О творчестве Ф. И. Тютчева. Биография тютчева


Фёдор Иванович Тютчев появился на свет в поместье Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, а юношеские лета - в Москве.

Его домашним учителем был поэт Семён Раич, который познакомил ученика с творениями литераторов всего мира и одобрявший его первые опыты на литературном поприще. Фёдор изучал поэзию Древнего Рима, латынь и в двенадцатилетнем возрасте успешно переводил оды Горация.

Самым первым произведением Тютчева, вышедшим в свет, стала публикация 1819 года переложения оды «Послание к Меценату». Вскоре Фёдор Иванович поступил в Московский университет на словесное отделение и принял участие в его литературной жизни. По окончании университета в 1821 году, Тютчев получил степень кандидата словесных наук, а в 1822 году стал служить в Коллегии иностранных дел. Затем его назначили чиновником в Мюнхене, и в течение 22 лет поэт посещал Родину лишь наездами.

В это время его связь с литературной жизнью в России надолго прерывается.

Мюнхен во время службы в нём Тютчева мог носить статус культурного и политического центра страны. Этот город приводил в восторг, способствовал расширению знаний в области истории, философских наук, иностранных языков. Круг знакомых Тютчева составляют знаменитый философ и идеалист Фридрих Шеллинг, немецкий поэт и критик Генрих Гейне. Поэт переводит стихи Иоганна Гёте, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира.

Известность пришла к Фёдору Ивановичу Тютчеву вместе с опубликованием 24 произведений, написанных в Германии, в журнале Александра Сергеевича Пушкина «Современник».

В 1826 году Фёдор Иванович связал свою судьбу с Элеонорой Петерсон, которая была вдовой русского дипломата.

Брак был заключён по лютеранскому обычаю, а не по-православному, так как подобный ритуал венчания дипломатического чиновника за границей требовал продолжительных хлопот. Обвенчались они в 1829 году в греческой православной церкви. Вскоре Элеонора Фёдоровна, у которой уже было четверо детей, родила Тютчеву трёх дочерей.

1833 год даёт начало роману Тютчева с красивой женщиной Эрнестиной Дернберг. Чтобы избежать скандала и различных слухов, поэт переводится секретарём в Турине. Тут он и пережил смерть жены. За одну ночь поэт поседел. Горькие воспоминания об Элеоноре Тютчевой отразились в его произведениях.

Горечь жизненных обстоятельств не погасила пылкие чувства Фёдора Ивановича к Эрнестине Дернберг. В 1839 году, забрав ключи от русского посольства, Тютчев поехал в Швейцарию, дабы обвенчаться с возлюбленной. Служебный проступок не мог позволить дипломатической службе Фёдора Ивановича продолжаться. Подав в отставку, он стал жить в Мюнхене. На протяжении ещё пяти лет, Тютчев не имел никакого официального положения и упорно искал возможность возвращения на службу.

Осенью 1844 года Фёдор Иванович вместе со своей семьёй возвращается на Родину. С 1858 года являлся председателем комитета цензуры, где разными способами стремился умалить гнёт цензуры.

Возвратясь в Россию, Тютчев испытывает новый творческий взлёт. В 1849-1852 годах он создаёт множество стихотворений.

Поэзия Тютчева насчитывает более 400 стихов. Тема природы – одна их самых распространённых в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость природы показаны в таких стихотворениях Тютчева, как «Осень», «Весенние воды» и многих других.

Любовь также является важной тематикой лирики Тютчева. Чувственность, нежность, страсть, напряжённость проявляются в его стихах. Любовь представлена поэтом в стихах из «денисьевского» цикла.

1850 год ознаменовался знакомством поэта с воспитательницей Смольного института Еленой Александровной Денисьевой. Этот открытый четырнадцатилетний роман вызвал сильную общественную травлю. Основной груз осуждения выпал на долю впечатлительной женщины. Денисьева умерла, не сумев справиться с предназначенными ей тяжёлыми испытаниями. Она оставила Фёдору Ивановичу троих детей.

