Система уголовных наказаний. Система наказаний по ук рф и проблемы ее реализации Система уголовных наказаний предусматривает

Системой наказаний в науке уголовного права считается установленный уголовным законом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности, исходя из степени их тяжести.

Впервые система уголовных наказаний в российском уголовном законодательстве была закреплена в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» 1919 г. Однако теоретическая разработка вопросов системы наказаний началась после принятия УК РСФСР 1922 г.1 Первый советский Уголовный кодекс установил исчерпывающий перечень всех наказаний, их было 11, и в основе их расположения лежала степень их тяжести - они располагались от наиболее тяжких к менее тяжким. Такое построение системы наказаний в российском уголовном законодательстве существовало достаточно долго, вплоть до принятия УК РФ 1996 г. Прежде всего, по УК РФ изменился принцип построения системы наказаний, если (как указывалось уже) ранее они располагались от более строго к менее строгому виду, то в новой системе они расположены наоборот: от менее строгого к более строгому виду. Подобное расположение наказаний в системе первоначально было закреплено в Теоретической модели Уголовного кодекса, а затем в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г.

Такой подход в построении системы наказаний имеет важное значение, поскольку, отражая принцип экономии репрессии, ориентирует правоприменителя на первоочередное использование

1 Свои исследования этой проблеме посвятили, например, Гернет М. Н. «Система карательных мер в Уголовном кодексе РСФСР» /Право и жизнь. 1922. № 1. С. 70; Эс-трин А. Я. «О наказании по Уголовному кодексу и Руководящим началам» /Еженедельник сов. юстиции. 1922. № 24-25. С. 2-3.; Чельцов-Бебутов М. А. Преступление и наказание в истории и в советском праве. Харьков. 1925. С. 67; Жижиленко А. А. Очерки по общему учению о наказании. Пг. 1923. С. 68-70 и др.

более строгого наказания. Кроме этого, построение системы наказаний от более мягких к более строгим является свидетельством гуманного подхода при назначении наказания, отражением принципов справедливости, равенства, гуманизма, законности. Новый принцип построения системы наказаний, как предполагалось законодателем, окажет воздействие на структуру применения наказаний, обеспечит более полную дифференциацию наказания в зависимости от характера и тяжести преступления, личности виновного, обстоятельств совершения преступления.

Действующая система наказаний включает в себя 13 видов. Из них пять видов можно назвать новыми: это обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Кроме этого, некоторые виды наказаний, известные старому УК I960 г., были модернизированы. В частности, направление в дисциплинарный батальон было заменено содержанием в дисциплинарной воинской части, при этом содержание этого вида наказания не изменилось, а изменилось лишь его наименование; исправительные работы стали только лишь одного вида - по месту работы; лишение свободы по УК РФ оказалось разделенным на два вида - на определенный срок и пожизненное; впервые смертная казнь включена в общую систему в качестве наиболее строгого вида наказания.

Таким образом, система наказаний, предусмотренных ст.

44 УК РФ 1996 г., стала включать 13 видов наказаний, применяемых ко взрослым преступникам: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.

Вместе с этой системой наказаний для взрослых преступников в Уголовном кодексе в разделе, посвященном уголовной ответственности несовершеннолетних, возникла вторая система наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК), которая состоит из шести видов наказаний: штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные

работы; арест; лишение свободы на определенный срок. Таким образом, в этой системе в отличии от системы «для взрослых» не оказалось семи видов наказаний. Кроме этого, все шесть наказаний по своим срокам, размерам и содержанию имеют отличия от аналогичных наказаний для взрослых. Не останавливаясь подробно на анализе различий этих видов наказаний, следует лишь сказать, что по действующему Уголовному кодексу установлены две системы наказаний: а) для взрослых, включающая 13 видов наказаний, и б) и усеченная более мягкая, состоящая из шести видов наказаний для несовершеннолетних.

