Получение независимости. История индии после обретения независимости Тема: Индия после приобретения независимости

Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сумел сплотить страну, состоявшую из 562 полусуверенных княжеств, и определил направления развития страны на многие годы вперед. Индия строила демократическое общество, старалась сохранять политичесий нейтралитет на международной арене, и в то же время активно развивала отношения с СССР и другими странами. До обретения независимости экономика страны существовала в основном за счет аграрного сектора, но, с помощью СССР, Индия стала активно развивать промышленность. СССР также оказывал Индии военную помощь (в то время как США помогали Пакистану).

Военная помощь была очень нужна Индии. Сразу после разделения страны, начался не прекращающийся до сих пор спор с Пакистаном по поводу приграничных территорий. Периодически этот спор перерастал в полномасштабные военные действия: в 1947, 1965, 1971 и 1999 гг. Кроме Пакистана, у Индии были пограничные конфликты с Китаем (1962 г.) и Бангладеш (2001 г.). Последний конфликт с участием Индии и Пакистана привлекли внимание всего мирового сообщество, поскольку существовала реальная угроза применения ядерного оружия (Индия и Пакистан обладают ядерными зарядами и ракетами дальнего действия, способными нести ядерное оружие).

60-70 годы 20 века были очень непростыми для Индии. Помимо военных конфликтов, после некоторого экономического подъем в середине 60-х, страна переживала экономический и политический кризис. В 1975 году премьер-министр Индии Индира Ганди была вынуждена ввести в стране чрезвычаное положение, введя цензуру и де-факто взяв власть полностью в свои руки. Ее решительные действия помогли подняться индийской экономике и справиться с коррупцией, но также дали повод обвинять ее в попрании демократических основ общества. На три года Индира Ганди и возглавляемая ею Партия Национального Конгресса были отстранены от власти, но, когда новая власть вновь погрузила страну в пучину экономического развала и инфляции, Индира Ганди была снова избрана премьер-министром (в 1980 г.) и получила возможность продолжить столь важные для Индии экономические и политические реформы.

Методы, которые применяла Индира Ганди, до сих пор получают неоднозначную оценку у историков и простых людей Индии. Одним их самых противоречивых эпизодов ее правления была операция по освобождению религиозной святыни сикхизма - комплекса Золотого Храма в Амритсаре (штат Пенджаб) - от захвативших его сикхских экстремистов, которые выступали за отделение Пенджаба от Индии и создание государства сикхов. В ходе операции, проходившей под непосредственным контролем Индиры Ганди в 1984 г., были применены войска и тяжелое вооружение, включая танки. Результатом этого стали многочисленные жертвы среди мирного населения и значительный урон, нанесенный сикхской святыне. Действия Индиры Ганди вызвали протест у сикхского населения Индии и стали для нее роковыми. 31 октября 1984 года она погибла от пуль двух телохранителей-сикхов в саду своей резиденции в Дели.

К началу 21 века Индия стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Это стало возможно во многом благодаря серии кардинальных реформ, предпринятых индийским правительством в 90-х годах 20 века и направленных на развитие малого и среднего бизнеса, а также на привлечение крупных иностранных инвестиций в индийскую экономику. Реформы также коснулись системы образования, медицины и других жизненно-важных областей общественной жизни.

Сегодня Индия - страна, чья экономика по темпам роста опережает США и Евросоюз. На Индию устремляют взоры крупные компании, привлеченные не только дешевой рабочей силой (как в Китае), но и высоким уровнем подготовки кадров, особенно в сфере информационных технологий. Ученые Индии активно участвуют в международных проектах первой величины, запускают в космос спутники и готовятся к высадке на Луну. Небывалый бум переживает туристическая отрасль (Индия входит в число самых посещаемых стран мира)… Этот список успехов можно продолжать долго. Индия из отсталой страны третьего мира постепенно превращается в сверхдержаву, с которой вынуждены считаться страны «Большой Восьмерки».

Но есть еще достаточно много ложек дегтя в этой бочке меда. Рядом с возносящимися в небеса небоскребами Мумбая на километры простираются целые районы трущоб, из городов и промышленных центов текут черные реки отходов, индуисты и мусульмане постоянно что-то не могут поделить между собой, неграмотные дети и женщины таскают кирпичи за гроши на стойках тех же небоскребов… К сожалению, этот список, как и список успехов, тоже можно продолжать очень долго.

Но, каковыми бы ни были успехи и поражения Индии на пути к светлому будущему, эта страна всегда была и будет магнитом, притягивающим к себе туристов, путешественников, исследователей, искателей и просто любопытных со всего света, мечтающих соприкоснуться с ее удивительной историей.

Http://www.indostan.ru/indiya/79_1880_0.html

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Государство и право Индии после обретения независимости

Введение

Контрольная работа посвящена изучению и анализу истории становления государства и права Индии после обретения независимости. Цель контрольной работы - исследовать причины и формы движения за независимость и показать конечный результат - обретение Индией независимости.

Актуальностью данной темы является отслеживание исторических фактов борьбы за независимость Индии.

История Индии началась с возникновения Цивилизации долины реки Инд, наибольший расцвет которой произошёл в III тысячелетии до н.э. За Индской цивилизацией последовал ведический период, продолжавшийся вплоть до V века до н.э. Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Начиная с VI века до н.э. на территории Индии появилось множество Махаджанападов - независимых королевств и республик. В III веке до н.э. большая часть Южной Азии объединилась в Империю Маурьев под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении буддийского царя Ашоки. В начале II века до н.э. Индия пережила череду нападений со стороны Центральной Азии, результатом которых стало образование на территории Индийского субконтинента Индо-греческого, Индо-скифского и Индо-парфянского царств, а также Кушанской империи. Начиная с III века в истории Индии начался период правления династии Гупта, который принято считать «золотым веком» Индии.

После исламского вторжения из Центральной Азии в период с X по XII век, Северная Индия перешла под контроль Делийского султаната. Позже большая часть субконтинента вошла в состав Империи Великих Моголов. Тем не менее несколько туземных королевств, такие как Империя Виджаянагара, продолжали своё существование на юге полуострова, вне зоны досягаемости Моголов. В XVIII веке Империя Моголов пришла в упадок, и вместо неё доминирующее положение в регионе заняла Империя Маратхов.

Начиная с XVI века несколько европейских стран, включая Португалию, Нидерланды, Францию и Великобританию, будучи заинтересованными в торговле с Индией, захватили власть в раздробленных королевствах полуострова и начали битву за установление колоний на территории Индии. Англичане оказались успешнее остальных колонизаторов и к 1856 году большая часть Индии оказалась под контролем Британской Ост-Индской компании. Годом позднее произошло охватившее всю Индию восстание индийских военных подразделений и царств, которое получило название Первой войны за независимость или Восстания сипаев. Оно бросило вызов контролю Британской компании, но, в конце концов, было подавлено. В итоге, Британская Ост-Индская компания была ликвидирована и Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской империи. Эксплуатации индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии.