1865 году поэту выпало смириться с утратой двоих детей и матери. Позже Тютчеву доводится пережить череду смертей любимых людей. Он похоронил сына и дочь, своего единственного брата.

Беды сломили поэта, здоровье ухудшилось, а 15 июня 1873 года Фёдор Иванович умер в Царском селе. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Эти строки принадлежат замечательному русскому поэту Федору Ивановичу Тютчеву, который сам относился к своему литературному творчеству весьма небрежно и не считал себя поэтом.

Краткая биография

Родился он 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, которое принадлежало богатой стародворянской семье. По традиции своего времени начальное образование он получил дома. Ему очень повезло – его наставником был молодой, но хорошо образованный С.И. Раич, начинающий поэт и переводчик. Раич поощрял своего молодого воспитанника в искусстве стихосложения и помог освоить латынь. Благодаря этому, тринадцатилетний Федор делал замечательные переводы Горация и увлекался написанием стихов в подражании классикам античности. Его успехи были настолько блестящи, что в пятнадцать лет он становится членом Общества любителей русской словесности. Все стихи поэт писал исключительно на русском языке, хотя свободно владел несколькими иностранными.

В 1821 году он блестяще заканчивает Московский университет, поступает на службу в Коллегию иностранных дел и на 22 года покидает родину. Находясь на дипломатической службе, он живет в Германии и Италии, изредка навещая Россию. Тютчев всегда ощущал духовную связь с родиной и отсюда его определение России, которое мы с гордостью произносим и сейчас:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Еще во время учебы Федор Иванович увлекся философией. Особенно близка ему была философская теория француза Паскаля, математика и философа. Одновременно философский и нравственный вопрос, что есть человек в бесконечности, глубоко взволновал его и не оставлял до конца жизни. Поэтому его поэтическое творчество всегда отражает не только душу, но и разум. Не смотря на легкость строк, стихи поэта глубоко проникают в сознание и остаются там, глубоко затрагивая самые сокровенные чувства.

Поэтическое творчество Тютчева

Окончательно поэтический слог сложился у Тютчева к 30-м годам 19 века. К этому времени он уже написал прекрасные лирические стихи "Бессонница”, "Весенние воды”, "Летний вечер”, "Видение”, "Осенний вечер”. К попадает тетрадь его стихов, от которых Александр Сергеевич приходит в восторг и печатает несколько в журнале "Современник”. Это делает имя Тютчева известным для широкой публики и приносит славу как поэту. Умение передать единение души человека с душой природы проявились в таких замечательных строках:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Но все чаще поэт обращается к любовной лирике, хотя грустные и даже трагические мотивы преобладают в его стихах о самых возвышенных человеческих чувствах. Печаль звучит в стихах поэта, потерявшего жену Элеонору, любимого и близкого человека. Трагизм и боль рвутся из души и изливаются поэтическими строками из-за невозможности быть рядом с любимой женщиной. Большая и настоящая любовь Тютчева к Елене Денисьевой, закончившаяся трагедией, оставила читателям изумительные по силе чувств и откровенные в своей искренности стихи.

Всё отнял у меня казнящий бог:

Здоровье, силу воли, воздух, сон,

Одну тебя при мне оставил он,

Чтоб я ему еще молиться мог.

Тютчев и современность

Изумительно точный в передаче чувств стиль стихосложения и удивительно лаконичный слог передают бесчисленное множество оттенков самых разнообразных чувств – к природе, к женщине, к Родине. Поразительно современный поэт! Почему же так редко стали включать стихи Тютчева в хрестоматии для чтения? Почему мы вообще перестаем читать стихи таких поэтов как Тютчев? Очевидно, боимся, или не хотим обнажить нерв души своей….

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать...

Умер Федор Иванович в 1873 году в Царском селе.

