Обязательные нормативы по псп для пожарных. Нормативы по псп. Нормативы по общефизическим упражнениям для личного составафедеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

Методический план

проведения занятий с личным составом дежурного караула

по пожарно-строевой подготовке.

Тема: Отработка норматива по ПСП 1.1; 4.2; 4.3; 4.4 (30 метров).

Цель занятия: отработка нормативов по ПСП, а также воспитание и поддержание основных физических качеств, психической устойчивости, укрепление здоровья л/с, приобретение и стабилизация у них двигательных умений и навыков.

Метод проведения: Практическое.

Место проведения: Гараж

Дата проведения:

Отводимое время: 2 учебных часа 1400– 1530

Литература используемая при подготовке к занятию:

1. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы утвержденные главным военным экспертом Министерства Российской Федерации по делам , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником 10.05.2011

2. Приказ Минтруда России от 01.01.2001 N 1100н
"Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37203)

Правила охраны труда:

На всех занятиях по пожарно-строевой подготовке необходимо приступать к выполнению упражнения после достаточного разогрева мышц туловища и готовности сотрудника;

При выполнении упражнения главное внимание сотрудника должно быть сосредоточено на отработке данного упражнения;

К выполнению упражнения приступать только после команды руководителя занятия.


Начинать выполнение упражнения только после поданной руководителем команды

Выполнять норматив в боевой одежде и снаряжении;

Правила охраны труда при выполнении нормативов:

Строго соблюдать условия выполнения упражнения

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной , порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

ХОД ЗАНЯТИЯ И РАСЧЁТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

1. Вводная часть (время): 5 минут.

    построение личного состава; проверка готовности личного состава и состояния места проведения занятия; довести до личного состава цель и учебные вопросы занятия; проверка знаний вопросов темы, правил охраны труда, умения работать с пожарной техникой и ПТВ.

2. Подготовительная часть (время): 10 минут.

Общее укрепление организма и разминка перед основной частью занятия


упражнения

Описание

упражнения в

терминологии

Количество

повторений

Назначение

упражнения

(воздействие)

Методические указания (на что обратить внимание)

разминочный бег

разогреть все мышцы тела

проводить в колонне по одному

поднимание прямых рук вперёд, вверх, в стороны

общеразвивающие

ноги на ширине плеч

наклон головы в стороны

общеразвивающие

поочерёдно в правую и левую сторону

наклоны туловища

общеразвивающие

руками дотянуться до ступней

выпрыгивание из упора «присев»

общеразвивающие

руки находятся у головы,

в «замке»

круговые движения руками

общеразвивающие

движения по часовой и против часовой стрелки


3. Основная часть (время): 70 минут.

Основные элементы занятия,

учебные вопросы

и время на их отработку

Действия руководителя занятия и помощника

Построение; проверка боевой одежды и состояния; проверка наличия л/с; объявление темы, целей занятия; инструктаж по охране труда.

Условия выполнения норматива:

1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов - под пояс.

2. Исполнитель стоит в положении "смирно" в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним.

3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.

Время норматива:


Условия выполнения норматива:

Время норматива:

2. Окончание: спасательная петля надета на спасаемого. Длинный конец веревки намотан на карабин


Условия выполнения норматива:

1. Исполнитель стоит в одном метре от спасаемого, лежащего на спине, со спасательной веревкой в чехле, надетом на плечо. Конец веревки длиной 50 сантиметров находится в руке у исполнителя.

2. . Веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан

Время норматива:

Условия выполнения норматива:

1. Исполнитель стоит в одном метре от размотанной веревки, один конец веревки находится в руке.

2. Веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка, клубок уложен в чехол

Время норматива:

Выполнение норматива № 1.1 по ПСП

Надевание боевой одежды и снаряжения

Выполняется по команде: «Боевую одежду и снаряжение индивидуально (в составе отделения) одеть».

Выполнение норматива № 4.2 по ПСП

Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого

Выполняется по команде: «Двойную спасательную петлю с надеванием ее на спасаемого-связать»

Выполнение норматива № 4.3 по ПСП

Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов)

Выполняется по команде: «Спасательную веревку за конструкцию здания способом №… закрепить».

Выполнение норматива № 4.4 по ПСП

Сматывание спасательной веревки в клубок длиной: на правильность

Выполняется по команде: «К сматыванию спасательной верёвки на правильность-приступить»

4. Заключительная часть (время): 5 минут.

    подведение итогов;. частный (по отдельным учебным вопросам) и общий (по всему занятию) разбор; задание на самостоятельную подготовку: Повторить отработку нормативов по ПСП № 1.1; 4.2; 4.3; 4.4.

НОРМАТИВЫ
по пожарно-строевой подготовке

1. Общие положения

1.1. Нормативы по пожарно-строевой подготовке - это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий отдельными сотрудниками (работниками), отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями пожарной охраны с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.

Нормативы по пожарно-строевой подготовке позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и подразделений Государственной противопожарной службы.

Отработка нормативов на занятиях и учениях способствует совершенствованию приемов и способов действий личного состава в условиях ведения действий на пожаре, овладению штатным пожарно-техническим вооружением и спасательным оборудованием, сокращению сроков приведения их в готовность.

1.2. Отработке нормативов личным составом должно предшествовать изучение штатного пожарно-технического вооружения и спасательного оборудования, правил обращения и работы с ними, мер безопасности, требований соответствующих наставлений, правил, руководств и инструкций.

В ходе занятий личный состав вначале должен научиться правильно и качественно выполнять приемы (действия) по элементам в медленном темпе и только после этого переходить к отработке нормативов в целом.

1.3. При отработке (проверке выполнения) нормативов необходимо руководствоваться следующим:

1.3.1. Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований наставлений, правил, руководств и инструкций, в том числе мер безопасности.

Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования, средств защиты, выполнение норматива прекращается и оценивается "неудовлетворительно".

Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

1.3.2. Руководящий состав подразделений отрабатывает и выполняет нормативы наравне со всем личным составом.

1.3.3. Время выполнения норматива сотрудником (работником), отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива.

1.3.4. Все нормативы выполняются в специальной одежде пожарного и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива - поданная команда (сигнал тревоги), окончание - в порядке, изложенном в условиях норматива.

1.3.5. Условия и время на выполнение нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.

Упражнения с выдвижными лестницами и боевое развертывание нормировались на асфальтированном участке местности.

При определении оценки за выполнение норматива личным составом другой возрастной группы в других затрудняющих условиях необходимо вводить поправочные коэффициенты, значения которых умножать на исходное время, предусмотренное настоящими Нормативами. При одновременном действии нескольких затрудняющих факторов максимальное увеличение времени на выполнение норматива производится последовательным умножением исходного времени на соответствующие поправочные коэффициенты.

1.3.6. При выполнении нормативов личным составом в общевойсковом защитном комплекте и специальной защитной одежде (Л-1) исходное время увеличивается на 25%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено в средствах защиты.

1.3.7. При выполнении норматива на пожарных машинах с передним и боковым расположением всасывающего патрубка время на выполнение нормативов увеличивается на 2 секунды, с подачей воды - на 5 секунд, с подачей пены - на 7 секунд на каждый рукав рабочей и магистральной линий (по одной наиболее протяженной линии).

1.3.8. Перед выполнением нормативов по действиям у пожарной техники обучаемые (проверяемые) выстраиваются у машины с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель работает на малых оборотах, пожарно-техническое вооружение (спасательное оборудование) закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках или в "гармошку", дверцы отсеков закрыты.

Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, он должен быть предварительно прогрет (подготовлен) в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации и с учетом температуры окружающего воздуха (плюс 50С и ниже).

1.3.9. При установке пожарной машины на водоисточник задняя рукавная катушка при необходимости предварительно снимается и убирается в сторону. Всасывающий патрубок насоса находится на расстоянии 3 м от пожарного гидранта, крышка гидранта открыта, колпачок стояка закрыт.

1.3.10. При выдвижении автомобильных лестниц на высоту 30 м и более последнее колено должно опираться на конструкцию здания.

1.3.11. Нормативы в подъеме по пожарным лестницам личный состав, не имеющий достаточных навыков работы, выполняет с помощью страхующих устройств (средств).

1.3.12. Нормативы с использованием электрооборудования выполняются в резиновых сапогах и перчатках.

1.3.13. При выполнении нормативов по боевому развертыванию позиция ствольщиков определяется на расстоянии равном длине проложенной рукавной линии (определяется до выполнения норматива), если в условиях не указано иное.

Результат фиксируется по пересечении линии позиции ствольщиком (ми) - по последнему, или по последней выполненной операции, или по появлению огнетушащего средства из ствола (ов) - по последнему, если условием или субъектом контроля не указано иное.

2. Значения поправочных коэффициентов
2.1. Коэффициент (Кс), учитывающий влияние зимних условий и низких температур.
Таблица 2.1


Высота снежного покрова, см

0

10

20

30

40

50

60

70

80

Кс

1,1*

1,4

1,8

2,2

2,6

3,2

3,9

4,7

5,7

Кс

1,2**

* в зимнее время года по асфальту без снега (льда).

**в зимнее время года по утрамбованному снегу
2.2. Коэффициент (Кт), учитывающий влияние температуры окружающей среды
Таблица 2.2


2.3. Коэффициент (Кв), учитывающий влияние возраста.


Таблица 2.3

*при выполнении норматива группой сотрудников (работников) разных возрастных групп, коэффициент принимается для среднего возраста обучаемых (проверяемых), выполнявших его


2.4. Коэффициент (Ку), учитывающий влияние факторов выполнения упражнений
Таблица 2.4

№ п.п

Факторы выполнения нормативов

Ку

1

Ночное время

1,6

2

Ночное время при лунном или уличном освещении.

1,1

3

Летом, днем на грунтовом участке местности

1,1

4

С защитой органов дыхания в незадымленной атмосфере*

1,5

5

Для нормативов с лестницами в зимних условиях

1,3

6

Для личного состава первого года службы

(при выполнении индивидуальных нормативов)



1,1

*кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено в средствах защиты


3. Порядок определения оценки

3.1. Выполнение нормативов проверяется при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также на плановых и контрольных занятиях и учениях.

Если норматив выполняется несколько раз (не более трех), то оценка за выполнение нормативов определяется по последнему показанному результату.

3.2. Оценка за выполнение норматива личным составом, отделением, караулом определяется:

"отлично", если сотрудник (работник), отделение, караул выполнили норматив правильно, в полном объеме и уложились по времени на оценку "отлично";

"хорошо", если сотрудник (работник), отделение, караул выполнили норматив правильно, в полном объеме и уложились по времени на оценку "хорошо";

"удовлетворительно", если сотрудник (работник), отделение, караул выполнили норматив правильно, в полном объеме и уложились по времени на оценку "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если сотрудник (работник), отделение, караул не уложились по времени на положительную оценку.

3.3. Индивидуальная оценка сотруднику (работнику) за выполнение нескольких нормативов и оценка подразделению за выполнение нормативов в составе отделения, караула определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:

"отлично", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой "отлично", а остальные - с оценкой "хорошо";

"хорошо", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой не ниже "хорошо", а остальные - с оценкой "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если не менее 70 % проверенных нормативов выполнены с положительной оценкой, а при оценке по трем нормативам выполнены два, при этом один из них - с оценкой не ниже "хорошо".

3.4. Оценка за выполнение одиночных нормативов отделению, караулу выводится по индивидуальным оценкам сотрудников (работников) и определяется:

"отлично", если не менее 100 % сотрудников (работников) получили положительные оценки, при этом более 50 % сотрудников получили оценку "отлично";

"хорошо", если не менее 100 % сотрудников (работников) получили положительные оценки, при этом более 50 % сотрудников получили оценку не ниже "хорошо";

"удовлетворительно", если не менее 90 % сотрудников (работников) получили положительные оценки.

3.5. При проверке выполнения нормативов в составе отделения, караула и индивидуальных нормативов общая оценка подразделению за выполнение нормативов определяется:

"отлично", если первая оценка "отлично", а вторая не ниже "хорошо";

"хорошо", если первая оценка "хорошо", а вторая не ниже "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если обе оценки не ниже "удовлетворительно".

3.6. Нормативы №№ 1, 4, 11, 19, 20, 30, 36 являются обязательными для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД России, а также на контрольных занятиях.

4. Условия и нормы выполнения нормативов с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением


N п/п

Вид норматива

Оценка по времени, с

Условия выполнения норматива

отлично

хорошо

удовлетворительно

1

Надевание специальной одежды и снаряжения

21

24

27

1. Специальная одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подшлемник может находиться рядом с уложенной одеждой или внутри каски. Брезентовые рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов - под пояс.

2. Пожарный стоит в положении "смирно" в одном метре от специальной одежды и снаряжения лицом к ним.

3. Окончание: специальная одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.


2

Надевание теплоотражательного костюма

70

75

80

1. Костюм вынут из мешка и уложен на столе (полке).

2. Пожарный в положении "смирно" в боевой одежде и снаряжении стоит в одном мет- ре от костюма лицом к нему.

3. Окончание: полукобинезон одет и закреплен с помощью плечевых лямок. Куртка из метализированной ткани одета и застегнута на все пуговицы. Шлем-маска с пелериной одета поверх каски и застегнута, рукавицы одеты.


3

Надевание тепло-отражательного костюма ТК-800

на правильность

1. Пожарный в повседневной одежде с двумя ассистентами стоит в одном метре от приготовленного костюма.

2. Надеть брюки комбинезона и сапоги

3. Надеть дыхательный аппарат со сжатым воздухом или КИП.

4. Надеть верхнюю часть комбинезона, застегнуть стягивающие ремни, закрыть защитный клапан, оставить не застегнутым один верхний стягивающий ремень и одну верхнюю кнопку защитного клапана.

5. Произвести проверку КИП или открыть вентиль баллона АСВ до отказа (должен быть включен резерв дыхательного аппарата со сжатым воздухом). Включиться в дыхательный аппарат. Надеть пожарную каску

6. Окончание: капюшон и рукавицы надеты, стягивающий ремень застегнут



4

Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража)

1. Специальная одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива 1.

2. Личный состав дежурного караула находится в караульном помещении и располагается произвольно.

Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты специальная одежда и снаряжение.

Разрешается застегивать специальную одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля

3. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения (ий) находится в автомобиле. Дверцы закрыты.

Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля(ей).

Примечание: Для автомобилей с тормозной системой "КАМАЗ" нормативное время увеличивается на 60 с.


отделения

30

34

38

караула в составе двух и более отделений

34

38

42

5

Прокладка рукавной линии со стволом РС-50 длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант

15

17

19

1. Пожарное оборудование сложено в одном метре от колонки. Пожарный стоит в положении "смирно" около оборудования.

2. Окончание: рукавная линия проложена, ствол присоединен к рукавной линии, пожарный на позиции.



6

одним пожарным на:



1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля.

