Функции финансов как проявления их сущности. Сущность финансов Содержание финансов как проявление их сущности

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов, ее содержание и направленность. С помощью финансов распределяется валовой национальный продукт (ВВП) и национальный доход (НД)

ВНП = (МЗ + ТЗ) + П

МЗ – материальные затраты

ТЗ – трудовые затраты

П – прибыль

Материальные затраты – затраты, перенесенные на готовую продукцию,

НД = ТЗ + П – вновь созданная стоимость

Распределительная функция финансов проявляется в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП, с помощью финансов.

Механизм действия распределительной функции финансов на макроуровне проявляется в процессе первичного распределения стоимости ВВП, когда у субъектов, участвующих в этом процессе, формируются первичные доходы.
Необходимость дальнейшего распределения стоимости ВВП связана с функционированием не производственной сферы, социальной сферы, а так же с необходимостью перераспределения денежных средств между различными отраслями экономики, правительствами, территориями, уровнями государственного управления и местного самоуправления, различными социальными группами населения.
Процесс перераспределения осуществляется через:

1.Бюджетную сферу в ходе уплаты налогов, не налоговых платежей как предприятиями так и населением, а так же в ходе финансирования из бюджета расходов предприятий и граждан.

2.Финансовый рынок путем привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска ценных бумаг, получение банковских кредитов, процентов, дивидендов.

3.Через страховой рынок в процессе уплаты страховых взносов выплаты и получение страховых вознаграждений.
Кроме стоимости ВВП как основного объекта воздействия финансов в качестве инструмента распределения распределяется так же часть национального богатства государства в виде накоплений прошлых лет(прибыль, сбережения населений и тд.); поступления от внешней экономической деятельности(внешней торговли, внешние займы, кредиты, дивиденды по ценным бумагам иностранных резидентов), таким образом участие финансов в распределительном процессе характеризуется привлечением различных объектов распределения, значительными объемами денежных средств мобилизуемыми в процессе распределения, значительной мобильностью создаваемых и расходуемых денежных средств и денежных доходов.

финансы отношение

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

Распределительная функция финансов заключается в том, что:

через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

2. Функции финансов как проявление их сущности

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Анализ и оценка современных концепций сущности финансов

Ни в одной стране мира конкретная концепция сущности финансов в чистом виде никогда не применялась. Исторические и национальные особенности, роль социального фактора - всё это накладывает свой отпечаток на конкретную политику...

Дискуссионные вопросы о сущности финансов в подходах различных научных школ: формирование и эволюция

Место и роль налогов

Налоги необходимы для осуществления государством возложенных на него функций, создания различных социальных фондов и для проведения других государственных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства...

Общая характеристика финансового менеджмента

финансы менеджмент контроль управление Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется прежде всего с помощью распределительной функции...

Понятие налоговой политики и ее составляющих в экономике

Сущность и объективная необходимость финансов

Сущность и функции финансов

Несмотря на длительную историю существования финансов как научного понятия, их сущность до конца не раскрыта. Задача более полного познания сущности финансов осложняется тем, что она глубоко скрыта за внешними формами ее проявления...

Сущность и функции финансов

С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П...

Финансовая система Российской Федерации

Сущность финансов, далеко не тождественно деньгам, имеет свою специфику и общественное назначение. Как и любая экономическая категория проявляется в функциях. Следует отметить...

Финансовые ресурсы предприятия

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция заключается в том...

Финансы

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию...

Финансы: сущность и роль, их функции. Финансовая система ПМР и ее структура

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно...

Финансы: сущность и функции

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают...

