Далматовский свято успенский монастырь. Зауральская генеалогия. В художественной литературе

Поездка выходного дня в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь обещала быть любопытной. Фотографии в сети так и манили увидеть все живьем. Но мы даже не ожидали, что предстанет перед нами.

Несколько столетий назад церковь и вера в Бога имели особое значение в жизни русского человека.
ХХ век перечеркнул тысячелетнюю историю, начав с чистого листа. Разрушили храмы и монастыри, уничтожили церковные реликвии, духовенство было истреблено, как класс.

Поколение наших родителей росло в другой России — с другой религией, с другими божками. Мы же стали свидетелями зарождения новой культуры, и, как и положено дерзкому подростку, наше время топтало и рвало в клочья все то, чем жили старшие поколения.

Я родилась еще в СССР и всегда была атеисткой, верящей в науку, но моя юность пришлась на эпоху перестройки, когда повсеместно стали восстанавливать церкви, отмечать Рождество, служить всенощные.
Нарочно в университете выбрала специализацию религиоведение — было интересно все это препарировать и изучить.

Помню практику, когда мы попали в строящийся мужской монастырь Святых Царственных Страстотерпцев. Фотографировать нам не разрешили, сказали, что это грех. А вот за деньги было можно.

Статьи по теме

С тех пор церковь не люблю, чувствую там себя всегда неуютно и неловко. Больше нравятся заброшенные деревенские церквушки, которые просто любопытно разглядывать.

Когда на прошлой неделе мы поехали в Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь была уверена, что в церковь заходить не буду, лучше рассмотрю поподробнее останки Успенского собора, Юго-западную башню, братский корпус, т. е. все то, что еще не отреставрировано.

Но что-то пошло не так, и в итоге мы, получив благословение, даже мощи Святого Далмата лицезрели.

Но, прежде чем я начну рассказать историю монастыря, должна зафиксировать одну странную вещь, которая произошла здесь. Впервые, за почти 20 лет моего посещения всевозможных культовых сооружений, я чувствовала себя спокойно, умиротворенно и свободно. Когда-то я слышала, что нужно найти свою церковь, в которой тебе будет хорошо. Это не значит, что после поездки в Далматово я решила верить в Бога или ходить в храм, но на территории Далматовского монастыря действительно было хорошо.

Датой основания Далматовского монастыря считается 1644 г., когда насельник Невьянского Богоявленского монастыря Верхотурского инок Далмат поселился в пещере на высоком берегу реки Исети.

Преподобный Далмат (в миру Дмитрий Иванович Мокринский) был сыном казачьего атамана, был женат, имел детей, жил безбедно. Но после кончины супруги принял постриг. Со временем инок поселился в безлюдном месте, именуемом «Белое Городище». Здесь он вырыл себе землянку или облюбовал пещеру и стал жить.

Земли эти принадлежали тюменскому татарину Илигею, который не очень-то дружелюбно принял инока. По легенде Илигей дважды пытался убить Далмата. Но после того, как Илигею во сне явилась Царица Небесная и приказала оставить старца в покое и подарить ему эти земли, тюменский татарин стал первым благодетелем обители.

В 1646 году татарин Илигей подарил в знак примирения преподобному Далмату свой «шишак» и кольчугу. Кстати, шлем Илигея вы можете увидеть собственными глазами, он до сих пор хранится в Свердловском областном краеведческом музее.

К старцу Далмату (в то время ему было чуть больше 50 лет) люди относились с почтением и ждали от него духовного руководства.

Сподвижников становилось все больше, в жилище Далмата становилось тесно, так была отстроена часовня с деревянными сенями, которая позже сгорела.

Со временем Исетская обитель обустраивалась, Далмат жил в трудах и молитвах и умер в возрасте 103 лет.
Через десятилетие после смерти Далмата, монастырские деревянные строения стали заменяться каменными. В 1707 -1719 гг была построен Успенский собор, затем в 1720—1763 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, которые мы можем видеть до сих пор.

В середине XVIII века комплекс Далматовского монастыря стал представлять из себя мощную крепость с четырьмя башнями по углам.

Со временем Далматовская обитель стала и одной из крупнейших по некоторым экономическим показателям среди обителей восточной части Российской империи.

Также Далматовский монастырь был центром духовного просвящения и образования в Сибири.
Среди учеников Далматовского училища был изобретатель радио А.С. Попов, домашний учитель М.Ю. Лермонтова, поэт, профессор словесности А.Ф. Мерзляков, известный зауральский краевед, археолог, писатель А. Н Зырянов, географ, полярный исследователь К.Д. Носилов.

