Классный час «И дети тоже победили в той войне! Классный час «Дети войны Классный час к 9 мая дети войны

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Краснокаменский горно-промышленный техникум»

Разработка воспитательного часа

Разработчик:

Г.А. Пересыпкина,

классный руководитель гр. №10

по профессии «Автомеханик»

г. Краснокаменск

2017г.

Цель воспитательного часа:

- патриотическое воспитание обучающихся.

Задачи:

- воспитывать обучающегося – патриота, с уважением относящегося к героическому прошлому страны, к старшему поколению;

Формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

Формировать активную жизненную позицию.

Технологическая карта воспитательного часа

Этап

Деятельность кл.рук.

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Орг. момент.

Звучит песня «Дороги»

Приветствие обучающихся, гостей. Цель ВЧ.

Готовность к воспитательному часу.

ОК2.

Вступительное слово классного руководителя. 9 мая -72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Презентация. Слайды 1-3.

Смотрят, слушают.

ОК2.

Беседа.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы,

рассказывают

ОК1, ОК2, ОК6.

Информационно-иллюстративное сообщение «Т-34»- памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны».

Обучающийся группы №10 Вторушин И.

Устное сообщение

Слайды 4-7

ОК1-ОК6

Выступление Чистяковой Т.Г., представителя Совета ветеранов города.

Рассказ

Слушают, задают вопросы

ОК1-ОК6

Выступление Пузыревой Л.И., представителя общественной организации «Дети войны»

Рассказ

Слушают, задают вопросы

ОК1-ОК6

Видеофильм «Поездка ветеранов Великой Отечественной войны в КНР».

Приложение 3

Просмотр видеофильма

Просмотр видеофильма

ОК1-ОК3;

Показ и комментарий гостей к предоставленному наглядному материалу.

Приложение 1

Просмотр документов, наград, фотоальбомов, газет, писем с фронта

ОК6

Рефлексия

Выражают благодарность гостям. Высказываются о том, что забывать прошлое нельзя. Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

ОК1, ОК3, ОК6

Прогнозируемый результат

После воспитательного часа продолжат поисковую работу по истории

«Т-34-памятника воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и примут участие в шествии, посвященном 72 годовщине Победы вВеликой Отечественной войне.

ОК1, ОК2, ОК3, ОК6

Фото на память. Приложение 2.

Конспект воспитательного часа

1. Орг. момент.

Звучит песня «Дороги»

2 Вступительное слово:

Эпиграфом воспитательного часа являются строчки О. Берггольц: «Никто не забыт, и ничто не забыто». В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашисты разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб.

9 мая 2017 года мы будем отмечать 72 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Это праздник со слезами на глазах, потому что, наверное, каждая семья имеет отношение к трагедии 1941-1945 годов: ветераны войны, труженики тыла, «дети войны». К сожалению, с каждым днем все меньше становится среди нас участников Великой Отечественной войны. В живых остались единицы. И тем трепетнее мы должны проявлять заботу и уважение к ветеранам; склонять головы и почитать тех, кто ради нас отдал самое дорогое - свою жизнь. Об их подвиге мы будем помнить всегда. Никто не забыт, ничто не забыто.

Долг памяти можно отдать по-разному: торжественные митинги, панихиды в храмах, минута молчания, шествия, подарки ветеранам - все это крупицы нашего долга, который мы все обязаны отдавать поколению, пережившему войну. Мы решили вспомнить войну по-своему, проведя воспитательный час «9 мая – 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне».

Сегодня к нам пришли гости: представитель Совета ветеранов города Тамара Георгиевна Чистякова и представитель общественной организации города «Дети войны» - Людмила Илларионовна Пузырева.

3. Беседа :

Ребята, какие исторические места в нашем городе вы знаете?

Что вы знаете о памятнике «Т-34»?

Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, «дети войны»? Расскажите о них.

