Основные функции органов прокуратуры. Прокуратура Российской Федерации: полномочия Функции прокуратуры и полиции

В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:

  • 1) реализация основной функции прокуратуры - прокурорского надзора;
  • 2) осуществление уголовного преследования;
  • 3) участие в правотворческой деятельности;
  • 4) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  • 5) осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  • 6) участие в рассмотрении дела судами;
  • 7) международное сотрудничество.

Прокурорский надзор - направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.

Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих полномочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соответствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окончательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.

Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, существенно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения.

Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной инициативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наделены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.

Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нормативных актов.

Координация деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).

Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, учувствует в разработке международных договоров РФ.

Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято подразделять на три типа:

  • 1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выполнения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законодательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказательств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия законных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных. Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, могут быть сугубо предварительными. Признать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголовным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел РФ.
  • 2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осуществляется либо предварительного расследования в форме дознания уголовного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих большой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие. К их числу относятся:
    • - органы внутренних дел;
    • - пограничные органы федеральной службы безопасности;
    • - органы Федеральной службы судебных приставов;
    • - органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
    • - следователи Следственного комитета Российской Федерации;
    • - таможенные органы Российской Федерации.

Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. действия по обнаружению и фиксации следов преступления «по горячим следам».

3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Такого рода деятельность, как предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наблюдение, обследование помещений или зданий, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:

  • - внутренних дел и федеральной службы безопасности;
  • - Федеральной службы охраны РФ;
  • - Федеральной таможенной службы РФ;
  • - Службы внешней разведки РФ;
  • - Федеральной службы исполнения наказания РФ.

Прокуратура не входит в судебную власть . Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ-бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за ис-полнением действующих на ее территории законов. Она призва-на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за-конности, защиту и свобод человека и , а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол-нительными органами субъектов РФ, органами местного само-управления, органами военного управления, органами контроля,их должностными лицами, а также за соответствием законам изда-ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя-ется на органы управления и руководителей коммерческих и не-коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель-ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак-тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер-жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот-ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу-альным законодательством РФ, координа-цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре-ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст-вом РФ участвуют в рассмотрении дел суда-ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово-ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату-ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол-номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и другими федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру не может быть возложе-но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за-конами.

Принципы организации и деятельности прокуратуры

Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизован-ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи-нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральномупрокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор-ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот-ветствии с действующими на территории РФ законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про-тиворечит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го-сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра-зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен-ных объединений, преследующих политические цели, и их орга-низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со-вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч-ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ-ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине-ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли-ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка-кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да-вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про-изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду-смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо-вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв-ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст-венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку-роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако-нодательной и , представительных (зако-нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас-смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль-ными органами исполнительной власти, представительными (за-конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком-мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко-ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор-ганов таможенной службы и других правоохранительных орга-нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис-требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер-ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол-номочий необходимости совершенствования действующих нор-мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор-ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати-вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных . Такое право делает прокуроров ак-тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста-новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс-нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку-рор в установленном законом порядке принимает меры по при-влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност- лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация прокуратуры

Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при-равненные к ним военные и другие специализированные проку-ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга-нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе-тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво-бождается от должности Федерального Соб-рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене-рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести-тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан-ностей - один из заместителей Генерального прокурора в соот-ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет. Еже-годно он представляет палатам и Прези-денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ-ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова-нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро-ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку-рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку-роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под-чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк-турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе-мая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

  1. Функции, осуществляемые прокуратурой, их содержание. Соотношение функций, отраслей прокурорского надзора и направлений деятельности прокуратуры

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры. Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений. Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению. Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера. Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления. Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

Функции органов прокуратуры.

Функции прокуратуры – виды деятельности прокуратуры, которые предопределяются социальным предназначениям прокуратуры, выраженным в ее задачах, и характеризуются определенным предметом ведения, направленным на решение этих задач и требующие использование присущих им полномочий и правовых средств.

Отрасли прокурорского надзора – отдельные области реализации надзорной функции прокуратуры характеризующиеся определенной сферой правоотношений.

Основные направления деятельности – определяются Генеральным прокурорам и обеспечивают приоритетное направление реализации той или иной отрасли прокурорского надзора в зависимости от состояния законности и правопорядка РФ

Функции прокуратуры:

1 прокурорский надзор;

2 иные функции: уголовное преследование; участие в правотворческой деятельности; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в рассмотрении дел судами; международное сотрудничество.

Отрасли прокурорского надзора:

1 надзор за исполнением законов (экологического законодательства, о труде)

2 надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3 надзор за исполнением законов органами осуществляющими ОРД, дознание, предварительное следствие

4. надзор за исполнением законов судебными приставами

5 надзор за исполнением законов органами исполняющими уголовное наказание, администрациями мест содержания задержанных, т.е. органами уголовно-исполнительной системы.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.



3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)

8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.

9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)

11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).

