Европейское пенитенциарное сотрудничество. Подбор персонала пенитенциарного учреждения

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА

общие принципы обращения с лицами, заключенными под стражу; характеризуют минимальные условия, которые рассматриваются Советом Европы в качестве приемлемых для обеспечения защиты указанныхлиц от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения, поддержания дисциплины и порядка в пенитенциарных учреждениях. В связи со вступлением в Совет Европы РФ приняла на себя обязательства, вытекающие из международных актов о правах человека и гражданина, а также специализированных международных документов об обращении с осужденными к различным видам наказаний. К таким актам в первую очередь относятся Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, а также соответствующие документы Совета Европы, в числе которых Е.п.п., Европейская конвенция о защите прав человека, Европейская конвенция по предупреждению пыток.

Перечисленные международные акты включают нормы общего характера (нормы-принципы) и нормы-рекомендации. Первые не допускают каких-либо отступлений как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов. Это прямо вытекает из ст. 30 Всеобщей декларации прав человека и ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах. Даже исключительные обстоятельства (война или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или чрезвычайное положение) не могут служить оправданием, например, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.

Приоритетное значение придается следующим нормам Е.п.п.: а) лишение свободы должно осуществляться в таких условиях, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и соответствуют указанным правилам; б) правила применяются беспристрастно. Не допускается дискриминация, основанная на признаках расы, цвета кожи, пола

языка, религии, политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, рождении, экономическом или ином статусе. Необходимо уважать религиозные верования и нравственные принципы группы, к которой принадлежит заключенный; в) цели исправительного воздействия на осужденных состоят в том,чтобы сохранить их здоровье и достоинство и в той степени, в какой это позволяет срок заключения, формировать у них чувство ответственности и навыки,которые будут содействовать их реинтеграции в общество; г) квалифицированные и опытные инспектора,назначенные компетентными органами, должны регулярно проверять пенитенциарные учреждения для контроля за тем, насколько и в какой степени управление этими учреждениями соответствует действующим законам и нормативным актам; д) защита личных прав заключенных, законность применения дисциплинарных наказаний обеспечиваются посредством контроля, осуществляемого в соответствии с национальным правом, представителями судебных или иных органов, не принадлежащими к пенитенциарной администрации; е) правила доводятся до сведения персонала на. соответствующих государственных языках. Заключенные также должны быть ознакомлены с Е.п.п.

В соответствии с указанными принципами основные требования Е.п.п. сводятся к следующему: а) условия содержания в местах заключения не должны усугублять причиняемые таким образом страдания, за исключением отдельных случаев, когда это оправдано необходимостью изоляции и поддержания дисциплины; б) режимы, применяемые в местах лишения свободы, должны: обеспечивать условия жизни, совместимые с человеческим достоинством и нормами, принятыми в обществе: сводить к мини-. муму отрицательные последствия заключения.

В целях индивидуализации исправительного воздействия должна быть создана гибкая система распределения заключенных по различным учреждениям уголовно-исполнительной системы, где для каждого из них было бы предусмотрено соответствующее исправительное воздействие и обучение, подготовлена программа содержания, учитывающая данные, полученные о его индивидуальных потребностях,способностях,состоянии духа, близости к родственникам. Чтобы способствовать общению с внешним миром, должна функционировать система отпусков из мест лишения свободы. Пенитенциарные администрации

обеспечивают свободное отправление религиозных обрядов для всех заключенных (в разумных пределах). Условия и характер труда заключенных, охрана их труда и здоровья должны быть аналогичны тем. что создаются в отношении лиц, находящихся на свободе. Одно из важнейших требований Е.п.п. состоит в обязанности администрации исправительного учреждения обеспечить питание заключенных, "максимально приближенное к среднему уровню в системе общественного питания".

Большое внимание уделяется дисциплине и практике применения взысканий, в основе которых, согласно Е.п.п., должны находиться гуманная и реалистичная политика, высокий профессионализм и специальная подготовка в целях обеспечения адекватности и справедливости мер, применяемых в ходе исполнения наказания. Категорически запрещаются коллективные и телесные наказания, помещение в темную одиночную камеру, а также любое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство наказание. Представители социальных служб и общественных организаций должны иметь возможность посещать места лишения свободы и общаться с заключенными в целях их подготовки к освобождению, оказывать помощь персоналу мест лишения свободы в их деятельности по социальной реабилитации заключенных.

Все сотрудники мест лишения свободы в ходе обучения должны быть ознакомлены с Е.п.п., Европейской конвенцией о защите прав человека и практикой их применения, с тем чтобы лучше понимать цели исправительного воздействия на заключенных и свою роль в этом деле.

Несмотря на то что Е.п.п. не имеют обязательной юридической силы, они получили широкое международное признание как кодекс практической деятельности по управлению пенитенциарными учреждениями, содержанию и исправлению заключенных. Не случайно одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, таково:

при подготовке уголовно-исполнитель-ного законодательства в его основу должны быть положены Принципы и стандарты Совета Европы.

Агешов Г.Д


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА" в других словарях:

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Тюрьма в Латинской Америке … Википедия

    Одно из наиболее строгих видов уголовного наказания, применяемых к лицам, совершившим преступления, представляю щие повышенную опасность: заключается в изоляции осужденного от общества путем помещения его в исправительное учреждение. Как… … Энциклопедия юриста

    Суд и другие определенные УИК органы; наказания в виде штрафа, конфискации имущества, лишения специального, воинского или. почетного звания, классного чина и наград, исполняются судом: наказания в виде обязательных, работ и исправительных, работ… … Энциклопедия юриста

    I (в древнем Риме relegatio, deportatio, в Англии и Франции transportation, в Германии Deportation, в Италии deportazione, в Испании relegacion, confinamiento) принудительное удаление государственной властью своих или чужих граждан (например,… …

    Международные собрания представителей государств. Явившись на смену церковно политических соборов средних веков, К. и конференции продолжают служить выражением существующей между народами солидарности. С течением времени изменяется и их характер … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Европейские стандарты содержания в местах лишения свободы. Справка

«Принимая во внимание Европейскую конвенцию по правам человека и практику Европейского суда по правам человека, а также работу, проделанную Европейским комитетом по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания , и, в особенности, стандарты, выработанные в его ежегодных отчетах», Совет Европы в 2006 году одобрил новую редакцию Европейских пенитенциарных правил (ЕПП) - европейской версии Минимальных стандартных правил ООН.

Ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Европейские пенитенциарные правила задают странам ЕС стандарты обращения с заключенными в местах лишения свободы, обеспечивающие соблюдение прав человека.

Основополагающие принципы и стандарты

Условия содержания в камерах. Помещения. Правила требуют, чтобы лицо, находящееся под стражей до суда или осужденное к лишению свободы, содержалось только в специально предназначенном для этого учреждении, т.е. в тюрьме, причем по возможности ближайшей к месту жительства заключенного. Задержанного необходимо информировать о том, куда он водворен и куда будет переведен. Меры безопасности в тюрьмах не должны быть чрезмерными: достаточно, чтобы они могли предотвратить бегство охраняемого лица из-под стражи, причинение им вреда себе или другим заключенным. Необходимо, чтобы национальные законодательства включали в себя минимальные стандарты для мест лишения свободы. Их нарушение не может оправдываться недостатком средств.

Лица, задержанные до суда, должны содержаться отдельно от тех, кто отбывает наказание, женщины - отдельно от мужчин, несовершеннолетние - отдельно от взрослых. В дневное время заключенные разных категорий могут встречаться для организованной совместной деятельности, но ночью их необходимо разделять.

При размещении заключенных в камеры следует уважать их право на уединение, в частности, на время сна заключенные должны по возможности размещаться в индивидуальных камерах. Состояние камер и в особенности спальных мест не должно оскорблять человеческое достоинство. Лиц, содержащихся в общих камерах, следует тщательно проверять, способны ли они жить вместе в таких условиях, нет ли у них склонности к опасному поведению и другим злоупотреблениям, не возникнет ли риска гомосексуального домогательства.

Тюремные помещения должны отвечать гигиеническим стандартам. Они должны иметь достаточную площадь, кубатуру, хорошо освещаться, отапливаться и вентилироваться. В каждой камере должен быть стол, стулья и полки для посуды. В помещениях, предназначенных для жизни и труда заключенных, окна должны пропускать столько света, чтобы можно было читать или работать при естественном освещении.

Информацию о том, как именно следует трактовать термины «достаточные» и «необходимые» условия, можно извлечь из отчетов инспекторов Европейского комитета по предотвращению пыток. Так, посетив стокгольмскую следственную тюрьму, инспекторы указали, что лишать заключенных дневного света, закрывая окна камер жалюзи, недопустимо. После посещения испанских и итальянских тюрем они рекомендовали установить там отопительные системы, поскольку сочли неприемлемой температуру воздуха в камерах 16ºС и ниже .

Минимальная допустимой площадью одиночной камеры считается 6 кв. м, и то лишь в том случае, если заключенный проводит значительную часть времени вне ее. Желательно, чтобы двое заключенных занимали камеру не меньше 9 кв. м., 12-метровые камеры были признаны достаточными для трех, а 16–17-метровые - для четырех человек, хотя в последнем случае условия содержания были признаны стесненными. Комитет не одобряет размещения заключенных в многолюдных спальных камерах, даже если они достаточно просторны, поскольку в этом случае нарушается право на уединение, увеличивается риск внутритюремного насилия, а у персонала возникают трудности в осуществлении контроля. Тем не менее инспекторы Комитета сочли помещение площадью 21 кв. м приемлемым для пяти заключенных, 25 кв. м - для шести, 35 кв. м - для семи и 60 кв. м - для двенадцати. Временно Комитет готов согласиться и с более низкими стандартами. Так, после инспектирования тюрем в Словакии властям было рекомендовано, по крайней мере, соблюдать более низкие национальные нормы. В турецкой колонии для несовершеннолетних спальное помещение на 28 человек площадью 76 кв. м инспекторы также сочли терпимым, хотя и рекомендовали уменьшить число кроватей. В общем, в больших помещениях на одного человека должно приходиться хотя бы 3,5 кв. м .

Условием гуманного обращения и сохранения достоинства личности является возможность отправления физиологических потребностей пристойным образом и в любое время. Если уборная находится не при камере, по первому же требованию заключенного его должны проводить туда в любое время суток, так чтобы время ожидания не превышало 10–12 минут. Туалеты должны содержаться в чистоте, их устройство должно позволять заключенному уединиться. Желательно, чтобы туалеты располагались в санитарном отсеке или, по крайней мере, отделялись от основного помещения камеры стеной. Тюремные помещения должны оборудоваться ватерклозетами или, в крайнем случае, биотуалетами. Параша (ведро для нечистот) в камере абсолютно недопустима.

Всем заключенным необходимо обеспечить возможность для соблюдения личной гигиены. В камерах должны быть умывальники. Заключенные должны иметь возможность принимать душ (приемлемой температуры) не реже раза в неделю, в жаркую погоду - не реже двух раз в неделю, а занятые на физических работах - еще чаще . Служащие тюрем обязаны следить за тем, чтобы у всех заключенных имелись гигиенические принадлежности и принадлежности для стирки одежды. Постельное белье должно меняться как минимум раз в две недели, полотенца - не реже раза в неделю. Места заключения женщин необходимо оборудовать с учетом их гигиенических потребностей.

Заключенные в тюрьме должны получать трехразовое питание в надлежащее время, так, чтобы перерывы между приемами пищи не были слишком продолжительными. Энергетическая и белковая ценность суточного рациона должна быть определена законодательно. С точки зрения качества и количества еда должна соответствовать медицинским нормам питания, с учетом возраста, состояния здоровья, характера труда и, насколько это возможно, религии и культурных традиций заключенных. Необходимо, чтобы каждый заключенный всегда имел доступ к питьевой воде.

