требований к законодательству – его актуальность.

Миграционное законодательство в 2019 году: что нового

Как и все нормативные документы, законы о миграции периодически пересматриваются, обновляются и корректируются. Необходимость нововведений чаще всего обусловлена такими факторами, как текущая миграционная обстановка в стране, выявленные недостатки действующей системы, да и ситуация на международной арене играет не последнюю роль.

В этой части статьи мы выясним, появилось ли что-то новое в миграционном законодательстве за последнее время.

Новшества касаются тех случаев, когда для иностранного гражданина оформлялось приглашение на въезд в РФ. Тот, кто ходатайствовал о выдаче такого приглашения, называется приглашающей стороной (в данном случае она же является и принимающей). Раньше её функции ограничивались постановкой иностранных гостей на миграционный учёт, то есть передачей данных о вновь прибывшем мигранте для оформления регистрации по месту пребывания или проживания. А с 16 января 2019 года у приглашающей стороны прибавилось обязанностей, связанных с прибывшими по её инициативе мигрантами (в том числе и лицами без гражданства).

В законе сказано, что теперь приглашающая сторона должна принимать меры, обеспечивающие соблюдение миграционного законодательства. По сути же это обязанность контролировать, что:

  • заявленная цель визита соответствует фактической деятельности иностранца в РФ;
  • иностранный гость не нарушил миграционные правила выезда из нашей страны – иными словами, приглашающая сторона должна убедиться, что по окончании разрешённого срока пребывания мигрант покинул Россию.

Эти изменения были внесены Федеральным законом от 19.07.2019 № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Сокращение квот для трудовых мигрантов, прибывших на основании визы

Не секрет, что последние десять лет Россия для мигрантов – весьма привлекательное направление, особенно в смысле поиска работы. Больше повезло тем, кто имеет право пересекать государственную границу на основании только лишь миграционной карты. Им не нужно беспокоиться ни о визе, ни о квотах, которые устанавливаются только для трудовых «визовых» мигрантов. Собственно говоря, нововведения касаются именно этих квот.

Квота – это количество разрешений на работу, которые могут быть оформлены для иностранных граждан, въехавших в РФ на основании визы. Начнём с того, что сокращена общая квота: в 2019 году она составит 144 583 разрешения на работу (утверждена Постановлением Правительства РФ от 06.12. 2019 № 1494), а в 2019 году это же показатель был равен 178 454 (Постановление Правительства РФ от 06.12.2017 № 1479).

Второе существенное изменение касается доли иностранных работников в общей численности сотрудников предприятия (Постановление Правительства РФ от 14.11. 2019 № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности»).

Основные нововведения заключаются в следующем:

  • данное ограничение впервые установлено для сферы строительства – трудовые мигранты могут составлять не более 80% общей численности сотрудников, однако это требование не распространяется на организации, функционирующие в Москве, Амурской области и Хабаровском крае;
  • в 2019 году допустимая доля иностранных работников была снижена до 26% (по сравнению с 28% в 2019 году) для предприятий двух сфер – деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, деятельность автомобильного грузового транспорта.

Российское трудовое миграционное законодательство предусматривает, что иностранные гости могут быть приняты на работу при наличии соответствующего разрешения (для «визовых» мигрантов) или патента (для тех, кому виза не требуется). И с 1 января 2019 года вступили в силу изменения, связанные с получением патента.

При оформлении патента уплачивается так называемый ежемесячный авансовый платёж. Срок действия патента напрямую зависит от уплаченной иностранным гостем суммы: если гражданин внёс авансовый платёж за месяц, то и патент будет действителен всего месяц. Чтобы продлить срок действия документа, нужно внести новый авансовый платёж (разумеется, до окончания оплаченного ранее месяца).

Формула расчёта авансового платежа такова:

АП = ФАП·КД·РК,

где АП – окончательный размер авансового платежа (определяется для каждого региона индивидуально);

ФАП – фиксированный авансовый платёж (установлен частью 2 статьи 227.1 Налогового кодекса РФ), составляет 1 200 рублей и един для всех регионов;

КД – коэффициент-дефлятор (определяется в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.10. 2019 № 595 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год»), этот показатель также одинаков для всех субъектов и составляет 1,729 (в 2019 году этот показатель бал равен 1,686);

РК – региональные коэффициенты (устанавливаются нормативными актами субъектов РФ).

Миграционная амнистия

Миграционная амнистия – новое для мигрантов явление. Правда, пока она распространилась лишь на граждан Республики Молдова. Как известно, срок пребывания иностранных граждан на территории РФ ограничен и в случае его нарушения предусмотрена ответственность: от выдворения из страны до запрета последующего въезда.

Гражданам Молдавии, допустившим такое нарушение, была предоставлена возможность «сделать работу над ошибками». Если в период с 1 января по 24 февраля 2019 года проштрафившиеся мигранты покинут Россию, они будут освобождены от административной ответственности. Ранее принятые решения о запрете на въезд будут пересмотрены в сторону смягчения или отмены.

Заключение

С 2019 года приглашающая сторона должна контролировать соответствие заявленной цели визита фактической деятельности иностранца, а также следить за тем, чтобы иностранный гражданин вовремя выехал из РФ. Также изменения коснулись доли иностранных работников в штате предприятия: установлен норматив для сферы строительства (за исключением нескольких субъектов), а также снижены показатели для двух сфер, связанных с транспортом (прочий сухопутный пассажирский и автомобильный грузовой). Кроме того, за счёт изменения коэффициента-дефлятора изменится и размер авансового платежа. Для граждан Республики Молдова проведена миграционная амнистия: к тем, кто нарушил сроки пребывания в РФ, но покинул ее территорию в период с 1 января по 24 февраля 2019 года, не будут применяться меры административной ответственности.

