Объявление в розыск обвиняемого основание и порядок. Теория всего

Органы уголовного преследования обязаны принять все предусмотренные зако­ном меры по изобличению преступника (ч. 2 ст. 21 УПК). Поэтому на следователя возлагается обязанность принятия мер как по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, так и по розыску обвиняемого или подозре­ваемого (ст. 210). Эти меры состоят в получении информации о личности предпо­лагаемого преступника или о местонахождении обвиняемого (подозреваемого). До приостановления предварительного расследования следователь или дознава­тель обязаны лично осуществлять необходимые следственные действия и иные глас­ные розыскные мероприятия (называемые первоначальными розыскными мероприя­тиями). В целях установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, проводятся следственные осмотры, контроль и запись переговоров потерпевшего и подозреваемого, допросы очевидцев, экспертизы, проверки по криминалистическим учетам, объявления в средствах массовой информации и др. В целях установления разыскиваемых лиц проводятся обыск, наложение ареста на почтово-телеграфные от­правления, адресованные связям обвиняемого; контроль и запись переговоров, до­прос соседей, сослуживцев обвиняемого и иные мероприятия (например, направле­ние запросов в различные учреждения). После приостановления расследования сле­дователь или дознаватель вправе лишь истребовать и принимать представленные пред­меты и документы, так как производство следственных действий не допускается.

В случае обнаружения разыскиваемого лица оно может быть задержано, после чего незамедлительно должно быть возобновлено производство по делу.

Следователь и дознаватель вправе дать поручение органам дознания об установ­лении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, или о розыске обви­няемого (подозреваемого). Раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также розыск лиц, скрыва­ющихся от органов дознания, следствия и суда, являются задачами оперативно-розыск­ной деятельности (ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельно­сти»). Однако поручение органу дознания не освобождает следователя и дознавателя от принятия соответствующих процессуальных мер.

Поручение об установлении лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемо­го, оформляется мотивированным постановлением (приложение 45 к ст. 476 УПК). Пору­чение о розыске дается либо в постановлении о приостановлении расследования, либо в отдельном постановлении, когда розыск объявляется еще до его приостановления.

Для эффективного розыска предварительно необходимо выявить подробные дан­ные о личности обвиняемого. Ведомственными нормативными актами предусматривается составление следователем подробной справки о личности обвиняемого (подозреваемого) с указанием: фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, описания внешности (с приведением особых примет, с приложением фотографий, дактилоскопических карт), привычек, родственных и иных связей, профессии, последнего места работы, места жи­тельства, места и даты сокрытия, мест возможного появления, отношения к воинской службе, судимостей, мест отбывания наказания, паспортных данных, хронических забо­леваний и мест их лечения и других сведений.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о возбуждении дела, о задержании, приводе, при­влечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справки о личности, пере­дается в оперативно-розыскное подразделение органа дознания.

По масштабам различают виды розыска: местный, федеральный, межгосудар­ственный, международный.

Ведомственными нормативными актами устанавливаются условия объявления органом дознания федерального розыска (как правило, по тяжким преступлениям по истечении 2-6 месяцев безрезультатного местного розыска).

Межгосударственный розыск проводится в пределах государств - участников СНГ, не подменяет международный розыск и может осуществляться параллельно с ним.

Международный розыск производится на территории государств, членов Меж­дународной организации уголовной полиции (Интерпол) через посредничество этой организации.

Объявление в международный розыск регулируется подзаконными нормативны­ми актами .

Основанием для объявления международного розыска является достоверная ин­формация о выезде разыскиваемого или его намерении выехать за пределы России, о наличии у него связей за рубежом.

Для объявления в международный розыск необходимо выполнение следующих условий:

Разыскиваемое лицо имеет статус обвиняемого;

Обвиняемый объявлен (одновременно объявляется) в федеральный розыск;

Разыскиваемый обвиняется в совершении одного или нескольких преступле­ний средней тяжести, тяжких или особо тяжких, которые не носят политический, во­енный, религиозный или расовый характер.

Международный розыск объявляется постановлением органа, осуществляющего ОРД, на основании уголовно-процессуального решения о розыске (постановления, вынесенного в соответствии со ст. 210 УПК или указания прокурора, данного по по­ручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК). Постановление об объяв­лении международного розыска выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согла­совывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего ОРД, и заве­ряется печатью. Данное постановление с необходимыми документами направляются в НЦБ Интерпола.