В первой половине XX века, Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению.

1 . Получение независимости

Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля.

С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления, которое в 1947 году привело к обретению независимости субконтинента от Британской империи.

Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости. Они были склонны в равной степени не доверять индусскому правлению и противостоять британскому колониальному правительству.

В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Его лидерство в конце концов привело Индию к независимости.

Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».

Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году, после чего Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион.

По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек.

Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. В первые месяцы около 12 млн. жителей покинули родные дома, и менее чем за год погибло примерно 0,5 млн. человек. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. 30 января 1948, когда нарушения общественного порядка пошли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди.

Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в состав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего большинства малых княжеств не вызвала осложнений. Но мусульманин-низам, стоявший во главе самого богатого и многонаселенного княжества Хайдарабад, где численно преобладали индусы, заявил о своем желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индийские войска, и под давлением центрального индийского правительства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза.

Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преимущественно мусульманским населением, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его присоединения, и блокировал его железнодорожную связь с Индией, прервав поставку товаров первой необходимости. В октябре 1947 ок. 5000 вооруженных мусульман вступили в пределы Кашмира. Их единоверцы, служившие в кашмирской армии, пополнили ряды ополченцев. Остро нуждавшийся в помощи магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды. Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949. В результате около трети площади княжества попала под контроль администрации Азад Кашмира («Свободного Кашмира»), а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, - к Индии. 17 ноября 1956 Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства, впрочем, так и не смогли договориться.

Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Джавахарлал Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспансией, американцы заключили военный союз с Пакистаном (1954). Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. В 1954 Неру подписал соглашение с КНР, по которому Индия признавала китайский суверенитет над Тибетом. Индийско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгового договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств в 1955. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на ограничение влияния США в Афро-Азиатском регионе. Индия заметно упрочила свой престиж на международной арене, возглавив Движение неприсоединения и активно участвуя в посреднических усилиях и миротворческих акциях ООН.

конституция индийский пакистанский независимость

2 . Конституция Индии

Индия после Второй мировой войны была в числе первых крупных стран, освободившихся от колониальной зависимости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в определенной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта «живая лаборатория развивающегося конституционализма» оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции.

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в конце 1949 года и вступила в силу в 1950 году и продолжает действовать и в настоящее время.

Индийская Конституция по праву считается самой объемной в мире.

Конституция Индии включает 465 статей, 12 крупных приложений и более 70 поправок. Содержание относится к важнейшим сторонам общественного и государственного строя и правового статуса личности. Авторы конституции стремились «научиться всему» у всего мира, сосредоточить в своей конституции все лучшие конституционные достижения других государств, в силу чего индийская конституция заимствовала ряд положений конституционных актов бывшей метрополии - Великобритании, а также конституций СССР, США, Канады, Японии, Австралии и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран. Конституция Индии является очень гибкой и постоянно «приспосабливается» к существующей ситуации.

Конституция Индии закрепляет комбинированную систему принятия поправок, позволяющих довольно оперативно изменять положения Основного закона страны. Большая часть поправок принимается Парламентом сравнительно простым способом. Проект поправки вносится депутатом в любую палату Парламента. Получив одобрение каждой палаты, он передается президенту, который обязан подписать этот законопроект. После этого закон о поправке промульгируется, вступает в силу и инкорпорируется в текст Конституции.

Усложненный порядок принятия поправок Парламентом предусмотрен для изменения статей, признанных наиболее значимыми для федерации. В этих случаях помимо соблюдения всех указанных в предыдущем абзаце требований перед передачей проекта закона о поправке на подпись главе государства необходима ратификация его не менее чем половиной легислатур штатов страны. Ряд изменений Основного закона осуществляется Парламентом в порядке обычного законодательства.

В результате принятия поправок было добавлено около 80 новых статей, всего было произведено порядка 500 различных изменений текста.

Основные черты Конституции:

1. Отрицательное отношение к социальному неравенству;

2. Широкий круг прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп;

3. Сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права;

4. Юридическое закрепление суверенитета Индийской Республики, завоеванного в результате антиколониального движения;

5. Закрепление принципа смешанной экономики, где государственный сектор играет важную роль;

6. Политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии.

Конституционными гарантиями обеспечиваются основные права: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, который может принять принудительное решение.

Среди социально-экономических прав - право на защиту от эксплуатации, в числе руководящих принципов политики - право на достаточные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение.

Политические права включают свободу слова, печати, право на объединение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод Конституция называет неприкосновенность личности, свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и другое. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В Конституции Индии зафиксированы также основные обязанности граждан (42-я правка). К их числу относятся (многие из которых имеют не юридический, а моральный характер):

соблюдение идеалов и институтов страны,

уважение государственного флага и государственного гимна,

воинская обязанность,

обязанность следовать идеалам национально-освободительной борьбы, развивать научный подход,

проявлять гуманизм,

стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и другое.

За полвека своего развития Индийская Конституция продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное - способность приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны, которая в этом отношении напоминает Россию.

3 . Право Индии

Статьями Конституции определяются основы правового статуса индийских граждан. Социально-экономические права формулируются в качестве руководящих принципов политики с вытекающими отсюда особенностями их судебной защиты. Другие права закреплены иными статьями конституции. Фактическое осуществление всех этих прав неодинаково и во многом зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития этнических групп.

Индия - федеративное государство. Индия занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять только из одного центра; имеет огромное население; многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных народов и сотни мелких народностей и этносов; многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой местности - свой); страна, где сосуществуют различные религии и культуры; состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою историческую судьбу.

Созданная Конституцией и существовавшая до 1956 года федерация воспроизводила с небольшими изменениями то административно-территориальное и полуфеодальное деление, которое сложилось еще во времена британского господства. Она закрепляла структуру федерации в качестве союза трех различных по своему правовому положению групп штатов, без учета национальной специфики и языка.

В результате принятия Закона о реорганизации штатов в 1956 году и последующих изменений Конституции прошла реформа федерации, в результате которой:

штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным критерием создания штата была территория, население которой говорило на одном языке (иногда на двух);

всем штатам были предоставлены равные права;

образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и обладающие меньшими правами, чем штат.

В настоящее время в состав индийской федерации входят: 27 штатов и 7 союзных территорий, не пользующихся правами штата.