Несмотря на достаточное количество видов наказаний, установленных уголовным законом (как для взрослых, так и для несовершеннолетних), судебные органы испытывает серьезные проблемы при выборе и назначении наказаний. Основной причиной такого положения является «неработоспособность» системы наказаний, система наказаний не может реализовываться в полном объеме. В связи с чем нарушаются единство системы и взаимосвязь элементов этой системы по разным причинам - из-за невведения некоторых наказаний в действие, установления моратория на смертную казнь, сужение некоторых видов наказаний, необоснованное исключение некоторых видов наказаний, которые были в системе по УК РСФСР I960 г. и которые могли бы в современных условиях успешно применяться в практике и др. Нарушение единства системы и фактическое неприменение многих наказаний влечет излишнее (порой, ничем не обоснованное) применение наказания в виде лишения свободы, фактически сделало лишение свободы лидером уголовного наказания (40-44 %)¦ Это обстоятельство усугубляется еще и тем, что другие виды наказаний, не связанные с изоляцией осужденного от общества, применяются редко.

Как свидетельствует судебная практика применения наказаний, из 13 видов наказаний для взрослых фактически применяются лишь только семь, причем некоторые из них имеют тенденцию к снижению применения. Следовательно, почти половина системы наказаний не работает.

Такое положение вызвано прежде всего тем, что при принятии УК РФ 1996 г. был впервые применен отлагательный метод в отношении трех видов наказаний: обязательные работы, ограничение сво-

боды, арест. Их введение было отложено до вступления в силу УИК РФ и создания необходимых условий для исполнения этих наказаний, но не позднее 2001 г.1 Что же сдерживает введение в действие каждого из трех перечисленных видов наказаний? Ответ прост - нет средств в бюджете государства, поскольку для отбывания ареста и ограничения свободы нужны арестные дома и исправительные центры, а их нужно строить, так как свободных объектов для этого нет. Стоит это очень дорого и трудно найти необходимые финансовые средства. Обязательные работы, которые как вид уголовного наказания (ч. 1 ст. 49 УК) заключаются в выполнении в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, могут быть введены в действие без значительных затрат и в достаточно короткие сроки. Органы, которые будут исполнять это наказание, создавать не надо, поскольку они уже существуют, это уголовно-исполнительные инспекции. Однако согласно ст. 25, 28 УИК РФ обязательные работы бесплатны только для осужденных, а организация, которая будет использовать труд осужденных, обязана оплачивать его по действующим расценкам и перечислять эту оплату в соответствующий бюджет. Таким образом бесплатные обязательные работы превращаются в платные, при таком положении организовать обязательные работы с учетом их продолжительности (2-4 часа в день) крайне затруднительно. Поэтому они также продолжают не действовать. Прогнозы на введение в действие всех трех «отложенных» видов наказаний неутешительны. Государственная дума приняла в первом чтении Проект Закона об отложении всех названных видов наказаний на неопределенный срок и предполагается введение их разрозненно и постепенно.

Помимо этого, положение усугубляется еще и тем, что другие виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества, применяются весьма редко. Например, штраф - это наказание имущественного характера, размер которого согласно ч. 3 ст. 46 УК определяется виновному с учетом его имущественного положения. Применение этого наказания не отличается активностью. Более широкому применению этого наказания препятствует такие харак-

1 См.: ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 /Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 25, ст. 2955, п. 4.

теристики лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, как отсутствие у них работы, ценного имущества и денежных средств. При таком положении применение штрафа является нецелесообразным, его невозможно выполнить. В связи с чем применение штрафа стало снижаться, например, в 1998 г. к штрафу было осуждено всего 8,2 %, в 1999 г. - 6,7, в 2000 г. - 5,5 %.1

Примерно такое же положение и с исправительными работами. Как уже отмечалось, исправительные работы по Уголовному праву России могут быть назначены только тем лицам, которые имеют основное место работы; другого вида исправительных работ в иных местах, известного уголовному законодательству советского периода, теперь нет. Поэтому применение исправительных работ ежегодно снижается начиная с 1992 г. Так, по данным ГУИН Министерства юстиции исправительные работы в 1995 г. были применены 8,9 %, в 1996 г. - 8,2, в 1997 г. - 6,9, в 1998 г. - 5, в 1999 г. - 4,7 %.

