Международно-правовой режим арктики. Правовой режим арктики и антарктики Правовое положение арктики

арктика судоходство правовой экологический

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегаи острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы. Молодцов, С.В. Правовой режим морских вод: Международное право. /С.В. Молодцов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994С. 61.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, щирина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерпее, с сухопутной территорией Норвегии. Виноградов, С.С. Правовой режим Арктики. // Международное право/С.С. Виноградов; под ред. Тункина Г.И. М.: 1994 С.97.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается н иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением. Клименко, Б.М. Правовой режим Арктики.// Международное право/ Б.М. Клименко; под. ред. Благовой Н.Т. М.: 1987 С.495.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологаческому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана. Вылегжанин, А.Н. Международное морское право: пособие/ Гуреев С.А., Иванов Г.Г. М.: Юрист, 2003 С.243.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского н Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими. Кулебякин, М.И. Международное морское право.: Правовой режим Арктики. Отв. ред. И.П. Блищенко. 2-е изд., стер. М.: Издательский Дом, 1988. С. 139.

Арктика - это часть земного шара с условным центром (Северным полюсом), в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. До сих пор в географической и юридической науке нет общепризнанного определения этого понятия. Дискуссионным остается вопрос о южную границу Арктики, хотя многие ученые склонны считать, что ею является Северный полярный круг (66° 33" с. ш.).

Правовой статус Арктики формировался в течение долгого времени, процесс его развития продолжается до сих пор. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах международного права и национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). В Арктике действует ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция - Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, нет международно-правового акта, определяющего статус арктического региона в целом.

Канада и Россия, обладающие наиболее значительными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. ее инициатором выступил в 1907 г. канадский сенатор П. Пуарьє. 1 июня 1925 г. Канада впервые закрепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о северо-западные территории. После этого Канада приняла ряд законодательных актов относительно своих арктических территорий, которые базировались на секторальной концепции. Согласно положений канадского законодательства суверенитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° зап. д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские просторы в пределах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, то есть распространять их на морскую территорию, что натолкнулось на противодействие США и других государств. Для защиты своих интересов 17 июля 1970 г. Канада приняла закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие закона не уменьшило трение между Канадой и США относительно статуса канадских арктических вод, которое сохраняется и до сих пор.

Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. приняла постановление, что объявляла территорией СССР все "как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова", расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32° 04" 35" вост. д. и 168° 49" 30" зап. д. Исключение составляли острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащих между 32° и 35° в. д. Пределы, определенные постановлением, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. Несмотря на это, некоторые советские юристы (Е.А. Коровин, С.А. Вишнепольський, Г.М. Гуслицер и др.) сделали вывод о распространении положений постановления и на морские территории, покрытые льдом. Официально советское правительство ни разу не высказывался в поддержку этой позиции. Российские ученые и политики после распада СССР короткое время пытались переоценить арктическую секторальную концепцию, но сейчас можно наблюдать четкую тенденцию к признанию арктической секторальной концепции со стороны российских официальных кругов и научной среды.

США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арктики и дальше выступают против секторальной системы. Такого же мнения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, молчаливо склоняется к позиции США и Норвегии.

Компромисс между двумя подходами, однако не лишен противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., что наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.

Важная роль в жизнедеятельности СССР, а теперь России принадлежит Северному морскому пути (ПМШ)длительное время считался национальной водной магистралью, закрытой для международного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны. ее окончания способствовало открытию в 1991 г. ПМШ для международного судоходства.

в Последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика - это особый регион, который нуждается в международно-правовой защиты, что отражено в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственной сделке регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. У1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация - Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствования его международно-правового режима. Современная международная обстановка дает хорошие шансы для разработки и принятия рамочной конвенции относительно Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона - коренных народов, экологической безопасности морского судоходства, поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы стать основные положения Договора о Шпицберген 1920 г., что закрепили суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения всеми государствами-участниками по полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Норвежский стортинг 17 июля 1925 г. принял закон о Свальбард, а 7 августа 1925 г. королевской резолюцией был утвержден Горный устав для архипелага. Оба документы вместе с Договором 1920 г. вступили в силу 14 августа 1925 г. В этих документах архипелаг получил новое название Свальбард1.

до сих Пор участниками договора являются более 40 держав1: Болгария, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, США, Венгрия, Фракция, Чехия, Швеция, страны бывшей Югославии, Япония и др. Норвежский стортинг в резолюции от 15 февраля 1947 г. признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на архипелаге Свальбард (Шпицбергене). 31991 г. эти права перешли к России. Украина в Договоре не участвует, несмотря на то, что 70 % жителей поселка Баренцбург (одного из двух на архипелаге, где постоянно проживают люди) являются гражданами Украины.