Конституция Индии проводит детальное разграничение полномочий между Индийским союзом, с одной стороны, и штатами и союзными территориями - с другой. Основной объем полномочий принадлежит союзному центру, и лишь некоторые полномочия - субъектам федерации. К сфере исключительной компетенции федерации относятся вопросы с многими подвопросами: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело, почта и телеграф, железные дороги и др. Совместная компетенция включает: уголовный и гражданский процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законодательство и др. Исключительная компетенция штата охватывает: общественный порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство и др.

По вопросам федеральной компетенции штаты не вправе издавать нормативные акты и иным путем вмешиваться в эту сферу. В области конкурирующей компетенции закон штата действует только в том случае, если по данному вопросу нет федерального закона, если же он есть, то имеет приоритет. В своей области штаты действуют самостоятельно, но федерация по решению верхней палаты федерального парламента, может отнести к своей компетенции любой вопрос, включенный конституцией в сферу исключительного законодательства штатов.

Индийские штаты не имеют своей конституции, гражданства, имеют незначительные полномочия, Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-летний срок президентом Индии.

Губернатором может быть гражданин, достигший 35 лет. Губернатор не вправе занимать никакую другую оплачиваемую должность, не может быть членом парламента Индии или членом легислатуры штата.

Помимо губернатора в каждом штате имеются законодательное собрание (легислатура), состоящее из одной или двух палат, и правительство штата. Губернатор обязан назначать лидера партии, имеющей большинство в легислатуре штата, судей окружных судов. Судебную систему в штате возглавляет высокий (высший) суд штата, члены которого назначаются президентом Индии.

Штаты обладают правом собственного законодательства, они представлены в верхней палате Парламента Индии, создают свое правительство во главе с главным министром штата в соответствии с расстановкой политических сил в штате. Вопросы о создании, преобразовании штатов, изменении их границ могут решаться Парламентом Индии без согласия заинтересованных штатов, их мнение лишь выслушивается.

Особым статусом в индийской федерации пользуется штат Джамму и Кашмир. Джамму и Кашмир - самый северный штат Индии, где проживает большое количество мусульман. Данный штат - предмет территориально спора между Индией и Пакистаном, также претендующим на этот штат и оккупировавшим часть его территории. Штаты не имеют права на выход из Индийского союза, но ряд штатов - Джамму и Кашмир, Пенджаб и Тамилнад - активно стремятся к этому, что периодически подрывает стабильность в Индии.

Индия - парламентарная республика, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство.

Парламент Индии состоит из трех частей:

Президента Индии (главы государства);

Народной палаты, призванной служить органам общегосударственного представительства;

Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Народная палата выполняет роль «нижней» палаты избирается прямыми выборами сроком на 5 лет в составе не более 552 депутатов (народных представителей), из которых:

530 избираются от штатов;

20 - от союзных территорий;

2 - назначаются президентом из числа представителей англо-индийской общины.

Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату.

Руководящим органом нижней палаты является спикер, который должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др. Как и в других странах, в палате создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего лидера. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

Совет штатов играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 250 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги, а области литературы, искусства, науки или общественной деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1/ 3 каждые два года. Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент (избираемый на совместном заседании палат Парламента), но роль его невелика, на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Главная функция парламента - законодательствование. Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли). Если его принимают обе палаты в одинаковом тексте, он направляется на подпись президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату, принявшую его первой. Совет штатов имеет право в течение четырех месяцев выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает никакого решения по законопроекту, принятому народной палатой, закон считается принятым в ее редакции. «Денежный» законопроект должен быть рассмотрен Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным, народная палата преодолевает это вето вторичным принятием закона в обычном порядке - простым большинством. Также Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью.

В Индии существует Кабинетом Министров, а чаще всего - Премьер-министром, который осуществляет Все основные полномочия исполнительной власти.

Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров - более узкая коллегия («президиум») Совета министров, состоящая из 17-19 членов. Возглавляет правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему составу правительство обычно очень разнообразное. По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически возглавляют исполнительную власть в стране.

Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны, такие великие как:

Джавахарлал Неру - первый премьер-министр (1947-1964 гг.) индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру;

Индира Ганди (1966-1977 гг., 1980-1984 гг.) - дочь Д. Неру;

Раджив Ганди (1984-1989) - сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.

В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.

Президент Индии является главой государства и формально - главой исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок особой коллегией по выборам президента, в которую входят все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов); представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты).

Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой - соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, так как президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса, голосование на таких выборах является тайным.

Президент Индии обладает значительными полномочиями, а именно:

является составной частью парламента,

формально назначает премьер-министра и министров,

назначает губернаторов штатов,

распускает Народную палату;

имеет право издавать указы, имеющие силу закона,

обладает правом объявления чрезвычайного положения,

играет значительную роль в законодательном процессе (законодательная инициатива, вето).

Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая палата может возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов и подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит расследование, либо отдает об этом распоряжение другим органам. После этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования. Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2 / 3 общего числа ее членов. Другая коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат парламента, избирает вице-президента. Вице-президент замещает президента и по должности является председателем Совета штатов.

В формировании правительства большую роль играют политические партии. Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости. Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости (1947-1977), затем в 1980-1989 годы и 1991-1996 годы, таким образом, в течение 45 лет независимого существования страны.

В настоящее время Индийский национальный конгресс утратил свое единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабеет. Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии - Бхаратия Джаната парти - правая партия, основанная на религиозных идеях и Джаната Дал (вторая) - центристского толка, представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса.

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую. В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

В Индии действует единая централизованная система судов, применяющих законы как федерации, так и штатов.

Судебную систему Индии составляют:

низшие суды - суды панчаятов в деревнях, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела. В городах (городских районах, кварталах) также есть суды по незначительным делам, в том числе и в связи с автотранспортными происшествиями. Они называются народными судами.

высшие суды штатов - первая инстанция при рассмотрении сложных дел и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов (суды мунсифов, которые рассматривают только гражданские дела; дополнительные суды, которые рассматривают гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов; окружной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам).

Судьи назначаются президентом Индии (по его поручению - губернатором штатов) после консультаций с главным судьей Индии, а также с другими должностными лицами.

