Что собою представляет банкротство юрлица и примеры признаков несостоятельности. Основания несостоятельности юридических и физических лиц Первые признаки указывающие на банкротство фирмы

Какие признаки банкротства являются достаточными для признания несостоятельности предприятия? Об этом говорится в Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Помимо официальных оснований существует еще множество неофициальных, по которым опытный руководитель может определить ухудшение финансового положения фирмы задолго до наступления кризисного периода. Что же означает термин банкротство и как можно его предотвратить - об этом пойдет речь далее.

Правовое понятие, признаки и субъекты банкротства

Признание юрлица банкротом подразумевает вынесение арбитражным судом соответствующего решения об абсолютной неплатежеспособности компании в удовлетворении кредиторских требований. В число обязательств входят как долги по заключенным сделкам, так и невозможность рассчитаться по налоговым платежам в бюджет и внебюджет государства. В процессе банкротства суд осуществляет ряд обязательных мероприятий, направленных на оценку реального положения дел в компании, оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности, максимально полное исполнение долговых расчетов.

Главные признаки и критерии банкротства перечислены в стат. 3 № 127-ФЗ. При этом во внимание берется срок просрочки платежей, а также их совокупный объем. Если какое-либо из условий не соблюдается, предприятие не может быть признано неплатежеспособным.

Основные признаки банкротства:

  • Наличие долговой задолженности перед кредиторами на сумму свыше 300000 руб.
  • Минимальный срок неисполнения обязательств составляет 3 мес., включая расчеты с персоналом компании.

Инициировать признание несостоятельности вправе учредитель должника, его кредиторы, различные уполномоченные органы - социальные фонды, налоговая инспекция, органы суда или прокуратуры и т.д. Одновременно с заявлением в арбитраж предоставляются документальные и другие доказательства наличия просроченных долгов. После рассмотрения всех фактов суд выносит решение об отказе в возбуждении дела или о рассмотрении банкротства. В последнем случае начинается первая вспомогательная стадия - внешнего управления. Весь процесс занимает достаточно много времени. Кто принимает участие в деле?

К субъектам банкротства относятся:

  • Предприятие-должник - юрлицо, соответствующее нормам стат. 3 № 127-ФЗ , то есть неспособное в должной мере и полном объеме исполнить текущие обязательства перед кредиторами, включая персонал фирмы, партнеров, банки, налоговые органы, ФСС, ПФР и др.
  • Арбитражный суд - уполномоченный государством официальный орган, осуществляющий правосудие в предпринимательской экономической сфере.
  • Исполнительный орган должника - уполномоченный руководящий орган юрлица, осуществляющий управление хозобществом.
  • Уполномоченные госорганы - наделенные исполнительной властью госорганы федерального уровня (местного и/или регионального), уполномоченные государством РФ представлять в рассматриваемом деле о несостоятельности должника накопленные требования по оплате различных обязательных налоговых платежей, включая страховые сборы. Это, в первую очередь, территориальные подразделения ИФНС, ФСС и ПФР.
  • Конкурсные кредиторы - участвующие в деле о неплатежеспособности кредиторы, перед которыми должник имеет неисполненные расчеты по обязательствам. Исключение - уполномоченные госорганы; физлица, перед которыми имеются долги согласно требованиям стат. 2 № 127-ФЗ ; учредители компании-должника; авторское вознаграждение, выплачиваемое гражданам за продукты интеллектуальной деятельности.
  • Кредиторы - физические и юридические лица, перед которыми фирма-должник имеет неисполненные обязательства.
  • Независимый арбитражный управляющий - уполномоченный рядом функций гражданин РФ, кандидатура которого утверждается арбитражем для участия в деле о банкротстве. Обязательным для такого лица является участие в СРО (саморегулируемая организация).
  • Для каждой из стадий признания неплатежеспособности существуют различные категории управляющих:
    1. Временный - этот управляющий утверждается арбитражем в целях осуществления мероприятий в ходе внешнего управления.
    2. Административный - уполномоченное лицо для выполнения финансовой санации, то есть оздоровления компании-должника.
    3. Внешний - такой управляющий утверждается в целях осуществления внешнего управления, а также прочих, обязательных по № 127-ФЗ , функций.
    4. Конкурсный - уполномоченный арбитражем эксперт проводит последний этап в деле о несостоятельности, а именно распродажу активов на открытых торгах - конкурсное производство.
  • Контрольные органы - надзорный федеральный орган за работой СРО управляющих.
  • Регулирующие органы - исполнительный федеральный орган, ответственный за нормативно-правовое регулирование сферы банкротства в РФ.