положениями Договора 1920 г. Свальбард (Шпицберген) признается норвежской государственной территорией общего пользования. По юридической природе архипелаг Свальбард (Шпицберген) - это часть государственной территории Норвегии, однако на ней действует режим совместного пользования в отношении всех государств-участников, включая суверена, сформировавшийся в силу международного обычая. При этом участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежского законодательства, которое действует на архипелаге, что в свою очередь не должно противоречить положениям Договора. Считаем, что в будущей арктической конвенции рамочного типа было бы целесообразно использовать концепцию государственной территории общего пользования в отношении арктических территорий северных государств. Поскольку непростые политические, социально-экономические, экологические и другие проблемы Арктики нельзя решить в индивидуальном порядке, они требуют объединения усилий заинтересованных государств. На первом этапе режим совместного пользования арктическими территориями северных стран мог бы распространяться только на восемь государств Арктики, причем это бы не повредило их суверенитета, поскольку реализация этого режима будет базироваться надежды местных законов и правил. Неарктични государства смогут принять участие в решении проблем Арктики на основании двусторонних соглашений с государствами этого региона или других международно-правовых средств.

В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в

Оттаве Декларацию о создании Арктического Совета - новой региональной международной организации. Цель Арктического Совета - сотрудничество, координация и взаимодействие арктических государств, при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики, с обще-арктических вопросов; контроль и координация выполнения экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

В Декларации отмечается, что Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики, несмотря на то, что сначала эта отрасль планировалась как одна из приоритетных в ее деятельности. Объясняется это тем, что Арктика является одним из наиболее милитаризованных и нуклеаризованих регионов Земли. Коренные народы Севера, неправительственные организации, научные центры, общественность северных стран настаивают на принятии срочных и эффективных мер по ограничению вооружений в Арктике с перспективой полной демилитаризации и нейтрализации региона. К сожалению, арктические государства не внесли в перечень целей Арктического Совета это важное направление сотрудничества.

Новой положительной особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе постоянных участников представителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

Неарктични государства могут принимать участие в работе Арктического Совета в качестве наблюдателей. Украина как большая морская и научная государство имеет собственные интересы в Арктике, а значит, должна принимать активное участие в деятельности Арктического Совета и в деле создания нового правового режима для этого региона, который бы учитывал и ее законные интересы.

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств , хотя и существует предложение интернационализации Арктики , пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права , согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.) и другие государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).

Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»

Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право , а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Таким образом, международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие , в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств . Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.

В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.

В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на так называемые "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926, в соответствии с которым все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии на основании Договора о Шпицбергене (1920 г.)

После распада СССР права Российской Федерации в Арктике закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе" и от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В настоящее время разрабатывается федеральный закон "Об Арктической зоне".

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.н.

В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.) сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере, которая содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. Российская Федерация поддержала Концепцию "северного измерения канадской внешней политики", выдвинутую Правительством Канады 8 июня 2000 г. В результате 18 декабря 2000 г. было подписано "Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере".

В 1993 г. представители правительств арктических стран приняли Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики, признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. В случае необходимости решено применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду "предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде" Арктики и решения по которой должны приниматься национальными органами.

В 1996 г. правительства семи арктических государств подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и зашиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса. Можно отметить декларации Совета, принятые на встречах 1998 г. в Икалуите и 2000 г. в Бэрроу.

В настоящее время ведутся переговоры о статусе природных ресурсов Северного ледовитого океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.

Однако ст. 76 Конвенции 1982 г. предусматривает, что данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются в Комиссию ООН по континентальному шельфу. 20 декабря 2001 г. Секретариат ООП зарегистрировал Представление РФ с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Совокупная площадь морского дна, па которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн кв. км.

Кроме того, России для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, па который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.

В 2007 г. МПР России была организована экспедицию в Арктику. Основная цель - исследование глубинной структуры коры в зонах сочленения хребта Ломоносова и хребта Менделеева с прилегающими шельфами. В конце 2007 г. была предоставлена необходимая информация в Комиссию ООН. В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане нормам ст. 76 Конвенции и положениям Научно-технического руководства Комиссии 1999 г. и при положительном решении вопроса Россия увеличит площадь континентального шельфа, что означает начало осуществления суверенных прав в Северном Ледовитом океане до точки Северного полюса. Благодаря быстрому развитию техники уже в скором времени будет возможна разработка ресурсов в этой зоне".