Верховный суд - высшая судебная инстанция, который состоит из главного судьи (обычно старейшего по возрасту) и 17 судей. Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета (ст. 124). По достижении 62-летнего возраста они обязаны уходить в отставку, а также могут быть уволены за недостойное поведение или смещены приказом президента по причине профессиональной непригодности. Приказ президента о смещении члена верховного суда должен быть поддержан решением 2 / 3 присутствующих членов обеих палат Парламента. Наряду с толкованием Конституции Верховный суд Индии, возглавляющий судебную систему страны, рассматривает в качестве первой инстанции споры между федерацией и штатами, а также между штатами. Он является высшей апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, по просьбе президента дает заключения по вопросам факта и права, с одобрения президента республики издает в пределах действующих законов предписания и правила, касающиеся вопросов судопроизводства. Верховный суд Индии и высшие суды штатов помимо прочего осуществляют конституционный контроль. При рассмотрении любого дела Верховный суд может давать толкования конституционных положений, а формулируемое им право обязательно для всех судов страны. Верховный суд может объявить неконституционным любой закон, противоречащий основному закону Индии. Чаще всего это касается законодательных актов, нарушающих основные права граждан. Практика знает немало прогрессивных решений Верховного суда и Высших судов штатов, принятых в порядке конституционного контроля, которые расширили право на свободу слова и печати, на забастовки, минимальную заработную плату, на юридическую защиту граждан.

Заключение

Индии удается достичь знаменательных успехов в развитиии экономики и упрочнить свои позиции в международной торговле, а также преодолеть зависимость от развитыхгосударств, несмотря на на огромные трудности и существующие проблемы. Судя по тому, чего страна добилась, ее пример весьма показателен для других развивающихся государств.

Развитие капитализма в Индии привело к образованию монополий, которые выступают за расширение связей с иностранным капиталом, которые заинтересованы в торговле с менее развитыми странами и за ограничение роли государственного сектора в хозяйственной жизни страны. Монополии осуществляют свою деятельность согласно законам, присущим монополистическому капиталу, что придает стране особенность участия страны в международной экономике. Можно прийти к выводу о том, что за счет колонизации происходил ввоз капитала, и тем самым происходил подъем экономики Индии.

Хотя Индия и имеет в настоящее время немалое значение в системе международных экономических и торговых связей ее положение остается зависимым от стран запада, а структура экспорта свидетельствует о том, что Индия является развивающейся страной.

На сегодняшний момент Индией делается все, чтобы перестроить международные экономические отношения. Мероприятиями, которые позволять осуществить данное направления являются: увеличение государственной помощи со стороны развитых государств на льготных условиях, изменение условий международной торговли с учетом интересов освободившихся государств, увеличение объемов научно-технической помощи развивающимся странам.

Вместе с тем после завоевания Индией независимости получили распространение социальные и политические движения под сформулированными Ганди лозунгами всеобщего благоденствия. К разработке идей ненасильственной революции, ненасилия в политике, межнациональных, межгосударственных и социальных отношениях обращается все большее число политических деятелей, публицистов и ученых, что сыграет не последнюю роль в дальнейшем развитии Индии.

Список использованных источников

1. Ганди М.К. Моя жизнь. М., - 1959, - с.

2. Конституционное право зарубежных стран / Под. ред. Баглая А.С. - М: - 2006, - 832 с.

3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран Т.4 / Под. ред. Страшуна В.Н. Тома 1-2. Часть общая. 3-е изд. - М.:БЕК, - 2000, - 784 с.

4. Киценко О. Дорогами Индии. - М.: Эксмо, - 2008, - с.

5. Кореев В.Л. Индия 80-е годы. - М.: ЮНИТИ, - 2008, - с.

6. Крылов Н.Б. Принципы участия государств в системе ООН. - М.: Эксмо, - 2008, - с.

7. Максаковский В.П. Географическая карта мира. - М.: ЮНИТИ, - 2008, - с.

8. Полонская Л.Р. Махатма Ганди: смысл жизни. // Новая и новейшая история., №4, - 1960, - с.

9. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. - 3-е изд., перераб. и доп. (Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.Я. Сухарев.). - М: Издательство НОРМА, - 2003, - 976 с.

10. Проблема истории Индии и стран Среднего Востока. М., - 1972, - с.

11. Сдасюк Г.В. Индия, география хозяйств. - М.: Гардарики, - 2007, - 119 с.

12. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран, - 1997, - 568 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с особенностями развития архивного дела в Индии после завоевания независимости. Рассмотрение исторического прорыва в области архивоведения в России в период правления Петра I. Политическое, научное и культурное значение архивных документов.

    курсовая работа , добавлен 03.01.2015

    Характерные черты конституции Индии. Основы правового статуса личности. Индийский федерализм. Законодательная власть. Исполнительная власть. Политические партии. Судебная власть. Изменение конституции.

    реферат , добавлен 18.11.2005

    Правовой статус Абхазии и Южной Осетии до войны 2008 года. Основная характеристика права наций на самоопределение. Обоснование справедливости права на независимость для народов Абхазии и Южной Осетии в соответствии с международным правом и историей.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2011

    дипломная работа , добавлен 10.06.2017

    История Государства и Права США. Революционная война за независимость и образование США. Декларация независимости. Первые 10 поправок к американской Конституции. Второй цикл поправок к конституции. Судебная система.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2003

    Предмет науки "Идея национальной независимости" и объект ее изучения, ее основные понятия. Взаимосвязь прогресса общества и современность. Влияние идей на жизнь человека. Идеологические угрозы независимости, безопасности и стабильности государства.

    дипломная работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие принципа независимости адвоката. Свидетельский иммунитет. Обязанность государства защищать адвоката, членов его семьи и их имущество. Ограничение гражданско-правовой ответственности адвоката перед доверителем, как гарантия независимости.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2017

    Историческое развитие принципа разделения властей, особенности его реализации в современной России по Конституции 1993 года. Государственные органы, функции которых определены в Конституции. Виды разделения властей в субъектах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    Изучение принципа независимости судей, выведение его основных задач и аспектов. Общее представление о судебной системе Российской Федерации. Судебная власть с точки зрения правосудия и их признаков. Принцип независимости судей, его проблемные стороны.

    реферат , добавлен 20.02.2017

    Понятие конституции. Этапы развития Конституции Российской Федерации. Юридические свойства Конституции. Сущность, структура и функции Конституции РФ. Личность и государство. Суверенитет государства. Федерализм. Гражданство Российской Федерации. Экономичес

Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства слиберальной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.

Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947,1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошёл в 1999 году, в штате Кашмир.

В 1974 году Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба». В 1998 году Индия продолжила испытания серией пяти новых взрывов. Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире. В 1996 году к власти пришло правительство Атала Бихари Ваджпаи, продолжившее реформы. После выборов в парламент весной 2004 года победу одержала партия Индийский национальный конгресс во главе с Соней Ганди. 22 мая 2004 года пост премьер-министра занялМанмохан Сингх.