Кроме этого, в системе установлены два вида наказаний (конфискация имущества, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград), которые самостоятельно применяться не могут, поскольку они являются только дополнительными видами наказаний.

Доля такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, составляет всего 0,3 %.2

В этой связи следует обратить внимание на то, что лишение свободы как разновидность относительно определенных санкций по-прежнему является лидером в системе наказаний и вообще в Уголовном кодексе РФ. Поэтому говорить о гуманизации действующего уголовного законодательства не приходится, к тому же если учесть введение в систему пожизненного лишения свободы и установления по совокупности приговоров максимального срока лишения свободы в 30 лет.

Россия занимает первое место в мире по количеству заключенных: 619 человек в расчете на 100 тыс. населения, что

1 См.: Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. М., Норма. 1998. С.19; Мелешъев М. П. Проблемы отражения и закрепления в уголовно-исполнительном законодательстве достижений теории наказания /Развитие теории наказания в уголовно-исполнительном праве. М., 2000 г. С. 35-36.

2 См.: там же. С. 36.

в 10-12 раз больше, чем в других европейских странах. Каждый четвертый взрослый мужчина в России - бывший заключенный. Проблемы реализации системы наказаний привели к перенаселенности мест заключения (в следственных изоляторах на одного человека приходится менее одного квадратного метра площади вместо четырех - как положено по закону) люди во многих случаях не имеют индивидуального спального места и спят по очереди. Инспектора Совета Европы признают следственные изоляторы России местом, приравненным к пыткам.1

В решении этой проблемы, на наш взгляд, важное значение имеет расширение сферы применения наказаний, не связанных с лишением свободы, и введение в систему новых наказаний, также не связанных с лишением свободы. В связи с чем следует внести ряд предложений по совершенствованию системы наказаний.

Первое. Как известно, были упразднены в УК РФ такие виды наказаний, как увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред. Представляется, исключение этих видов наказаний было недостаточно обоснованным и продуманным. Эти виды наказаний в условиях рыночной экономики могли быть достаточно эффективными мерами уголовного воздействия и служить альтернативой наказанию в виде лишения свободы.

Второе. Сделать конфискацию не только дополнительным, но и основным видом наказания, предусмотрев ее в качестве санкции за совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений. В системе наказаний конфискация имущества по своей репрессивности гораздо выше штрафа, обязательных работ, исправительных работ, и расположена она перед ограничением свободы. Конфискация имущества как основной вид наказания может стать реальной и эффективной альтернативой лишению свободы.

Третье. Максимально быстро ввести в действие «отложенные» виды наказаний: обязательные работы, ограничение свободы и арест, чтобы суды имели большую возможность применять наказание, не связанное с лишением свободы.

Четвертое. Пересмотреть максимальные сроки наказаний, назначаемые по совокупности преступлений и приговоров, так как

1 См. Зубков А. И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 4,19, 21.

25 лет (совокупность преступлений) и 30 лет (совокупность приговоров) установлены в законе и не обоснованны ни социально, ни экономически. Как отмечается в литературе, сверхдлительные (свыше десяти лет) сроки лишения свободы неэффективны и ведут к негативным последствиям, поскольку после 7-8 лет реального отбывания этого наказания происходит психологический срыв, ведущий к дальнейшему разрушению личности. Кроме этого, реальные условия отбывания лишения свободы в российских исправительных учреждениях превращают срок 25-30 лет фактически в пожизненное, так как столько выжить при существующих условиях в местах лишения свободы, как правило, невозможно.1

Пятое. Есть основание продумать вопрос о включении в систему наказаний условное осуждение, такой опыт российскому уголовному законодательству известен.