4. Информационно-иллюстративное сообщение «Памятник «Т-34»- памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны». Обучающийся группы №10 Вторушин И.

Мемориал воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был возведен возле спортивного комплекса «Аргунь» в 1980 году в честь 35-летия Победы над фашизмом. На постамент установлен легендарный танк Т-34.

История боевой машины началась с принятия ее на вооружение 19 декабря 1939 года. Это единственный в мире танк, сохранивший боевую способность и находившийся в серийном производстве вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Танк Т-34 заслужено пользовался любовью бойцов и офицеров Красной Армии, являлся лучшей машиной мирового танкового парка. Он сыграл решающую роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, под Берлином и других боевых операциях.

Поэтому логично и правильно, что эта прославленная боевая машина была установлена в память о наших погибших земляках.

Средства на установку памятника были заработаны комсомольцами Краснокаменска на субботниках под руководством секретаря ГК ВЛКСМ Н. К. Соловьева. В 1995 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.М. Загвозкина и скульптора В.Г. Петрова. Доблесть и слава русских воинов запечатлены в этой композиции с помощью символов. Арки, сооруженные вокруг танка, – символы победы. На переднем плане два скрещенных меча – символ защиты и славы русского оружия. За арками просматриваются два барельефа. На одном из них изображен святой Георгий Победоносец - небесный покровитель воинов. На втором барельефе видны очертания православного храма, который является символом вечности, нерушимости государства российского, народа, сильного любовью к своей Родине. У подножия танка – изображения Вечного огня, символизирующего вечную память жертвам и героям Великой Отечественной войны. Ежегодно, 9 мая, у памятника собираются ветераны войны, труженики тыла, «дети войны», горожане и отдают дань уважения погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

5. Выступление Чистяковой Т.Г., представителя Совета ветеранов города (рассказ о Совете ветеранов города, о ветеранах города Краснокаменск, о личном участии в поездке ветеранов города Краснокаменск в КНР в 2011 году) (Приложение).

6. Выступление Пузыревой Л.И., представителя общественной организации «Дети войны» (рассказ о деятельности общественной организации «Дети войны).

7. Видеофильм «Поездка ветеранов Великой Отечественной войны в КНР», 2011г.

(Приложение 3).

8. Показ и комментарий гостей к предоставленному наглядному материалу (Приложение 1).

9. Рефлексия.

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

10. Прогнозируемый результат :

После воспитательного часа продолжат поисковую работу по истории «Т-34-памятника воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны» и примут участие в шествии, посвященном 72 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

11. Фото на память Приложение.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Краснокаменск, 2017 Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краснокаменский горно-промышленный техникум» 9 мая 2017 года - 72 годовщина Победы в Великой Отечественной войне Никто не забыт, и ничто не забыто Разработал: Пересыпкина Г.А., к лассный руководитель гр.№10

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем. Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, Никто не забыт, и ничто не забыто.

В мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием встретили волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии и победоносном окончании войны в Европе

Танк Т-34-памятник воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник был возведен возле спортивного комплекса «Аргунь» в 1980 году в честь 35-летия Победы над фашизмом. На постамент установлен легендарный танк Т-34.

Средства на установку памятника были заработаны комсомольцами Краснокаменска на субботниках под руководством секретаря ГК ВЛКСМ Н. К. Соловьева. В 1995 году мемориал был реконструирован по проекту архитектора А.М. Загвозкина и скульптора В.Г. Петрова. Доблесть и слава русских воинов запечатлены в этой композиции с помощью символов.

Спасибо за Победу!

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Сценарий классного часа ко Дню Победы для младших школьников

Тема: «Великая Отечественная война».
Цель: познакомить детей с жизнью русских людей в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: оформление доски (шарики, плакат), проектор, раздаточный материал.