После революции монастырь еще какое-то время продолжает действовать. До 1928 года его удается сохранить в качестве музея-монастыря. Но в 1930 году единсвенный на Урале Далматовский музей-монастырь был окончательно закрыт. В этом же году с церквей снесли купола.

Невероятно, но монастырский комплекс все-таки дошел до наших дней. Еще в 1951 году благодаря генералу Терюхову, который был родом из Далматово, удалось поставить монастырь под защиту государства, а архитектурный ансамбль был объявлен памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1992 году решением Святого Синода Русской Православной Церкви был вновь открыт Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь.

Два года спустя при археологических раскопках были найдены мощи Далмата Исетского, которые сейчас хранятся в Скорбященской церкви.

Меня, как человека неверующего, несколько смутило такое распоряжение останками. Но для верующих они священны. Говорят, что приложившись к мощам можно исцелить любой недуг.

На данный момент монастырь открыт для посещения. С 1997 года наместником монастыря является игумен Варнава (Аверьянов). В настоящее время в братии 20 человек:15 монахов и 5 послушников.
В монастыре, как и в прежние времена, существуют различные мастерские: кузница, столярная, пекарня, швейная, тепличное хозяйство, пасека. Только вместо монастырских крестьян работают здесь так называемые трудни — из отсидевших или тех, кому негде жить.

Мы разговорились с одним из служащих при монастыре, говорит, что среди трудней разные люди встречаются. И хорошие есть и плохие. Могут украсть, могут напиться, но по-настоящему верующие монахи прощают их, ведь деваться им некуда. А здесь и кров, и корм.

Ансамбль Далматовского монастыря является памятником истории и культуры федерального значения. К настоящему времени восстановлены: Скорбященская церковь, часовня-усыпальница преподобного Далмата, надвратная Ионно-Богословская церковь, часовня перед входом в монастырь, северные келии (сейчас здесь находится музей).

Общая информация:

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону +7 922 678 69 13 или +7 (35252) 3−17−06

Как добраться:

От Екатеринбурга до Далматово 180 км. Ежедневно ходит автобус до Кургана, но выходить нужно перед свороткой на Далматово возле которой всегда стоят таксти. От Екатеринбурга до поворота на Далматово время в пути 4.12 ч.

На автомобиле мы доехали за 3 часа, после Каменск-Уральского нет населенных пунктов, поэтому ехали быстрее.

Видео: Анна Рыбакова, Дмитрий Сурин

Дата создания: 1644 г. Описание:

Основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище», старцем Невьянского Богоявленского мужского монастыря иноком Далматом (в миру тобольский городничий Димитрий Иванович Мокринский (1594-1697)).

В 1644 г. старец Далмат ископал себе пещеру в овраге на левом берегу р. Исети при впадении р. Течи. Тогда же была принесена им чудотворная Далматская икона Успения Божией Матери.

В 1651 г. монахи Белого города обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и тобольскому воеводе Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании земель у реки Исеть. Царской грамотой от 17 мая 1659 г. пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак.

В ХVII в. монастырь не раз подвергался разрушению от калмыков и башкир (1651 г., 1662 г.), но его восстанавливали. Обладая значительными земельными владениями к середине ХVIII в. по ряду экономических показателей монастырь занимал первое место среди обителей восточной части Российской империи.

Далматовский монастырь был центром духовного просвещения и образования Сибири. В 1714 г. в монастыре было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, в 1735 г. создана славяно-греко-российская школа, в 1761 г. — семинария, в 1816 г. — уездное духовное училище. В монастыре имелась богатая библиотека, первое упоминание о которой относится к 1679 г.

В Далматовском училище воспитывались будущий начальник архимандрит Антонин (Капустин), изобретатель радио А.С. Попов, поэт А.Ф. Мерзляков, организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский, полярный исследователь К.Д. Носилов и др.

После революции монастырь преобразовали в музей, но уже в 1930 г. единственный на Урале музей-монастырь был закрыт.

Сразу после окончания войны на территории монастыря разместили завод «Молмашстрой». Несмотря на то, что уже с 1952 г. монастырь был памятником местного, а с 1974 г. республиканского значения, приспособление исторических построек и территории монастыря под нужды завода привело к многочисленным повреждениям и значимым утратам.

В сентябре 1989 г. в Далматово была зарегистрирована православная община.

Решением Священного Синода от 6 мая 1992 г. монастырь был возрожден. Передача имущественного комплекса в ведение Церкви состоялась в 1996 г.