Объявление обвиняемого в международный розыск дает основания избрать в его отношении меру пресечения в виде заключения под стражу «заочно», т. е. в отсутствие обвиняемого (ч. 5 ст. 108 УПК). Если судья откажет в избрании данной меры пресече­ния, то это постановление об объявлении в международный розыск аннулируется и в дальнейшем возможно лишь проведение проверки по учетам Интерпола.

Одновременно с вынесением постановления об объявлении обвиняемого, осуж­денного в международный розыск органом, вынесшим соответствующее постановле­ние, в Департамент пограничного контроля ФСБ России направляется запрос о по­становке разыскиваемых лиц на контроль в пунктах пропуска через Государственную границу России.

Еще по теме 2. Розыск обвиняемого или подозреваемого и меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого:

  1. 3. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества
  2. 3. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого
  3. § 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО
  4. 2.Основания и условия привлечения в качестве обвиняемого
  5. § 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОМУ И ОБВИНЯЕМОМУ ПРАВА НА ЗАЩИТУ
  6. О ПРИНЦИПАХ ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМОМУ, ОБВИНЯЕМОМУ ПРАВА НА ЗАЩИТУ В СОСТЯЗАТЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
  7. §4. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО, ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ
  8. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого (ст. 143- 154 УПК)
  9. § 2. ПРАВО ОБВИНЯЕМОГО НА РАССМОТРЕНИЕ ЕГО ДЕЛА СУДОМ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации -

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОФ ФЕДЕРАЦИИ

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра уголовного процесса

Процессуальные и организационные вопросы объявления следователем розыска скрывшихся обвиняемых (подозреваемых)

Фондовая лекция

Время лекционного занятия 2 часа

Специальность 030501.65 Юриспруденция

Формы обучения очная, заочная

Разработанная фондовая лекция по дисциплине «Предварительное следствие в ОВД» обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса «27» марта 2012 г., протокол №.16

А.В. Павлов ‑ кандидат юридических наук.

Введение

    Профилактическая деятельность следователя по предупреждению уклонения подозреваемых (обвиняемых) от органов предварительного расследования и нормативные основы розыска………………………………………………5

    Этапы розыска подозреваемого (обвиняемого)…………………………………..8

    выяснение причин отсутствия обвиняемого;

    порядок объявления в розыск;

    законность и обоснованность вынесения постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и приостановлении предварительного расследования;

    система средств розыска подозреваемых (обвиняемых);

    деятельность следователя после приостановления предварительного расследования;

    фиксация хода и результатов розыскных действий;

    международный розыск.

    Действия следователя и органа дознания при обнаружении подозреваемого (обвиняемого), находящегося в розыске…………………………………………28

    обеспечение судебной процедуры заключения под стражу обнаруженного обвиняемого и его этапирование к месту расследования.

    особенности процессуальной формы задержания обвиняемого, находящегося в розыске.

Список использованных источников

Введение

Одной из важных задач, решаемых на стадии предварительного расследования, является обеспечение участия в уголовно-процессуальных отношениях подозреваемого (обвиняемого). При расследовании преступления может быть собрано достаточно доказательств для привлечения лица к уголовной ответственности, но, если оно скрывается от следствия или суда, этот процесс прерывается и фактически преступление остается не расследованным, а виновные не несут должного наказания.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК) предусматривает возможность принятия решения о розыске обвиняемого, если он скрылся, либо место его нахождения не установлено по иным причинам, как во время проведения предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (ч. 2 ст. 210 УПК РФ).

До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого, и принимает меры по его розыску либо установлению лица, совершившего преступление.

После приостановления предварительного расследования процессуальный характер деятельности следователя изменяется, он уже не имеет права производить следственные действия. В результате многие следователи четко не представляют себе, каким образом можно выполнить требование закона по осуществлению розыска подозреваемых (обвиняемых) в рамках приостановленного предварительного расследования. Именно этим, на наш взгляд, объясняется распространенная практика, когда розыск скрывшегося подозреваемого (обвиняемого) возлагается исключительно на органы дознания.