Все изложенное позволяет определить, что сужение системы наказаний представляется достаточно вредным, поскольку утрачивается возможность преемственности наказаний, лишает выбора альтернативы при его назначении, затрудняет индивидуализировать наказание, а это все ведет к нарушению принципа справедливости и законности.

Поэтому назрела настоятельная необходимость и потребность совершенствовать систему наказаний, чтобы сделать ее работоспособной.

О. С. Ивченко, научный сотрудник (НИИ при Генпрокуратуре, Москва)

Наказание в уголовном праве России - это мера ответственности, которая назначается за совершенные противоправные действия. По сути, это совокупность юридически-правовых норм, которые установлены высшими органами исполнительной власти страны. Карательные меры носят принудительный характер и направлены на ограничение обвиняемого в определённых правах и свободах.

Наказание всегда назначается соразмерно совершенному преступлению, поэтому здесь предполагается широкий спектр воздействия: от денежного штрафа и привлечения обвиняемого к общественно полезному труду до содержания под стражей и смертной казни. Порядок применения карательных мер и их виды прописаны в Российской Федерации.

Действующая система наказаний в российском законодательстве

В целом, такую систему можно условно разделить на две подкатегории. К первой относится группирование наказаний по его видам. Вторая - более гибкая структура, предполагающая множественную классификацию основных правонарушений с возможностью определения взаимосвязей между их видами. В российском институте правосудия обычно практикуется второй подход, который подразумевает такие виды наказаний:

  • лишение воинских званий, чинов и наград;
  • ограничения продвижения по службе;
  • трудовая деятельность: , обязательная;
  • административный арест;
  • запрет свободы передвижения;
  • содержание под стражей в течение назначенного срока;
  • пожизненное
  • нахождение в дисциплинарных батальонах;

Классификация карательных мер производится по следующим критериям:

  1. основные - используются самостоятельно, не усиливают другие методы воздействия;
  2. дополнительные - усилительные меры, направленные на ужесточение основных карательных мер.
Важно! Уголовная ответственность применима только к частным лицам! Коммерческие предприятия не могут признаваться виновными в совершении преступлений, следовательно, не подлежат уголовному преследованию.

Частота применения карательных мер


Если проанализировать ситуацию по стране в целом, наиболее распространенными видами наказаний считаются тюремные заключения и денежные штрафы. Следующими по частоте применения идут аресты и запрет заниматься определенными видами деятельности. Для спецнаказаний, которые применяются к ограниченным категориям граждан, например, военнослужащим, часто применяемыми считаются ограничения по службе и перевод виновных в дисциплинарные батальоны.

Важно понимать, что в России, как и в ряде других стран действует система смягчения уголовного наказания. В частности, если судом назначается определяется тюремное заключение на установленный период, обвиняемый необязательно отбывает его полностью. Здесь предусмотрена возможность сокращения периода тюремного заключения за примерное поведение.

Кроме этого, широко применяются условные наказания: карательная мера без фактического содержания под стражей. Однако, если виновный повторно совершает противоправное действие, условное наказание заменяется реальным .

Преступления и наказания: основные понятия

Разбираясь в принципах применения карательных мер, необходимо четко разбираться в основной терминологии. Итак, понятие «преступление» подразумевает следующие признаки:

  • степень вины - умышленные и непредумышленные действия;
  • опасность - посягательство на жизнь, здоровье и имущественные права граждан, угроза миру или общественной безопасности;
  • противоправность - совершённые действия либо бездействие противоречат законодательным нормам;
  • степень ответственности - от небольшой тяжести до особо тяжких преступлений.

Между тем, наказанием можно считать возмездие за совершенные противоправные действия, определённая на государственном уровне. Отсюда следует, что исполнение уголовных наказаний в России - способ восстановления нарушенной справедливости и профилактика совершения новых противоправных действий.

Виды наказаний

Рассмотрим виды мер карательного воздействия, применяемых в системе правосудия.

