Мы краткое содержание по записям. Е. И. Замятин. Мы. Текст произведения


Действие произведения разворачивается в далеком будущем, где человеческие имена заменены порядковыми номерами. Герой под именем Д-503 строит удивительное космическое судно "Интеграл", а в свободное время пишет историю для потомков, повествуя о великих свершениях Единого Государства во главе с Благодетелем. Свое произведение инженер нарекает просто - "Мы". В ходе своего рассказа Д-503 гордится и восхищается строгой упорядоченностью жизни своей страны. Ему по душе, что граждане-нумера проживают предопределенные системой Тэйлора, регламентированные Часовой Скрижалью дни. Все дела идут точно по расписанию: люди просыпаются, работают, гуляют, ложатся спать лишь в определенное время. Даже сексуальная жизнь четко согласуется с установленным графиком, делать пометки о которой принято в розовой талонной книжке.

Герой твердо верит в то, что коллективное бытие ведет к успеху, а индивидуализм обречен на провал.

Однажды Д-503 отправляется на прогулку со своей подругой 0-90. Они мирно ходят под марш Музыкального завода в толпе других одинаковых нумеров, когда к Д-503 подходит странная незнакомая женщина с именем I-330. Она упрямая, резкая, слегка раздражающая, будто бы заглядывающая в мысли героя. Спустя время она и Д-503 летят на аэро к Древнему Дому. Это необычный дом-музей, в котором царит хаос красок и форм, где находятся такие вещи, как рояль и бюст Пушкина. Герой воодушевляется, но когда I-330 просит его вопреки распорядку остаться с ней, Д-503 задумывает написать донос на женщину.

Но вскоре планы меняются, так как молодой человек обнаруживает, что заболел какой-то иррациональной инфекцией. В Медицинском бюро его освобождают от работы.

В Едином Государстве принято лишать жизни тех, кто не соответствует системе, и вот теперь казнят одного поэта, который посмел кощунственно выразиться о Благодетеле. На этой казни присутствует и Д-503. Он видит, как знакомый ему Государственный Поэт R-13 несмело зачитывает приговор в стихах, и как сам Благодетель вершит судьбу с помощью луча своей Машины. Одно движение - и от нумера остается лишь химически чистая вода.

Как-то раз инженер узнает, что появился в списке той самой незнакомки I-330. В определенное время герой приходит к ней. I-330 забавляется: курит папиросы и пьет ликер. Такие яды строго запрещены в Едином Государстве, но I-330 все же убеждает Д-503 сделать глоток. По правилам, он должен тотчас же донести, но что-то меняется в Д-503, и он уже не может быть прежним. В нем просыпается новый человек, живой и чувствующий. Как же разобраться, какое "я" истинно?

Жанр. Сюжет. Композиция. Конфликт. Роман написан в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику. Скорее можно согласиться с теми, кто признает за автором умение не только демонстрировать смысл идей и показывать их столкновение, но и умение увлечь читателя человеческими характерами, психологией героев, то есть с теми, кто расценивает замятинский роман не только как роман идей (что в общем-то является свойством жанра, к которому обратился писатель), но и роман людей. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.

О сложности романа, его многогранности, о том, что его содержание не исчерпывается одной антиутопической идеей, свидетельствуют трудности, которые мы испытываем при определении жанра этого произведения. Л.В. Полякова в связи с этим справедливо пишет: «По своим, замятинским законам творчества написан и роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. Сам автор чаще всего называл произведение романом, “самой моей шуточной и самой серьезной вещью”, “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”, “утопией”. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны» 6 .

Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем в некоем Едином Государстве - утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества — голод , ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне.

Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества — любовь , а вместе с ней — и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам - розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области — в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука — «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.

Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное "Мы". Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:

Проспект полон: в такую погоду послеобеденный личный час — мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой. И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.

Действие известных в мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город—деревня. В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е. Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».

Поэтика романа, в том числе и особенности психологизма, обусловлена его жанровой спецификой. Нередко роман кажется «тяжелым», так, А.К. Воронский писал о "Мы": «очень растянут роман и тяжело читается». А.И. Солженицын оценивает роман как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди - живые и судьба их очень волнует».