Стандарты содержания в камерах предварительного заключения, предназначенные для задержания на несколько часов или не более чем на один-два дня, заметно ниже, чем в тюрьмах: так, Комитет согласился с тем, что задержанного на сутки можно поместить в одиночную камеру размером 4–4,5 кв. м. Поэтому признано абсолютно неприемлемым использование помещений в полицейских участках для административного ареста, задержания до суда и, тем более, для содержания осужденных.

Режим, труд, отдых, образовательные программы, медицинское обслуживание, связи заключенных с внешним миром

Тюремный режим должен позволять заключенным проводить достаточно времени вне камер, иметь возможность общаться и поддерживать социальные связи. Тюремному начальству следует обеспечить заключенных работой, по возможности такой, чтобы после освобождения они могли воспользоваться приобретенными навыками. Молодым заключенным следует предоставить возможность получить профессию. Заработанные деньги заключенный должен иметь право хотя бы частично потратить на себя и на поддержку своей семьи или же отложить до освобождения. Важно, чтобы работа ни в коем случае не использовалась как наказание.

Рабочие места в тюремных мастерских должны соответствовать стандартам охраны труда, действующим на аналогичных производствах. Максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели в тюрьме регулируется общенациональными законами о труде. Заключенные должны иметь по крайней мере один день отдыха в неделю и достаточно времени для образования и других видов деятельности.

Режим заключенных, в том числе тех, кто ожидает суда, должен в обязательном порядке предусматривать прогулки на свежем воздухе и возможность заниматься физическими упражнениями не менее часа ежедневно. Тюремному начальству следует обеспечить для заключенных возможность заниматься спортом, самодеятельностью и отдыхать.

В пенитенциарных правилах указано, что медицинское обслуживание в местах заключения должно быть частью общенациональной политики в области здравоохранения. Лица, задержанные до суда и отбывающие срок наказания, должны иметь доступ ко всем медицинским услугам, доступным в стране, если того требует их состояние здоровья. Правовой статус заключенного не может быть основанием для его дискриминации в части медицинского обслуживания.

Заключенному необходимо предоставить возможность достаточно часто переписываться и говорить по телефону с членами семьи и друзьями, а также встречаться с ними. При необходимости он должен иметь возможность навестить тяжелобольного родственника или присутствовать на похоронах (допустимо - в сопровождении охраны). В интересах безопасности или следствия свидания могут проходить под наблюдением или даже ограничиваться. Тем не менее Комитет по предотвращению пыток настаивает на недопустимости запрета телефонных разговоров для подследственных, равно как и установки прослушивающих устройств в комнатах для встреч с адвокатами . Правила требуют, чтобы в национальном законодательстве было четко оговорено, с представителями каких властей и организаций, в том числе международных, заключенные имеют право разговаривать без свидетелей .

Заключенный имеет право знакомиться с политическими новостями, читать газеты по своему выбору и подписываться на них, слушать радио и смотреть новостные программы по телевидению. Он имеет право делать заявления в СМИ (за исключением особо оговоренных случаев).

Образовательные программы должны охватывать, в первую очередь, неграмотных и молодежь. Программы общего образования и профессионального обучения в тюрьме должны быть интегральной частью национальной системы образования, чтобы после освобождения заключенный мог продолжить обучение. Тюремные библиотеки следует обеспечивать как художественной, так и образовательной литературой, в соответствии с программами.

Особые меры безопасности, дисциплинарные меры, использование средств сдерживания

Особые меры безопасности и дисциплинарные меры наказания могут применяться только в исключительных случаях. Характер этих мер, продолжительность и основания для их применения должны быть четко оговорены в национальном законодательстве. Решение об их применении принимается только уполномоченным руководителем, индивидуально в отношении каждого отдельного заключенного, и лишь тогда, когда другие меры воздействия (переговоры, посредничество) не приносят успеха.

В качестве дисциплинарных мер абсолютно недопустимы телесные наказания, использование смирительных рубашек и наручников, помещение в темную одиночную камеру и другие способы причинения физических и душевных страданий и унижение человеческого достоинства. Одиночное заключение может применяться только в исключительных случаях и на короткий срок.

Тюремные служащие не могут применять силу против заключенных, за исключением случаев самозащиты, предотвращения попытки к бегству или открытого неповиновения законным приказам. Только в исключительных случаях в помощь служащим на территорию тюрьмы могут вводиться подразделения других силовых структур. Все случаи такого рода должны быть определены законом или иным действующим нормативным актом.

Наручники, смирительные рубашки и аналогичные им средства, ограничивающие движение, могут применяться только в качестве меры предосторожности на время транспортировки заключенного, чтобы предотвратить возможный побег, или же в исключительных случаях по приказу начальника тюрьмы, чтобы помешать заключенному нанести травму самому себе, другим или причинить серьезный материальный ущерб - если иные способы воздействия на заключенного не дают результата.

За исключением чрезвычайных ситуаций служащие не должны иметь при себе на территории тюрьмы огнестрельного оружия или угрожать заключенным дубинками.

Инспекторы Европейского комитета, например, признали недопустимой практику использования полицией ножных цепей и кандалов, поскольку ведомый против воли арестованный может в этом случае получить увечья. В 1997 году Комитет выразил обеспокоенность тем, что Лондонская полиция применяет шейные кандалы. Ненадлежащее использование этого средства (служащие не были обучены им пользоваться) стало причиной нескольких смертных случаев .

При необходимости заключенному должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката и услугами переводчика. Жалоба начальнику тюрьмы, представителям надзирающих инстанций и международных организаций может быть высказана устно, передана в письменном виде или отправлена по почте. Каждое прошение или жалоба, адресованные или переданные пенитенциарным властям, подлежат незамедлительному рассмотрению, и ответ своевременно сообщается заключенному.

Пенитенциарная статистика Совета Европы

Средний возраст заключенных по всем странам - членам Совета Европы составляет 33,8 года. В среднем 1,6% заключенных не достигли 18 лет, 5,7% - в возрасте от 18 до 21 года.