Штрафные санкции

Это материальная ответственность, которая налагается на обвиняемого в соответствии с действующим Уголовным кодексом. Согласно , эта мера может применяться двумя вариантами:

  • назначенная сумма в пределах 5 000 −5 000 000 рублей;
  • в виде дохода, полученного в период от 2-х недель до 5 лет.

Штраф назначается с учетом степени вины и материального положения обвиняемого. Допускается частичное погашение установленных сумм в течение 5 лет.

Скачать для просмотра и печати:

Запрет заниматься некоторыми видами деятельности и занимать установленные должности


Это мера ответственности, применяемая в качестве основного/дополнительного возмездия. В первом случае, ограничение предусматривает от полугода до 3-х лет. Во втором - может продлеваться до 20 лет. Если кара назначена в качестве базового метода воздействия, она вступает в силу с момента оглашения вынесенного приговора.

Если речь идёт о дополнительных карательных санкциях - с начала отбытия основного наказания. Основания: .

Лишение званий, чинов и наград

Важно! не применяется к солдатам-срочникам, контрактникам рядового/сержантского состава, беременным, женщинам, воспитывающим детей до 3-летнего возраста, инвалидам I группы. Скачать для просмотра и печати:

Назначение исправительных работ


Эта кара применима к трудоустроенным и безработным гражданам. В первой ситуации, обвиняемый отрабатывает положенный срок по месту основной занятости, во втором - на объектах, указанных органами самоуправления, но в районе основного проживания.

Продолжительность работ составляет 2-24 месяца, в течение всего срока из зарплатного фонда удерживается 5-20% дохода в пользу государственного бюджета.

Не применяется к беременным, военнослужащим, женщинам, имеющим на иждивении детей младше 3-х лет, инвалидам 1-ой группы. Основание: .

Ограничения в продвижении по службе

Применимо к военнослужащим-контрактникам на срок от 3-х до 24-х месяцев. В данный интервал времени виновный не повышается в воинских званиях, назначенный период не включается в выслугу лет. В течение назначенного периода, из размера денежного содержания удерживаются суммы в пользу государственной казны, в размере, не превышающем 20%. Основания: .

Запрет на свободу перемещения


Здесь предполагаются установленные ограничения на посещение обозначенных территорий или культурно-массовых мероприятий, невозможность выезда за пределы зоны проживания без разрешения надзорных органов. Применяется в качестве основной и дополнительной карательной меры. В первом варианте, назначается до 4-х лет, во втором - на 2 года.

Не может налагаться на лиц, не имеющих гражданства и постоянного места проживания, военнослужащих, подданных других государств. Основания: .

Скачать для просмотра и печати:

Назначение принудительных работ

Карательная мера может применяться в качестве адекватной замены тюремному заключению, если суд придет к такому решению. Наказание отбывается на указанных объектах, максимальная продолжительность таких работ - 5 лет. В течение этого периода, из зарплатного фонда, осужденного удерживается 5-20% в пользу государственного бюджета. В случае уклонения от обязательств, заменяется содержанием под стражей на срок, соразмерный периоду исправительных работ.

Не применяется к несовершеннолетним, осужденным на срок свыше 5 лет, военнослужащим, беременным, инвалидам 1-2 групп, а также мужчинам и женщинам, старше 60 и 55 лет соответственно. Основания: .

Арест


представлен в форме принудительной изоляции виновного от общества, на срок 1-6 месяцев. Для военнослужащих определяется нахождением на гауптвахте.

Не применяется к гражданам, не достигшим 18-летнего возраста, беременным, женщинам, имеющим на иждивении детей младше 14 лет. Основания: .

Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний (см. ст. 44-59 УК РФ) и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права. Содержание подсистем проистекает из норм гл. 9 "Понятие и цели наказания. Виды наказаний", а также из конструкции санкций за конкретные преступления.

Первой позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие. Она включает 18 видов наказания и 12 подсистем наказаний.