В 1994 г. были обретены мощи прп. Далмата Исетского, в 2004 г. по благословению он был включен Собор Сибирских святых. Архиерейским Собором 4 февраля 2013 г. утверждено общецерковное почитание прп. Далмата. Мощи святого покоятся в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Святыни обители: мощи прп. Далмата Исетского, ковчеги с частицами мощей прпп. Киево-Печерских и список Порт-Артурской иконы Божией Матери.

Действующие храмы: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с крестильной церковью в честь собора свв. 70-ти апостолов, надвратная церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Устроена деревянная часовня с купальней над источником прп. Далмата близ монастыря.

На попечении обители находятся дом престарелых, наркологический реабилитационный центр, есть воскресная школа (на ее базе работает региональное движение общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей»). В качестве трудников проживают молодые люди, прошедшие реабилитацию в центре наркозависимых Екатеринбургской епархии. Насельники монастыря преподают «Основы православной культуры» в школах г. Далматова и Далматовского района Курганской обл.

Наверняка, у каждого есть места, которые не отпускают: увидев раз, хочется еще сюда вернуться через какое-то время, убедиться, что всё на месте, всё так, как надо, как оставил несколько лет назад. Или наоборот: что-то изменилось, постарело, обветшало или, напротив, расцвело, обновилось, начало жить новой жизнью. Таковы для меня нерукотворные природные объекты – горы, реки, степи… Таковы для меня рукотворные – малая родина, волжские города, древние северные храмы.

Далматовский монастырь: история и люди

Таковым оказался Далматовский мужской монастырь . Впервые мы приехали сюда в 2011 году из чистого любопытства: в Зауралье настоящий монастырь с мощными крепостными стенами!

Вход в монастырь с надвратной церковью Иоанна Богослова

Почитала историю. История монастыря началась с середины XVII века, когда бывший тобольский городничий, а позднее инок Невьянского монастыря «ископал себе пещеру в раге на левом берегу реки Исети при впадении реки Течи» . Место это называлось «Белое городище» и принадлежало тюменскому татарину Илигею . Татарин, знамо дело, хотел выдворить непрошеного старца (а «старцу» было к тому времени уже 50 лет, и жить ему оставалось, как фиксируют документы, еще столько же и три года сверху), да вмешалась в это дело Божья Матерь (во сне Илигею приснилась) и внезапно всплывшее родство по материнской линии Илигея и Далмата. И татарин Илигей стал первым благотворителем монастыря, добровольно пожаловав ему собственные угодья длиной около 90 верст и шириной 25–30 верст.

История традиционно поработала над монастырем: набеги калмыков, башкир, несколько пожаров практически стирали монастырь с лица земли, пока к середине XVIII века монастырь не отгородился от внешнего мира крепостной стеной, такой, что даже Емельяну Пугачеву она оказалась не по зубам (Белогорская крепость из «Капитанской дочки» — это в другом месте – южнее).
Все каменные постройки внутри монастыря относятся к XVIII–XIX векам: , церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» , надвратная церковь во имя св. апостола Иоанна Богослова . Это внутри, за крепостной стеной. А снаружи – монастырские угодья, простирающиеся на несколько сот верст: «Вплоть до Атяша все наше» , — говорили монахи о своей вотчине. Именно на землях основан славный город .

А еще именно Далматовский монастырь стал центром духовного просвещения и образования в Сибири. Здесь было открыто первое в Зауралье училище для детей церковнослужителей, потом славяно-греко-российская школа, в XIX веке уездное духовное училище и училище для служительских и поселянских детей и т.д. В монастыре имелась богатая библиотека («книгохранилище»), первое упоминание о которой относится к 1679 г.

А какие имена связаны с монастырем! Конечно, далеко не всем известно имя первого архиепископа Архангельского и Холмогорского Афанасия (Любимова) и даже имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме и известного церковного ученого архимандрита Антонина (Капустина) . Но перечисляю дальше: Далматовское училище закончили изобретатель радио , домашний учитель Лермонтова А.Ф.Мерзляков , организатор Томского университета и попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский , полярный исследователь К.Д.Носилов . В монастыре похоронены сын Далмата архимандрит Исаак , дядя архимандрита Антонина (Капустина) епископ Екатеринбургский Иона (Капустин) , зауральский краевед, просветитель и писатель А.Н. Зырянов . Да… Великая история, великие люди.


Могила писателя-краеведа А.Н. Зырянова

Далматовский монастырь: последствия 1917 года

И вот – великий переворот 1917 года. Монастырь передают в ведение краеведческого музея. Достойно. Единственный на Урале и в Зауралье музей-монастырь. И пусть бы так было. Потомки должны помнить славную историю своего края. Но нет! Не такова Советская власть: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» И полетели купола вниз. Дальше – больше: «…а потом мы наш, мы новый мир построим» .