3 рукава

45

50

55



4 рукава

70

80

90



5 рукавов

105

120

135

6 рукавов

140

160

180

7 рукавов

210

235

265

7

Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм

расчетом из 2-х человек на:





5 рукавов

65

70

75

2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса.

6 рукавов

70

80

90

Результат фиксируется по последнему соединению.

7 рукавов

105

115

125

8 рукавов

125

140

155

10 рукавов

200

220

240

8

Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм

расчетом из 3-х человек на:



1. Рукава в скатках (в "гармошку") уложены в отсеках пожарного автомобиля.

2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.


6 рукавов

40

45

50

7 рукавов

65

70

75

8 рукавов

70

80

90

10 рукавов

130

145

135

9

Вязка двойной спасательной петли без надевания ее на спасаемого

6

7

8

1. Пожарный стоит в положении "смирно".

3. Окончание: спасательная петля связана


10

Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого

21

25

29

1. Пожарный стоит в положении "смирно" в одном метре от спасаемого, лежащего на спине.

2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного

3. Окончание: спасательная петля связана, надета на спасаемого, длинный конец веревки намотан на карабин


11

Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов)

4

5

6

1. Пожарный стоит в положении "смирно" в одном метре от места закрепления веревки за конструкцию.

2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного

3. Окончание: веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан


12

Сматывание спасательной веревки в клубок длиной 30 (50) м

на правильность

1. Пожарный стоит в положении "смирно" одном метре от размотанной веревки, один конец которой находится в руке пожарного.

2. Окончание: веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка уложен в чехол.



13

Подъем по стационарной лестнице на заданную высоту:

1. Пожарный стоит у лестницы-палки, приставленной к стационарной лестнице, двумя руками держится за тетивы, правая (левая) нога на первой ступеньке.

8 м

8

10

12

2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной высоте, закрепился за ступеньку лестницы карабином

12 м

12

14

16



16 м

17

20

23



20 м

24

28

32

14

Подъем по стационарной лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом РС-50 на заданную высоту:



8 м

15

17

19

2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной высоте, закрепился карабином за ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой..

12 м

22

25

28

Результат фиксируется по закреплению задержки

16 м

30

34

38

Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.

20 м

39

44

49

15

Подъем по авто- лестнице, выдвинутой на:

1. Автолестница установлена и выдвинута на заданную высоту при угле наклона 70 градусов, пожарный стоит у входа на лестницу.

15 м

13

15

17

2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за продпоследнюю ступеньку лестницы.

20 м

21

24

27

Результат фиксируется по закреплению карабина.

25 м

27

30

33

Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.

30 м

32

36

40

35 м

38

43

48

40 м

45

50

55

45 м

54

60

66

50 м

63

70

77

16

Подъем по авто- лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом РС-50 на заданную высоту:

1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине.

15 м

17

19

21

2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за предпоследнюю ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой.

20 м

24

27

30

Результат фиксируется по закреплению задержки.

25 м

32

36

40

30 м

42

47

52

17

Переноска и подвеска штурмовой лестницы

7

8

9

2. Окончание: лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни на всю длину крюка.

Результат фиксируется по касанию крюка о верхнюю поверхность подоконника.


18

Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни

20

22

24

1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой (правой) ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы.

19

Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни

28

30

36

1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли.

2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни.

Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.


20

Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни

8

10

12

1. Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку, первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левая нога на первой (второй) ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает и удерживает ее.

2. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.

Результат фиксируется по касанию пола второй ногой


21

Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни

15

18

21

2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта.

3. Окончание: выдвижная лестница снята, перенесена, установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит в полушаге от лестницы лицом к ней, второй номер стоит между стеной и лестницей.

Результат фиксируется по касанию тетивы лестницы подоконника



22

Установка и подъем по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни

26

30

34

1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята.

2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта

3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни.

Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.



23

Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями

27

30

33

1. Пожарный со стволом стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии (ствол находится в любом положении).

2. Окончание: препятствия преодолены, дистанция закончена; ствол примкнут к рукавной линии, рукава соединены между собой и присоединены к разветвлению.

Примечание: расстановка препятствий и условия их преодоления должны соответствовать Правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту.


5. Условия и нормы выполнения нормативов по развертыванию


N п/п

Вид норматива

Оценка по времени, с

Условия выполнения норматива

отлично

хорошо

удовлетворительно

24

Установка телефона (микротелефонной трубки) и 10-ваттного динамика при длине телефонной линии:

2. Окончание: телефонные линии проложены и закреплены, приборы связи включены, на коммутаторе автомобиля, вызывные лампы светятся. Пожарные находятся у приборов.



50 м

30

32

34



100 м

55

57

59

25

Развертывание кабельной линии на 60 м и установка одного прожектора от токораспределительной коробки

37

39

41

1. Норматив выполняется расчетом из 2-х номеров. 2. Окончание: кабельная линия проложена, соединена с распределительным щитом автомобиля, токораспределительной коробкой и прожектором. Пожарные находятся у приборов.

3. Примечание: при подъеме на высоты добавлять время в соответствии с нормативами 14, 16



26

Развертывание кабельной линии на 60 м с установкой электроперфоратора или дисковой электропилы от токораспределительной коробки

47

50

53

1. Норматив выполняется расчетом из 2-х номеров.

2. Окончание: электроперфоратора или дисковая электропила установлены кабельные линии проложены и соединены.

3. Примечание: при подъеме на высоты добавлять время в соответствии с нормативами 14, 16.


27

Приведение в готовность пилы с дисковой или цепной насадкой

18

19

20

1. Норматив выполняется одним пожарным.

2. Окончание: пила снята и собрана.



28

Установка электродымососа с развертыванием кабельной линии на 60 м и установкой токораспределительной коробки:

1. Норматив выполняется расчетом из 6 номеров2. Окончание: дымосос установлен, кабельные линии соединены с дымососом, распределительным щитом автомобиля, токораспределительной коробкой..

по одному жесткому и мягкому рукаву;

100

110

120

3. Примечание: с увеличением длины кабельной линии к норме времени прибавляется 15 с на каждые 30 м кабеля.

по два жестких и мягких рукава

130

150

170

Один из методов пренатального диагностирования патологических состояний плода носит название кардиотокографии. Этот способ широко распространен за счет безопасности для будущей матери и младенца, стабильности и информативности выдаваемых информативных показателей, простоты проведения обследования.

Основу методики составляет принцип Допплера. Частоту сердечных сокращений малыша улавливает ультразвуковой датчик, сокращения матки – тензометрический. КТГ регистрирует сердечный ритм ребенка в состоянии движения и покоя, а также в ответ на воздействие извне.

В нашей статье мы хотим рассказать о сроках проведения обследования, способах расшифровки его показателей и какие параметры ПСП (показателей состояния плода) при интерпретации данных свидетельствуют о том, что КТГ в норме.

Необходимость проведения диагностики

Кардиотокография является обязательным методом обследования беременных женщин. Согласно приказу Министерства Здравоохранения Российской Федерации № 572 от 1. XI. 2012 г. диагностическую процедуру проводят 3 раза в III триместре гестации и в период родового процесса.

Это необходимо для определения:

  • частоты сокращений матки;
  • оценивания состояния младенца в материнской утробе и во время родов;
  • выявления кислородного голодания плода;
  • решения вопроса о способах родоразрешения.