Поступки героев в этом романе жестко регламентированы, расчислены. Однако форма, структура романа глубоко органична авторскому замыслу, механистичному, роботизированному миру романа. Не забудем, что главный герой романа — математик, строитель «Интеграла». Он привык к языку формул, точных понятий. Например, о своей знакомой О-90, о ее милой болтовне он записывает:

Вообще, эта милая О… как бы сказать… у ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уж никак не наоборот.

Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их число — 40). Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. Роман написан от первого лица единственного числа — «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в общем "Мы", и вначале «душевный» мир главного героя романа — это «типовой» мир жителя ЕГ. Повествование от первого лица единственного числа (для которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ собственных переживаний), в принципе, интимизирует повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри. Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена. Мир Единого Государства показан изнутри — в восприятии героя, авторского голоса в тексте нет, и это очень важно и оправдано: «автор антиутопии (и романа неклассического типа, создателем которого и мыслил себя Замятин) не может уподобиться творцу высмеиваемого им, Замятиным, жанра утопии, чье слово — носитель последней истины, завершенного, конечного знания» 8 . Изображение утопического мира в мировой литературе не было новым, но взгляд на утопическое общество изнутри, с точки зрения одного из его жителей — принадлежит к числу новаторских приемов Е. Замятина.

Читайте также другие статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы":

  • 1.4. Жанр и сюжет романа "Мы"

Год издания книги: 1927

Роман Евгения Замятина «Мы» стал во многом определяющим для писателя. Во-первых, это единственный законченный роман Замятина, а во-вторых он сыграл определяющую роль в жизни писателя. Написанный еще в 1920 году он подвергся жестокой критике среди советских функционеров. В итоге книга вышла на английском, французском и некоторых других языках значительно раньше, чем на русском. А сам писатель не в силах терпеть травлю был вынужден покинуть родину.

Романа Замятина «Мы» краткое содержание

Если излаживать роман Замятина «Мы» кратко, то стоит начать с того, что роман написан в форме дневника. Его ведет блистательный инженер космического корабля «Интеграл». Имя главного персонажа романа Замятина «Мы» — Д – 503. Дело в том, что к 32 веку тоталитарное общество Единого Государства полностью отказалось от имен. Теперь все носят лишь безликие номера, все носят одинаковую одежду, а «Часовая скрижаль» регулирует что должен делать каждый член общества в каждую минуту. Лишь гласная и согласная буква в начале имени отличает мужчин от женщин. Нет не рас ни религий, всем предоставлены лишь квартиры с минимально необходимым набором мебели. «Бюро Хранителей» тщательно следит за соблюдением правил, и в случае преступления лично «Благодетель» казнит преступника превращая его всего лишь в лужу химически чистой воды. Кстати «Благодетеля» так же принято избирать только единогласно на безальтернативной основе. Один из основных принципов Единого Государства гласит «Мы» — от Бога, «Я» — от дьявола».

Даже сексуальная жизнь граждан в романе Замятина «Мы» подчинена суровым законам. Для каждого жителя составлен табель сексуальных дней, а каждый может записаться на каждого. На свидание выдают розовый талончик. Действие романа начинается с того, что Д – 503 гуляет по Музыкальному Заводу с О – 90. С ней он уже давно знаком. У нее есть еще один половой партнер и поэт – R – 13. Он так же приятель героя романа Замятина «Мы». Именно этих двоих он считает своей семьей. Нарушает их прогулку I – 330, которая заговаривает с Д – 503. Резкая и упрямая она как будто читает мысли главного героя.

Далее в романе Замятина «Мы» кратком содержании можно читать, как через несколько дней I – 303 приглашает главного героя в Древний Дом. Это старая квартира где есть рояль, статуя и множество красок. Д – 503 захвачен этим зрелищем, но на уговоры I – 303, которая предлагает нарушить правила и остаться с ней не поддается. Эту просьбу он собирается донести до Бюро Хранителей, но утром отправляется в медицинский центр и получает выходной. Затем Д – 503 вместе с другими номерами присутствует на казни поэта, которого обвиняют в нелицеприятных стихах в адрес Благодетеля. Приговор зачитывает приятель героя романа Замятина «Мы» — R – 13. А затем Машина превращает преступника в воду.