Сущность финансов проявляется в их функциях. Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Финансовые отношения возникают в подразделениях обществ, производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках; органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; предприятиями и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т.д. Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т.д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т.д. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно – экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей; возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций). Сущность финансов проявляется в первую очередь с помощью распределительной функции. Через нее реализуется общественное назначение финансов обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Распределительная функция финансов заключается в первую очередь в создании основных или первичных доходов путем распределения общего, национального дохода среди участников материального производства. Следующая функция финансов заключается в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в денежной форме), а так же часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью распределительной функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а так же формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции также обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется перераспределение национального дохода. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т.д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов. Контрольная функция заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Контрольная функция осуществляется государством, перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. Из распределительной функции финансов вытекает контрольная функция которая основывается на возможности оценки величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности движения, происходящей как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Функции распределения и контроля это две стороны экономического процесса. Эти функции реализуются через финансовый механизм являющийся частью хозяйственного механизма. Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно. Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели(выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.) позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Еще по теме 40. Функции финансов как проявление их сущности.:

  1. 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  2. 3.1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ І1ГЕД11ГИЯ1НЙ
  3. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  4. Кредит и кредитные отношения. Необходимость и сущность кредита
  5. №2. Функции финансов и их проявление в системе финансовых отношений.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право -

  • 2. Деньги как средство обращения. Приемлемость денег. Экономическая сущность, причины появления и особенности обращения полноценных, кредитных и бумажных денег, Закон денежного обращения
  • 3. Деньги как мера стоимости. Понятие масштаба цен. Денежные реформы: экономич предпосылки и причины их возникновения
  • 4. Инфляция как экономич процесс. Понятие и виды инфляции. Причины, вызывающие инфляцию. Инфляционное таргетирование экономики
  • 5. Понятие денежного оборота, его структура
  • 6. Организация межбанковских расчетов в России. Роль Центрального банка в организации эффективной системы межбанковских расчетов.
  • 7. Типы денежных систем. Понятие и структура денежной системы России. Экономическое содержание банкнот Центр банка рф.
  • 10. Кредитная система России. Взаимосвязь общеэкономической ситуации в государстве и состояния кредитной системы
  • 8. Понятие кредитных отношений. Функции, принципы и формы кредита
  • 12. Понятие ссудного процента. Экономические границы установления ссудного процента. Спрэд. Влияние ссудного процента на состояние национальной экономики
  • 1. Сущность и принципы организации финансов организаций (предприятий)
  • 4. Расходы (затраты) организаций
  • 5. Доходы организаций
  • 6. Формирование и распределение прибыли организаций
  • 1. Понятие, цели и задачи финансового менеджмента. Эволюция целей финансового менеджмента
  • 3. Временная стоимость денег и ее применение в финансовом менеджменте
  • 1. Экономическая природа налога и основы построения системы налогообложения