12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:

1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.


Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

  • 7. Суд как орган судебной власти.
  • 13. Осуществление правосудия только судом.
  • 14. Независимость судей и подчинение их только крф и фз.
  • 15. Участие граждан в отправлении правосудия.
  • 16. Равенство всех перед законом и судом.
  • 18. Обеспечение доступа к правосудию.
  • 19. Право на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия.
  • Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом.
  • 20. Состязательность и равноправие сторон.
  • 23. Язык судопроизводства и делопроизводства.
  • 24. Судебная система рф, её структура и признаки.
  • 1) Суды, составляющие судебную систему рф (общая характеристика).
  • 28. Понятие судебных инстанций.
  • 34. Составы суда при рассмотрении дел в первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
  • 35. Районный суд. Состав, полномочия.
  • 36. Председатель районного суда, его права и обязанности.
  • 37. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.
  • 38. Президиум Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок его образования и работы, полномочия.
  • 1. Судебные
  • 39. Председатель Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, его полномочия.
  • 40. Судебные коллегии Верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа: порядок их образования, полномочия.
  • 1. В качестве суда первой инстанции судебные коллегии рассматривают:
  • 41. Военные суды. Понятие, система, полномочия.
  • 42. Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия.
  • 43. Окружные (флотские) военные суды. Состав, структура, полномочия.
  • 44. Военная коллегия Верховного Суда рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 45. Верховный Суд рф. Структура и полномочия.
  • 46. Пленум Верховного Суда рф. Состав и полномочия. Разъяснения Пленума вс рф по вопросам судебной практики, их значение.
  • 47. Президиум вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 48. Кассационная коллегия вс рф.
  • 49. Судебные коллегии вс рф. Состав, порядок формирования, полномочия.
  • 1. В качестве суда первой инстанции:
  • 50. Председатель вс рф, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий.
  • 51. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения (избрания), полномочия.
  • 52. Конституционный Суд рф. Место в судебной системе рф. Состав суда. Полномочия.
  • 53. Решения кс рф, их юридическое значение.
  • 54. Арбитражные суды. Система, задачи, полномочия. Высший Арбитражный Суд рф.
  • 55. Статус судей в рф. Общая характеристика.
  • 56. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.
  • 57. Независимость и неприкосновенность судей, гарантии.
  • 60. Приостановление полномочий судьи.
  • 65. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.
  • 66. Органы предварительного расследования, понятия и виды.
  • 67. Органы предварительного следствия.
  • 68. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия.
  • 69. Оперативно-розыскная деятельность (орд). Понятие, задачи, органы, её осуществляющие.
  • 70. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.
  • 71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.
  • 72. Принципы организации и деятельности прокуратуры (73 – 76)
  • 77. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.
  • 78. Акты реагирования прокурора на нарушение закона при осуществлении общего надзора.
  • 83. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
  • 84. Система и структура органов прокуратуры (основные положения).
  • 85.Система и задачи органов военной прокуратуры.
  • 86. Генеральная прокуратура рф. Состав и структура.
  • 87. Прокуратура субъекта рф и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 88. Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав.
  • 89. Коллегия в органах прокуратуры.
  • 90. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров рф
  • 94. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности.
  • 95. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре в рф.
  • 98. Приостановление и прекращение статуса адвоката. Основания, порядок.
  • 100. Формы адвокатских образований.
  • 104. Министерство юстиции
  • 70. Прокуратура рф: понятие, задачи, функции. Законодательство, регулирующее организацию и деятельность прокуратуры рф.

    Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением действующих на ее территории законов, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (ст. 1 Закона о прокуратуре).

    Цели деятельности современной прокуратуры РФ указаны в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», где указано, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения:

      Верховенства закона;

      Единства и укрепления законности;

      Защиты прав и свобод человека и гражданина;

      Охраняемых законом интересов общества и государства.

    Задачи прокурорского надзора:

      Своевременное выявление нарушений закона

      Своевременное устранение нарушений закона 3) Предупреждение нарушений закона.

    Главной функцией прокуратуры является надзор за исполнением законов.

    Надзорная функция подразделяется на подфункции:

      надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

      надзор за соблюдением нрав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

      надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;  надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

    Правовые основы организации и деятельности прокуратуры РФ :

      Конституция РФ ст. 129

      Закон «о прокуратуре» № 168-ФЗ от 17.11.95г

      Кодификационные нормативно-правовые акты УПК, ГК, АПК РФ 4. Приказы Генерального прокурора РФ

    5. Решения КС РФ.

    71. Понятие прокурорского надзора, отличие от других видов контроля и надзора, отрасли прокурорского надзора.

    Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном ФЗ «О прокуратуре РФ».

    Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли , т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:

      Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.

      Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно принимать меры к устранению нарушений законности.

      Средства прокурорского реагирования – т.е. определенные акты – постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.

    Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные ФЗ виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.

    В соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:

        надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

        надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

        надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

        надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.