Средняя доля женщин среди заключенных составляет 5,1%.

В 2006 году в среднем 14% заключенных отбывали наказание за убийство или покушение на убийство, 8,7% - за нападение и нанесение телесных повреждений, 4,9% за изнасилование, 12,4% за ограбление, 22,3% - за другие виды краж, 16,8% - за преступления, связанные с наркотиками.

На 1 сентября 2006 года в среднем 20,3% заключенных имели срок до года, 52,2% - свыше трех лет, 33,6% - свыше 5 лет, 12,5% - свыше 10 лет, 3,4% отбывали пожизненное заключение. В течение 2005 года удалось совершить побег из тюрьмы или во время транспортировки из одного учреждения в другое в среднем в 20,4 случаев на каждые 10000 заключенных. Скрылись из-под надзора, не вернулись из отпуска или бежали из сельскохозяйственных колоний в среднем 211 человек из каждых 10000 заключенных.

Средний показатель уровня контроля, который рассчитывается как отношение общего числа заключенных к общему количеству надзирающего персонала тюрем, для европейских пенитенциарных учреждений составляет около 772. Больше всего заключенных на одного надзирателя приходится в России - 16143,5. На втором месте Украина – 2841,5. В Англии с Уэльсом 1537 человек, в Германии 1055. В Исландии на двух надзирателей приходится три заключенных.

The European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT).
The European Prison Rules; другой перевод - Европейские тюремные правила (ЕТТ). Текст доступен на сайте Совета Европы . Первая редакция правил была принята Комитетом министров Совета Европы в феврале 1987 года. Правила комментируются в публикации: Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений: Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений. Ч. I / Сост.: С. В. Исаев, Е. А. Дорофеева; Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ). Доступна в Интернете .
Council of Europe Annual Penal Statistics. Space 1. Survey 2006 / M. F. Aebi., N. Delgrande; University of Lausanne, Switzerland, 2007. См. на сайте Совета Европы.

Региональным международно-правовым актом в области обращения с заключенными являются Европейские пенитенциарные правила, которые разработаны в рамках Совета Европы и приняты Комитетом министров в качестве Рекомендаций Rec (2006) 2 государствам-членам. Европейские пенитенциарные правила выражают преемственность в отношении предшествующих пенитенциарных стандартов. Первая попытка разработки подобных стандартов в Европе была предпринята в 1973 году, когда Совет Европы своей резолюцией (73) 5 одобрил Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были направлены на то, чтобы адаптировать к европейским условиям Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были приняты Организацией Объединенных Наций в 1955.

Последующее развитие европейские стандарты обращения с заключенными получили в Рекомендациях R (87) 3 Комитета министров, принятых 12 февраля 1987.

Нынешние Европейские пенитенциарные правила призваны отразить изменения, произошедшие в уголовной политике, практике вынесения приговоров и управлении пенитенциарными учреждениями в Европе. Европейские пенитенциарные правила имеют в своей основе стандарты, содержащиеся в рекомендациях Комитета министров Совета Европы, касающихся отдельных аспектов пенитенциарной политики и практики, и в частности, в рекомендациях:

Ø Rec. R (89) 12 об образовании в пенитенциарных учреждениях,

Ø Rec. R (93) 6 о пенитенциарных учреждениях и криминологических аспектах борьбы с инфекционными заболеваниями, включая СПИД и сопутствующие проблемы здоровья, в местах лишения свободы,

Ø Rec. R (97) 12 о персонале, связанном с применением санкций и мер,

Ø Rec. R (98) 7 об этических и организационных аспектах оказания медицинской помощи в тюрьмах,

Ø Rec. R (99) 22 о переполнении тюрем и увеличении числа заключенных,

Ø Rec. (2003)22 об условно-досрочном освобождении,

Ø Rec. (2003)23 об организации тюремными администрациями отбытия заключенными пожизненных и длительных сроков заключения.

Европейские пенитенциарные правила рекомендуют правительствам государств-членов руководствоваться в своем законотворчестве, политике и практике принятыми стандартами и обеспечить их перевод и максимально широкое распространение текста и сопроводительного комментария среди судебных властей, персонала пенитенциарных учреждений и заключенных.

Основные принципы Европейских пенитенциарных правил состоят в следующем:

1) при обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права человека;

2) лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей;

3) ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались;

5) жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе;

7) следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных;

8) сотрудники пенитенциарных учреждений выполняет важную общественную функцию, и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными;

9) все пенитенциарные учреждения должны на регулярной основе инспектироваться государственными органами и проверяться независимыми структурами.

Европейские пенитенциарные правила применяются в отношении всех лиц, взятых под стражу в соответствии с решением судебного органа, и в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы, которые должны содержаться в пенитенциарных учреждениях. Для целей Европейских пенитенциарных правил заключенными считаются все лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях. Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях. Лица, страдающие душевными заболеваниями или состояние душевного здоровья которых несовместимо с тюремным заключением, должны содержаться в специально предназначенных для этого учреждениях.

Европейские пенитенциарные правила должны применяться беспристрастно, без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религиозных, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного статуса, рождения или иного статуса. Европейскими пенитенциарными правиламирегламентируются общие условия отбывания тюремного заключения. Так, по возможности заключенные должны направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от их дома или мест социальной реабилитации. Размещение заключенных, и в частности, предоставление мест для сна, должно производиться с уважением человеческого достоинства и, по мере возможности, с обеспечением возможности уединения, а также в соответствии ссанитарно-гигиеническим требованиям с учетом климатических условий, и в частности, площади, кубатуры помещения, освещения, отопления и вентиляции. Во всех зданиях, где заключенные должны жить, работать или собираться:

a) окна должны быть достаточно большими, чтобы заключенные могли читать или трудиться при естественном освещении в нормальных условиях, и обеспечивался приток свежего воздуха, кроме тех случаев, когда имеется соответствующая система кондиционирования воздуха;

б) искусственное освещение должно соответствовать общепринятым техническим нормам;

в) должна быть предусмотрена система сигнализации, позволяющая заключенным незамедлительно устанавливать контакт с персоналом. Заключенных обычно следует размещать на ночь в отдельных камерах, за исключением тех случаев, когда им предпочтительнее их размещение совместно с другими заключенными. Совместное размещение допускается лишь в том случае, если помещение подходит для этой цели и заключенные подходят друг к другу.