Ход классного часа:

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!
Посмотрите, чтобы у вас ничего лишнего на столах не было. Кто готов дайте мне знать правильной посадкой за партами. (Приветствуют учителя, садятся).
-Хорошо! Итак ребята, кого вы видите на картинке (изображён Знайка из цветочного города)? (- это Знайка!).
- Молодцы! Ребята, Знайке стало интересно, как раньше жили люди, и ему в голову пришла такая идея, создать машину времени. И вот что у него получилось. (картинка на слайде).
Ему было очень интересно совершить путешествие в прошлое. Когда он нажал кнопку пуск, то машина перенесла его на 70 лет назад. Когда машина его перенесла было 21 июня 1941 года. Что он увидел? (картинки на слайде все веселятся).
Правильно! Было воскресенье, люди отдыхали, веселились и готовились к следующей рабочей неделе. Ему стало интересно как люди раньше работали, чем занимались и он решил остаться ещё на один день. (-Люди веселятся и отдыхают).

Но когда наступило утро, что он увидел? (видео)
Ребята, вы знаете, кто эти люди? (танки, оружие, взрывы, война и т.д.
Враги, немцы, фашисты).
- Правильно, ребята! В этот день, 21 июня 1941 года немецкие войска совершили нападение на нашу страну. Началась Великая Отечественная война, которая изменила судьбы людей. Чтобы сохранить свою жизнь люди прятались в подвалах, в метро, а у кого-то были и специальные бомбоубежища. (картинки на слайдах).
- Знайка смог перенестись на два года вперёд после начала войны. Он заметил, что людей на улице было мало. Где же они? Когда он шёл по улице, то увидел завод. Он решил туда заглянуть. Он увидел такую картину. (картинка, где дети и жёнщины стоят у станков и делают снаряды). Посмотрите, что на ней изображено?(Дети, станки и т.д.)
- Знайка, прилетел из будущего и он вспомнил наш настоящий завод и представил его вам для сравнения. (на слайде две картинки заводов современный и в годы войны). Вам нужно найти отличия. (Там дети работали, а здесь взрослые и т.д.)
- Знайка очень долго ходил по городу он устал и очень хотел пить. Он решил зайти в один из домов. Постучал в дверь, но ему никто не открыл. Он сел на ступеньку, чтобы отдохнуть. Дверь тихонько скрипнула и оттуда вышла женщина. Знайка задумался, а почему она так долго её открывала? Ведь она совсем молодая, передвигаться может. Ребята, как вы думаете почему она не хотела открывать дверь? (Может, боялась, что это немцы?)

Хорошо! А вы знаете человека, который приходит со стуком в дверь? (Нет, не знаем!)

Я вам помогу. Посмотрите на картинку. Кто это? (Почтальон)

Что он приносит? (Письма, телеграммы…)

Молодцы! В годы Великой Отечественной войны приходили письма с фронта, но помимо писем домой приходили похоронки (извещение о смерти). Посмотрите, пожалуйста, на экран. Это похоронка. Сейчас я вам её прочитаю, а вы попробуйте найти причину, по которой женщина не хотела открывать дверь. (Потому что там говорилось о смерти её близкого человека!)

Молодец! Мы с вами увидели, чего боялась эта женщина, но не она одна этого боялась. Ведь и многие другие ждали возвращения с фронта своих дорогих и любимых людей. О Великой Отечественной войне написано много стихов, спето песен и об этом люди и на войне не забывали. В годы войны жило много поэтов, композиторов, художников и других талантливых людей. И сейчас ваша одноклассница расскажет вам стихотворение одного замечательного автора, который жил в годы войны. («Жди меня и я вернусь»).
- Спасибо! Ребята, не смотря на всё, наши деды и прадеды сумели отстоять Родину. Они сражались до последнего. И вот 9 мая 1945 года над Россией пронеслась весть, что война окончена! Сколько радости и слёз увидел Знайка. (слайд с датой окончания войны и песня «День победы»)

Презентация на тему: Великая Отечественная война

Цель мероприятия: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

Ход мероприятия

Ведущий: Каждый год в мае наша страна празднует День Победы

Чтец:

Наш светлый май!
Наш май идет!
На праздник вышел весь народ,
Вся площадь Красная поет,
Поет о радостной весне
И о далеком славном дне
О Дне Победе на войне!