Вскоре после этого главный герой романа «Мы» Замятина получает извещение, что на него записана I- 303. Согласно закона он является к ней. Она дразнит его курит запрещенные сигареты и пьет алкоголь. А затем в поцелуе заставляет и его попробовать алкоголь. Д – 503 просто обязан донести на нее хранителям, но он понимает, что не может. Он изменился. Теперь он как герой древних книг ревнует и любит как идиот. Об этом он признается в своем дневнике. Душевные смятения приводят его в Медицинский Центр, куда ему помогает дойти Хранитель S – 4711. Кстати этот персонаж романа Евгения Замятина «Мы» является приятелем I — 303. Как выясняется Д – 503 неизлечимо болен – у него, как и многих других граждан Единого Государства, появилась душа.

Далее в романе «Мы» Замятина читать можно о том, как в поисках I – 303 главный герой приходит в Древний Дом. Он открывает дверцу шкафа и вдруг пол уходит у него из-под ног, и он попадает в подземелье. Оно ведет за пределы стены. Там его встречает знакомый доктор, который очень удивлен его появлением. Он велит ждать пока не придет I – 303, а затем они вместе гуляют по корявому и иррациональному миру.

К этому времени персонаж романа Евгения Замятина «Мы» под номером О – 90 понимает, что Д – 503 утратил к ней интерес. Поэтому она снимает все свои записи на него, но перед этим решает прийти проститься. В после днем порыве она просит от главного героя ребенка. Д – 503 пытается образумить ее заявляя, что она сантиметров на десять ниже Материнской нормы. Но она готова на все, дабы почувствовать ребенка внутри себя. Д – 503 выполняет ее просьбу. Вскоре после этого к нему наконец то приходит I – 303. Главный герой обвиняет ее в том, что она его мучила. На что она отвечает, что не была уверена в том, что он пойдет за ней до конца. И если он не боится, то подробности узнает после Дня Единогласия.

Далее в романе Замятина «Мы» кратком содержании вы узнаете, как наступает День Единогласия, когда избирают нового Благодетеля. На медленный чугунный вопрос: «Кто «За», вверх взметаются шесть миллионов рук. А когда звучит вопрос кто против вверх поднимаются тысячи рук, среди которых и рука I – 303. Вихрем начинают метаться фигуры Хранителей. Приятель героя романа Замятина «Мы» — R – 13 несет на руках окровавленную I – 303. Он забирает ее и бежит и только мысль, что он готов ее так нести вечно бурлит в его голове.

На следующий день в газетах заметка, что в 48-й раз единогласно избран Благодетель, а на улицах листки с надписью «Мефи». Главный герой романа Замятина «Мы» вместе со своей подругой вновь выходит за стену. Здесь он встречает заросших и жизнерадостных людей, которые предлагают ему на предстоящих испытаниях «Интеграла» разрушить Стену. Д – 503 понимает, что они с этими людьми как разделенные молекулы Н2 и О и что раз с этими людьми I – 303, то и он с ними.

А на следующий день выходит декрет о Великой Операции. Ее цель уничтожение фантазии. Из разинутых дверей как тракторы выходят прооперированные. Они окружают толпу, и все бросаются в рассыпную. Герой фантастического романа Евгения Замятина «Мы» прячутся в подъезде вместе с приятельницей О – 90. Она хочет сохранить их ребенка. Д – 503 передает ей записку к I – 303 и обещает, что она поможет.

И вот наконец испытание «Интеграла». Среди персонала, члены «Мефи» и I – 303. Она сообщает что помогла женщине, которую он послал. Но тут звучит голос по радио о том, что Хранители все знают и что они верят, что его не посмеют сорвать. Д – 503 понимает, что это дежурная в его доме Ю прочитала его дневники и рассказала все Хранителям. Сделала это она наверняка только чтоб обезопасить его. Но I – 303 обвиняет во всем его. Главный герой романа Замятина «Мы» отдает команду вниз и заглушить двигатели. И тут в рубку врывается Второй Строитель, который отдает команду вверх.