Обратите внимание! Как становится понятно, для юридических лиц главным признаком банкротства является просрочка погашения обязательств на срок более 3 мес. и сумму свыше 300000 руб. Но оценка и анализ финансовых показателей работы предприятия позволяет выявить ряд косвенных факторов, по которым заблаговременно можно сделать вывод о грядущих неприятностях для бизнеса. О чем речь? Подробные ответы на этот вопрос вы найдете в следующей главе.

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) - это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния - понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет - компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?

Формальные признаки неплатежеспособности:

  • Совокупная сумма просроченной задолженности превышает 300000 руб. - при этом учитываются обязательства за приобретенные товары (услуги или работы), но не оплаченные; полученные компанией кредиты и займы с процентными начислениями; долги перед персоналом компании, включая зарплату, отпускные, больничные, пособия, компенсации, надбавки и пр.; обязательства перед учредителями фирмы; долги по налоговым платежам. Не входят в неисполненные обязательства суммы штрафных санкций, пени, неустойки, проценты за просрочку исполнения расчетов - размер подобных требований устанавливает суд.
  • Фактический срок неисполнения требований превышает 3 мес. - если продолжительность периода меньше, можно говорить об относительной неплатежеспособности, чего недостаточно для официального инициирования процедуры банкротства. Заявление на признание несостоятельности можно подавать только при наличии признаков абсолютного банкротства, поскольку в ином случае предприятие еще сохраняет шансы на самостоятельное восстановление платежеспособности и возврата бизнеса к нормальному функционированию.

Неформальные признаки неплатежеспособности:

  • Документарные - в эту группу входят признаки, которые отражаются в различных документах организации. Так, о предбанкротном состоянии юрлица может свидетельствовать нарушение сроков представления документации и низкое качество ее составления.
  • Финансовые - сигналом понижения платежеспособности выступает резкое изменение стоимостных показателей статей баланса - в активе и/или пассиве. Это, к примеру, понижение или высокий рост величины ликвидных активов; скачок в сторону уменьшения/увеличения МПЗ компании, неоднократное падение прибыли. Также признаком банкротства является увеличение дебиторской задолженности, что свидетельствует о непродуманной политике кредитования покупателей предприятия, которая повышает риски невозврата долгов за уже реализованную продукцию. Еще один повод для беспокойства - рост невыплаченной зарплаты персоналу, наличие непогашенных обязательств по налогам, страховым взносам и прочим обязательным государственным сборам.
  • Управленческие - подобные признаки не имеют выраженную денежную оценку, но напрямую оказывают влияние на руководство деятельностью предприятия, а значит, могут привести к неплатежеспособности при низкой эффективности менеджмента. Среди указанных факторов - необоснованная централизация функций у отдельных лиц или, наоборот, излишнее расфокусирование полномочий; многократное безрезультатное решение одних и тех же проблем; неоправданное внедрение нововведений; неразумная ценовая политика; сомнительные реорганизационные мероприятия; выход на «черные» рынки и т.д.

Вывод - если законодательные признаки несостоятельности играют основополагающую роль при принятии официального решения об инициировании банкротства предприятий, то косвенные основания важны, прежде всего, для владельцев бизнеса. Опасность представляет не только резкое изменение в финансовых показателях деятельности фирмы, но и низкоквалифицированное управление фирмой, которое может привести к массовому «оттоку» клиентов и, следовательно, резкому ухудшению позиции предприятия на рынке, что чревато последующим банкротством.

Специальный случай ликвидации юридического лица - его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  1. вводится особый порядок предъявления к должнику требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением текущих платежей);
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника (основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения);
  4. не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника по операциям с долями (паями) в имуществе должника (например, выдел доли (пая) в связи с выходом из состава его учредителей (участников), и т.д.);
  5. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов;
  6. не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  7. не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
  8. не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств , возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

  • могут совершать сделки исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом;
  • не вправе принимать решения:

    1. о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

      о создании юридических лиц, филиалов и представительств;

      о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

      о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

      о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

      об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

      о заключении договоров простого товарищества.