Ведущий: - Долгих, мучительных 4 года длилась эта война на территории нашего государства, которое тогда называлось Советским Союзом. Весь народ поднялся на защиту своего отечества, поэтому война называлась отечественной. Всеот мала до велика, шли сражаться с врагом, который пришел на нашу землю с войной: захватывать, уничтожать, стирать с лица земли, сжигать деревни и села, эшелонами угонять в плен и убивать русский народ.

Чтец:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!

Война – жестче нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – светлее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.

Исполняется песня “Священная война”, слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Ведущий: 22 июня 1941 года без объявления войны, вероломно нарушив договор о нападении между Германией и СССР, немецко-фашистские войска внезапно вторглись на территорию нашей Родины. Так началась Великая Отечественная война.

“Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза”.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла, чтоб отстоять Отечество родное.

На защиту Родины встали не только взрослые, но и дети. Идя в бой, бойцы давали клятву Родине в том, что будут действовать стремительно и смело, не щадя своей жизни ради победи над врагом. Волю свою, силы свои и кровь свою капля за каплей отдадут за счастье своего народа и горячо любимую Родину!

Чтец:

Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война

Чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горе.

Чтец:

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м. в мае.

Чтец:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось.

Ведущий: Заканчивалась короткая ночь 22 июня 1941 года. Близился рассвет… и вдруг пограничники наших западных застав обратили внимание, что из-за границы как бы движется тёмная туча, которая быстро приближалась и наполняла все зловещим гулом. Нет, это было не грозовое облако, это неслась армада фашистских самолётов. Она пересекла воздушные рубежи советского союза и начала своё страшное дело – бомбёжку городов, железнодорожных станций, военных и гражданских объектов.

Вслед за фашистскими самолётами ударила вражеская артиллерия, пошли в ход танки с крестами на башнях, а вслед за ними пехота. Началась самая кровопролитная и жестокая, самая тяжёлая и трагическая война из всех войн, которые до этого были на земле.

Началась великая отечественная война…

Чтец:

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий: Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети . Дети войны …Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде

Чтец:

Дети войны – и веет холодом.
Дети войны – и пахнет голодом
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.

Чтец:

Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.

Чтец:

Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней – молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.

1-й ведущий: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

2-й ведущий: Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.

Исполняется песня “Темная ночь”.

Ведущий: В годы войны погибли свыше 26 миллионов наших граждан. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

Прошу всех встать! (Проходит минута молчания)

Чтец:

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Люди!
Покуда сердца стучат – помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!

Ведущий: Весной 1945 года Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года был подписан акт о полной и безоговорочной капитуляции Фашистской Германии, а 9 мая – объявлен днём Великой Победы великого советского народа над гитлеровской Германией. Наша армия разгромила фашистов и освободила народы всего мира от этого величайшего зла. И до сих пор в нашей стране 9 мая празднуется День Победы!

Цена победы сложена из многих факторов:

    Благодаря таланту военачальников и командиров была создана мощная боевая армия, которая была способна дать достойный отпор врагу.

    Отчаянная вера нашего народа в Победу.

    И самая страшная плата за Победу – 27 миллионов унесенных жизней советских людей, павших в сражениях, умерших от ран и голода, погибших в лагерях смерти и под бомбёжками.

Чтец:

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды.
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она
Как сила нам нужна…

Чтец:

Еще нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты. Подарили вы планете
Великий май!
Победный май!

Чтец:

Сегодня праздник входит в каждый дом.
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем вас с великим днем,
С днем нашей славы!
С Днем Победы!

Исполняется песня “День Победы”. Сл.В Харитонова, муз. Д. Тухманова.