Далее в романе Евгения Замятина «Мы» читать можно о том, как главного героя вызывает Благодетель. Он такой же человек, как и все остальные жители города. Он убеждает Д – 503, что тот нужен был только как строитель «Интеграла». А на следующий день «Мефи» взрывают стену. По улицам города летают птицы, а восставшие двигаются на запад. Д – 503 бежит в Бюро Хранителей и рассказывает персонажу романа Евгения Замятина «Мы» S – 4711 все что знает о «Мефи», но тут он понимает, что он один из них. Он заходит в уборную и прямо оттуда его и его соседей забирают на Великую Операцию.

Теперь в голове у главного героя романа Замятина «Мы» пусто. Он приходит к Благодетелю и рассказывает все что знает о повстанцах. Затем он вместе с ним наблюдает как приводят I – 303. Она смотрит на него и молчит. Тогда ее заводят в Газовую Комнату из которой откачивают воздух. Она смотрит на него пока не закрываются глаза. Ее достают с помощью электродов возвращают сознание и вновь повторяют процедуру. Все это что-то напоминает, но что, главный герой не помнит. Вскоре сюда приведут и других заговорщиков, а затем они очутятся в Машине. Дневник главного героя романа Замятина «Мы» заканчивается словами, что разум должен победить. Ведь они уже соорудили новую стену.

Роман Замятина «Мы» на сайте Топ книг

Роман Евгения Замятина «Мы» читать стало так популярно, благодаря его внесению в школьную программу. Этот фактор позволил произведению занять высокое место среди года. Кроме того, роман занял высокое место среди нашего сайта. И учитывая высокий интерес к произведению Замятина он и в дальнейшем будет представлен среди .

33e75ff09dd601bbe69f351039152189

Действие романа происходит в далеком будущем. Главный герой – Д-503 – инженер, построивший космический корабль «Интеграл». Он пишет рукопись, которая является своеобразным посланием потомкам. В рукописи рассказывается о том, как счастливо живут граждане Великого Государства, во главе которого стоит Благодетель. Рукопись называется «Мы», и это название совсем не случайно – в Государстве отсутствует понятие «Я», а граждане Государства ведут рассчитанную по специальной системе Тейлора жизнь, все делая в одно и то же время. Они вместе приходят на работу и вместе с нее уходят, вместе принимают пищу и вместе гуляют. У граждан Государства нет имен в том смысле, в каком это было в прошлом – всем им присвоены нумера. А для того, чтобы встречаться с нумером противоположного пола надо записаться на него и получить специальную талонную книжечку с графиком сексуальных встреч. Нарушителей законов государства казнит сам Благодетель с помощью специальной Машины.

Однажды, гуляя с записавшейся на него О-90, Д-503 встречает незнакомку I-330, которая заговаривает с ним, а через несколько дней приглашает его в Древний Дом. Это квартира-музей, в которой присутствуют вещи из далекой древности – рояль, статуя Пушкина и многое другое из того, чего в их мире уже давно не встретишь. I-330 обращается к инженеру с предложением нарушить распорядок дня и остаться с ней. Он в ужасе, понимая, что теперь ему надлежит пойти в Бюро Хранителей и сообщить там о женщине, которая нарушает правила, принятые в Государстве. Вместо этого он идет в Медицинское Бюро, где его освобождают от работы.

Спустя короткое время ему сообщают, что I-330 записалась на него. Они встречаются и I ведет себя вовсе не так, как принято в Государстве – она курит папиросы, пьет ликер, делая так, что и Д-503 выпивает глоток ликера. И то, и другое считается в Государстве запрещенными ядами, и Д-503 просто должен сообщить в Бюро Хранителей о нарушении. Но он не может этого сделать. Более того, он вдруг понимает, что становится совсем другим и не может больше выполнять свои обязанности перед Государством, о чем и пишет в своей рукописи. Придя в Медицинское Бюро, он узнает, что неизлечимо болен – у него появилась душа.