Согласно Европейским пенитенциарным правилам все части пенитенциарного учреждения должны постоянно содержаться в порядке и чистоте. Заключенные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение. Заключенные должны содержать себя, свою одежду и спальные места в чистом и опрятном виде. Одежда заключенных не должны быть позорящей или унижающей. Каждый заключенный обеспечивается отдельной кроватью и индивидуальными постельными принадлежностями, которые содержатся в надлежащем порядке и в хорошем состоянии и обновляются так часто, как это необходимо для поддержания их чистоты. Заключенные обеспечиваются комплексным питанием с учетом их возраста, состояния здоровья, религии, культуры и характера их работы. Заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, по телефону или с помощью иных средств общения со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций; разрешается также посещение заключенных указанными лицами.

Труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Каждый заключенный должен иметь возможность ежедневно не менее часа в день заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе, если позволяет погода. Внутренний режим, насколько это возможно, должен быть организован таким образом, чтобы давать заключенным возможность исповедовать свою религию и веру, посещать службы или собрания, проводимые получившими соответствующее разрешение представителями таких религий или верований; такие представители религий или верований должны иметь возможность посещать заключенных и общаться с ними в конфиденциальной обстановке; заключенным следует разрешать иметь у себя у себя книги и литературу, относящиеся к их религии и верованиям. Администрация пенитенциарных учреждений обеспечивает охрану здоровья всех заключённых этих учреждений. Внутренний распорядок организуется в пенитенциарных учреждениях с учётом требований режима, безопасности и дисциплины с одновременным предоставлением заключённым условий содержания, обеспечивающих человеческое достоинство и полное выполнение программы мероприятий, предусмотренных внутренним распорядком. Дисциплинарные процедуры рассматриваются как крайние меры. Там, где это возможно администрация пенитенциарного учреждения должна использовать механизмы восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключёнными или между ними. Дисциплинарным нарушением может считаться только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима или безопасности. За пенитенциарные учреждения должны отвечать органы государственного управления, не подчинённые военному ведомству, полиции или ведомству уголовного расследования. Пенитенциарные учреждения регулярно инспектируются одним из государственных органов с целью оценки того, осуществляется ли управление ими в соответствии с требованиями национального законодательства и международного права.

Независимый орган должен осуществлять надзор за условиями содержания заключённых и обращения с ними, о результатах которого сообщается публично. Режим для осуждённых заключённых должен быть направлен на то, чтобы они вели ответственный образ жизни без совершения преступлений. Особое внимание в правилах отведено подбору сотрудников мест лишения свободы, их обучению и повышению профессионализма.

Одно из требований Совета Европы к государствам, вступающим в его члены, состоит в том, чтобы их уголовно-исполнительное законодательство основывалось на принципах и стандартах Совета Европы, в первую очередь Европейские пенитенциарные правила.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 2

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. – Ст.2-4, 6.

Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Минск, 1999. – Ст.7, 9.

Принятые Европейские пенитенциарные правила 11.01.2006 г. являются отражением обязательств по обеспечению законного и справедливого обращения с заключенными (см. прим. 1). Они соответствуют требованиям, в которых подчеркивается, что пенитенциарная служба должна включать в себя такое обращение с заключенными, основная цель которого заключалась бы в перевоспитании и их социальной реабилитации.

Как и предыдущие редакции, Правила от 11.01.2006 г. базируются на предыдущих тюремных стандартах (см. прим. 2). Однако с 1987 г., когда были приняты предшествующие правила, в развитии европейского пенитенциарного законодательства и практике обращения с заключенными произошло множество изменений. С учетом этого в новых Правилах 2006 г. рассматриваются такие вопросы, которые не были включены в Правила 1987 г. Одной из особенностей Европейских пенитенциарных правил является тот факт, что первые девять правил содержат основополагающие принципы.

К основным принципам Европейские пенитенциарные правила относят следующие положения:

При обращении со всеми лицами, лишенными свободы, следует соблюдать их права;

Волков Вячеслав Борисович – кандидат юридических наук, начальник Управления ФСИН России по Чувашской Республике, полковник внутренней службы (Чебоксары); Сизая Елена Александровна – кандидат юридических наук, научный сотрудник НИИ ФСИН РОССИИ, майор внутренней службы (Чебоксары)

Лица, лишенные свободы, сохраняют все права, которых они не были по закону лишены на основании решения суда, по которому они приговорены или оставлены под стражей;

Ограничения, налагаемые на лиц, лишенных свободы, должны быть минимально необходимыми и соответствовать той обоснованной цели, с которой они налагались;

Жизнь в местах лишения свободы должна быть, насколько возможно, приближена к позитивным аспектам жизни в обществе;



Следует поощрять сотрудничество с внешними социальными службами и, насколько возможно, участие гражданского общества в жизни заключенных;

Сотрудники пенитенциарных учреждений выполняют важную общественную функцию и поэтому порядок их набора, профессиональной подготовки и условия работы должны обеспечивать им возможность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными;

Все пенитенциарные учреждения должны на регулярной основе инспектироваться государственными органами и проверяться независимыми структурами.

Европейские пенитенциарные правила применяются в отношении всех лиц, взятых под стражу в соответствии с решением судебного органа, и в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы. Лица, взятые под стражу в соответствии с решением судебного органа, и лица, приговоренные к лишению свободы, должны содержаться в пенитенциарных учреждениях, то есть учреждениях, предназначенных для заключенных, относящихся к этим двум категориям.

Малолетние в возрасте до 18 лет должны содержаться не в пенитенциарных учреждениях для взрослых, а в специально предназначенных для них учреждениях.