На выборах 2014 года «Бхаратия джаната парти» во главе со своим лидером Нарендрой Моди добилась абсолютного большинства в парламенте: 283 из 543 мест. За последние 30 лет ни одной партии не удавалось добиться таких успехов. В течение целого месяца 814 миллионов индийцев могли голосовать, пользуясь 2 000 000 электронных машин. Явка составила 66 % - самый высокий показатель в истории Индии. Население выбирало из 8251 кандидата, среди которых было 668 женщин и 5 транссексуалов. Правящая партия, «Индийский национальный конгресс», получила всего 44 мандата. Она правила Индией на протяжении практически всего периода независимости, но на этот раз потерпела историческое поражение.



География

Индия расположена на территории Южной Азии. Страна занимает седьмое место в мире по площади (3 287 590 км², в том числе, суши: 90,44 %, водной поверхности: 9,56 %) и второе место по численности населения (1 220 800 359 чел.). Индия имеет сухопутные границы с Пакистаном на западе, сКитаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивскими островамина юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке . Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном.

Административное деление

Административное деление Индии

Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати девяти штатов, шести союзных территорий иНационального столичного округа Дели. Все штаты и две союзные территории (Пудучерри и Национальный столичный округ Дели) имеют собственное избираемое правительство. Остальные пять союзных территорий управляются администратором, назначаемым центральной властью, и следовательно находятся под прямым управлением президента Индии. В 1956 году индийские штаты были реорганизованы согласно языковому признаку . С тех пор, административная структура практически не менялась.

Все штаты и союзные территории разделены на административные и правительственные единицы, называемые округами. В Индии существует более 600 округов. Округа в свою очередь делятся на более мелкие административные единицы талуки.

Геология

Рельеф Индии

Бо́льшая часть Индии расположена в пределах докембрийской Индостанской плиты, которая слагает одноимённый полуостров и прилегающую к нему с севера Индо-Гангскую равнину и является частью Австралийской плиты.

Определяющие геологические процессы Индии начались 75 млн лет назад, когда индийский субконтинент, в то время являвшийся частью южного суперконтинента Гондваны, началдрейфовать в северо-западном направлении через тогда ещё несуществовавший Индийский океан - процесс, который продолжался около 50 млн лет . Последовавшее за этим столкновение субконтинента с Евразийской плитой и его субдукция под ней привели к появлениюГималаев, - самых высоких гор планеты, которые в настоящее время окружают Индию с севераи северо-востока. На бывшем морском дне, непосредственно к югу от появившихся Гималаев, в результате движения плит образовался огромный прогиб, который постепенно заполнилсяаллювием и превратился в современную Индо-Гангскую равнину. К западу от этой равнины, отделённая от неё горным хребтом Аравали, простирается пустыня Тар. Изначальная Индостанская плита сохранилась до наших дней как полуостров Индостан, древнейшая и геологически наиболее устойчивая часть Индии, простирающаяся на север до горных хребтовСатпура и Виндхья в центральной Индии. Эти параллельные горные хребты пролегают от побережья Аравийского моря в Гуджарате на западе до богатого каменным углём плоскогорьяЧхота Нагпур в Джаркханде на востоке. Внутреннюю часть полуострова Индостан занимает плоскогорье Декан, разбитое сбросами на низкие и средневысотные горы со сглаженными вершинами и обширные плоские или волнистые плато, над которыми возвышаются холмы и столовые горы с обрывистыми склонами. К западу и востоку плоскогорье Декан повышается, образуя, соответственно, Западные и Восточные Гаты. Обращённые к морю склоны Гат - крутые, а обращённые к Декану - пологие, прорезанные речными долинами. На плоскогорье Декан расположены древнейшие горные образования Индии, некоторые возрастом более 1 млрд лет. Декан богат месторождениями железных, медных, марганцевых, вольфрамовых руд, бокситов, хромитов, слюды, золота, алмазов, редких и драгоценных камней, а также каменного угля, нефти и газа.

Индия расположена к северу от экватора между 6°44" и 35°30" северной широты и 68°7" и 97°25" восточной долготы

Длина береговой линии составляет 7,517 км, из которых, 5,423 км принадлежат континентальной Индии, и 2,094 км - Андаманским, Никобарским иЛаккадивским островам Побережье континентальной Индии имеет следующий характер: 43 % - песчаные пляжи, 11 % каменистый и скалистый берег, и 46 % Ватты или болотистый берег. Слабо расчленённые, низкие, песчаные берега почти не имеют удобных естественных гаваней, поэтому крупные порты расположены либо в устьях рек (Калькутта), либо устроены искусственно (Ченнай). Юг западного побережья Индостана называется Малабарским берегом, юг восточного побережья - Коромандельским берегом.

По территории Индии Гималаи протягиваются дугой с севера на северо-восток страны, являясь естественной границей с Китаем на трёх участках, прерываемых Непалом и Бутаном, между которыми, в штате Сикким, расположена высочайшая вершина Индии гора Канченджунга. Каракорум расположен на крайнем севере Индии в штате Джамму и Кашмир, в основном в той части Кашмира, которую удерживает Пакистан. В северо-восточном аппендиксе Индии расположены средневысотные Ассамо-Бирманские горы и плато Шиллонг.

Гидрология

Внутренние воды Индии представлены многочисленными реками, которые в зависимости от характера питания делятся на «гималайские», полноводные в течение всего года, со смешанным снегово-ледниковым и дождевым питанием, и «деканские», преимущественно с дождевым, муссонным питанием, большими колебаниями стока, паводком с июня по октябрь. На всех крупных реках летом наблюдается резкий подъём уровня, часто сопровождающийся наводнениями. Река Инд, давшая название стране, после раздела Британской Индии, оказалась наибольшей частью в Пакистане.

Самые крупные реки, берущие своё начало в Гималаях и большей своей частью протекающие по территории Индии, это Ганг и Брахмапутра; обе они впадают в Бенгальский залив. Главные притоки Ганги это Ямуна и Коши. Их низкие берега каждый год становятся причиной катастрофических наводнений. Другие важные реки Индостана, это Годавари, Маханади, Кавери и Кришна, также впадающие в Бенгальский залив, и Нармада и Тапти, впадающие в Арабское море- крутой берег этих рек не даёт их водам разливаться. Многие из них имеют важное значение как источники орошения. Значительных озёр в Индии нет.

Наиболее замечательные прибрежные регионы Индии это Большой Качский Ранн в Западной Индии и Сундарбан - заболоченные низовья дельты Ганги и Брахмапутры в Индии и Бангладеш . Частью Индии являются два архипелага: коралловые атоллы Лакшадвип к западу от Малабарского берега; иАндаманские и Никобарские острова, - цепь вулканических островов в Андаманском море.