Дополнительно диагностику проводят при многоплодной и резус-конфликтной беременности, мало- или многоводии, перенашивании или угрозе прерывания гестации, оценивании эффективности проводимой терапии фетоплацентарной недостаточности, задержке развития будущего ребенка, а также при наличии у беременной женщины:

  • отягощенного акушерского анамнеза;
  • позднего токсикоза;
  • сахарного диабета;
  • артериальной гипертензии;
  • анемии;
  • гипертиреоза;
  • тяжелой экстрагенитальной патологии.

Сроки проведения КТГ

Регуляция сокращений сердечной мышцы плода вегетативной нервной системой начинается с 28-й акушерской недели, а частота сердцебиений малыша реагирует на его двигательную активность. На 32-й неделе завершается формирование цикличности бодрствования и сна будущего младенца. Именно в этот период и показано проведение первого диагностического обследования.

При отсутствии осложнений беременности КТГ проводят каждые 10 дней. В случае развития патологических состояний проведение диагностики необходимо ежедневно – до нормализации показателей либо до решения вопроса о начале родов. Во время родового процесса период схваток (даже при отсутствии отклонений от нормы) необходимо контролировать параметрами кардиотокограммы – процедуру проводят каждые три часа. При развитии осложнений частоту проведения исследований определяет акушер-гинеколог.

Перед началом проведения КТГ врачу нужно получить у будущей матери письменное согласие

Как подготовиться к диагностической процедуре?

Сложной подготовки к проведению обследования не требуется. Специалист, который наблюдает женщину в течение всей беременности должен ознакомить ее с некоторыми правилами:

  • Исследование безопасно для ребенка и безболезненно для нее.
  • Процедуру не проводят на голодный желудок, однако лишь спустя 2 часа после приема пищи.
  • Проведение КТГ может длиться до 40 минут, поэтому перед началом диагностики нужно посетить туалет.
  • Во время процедуры запрещено двигаться или изменять положение тела.

Исследование могут проводить наружным (непрямым) и внутренним (прямым) методом. Внутреннюю кардиотокографию проводят только в процессе родовой деятельности:

  • при вскрытии плодного пузыря и излитии вод;
  • раскрытии маточного зева более 2 см.

Для проведения обследования наложение специального спиралевидного электрода производят на кожные покровы головки плода, а сокращения матки регистрирует датчик, введенный с помощью интраамниального катетера. Внутренняя КТГ считается инвазивной, в акушерской практике ее применяют только в при определенных обстоятельствах.

Для проведения наружной КТГ пациентку укладывают либо полусидя, либо на левый бок. Ультразвуковой датчик, обработанный специальным гелем для обеспечения максимального контакта с кожными покровами, крепят на переднюю брюшную стенку. Тензометрический датчик размещают в проекции правого угла полости матки. С помощью специального устройства пациентка самостоятельно регистрирует двигательную активность малыша.

Диагностическая процедура длится от 20 до 40 минут – это связано со сменой периодов бодрствования и сна младенца. Базальный ритм сокращений сердечной мышцы регистрируют в течение 20 минут – до фиксации двух шевелений, которые длятся не меньше четверти минуты и вызывают ускорение частоты сердечных сокращений на 15 ударов в течение 60 секунд.

Проведение нестрессовой и стрессовой кардиотокографии

Для оценивания параметров состояния плода подсчитывают количество шевелений младенца, оценивают его биофизический профиль и результаты нестрессового и стрессового теста.


Шевеления плода будущая мама подсчитывает самостоятельно – ей дают пульт, оснащенный кнопкой, которую нужно нажимать во время активности ребенка

Если существует риск развития внутриутробной гипоксии, подсчитывать шевеления плода необходимо в течение одного часа. В норме на записи КТГ они регистрируются не реже 10 раз за 60 минут. Пациентку предупреждают – если двигательная активность ребенка снижается, необходимо срочно обращаться к врачу. При существовании высокого риска недостатка кислорода в материнской утробе применяются чувствительные способы оценивания состояния плода:

  • Нестрессовый тест – изучение изменений ЧСС плода во время его двигательной активности. Преимуществом данной методики является ее неинвазивность и небольшая продолжительность – регистрация ритма сердцебиения проводят в естественных условиях.
  • Стрессовый тест – оценивание изменения ЧСС в ответ на маточные сокращения, вызванные функциональными пробами (окситоциновой, маммарной, атропиновой, акустической). Эту методику используют при неудовлетворительных результатах нестрессовой КТГ.

Расшифровка результатов КТГ

При интерпретации полученной записи исследования оцениваются показатели:

  • базального ритма сердцебиений плода;
  • колебаний частоты сокращений мышцы сердца, происходящих независимо от маточных сокращений;
  • периодических изменений базального ритма, которые происходят в ответ на схватку;
  • амплитуды – разницы значений ЧСС между параметрами базального ритма и периодическими колебаниями;
  • времени восстановления – периода, следующего за окончанием схватки и возврата к базальному сердечному ритму плода;
  • акцелераций – учащения ЧСС, возникающего в ответ на шевеление, сокращения миометрия (мышечного слоя матки) и тесты (является благоприятным признаком удовлетворительного состояния плода);
  • делераций – уменьшения ЧСС.

Анализ показателей состояния плода

На основании графических итоговых данных, полученных при выполнении диагностической процедуры, квалифицированный специалист, используя математические расчеты, выводит значение ПСП. При интерпретации параметров КТГ учитывают умение организма крохи адаптироваться к изменениям жизнедеятельности, так называемый индекс реактивности. Его показатель обусловлен непосредственной реакцией нервной системы плода на воздействия извне.


КТГ необходимо выполнять во время бодрствования младенца, если фаза сна длится более получаса, врач предлагает женщине изменить положение тела или съесть кусочек шоколада

Чтобы при расшифровке кардиотокограммы не допустить ошибок и иметь полную картину реактивности малыша, врач сопоставляет результаты исследования с данными клинического анамнеза. В тканях плаценты могут происходить различные физиологические реакции, которые препятствуют транспорту кислорода ребенку (несмотря на то, что в крови матери его содержится в достаточном количестве).

Это явление отражается на функциональной деятельности сердечной и сосудистой систем плода. Однако такое нарушение не фиксируется графической записью КТГ. Если причиной недостаточной доставки кислорода в циркулирующий кровоток матки является нарушение морфологической структуры плаценты – это будет отражено на показателях КТГ .

В некоторых случаях поступление кислорода в организм крохи снижается из-за осуществления им защитной реакции. Показатели КТГ при этом в норме, а плод страдает гипоксией.

Важность оценивания ПСП

После тщательного изучения графических результатов КТГ, врач определяет показатели состояния плода:

  • Референсное значение этого параметра составляет меньше 1,0. В том случае, если индекс равен 1,05 акушер-гинеколог рекомендует провести повторное исследование.
  • Если параметры колеблются в диапазоне от 1,1 до 2,0 – это состояние характеризует начало развития у плода неблагоприятных нарушений. Назначаются соответствующие лечебно-профилактические мероприятия и повтор КТГ спустя 7 дней.
  • Пределы от 2,1 до 3,0 свидетельствуют о выраженных расстройствах состояния ребенка. Беременной женщине необходимо наблюдение в стационаре.
  • Показатель более 3,0 указывает на критическое состояние. В этом случае будущую маму необходимо срочно госпитализировать для принятия решения об экстренном родоразрешении.


Нарушение поступления кислорода может быть временным, к примеру – из-за изменения кровотока вследствие прижатия головки плода к пуповине в момент проведения обследования, это может отразиться на графике КТГ, хотя на самом деле патологии не существует

Точность такого оценивания составляет 90%, однако на основании только этого результата никакие решения не принимаются – практикующие акушер-гинекологи рассматривают всю историю течения гестации. Отклонения параметров может быть вызвано не только аномалиями развития младенца (анемией, сердечной недостаточностью, гипоксией), но и некоторыми проблемами со здоровьем будущей мамы (повышением температуры) или состоянием крохи, не связанное с патологиями (фазой сна во время проведения диагностической процедуры).