Арктика - расположенная вокруг Северного полюса область земного шара, включающая Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. В него входят также северные части материков Евразия и Северная Америка в пределах полярного круга. Арктическими странами являются Россия, Канада, США (благодаря Аляске), Дания (благодаря Гренландии), Норвегия, а также Исландия, Финляндия и Швеция. Эти страны внесли наибольший вклад в исследование и освоение Арктики, которая является уникальной во многих отношениях - экологическом, экономическом, военно-политическом.

Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Арктические пространства и находящиеся там природные ресурсы, включая крупные месторождения нефти и газа, приобретают все большее значение для приарктических государств. Арктике принадлежит важная роль и с точки зрения военно-стратегической безопасности. Растет ее значение для международных сообщений. Все это объясняет то повышенное внимание, которое уделяется режиму Арктики в последние годы.

В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны традиционно исходят из наличия у них особых интересов и соответственно приоритетных прав при определении правового режима арктических пространств и их использовании.

Юридический статус и правовой режим Арктики

Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, что чрезвычайно затрудняло проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктические государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственным и ресурсным потенциалом Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.

Такой процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем завладение сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана к той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.

К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти - суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, - России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты лишь Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь суверенитета и юрисдикции. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены "как открытые, так и могущие быть открытыми" земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 04" 35" восточной долготы и 168° 49" 30" западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920г. и признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58" 49,4" западной долготы.

Необходимо отметить, что на всеобщее пространство Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными к Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.

Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря - 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, 1 частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь-Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.

К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные с внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Таков же статус прибрежных морских пространств, по которым пролегает норвежский национальный (исторический) судоходный путь, находящийся в пределах пояса шхер - Индерлее. Правомерность установления Норвегией своих внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит Индерлее, с сухопутной территорией Норвегии.

Особенностями отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом - приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается и иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход - естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.

Правомерность установления статуса исторических вод в приведенных примерах вытекает из положений п. 4 ст. 4 Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и п. 5 ст. 7 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., согласно которым при установлении отдельных исходных линий могут приниматься в расчет особые экономические интересы данного района, реальность и значение которых доказаны их длительным осуществлением.

Особыми правами международное право наделяет приполярные государства в частя управления различными видами морепользования (в основном судоходными) в пределах исключительной экономической зоны в районах, покрытых льдами большую часть года. В соответствии со ст. 234 Конвенции 1982 г. прибрежное государство наделено здесь правом принимать меры по обеспечению издаваемых им недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов. Это объясняется тем, что чрезвычайно суровые климатические условия Арктики создают реальную опасность возникновения морских аварий и угрозу загрязнения окружающей среды, нанесения тяжелого вреда экологическому равновесию или его необратимому нарушению. В ст. 234 оговаривается, что издаваемые прибрежными государствами соответствующие нормативные акты должны учитывать интересы сохранения морской среды "на основе имеющихся наиболее достоверных научных данных" и интересы судоходства. При установлении таких особых районов государства должны обращаться в компетентную международную организацию (ст. 211), под которой понимается Международная морская организация.

Наделяя прибрежные государства рядом правомочий в особых районах исключительной экономической зоны. Конвенция 1982 г. подчеркивает, что эти правомочия, в частности инспекционные осмотры иностранных судов представителями властей данной страны, могут осуществляться только при условии, что "такая инспекция оправдана обстоятельствами дела" (п. 5 ст. 220), причем государство, осуществляющее инспекцию, обязано незамедлительно уведомлять государство флага инспектируемого судна о любых принятых к судну мерах. Юридический статус морских внутренних вод приарктических государств сказался и на статусе и правовом режиме некоторых проливов Северного Ледовитого океана.

Таковы проливы, расположенные в прибрежной зоне Норвегии и районе прохождения Индерлее: все они подпадают под суверенитет этой страны, хотя она разрешает здесь плавание иностранных торговых судов и военных кораблей. Основанием для установления в этих проливах режима внутренних вод является то, что они отделены от внешних морских пространств линиями, от которых ведется отсчет ширины территориального моря.

С 1 января 1985 г. Канада в отношении проливов, образующих Северо-Западный проход, ввела режим внутренних морских вод, установив специальным нормативным актом исходные линии отсчета территориального моря, рыболовных и исключительных экономических зон. Плавание иностранных судов через эти проливы допускается лишь при условии соблюдения ими канадского законодательства, регулирующего борьбу с загрязнением моря с судов.