Согласно буквенным обозначениям видов наказания - их тринадцать. Однако в п. "б" ст. 44 УК предусмотрен не один, а два вида наказания: "лишение права занимать определенные должности" и "лишение права заниматься определенной деятельностью". Также в п. "в" - пять видов наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград. Поэтому, если считать точнее, видов наказания не тринадцать, а - восемнадцать.

Это позволяет достаточно тщательно индивидуализировать наказание судам и исполнять его пенитенциарным, уголовно-исполнительным органам. Известно: чем больше подсистем (групп) и элементов (видов наказания) в системе наказаний, тем эффективнее она, как любая система, способна достичь своих целей. В зарубежных УК среди основных видов наказания фигурируют, как правило, три: арест, штраф и тюремное заключение. Иногда четвертым видом наказания выступает смертная казнь.

Второй особенностью российской системы наказаний выступает ее гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания. Из 18 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений. Как ранее отмечалось, согласно решению Конституционного Суда РФ, с марта 1999 г. суды не могут выносить приговоры с наказанием в виде смертной казни. Максимальный срок лишения свободы - 20 лет (в большинстве зарубежных УК - 30 лет с широко применяемым пожизненным заключением; см. например, УК Франции). Режим отбывания лишения свободы также регламентирован Уголовным, а не Уголовно-исполнительным кодексом, тем более не тюремной администрацией, как при неопределенных приговорах в США.

Третья специфика системы наказаний по УК РФ - следование принципу законности. Она регулируется исключительно Уголовным кодексом. Не существует параллельно системы мер безопасности.

Подсистемы, объединяющие виды наказания, могут быть сгруппированы следующим образом.

Наказания подразделяются прежде всего по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.

К наказаниям, связанным с изоляцией от общества, относятся: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные тринадцать видов наказания не связаны с изоляцией от общества.

По самостоятельности применения и исполнения наказания подразделяются на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные (основные и дополнительные). Статья 45 УК предусматривает девять основных видов наказания. Таковы обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Три вида наказания - штраф, лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основного, так и дополнительного. Шесть видов наказания - только дополнительные: лишение специальных званий, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград и конфискация имущества.

Три названные группы наказаний различаются по содержанию, целям, регламентации в санкциях и порядку назначения. Основные наказания - главные в санкциях за преступления. Дополнительные выполняют вспомогательную роль. Они не могут поэтому быть строже основных наказаний. Функции дополнительных наказаний состоят в утяжелении и спецификации основных наказаний. Они позволяют лучше, чем основные наказания, учитывать характер общественной опасности преступления, а также лица, его совершившего.

Виды наказания по временным показателям иногда дифференцируют также на две подсистемы - срочные и бессрочные. Срочные - такие, которые назначаются на определенный период времени. К ним относится большинство видов наказания. Сроки однозначно определены в законе. При этом во исполнение принципа гуманизма запрещается назначать наказание за одно преступление выше максимального предела санкций за него. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции за соответствующее преступление, допускается (ст. 64 УК).

Подсистема бессрочных наказаний, которые назначаются за тяжкие преступления, включает лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертную казнь. При этом пожизненное лишенное свободы лицо по отбытии не менее двадцати пяти лет заключения может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания (п. 5 ст. 79).

В зарубежных кодексах можно встретить и другие классификации подсистем наказаний. Например, в УК Испании 1995 г. наказания по характеру и размеру делятся на строгие, менее строгие и небольшие. В этом же Кодексе имеется оригинальная норма, которая определяет, какие санкции не являются наказаниями.

Целостность системы наказаний предполагает их определенную иерархию и последовательность расположения внутри системы наказаний. УК 1996 г., в отличие от УК 1960 г., расположил виды наказания от менее тяжких к более тяжким (ст. 44 УК). Аналогична последовательность видов наказания и в санкциях за конкретные преступления.