Ведущий:

Победа! Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
А травы будут зеленей.

Победа! Победа!
Во имя отчизны – победа!
Во имя живущих – победа!
Во имя грядущих – победа!

Не забыть нам этой даты,
Что покончила с войной
Победителю – солдату
Сотни раз поклон земной!

Благодарим солдаты вас,
За жизнь, за детство и весну
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живем.

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ!

(Открытый классный час ко Дню Победы)

Классный руководитель: Якушева Г.Ю.

Цели: изучать историю своей страны, своего народа; формиро вать патриотические чувства; воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны; развивать коммуникативные навыки.

Кл. руководитель:

Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время, никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем сегодняшний день.

1-ый чтец:

Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвигах и доблести отцов.

Все дальше уходят от нас эти грозные годы Великой Отечест венной. Прошло уже 68 лет. Но каждый год снова и снова в преддверии 9 мая мы вспоминаем тех, кто отстоял нашу Родину в том страшном испытании.

2-ой чтец:

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

3-ий чтец:

Июнь… Тогда ещё никто не знал,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

    Фонограмма перезвона Кремлевских курантов. На фоне курантов звучит голос Левитана (запись) о начале войны.

Кл. руководитель:

22 июня 1941 года, нарушив мирную жизнь людей, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое, мирное воскресное утро, когда еще люди спали, началась война.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся Земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

    В записи звучит песня «Священная война».

Эта война была такой страшной и неожиданной, что многие у ходили на войну, даже не простившись с родными.

4-ый чтец:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.

Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!

Ведущий 2:
Вскоре война шла уже на море, и в воздухе, и на суше.

5-ый чтец:

Гром и дым. Огонь и кровь.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра атака вновь,
В семь – опять атака.

6-ой чтец:

Если надо – значит, надо!
Надо! Взвод встает.
Рвутся гулкие снаряды,
Пулемет прицельно бьет.

7-ой чтец:

Поддержать отважных надо –
Прокричал майор: «вперед»!
И команду дав отряду,
Впереди него встает.

8-ой чтец:

И уже смешалось «надо»

И «вперед, друзья, вперед!»
Им преграда – не преграда –
Фронтовой твердит народ.

В битве за родную землю стояли насмерть все, кто мог держать оружие в руках. А фашисты свирепели. На передо вой от взрывов снарядов и бомб не осталось целым ни единого клочка земли. Но вновь и вновь поднимались в атаку наши бойцы. Что помогало им выжить в этой кровавой схватке, в каждой смер тельной атаке, может быть, последней? Любовь матери, жены и де тей, невесты. На передовую из дома приходили письма, такие же ланные для солдат. Солдаты им писали о том, как тосковали по родному краю, дому, семье, любимой, мечтали о победе.

9-ый чтец:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

( К. Симонов.)

Кл. руководитель.

В огне боев, от бомб и снарядов, из фашистского плена спасали солдаты мирное население - женщин, детей, стари ков. Одной из самых популярных песен военной поры стала "Катюша".

10-ой чтец:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом.
Распевали песенку "Катюша"
Под Ростовом, Курском и Орлом.

11-ый чтец:

Ой, ты, песня, песня огневая,
Пусть трепещут от тебя враги.
Ты звучи, звучи, не умолкая,
Победить скорей нам помоги.

12-ый чтец:

И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Защищаем мы страну родную
И "Катюша" нам в бою поет!

    Ученики исполняют песню "Катюша".
    (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).

Катюша

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой, ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед,
И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.

Ведущий 1.

Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 2 мая 1945 года Егоров и Кантария подняли Знамя Победы над Рейхстагом. 8 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции фашистской Германии.

24 июня на параде Победы, Москва чествовала героев, а у Мавзолея, на Красной площади лежали поверженные гитлеровские штандарты. Народ выстоял. Страна победила.