Проливы Северного Ледовитого океана, прилежащие к территориям России, не подпадают под действие положений Конвенции 1982г. о транзитном или свободном проходе, поскольку они не являются проливами, используемыми для международного судоходства. К тому же, в большинстве они перекрываются внутренними морскими водами или территориальным морем нашей страны. С учетом положений, приводившихся в ст. 234 этой Конвенции, можно говорить о правомерности распространения практически на все такие проливы особого правового режима, исключающего их бесконтрольное использование иностранными судами. Такой режим был введен постановлением Совета Министров СССР от 27 апреля 1965 г., в котором содержался разрешительный порядок иностранного судоходства во всех проливах, соединяющих моря Карское, Лаптевых, Баренцево, Восточно-Сибирское и Чукотское. Указывалось, что воды проливов Карские ворота, Югорский шар, Маточкин шар, Ввлькнцкого, Шокальского и Красной Армии являются территориальными, а проливов Дмитрия Лаптева и Санникова - историческими.

Важной составляющей частью юридического статуса Арктики является правовой режим национальной транспортной коммуникации России - Северного морского пути, положение которого в части прохождения по внутренним морским водам н территориальному морю России аналогично положению норвежской судоходной прибрежной магистрали - Индерлее: как и последняя. Северный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями России, играет чрезвычайно важную роль в экономической жизни российского Крайнего Севера, да и всей страны в целом, наконец, использование Северного морского пути исключительно судами под российским (ранее - советским) флагом не вызывало отрицательной реакции со стороны других государств и может рассматриваться как молчаливое признание приоритетных прав нашей страны на эту коммуникацию.

Однако в отличие от Индерлее Северный морской путь имеет существенную особенность, обусловленную климатическими и гидрологическими факторами: он не имеет единой и фиксированной трассы. Сохраняя общую направленность по широте - восток - запад или запад - восток, - этот путь от года к году, а нередко и в течение одной навигации перемещается на значительные расстояния в широтном направлении. Так, он может огибать с севера архипелаги Новая Земля и Северная Земля, минуя проливы, отделяющие их от материка (высокоширотная трасса), но в случаях повышенной ледовитости трасса Северного морского пути может приближаться к самому побережью Евроазиатского континента. Тем не менее при любых обстоятельствах в своей значительной части этот путь располагается в пределах исключительной экономической зоны России, в ее территориальном море либо даже в российских внутренних морских водах, т.е. проходит в пространствах, подпадающих под суверенитет или юрисдикцию нашей страны.

На целостность Северного морского пути как единой транспортной коммуникации н на консолидированность ее правового режима не оказывает влияния тот факт, что отдельные участки его трассы в тот или другой период могут пролегать за пределами границ указанных морских пространств, т.е. в открытом море. Это обстоятельство объясняется тем, что нахождение плавучего транспортного объекта на таких участках невозможно без предварительного либо последующего пересечения указанных российских акваторий Северного Ледовитого океана, а также без ледокольно-лоцманской проводки и ледовой разведки. Все это позволяет сделать вывод о том, что регулирование пользования трассами этого пути вполне основательно составляет прерогативу Российской Федерации как прибрежного к этой магистрали государства.

На этом базируется правомерность позиции правительства СССР, излагавшейся в 1964-1967гг. в нотах посольству США в Москве в связи с готовившимися и состоявшимися плаваниями американских военных кораблей в Арктике, включая военный ледокол "Нортуинд".

В этих документах отмечалось: что трассой Северного морского пути пользовались и пользуются только суда под советским флагом либо суда, зафрахтованные судовладельцами нашей страны; что Северный морской путь является важной национальной коммуникацией, где аварии судов могли бы создать сложные экологические проблемы для СССР; что трасса Северного морского пути местами проходит через советские территориальные воды. Особо обращалось внимание на то, что на воды большинства арктических проливов советского сектора Арктики распространяются нормативные акты об охране Государственной границы СССР, а попытки пренебречь правилами прохода через них противоречили бы международному праву.

В настоящее время свыше 50 портов на трассе Северного морского пути открыты для захода иностранных судов.

Решение конкретных вопросов, связанных с судоходством по Северному морскому пути, в том числе регулирование доступа на его трассы иностранных судов, установление рекомендованных маршрутов или курсов плавания, определение и проведение в жизнь мер по обеспечению безопасности мореплавания, имея в виду, в частности, и предотвращение загрязнения морской среды региона, отнесено к компетенции специального государственного органа - Администрации Северного морского пути (АСМП), созданной в 1971 г. при Министерстве морского флота СССР (ныне при Департаменте морского транспорта Министерства транспорта РФ).