Он ищет встречи с I-330, приходит в Древний Дом и, заглянув в шкаф, проваливается в подземелье, попадая в новый для него, совершенно иррациональный мир, где он и встречает I.

Его бывшая подруга О-90, понимая, что он не может больше с ней встречаться, приходит к нему со словами, что хочет от него ребенка. Он в ужасе – она еще не дошла до Материнской Нормы, и за нарушение ее ожидает Машина Благодетеля. Но она настойчива, и Д выполняет ее просьбу.

Наступает главный праздник Единого Государства – День Единогласия, во время которого производятся выборы Благодетеля. Д-503 вместе с миллионами граждан голосует за прежнего Благодетеля. Против него голосуют тысячи граждан Государства, и среди них и I-330. Д-503 спасает ее от расправы, унося из толпы. На следующий день Государственная газета сообщает о том, что в 48-ой раз Благодетелем единогласно избран все тот же человек, а на улицах появляются листовки, подписанные «Мефи». Во время очередного свидания I-330 открывает инженеру, что «Мефи» - это организация, выступающая против законов Единого Государства, и она сама является членом этой организации. Она предлагает и Д-503 присоединиться к ним и открывает план – они хотят захватить во время испытаний «Интеграл» и нанести по Государству удар, который решит все. Пойти в Бюро Хранителей и раскрыть заговор Д не может, так как среди заговорщиков I, но он не может и решится поддержать их, опасаясь, что она встречается с ним только из-за того, что именно он, как создатель, будет проводить испытательный полет «Интеграла».

На следующий день в Газете опубликован Декрет о Великой Операции. Этой операции должны подвергнуться все нумера государства, и она поможет им избавиться от фантазий, от души, и стать совершенными и полностью равными. Убегая из аудиториума, где собрали всех граждан для проведения Операции, Д-503 встречает О-90, которая просит спасти ее и ребенка. Он пишет записку, отправляя ее к I-330. I помогает О-90 перебраться через стену, окружающую Государство.

Испытания «Интеграла» начались. Но в ходе испытаний заговорщики узнают, что их план раскрыт. I думает, что это Д выдал их, а тот понимает, что его записи, в которых он излагал все, что его волновало, прочла дежурная Ю – она-то и донесла на всех.

Д-503 вызывает к себе Благодетель и говорит ему, что он нужен был заговорщикам только как создатель «Интеграла». На следующий день улицы города заполняют восставшие. Граждане государства забывают обо всех правилах, в городе царит хаос и беспорядок. Но Государство не дремлет – всех, в том числе и Д-503, хватают на улицах, приводят в аудиториум и подвергают Великой Операции. После операции Д чувствует, как легко ему стало.

Он приходит к Благодетелю и рассказывает ему все, что знает о заговорщиках. Вместе с Благодетелем он наблюдает за тем, как пытаются добиться показаний от какой-то женщины в Газовой камере. Она лишь улыбается, смотрит на Д и молчит. Это что-то ему напоминает, но он не может понять, что именно. На следующий день она должна вместе с другими заговорщиками пойти к Машине Благодетеля. Заканчивается роман записью Д-503: «Я уверен – мы победим. Потому что разум должен победить».

Далёкое будущее. Д-503, талант-ливый инженер, стро-и-тель косми-че-ского корабля «Инте-грал», ведет записки для потомков, расска-зы-вает им о «высо-чайших вершинах в чело-ве-че-ской истории» — жизни Единого Госу-дар-ства и его главе Благо-де-теле. Название руко-писи — «Мы». Д-503 восхи-ща-ется тем, что граж-дане Единого Госу-дар-ства, нумера, ведут рассчи-танную по системе Тэйлора, строго регла-мен-ти-ро-ванную Часовой Скри-жалью жизнь: в одно и то же время встают, начи-нают и кончают работу, выходят на прогулку, идут в ауди-то-риум, отходят ко сну. Для нумеров опре-де-ляют подхо-дящий табель сексу-альных дней и выдают розовую талонную книжку. Д-503 уверен: «„Мы“ — от Бога, а „я“ — от диавола».