В заключении всей вышеизложенной информации хочется отметить, что кардиотокография является дополнительным способом наблюдения за течением периода вынашивания младенца. Ее итоговые данные учитывают в совокупности с другими диагностическими исследованиями. Поэтому беспокоиться в случае получения результатов с изменениями референсных значений не стоит. Необходимо обсудить эти данные со своим акушер-гинекологом.

1.1. Методика отработки нормативов на занятиях по пожарно­строевой подготовке. Общие положения

Профессиональная подготовка личного состава Федеральной проти­вопожарной службы МЧС России организуется и проводится на основании приказов, распоряжений и указаний Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации по­следствий стихийных бедствий.

Порядок организации и направления обучения личного состава сис­темы Государственной противопожарной службы МЧС России определя­ется Программой подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России на различных уровнях:

Структурных подразделений центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы;

Пожарно-технических научно-исследовательских и образовательных учреждений;

Специальных подразделений Г осударственной противопожарной службы и органов их управления;

Структурных подразделений региональных центров по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющих управление и координацию дея­тельности Государственной противопожарной службы в пределах феде­рального округа;

Структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление и координацию деятельности Государственной противопожарной службы в пределах субъ­ектов Российской Федерации или муниципального образования;

Органов управления Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации.

Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обуче­ния личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной и спасательной техникой. Она направлена на достиже­ние высокого профессионального уровня подготовки личного состава и го­товности (слаженности) отделений и дежурных смен, максимального раз­вития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожа­ров.

Пожарно-строевая подготовка включает в себя:

Организацию и планирование процесса обучения (составление тема­тического плана, расписания занятий, плана проведения учебного занятия, перечня отрабатываемых нормативов);

Проведение учебных и инструкторско-методических занятий;

Контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков;

Повышение педагогической и профессиональной компетентности ру­ководителей занятий;

Контроль процесса обучения.

Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых. Тщательная разминка, подбор упраж­нений, соответствующих возможностям обучаемых, единая методика обу­чения, соблюдение физиологического и гигиенического режима занятий - важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.

Тактико-специальная подготовка - обучение личного состава пожар­но-спасательных сил и специальных формирований МЧС России действи­ям в различных условиях обстановки, в том числе боевой.

Тактико-специальная подготовка нацелена на обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, включает в себя:

Изучение основ общевойскового боя;

Тактики действий обеспечиваемых пожарно-спасательных сил и спе­циальных формирований МЧС России и взаимодействующих специальных войск;

Организации и боевых возможностей подразделений пожарно­спасательных сил и специальных формирований МЧС России при дейст­виях в чрезвычайных ситуациях;

Обучение личного состава применению снаряжения, оборудования, вооружения и техники в различных условиях обстановки;

Боевое слаживание подразделений и воинских частей, а также отра­ботку согласованных действий подразделений пожарно-спасательных сил и специальных формирований МЧС России;

Совершенствование навыков начальников, командиров и органов управления в организации и осуществлении действий при ведении воен­ных действий, авариях, катастрофах и др. бедствиях.

Основным средством пожарно-строевой подготовки и тактико­специальной подготовки являются специальные прикладные упражнения. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техни­кой и аварийно-спасательным оборудованием, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического разви­тия личного состава.

Для достижения высокого уровня освоения специальных приклад­ных упражнений каждый руководитель органов управления и подразделе­ний пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно­технического профиля, должен:

Создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служеб­ных обязанностей;

Обеспечивать высокую профессиональную и методическую подго­товку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;

Осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обста­новку;

Обеспечивать действенное методическое руководство обучением;

Уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;

Учитывать при организации обучения и проведении занятий специ­фику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях аварийно-спасательной и пожарной техники, уровень под­готовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.

Формы и методы обучения личного состава

К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.

Теоретические занятия - форма изучения главным образом теорети­ческих положений темы и принципов работы пожарной и спасательной техники, психофизиологических особенностей личного состава.

В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, кон­трольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования об­щих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, ре­шения общих и специальных задач физической и психологической подго­товки.

В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологи­ческих качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача за­четов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой работы и самостоятельной подготовки.

В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто использу­ются следующие методы практического обучения:

Информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);

Методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстра­ция, упражнения);

Методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повто­рение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);

Методы проверки и оценки знаний, навыков и умений (наблюдение, практические контрольные задания);

Инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, дос­тижение полной ясности относительно того, что от них требуется).

Последовательность обучения

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) ус­ловно можно разделить на четыре тесно связанных между собой этапа:

1 этап - создание предварительного представления об упражнении;

2 этап изучение упражнения;

3 этап закрепление и совершенствование двигательных навыков;

4 этап - проверка сформированности двигательных навыков и уров­ня их применения с помощью выполнения нормативов.

На 1 этапе для создания предварительного представления об упраж­нении руководитель занятия применяет следующие приемы:

Знакомит личный состав с названием упражнения и его элементами в соответствии с принятой терминологией;

Показывает наглядные пособия для создания двигательных представ­лений об упражнении;

Демонстрирует приемы и технику их выполнения;

Объясняет последовательность выполнения приемов и их технику, сообщая при этом пространственные и временные характеристики двига­тельных действий;

Разъясняет безопасные условия выполнения упражнения и его эле­ментов;

Разрешает пробные попытки;

Информирует обучаемых о допущенных ими технических ошибках;

Разрешает очередные попытки.

На 2 этапе разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у не­го новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражне­ний разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от под­готовленности личного состава и сложности упражнения разучивание про­водится в целом или по частям.

При разучивании приемов в целом двигательная задача решается це­лостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.

Целостный метод применяется, как правило, для разучивания про­стых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообраз­но разделять на части.

Разучивание упражнений по частям обладает большим методиче­ским преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упраж­нение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объеди­ненных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом - слитно.

На 3 этапе ставится задача - добиться стабилизации приемов и спо­собов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного соста­ва в условиях ведения действий по тушению пожара.

Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выпол­нять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках до­пустимых отклонений.

После того, как освоенное упражнение будет закреплено в стандарт­ных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривыч­ных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др. Контроль и исправле­ние ошибок - один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок сначала исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.

На 4 этапе ставится задача по отработке нормативов на занятиях, что непременно способствует совершенствованию приемов и способов дейст­вий личного состава в условиях оперативно-тактических действий на по­жаре, овладению штатным пожарным и аварийно-спасательным оборудо­ванием, сокращению сроков приведения их в боевую готовность. Кроме того, нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава.

Структура учебного занятия

Учебное занятие, носящее проверочный (контрольный) характер, яв­ляется основной формой организации обучения личного состава, в рамках которого необходимо проверить реализацию средств, форм и методов обу­чения. Для учебного занятия по пожарно-строевой подготовке, содержаще­го выполнение норматива, характерно наличие четырех частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной.

Вводная часть предусматривает подготовку учебной группы к реше­нию задач подготовительной и основной частей занятия.

Подготовительная часть занятия проводится с целью подготовки обучаемых к выполнению задач основной части занятия с помощью обще­развивающих и специальных упражнений. В завершающей фазе подгото­вительной части обучаемые готовят материально-техническое обеспечение занятия, занимают соответствующие учебные места.