К проблемам эффективной розыскной деятельности следователя следует добавить отсутствие четких правовых предписаний по поводу ограничения свободы разысканного подозреваемого (обвиняемого) и последующего его этапирования к месту расследования. С введением запрета на заочный арест проблемы, связанные с ограничением свободы обнаруженных обвиняемых, резко обострились. Только при объявлении обвиняемого в международный розыск разрешено заочное избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 5 ст. 108 УПК РФ). Для урегулирования сложившейся ситуации законодатель допустил задержание обвиняемого на срок до 48 часов, в порядке, установленном главой 12 УПК РФ (ч. 3 ст. 210) 1 . С реализацией задержания в отношении подозреваемого (обвиняемого), находящегося в розыске в правоприменительной практике возникают определенные сложности.

Вопрос № 1. Профилактическая деятельность следователя по предупреждению уклонения подозреваемых (обвиняемых) от органов предварительного расследования и нормативные основы розыска

Профилактическая деятельность следователя по предупреждению уклонения от органов предварительного расследования

Одной из задач предварительного расследования, решаемых следователем, является обеспечение участия в уголовно-процессуальных отношениях подозреваемого (обвиняемого). Следователь в ходе производства по уголовному делу должен предвидеть возможность умышленного уклонения преследуемых лиц от органов предварительного расследования. Легче предупредить уклонение обвиняемого от следствия, чем впоследствии проводить его розыск. Поэтому вопросы предупреждения уклонения, а впоследствии и розыска скрывающегося обвиняемого имеют актуальный характер.

Следователь при производстве по уголовному делу должен выполнять мероприятия направленные на предупреждение уклонения подозреваемых, обвиняемых от следствия. Одной из эффективных мер в этом отношении является правильное и своевременное избрание меры пресечения в отношении подозреваемого(обвиняемого). Не достаточное изучение личности, является одной из основных причин применения неадекватной меры пресечения и как результат уклонение обвиняемого от органов предварительного расследования.

При избрании (подозреваемому) обвиняемому меры пресечения, не связанной с заключением под стражу, следователь в целях предупреждения его уклонения от следствия осуществляет следующие меры:

Информирует начальника ОВД о таком (подозреваемом) обвиняемом и поручает принять меры, предупреждающие уклонение. Они осуществляются силами участковых уполномоченных полиции по месту проживания подозреваемого (обвиняемого). Так, в соответствии с п. 18.3. Приказа МВД РФ от 17.01.2006 № 19 (ред. от 25.12.2010) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» сотрудники следственных подразделений в трехдневный срок письменно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

Обеспечивает проведение дактилоскопирования, фотографирования, описания по правилам словесного портрета и изъятия образцов почерка обвиняемого. Дактокарта и иные документы хранятся при уголовном деле, при объявлении обвиняемого в розыск передаются в розыскное подразделение.

Направляет сторожевой листок в адресное бюро по месту регистрации обвиняемого;

С целью исключения призыва в Вооруженные силы РФ направляется уведомление в военный комиссариат.

Следователь при водворении в ИВС задержанного или арестованного, в отношении которого имеются сведения о намерении совершить побег из-под стражи, информирует об этом дежурного по ОВД. Подобные данные фиксируются в книге учета задержанных по ст. 91 УПК РФ и на копии протокола задержания.

Кроме того, следователь на протяжении всего предварительного расследования осуществляет сбор информации о личности подозреваемого (обвиняемого), с целью выяснения его намерения уклониться от органов предварительного следствия это позволяет своевременно изменить меру пресечения, и создать условия для успешного розыска в случае уклонения обвиняемого.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов. В целях установления их местонахождения и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол. Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, котрому поручается розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Мурат Варитлов

Начальник Отдела МВД России по Зольскому району

подполковник полиции

Деятельность по розыску подозреваемых (обвиняемых) носит технологический характер и состоит из отдельных этапов. Между данными этапами существуют тесные связи, результаты одного этапа влияют на успешную организацию последующей фазы розыскной работы. Предлагаемый комплекс действий следователя будет способствовать успешному розыску подозреваемых (обвиняемых), а также правильному выбору мер по их обнаружению. В процессе осуществления розыска подозреваемого (обвиняемого) в зависимости от решаемых задач и круга средств можно выделить следующие этапы:

1 этап - начинается с момента неявки подозреваемого (обвиняемого) к следователю и продолжается до принятия решения об объявлении розыска.