Правовые основы режима судоходного использования данной транспортной коммуникации изложены в принятых постановлением Совета Министров СССР в 1990 г. Правилах плавания по трассам Северного морского пути, которыми впервые четко фиксируется, что данный путь - это "расположенная во внутренних морских водах, территориальном море (территориальных водах) или исключительной экономической зоне, СССР... его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы, крайние пункты которых ограничены на западе западными входами в новозеландские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе 66-й параллелью и меридианом 168° 58" 37" западной долготы" (п.2 Привила 1). Важнейшим принципом регулирования судоходства здесь определен недискриминационный порядок доступа на трассу судов всех стран, причем процедура, установленная для этого, предусматривает подачу судовладельцем или капитаном судна-претендента уведомления и заявки в АСМП, которая по результатам рассмотрения последней информирует заявителя о возможности проводки и обстоятельствах, требующих учета (Правило 3).

Общим условием доступа на Северный морской путь является соответствие судна специальным требованиям, а также наличие у капитана опыта управления судном во льдах; не допускается плавание судов, не имеющих на борту свидетельства о надлежащем финансовом обеспечении гражданской ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения морской среды (Правила 4 и 5). Контроль за ходом плавания судна, как и определение самого порядка плавания по коммуникации, возложены на АСМП, представители которой могут осуществлять контрольные осмотры судна, устанавливать тот или иной вывод проводки судов (рекомендованными курсами, по указаниям обеспечивающих летательных аппаратов, с лоцманом на борту, ледокольно-лоцманскую), а также приостанавливать плавание (когда это диктуется очевидной необходимостью охраны окружающей среды или безопасностью мореплавания) и выводить судно за пределы Северного морского пути, если оно нарушает положения данных Правил (Правила 6, 7, 9 и 10).

Наделение АСМП достаточно широкими полномочиями в деле регулирования судоходного использования магистрали преследует следующие задачи: обеспечение безопасности мореплавания, предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения морской среды с судов, поскольку существующие в Арктике особо суровые климатические условия создают повышенную опасность для судоходства, а загрязнение в результате морских аварий моря или побережья может нанести ущерб интересам и благосостоянию народов Крайнего Севера. Такие же задачи преследуют специальные принимаемые приарктическими странами нормативные акты, к числу которых следует отнести канадский Закон 1970 г. о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° северной широты. Им установлены весьма строгие ограничения всех таких видов деятельности, которые могут иметь своим результатом нарушение экологической безопасности в зоне, простирающейся на 200 морских миль от побережья этой страны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" от 26 февраля 1984 г., который продолжает действовать на территории Российской Федерации, было объявлено об установлении вдоль побережья страны 200-мильной зоны и праве компетентных властей устанавливать в районах, соответствующих положениям ст. 234 Конвенции 1982 г., .специальные обязательные меры для предотвращения загрязнения с судов. В случае нарушения судами применимого законодательства или международных правил указанные власти уполномочены осуществлять необходимые проверочные действия - затребовать информацию о судне, произвести его осмотр либо даже возбудить разбирательство и задержать судно-нарушитель.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1984 г. "Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилежащих к северному побережью СССР" установлено, что плавание судов и иных плавучих средств в пределах морских районов заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий может осуществляться лишь в случаях, установленных законодательством страны. В частности, это может иметь место при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости обеспечения безопасности людей, судов и прочих транспортных средств в случае их бедствия. В каждом таком случае мореплаватели обязаны немедленно сообщать администрации ближайшего порта о предпринимаемых ими действиях, строго соответствуя с указаниями компетентных органов.

Более детально процедура осуществления мер по защите морской среды в прилежащих к территории нашей страны районах установлена постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября 1984 г. "О порядке применения Указа "Об экономической зоне СССР"", где в целях пресечения нарушений соответствующего законодательства предусматривается применение пограничными войсками всех обусловленных сложившимися обстоятельствами мер для прекращения нарушений и задержания нарушителей. Согласно Положению об охране экономической зоны СССР, утвержденному Советом Министров СССР от 30 января 1985 г., должностные лица органов, осуществляющих охрану этой зоны, пользуются своими правами в отношении судов, находящихся в территориальных водах страны, если таковые нарушили законодательство об исключительной экономической зоне СССР.