им. В.Г.Белинского

Контрольная работа

по истории отечественной литературы

на тему «Творчество Ф.И. Тютчева»

Выполнила: студентка 1 курса

заочного отделения

Пензенского государственного

педагогического университета

им. В.Г.Белинского

факультета начального

и специального образования

Кадеркаева Светлана Владимировна

Преподаватель: Подина Лариса Вячеславовна

Проверила:

План

1.Вступление.
2.Краткие биографические данные. Творческий путь великого поэта.
3. Основные мотивы лирики Тютчева:

1)философская лирика;

2)пейзажная лирика;

3)любовная лирика.

4.Заключение

В «многоводном» потоке русской литературы IX века, щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит моему любимому поэту серебряного века Фёдору Ивановичу Тютчеву. Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу «сына роскоши»:

…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

Изгнать из родины семейство безотрадно!…

Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из Германии».

Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета цензуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

Однако среди всех своих современников - от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого - он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

Ф.И.Тютчев – весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом – лириком России.

Среди ведущих тем лирики Ф.И.Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.

Философская лирика поэта на первый взгляд созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии, с другой стороны его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью.

Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложности, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. По своим философским взглядам поэт был «пантеистом», то есть высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

Любимое время суток Тютчева – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Жизнь человеческая сопоставляется у Тютчева со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость... Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник».

Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, - писал Тютчев, - то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение.

Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью, участь человеческая, поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» «в бездну роковую».Из всего боренья стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных;

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них…

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. «Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!»

Перелистывая сборник стихов Тютчева, я всегда задерживаю свой взгляд на стихотворениях и природе. Почему? Может быть, это потому, что в детстве впервые услышав первые стихи Тютчева, они до сих пор волнуют душу, наполняют ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, может быть, потому, что стихи о природе мне более понятны. Я наизусть помню и сейчас:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром.

Как ба резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Есть в осени первоначальной

Прекрасная, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «Ночь хмурая, как зверь жестокий глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворенна, мыслит чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, но и чувствуем, как луч прикасается к нам. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Далеко не все предметно-живое трогает поэта. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах»начало читается как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Лишь высших гор до половины

Своеобразной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его имя попросту не замечали или же считали его по-этом «для избранных». А между тем среди этих «избранных» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский, Добролюбов. Уже один перечень имен таких ценителей, столь различных по своим лите-ратурно-эстетическим взглядам, указывает на то, что поэзии Тютчева суждено было большое будущее.

Когда-то Тургенев уверял, что «о Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит прежде всего от причин глубо-ко субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя. Невозможно требовать от одного и того же читателя, чтобы он одинаково «чув-ствовал» Тютчева и, скажем, Некрасова - по-этов очень несхожих между собою (что не по-мешало именно Некрасову «открыть» в 1850 году Тютчева). Бесспорно, однако, что тот, кто одновременно находит отзвук своим мыс-лям и чувствам в поэзии Тютчева и Некрасо-ва, проявляет большую поэтическую чут-кость, чем тот, кто признает одного и отвер-гает другого.

Некогда Фет относил Тютчева к «величай-шим лирикам на Земле». В ту пору это сужде-ние могло казаться и преувеличенным и вы-зывающим. Но прошли годы... И теперь уже имя Тютчева среди «величайших лириков ми-ра» утверждено незыблемо. Об этом свиде-тельствует и растущий из года в год интерес к нему у нас, на Родине поэта, и усилившийся интерес к нему за рубежом.

Первое стихотворение Тютчева было напе-чатано в 1819 году, когда автору еще не ис-полнилось 16 лет. Со второй половины 1820-х годов наступает расцвет его творчес-кого таланта. Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Тютчева. И не только поэтической, но и философской, ибо наряду с Баратын-ским Тютчев - крупнейший представитель русской философской лирики. Романтизм как литературное направление развивался в эстетической атмосфере, насыщенной идеа-листическими философскими представлени-ями. Многие из них были восприняты Тютче-вым, но это не значит, что его лирика превра-тилась в стихотворное изложение некой - чужой или своей - философской системы. Стихи Тютчева - это прежде всего самое полное выражение внутренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облекалось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философско-го обобщения.