2 этап - начинается с момента вынесения постановления об объявлении розыска и заканчивается вынесением постановления о приостановлении предварительного расследования.

3 этап - начинается с момента приостановления производства по делу, характеризуется сужением круга средств розыска, поскольку закон запрещает производство следственных действий по приостановленному делу (ч. 3 ст. 209 УПК РФ).

Первый этап . Следователь проводит мероприятия, направленные на установление причин отсутствия подозреваемого (обвиняемого). С этой целью следователь:

1) Удостоверяется в том, что вызов обвиняемого был осуществлен в соответствии с УПК РФ (обвиняемый своевременно получил повестку, СМС-сообщение). На этом этапе необходимо обосновать факт вызова обвиняемого и его неявки по неуважительным причинам.

2) Направляет в орган дознания постановление о производстве принудительного доставления подозреваемого (обвиняемого) порядке, предусмотренном ст. 113 УПК РФ. Соответственно, к материалам уголовного дела следует приобщить корешки повесток, постановления о приводах, свидетельствующих об уклонении от явки обвиняемого в ОВД; рапорта сотрудников о невозможности реализовать постановление о приводе.

3) В порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ направляет поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения подозреваемого (обвиняемого). Справки и рапорта, сотрудников органа дознания о результатах проделанной работы приобщаются к материалам уголовного дела.

4) Проверяет место жительства (место регистрации и фактического проживания) и работы подозреваемого (обвиняемого). С этой целью допрашивает родственников, с которыми проживает подозреваемый (обвиняемый), при необходимости допрашивает и иных родственников. Востребованным является допрос соседей по месту проживания подозреваемого (обвиняемого) (не менее 2-х). Также уместно допросить знакомых подозреваемого (обвиняемого). Важную информацию, позволяющую установить причины отсутствия подозреваемого (обвиняемого), а также его местонахождения можно получить из показаний сослуживцев. Проведение этой работы можно поручить органу дознания. Однако целесообразнее, следователю, выехать на место и самому выполнить все необходимые процессуальные действия.

В необходимых случаях следователь производит и другие следственные действия:

· Обыск по месту жительства подозреваемого (обвиняемого). Обыск может быть произведен как следователем лично, так и поручен сотрудникам органа дознания. Данное следственное действие в зависимости от ситуации может быть произведено неоднократно. Считаем сомнительной складывающуюся практику, согласно которой следователь получает судебное решение на производство обыска, которое направляет органу, осуществляющему розыск, который в свою очередь проводит данное следствие лишь при получении сведений о нахождении обвиняемого по его месту жительства. Учитывая, что следователь обращается в суд с ходатайством о проведении обыска при существовании конкретных оснований (сведений, указывающих на необходимость данного следственного действия), то законность решения об отложении обыска на продолжительное время ставиться под сомнение. В том же случае, когда информация о нахождении разыскиваемого лица по месту его жительства поступает внезапно, возможно проведение обыска, на основании постановления следователя в случаях, не терпящих отлагательства;

· Контроль и запись переговоров;

· Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка;

· Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

5) проверяет подозреваемого (обвиняемого) по имеющимся учетам:

При наличии судимости у подозреваемого (обвиняемого) истребует дактокарты по месту отбывания наказания, фотографии и характеризующие материалы, приобщает справку о судимости;

Истребует копию формы № 1; копию удостоверения пенсионного страхования.

6) проверяет лечебные учреждения, морги, места содержания под стражей, изоляторы временного содержания, военные комиссариаты.

После проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий можно прогнозировать возникновение трех ситуаций, правильное разрешение которых позволяет установить местонахождение разыскиваемых лиц:

1. Подозреваемый (обвиняемый) скрывается;

2. Подозреваемый (обвиняемый) уклоняется. Он проживает по месту жительства, однако по вызовам следователя не является;

3. Местонахождение подозреваемого (обвиняемого) не установлено по иным причинам.