На климат Индии оказывают сильное влияние Гималаи и пустыня Тар, вызывая муссоны Гималаи служат преградой холодным центрально-азиатскимветрам, таким образом делая климат на большей части Индии более тёплым, чем на тех же широтах в других регионах планеты. Пустыня Тар играет ключевую роль в привлечении влажных юго-западных ветров летнего муссона, которые в период с июня по октябрь обеспечивают большую часть Индии дождём. В Индии преобладают четыре основных климата: влажный тропический, сухой тропический, субтропический муссонный и высокогорный.

На большей части территории Индии выделяются три сезона: жаркий и влажный с господством юго-западного муссона (июнь - октябрь); относительно прохладный и сухой с преобладанием северо-восточного пассата (ноябрь - февраль); очень жаркий и сухой переходный (март - май). В течение влажного сезона выпадает свыше 80 % годовой суммы осадков. Наиболее увлажнены наветренные склоны Западных Гат и Гималаев (до 6000 мм в год), а на склонах плато Шиллонг находится самое дождливое место на Земле - Черрапунджи (около 12000 мм). Наиболее сухие районы - западная часть Индо-Гангской равнины (менее 100 мм в пустыне Тар, сухой период 9-10 месяцев) и центральная часть Индостана (300-500 мм, сухой период 8-9 месяцев). Количество осадков сильно колеблется в разные годы. На равнинах средняя температура января возрастает с севера на юг от 15 до 27 °C, в мае повсеместно 28-35 °C, иногда доходя до 45-48 °C. Во влажный период на большей части страны температуры равны 28 °C. В горах на высоте 1500 м в январе −1 °C, в июле 23 °C, на высоте 3500 м соответственно −8 °C и 18 °C.

Основные центры оледенения сосредоточены в Каракоруме и на южных склонах хребта Заскар в Гималаях. Питание ледников осуществляется за счёт снегопадов во время летних муссонов и метелевого переноса снега со склонов. Средняя высота снеговой линии понижается с 5300 м на западе до 4500 м на востоке. Вследствие глобального потепления ледники отступают.

Растительный и животный мир

Бенгальский тигр, из-за деятельности браконьеров находящийся под угрозой вымирания.

Индия расположена в Индо-Малайской зоогеографической области и является одной из стран мира с наибольшим биоразнообразием. Индия - родина 7,6 % видов всех млекопитающих, 12,6 % всех птиц, 6,2 % всехпресмыкающихся, 4,4 % всех земноводных, 11,7 % всех рыб, и 6,0 % всех цветковых растений. Многиеэкорегионы, такие как леса шола - дождевые леса юго-западных Гат, характеризуются необыкновенно высоким уровнем эндемизма; в общей сложности, 33 % видов растений Индии являются эндемичными. За тысячелетия хозяйственного освоения Индии, естественный растительный покров на бо́льшей части её территории сохранился мало, однако, он отличается большим разнообразием: от тропических дождевых лесов Андаманских островов, Западных Гат, и Северо-восточной Индии, до хвойных лесов Гималаев. На равнинах внутренних районов Индостана преобладают вторичные саванны из акаций, молочаев, пальм, баньянов, редкостойные леса и колючие кустарники антропогенного происхождения. В горах сохранились муссонные леса из тика, сандала, бамбуков, терминалий, диптерокарповых. На северо-востоке полуострова растут листопадные смешанные леса с преобладанием сала, на наветренных склонах Западных Гат - вечнозелёные смешанные леса.

Приморская полоса восточного побережья местами заболочена. Естественный растительный покров Индо-Гангской равнины не сохранился, а её ландшафты изменяются от пустынь на западе до вечнозелёных смешанных лесов на востоке. Высотная поясность отчётливо проявляется в Гималаях иКаракоруме. От подножия Западных Гималаев вверх поднимаются тераи (до 1200 м), выше идут муссонные леса, горные сосновые леса с вечнозелёным подлеском, темнохвойные леса с участием вечнозелёных и листопадных пород, а на высоте 3000 м начинаются горные луга и степи. На востоке Гималаев влажные тропические вечнозелёные леса поднимаются до 1500 м, сменяясь выше горными субтропическими лесами, темнохвойными лесами и горными лугами.

К основным деревьям Индии принадлежит ниим, широко используемый в аюрведийских медицинских препаратах. Под священным баньяновым деревом (см.Дерево Бодхи), изображение которого были обнаружены на печатях в Мохенджо-Даро, Будда Гаутама достиг просветления после многолетней медитации в Бодх-Гае.

Многие индийские виды являются потомками таксона, появившегося на суперконтиненте Гондвана, частью которого когда-то являлся индийский субконтинент. Последующее движение полуострова Индостан и его столкновение с Лавразией привели к массовому смешению видов. Однако,вулканическая активность и климатические перемены, произошедшие 20 млн лет назад, послужили причиной вымирания многих эндемических индийских видов . Вскоре после этого, в Индии появились млекопитающие, пришедшие из Азии через два зоогеографических прохода с обеих сторон зарождавшихся Гималаев. Как следствие этого, среди индийских видов, только 12,6 % млекопитающих и 4,5 % птиц являются эндемичными, в сравнении с 45,8 % пресмыкающимися и 55,8 % земноводными. Наиболее замечательные эндемики, это лангур Нилгири и коричневая Керальская жаба, обитающие в Западных Гатах. В Индии существует 172 вида, которые находятся в списке видов под угрозой вымирания Всемирного союза охраны природы, что составляет 2,9 % от общего числа видов в списке. К ним принадлежит Азиатский лев, Бенгальский тигр, а также Бенгальский сип, который чуть не вымер из-за поедания разлагающейся плоти крупного рогатого скота, для лечения которого использовался диклофенак.

Высокая плотность населения Индии и преобразование естественных ландшафтов привели к обеднению животного мира страны. За последние десятилетия, расширение хозяйственной деятельности людей представило угрозу дикому миру страны. В ответ на это был создан ряд национальных парков и заповедников, первый из которых появился в 1935 году. В 1972 году в Индии был принят «Закон о защите дикой природы» и «Проект тигр» с целью сохранения и защиты его местообитания; вдобавок к этому, в 1980 году был принят «Закон о сохранении лесов». В настоящее время в Индии существует более 500-т национальных парков и заповедников, в том числе 13 биосферных заповедников, четыре из них являются частью Всемирной сети биосферных заповедников ЮНЕСКО; 25 водно-болотных угодий были официально зарегистрированы как объекты охраняемые положениями Рамсарской конвенции.