Видео: Новые законы для мигрантов в 2019 году

1. В 2016 году Многофункциональным миграционным центром «Сахарово» было выдано 407 тысяч патентов, а в 2017 году 434 тысячи (по состоянию на 19 декабря 2017). Таким образом, за 11 месяцев 2017 года были выполнены показатели 2016 года.
2. За 3 года трудовые мигранты принесли в бюджет города Москвы около 40 млрд. рублей.
3. В январе - ноябре 2017 года мигранты перевели в Кыргызстан посредством различных систем денежных переводов $2 млрд 288,09 млн (по данным пресс-службы Национального банка республики). Наиболее крупные суммы были перечислены в августе - $262 млн (14 млрд 946,13 млн рублей), в сентябре - $258,5 млн (14 млрд 746,47 млн рублей) и в октябре - $243,1 млн (13 млрд 867,96 млн рублей). Больше всего денег на родину перевели кыргызцы, работающие в России - 2 млрд 244,66 млн (128 млрд 49,55 млн рублей). На втором месте по объемам денежных переводов в Киргизию оказались США - $21,85 млн (1 млрд 246,46 млн рублей), а на третьем обосновался соседний Казахстан - $3,9 млн (222,48 млн рублей).

4. За 2017 год на миграционный учёт в РФ было поставлено 14 590 229 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 10% превышает показатели прошлого, 2016 года.
5. В течение 2017 года с помощью многофункционального миграционного центра «Сахарово» и других профильных учреждений по всей России было оформлено 1 556 178 трудовых патентов, из которых в Москве и МО было получено порядка 400 000 шт., а это означает, что страна приобрела ещё полтора миллиона легальных, что очень важно для действующей миграционной политики, трудовых мигрантов.
6. В пятёрку стран, отправивших в Россию наибольшее количество трудовых мигрантов в 2017 году, вошли: Узбекистан и Украина – по 2 млн. человек каждая, Таджикистан – около 1 млн., Казахстан – 45 тыс., Армения – 30-35 тыс. человек.

7. Несмотря на большое количество постоянно прибывающих на территорию РФ трудовых мигрантов общий миграционный прирост сократился на 37 тысяч по сравнению с прошлым годом. Эксперты связывают это с уменьшением количества мигрантов, приезжающих в нашу страну из Украины – в настоящий момент их примерно столько же, сколько и в докризисные годы.
8. Кроме того, снизились потоки из главных стран-доноров трудовой миграции: более чем на 30% из Узбекистана, на 13% – из Таджикистана, чуть менее сократилась численность прибывающих мигрантов из Азербайджанской Республики, а также Республики Молдова.
9. Стоит отметить, что в 2017 году, помимо постоянных лидеров Москвы (МО) и Санкт-Петербурга (ЛО), новыми центрами притяжения трудовых мигрантов стал Юг России: Краснодарский край – около 55 тыс., Севастополь и Республика Крым – порядка 24 тыс.

10. Граждан Республики Кыргызстан можно назвать одними из самых обеспеченных трудовых мигрантов в России, поскольку за ушедший год они перевели в родную Киргизию около 2,3 млрд. долларов (37%), тем самым став лидером среди стран Средней Азии и Европы по соотношению переведенных сумм к объему валового внутреннего продукта страны. В этом вопросе гражданам Киргизии уступили выходцы из Таджикистана и Армении.
11. Правительство Москвы также привнесло свои изменения в миграционную политику – по сравнению с прошлым годом потребность в привлечении иностранных работников была снижена на 20%, и теперь она составляет 140 423 чел.

12. Важно отметить, что общее количество нарушений правил дорожного движения – включая общественный транспорт и частные перевозки, – совершенных трудовыми мигрантами на территории РФ, по сравнению с прошлым годом значительно сократилось (около 4%), и в ушедшем 2017 году составило порядка 1 млн. происшествий.
13. Довольно популярным российским субъектом для трудовых мигрантов стала Калужская область, пережившая в ушедшем году настоящий миграционный бум, – за год были поставлены на учёт свыше 155 000 иностранных граждан, из которых более 15 тыс. получили официальное разрешение на осуществление трудовой деятельности – трудового патента.
14. Ввиду изменения стоимости трудового патента можно выделить самый доступный и труднодоступный для трудовой деятельности мигранта регионы: первый из которых – Костромская область, где стоимость патента равна 2 697 руб., а второй – Ямало-Ненецкий автономный округ, установивший отметку в 8 354 руб. Решение о стоимости трудового патента принимается каждым регионом самостоятельно, тем самым федеральные власти позволяют самим влиять на миграционную политику, то открывая, то закрывая «занавес». Важно отметить, что в 2018 году в отдельных регионах произошло повышение цены на трудовой патент. Местные власти российских федеральных округов повысили размер регионального коэффициента, поэтому рабочим из-за рубежа в 2018-ом году придется вносить ежемесячную плату за патент чуть больше, чем в 2017-ом году. В зависимости от региона повышение составит от 7до 20 процентов.

15. По сообщению главы ФСБ Бортинкова А. (выступление Директора ФСБ России на заседании Национального антитеррористического комитета России 12 декабря 2017 г.), за уходящий год была пресечена деятельность 56 террористических ячеек, на территорию нашей страны не были допущены 17,5 тысячи иностранцев, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Также за 2017 год были убиты 78 подозреваемых в терроризме людей, арестованы по этим обвинениям 1018 человек.