При возникновении второй ситуации следует принять меры к его принудительному доставлению (ст. 113 УПК РФ), с этой целью направляется поручение органу дознания. Первая и третья ситуации обязывает следователя объявить подозреваемого (обвиняемого) в розыск.

Второй этап. Оценив собранные по делу доказательства, при наличии фактических данных о том, что подозреваемый (обвиняемый) скрывается или его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска подозреваемого (обвиняемого). Об объявлении розыска до приостановления производства по делу выносится отдельное постановление. Если вопрос об объявлении розыска решается одновременно с приостановлением производства по делу, это оформляется единым постановлением.

В правоприменительной практике бытует мнение о потребности вынесения отдельных постановлений (об объявлении розыска и приостановления предварительного расследования) во всех случаях. Данный подход аргументируется тем, что в случае возможной отмены (прокурором, руководителем следственного органа) решения о приостановлении предварительного расследования при признании его незаконным или необоснованным отменяется и розыск подозреваемого (обвиняемого). Однако, обоснованность данного подхода нами ставиться под сомнение. В резолютивной части постановления о приостановлении предварительного расследования и объявлении розыска обозначаются два решения: о приостановлении расследования и объявлении розыска, т.е. постановление одно, а решений в нем принято два. Соответственно в случае отмены решения о приостановлении предварительного расследовании, решение о производстве розыска не отменяется.

Один экземпляр постановления о розыске приобщается к материалам уголовного дела, а второй направляется в орган дознания. Это постановление является правовым основанием для организации и осуществления розыска обвиняемого.

В постановлении должны быть указаны: сущность подозрения (обвинения); свидетельства того, что подозреваемый, обвиняемый скрылся или что место его нахождения не установлено; мера пресечения (если она избрана), которая подлежит применению в отношении обвиняемого в случае его обнаружения.

Постановление о розыске вынесенное следователем, служит основанием для заведения розыскного дела органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. К постановлению о розыске следователь должен приобщить пакет документов, перечень которых содержится в ведомственном нормативном акте, а именно:

1) копия постановления о возбуждении уголовного дела;

2) копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого;

3) в случае если розыск объявлен в отношении подозреваемого, в орган дознания направляется документ, ставящий лицо в процессуальный статус подозреваемого (копия постановления о возбуждении уголовного дела, протокола задержания, постановления об избрании меры пресечения до предъявления обвинения).

4) копия постановления об избрании меры пресечения;

5) постановление о приостановлении расследования (в случае, если предварительное расследование приостановлено);

6) поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий;

7) справка о личности;

8) копия формы № 1 либо ксерокопия паспорта;

9) справка о проверке моргов, лечебных учреждений, ИВС, СИЗО;

10) справка о судимости;

11) справка адресного бюро;

12) справка следователя о проделанной работе.

Постановление об объявлении в розыск с приложением необходимых документов не позднее 3 дней следователь передает через канцелярию в розыскное подразделение. Данные материалы следует передавать с препроводительным письмом, копия которого приобщается к материалам уголовного дела.

Третий этап. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в случае, если подозреваемый (обвиняемый) скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам предварительное расследование приостанавливается. По сути, в данном пункте предусмотрены два самостоятельных основания приостановления предварительного расследования:

Первое – подозреваемый, обвиняемый скрылся от следствия;

Второе – местонахождение подозреваемого, обвиняемого не известно по иным причинам.

Эти основания следует отличать. Такое разграничение необходимо потому, что в зависимости от причин неизвестности местопребывания подозреваемого (обвиняемого) возникают те или иные юридические последствия:

Если (подозреваемый) обвиняемый скрылся от органов предварительного расследования то, течение срока давности, согласно ч. 3 ст. 78 УК РФ, приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица;

Если же местонахождение подозреваемого (обвиняемого) неизвестно по иным причинам и не связано с его умышленным уклонением от следствия, то течение срока давности не приостанавливается и при его окончании уголовное дело подлежит прекращению.

Поэтому выяснение причины неизвестности местопребывания обвиняемого имеет большое значение. Обстоятельства, характеризующие причину неизвестности местопребывания, должны быть подтверждены доказательствами, особенно когда подозреваемый (обвиняемый) скрывается от следствия и суда.