Главный храм обители переоборудовали в производственные цеха «Молмашстроя» (завод «Старт» ). На территории построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Вместо куполов трубы стали торчать из-за крепостных стен. Да и стены стали разбирать за ненадобностью. Большего надругательства над святым местом я не встречала нигде. Да, многие монастыри приспосабливали под тюрьмы, детдома, какие-то другие городские учреждения, но чтобы так радикально разрушать! Какое слово подобрать? Святотатство? Варварство? Кощунство?


Панорама монастыря 2011 г.



Останки братского корпуса внутри крепостной стены

Когда я переступила порог обители в 2011 году, сердце сжалось от боли. Это как изувеченную собаку увидеть: лапы переломаны, глаз затек кровью, ухо оторвано, а она все равно остатком хвоста машет при виде человека и улыбается. На следующий день на занятии я показывала своим первокурсникам слайд-фильм о восстанавливающейся обители: какие там лексико-грамматические разряды прилагательных, когда душа кричит: как это можно сделать человеку!

Что ж, оставалось только надеяться: после калмыков и башкир монастырь отстроился, под натиском Пугачева устоял, значит, и после советского безбожия восстанет. И вот в чем парадокс: в 1952 и 1974 гг. комплекс Далматовского монастыря признан памятником истории и культуры республиканского (общероссийского) значения и при этом продолжал обрастать промышленными трубами.


Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 1688 г.
Успенский собор. 1707 — 1720. Первая каменная постройка в Зауралье.
Фрагменты Успенского собора





Далматовский монастырь сегодня

Вернулись сюда через семь лет. Очень хотелось посмотреть на богоугодное дело восстановления обители. Сегодня монастырь не узнать. Крепостные стены восстанавливаются, построена гостиница для паломниц (мужчины ночуют в братском корпусе), работает библиотека и воскресная школа, 17 монахов ведут хозяйство: теплицы, скотный двор, мастерские. Украшение монастыря – Скорбященская церковь с золотыми крестами. Вокруг Успенского храма место уже расчищено, потихоньку ведутся восстановительные работы, на которые уйдет не два, не три года, а может, даже не один десяток лет. Но главное – монастырь идет на поправку. И впереди у него, я уверена, такое же славное будущее, каким было его великое прошлое.


Вид на надвратную церковь во имя апостола Иоанна Богослова со стороны Скорбященской церкви. 2018 год
Церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». 2018 год

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Над исетской привольной волной

Город мой ты растёшь и цветёшь,

Над Исетской привольной водой

Ты ладьёй над Исетью плывёшь. (Т. Лепихина)

В старинном зауральском городе Далматово находится уникальный памятник архитектуры 18 века,единственный в своём роде комплекс на всём Среднем и Южном Урале. Это комплекс действующего Свято-Успенского мужского монастыря — памятник федерального значения, который был основан в 1644 году монахом Далматом, в миру Дмитрием Ивановичем Мокринским (1594-1697).

Первое русское поселение в зауральском крае, созданное на землях татарского мурзы Илигея, называлось в то время, как Успенская Исетская пустынь в новой Сибири. Менялись времена менялось название — Успенская Исетская пустынь, Исетский Успенский монастырь, Далматовский Успенский монастырь.

Далматовский монастырь, расположенный на берегу Исети, при впадении в нее реки Течи, во второй половине XVII – начале XVIII веков играл ключевое значение в русской колонизации края.

Монастырь был мощной крепостью, отражавшей набеги кочевников. Он был – и это еще более важно – духовной твердыней, и мощным религиозным и образовательным центром.

С возникновением Далматовского монастыря, начинается христианизация края. На монастырских землях возникают деревни и поселья, строятся храмы.

Успенский монастырь был не только центром русского православия, но и центром иконописи Зауралья.

Это ещё и первая по времени возведения каменная обитель на Урале и в Сибири, и крупнейший каменный ансамбль после Тобольского кремля.

В центре комплекса находится Успенский собор (1707-1719), к западу от него и на одной с ним оси — церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1871-1881); по периметру монастырского участка — административно-хозяйственные и жилые сооружения.

Успенский собор — одно из самых грандиозных каменных сооружений Урала и Сибири, первый на этих землях 2-этажный храм (не считая храмов с подклетами) и один из первых, возведенных в нарышкинской стилистике. Красоту и величие архитектурного комплекса сохранили для потомков цветные фотографии известного русского фотографа С.М. Прокудина-Горского.

Сооружения крепости по-своему уникальны. Сотни крестьянских рук в течение полувека воздвигали кирпичную стену, копию стен Московского кремля. Строительство каменной крепости велось в лучших традициях русского зодчества, но не простого, по некоторым исследованиям в кирпичных кладках церкви и крепостных сооружений удивительным образом тесно переплетены «каменное кружевное сольвычегодское барокко и не весть откуда взявшийся западно-украинский орнамент».