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Результат проведения процедуры финансового оздоровления:

  1. определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  2. определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  3. решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

  • арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (за исключением случаев, предусмотренных ФЗ),
  • на срок не более чем 18 месяцев , который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С даты введения внешнего управления :

  1. прекращаются полномочия руководителя должника (органов управления), управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  2. органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение 3 дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  3. отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  4. аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
  5. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей;
  6. требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением особого порядка, установленного законом.

Процедурой внешнего управления руководит внешний управляющий . Статьи 96-105 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" регламентируют порядок его назначения и освобождения от исполнения обязанностей управляющего, закрепляют права и обязанности.

На внешнего управляющего возлагается обязанность подготовить отчет (ст. 117 ФЗ), где должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • о продлении установленного срока внешнего управления;
  • о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
  • о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства .

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом , в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Открытие конкурсного производства является следствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом (ст. 124 ФЗ «О несостоятельности»).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев . Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на 6 месяцев .

Одним из основных этапов осуществления конкурсного производства является формирование конкурсной массы (всего имущества должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленного в ходе данной процедуры) и реализация имущества. В этой связи конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника).

Другие счета должника в кредитных организациях подлежат закрытию конкурсным управляющим по мере их обнаружения. Остатки денежных средств должника с указанных счетов должны быть перечислены на основной счет должника.

На основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства. С него же осуществляются выплаты кредиторам.

Отчет об использовании денежных средств должника конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд, собранию кредиторов (комитету кредиторов) по требованию, но не чаще чем 1 раз в месяц .

Мировое соглашение как процедура банкротства

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Полномочия представителя конкурсного кредитора и представителя уполномоченного органа на голосование по вопросу заключения мирового соглашения должны быть специально предусмотрены в его доверенности.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается

  1. со стороны граданина - гражданином;
  2. руководителем должника - юридического лица;
  3. исполняющим обязанности руководителя должника, внешним управляющим или конкурсным управляющим.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом.

При утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения, в котором указывается на прекращение производства по делу о банкротстве. В случае, если мировое соглашение заключается в ходе конкурсного производства , в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению.

Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

В ходе процедуры банкротства за счет должника подлежат обнародованию следующие сведения :

  1. о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  2. о прекращении производства по делу о банкротстве;
  3. об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего;
  4. об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника и т. д.

Сведения, подлежащие опубликованию, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1 ст. 28 Закона о банкротстве).

При введении в отношении юридического лица любой из процедур банкротства как должнику, так и кредитору целесообразно обратиться в юридическую фирму, оказывающую правовую поддержку в сопровождении процедур банкротства. Профессиональные юристы подобных фирм оказывают комплексные услуги по ведению банкротства, начиная с разработки концепции по минимизации рисков, и заканчивая представительством в суде.

Правовые последствия несостоятельности (банкротства) юридического лица

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

С даты признания банкротом (правовые последствия признания банкротом):

  1. считается наступившим срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника, сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к конфиденциальной информации или коммерческой тайне и др.;
  2. прекращаются полномочия руководителя должника и иных его органов , за исключением полномочий органов, которые в соответствии с учредительными документами могут принимать решения о заключении крупных сделок, соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника;
  3. управление переходит к специально назначаемому арбитражным судом конкурсному управляющему , действующему под контролем собрания (комитета) кредиторов и арбитражного суда (ст. 126, 127, 143 Закона о банкротстве).

Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства, в том числе выявленное в ходе него, за некоторыми изъятиями составляет конкурсную массу (ст. 131, 132 Закона о банкротстве). За счет нее и погашаются требования кредиторов к банкроту.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц (градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий) имеет особенности (ст. 168, 169-201 Закона о банкротстве), а иногда - осуществляется в рамках специального закона.