Основная часть представляет собой методическую подструктуру (как систему приемов), элементами которой будут различные виды деятельно­сти руководителя занятий и обучаемых. Число элементов в ней, их функ­циональное назначение и последовательность определяются руководите­лем занятия в соответствии с тематическим планом и программой обуче­ния. Упражнения, которые предполагают выполнение норматива обучае­мыми, должны соответствовать уровню развития их специальных и физи­ческих качеств и условиям обучения.

В основной части занятия решаются следующие главные задачи:

Развитие психологических и физических качеств обучаемых;

Оценка двигательных навыков, приемов и способов работы с пожар­ной техникой;

Контроль уровня овладения приемами и способами работы с пожар­ной техникой и оборудованием в составе отделения, дежурной смены на соответствие нормативному времени или иным условиям норматива.

Заключительная часть предусматривается с целью активизации вос­становительных процессов в организме обучаемых, приведения в порядок учебных объектов и заканчивается построением для подведения итогов и постановки задач для самостоятельной работы.

Обязанности должностных лиц при организации учебных занятий по отработке нормативов

Подготовка учебных занятий предусматривает:

Личную подготовку руководителя занятия;

Выбор места проведения занятия;

Подготовку учебной материально-технической базы;

Определение состава помощников руководителя занятия, инструкто­ров, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обу­чаемых.

В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:

Тщательное изучение содержания учебных вопросов программы, те­матического плана и расписания занятия;

Подбор и изучение необходимых руководств и пособий;

Определение цели и задачи учебного занятия;

Подготовка содержания учебного материала (расчет учебного време­ни, определение объема учебных вопросов, количества пожарной и ава­рийно-спасательной техники, материально-технических средств, средств страховки и др.);

Выбор наиболее эффективного сочетания методов и приемов обуче­ния;

Определение структуры занятия, соответствующей целям, задачам и методам обучения;

Уточнение уровня физической и специальной подготовки личного состава, соответствующего данному этапу обучения;

Определение последовательности прохождения учебных мест и рас­смотрение нагрузки (учебной и физической) на каждого обучаемого, оцен­ка ее целесообразности;

Определение мер безопасности при проведении занятия в целом и на каждом учебном месте;

Определение состава помощников руководителя занятия, а также со­става расчетов, обеспечивающих занятие и страховку;

Определение перечня мероприятий по подготовке помощников руко­водителя занятия, привлекаемых к занятиям специалистов;

Решение других организационных вопросов, вытекающих из целей пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки и функций террито­риальных органов и подразделений пожарной охраны.

Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом ру­ководителем занятия учебно-методическом документе, который представ­ляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.

При проведении занятия руководителю необходимо:

Обеспечить в ходе занятия решение всех учебных задач;

Следить за точным выполнением требований нормативов и не допус­кать изменений условий и порядка выполнения упражнений;

Обладать высокой личной физической и специальной подготовкой;

Создавать при обучении условия, приближенные к реальной обста­новке;

Напоминать обучаемым перед каждым занятием о необходимости строгого соблюдения мер безопасности при выполнении упражнений, не допускать переутомления личного состава.

В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, при­водится расчет материального обеспечения (материальные средства каж­дый раз определяются потребностями того или иного занятия).

Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов: вводная, подготовительная, основная и заключительная части.

Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:

Построения группы, расчета, приема рапорта;

Проверки готовности учебной группы и состояния мест проведения занятия;

Доведения до обучаемых содержания целей, задач, учебных вопросов занятия и очередности их изучения;

Проверки знания вопросов темы, уставных положений, правил охра­ны труда, умения работать с пожарной техникой.

Структура подготовительной части плана проведения занятия преду­сматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и спе­циальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстро­та, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражне­ния выполняются после физических.

Структура основной части плана проведения занятия предусматри­вает упорядоченное описание учебных вопросов (специальных упражне­ний с пожарной техникой и оборудованием) и действий руководителя за­нятия по достижению целей занятия и решению учебных задач. В ней от­ражаются формы организации обучаемых (индивидуальная, поточная, фронтальная, групповая, круговая, поточно-круговая, интервально­круговая), методические приемы и методы обучения, требования к соблю­дению правил охраны труда, команды и другие вопросы, которые необхо­димо довести до сведения обучаемых, порядок использования помощников (командиров отделений), перечень вопросов для проверки, последователь­ность выполнения приемов и способов работы с пожарной техникой, ис­пользования схем, рисунков, таблиц, фильмов (диапозитивов) и техниче­ских средств обучения, порядок смены мест занятий и т. п.

В заключительной части отражаются содержание и последователь­ность разбора занятия, подведения итогов, приведения учебных объектов (мест занятия) в исходное состояние. Планируется как частный (по отдель­ным учебным вопросам), так и общий (по всему занятию) разбор.

нормативов

При отработке нормативов № 1.1, 2.1, 3.2, 4.3, 5.7, 5.8, 7.3, 9.3, 10.4,

11.2, которые являются обязательными для выполнения при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных ор­ганов МЧС России, подразделений ФПС, а также на контрольных заняти­ях, должны учитываться следующие положения:

1. Нормативы распространяются на личный состав, участвующий и привлекаемый (допущенный) к организации тушения пожаров и проведе­нии аварийно-спасательных работ.

2. Женщинами производится отработка только норматива 11.2 «На­ложение первичной повязки».

3. Начальствующий состав ФПС отрабатывает и выполняет нормати­вы наравне со всем личным составом.

4. Нормативы позволяют установить объективный и единый подход в определении уровня подготовки личного состава и подразделений ФПС.

5. Нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезо­ну.

Согласно ГОСТ Р 53264-2009 «Техника пожарная. Специальная за­щитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испы­таний», боевая одежда пожарного (БОП) - комплект многослойной специ­альной защитной одежды общего назначения, состоящий из куртки, брюк (полукомбинезона) и предназначенный для защиты пожарного от опасных и вредных факторов окружающей среды, возникающих при тушении по­жаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также от неблагопри­ятных климатических воздействий.

БОП подразделяется на два типа в зависимости от климатического исполнения:

БОП тип У предназначена для использования в климатических рай­онах с температурой окружающей среды от минус 40 °С до плюс 40 °С;

БОП тип X предназначена для использования в климатических рай­онах с температурой окружающей среды от минус 50 °С до плюс 40 °С.

БОП подразделяется на два вида в зависимости от применяемого ма­териала верха:

Вид П из материала с полимерным пленочным покрытием;

Вид Т из ткани синтетической термостойкой (текстильного материа­ла без покрытия).

По принадлежности БОП подразделяется для начальствующего и ря­дового состава. Рекомендуемые отличия для начальствующего состава - удлиненная куртка, цветовое решение куртки и брюк, расположение сиг­нальных элементов.

БОП должна состоять из куртки и брюк (полукомбинезона) с теплоизоляционными подкладками.

В комплекте БОП может быть предусмотрен капюшон. Размеры ка­пюшона должны обеспечивать его использование с пожарной каской.

Пакет материалов и тканей, используемых для изготовления куртки, брюк (полукомбинезона) БОП, должен состоять из материала верха, водо­непроницаемого слоя и теплоизоляционной подкладки. Допускается со­вмещать водонепроницаемый слой с теплоизоляционной подкладкой или материал верха с водонепроницаемым слоем (материал с полимерным пленочным покрытием). БОП типа X должна комплектоваться средствами защиты рук и подшлемником. БОП типа X должна дополнительно ком­плектоваться съемной теплоизоляционной подкладкой с удлинением в об­ласти спины или жилетом.