  • 2. Характеристика налоговой системы рф
  • 3. Характеристика основных налогов и сборов рф
  • 4. Характерстика специальных налоговых режимов в рф
  • 2. Понятие, экономич сущность и виды денежных потоков на предприятии. Структура результирующего денежного потока
  • 1. Экономическая сущность и функции страхования
  • 2. Классификация страхования
  • 3. Формы проведения страхования
  • 4. Личное страхование. Характеристика видов и форм
  • 5. Имущественное страхование. Хар-ка видов и форм.
  • 1. Экономическая сущность и роль бюджета в экономике
  • 2. Бюджетная система рф
  • 5. Бюджетный процесс в рф
  • 6. Медбюджетные отношения в рф
  • 1. Ценные бумаги: сущность, признаки, инвестиционная привлекательность
  • 2. Рынок ценных бумаг: сущность, функции, классификация, значение.
  • 3. Участники рынка ценных бумаг, их роль в проведении операций с ценными бумагами
  • 4. Корпоративные ценные бумаги: сущность, виды, инвестиц привлекательность
  • 5. Эмиссия ценных бумаг
  • 6. Вторичные рынки ценных бумаг.
  • 7. Инвестиционные фонды. Особенности функционирования паевых инвестицонных фондов
  • 8. Регулирование рынка ценных бумаг
  • 1. Экономическая сущность и виды инвестиций
  • 4. Методы финансирования инвестиционных проектов
  • 2. Инвестиционный проект: понятие и классификация; фазы развития
  • 3. Определение, виды и основные принципы эффективности инвестиционных проектов
  • 6. Инвестиционный процесс, его характеристика
  • 7. Методы и критерии оценки инвестиционных проектов
  • 10. Методы количественного и качественного анализа проектных решений Методы качественной оценки риска вложений
  • 1. Понятие брокерско-дилерской деятельности
  • 2. Основы деятельности брокерско-дилерской компании
  • 3. Сущность и организация деятельности фронт-офиса и бэк-офиса в брокерской компании
  • 5. Принципы поведения профессиональных учатсников на рынке ценных бумаг
  • 6. Понятие учетной системы прав собственности на ценные бумаги. Депозитарная деятельность
  • 7. Основы деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. Система ведения реестра
  • 8. Основы организации, функции и классификация клиринговой деятельности
  • 1. Рынок государственных долговых обязательств, его роль, участники и их функции
  • 2. Государство как эмитент ценных бумаг. Виды федеральных долговых обязательств, их сравнительная характеристик и инвестиционные качества
  • 3. Субфедеральные и муниципальные долговые обязательства: их виды, особенности выпуска и обращения.
  • 4. Еврооблигации как форма секъюритизации внешнего долга. Виды российских еврооблигаций
  • 5. Формирование и управление государственной акционерной собственностью
  • 1. Виды корпоративных ценных бумаг, обращаемых на рынке сша. Особенности их эмиссии.
  • 2. Государственные долговые обязательства на рынке ценных бумаг сша, особенности их выпуска и обращения.
  • 3. Основные виды профессиональных участников рынка ценных бумаг сша. Их краткая характеристика
  • 4. Особое место фондового рынка сша. Организованные и неорганизованные рынки ценных бумаг.
  • 5. Организация деятельности Нью-Йоркской фондовой биржи.
  • 1. Форвардные и фьючерсные контракты: сущность, специи-фика и стратегии использования
  • 2. Опционные контракты: общая характеристика и стратегии использования
  • 3. Депозитарные расписки: их содержание и виды. Особенности выпуска и обращения депозитарных расписок
  • 1. Инвестиционные риски на рынке ценных бумаг: основные виды, концепция управления
  • 2. Портфель ценных бумаг: принципы формирования и управления
  • 1. Экономическая природа корпорации: ее сущность и признаки.
  • 2. Корпоративные финансы как экономическая категория
  • 3. Основные виды корпоративных структур в российской экономике, их характеристика
  • 4. Корпорация на фондовом рынке
  • 5. Реструктуризация корпорации, сущность, формы и особенности осуществления в России
  • 6. Слияния и поглощения: сущность, причины и типы
  • 2. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса
  • 1. Экономическая сущность и функции цены
  • 2. Система цен, ее характеристика
  • 3. Методы ценообразования и их характеристика
  • Составн частью фин-кредит мех-ма выступа мех-м финансов (Ф), кот изуч-ся наукой о Ф. Наука о Ф – учение о закономерностях возникн-я Ф, сущности, функциях, роли финансов в разв-ии об-ва. Метод науки: метод материалистической диалектики (исследова-ние явлений в их взаимосвязи, выявление специфики рассмотренного явления).