    Звучит песня «День Победы»

13-ый чтец:

По всей стране от края и до края,

Нет города такого, нет села,

Куда бы ни пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

14-ый чтец:

Как быстро бы года не пролетали,

От нас не отдаляется она.

И ей к лицу солдатские медали,

К лицу ей боевые ордена.

15- ый чтец:

Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленеть!

16-ый чтец:

Победа!
Победа!
Во имя Отчизны -
Победа!
Во имя живущих -
Победа!

Кл. руководитель.

Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

17-ый чтец

Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата

18-ый чтец

Умытая слезами – не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!

Кл. руководитель.

Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоеванный ценой более 20 миллионов чело веческих жизней. Почет и вечная слава тем, кто в годы войны за щищал Родину от врага, кто стоял в тылу у станков и выращивал хлеб на полях, всем тем, кто своим трудом и ратным подвигом при ближал долгожданную победу.

Минута молчанья…

Склонитесь, и молод, и стар,

В честь тех, кто за счастье
Кто жизнь ради жизни отдал.

    Минута молчания. Звучит песня «Бухенвальдский набат»

19 – ый чтец.

Помните!

Через года, через века -

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда –

Помните!

Во все времена бессмертной Земли

Помните!

К мерцающим звёздам ведя корабли,

О погибших помните!

Встречая трепетную весну,

Люди Земли, убейте войну,

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда,

Заклинаю – помните!

20 -ый чтец:

Нам нужен мир на голубой планете!
Его хотят и взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись на рассвете,
Не вспоминать, не думать о войне.

20-ый чтец:

Нам нужен мир, чтоб строить города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли -
Нам нужен мир навеки! Навсегда!

    Дети исполняют песню «Солнечный круг»

сл. Л. Ошанина, муз.А.Островского

    Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Припев:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

    Милый мой друг, добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять сердце опять

Не устает повторять:

Припев:

    Тише, солдат, слышишь, солдат,-

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз в небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Припев:

Ведущий 4:

Горит, горит неугасимо

Огонь потерь, огонь утрат.

He проходите, люди, мимо,

А помяните всех солдат.

Они, погибшие в сраженьях,

Взывают к душам и сердцам:

Хранить их память в поколеньях

Досталось их потомкам, нам.

Весна нагрянула так сразу,

Мы снова им несем цветы. (Поездка к обелиску)

Сегодня, в день воспоминаний о той страшной войне, мы должны отдать дань памяти павшим героям –липчанам и возложить цветы к обелиску

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи :

Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Расширять знания о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Дети войны»

Цели и задачи :

Развивать у учащихся интерес к историческому прошлому нашей страны.

Расширять знания о Великой Отечественной войне.

Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей в годы ВОВ;

Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”.

Ф.М. Достоевский (слайд 1)

Его я узнала не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышки

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной. (слайд 2)

Учитель. Сегодня мы не будем говорить о взрослых. Мы поговорим о судьбах ваших ровесников – военном поколении детей. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Недетская эта тяжесть - война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по серым листам похоронок. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. (слайд 3)

Ведущий 1. А. Твардовский сказал: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”. Но эти ребята стали взрослыми в одночасье – 22 июня 1941 года, и с той минуты несли на своих хрупких плечах все тяготы войны наравне со взрослыми: сражались на фронте и в тылу, участвовали в партизанских отрядах, терпели голод и унижения в концентрационных лагерях, гибли от фашистских пуль. (слайд 4)

Учитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение русского народа. (слайд 5)
М. Джалиль "Варварство".

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья,
Еще не старой женщины. Она,
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже, (слайд 6)
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно
. (слайд 7)
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
(слайд 8)

Ведущий 2. Блокада … Ещё одна страшная страница в истории Великой Отечественной войны. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам. Смотреть на голодающих детей (их в городе было около 400 тысяч), чувствовать свою беспомощность перед тем, что ничем им помочь не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери, совершали подвиг милосердия, отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. (слайд 9)

Чтец

По безлюдным проспектам оглушительно звонко

Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.