Сама крепость представляет неправильный шестиугольник площадью 4.5 гектара. С внутренней стороны в стенах сделаны бойницы, в отверстия которых стреляли из пушек и пищалей. Для ружейной стрельбы на стенах выложены зубцы, придававшие стене гребнеобразный вид. Стрелок вставал на защиту зубца и стрелял по неприятелю.

Не раз стены Успенского монастыря были молчаливыми свидетелями крестьянских восстаний. В 1762-1764 годах произошло восстание далматовских монастырских крестьян, названное историками «дубинщиной». В 1774 году стены крепости монастыря выдержали 20-тидневную осаду пугачевцев.

До сих пор живы легенды и предания о тайных узниках монастыря, о лабиринте подземных ходов.

Далматовский монастырь во многом был первым и внес существенный вклад в духовное просвещение жителей Урала.

Первая школа в Зауралье — цифирная школа, появилась при Далматовском монастыре. Спустя сто лет в стенах Духовного училища при монастыре обучались начальник Русской Духовной Миссии на Святой Земле Архимандри́т Антони́н (в миру Андрей Иванович Капу́стин ( — ) будущий полярный путешественник и писатель К.Д.Носилов (1858-1923), изобретатель радио А.С.Попов (1859-1906),зауральский краевед, писатель, археолог, этнограф, филолог и просветитель А.Н Зырянов.

К сожалению, судьба Далматовского монастыря характерна для Советской эпохи. До Октябрьской революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. После революции он был закрыт, с храмов снесены купола. В советское время здесь располагались краеведческий музей, Народный дом, колхозно-совхозный театр. В 1941 г. на территории монастыря был образован сборный пункт для новобранцев, в годы Великой Отечественной войны действовали госпиталь, курсы усовершенствования командного состава.

В 1945 г. на территории был организован завод «Молмашстрой». При возведении заводских построек были уничтожены многие строения. Активное разрушение комплекса было остановлено благодаря деятельности генерал- майора Д. А. Терюхова, добившегося в 1952 году постановления Совета Министров РСФСР об охране монастырского комплекса. Постановлением Совета Министров РСФСР 1974 г. комплекс Д. м. признан памятником истории и культуры республиканского значения, а постановлением от 21 янв. 1980 г. внесен в перечень памятников культуры, подлежащих первоочередной реставрации.

Монастырь обрёл новую жизнь. 6 мая 1992 г. решением Священного Синода Далматовский монастырь был передан Русской Православной церкви. И снова зазвучал призывный колокольный звон. Купола «церкви Всех Скорбящих Радосте» засияли золочёным светом. При монастыре начал работу свой музей.

На недавно завершившемся мультимедийном проекте-конкурсе «Россия 10» Далматовский монастырь занял тридцатое место из799 природных и архитектурных достопримечательностей страны. Проект привлёк внимание широких кругов общества к вопросам восстановления Далматовского монастыря. Сейчас монастырь активно восстанавливается и привлекает множество паломников к своим святыням.

3 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской православной церкви причислил Далмата к лику святых. Туристы и паломники приезжают поклониться святым мощам преподобного Далмата.

Приезжающие в наш город туристы могут разместиться в городской гостинице. Кроме того, при монастыре есть гостиница для паломниц, мужчины-паломники размещаются в братском корпусе.

В 2014 году наш край будет отмечать несколько юбилейных дат. Это 420- летие со дня рождения Далмата, 370-летие Далматовского Свято-Успенского монастыря и города Далматово. Приезжайте в наш древней и юный город. Тот, кто открыл для себя зауральскую святыню, возвращается сюда вновь и вновь.

Список использованной литературы и источников.

1. Матвеева, З.И. Далматово. 1644-2009 / З.И. Матвеева, М.З.Теляков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2009.-67с.

2.Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.1 (1644-1924) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева. – Курган, 2002.-320с.

3. Грязнов, Д.С. Край по имени Далмата: в 2 т.Т.2 (1924-2004) / Д.С.Грязнов, Т.Н. Лепихина, Г.А. Пономарева [и др.]. – Курган, 2004.-459 с.

4. Матвеева, З. И. Исторические памятники города Далматово /З.И. Матвеева.- Далматово,1987 г.-25с.

5. Над Успенским угором. Книга о городе Далматово / Т.Н. Лепихина, М.З. Теляков. – Екатеринбург, «Издательство Баско». 2004. – 192.: ил.

6.интернетресурсы,