Такое законодательное решение позволяет суду правильно просчитывать варианты санкций и вначале обсудить возможность назначения менее строгих наказаний. Часть 1 ст. 60 прямо устанавливает, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При замене наказания на более строгое, при злостном уклонении от исполнения первоначально назначенного наказания суд при такой конструкции перечня наказаний получил возможность более четко определять сравнительную тяжесть наказания. При замене неотбытой части наказания более мягким видом (ст. 80 УК) у суда имеется такая же возможность.

В первый год действия УК (1997 г.) система наказаний в структуре судимости выглядела так: удельный вес штрафа по всем назначенным судами наказаниям, включая условное осуждение, составил 7,9%. Его снижение с 13% в 1996 г. объясняется сложностью исполнения в условиях социально-экономического кризиса. Применение исправительных работ по тем же правилам снижено до 6,9%. Лишение свободы на определенный срок составило 32,8%, пожизненное лишение свободы назначено 16 осужденным за убийства. Ввиду моратория на смертную казнь с 1997 г. она не была исполнена, равно как и в отношении более тысячи приговоренных ранее к этому наказанию.

Ввиду отсрочки применения по финансовым соображениям трех видов основных наказаний особенно резко выражено (до 52,4%) назначение судами условного осуждения к лишению свободы (ст. 73, 74). Беспрецедентно высокий рост условного осуждения в действительности противоречит принципу индивидуализации наказания, т.е. соответствия тяжести преступлений и личности виновного его наказуемости. Из-за невозможности применять новые гуманные виды наказания - арест, ограничение свободы, обязательные работы, а также потому, что к уголовной ответственности чаще всего привлекаются лица из несостоятельных слоев населения, суды вынуждены каждому пятому осужденному лишение свободы назначать условно. Однако неоправданный либерализм судами проявляется при назначении условного осуждения за тяжкие, в том числе коррупционные преступления. Так, по данным официальной судебной статистики в 1997 г. из 790 осужденных к реальному лишению свободы было приговорено всего 165 взяткополучателей, 343 или 437 - осуждены условно и 44 - к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Таким образом, многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы - исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний - единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.

1. Штраф - определенная денежная сумма, указанная в статье РФ, которая приравнивается к определенному числу минимальных размеров оплаты труда (от 25 до 1 000) или к размеру заработ­ной платы (иного дохода осужденного) за указанное в статье коли­чество месяцев (ст. 46 УК РФ).

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься конкретной деятельностью. Данное наказание назна­чается на срок, определенный в статье, и может применяться лишь к лицам, состоящим на службе в государственных организациях и в органах местного самоуправления (ст. 47 УК РФ).

3. Обязательные работы назначаются судом на конкретный
срок, в пределах, указанных в статье Уголовного кодекса. Подразу­мевают выполнение осужденным в свободное от работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид работ опреде­ляется органами местного самоуправления. При этом в день может быть отработано не более 4 часов. Данный вид наказания нельзя на­значать инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщи­нам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, лицам, достигшим пенси­онного возраста, а также военнослужащим.

4. Исправительные работы - это наказание, которое не влечет
лишение или ограничение свободы. Оно заключается в том, что из
заработной платы осужденного удерживается в доход государства часть заработка (от 5 до 20%) на срок от 2 месяцев до 2 лет. В случае злостного уклонения от исполнения данного наказания суд вправе заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы (из расчета один день исправительных работ за один день ограничения свободы, один день ареста за два дня испра­вительных работ или один день лишения свободы за три дня испра­вительных работ). Осужденный отбывает исправительные работы там, где он трудится. В срок такого наказания засчитываются годы, месяцы и дни, в течение которых производились удержания из зара­ботной платы осужденного.