Тютчева принято называть «певцом приро-ды». Автор «Весенней природы» и «Весеннихвод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, вос-певающих картины и явления природы, нет бездумного любования. Природа у поэта - это всегда размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия. Идея тождества природы и человека проходит через всю лирику Тютчева, опреде-ляя некоторые основные ее особенности. Для него природа — такое же одушевленное, «разумное существо», как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Обычно природа изображается поэтом че-рез глубоко эмоциональное восприятие чело-века, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить «бла-годать» «земного самозабвения». Но Тютчеву были ведомы и минуты мучительного созна-ния, что между природой и человеком сущест-вует и трагическое различие. Природа вечна, неизменна. Не таков человек — «царь зем-ли» и в тоже время «мыслящий тростник», бы-стро вянущий «злак земной». Человек прихо-дит и уходит, природа остается...

Гармония обнаруживается поэтом в при-роде даже в «стихийных спорах». Вслед за бурями и грозами неизменно наступает «ус-покоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее многообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опусто-шенность.

Философская подоснова не делает тютчев-скую лирику природы абстрактной. Еще Не-красов восхищался умением поэта воссоз-давать «пластически верное» изображение внешнего мира. Пользуется ли Тютчев всеми красками своей поэтической палитры, при-бегает ли к словесным полутонам и оттен-кам, он всегда вызывает в нашем представ-лении точные, зримые и верные действи-тельности образы.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат не только стихи о природе, но и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных переживаний. Мень-ше всего в них чисто биографического, хотя нам почти всегда известны имена вдохнови-тельниц поэта.

Так, мы знаем, что на заре своей молодос-ти Тютчев любил «младую фею» Амалию Лерхенфельд (в замужестве баронессу Крюденер). Впоследствии, после многолетней раз-луки, он вновь встретился с ней, когда ему было уже шестьдесят семь лет, а ей шесть-десят два года. Неожиданная встреча заста-вила поэта на мгновение с прежней силой пережить дремавшее в его душе чувство, и воспоминанием об этом явилось стихотво-рение «Я встретил Вас, и все былое...».

Знаем мы также и о том, что восьмистишие «Еще томлюсь тоской желаний...» посвящено памяти первой жены поэта, а стихотворение«1-е декабря 1837» — Эрнестине Дерн Берг, позднее ставшей его второй женой. Знаем мы и то, что на склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство — любовь к Е. А. Денисьевой, кото-рая вдохновила поэта на создание стихотво-рений «Не говори: меня он, как и прежде, лю-бит...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Утихла бриза... легче дышит...», «Накануне годовщины четвертого августа 1864 г.» и других. Взятые вместе, все эти стихотворе-ния образуют так называемый «денисьевский цикл», по своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий аналогов не только в русской, но и в мировой любов-ной лирике. Читая эти стихи, нам совершен-но необязательно помнить, при каких кон-кретно биографических обстоятельствах они создавались. Лучшие образцы любовной ли-рики Тютчева тем и замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом, поднято до общечеловеческого.

То, что Тютчев писал о природе, о любви, давало внешнее основание относить его к жрецам «чистой поэзии». Но недаром рево-люционные демократы Чернышевский и До-бролюбов, борясь с теорией и практикой «чистого искусства», не находили его выра-жения в лирике Тютчева. Более того, Добро-любов ценил в творчестве поэта «знойную страстность», «суровую энергию» и «глубо-кую душу, возбуждаемую не одними стихий-ными явлениями, но и вопросами нравствен-ными, интересами общественной жизни».