Может возникнуть спорная ситуация связанная с разграничением данных оснований: скрывается или местонахождение не установлено по иным причинам. Под скрывающимся от следствия признается то лицо, которое, сознавая возможность привлечения к уголовной ответственности, умышленно принимает меры, затрудняющие обнаружение его местонахождения органами предварительного расследования (например, проживает под чужой фамилией; без регистрации по месту жительства или пребывания; переезжает с места на место). При этом в материалах уголовного дела должны быть доказательства, подтверждающие активные действия по уклонению. Сам по себе факт нахождения подозреваемого (обвиняемого) в розыске, без соответствующих сведений в материалах уголовного дела о том, что он скрывается от органов предварительного расследования, не является основанием приостановления истечения сроков давности. В судебной практике известны случаи, когда в отношении обвиняемого, находящегося в розыске в связи с его уклонением от органов расследования судьей принималось решение о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности, в связи с тем, что в материалах уголовного дела отсутствовали данные, указывающие на то, что обвиняемый скрывался.

Предварительное расследование приостанавливается ввиду неизвестности местонахождения подозреваемого (обвиняемого) в тех случаях, когда следствие не располагает данными о его месте жительства, либо его изменении, что не связано с его умышленными действиями по уклонению от следствия. К обстоятельствам, препятствующим установлению места нахождения подследственного и не связанного с его умышленным уклонением от уголовной ответственности, относятся: смерть вследствие старости, длительной болезни, скоропостижная смерть, самоубийство или несчастный случай со смертельным исходом, а также случаи, когда человек жив, но в силу болезненного состояния лишен возможности сообщить о себе какие-либо сведения, а документы, удостоверяющие личность отсутствуют.

В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие подозреваемого (обвиняемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается.

Важным является вопрос о законности и обоснованности приостановления предварительного расследования в связи с розыском подозреваемого (обвиняемого). Для принятия решения о приостановлении предварительного расследования кроме оснований требуются условия. К ним относятся:

1) Доказанность по делу события преступления. Если не доказано событие преступления, следует продлевать срок предварительного расследования, в случае отсутствия события дело подлежит прекращению.

2) Обязательность производства всех следственных действий по делу , производство которых возможно в отсутствии подозреваемого (обвиняемого), для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Это требование закона позволяет исключить случаи утраты доказательств, (в связи с отъездом или смертью свидетелей или потерпевших, уничтожением и порчей вещественных доказательств) другие невосполнимые пробелы в расследовании. Не всегда решения следователей о приостановлении уголовных дел в связи с розыском подозреваемых (обвиняемых) законны. В правоприменительной деятельности встречаются факты невыполнения требования ч. 5 ст. 208 УПК о производстве всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого (обвиняемого). К материалам дела в этих случаях не приобщаются ответы на запросы из медицинских учреждений, моргов, кредитных учреждений, компаний сотовой связи, не допрашиваются все установленные по делу свидетели, не проводятся экспертизы, поручения остаются без надлежащего исполнения. Поэтому во всех случаях до приостановления предварительного расследования должны быть допрошены свидетели, установлен характер и размер причиненного ущерба, произведены обыски, выемки, освидетельствования, экспертизы и другие процессуальные действия.

3) Вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого, либо постановка в статус подозреваемого. В розыск могут быть объявлены лица, наделенные соответствующим статусом подозреваемого или обвиняемого. Однако, в правоприменительной практике встречаются случаи необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых (обвиняемых). В случае если лицо скрылось после совершения им преступления до постановки его в статус обвиняемого, следователь, получив достаточные доказательства, дающие основания для обвинения лица в совершении преступления, выносит постановление о его привлечении в качестве обвиняемого, и затем вправе объявить его розыск. Согласно ст. 47 УПК РФ, обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт. Соответственно, лицо приобретает статус обвиняемого не с момента предъявления обвинения, а именно вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

В тех случаях, когда следователь располагает данными, достаточными лишь для постановки в статус подозреваемого, ситуация складывается по иному. Подозреваемым, согласно ст. 46 УПК РФ является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ, либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ, либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ. Анализ указанных положений закона свидетельствует о невозможности наделения статусом подозреваемого в отсутствии преследуемого лица (к примеру, по причине неустановления его местонахождения), а значит исключается возможность объявления его розыска. За исключением постановки в статус подозреваемого посредством возбуждения уголовного дела в отношении лица. В случае принятия данного решения лицо приобретает статус подозреваемого, а следователь право объявить его в розыск. В иных ситуациях следователь обязан продолжить собирать доказательства о виновности лица, и одновременно устанавливать местонахождение лица, не объявляя при этом его розыск. В частности, следует направить поручение органу дознания. При получении в процессе расследования достаточных доказательств, указывающих на виновность лица, следователь выносит постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, после чего вправе объявить обвиняемого в розыск.