В комплекте боевой одежды пожарного используется подшлемник пожарного (ранее - подкасник). Согласно ГОСТ Р 53269 - 2009 «Техника пожарная. Каски пожарные. Общие технические требования. Методы ис­пытаний», подшлемник из термостойкого трикотажного полотна использу­ется и предназначается для дополнительной защиты головы пожарного от тепловых и климатических воздействий.

Согласно методическим рекомендациям по пожарно-строевой подго­товке 2005 г., снаряжение пожарных состоит из каски пожарной (шлема), пояса пожарного спасательного с карабином, с топором в кобуре, специ­альной защитной обуви (спецобуви), средств защиты рук.

Специальная защитная обувь (спецобувь) на сегодняшний день - это средство индивидуальной защиты ног пожарного (СИЗНП), согласно ГОСТ Р 53265 - 2009 «Техника пожарная. Средства индивидуальной защи­ты ног пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний», должна обладать комплексом защитных, физиолого-гигиенических и эрго­номических показателей, позволяющих пожарному выполнять действия по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также обеспечивать защиту от неблагоприятных климатических воздействий. СИЗНП подразделяются на кожаную и резиновую обувь. Допускается из­готовлять СИЗНП из других материалов, удовлетворяющих требованиям стандарта ГОСТ Р 53265-2009.

К средствам защиты рук, согласно ГОСТ Р 53264-2009 «Техника пожарная. Специальная защитная одежда пожарного. Общие технические требования. Методы испытаний», относятся рукавицы или перчатки, ис­пользуемые в комплекте с БОП и предназначенные для защиты кистей рук пожарного.

6. Начало выполнения норматива поданная команда (согласно ме­тодическим рекомендациям по ПСП 2005 г. или иным нормативным доку­ментам), окончание - в порядке, изложенном в условиях норматива.

7. Время выполнения норматива с личным составом, отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением ФПС отсчитывается по се­кундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива.

8. Время, затраченное на устранение недостатков, допущенных обу­чаемым (проверяемым), добавляется ко времени выполнения норматива, общая оценка выставляется по суммарному времени.

9. Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено грубых нарушений требова­ний правил, руководств, рекомендаций и инструкций, в том числе требо­ваний охраны труда. Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарного и аварийно­ спасательного оборудования, выполнение норматива прекращается и оце­нивается "неудовлетворительно". Обнаруженные технические неисправно­сти в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятст­вуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоро­вья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выяв­ленных неисправностях.

10. Перед выполнением нормативов по развертыванию пожарного и аварийно-спасательного оборудования обучаемые (проверяемые) выстраи­ваются у мобильного средства пожаротушения с любой стороны в сторону передних колес (направляющий против оси заднего колеса), двигатель ра­ботает на малых оборотах, пожарное и аварийно-спасательное оборудова­ние закреплено на своих местах, пожарные рукава уложены в скатках, дверцы отсеков закрыты. Перед выполнением нормативов, связанных с пуском двигателя, он должен быть предварительно прогрет (подготовлен) в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации. При установке мобильного средства пожаротушения на водоисточник зад­няя рукавная катушка (при ее наличии) при необходимости предваритель­но снимается и убирается в сторону. Всасывающий патрубок насосной ус­тановки находится на расстоянии 3 м от пожарного гидранта, крышка гид­ранта открыта, колпачок стояка закрыт.

11. Нормативы в подъеме по пожарным лестницам личный состав выполняет с помощью страхующих устройств (средств).

12. При определении оценки за выполнение норматива личным со­ставом различных возрастных групп или затрудняющих условиях необхо­димо вводить поправочные коэффициенты, значения которых умножать на исходное время, предусмотренные нормативами по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной проти­вопожарной службы. При одновременном действии нескольких затруд­няющих факторов максимальное увеличение времени на выполнение нор­матива производится последовательным умножением исходного времени на соответствующие поправочные коэффициенты.

Порядок определения оценки

Нормативы проверяются при проведении инспектирования, итоговых проверках деятельности территориальных органов МЧС России, подразделе­ний ФПС, а также на плановых и контрольных занятиях и учениях.

Если норматив выполняется несколько раз (не более трех), то оценка за выполнение нормативов определяется по последнему показанному результату.

Оценка за выполнение норматива личным составом, отделением, сме­ной, караулом определяется:

"отлично", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "отлично";

"хорошо", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "хорошо";

"удовлетворительно", если норматив выполнен правильно, в полном объеме на оценку "удовлетворительно";

"неудовлетворительно", если норматив выполнен ниже времени для по­ложительной оценки.

Индивидуальная оценка сотруднику (работнику) за выполнение не­скольких нормативов и оценка подразделению ФПС за выполнение нормати­вов в составе отделения, караула (смены) определяется по оценкам, получен­ным за выполнение каждого норматива, и считается:

"отлично", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой "отлично", а остальные - с оценкой "хорошо";

"хорошо", если более половины проверенных нормативов выполнены с оценкой не ниже "хорошо", а остальные - с оценкой "удовлетворительно";

"удовлетворительно", если не менее 70% проверенных нормативов вы­полнены с положительной оценкой, а при оценке по трем нормативам выпол­нены два, при этом один из них - с оценкой не ниже "хорошо".

Оценка за выполнение одиночных нормативов отделению, караулу (смене) выводится по индивидуальным оценкам сотрудников (работников) и определяется:

"отлично", если не менее 100% сотрудников (работников) получили по­ложительные оценки, при этом более 50% сотрудников получили оценку "от­лично";

"хорошо", если не менее 100% сотрудников (работников) получили по­ложительные оценки, при этом более 50% сотрудников получили оценку не ниже "хорошо";

"удовлетворительно", если не менее 90% сотрудников (работников) по­лучили положительные оценки.

При проверке выполнения нормативов в составе отделения, караула и индивидуальных нормативов общая оценка подразделению за выполнение нормативов определяется:

"отлично", если первая оценка "отлично", а вторая не ниже "хорошо"; "хорошо", если первая оценка "хорошо", а вторая не ниже "удовлетвори­тельно";

"удовлетворительно", если обе оценки не ниже "удовлетворительно".

Изменения, вносимые в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153

Внести в приказ МЧС России от 30.03.2011 № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 мая 2011 г., регистрационный № 20630) (далее - приказ) следующие изменения:

1. В наименовании, преамбуле и по тексту приказа, в наименовании и по тексту Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (приложение к приказу) после слов «федеральная противопожарная служба» в соответствующем падеже дополнить словами «Государственная противопожарная служба» в соответствующем падеже.

2. Сноску «<1>» к приказу после слов «ст. 116» дополнить словами «; 2011, № 26, ст. 3807; 2013, № 23, ст. 2910; 2014, № 21, ст. 2694; 2015, № 1 (часть II), ст. 262.».

3. В Наставлении по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы (приложение к приказу):

пункт 3.2. раздела 3 изложить в следующей редакции:

«3.2. Для занятий и сдачи нормативов по физической подготовке личный состав распределяется на следующие возрастные группы:

пункт 3.4. раздела 3 изложить в следующей редакции:

«3.4. Занятия и сдача нормативов по физической подготовке проводится в спортивной или форменной одежде в зависимости от темы занятий, места проведения и погодных условий.»;

абзац третий пункта 7.34. раздела 7 изложить в следующей редакции:

«Выполняется из исходного положения вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки, туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе, каждый раз из неподвижного положения в висе на прямых руках (пауза 1-2 с), без рывков и маховых движений ногами, подбородок выше уровня перекладины.»;

пункт 7.35. раздела 7 изложить в следующей редакции:

«7.35. Упражнение на полу (ковре).