Население

Численность, расселение

Города по населению
Место Город Штат Нас. Место Город Штат Нас. Просмотр Обсуждение Править Мумбаи Дели
Мумбаи Махараштра 13 662 885 Джайпур Раджастхан 2 997 114
Дели Дели 11 954 217 Лакхнау Уттар-Прадеш 2 621 063
Бангалор Карнатака 5 180 533 Дханбад Джаркханд 2 394 434
Калькутта Западная Бенгалия 5 021 458 Нагпур Махараштра 2 359 331
Ченнаи Тамилнад 4 562 843 Индор Мадхья-Прадеш 1 768 303
Хайдарабад Андхра-Прадеш 3 980 938 Патна Бихар 1 753 543
Ахмадабад Гуджарат 3 867 336 Бхопал Мадхья-Прадеш 1 742 375
Пуна Махараштра 3 230 322 Тхана Махараштра 1 673 465
Сурат Гуджарат 3 124 249 Лудхиана Пенджаб 1 662 325
Канпур Уттар-Прадеш 3 067 663 Агра Уттар-Прадеш 1 590 073

По количеству населения (1,2 млрд человек) Индия занимает второе место в мире после Китая. Почти 70 % индийцев проживают в сельских регионах, хотя за последние десятилетия миграция в большие города привела к резкому увеличению городского населения. Самые большие города Индии этоМумбаи (ранее Бомбей), Дели, Колката (ранее Калькутта), Ченнай (ранее Мадрас), Бангалор, Хайдарабад и Ахмадабад. По культурному, языковому и генетическому разнообразию Индия занимает второе место в мире после Африканского континента. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % среди женщин и 75,3 % среди мужчин). Самый высокий уровень грамотности наблюдается в штате Керала (91 %), а самый низкий - в Бихаре (47 %). Половой состав населения характеризуется превышением количества мужчин над количеством женщин. Мужское население составляет 51,5 %, а женское - 48,5 %. Среднее по стране соотношение мужского и женского населения: 944 женщины к 1000 мужчин. Средний возраст населения Индии составляет 24,9 лет, а годовой прирост населения - 1,38 %; на 1000 человек в год рождается 22,01 детей. Согласно переписи населения 2001 года, дети до 14 лет составляли 40,2 % населения, лица в возрасте 15-59 лет - 54,4 %, 60 лет и старше - 5,4 %. Естественный прирост населения составил 2,3 %.

За пределами Индии проживает около 38 миллионов индийцев - крупнейшие общины в США, Великобритании, Австралии, Германии, Японии и Канаде. Также незначительные по численности общины индийцев имеются в России, Франции, Южной Корее, Аргентине и Китае.

Языки

Индия является родиной индо-арийской языковой группы (74 % населения) и дравидийской языковой семьи (24 % населения). Другие языки, на которых говорят в Индии, относятся к австроазиатской и тибето-бирманской лингвистической семьям. Хинди, самый распространённый в Индии язык, является официальным языком правительства Индии [ . Английский язык, который широко используется в бизнесе и администрации, имеет статус «вспомогательного официального языка»; он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. В Конституции Индииопределён 21 официальный язык, на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус. В Индии насчитывается 1652 диалекта.

Языки Индии по количеству носителей
Место Язык Перепись населения 2001 года (Население 1,004.59 млн чел)
Число носителей Процент общего населения Географическое распространение
Хинди и его диалекты 422 048 642 41,03 % Северная Индия
Бенгали 83 369 769 8,11 % Западная Бенгалия, Ассам, Джаркханд, Трипура
Телугу 74 002 856 7,37 % Андхра-Прадеш, Карнатака, Тамил-Наду, Махараштра, Орисса
Маратхи 71 936 894 6,99 % Махараштра, Карнатака, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Андхра-Прадеш, Гоа
Тамильский 60 793 814 5,91 % Тамил-Наду, Карнатака, Пондишери, Андхра-Прадеш, Керала, Махараштра
Урду 51 536 111 5,01 % Джамму и Кашмир, Андхра-Прадеш, Дели, Бихар, Уттар-Прадеш
Раджастхани более 50 млн. 5 % Раджастхан, Гуджарат, Пенджаб, Харьяна
Гуджарати 46 091 617 4,48 % Гуджарат, Махараштра, Тамил-Наду
Каннада 37 924 011 3,69 % Карнатака
Малаялам 33 066 392 3,21 % Керала, Лакшадвип, Махе, Пондишери
Ория 33 017 446 3,21 % Орисса
Пенджаби 29 102 477 2,83 % Пенджаб, Чандигарх, Дели, Харьяна
Бходжпури 25 млн. 2,3 % Бихар, Джаркханд, Уттар-Прадеш
Ассамский 13 168 484 1,28 % Ассам
Майтхили 12 179 122 1,18 % Бихар
Сантали 6 469 600 0,63 % Племена санталов обитающие на плоскогорье Чхота-Нагпур на территории штатовБихар, Чхаттисгарх, Джаркханд и Орисса
Кашмири 5 527 698 0,54 % Джамму и Кашмир
Непальский 2 871 749 0,28 % Сикким, Западная Бенгалия, Ассам
Синдхи 2 535 485 0,25 % Гуджарат, Махараштра, Раджастхан, Мадхья-Прадеш
Конкани 2 489 015 0,24 % Конкан (Гоа, Карнатака, Махараштра, Керала)
Догри 2 282 589 0,22 % Джамму и Кашмир
Манипури 1 466 705 0,14 % Манипур
Бодо 1 350 478 0,13 % Ассам
Санскрит 14 135 N Маттур

Розовым цветом обозначены индоарийские языки, зелёным - дравидийские, синим - сино-тибетские, а жёлтым - австралоазиатские.

Религия [править | править вики-текст]

Основная статья: Религия в Индии

Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам(13,4 %), христианство (2,3 %), сикхизм (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религии как иудаизм, зороастризм,бахаи и другие . Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм .

Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля.

С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления, которое в 1947 году привело к обретению независимости субконтинента от Британской империи.

Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости. Они были склонны в равной степени не доверять индусскому правлению и противостоять британскому колониальному правительству.

В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Его лидерство в конце концов привело Индию к независимости.

Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».

Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году, после чего Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион.

По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек.

Сразу после обретения независимости в Индии было сформировано правительство во главе с премьер-министром Дж. Неру. В стране произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан, а индусов в Индию. В первые месяцы около 12 млн. жителей покинули родные дома, и менее чем за год погибло примерно 0,5 млн. человек. К межобщинной неприязни и столкновениям добавились экономические и политические трудности, вызванные разделом. Железные и автомобильные дороги и системы оросительных каналов были перерезаны государственными границами, промышленные предприятия оторваны от источников сырья, разобщены гражданские службы, полиция и армия, необходимые для обеспечения нормального управления страной и безопасности граждан. 30 января 1948, когда нарушения общественного порядка пошли на спад, индусом-фанатиком был убит Ганди.