В правоприменительной практике известны случаи постановки в статус обвиняемого в отсутствии на то достаточных доказательств, с тем чтобы объявить его в розыск. Мотивы таких незаконных решений могут быть обусловлены разными причинами. К примеру, следователь не смог сформировать должный объем доказательственной базы, и дальнейшее его восполнение возможно с непосредственным участием преследуемого лица. Вне рамок розыска установить местонахождение такого лица не всегда представляется возможным. Данное обстоятельство может с подвигнуть следователя на принятие неправомерного решения. Вместе с тем, каковы бы не были мотивы такого решения его следует признать незаконным и следует отменить.

Не основанной на законе следует признать практику составления после доставления к следователю разысканного обвиняемого нового постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Нет необходимости данное постановление выносить дважды: первое – на момент объявления в розыск, и второе - после доставления обвиняемого к следователю. Так, в соответствии с ч. 6 ст. 172 УПК РФ в случае неявки обвиняемого или его защитника в назначенный следователем срок, а также в случае, когда место нахождения обвиняемого не установлено, обвинение предъявляется в день фактической явки обвиняемого или в день его привода . Вместе с тем в случае изменения обвинительного тезиса, следует выносить новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

4) Истечение сроков предварительного расследования. До истечения срока предварительное расследование его приостановление запрещено законом. При необходимости дальнейшего производства по уголовному делу (свыше предусмотренного законом срока), следует решить вопрос о продлении срока предварительного следствия. Соответственно после продления срока расследования его приостановление правомерно лишь по его истечению.

5) Принятие следователем всех мер по обнаружению местопребывания подозреваемого (обвиняемого). Здесь можно прогнозировать ситуации, когда следователь принимает решение о приостановлении предварительного расследования, считая, что им приняты все необходимые меры по обнаружению подозреваемого (обвиняемого), вместе с тем, руководитель следственного органа может с ним не согласиться и отменить это решение как незаконное, предоставив письменные указания о производстве дополнительных процессуальных действиях. В настоящее время и прокурор вправе отменить незаконное и необоснованное решение о приостановлении предварительного расследования. Предварительное расследование должно производиться до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности установления местонахождения подозреваемого (обвиняемого).

6) Объявление розыска подозреваемого (обвиняемого). Приостановление предварительного расследования без объявления розыска подозреваемого (обвиняемого) не допускается.

После приостановления расследования по уголовному делу и объявления в розыск, следователь направляет уголовное дело в вышестоящий следственный аппарат (организационно-зональный отдел следственного управления при УВД по субъекту РФ) одновременно с направлением в ИЦ учетного документа о принятом процессуальном решении. Поступившие уголовные дела, приостановленные в связи с розыском, изучаются следователями отдела зонального контроля, при этом обращается внимание на:

Своевременность, полноту принимаемых мер по сбору доказательств, своевременность и правильность избрания вида меры пресечения;

Принятие предупредительных мер следователем в отношении обвиняемых, к которым применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы. В каждом случае приостановления предварительного расследования.

При согласии с принятым решением, уголовное дело возвращается в подразделение не позднее 10 суток с момента получения. В случае неполноты расследования, обнаружения нарушений закона в сопроводительном письме излагаются рекомендации о мерах по устранению недостатков.

Копия постановления о приостановлении предварительного расследования направляется к прокурору. При необходимости прокурор вправе истребовать материалы уголовного дела. При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ генеральный прокурор требует применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета. Он же требует не реже одного раза в полугодие проводить анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования.В ходе осуществления надзорной деятельности прокуроры выявляют и факты необоснованного объявления в розыск лиц, не обладающих статусом подозреваемых, либо обвиняемых в результате нарушений закона, допущенных органами предварительного расследования.