Как-то весенним днем со своей милой, кругло обто-ченной подругой, запи-санной на него 0–90, Д-503 вместе с другими одина-ково одетыми нуме-рами гуляет под марш труб Музы-каль-ного Завода. С ним заго-ва-ри-вает незна-комка с очень белыми и острыми зубами, с каким-то раздра-жа-ющим иксом в глазах или бровях. I-330, тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст, читает мысли Д-503.

Через несколько дней I-330 пригла-шает Д-503 в Древний Дом (они приле-тают туда на аэро). В квар-тире-музее рояль, хаос красок и форм, статуя Пушкина. Д-503 захвачен в дикий вихрь древней жизни. Но когда I-330 просит его нару-шить принятый распо-рядок дня и остаться с ней, Д-503 наме-ре-ва-ется отпра-виться в Бюро Храни-телей и донести на нее. Однако на следу-ющий день он идет в Меди-цин-ское Бюро: ему кажется, что в него врос ирра-цио-нальный № 1 и что он явно болен. Его осво-бож-дают от работы.

Д-503 вместе с другими нуме-рами присут-ствует на площади Куба во время казни одного поэта, напи-сав-шего о Благо-де-теле кощун-ственные стихи. Поэти-зи-ро-ванный приговор читает трясу-щи-мися серыми губами прия-тель Д-503, Государ-ственный Поэт R-13. Преступ-ника казнит сам Благо-де-тель, тяжкий, каменный, как судьба. Свер-кает острое лезвие луча его Машины, и вместо нумера — лужа хими-чески чистой воды.

Вскоре стро-и-тель «Инте-грала» полу-чает изве-щение, что на него запи-са-лась I-330. Д-503 явля-ется к ней в назна-ченный час. I-330 дразнит его: курит древние «папи-росы», пьет ликер, застав-ляет и Д-503 сделать глоток в поцелуе. Употреб-ление этих ядов в Едином Госу-дар-стве запре-щено, и Д-503 должен сооб-щить об этом, но не может. Теперь он другой. В десятой записи он призна-ется, что гибнет и больше не может выпол-нять свои обязан-ности перед Единым Госу-дар-ством, а в один-на-дцатой — что в нем теперь два «я» — он и прежний, невинный, как Адам, и новый — дикий, любящий и ревну-ющий, совсем как в идиот-ских древних книжках. Если бы знать, какое из этих «я» насто-ящее!

Д-503 не может без I-330, а её нигде нет. В Меди-цин-ском Бюро, куда ему помо-гает дойти двоя-ко-изо-гнутый Храни-тель S-4711, прия-тель I, выяс-ня-ется, что стро-и-тель «Инте-грала» неиз-ле-чимо болен: у него, как и у неко-торых других нумеров, обра-зо-ва-лась душа.

Д-503 приходит в Древний Дом, в «их» квар-тиру, откры-вает дверцу шкафа, и вдруг... пол уходит у него из-под ног, он опус-ка-ется в какое-то подзе-мелье, доходит до двери, за которой — гул. Оттуда появ-ля-ется его знакомый, доктор. «Я думал, что она, I-330...» — «Стойте тут!» — доктор исче-зает. Наконец! Наконец она рядом. Д и I уходят — двое-одно... Она идет, как и он, с закры-тыми глазами, закинув вверх голову, закусив губы... Стро-и-тель «Инте-грала» теперь в новом мире: кругом что-то корявое, лохматое, ирра-цио-нальное.

0–90 пони-мает: Д-503 любит другую, поэтому она снимает свою запись на него. Придя к нему проститься, она просит: «Я хочу — я должна от вас ребенка — и я уйду, я уйду!» — «Что? Захо-те-лось Машины Благо-де-теля? Вы ведь ниже санти-метров на десять Мате-рин-ской Нормы!» — «Пусть! Но ведь я же почув-ствую его в себе. И хоть несколько дней...» Как отка-зать ей?.. И Д-503 выпол-няет её просьбу — словно броса-ется с акку-му-ля-торной башни вниз.