Правители 555 княжеств должны были решить, вступать им в состав Индии или Пакистана. Мирная интеграция подавляющего большинства малых княжеств не вызвала осложнений. Но мусульманин-низам, стоявший во главе самого богатого и многонаселенного княжества Хайдарабад, где численно преобладали индусы, заявил о своем желании править независимой суверенной страной. В сентябре 1948 в Хайдарабад были введены индийские войска, и под давлением центрального индийского правительства низам подписал соглашение о вступлении в состав Индийского Союза.

Серьезная ситуация возникла и на севере, где правителем Джамму и Кашмира, территории с преимущественно мусульманским населением, был магараджа-индус. Пакистан оказывал экономическое давление на княжество, чтобы добиться его присоединения, и блокировал его железнодорожную связь с Индией, прервав поставку товаров первой необходимости. В октябре 1947 ок. 5000 вооруженных мусульман вступили в пределы Кашмира. Их единоверцы, служившие в кашмирской армии, пополнили ряды ополченцев. Остро нуждавшийся в помощи магараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды. Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН. В ООН было решено признать в качестве демаркационного рубежа фактическую линию прекращения огня по ее состоянию на 1 января 1949. В результате около трети площади княжества попала под контроль администрации Азад Кашмира («Свободного Кашмира»), а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, - к Индии. 17 ноября 1956 Учредительным собранием Кашмира была принята Конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства, впрочем, так и не смогли договориться.

Отношения с Пакистаном стали главным вопросом внешней политики Индии. Затянувшийся спор вокруг Кашмира мешал Индии занять роль лидера в Движении неприсоединения. Когда премьер-министр Индии Джавахарлал Неру отказался сотрудничать с США в деле борьбы с советской экспансией, американцы заключили военный союз с Пакистаном (1954). Это заставило индийское руководство расширить контакты с Китаем и СССР. В 1954 Неру подписал соглашение с КНР, по которому Индия признавала китайский суверенитет над Тибетом. Индийско-советские связи заметно окрепли после заключения крупного торгового договора 1953 и обмена визитами руководителей двух государств в 1955. СССР приветствовал индийскую политику неприсоединения, которая совпадала с его стратегической линией на ограничение влияния США в Афро-Азиатском регионе. Индия заметно упрочила свой престиж на международной арене, возглавив Движение неприсоединения и активно участвуя в посреднических усилиях и миротворческих акциях ООН.

конституция индийский пакистанский независимость

Тема: Индия после приобретения независимости.

Введение …………………………………………………………………3-7

Глава 1. Основные направления в становлении индийской государственности………………………………………………....................8-21

1.1.Административно-территориальные реформы и возникновение Кашмирской проблемы……………………………………………………..8-17

1.2.Первые шаги на пути становления индийской государственности. Выработка и принятие Конституции………………………………………18-21

Глава 2. Социально-экономические и политические изменения в Индии…………………………………………………………………………22-67

2.1. Противоборство политических объединений …………………22-46

2.2. Концепция социализма Джавахарлала Неру…………………47-58

2.3. Внешняя политика Индии во второй половине ХХ-века………58-67

Заключение……………………………………………………………68-70

Список использованной литературы……………………………71-73


Введение

Во многовековой истории Индии XX в. был период освободительной борьбы индийского народа против колониального господства, за независимость страны - время преодоления прошлого наследия и строительства нового государства, решения гигантских социальных и экономических задач.

Во второй половине XX века, Индийский национальный конгресс и другие политические организации положили начало индийскому национально-освободительному движению.

Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости.

В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения, что сделало его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа». С 1920 года Махатма Ганди начал массовую кампанию против британского колониального правительства. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления.

Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля.

Вторая мировая война привела к коренным изменениям в международной обстановке и во внутреннем положении Индии. Длительный колониальный гнет привел к нищете и разорению широких масс. Резко обострилось противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии, что вызвало подъем мощного антиимпериалистического движения с лета 1945 г. В нем объединились основные слои населения, а во главе в силу исторических обстоятельств оказалась национальная буржуазия, интересы которой представлял Индийский национальный конгресс (ИНК). Несмотря на его стремление ограничить выступления рамками «ненасильственной борьбы», в стране развернулось движение протеста против посылки индийских войск в Индокитай и Индонезию, кампания защиты Индийской национальной армии. В начале 1946 г. это движение захватило армию и флот, госаппарат. В нем проявилось единство религиозных общин, национальностей и политических течений.

В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира - около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана.Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г., а правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - Индира Ганди. В свою очередь ее решительные действия помогли подняться индийской экономике и справиться с коррупцией.

Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время Индия является одной из наиболее динамично развивающихся стран мира, что стало возможно во многом, благодаря серии кардинальных реформ, предпринятых индийским правительством в 50-х – 80-х годах ХХ века, после приобретения независимости.

Целью работы является изучение проблем государственного и правового развития Индии после обретения независимости.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

Определить основные направления и проблемы в становлении государственности Индии;

Проанализировать проблемы государственного и правового развития Индии после обретения независимости;

Рассмотреть внешнеполитические и внешнеэкономические отношения Индии с момента приобретения независимости до 1984 года.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы.

Степень изученность (Историография) : политика Индии в ХХ веке все шире охватывает различные сферы деятельности общества и все более активно влияет на социальные процессы. Это можно рассмотреть в труде К.А.Антонова, Г.М. Бонгару-Левина, Г.Г.Котовского «Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947– 1987)», где раскрываются основные этапы и особенности внутриполитического положения Индии. Особое внимание уделено внутренней дифференциации и противоречий в обществе. В работе Алаева Л.Б. «Индия: Национально-освободительное движение в Индии» подробно рассматривается взаимодействие этнического фактора и политической системы в Индии в историческом развитии. В труде А.М. Дьякова «Индия в период и после Второй мировой войны» анализируются конфликтные ситуации в Пенджабе, Ассаме и других районах и их влияние на изменения в политической надстройке, а также процесс экономического развития Индии после Второй мировой войны.

Также мною были использованы труды советских ученых, как Комарова Э.Н. «Тенденции политического развития современной Индии», Чичеров А.И, труды Юрловой Ф.Н. «Индира Ганди: путь к власти», «Социальное положение женщин и женское движение в Индии», Растянникова В.Г. «Земельная реформа в Индии. Индия сегодня» и др.


Глава 1. Основные направления в становлении индийской государственности.