1.6666666666667

Деятельность субъектов предпринимательства неизбежно связана с финансовыми рисками и кризисными периодами. И нередко для объективной оценки рисков, быстрой стабилизации экономики предприятия, собственники прибегают к процедуре банкротства.

Что же такое банкротство, каковы его признаки, и какие задачи призваны решать процедуры банкротства? Попробуем разобраться в этом в нашей статье.

Банкротство: понятие и признаки

Законодательный регулятор

Понятие, признаки, а также процедуру банкротства регулирует Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. (ред. от 01.07.2018 г.). Основные понятия, связанные с банкротством, установлены нормами ст.2 вышеуказанного закона.

Кроме того, в вопросах практики применения закона о банкротстве следует учитывать Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 № 29.

Банкротство: понятие, признаки, процедуры

Банкротство – это установленный и зафиксированный арбитражным судом факт неспособности должника полностью удовлетворить законные требования кредиторов по денежным обязательствам, по выплате зарплат и выходных пособий работникам, по исполнению обязанностей по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т.п.).

Процедура банкротства включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемых в отношении должника, и направленных:

  • на объективную оценку его производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения;
  • на подтверждение факта несостоятельности (банкротства);
  • на определение мер, способствующих улучшению экономического положения должника;
  • на исполнение финансовых обязательств перед каждым из кредиторов, бюджетом и внебюджетными фондами.

Признаки банкротства

Арбитражный суд выносит решение об объявлении должника банкротом, при условии наличия признаков банкротства, установленных законом № 127-ФЗ. К таковым относятся:

  • наличие требований к должнику в общей сумме:
  • для гражданина (в т.ч. ИП) – не менее 500 000 рублей,
  • для юридических лиц – от 300 000 рублей;
  • неспособность должника в течение трех месяцев удовлетворить в полном объеме финансовые претензии кредиторов;
  • документально подтвержденный факт превышения суммы обязательств, взятых на себя должником, над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Согласно положениям закона, суд может признать банкротом как юридическое, так и физическое лицо. Не может быть установлено банкротство в отношении:

  • казенных учреждений и предприятий;
  • религиозных организаций;
  • политических партий.

Виды банкротства

В зависимости от вида должника закон различает банкротство юрлиц, банкротство ИП и банкротство физлиц, не являющихся ИП (ст. 2 закона № 127-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с характерными особенностями, можно выделить такие виды банкротства:

Реальное – характеризуется действительной неспособностью должника погасить свои долги и восстановить платежеспособность. Нередко конечным результатом такого банкротства становится ликвидация предприятия-должника.

Временное (условное) – тоже характеризуется неплатежеспособностью должника, но долги при этом можно погасить за счет имеющихся активов (как правило, при антикризисном управлении такой вид банкротства не приводит к ликвидации).

Преднамеренное (умышленное) – характеризуется преднамеренным созданием должником (руководителем, ИП) ситуации, в которой возникает состояние неплатежеспособности.

Фиктивное – характеризуется ложным объявлением должника о своей финансовой несостоятельности, целью которого является введение в заблуждение кредиторов, получение от займодателей льгот по погашению финансовых обязательств, либо погашению кредитных обязательств неконкурентоспособной продукцией.

Преднамеренное и фиктивное банкротство влечет административное наказание по ст. 14.12 КоАП РФ (штраф или дисквалификация), а при наличии крупного ущерба – уголовное по ст. 196, 197 УК РФ (от штрафа до лишения свободы).

Процедура банкротства и этапы ее проведения

Процедура банкротства состоит из нескольких этапов:

Наблюдение (ст. 62-75 закона № 127-ФЗ):

  • процедуру наблюдения проводит арбитражный управляющий, назначенный решением суда, который осуществляет общее руководство, взаимодействует с кредиторами и отвечает за сохранность имущества должника,
  • с момента начала процедуры наблюдения приостанавливаются операции по взысканию с должника всех видов обязательств и выплат дивидендов,
  • на данном этапе арбитражный управляющий проводит анализ и дает комплексную оценку деятельности должника, проводится первое собрание кредиторов.