I-330 наконец появ-ля-ется у своего люби-мого. «Зачем ты меня мучила, зачем не прихо-дила?» — «А может быть, мне нужно было испы-тать тебя, нужно знать, что ты сделаешь все, что я захочу, что ты совсем уже мой?» — «Да, совсем!» Сладкие, острые зубы; улыбка, она в чашечке кресла — как пчела: в ней жало и мед. И затем — пчелы — губы, сладкая боль цветения, боль любви... «Я не могу так, I. Ты все время что-то недо-го-ва-ри-ваешь», — «А ты не побо-ишься пойти за мной всюду?» — «Нет, не побоюсь!» — «Тогда после Дня Едино-гласия узнаешь все, если только не...»

Насту-пает великий День Едино-гласия, нечто вроде древней Пасхи, как пишет Д-503; ежегодные выборы Благо-де-теля, торже-ство воли единого «Мы». Чугунный, медленный голос: «Кто „за“ — прошу поднять руки». Шелест милли-онов рук, с усилием подни-мает свою и Д-503. «Кто „против“?» Тысячи рук взмет-ну-лись вверх, и среди них — рука I-330. И дальше — вихрь взве-янных бегом одеяний, расте-рянные фигуры Храни-телей, R-13, уносящий на руках I-330. Как таран, Д-503 пропа-ры-вает толпу, выхва-ты-вает I, всю в крови, у R-13, крепко прижи-мает к себе и уносит. Только бы вот так нести её, нести, нести...

А назавтра в Единой Государ-ственной Газете: «В 48-й раз едино-гласно избран все тот же Благо-де-тель». А в городе повсюду расклеены листки с надписью «Мефи».

Д-503 с I-330 по кори-дорам под Древним Домом выходят из города за Зеленую Стену, в низший мир. Нестер-пимо пестрый гам, свист, свет. У Д-503 голова кругом. Д-503 видит диких людей, обросших шерстью, веселых, жизне-ра-достных. I-330 знакомит их со стро-и-телем «Инте-грала» и говорит, что он поможет захва-тить корабль, и тогда удастся разру-шить Стену между городом и диким миром. А на камне огромные буквы «Мефи». Д-503 ясно: дикие люди — поло-вина, которую поте-ряли горо-жане, одни Н2, а другие О, а чтобы полу-чи-лось Н2О, нужно, чтобы поло-вины соеди-ни-лись.

I назна-чает Д свидание в Древнем Доме и откры-вает ему план «Мефи»: захва-тить «Инте-грал» во время проб-ного полета и, сделав его оружием против Единого Госу-дар-ства, кончить все сразу, быстро, без боли. «Какая неле-пость, I! Ведь наша рево-люция была последней!» — «Последней — нет, рево-люции беско-нечны, а иначе — энтропия, блаженный покой, равно-весие. Но необ-хо-димо его нару-шить ради беско-неч-ного движения». Д-503 не может выдать заго-вор-щиков, ведь среди них... Но вдруг думает: что, если она с ним только из-за...

Наутро в Государ-ственной Газете появ-ля-ется декрет о Великой Операции. Цель — уничто-жение фантазии. Операции должны подверг-нуться все нумера, чтобы стать совер-шен-ными, маши-но-рав-ными. Может быть, сделать операцию Д и изле-читься от души, от I? Но он не может без нее. Не хочет спасения...

На углу, в ауди-то-риуме, широко рази-нута дверь, и оттуда — медленная колонна из опери-ро-ванных. Теперь это не люди, а какие-то чело-ве-ко-об-разные трак-торы. Они неудер-жимо пропа-хи-вают сквозь толпу и вдруг охва-ты-вают её кольцом. Чей-то прон-зи-тельный крик:

«Заго-няют, бегите!» И все убегают. Д-503 вбегает пере-дох-нуть в какой-то подъезд, и тотчас же там оказы-ва-ется и 0–90. Она тоже не хочет операции и просит спасти её и их буду-щего ребенка. Д-503 дает ей записку к I-330: она поможет.