5. Ограничение свободы - принудительное содержание лица в специальном учреждении, без изоляции от общества, в условиях осуществления за ним надзора. Осужденные отбывают это наказа­ние по месту жительства или по месту осуждения. Осужденные проживают в специально оборудованных общежитиях, обязаны по­стоянно пребывать в пределах учреждения и не имеют права без разрешения администрации покидать эту территорию. Надзор за ними осуществляется как в период работы, так и в свободное от работы время. Этот вид наказания может быть применен лишь к ли­цам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, и не может быть назначен инвалидам I и II групп, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет, а также гражданам, достигшим пенсионного возраста (ст. 53 УК РФ).



6. Арест - краткосрочный вид наказания, который предполагает
содержание осужденного в условиях строгой изоляции. На этот вид
наказания распространяются условия содержания, предусмотренные
для граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы в
тюрьме в условиях общего режима. Арест не может быть назначен
лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16 лет, бере­менным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет (ст. 54 УК РФ). Данный вид наказания, а также обязательные работы будут введены в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РФ - по мере создания необходимых ус­ловий для исполнения этих видов наказаний, но не позднее 2001 г.

7. Лишение свободы на определенный срок (от 6 месяцев до
20 лет). При сложении сроков, назначенных за совершение несколь­ких преступлений, лишение свободы может достигать 25 лет. В слу­чае, если осужденный после вынесения ему приговора и до отбытия наказания совершит еще одно преступление или несколько преступ­лений, сроки, назначенные по разным приговорам, складываются и максимальный срок лишения свободы может возрасти до 30 лет.

8. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ). Назначается
как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких пре­ступлений, посягающих на жизнь.

9. Смертная казнь (ст. 59 УК РФ). Исключительная мера нака­зания, которая может быть назначена за особо тяжкие преступления,
связанные с посягательством на жизнь. Этому виду наказания не могут подвергаться женщины, а также лица, совершившие преступ­ления в возрасте до 18 лет, и мужчины, которым к моменту вынесе­ния приговора исполнилось 65 лет. В настоящее время применение этого вида наказания приостановлено.

При назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности как преступления, так и личности ви­новного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, степень влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

В качестве смягчающих вину в УК предусмотрены следую­щие обстоятельства:

а) совершение преступления малой тяжести впервые, вследст­вие случайного стечения обстоятельств;

б) совершение преступления несовершеннолетним;

в) наличие беременности;

г) наличие у виновного малолетних детей;

д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизнен­ных обстоятельств (безработица, семейные конфликты, снижение жизненного уровня виновного) либо из сострадания (лишение жизни безнадежно больного или смертельно раненного по его просьбе);

е) совершение преступления в результате физического или пси­хического принуждения либо по причине материальной, служебной или иной зависимости;

ж) совершение преступления, вызванного незаконными или
аморальными действиями потерпевшего.

Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести.

В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК РФ) предусматривается перечень, включающий двенадцать видов наказаний:

  • - штраф;
  • - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • - лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • - обязательные работы;
  • - исправительные работы;
  • - ограничение по военной службе;
  • - ограничение свободы;
  • - арест;
  • - содержание в дисциплинарной воинской части;
  • - лишение свободы на определенный срок;
  • - пожизненное лишение свободы;
  • - смертная казнь.

Основные и дополнительные виды наказаний

Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

При осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы или арестом. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы или ареста за восемь часов обязательных работ.

Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет и отбываются по месту работы осужденного.

Из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день исправительных работ, один день ареста за два дня исправительных работ или один день лишения свободы за три дня исправительных работ.

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Ограничение свободы назначается:

  • а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, - на срок от одного года до трех лет;
  • б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, - на срок от одного года до пяти лет.

В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.

В случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к ограничению свободы, оно заменяется лишением свободы на срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.

Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Это наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Лишение свободы на определенный срок заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима.

Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет.

В случае частичного или полного сложения сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет.

Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения

Отбывание лишения свободы назначается:

  • а) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;
  • б) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
  • в) лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;
  • г) при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.

Лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме.

Изменение вида исправительного учреждения, назначенного приговором, производится судом в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

Смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления.

Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.

«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК РФ, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК РФ и возможности сочетаться между собой». 16