Молчаливый водитель, примерзший к баранке

Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки.

Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.

Был он худ. Был похож на голодную птицу.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам-

Дом из мрака шагнул, покарежен пожаром.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням,

И вошел. И сынишка прижался к коленям.

Воробьиные ребрышки. Бледные губки.

Старичок семилетний в потрепанной шубке.

Хлеба черствый кусок дал он сыну: (слайд 10)

Пожуй-ка!... –

И шагнул он туда, где чадила буржуйка.

Там - поверх одеяла – распухшие руки.

Там жену он увидел после долгой разлуки.

Там, боясь разрыдаться, взял за бледные плечи

И в глаза заглянул, что мерцали как свечи….

Но не знал лейтенант семилетнего сына.

Был мальчишка в отца. Настоящий мужчина.

И когда замигал догоревший огарок

Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку,-

Приезжай!,- закричал ему мальчик вдогонку.

Грузовик отмахал уже многие версты.

Освещали ракеты неба черного купол

Тот же самый кусок – ненадкушенный, черствый

Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною

И кусок этот снова ему положила.

Потому что была настоящей женою.

Потому что ждала. Потому что любила.

Егор Лившиц

Чтец. Символом стойкости Ленинграда стала девочка Таня Савичева .

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее.

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи:

Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Лёша, мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Девочке Тане 11 лет…

(слайд 11)

Чтец:

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку.

“Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце столько страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

(слайд 12)

Учитель. Историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов, но они никогда не смогут рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, наблюдая, как умирают его близкие.

Ведущий 1

Конечно, подумать – кому она легче,

Лихая година была?

Но всё же война на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла.

Сиротство, и холод пронзающей стужи,

И голод, и слёзы, и смерть!

Войной просквожённые детские души

Уже никогда не согреть.

Учитель. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом. Послушай о ребятах, о ваших сверстниках, которым пришлось вместе со взрослыми встать на защиту нашей Родины.

Ученик: Лёня Голиков. (Слайд 14) Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Но вскоре Леня погиб. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза

Ученик: Валя Котик. (Слайд 15) Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Ученик: Зина Портнова . (Слайд 16) Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик: Марат Казей... (Слайд 17) Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. Мать Марата Казея прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд. Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.

Ученик: Володя Дубинин (Слайд 18) был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалёв. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Ученик: Ковалёв Саша (Слайд 19) родился в семье инженера Филиппа Марковича Рабиновича и Елены Яковлевны Рабинович В 1937 году его родители были репрессированы. После ареста родителей воспитывался в семье тёти переводчицы Риты Ковалевой. В начале Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ярославскую область, а позже, вернулся к месту службы мужа тёти - Николая Петровича Ковалёва в Архангельск, где поступил на катер.

В 1942 году поступил в Соловецкую школу юнг под именем Александр Николаевич Ковалёв в группу подготовки мотористов. После её окончания был распределен на эсминец «Громкий», а после - на торпедный катер. Участвовал в 20 боевых операциях Северного флота.

8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации. В результате, которой осколком снаряда был пробит коллектор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв, прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом, удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на судне находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера.

9 мая 1944 Саша Ковалев погиб в результате взрыва германской фосфорной мины, неразорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Был награждён медалью Ушакова, орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 1 степени (посмертно).

Лара Михеенко (Слайд 20) родилась в Ленинградской области) В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Весной 1943 года Лара вместе с подругами, которых фашисты хотели угнать в Германию, ушли в партизанский отряд.

В начале задания юным партизанкам поручали не сложные технически, но опасные для людей более старших возрастов из-за подозрительности немцев. Девушки собирали сведения о дислокации фашистов, узнавали, где собирают отобранный скот для отправки в Германию, какое количество солдат и техники в том или ином районе. Кроме разведки приходилось Ларе и её подругам заниматься и другим делом - распространением агитационных листовок. Внезапно появились враги. Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой в патрульных граната по непонятной причине не взорвалась. 4 ноября 1943 года Лариса Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.