Лица, страдающие душевными заболеваниями или состояние душевного здоровья которых несовместимо с тюремным заключением, должны содержаться в специально предназначенных для этого учреждениях (Правило 12).

Лицо может быть принято в пенитенциарное учреждение или содержаться в нем лишь при наличии действительного постановления о заключении под стражу, соответствующего требованиям национального закона.

При приеме немедленно регистрируются следующие сведения о каждом принимаемом заключенном: сведения о личности заключенного; основания для заключения и название органа, принявшего соответствующее решение; день и час приема; список принадлежащего заключенному личного имущества, принимаемого на ответственное хранение; любые заметные телесные повреждения и жалобы на плохое обращение до поступления в пенитенциарное учреждение и с учетом требований медицинской тайны, любые сведения о здоровье заключенного, имеющие отношение к физическому и психическому состоянию заключенного или других лиц (Правило 15).

Лишение свободы неизбежно связано с вопросом о соблюдении прав человека. Правила рекомендуют максимально приблизить условия содержания в пенитенциарном учреждении к нормальной жизни, а также обеспечить, чтобы подобная нормализация не приводила к созданию в пенитенциарном учреждении негуманных условий.

В Правиле 6 указывается, что заключенные, как дожидающиеся приговора, так и уже осужденные, в конечном итоге вновь вернутся в общество, и этот аспект необходимо учитывать при организации тюремной жизни. С учетом этого администрации учреждения необходимо поддерживать физическое и психологическое здоровье заключенных и предоставлять им возможности для работы и самообразования.

В случае, если известно, что заключенным предстоит отбывать долгосрочное заключение, их тюремный срок должен быть тщательно спланирован, с тем чтобы минимизировать его негативное воздействие и с максимальной пользой использовать имеющееся у них время.

В Правиле 16 содержится ряд предложений, которые должны быть предприняты в срочном порядке после приема заключенного.

Так, например, медицинский осмотр должен проводиться безотлагательно, по возможности в день приема и обязательно в течение 24 часов. Также на ранней стадии необходимо обращать внимание на личные и бытовые нужды заключенных. Это может потребовать срочного привлечения помощи со стороны служб социального обеспечения, находящихся за пределами пенитенциарного учреждения. Точно также необходимо уделять внимание своевременной реализации программ по оказанию помощи и профессиональной подготовки для приговоренных заключенных.

В Правиле 7 подчеркивается важность сотрудничества персонала с внешними социальными службами. Правила призывают содействовать развитию политики открытости, а не изоляции. Это означает налаживание тесного взаимодействия между пенитенциарной системой и внешними социальными службами и привлечение гражданского общества,

например, за счет организации ими добровольных работ или посещений тюрем. Основная роль в процессе реализации настоящих правил и в целом обеспечения гуманного обращения с заключенными принадлежит сотрудникам пенитенциарных учреждений.

В анализируемом документе подчеркивается важность соответствующего распределения заключенных по пенитенциарным учреждениям. Принятие решения о распределении не должно создавать необоснованных трудностей для заключенных и их семей, включая детей заключенных, которые нуждаются в доступе к ним. В соответствии с правилом 17 все заключенные должны содержаться как можно ближе к месту жительства. Если же заключенный отбывает пожизненное заключение, то это правило на него распространяться не может.

Еще одно важное новое изменение закреплено в Правиле 18, которое предусматривает необходимость закрепления законом недопущения переполнения тюрем. Условия размещения в целом, и переполненность в частности, могут служить источником негуманного или унижающего человеческое достоинство обращения.

Один из важнейших тезисов рассматриваемого документа состоит в том, что политика здравоохранения в условиях заключения была интегрирована и совместима с государственной политикой здравоохранения.

В Правиле 19 подчеркивается важность поддержания чистоты во всех местах пенитенциарного учреждения, так и личной гигиены заключенных. Тюремные власти обязаны предоставить заключенным возможность поддержания личной гигиены и чистоты помещений, а также необходимые для этого средства.

Чрезвычайно важно, чтобы общая ответственность за гигиену, в том числе в камерах, где спят заключенные, лежала на руководстве пенитенциарного учреждения, которое должно следить за тем, чтобы заключенные размещались в чистых камерах. При этом все заключенные, если они в состоянии сделать это, также должны поддерживать личную гигиену, а также чистоту и порядок вокруг себя.

Хотя нынешняя редакция Правил не оговаривает конкретно вопрос о ношении бороды, как это было в прошлом, личная чистота и опрятность включает соответствующую заботу о волосах, включая стрижку и бритье бород, для чего руководство пенитенциарного учреждения должно обеспечить соответствующие возможности. При этом бритье голов на повседневной основе или в качестве дисциплинарной меры недопустимо, так как это носит унизительный характер.

Обеспечение санитарных потребностей женщин, оговариваемое в Правиле 19, включает в себя гарантию доступа к гигиеническим средствам и возможности их утилизации. Следует также ввести положение, со-

гласно которому беременные или кормящие грудью женщины должны иметь возможность принимать душ чаще двух раз в неделю.

В данном контексте особое значение имеет доступ к различным объектам гигиены, среди которых санитарные объекты, а также баня и душ. Обеспечение доступа требует пристального внимания со стороны тюремных властей.

Кровати и постельные принадлежности имеют большое практическое значение для заключенных. Следует заметить, что заключенные, в отношении которых приговор еще не вынесен, имеют право на ношение собственной одежды.

Одной из главных задач тюремных властей является обеспечение заключенных питательными продуктами и трехразовым питанием (Правило 22).

Правило 24 содержит указание, что лишение свободы не должно означать прекращение контактов с внешним миром. Напротив, все заключенные имеют право на поддержание подобных контактов, и тюремные власти должны стремиться к тому, чтобы создать такую обстановку, которая бы максимально способствовала их поддержанию.

В Правилах подчеркивается, что тюремные власти должны обращать внимание не только на конкретные правила, регулирующие такие аспекты, как работа, образование и физические упражнения, но и на внутренний режим (Правило 25).