Политических стихов Тютчева тогда еще напечатано было не много, да и не мог Доб-ролюбов сочувствовать заключенной в них славянофильской идее. Зато известно, что в одной из своих статей Добролюбов полно-стью привел стихотворение «Русской жен-щине», увидев в нем правдивое отображение российской действительности. Но, по всей вероятности, слова критика об отзвуке об-щественных интересов в лирике Тютчева до-пускают более широкое толкование. Дыха-ние времени, исторической эпохи, в которую жил Тютчев, ощущается даже в стихотворе-ниях, далеких от прямой общественной и по-литической тематики.

Поэзия Тютчева — это своеобразная лири-ческая исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения вековых социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт сознает «обломком старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, мла-дому племени». И в то же время он сам — де-тище нового века — несет в своей душе «страшное раздвоение». Как ни грустно ему брести «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоск-ливое томление о прошлом, а страстное вле-чение к настоящему. Тютчев написал:

Не о былом вздыхают розы

И соловей в ночи поет;

Благоухающие слезы

Не о былом Аврора льет, —

И страх кончины неизбежной

Не свеет с древа ни листа;

Их жизнь, как океан безбрежный,

Вся в настоящем разлита.

Эти строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» бы-ло до конца дней присуще поэту. Но настоя-щее было неспокойно. Его то и дело взрывали социальные «бури и тревоги». Такие же «бури и тревоги» колебали нравственный строй со-временного человека, и Тютчев ощущал их прежде всего в собственной душе, в собст-венном сознании. Оттого-то так насыщена внутренней тревогой лирика поэта.

Из всех современных ему русских поэтов Тютчев, больше чем кто-либо другой, может быть назван лириком в полном смысле сло-ва. Он никогда не пробовал себя в эпических жанрах, не обращался к драматургии. Его стихия — лирическое стихотворение, обычно короткое, лишенное каких-либо жанровых признаков.

В своих лирических шедеврах Тютчев внешне идет как бы не от заранее заданной мысли, а от внезапно захватившего его чув-ства или впечатления, навеянных явлениями внешнего мира, окружающей реальной дей-ствительности, минутным душевным пере-живанием.

Поэт видит радугу и туг же набрасывает не-большой, всего лишь в восемь строк, «пей-заж в стихах», как удачно назвал Некрасов его стихотворные картины природы. Но про-цесс создания стихотворения на этом не за-канчивается. В творческом представлении поэта яркость и мимолетность «радужного виденья» влечет за собой иной образ — яр-кого и мимолетного человеческого счастья. Появляется новая строфа, и «пейзаж в сти-хах» приобретает смысл философского ино-сказания («Как неожиданно и ярко...»).

Другой пример. Беспросветный дождь внушает поэту мысль о столь же беспро-светном людском горе, и он пишет стихи не о дожде, а о слезах. Однако вся интонация, весь ритмический строй стихотворения проникнуты неумолкающим звуком падаю-щих дождевых капель («Слезы людские, о слезы людские...»).

Один из чародеев русского поэтического языка, мастер стиха, Тютчев был крайне взы-скателен к каждому написанному слову. В своем знаменитом стихотворении «Silentium» поэт признавался:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, как ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Однако в стихах самого Тютчева мысль вы-сказывалась предельно точно. Вот почему его стихи служат лучшим доказательством не бессмертия, а могущества слова. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно волшебных дум», они, вопреки его собствен-ному сомнению, все больше и больше нахо-дят путь к сердцу читателя.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873 гг.) является одним из знаменитых русских поэтов, внесших огромный вклад в развитие лирического поэтического направления.

Детство поэта проходит в родовом поместье Орловской губернии, где Тютчев получает домашнее образование, обучаясь у нанятого педагога Семена Раича, который прививает мальчику желание изучать словесность и иностранные языки.

По настоянию родителей, закончив Московский университет и защитив кандидатскую диссертацию по лингвистическому направлению, Тютчев поступает на дипломатическую службу, которой посвящает всю свою жизнь, работая в Государственной коллегии иностранных дел.