Ведущий 2. По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, во время Великой Отечественной войны было 3 500 юных фронтовиков в возрасте до шестнадцати ле т. В это число не вошли юные герои подполья и партизанских отрядов

Дети оставались в регулярной части с разрешения командира подразделения, юный солдат мог остаться в части, которые вносили его в список части и ставили на довольствие. В этом случае ребёнку выдавалось обмундирование; могло быть выдано и личное оружие. (слайд 21)

Ведущий 1. Большинство из сыновей полка просто выполняли различные хозяйственные функции в подразделении. Однако немало среди них принимали непосредственное участие в боевых действиях: юные разведчики, пехотинцы, танкисты, юнги. (слайд 22)

Ученик . (слайд 23) В апреле 1943 г. Аркадий Каманин прибыл в штурмовой авиационный корпус, которым командовал его отец, на Калининский фронт. Сначала Аркадий работал механиком по спецоборудованию в эскадрилье связи. Затем на двухместном самолете связи У-2 начал летать в роли бортмеханика и штурмана-наблюдателя. В июле 1943 года был выпущен в первый "официальный" самостоятельный полет на самолете У-2. После чего четырнадцатилетний Аркадий назначается на должность летчика. Воевал на нескольких фронтах: Калининский фронт, 1-й Украинский фронт, 2-й Украинский фронт. За весь период своей службы А. Каманин произвел более 400 вылетов на задание по маршруту, при чем, часть из них производилась в сложных метеоусловиях и в непосредственной близости от линии фронта.

Ведущий 2. В действующей армии служили и «дочери полка», так например на 3-м Украинском фронте служила десятилетняя санитарка Вера Белякова, воевала 14-летняя пулемётчица Маша Щербак, спасла от взрыва госпиталь в Бернау 13-летняя санитарка Валя Таран, начавшая свою службу в 10-летнем в возрасте в Керчи. (слайд 24)

Ведущий 1. Многие юные солдаты были награждены орденами и медалями. Самым юным сыном полка, награждённым боевой наградой шестилетний Сергей Алешков, который под Сталинградом спас командира, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги ». (слайд 25)

Учитель.

Дети войны, и веет холодом.

Дети войны, и пахнет голодом.

Дети войны, и дыбом волосы.

На чёлках детских - седые волосы.

Земля омыта слезами детскими.

Детьми советскими и несоветскими.

Какая разница, где был под немцами?

В Дахау, Лидице или в Освенциме?

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны, боль и отчаяние.

И сколько надо им минут молчания?

Песня Ильи Резника «Дети войны».

На Минском шоссе.

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось у дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы.

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну было непонятно:

Зачем свой дом оставили они?

Что значат слезы, плач, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Которые в тенечке у кювета, раскинув руки,

Вместе с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы..

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у кювета,

И этим мамам никогда не встать!

Но сын вопросы задавал упрямо

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От пули не успевшие уйти.

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг.

В его глазах, доныне безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось.

Он прежним больше не был.

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Учитель. Тысячи мальчишек и девчонок военной поры трудились в тылу наравне со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам. Имена не всех героев сохранила история, но о многих из них написаны стихи и сложены песни . (слайд 26)

Чтец. (слайд 27)

Майор привез мальчишку на лафете,

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди любимую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Чтец. (слайд 31)

Я недавно смотрела фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память во век не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Учитель. Победа досталась нам очень дорого, поэтому об этом мы должны знать. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно. Пусть же наши дети растут и мужают, сохраняя в сердцах память о героях, которые подарили нам счастливую жизнь!

Объявляется минута молчания.

Учитель.

Пусть будет мир

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым,

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Не гибнут люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

Видеофрагмент «Пусть всегда будет солнце»