Особое внимание обращается на необходимость оказания помощи тем заключенным (как мужчинам, так и женщинам), которые стали жертвами физического, психологического или сексуального насилия.

Согласно Правилу 25, приговоренные к тюремному заключению обязаны трудиться, причем работа не должна являться дополнительным наказанием. Это необходимо для борьбы с возможными злоупотреблениями. Особое внимание обращается на позитивные аспекты работы. Общественно полезный труд должен служить целям общего развития всех заключенных.

В Правиле 26 отмечается, что хотя работа и может быть основой ежедневного распорядка заключенных, она не должна препятствовать учас-

тию в других видах деятельности. В идеале все заключенные должны получать зарплату, сопоставимую с получаемой зарплатой в обществе.

В Правиле 28 содержатся общие положения, оговаривающие вопросы предоставления образования всем заключенным. Не менее важно, чтобы в квалификационных документах, которые заключенные получили в ходе отбывания наказания, не содержалось указаний на то, где именно они были получены.

Библиотека должна рассматриваться в качестве объекта, доступного для всех, а также в качестве важного компонента досуга. Она также играет важнейшую роль в деле обеспечения образования в тюрьме. В библиотеке должны быть книги на тех языках, на которых читают заключенные. В ней также должны находиться материалы юридического характера.

Рекомендации по медицинскому обслуживанию требуют, чтобы в обращении с заключенными врачи применяли те же профессиональные принципы и нормы, что и в работе за пределами пенитенциарного учреждения. Этого также требует один из Принципов ООН медицинской этики, касающихся роли медицинского персонала.

Общий подход к организации внутреннего распорядка гласит, что порядок в пенитенциарном учреждении должен поддерживаться постоянно (Правило 49).

Целью режима, применительно к лишенным свободы, является деятельность персонала, которая должна быть направлена на то, чтобы отбывающие наказание вели ответственный образ жизни и не совершали преступлений. Заключение с лишением свободы само по себе является наказанием, и поэтому режим для заключенных не должен усугублять страдания, связанные с заключением. Правило 104 рекомендует: содержание осужденных должно быть организовано так, чтобы содействовать облегчению условий режима их размещения и содержания, а подразделение на группы заключенных должно максимально содействовать достижению этой цели.

При этом следует предпринять практические шаги по регулярному пересмотру первоначально принятых решений, касающихся обращения с отдельными заключенными. Сила может применяться в качестве законного средства восстановления порядка только в чрезвычайных обстоятельствах. Это должна быть крайняя мера.

Как правило, заключенные должны содержаться в условиях специального строгого режима только в том случае, если их поведение представляет реальную угрозу безопасности и у тюремной администрации нет иного выхода. Содержание в подобных условиях возможно только в течение как можно более короткого срока и должно зависеть от результатов постоянного наблюдения за поведением каждого такого заключенного.

Согласно Правилу 51 охрана в отношении заключенных должна носить минимально достаточный для обеспечения безопасного содержания уровень. Физические и технические средства безопасности являются неотъемлемой частью тюремной жизни, но их одних недостаточно для поддержания порядка.

Тюремный персонал должен стремиться к созданию такой обстановки, при которой все заключенные могли бы чувствовать себя в безопасности от насилия, а также разрабатывать процедуры, которые бы позволяли всем заключенным общаться друг с другом, не опасаясь нападения или иных форм насилия, а именно чтобы они имели возможность в любое время, в том числе ночью, связаться с персоналом тюрьмы.

Важное место Европейские пенитенциарные правила отводят вопросам дисциплины и наказаниям в тюрьме. В Правилах подчеркивается, что дисциплинарные процедуры должны использоваться только как крайнее средство.

В правилах подчеркивается, что если сотрудник пенитенциарного учреждения решил, что заключенный нарушил требования дисциплины, он должен как можно скорее сообщить об этом факте руководству пенитенциарного учреждения.

Прежде чем прибегнуть к дисциплинарным мерам за мелкие дисциплинарные проступки, целесообразно вынесение неофициального замечания, которое служит для заключенного первым предупреждением. При этом необходимо предпринять шаги, направленные на то, чтобы подобные предупреждения носили справедливый характер и не приводили к созданию системы неофициальных санкций.

Компетентный орган должен рассматривать вопрос о нарушении без необоснованных затяжек. В некоторых странах для этого назначаются независимые мировые или специализированные судьи, что повышает непредвзятость принимаемого решения и увеличивает вероятность должного соблюдения законных процедур.

В соответствии с Правилом 59 любой заключенный, которому предъявлено обвинение в нарушении дисциплины, имеет право заранее ознакомиться с деталями обвинения, и ему должно быть предоставлено достаточно времени для подготовки защиты.

В качестве меры взыскания можно использовать ограничения, но не полный запрет на контакты с семьей. Подобное наказание должно применяться лишь в том случае, если нарушение связано с контактами с семьей или в процессе свидания произошло нападение на сотрудников пенитенциарного заведения.

Европейские пенитенциарные правила устанавливают специальные запреты на все формы телесных наказаний, на помещение в темную камеру и на все прочие негуманные или унижающие человеческое достоинство формы наказания.

Необходимо подчеркнуть, что требование о предоставлении заключенным одного часа в день для занятия физическими упражнениями на свежем воздухе также распространяется и на заключенных, которые в качестве наказания были помещены в одиночную камеру. Кроме того, таким заключенным должны предоставляться материалы для чтения. Эти же требования распространяются и на заключенных, содержащихся в условиях особо строгого режима. В Правиле 63 говорится, что заключенный не может привлекаться к ответственности за одно и то же нарушение режима дважды.

В соответствии с Правилом 69 персонал, который непосредственно работает с заключенными, может иметь при себе палки или дубинки для самозащиты. При этом длинноразмерные дубинки должны храниться в помещениях, где они могут быть быстро предоставлены персоналу в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Что касается огнестрельного и сходного с ним оружия, то согласно сложившейся практике персонал может иметь его при себе только в условиях неминуемого возникновения чрезвычайной ситуации, так как в остальных случаях существует риск его неправомерного применения или попадания оружия в руки заключенных.