Более двадцати лет своей жизни Тютчев проводит за рубежом, находясь на дипломатической работе в Германии, где заключает первый брак с Элеонорой Петерсон, которая дарит ему трех дочерей. После смерти жены Федор Иванович женится во второй брак, где у него рождается еще несколько детей, однако имеет любовные связи на стороне, посвящая своим любимым женщинам многочисленные стихотворения.

Первые стихи поэт сочиняет еще в юношеском возрасте, подражая древним авторам. Возмужав, Тютчев раскрывается в качестве любовного лирика, использовавшего приемы, присущие европейскому романтизму.

Вернувшись на родину со второй семьей, Тютчев продолжает работу тайным советником, но не бросает своего поэтического увлечения. Однако в последние годы его жизни творчество поэта направлено на создание не лирических произведений, а имеющих политическую окраску.

Подлинная известность и признание к поэту приходят уже в зрелом возрасте при создании им многочисленных стихотворений, передающих пейзажную и философскую лирику, которые он сочиняет, выйдя в отставку с государственной службы и поселяясь в усадьбе Царского села.

Тютчев уходит из жизни после продолжительной болезни в возрасте семидесяти лет в пригороде Санкт-Петербурга, оставив после своей смерти в наследие несколько сотен стихотворений, отличающихся излюбленной тематикой поэта в форме изображений природных явлений в различных видах, а также любовной лирикой, в которой демонстрируется вся гамма эмоциональных человеческих переживаний. Перед кончиной Тютчев успевает волею судьбы встретиться с Амалией Лерхенфельд, женщиной, бывшей его первой любовью, которой он посвящает свои знаменитые стихи под названием «Я встретил вас…»

Вариант 2

Федор Иванович появился на свет 23 ноября 1803 года на территории усадьбы Овстуг, расположенной в небольшой Орловской губернии.

Начало образования было положено в домашних условиях, родители и опытные педагоги помогали ему изучать поэзию, написанную в Древнем Риме, а также латынь. После его отдали в университет Москвы, где он обучался на факультете словесности.

В 1821 году, он оканчивает учебное заведение и сразу приступает к работе чиновником, занимающим должность в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата его отправляют работать на территорию Мюнхена. Он живет на территории иностранного государства 22 года, там же он встретил свою настоящую и единственную любовь, с которой счастливо жил в браке, в котором у него появилось три дочки.

Начало творчества

Тютчев начинает творить в 1810 году, а ранний период заканчивается через десять лет. Сюда включаются стихотворения, написанные в юности, которые похожи на произведения прошлого века.

Второй период начинается с 20 года и заканчивается в 40-вые. Он начинает использовать черты европейского романтизма, а также обращается к исконно русской лирике. Поэзия в этот момент приобретает черты оригинальности и присущему ему отношения к окружающему миру.

В 1844 году автор возвращается на историческую Родину. Там он на протяжении достаточного времени работает цензором. В свободное время он общался с коллегами по цеху в кружке Белинского, в котором также состоят Тургенев, Некрасов и Гончаров.

Произведения, написанные в этот период, никогда не выходят в печать, он старается писать на политические темы, поэтому старается не показывает творчество окружающим. А последний сборник выходит в печать, но не обретает большой популярности.

Количество перенесенных бед приводит к ухудшению здоровья и общего состояния, поэтому автор умирает в Царском Селе в 1873 году. За это время он пережил множество трудностей, которые разделил вместе со своей любимой супругой.

Общая лирика поэта насчитывает около 400 стихотворных форм, на территории России множество музеев, которые рассказывают о творчестве автора и его непростой жизни, а также времени, проведенном за рубежом.

  • Жизнь и творчество Эсхила

    Эсхил родился в 525 г. до н.э. в городке Элевсине, который находится к северо-западу от Афин. Он происходил из благородной семьи, и уже в начале жизни открыл в себе черты драматизма.

    Россия самобытна своими народными традициями. Художественные промыслы формировались вместе с историей развития общества. Простота материалов и орудий труда отличают эти изделия искусств.