Финансовое оздоровление (ст. 76-92 закона № 127-ФЗ):

  • решение о проведении данного этапа в процедуре банкротства принимает суд в случаях, если у должника есть ресурсы для восстановления платежеспособности,
  • на этом этапе должник полностью отстраняется от полномочий по управлению бизнесом, а его функции принимает на себя арбитражный управляющий,
  • этап финансового оздоровления предполагает привлечение внешних финансовых потоков, и предусматривает временную отмену выплат по обязательствам, усиление мер по обеспечению сохранности имущества должника, выполнение мероприятий по финансовой стабилизации и согласование с кредиторами итогов их выполнения.

Внешнее управление (ст. 93-123 закона № 127-ФЗ):

  • является продолжением этапа финансового оздоровления,
  • вводится отдельным решением суда, осуществляется назначенным внешним управляющим,
  • предполагает проведение таких мероприятий, как распоряжение от имени должника активами, заключение и расторжение договорных обязательств, предоставление отчетов собранию кредиторов, и проч.,
  • продолжительность внешнего управления определяет суд, она исчисляется в совокупности с продолжительностью этапа финансового оздоровления. Общая продолжительность этих этапов не может превышать 24 месяцев.

Конкурсное производство (ст. 124-149 закона № 127-ФЗ):

  • этап удовлетворения финансовых требований кредиторов посредством выставления ликвидных активов должника на открытые торги ,
  • из средств, полученных от ликвидации активов, погашаются обязательства должника согласно очередности, установленной нормами закона о банкротстве. Закон устанавливает следующую очередность:
  • внеочередные долги – судебные издержки, погашение текущих общехозяйственных расходов, оплата услуг арбитражного управляющего и т.д.,
  • долги 1-й очереди – компенсации за причинение вреда жизни и здоровью физическим лицам,
  • долги 2-й очереди – заработная плата персонала, выходные пособия, авторские вознаграждения,
  • долги 3-й очереди – обязательства перед остальными кредиторами.

Мировое соглашение (ст. 150-167 закона № 127-ФЗ):

  • данный этап является завершающим в процедуре банкротства и может наступать как после прохождения всех ее этапов, так и быть введенным в любой момент процедуры,
  • вводится при достижении соглашений по финансовым обязательствам, путем подписании мирового соглашения, которое должно содержать информацию о договоренностях между должником и кредиторами, реструктуризации долговых обязательств, их списании или сроках погашения.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) для юридических лиц и граждан, включая индивидуальных предпринимателей, приведены в Законе N 127-ФЗ. В соответствии с ним несостоятельность - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и/или об оплате труда лиц по трудовым договорам, а также уплатить обязательные платежи (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

Исходя из указанного определения можно выделить два основных признака несостоятельности - банкротства. Первый - это невозможность исполнить требования кредиторов, работников, уполномоченных органов, второй - удостоверение данного факта судом.

Вместе с тем неспособность должника исполнить требования кредиторов и иных лиц вытекает из его неплатежеспособности и недостаточности имущества.

Критерии и признаки несостоятельности банкротства

Именно понятия неплатежеспособность (или платежная неспособность), а также недостаточность имущества (или неоплатность) нередко рассматриваются в научной литературе как критерии банкротства. В соответствии с Законом N 127-ФЗ неплатежеспособность является как для юридических, так и для физических лиц. Она определяется по сумме долга и длительности неисполнения должником своих обязательств (п. 2 ст. 3 , п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 213.3 Закона N 127-ФЗ).

Вообще, под неплатежеспособностью понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. То есть при прочих равных условиях предполагается, что причиной неуплаты является недостаточность денег (ст. 2 Закона N 127-ФЗ).

При этом неплатежеспособность не означает обязательную несостоятельность должника. Проведение санационных мероприятий может помочь должнику справиться со сложившейся ситуацией и расплатиться по долгам. В противном случае должник, действительно, будет признан несостоятельным. Тогда в отношении организации-должника вводится процедура конкурсного производства, а в отношении индивидуального предпринимателя - процедура реализации имущества.

Что касается других признаков несостоятельности (банкротства) предприятия, упоминаемых в академической литературе, то среди них авторы также выделяют внутренние и внешние признаки. Внутренний признак - это та же неплатежеспособность лица. А внешние признаки несостоятельности организации - это наличие самой суммы задолженности и приостановление должником внесения платежей.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.