Европейские пенитенциарные правила декларируют положение, что пенитенциарные учреждения должны находиться в ведении государственного органа власти. При этом такие учреждения не относятся ни к военным, ни к правоохранительным или следственным органам. Пенитенциарные учреждения, как указывает Правило 71, – это учреждения, которые должны находиться под контролем гражданских властей. В Правилах указывается, что в большинстве европейских стран правоохранительные органы подчиняются министерству внутренних дел, а тюремная администрация – министерству юстиции.

Правило 77 формулирует критерии отбора персонала. Тюремная администрация должна установить четкие процедуры проверки моральных устоев и гуманности кандидатов, а также их вероятную реакцию на стрессовую ситуацию, с которой они могут столкнуться с тем, чтобы гарантировать, что только наиболее достойные кандидаты отбирались для работы в пенитенциарной системе.

Европейские пенитенциарные правила указывают на необходимость обеспечения сотрудников привлекательной заработной платой и условиями работы.

Престиж профессии в значительной мере определяется уровнем заработной платы. Правительства должны признать, что сотрудники пенитенциарных учреждений имеют право на достойное материальное вознаграждение, соответствующее общественной важности их работы, а также тем трудным и иногда опасным условиям, в которых им приходится трудиться (Правило 79).

Одним из ключевых элементов режима для осужденных заключенных должна быть систематическая программа образования, включая профессиональное обучение, направленная на повышение общеобразовательного уровня заключенных, а также на улучшение перспективы жить ответственно, не совершая преступлений. В соответствии с Правилом 106 все заключенные должны поощряться за участие в общеобразовательных программах и программах профессионального обучения.

Согласно требованиям данной рекомендации, особое внимание следует уделить обеспечению осужденным возможностей для ведения в обществе законопослушной жизни. В период перед окончанием срока режим содержания должен быть сосредоточен на решении этих вопросов, а также на развитии связей с семьей и обществом.

В части IX Европейских пенитенциарных правил формулируется положение о необходимости постоянного совершенствования настоящих Рекомендаций. Это связано с тем, что информация о наилучшей пенитенциарной практике постоянно меняется, и в этой связи было бы целесообразным отражать необходимые изменения. Поэтому рекомендации предлагают создать механизм, гарантирующий регулярное обновление данных Правил. Вносимые обновления и дополнения должны основываться на данных научных исследований и внимательно учитывать взаимоотношения между настоящими Правилами и другими нормами (стандартами) в пенитенциарной сфере.

В целом же, из общего содержания Правил вытекает, что никогда не следует забывать о том, что тюремное заключение должно использоваться только как крайняя мера. Необходимо тщательно рассмотреть возможность вынесения альтернативного приговора, который не связан с тюремным заключением.

Примечания

1. См.: Европейские пенитенциарные правила. Рекомендация совета Европы R (2006) 2. Донецк: «Донецкий Мемориал», 2006.

2. См. например: Рекомендация № R (89)3 Комитета министров государствам-членам относительно Европейских пенитенциарных правил от 12 февраля 1987 г. [Текст] // Документы совета Европы (часть 1). М.: Права человека, 2000. С. 41 – 70.

Европейские тюремные правила. Январь 2006 г.

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Комитета Министров k государствам-членам

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА

Комитет министров в соответствии со Статьей 15 Устава Совета Европы,

Принимая во внимание Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и решения Европейского суда по правам человека;

Принимая также во внимание деятельность Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и особенно стандарты установленные его общими докладами;

Вновь подчеркивая, что никто не должен лишаться свободы, за исключением случаев, когда лишение свободы применяется в качестве крайней меры и в соответствии с предписанными законом процедурами;

Подчеркивая, что при исполнении наказаний, предусматривающих лишение свободы, и обращении с заключенными следует учитывать требования безопасности, порядка и дисциплины при одновременном обеспечении таких условий содержания, которые не ущемляли бы достоинство человека и предоставляли возможность включения в полезные занятия и проведения для заключенных соответствующих программ с целью их подготовки к возвращению в общество;

Полагая важным, чтобы государства-члены Совета Европы продолжали совершенствовать и соблюдать общие принципы при проведении своей пенитенциарной политики;

Полагая также, что соблюдение таких общих принципов будет способствовать развитию международного сотрудничества в этой области;

Отмечая, что существенные социальные перемены, произошедшие в последние два десятилетия, повлияли на важные изменения в уголовной сфере в Европе;

Еще раз подтверждая стандарты, содержащиеся в рекомендациях Комитета министров Совета Европы, касающихся отдельных аспектов пенитенциарной политики и практики, и в частности, рекомендации Rec. R (89) 12 об образовании в пенитенциарных учреждениях, Rec. R (93) 6 о пенитенциарных учреждениях и криминологических аспектах борьбы с инфекционными заболеваниями, включая СПИД и сопутсвующие проблемы здоровья, в местах лишения свободы, Rec. R (97) 12 о персонале, связанном с применением санкций и мер, Rec. R (98) 7 об этических и организационых аспектах оказания медицинской помощи в тюрьмах, Rec. R (99) 22 о переполнении тюрем и увеличении числа заключенных, Rec(2003)22 об условно-досрочном освобождении и Rec(2003)23 об организации тюремными администрациями отбытия заключенными пожизненных и длятельных сроков заключения;

Учитывая Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Организации Объединенных Наций;

Полагая, что Рекомендация R (87) 3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил требует серьезного пересмотра и обновления с тем, чтобы отразить изменения, произошедшие в уголовной политике, практике вынесения приговоров и управлении пенитенциарными учреждениями в Европе в целом;

Руководствоваться в своем законотворчестве, политике и практике Правилами, содержащимися в приложении к настоящей Рекомендации, которая заменяет Рекомендацию R (87) 3 Комитета министров относительно Европейских пенитенциарных правил;

Обеспечить перевод и максимально широкое распространение ее текста и сопроводительного комментария, в частности среди судебных властей, персонала пенитенциарных учреждений и заключенных