И вот долго-жданный полет «Инте-грала». Среди нумеров, нахо-дя-щихся на корабле, члены «Мефи». «Вверх — 45!» — коман-дует Д-503. Глухой взрыв — толчок, потом мгно-венная зана-весь туч — корабль сквозь нее. И солнце, синее небо. В радио-те-ле-фонной Д-503 находит I-330 — в слуховом крылатом шлеме, свер-ка-ющую, летучую, как древние валь-кирии. «Вчера вечером приходит ко мне с твоей запиской, — говорит она Д. — И я отпра-вила — она уже там, за Стеною. Она будет жить...» Обеденный час. Все — в столовую. И вдруг кто-то заяв-ляет: «От имени Храни-телей... Мы знаем все. Вам — кому я говорю, те слышат... Испы-тание будет дове-дено до конца, вы не посмеете его сорвать. А потом...» У I — бешеные, синие искры. На ухо Д: «А, так это вы? Вы — „испол-нили долг“?» И он вдруг с ужасом пони-мает: это дежурная Ю, не раз бывавшая в его комнате, это она прочи-тала его записи. Стро-и-тель «Инте-грала» — в командной рубке. Он твердо прика-зы-вает: «Вниз! Оста-но-вить двига-тели. Конец всего». Облака — и потом далекое зеленое пятно вихрем мчится на корабль. Иско-вер-канное лицо Второго Стро-и-теля. Он толкает Д-503 со всего маху, и тот, уже падая, туманно слышит: «Кормовые — полный ход!» Резкий скачок вверх.

Д-503 вызы-вает к себе Благо-де-тель и говорит ему, что ныне сбыва-ется древняя мечта о рае — месте, где блаженные с опери-ро-ванной фанта-зией, и что Д-503 был нужен заго-вор-щикам лишь как стро-и-тель «Инте-грала». «Мы ещё не знаем их имен, но уверен, от вас узнаем».

На следу-ющий день оказы-ва-ется, что взорвана Стена и в городе летают стаи птиц. На улицах — восставшие. Глотая раскры-тыми ртами бурю, они двига-ются на запад. Сквозь стекло стен видно: женские и мужские нумера сово-куп-ля-ются, даже не спустивши штор, без всяких талонов...

Д-503 прибе-гает в Бюро Храни-телей и расска-зы-вает S-4711 все, что он знает о «Мефи». Он, как древний Авраам, приносит в жертву Исаака — самого себя. И вдруг стро-и-телю «Инте-грала» стано-вится ясно: S — один из тех...

Опро-метью Д-503 — из Бюро Храни-телей и — в одну из обще-ственных уборных. Там его сосед, зани-ма-ющий сиденье слева, делится с ним своим откры-тием: «Беско-неч-ности нет! Все конечно, все просто, все — вычис-лимо; и тогда мы победим фило-софски...» — «А там, где конча-ется ваша конечная вселенная? Что там — дальше?» Отве-тить сосед не успе-вает. Д-503 и всех, кто был там, хватают и в ауди-то-риуме 112 подвер-гают Великой Операции. В голове у Д-503 теперь пусто, легко...

На другой день он явля-ется к Благо-де-телю и расска-зы-вает все, что ему известно о врагах счастья. И вот он за одним столом с Благо-де-телем в знаме-нитой Газовой комнате. Приводят ту женщину. Она должна дать свои пока-зания, но лишь молчит и улыба-ется. Затем её вводят под колокол. Когда из-под коло-кола выка-чи-вают воздух, она отки-ды-вает голову, глаза полу-за-крыты, губы стис-нуты — это напо-ми-нает Д-503 что-то. Она смотрит на него, крепко вцепив-шись в ручки кресла, смотрит, пока глаза совсем не закры-ва-ются. Тогда её вытас-ки-вают, с помощью элек-тродов быстро приводят в себя и снова сажают под колокол. Так повто-ря-ется три раза — и она все-таки не говорит ни слова. Завтра она и другие, приве-денные вместе с нею, взойдут по ступеням Машины Благо-де-теля.

Д-503 так закан-чи-вает свои записки: «В городе скон-стру-и-ро-вана временная стена из высо-ко-вольтных волн. Я уверен — мы победим. Потому что разум должен побе-дить».