Упражнение 4. Наклон туловища вперед.

Выполняется лежа на спине, руки за голову, пальцы в «замок», ноги закреплены, наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками. Упражнение выполняется в течение одной минуты, разрешается незначительное сгибание ног.

Упражнение 5. Кувырки «вперед-назад».

Кувырок вперед выполняется из положения приседа, руки поставить перед собой ладонями на ковер, подбородок прижать к груди. Оттолкнуться ногами и сделать перекат на спине вперед. В момент касания лопатками ковра согнуть ноги, колени развести и, обхватив руками голени ног, перейти в упор присев.

Кувырок назад выполняется из положения приседа, подбородок прижат к груди. Оттолкнуться руками и ногами от ковра и сделать перекат назад на спине. В момент касания лопатками ковра поставить руки за голову пальцами вперед и перейти в упор присев.

Упражнение 6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Выполняется из исходного положения упор лежа (ноги вместе, тело прямое). Согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа. Упражнение выполняется без остановки.»;

дополнить раздел 7 пунктом 7.46. следующего содержания:

«7.46. Силовое комплексное упражнение.

Выполняется в следующей последовательности (для мужчин):

отжаться на руках (до касания грудью пола) 10 раз в упоре лежа;

из упора лежа 10 раз принять положение упор присев (колени между

лечь на спину, руки на пояс, 10 раз принять положение сидя;

из полуприседа произвести 10 выпрыгиваний вверх, полностью выпрямляя ноги, руки за головой (при полуприседе бедра должны быть параллельны полу).

Повторить циклы указанных упражнений без пауз на количество раз.

Для сотрудников 5, 6 и 7 возрастных групп, указанных в пункте 3.2. раздела 3 настоящего Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, количество упражнений в одном цикле должно составлять 5 повторений.

Выполняется в следующей последовательности (для женщин):

первые 30 с из положения лежа на спине, руки вдоль корпуса, сделать максимальное количество наклонов вперед до касания носков ног руками (допускается незначительное сгибание ног при возвращении в исходное положение до касания пола лопатками), затем без паузы для отдыха следующие 30 с, повернуться в упор лежа и выполнить максимальное количество сгибаний и разгибаний рук (ноги вместе, тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).»;

пункт 8.13. раздела 8 изложить в следующей редакции:

«8.13. Челночный бег 10x10 м. Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. По команде «МАРШ» пробежать 10 м, коснуться ногой линии поворота, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.».

абзац четвертый пункта 12.3. раздела 12 изложить в следующей редакции:

««удовлетворительно» - если более половины оценок «удовлетворительно», а остальные «хорошо» или «отлично»;»;

приложение № 3 к пункту 13.4. Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы изложить в следующей редакции:

«Приложение № 3
к пункту 13.4. Наставления по
физической подготовке
личного состава федеральной
противопожарной службы
Государственной противопожарной службы

Нормативы по общефизическим упражнениям для личного состава
федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы

Оценка Возрастные группы (мужчины)
1 2 3 4 5 6 7
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10x10 м (с) удовлетворительно 26 27 28 31 34 36 39
хорошо 25 26 27 30 33 35 38
отлично 24 25 26 29 32 34 37
2. Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж (с) удовлетворительно 28 34 36 38 41 44 56
хорошо 26 28 31 35 39 41 52
отлично 24 26 28 32 36 39 47
3. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями (с) удовлетворительно 30 33 36 40 43 50 60
хорошо 28 30 34 37 40 44 56
отлично 25 27 32 35 37 40 50
Упражнения (единица измерения) Оценка Возрастные группы (мужчины)
1 2 3 4 5 6 7
Сила 1. Подтягивание (кол-во раз) удовлетворительно 12 10 9 6 4 3 2
хорошо 14 12 11 8 6 5 3
отлично 16 14 13 10 8 7 5
2. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту) удовлетворительно 50 45 40 35 30 25 20
хорошо 55 50 45 40 35 30 25
отлично 60 55 50 45 40 35 30
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) удовлетворительно 50 45 40 35 30 25 20
хорошо 55 50 45 40 35 30 25
отлично 60 55 50 45 40 35 30
4. Силовое комплексное упражнение (количество повторений) удовлетворительно 3 2 1 1 1 1 1
хорошо 4 3 2 2 2 2 2
отлично 5 4 3 3 3 3 3
Выносливость 1. Бег на 1 км (мин.с) удовлетворительно 3.40 3.50 4.10 4.30 4.40 5.40 5.50
хорошо 3.25 3.35 3.45 3.50 4.00 5.00 5.30
отлично 3.10 3.20 3.30 3.40 3.50 4.00 5.00
2. Бег (кросс) на 5 км (мин.с) удовлетворительно 24.00 25.00 26.00 31.00 33.00 37.00 40.00
хорошо 23.00 24.00 25.00 29.00 31.00 35.00 38.00
отлично 22.00 23.00 24.00 27.00 29.00 33.00 36.00
3. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с) удовлетворительно 2.05 2.30 2.35 2.55 3.10 3.55 4.10
хорошо 1.45 2.00 2.05 2.25 2.40 3.05 3.20
отлично 1.30 1.45 1.50 2.05 2.25 2.40 3.00
4. Лыжная гонка на 5 км (мин.с) удовлетворительно 24.00 26.30 27.30 31.30 33.30 36.30 39.30
хорошо 23.00 25.30 26.30 28.30 30.30 33.30 36.30
отлично 22.00 24.30 25.30 26.30 28.30 30.30 33.30
Упражнения (единица измерения) Оценка
1 2 3 4 5 6
Быстрота и ловкость
1. Челночный бег 10x10 м (с) удовлетворительно 36 38 44 52
хорошо 34 36 42 50
отлично 32 34 40 48
Сила
1. Наклон туловища вперед (кол-во раз в минуту) Упражнения (единица измерения) удовлетворительно 40 35 30 25
хорошо 45 40 35 30
отлично 50 45 40 35
Возрастные группы** (женщины)
Оценка
2. Силовое комплексное упражнение (количество повторений) удовлетворительно 26 22 18 14
хорошо 30 26 22 18
отлично 34 30 26 22
Выносливость
1. Бег на 1 км (мин.с) удовлетворительно 4.35 5.10 5.30 6.00
хорошо 4.15 4.40 4.55 5.20
отлично 4.00 4.20 4.40 5.00
2. Плавание на 100 м вольным стилем (мин.с) удовлетворительно 3.20 3.25 3.40 4.20
хорошо 2.50 3.55 3.10 3.45
отлично 2.30 2.36 2.50 3.20
3. Лыжная гонка на 5 км (мин.с)* удовлетворительно 39 41 43 45
хорошо 36 38 40 42
отлично 34 36 38 40

_____________________________

* в бесснежных районах вместо бега на лыжах сдается кросс 5 км.

** женщины 5 и 6 возрастной группы проверке по физической подготовке не подлежат».

Обзор документа

Скорректированы Наставления по физподготовке личного состава федеральной противопожарной службы.

Так, дополнительно закреплены две возрастные группы: до 25 лет; от 50 лет и старше.

Установлены варианты формы одежды при проведении занятий и сдаче нормативов по физподготовке.

Введены упражнения "Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу", "Силовое комплексное упражнение". Определен порядок их выполнения.

Приведены нормативы для оценки индивидуальной подготовленности.

Уточнены требования к оценке физической подготовки. Отметка "удовлетворительно" выставляется, если половина полученных оценок насчитывает "удовлетворительно", а остальные "хорошо" или "отлично".