    Задачи науки: 1) Раскрыть сущ-ть Ф и ф-ии Ф. 2) Обосновать с помощью Ф стоимостные пропорции распреде-ления созданного продукта. 3) Овладеть методами актив воздействия Ф на все стадии общественного производства.

    Сущ-сть Ф, закономерности их развития, сферы охватываемых тов-денеж отношений, роль Ф в воспроизводств процессе обусл экон строем общества, природой и функциями государства.

    Ф выражают денежные отношения между: 1. Гос-вом и юр.лицом (уплата налогов). 2. Гос-вом и физ.лицом (налоги, соц.помощь). 3. Межгос отношения (получение займов, оказание помощи). 4. Межбюджетные отношения (дотации, субсидии).

    Ф выраж денеж отношения, но они отличаются от денег по сущ-сти и по функциям. Ф – не деньги, и всегда по поводу формир-я и использ-я фондов и доходов, обеспечивающих выполнение гос-вом возлож на него ф-ий, прежде всего, означает, что это экономические отношения.

    Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя.

    Ф – инструмент перераспред-я созд продукта с целью создания фондов, орудие контроля за формир-ем и использ-ем денеж средств.

    Усл-я существования Ф: 1. тов-денеж отношения. 2. существование государства.

    Форма проявления Ф зависит от фин.политики государства.

    Признаки финансов:

    1. Денежные отношения между субъектами общественного воспроизводства в рамках эконом. системы.

    2. Это отношения регулируемые государством.

    3. Перераспред. характер совокупного общественного продукта (на уровне предприятия происходит первичное перераспределение финансов (т.е. сбор налогов), а вторичное перераспределение производит государство в госбюджете.).

    4. Формирование и использование фондов денежных средств государства и государственных предприятий.

    Сущность финансов проявляется через их функции.

    1. Формирование фондов денежных средств.

    2. Использование фондов.

    3. Контрольная.

    Финансы – это денежные отношения, обусловленные фактором существования государства, выражающие перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов.

    3. Функции финансов как проявление их сущности

    Ф – денеж отнош-я, обусл фактором существования гос-ва, выражающ перераспред-е ст-ти совокуп обществ продукта и формир-я на этой основе общегос денежных фондов.

    1. аккумулирование (формирование) гос-вом денеж ср-в и формир-е на этой основе общегос денеж фондов.

    2. использ-е средств общегосударственного денежного фонда.

    3. контроль.

    Совокупность фин отношений является объектом фин системы, а ее субъектом выступают соответствующие финансовые органы.

    Сущ 3 вида контроля: 1) Предварит – осущ-ся до соверш-я фин операций на стадии планир-я; 2) Текущ – осущ-ся в процессе реализации финанс планов и осущ-ии текущ фин деят-сти пред-тий, учреждений. 3) Последующ – осущ-ся после завершения отчет периода.

    С помощью Ф, гос-во изым в свое распоряжение часть ст-ти совокуп обществ продукта, созд в сфере матер произ-ва.

    Осущ-ся этот процесс посредством реализации первой ф-ии Ф – формир-е денеж фондов (доходов), практич выражение кот находит свое воплощение в гос налог политике.

    В рез-те формир-ся разнообраз денеж фонды – централиз (гос бюджет), децентрализ (на регион и местн уровне), целевые фонды и т.д.

    Использ-е этих денеж фондов (доходов), ср-ва кот в порядке перераспред-я направл-ся на матер содерж-е гос аппарата, чтобы он мог эффективно выполнять гос ф-ии, возлож на него, на созд-е и поддерж-е в об-ве рац и эффектив стр-ры обществ произ-ва, обеспеч-е матер поддержки неимущих и т.д., осущ-ся посредством реализации второй ф-ии Ф – использ-е денеж фондов (доходов), матер содерж-е кот проявл-ся в проведении политики гос расходов.

    Третья ф-ия Ф – контрольная. Она присуща Ф как эконом. категории и реализ-ся одновр либо с первой, либо со второй ф-ями Ф. Конкретное проявление содерж-я контр ф-ии финансов осуществляется в ходе деятельности финансовых органов, реализующих на практике финансовую политику государств.

    Объектом контр ф-ии Ф явл фин показатели деятельности пред-тий, орг-ий, учреждений. Повышение эффек-сти фин контро-ля во многом завис от постановки дела на пред-тии главными бухгалтерами, работниками фин органов, достоверности фин инф-ии, соблюдения фин дисциплины, правильности ведения бух учета и отчетности.

    Необх-сть финансов возникла в капиталист гос-ве в связи с налаживанием регулярн товарно-денежн обмена и ростом потреб-ностей гос-ва в фин ресурсах (в докап формациях больш часть гос потребностей удовлетворялась за счет натур сборов и податей, повинностей).

    Быстр рост расходов кап гос-в стал толчком развития финан-сов. Матер основу финансов образ деньги. В процессе развития НТП деньги становятся важн мерилом затрат на произ-во продукции, рабоч силу и ср-вом собирания налогов.

    Фин деят-сть обсул экон законами. Они опред экон необх-сть развития матер произ-ва и удовлетворения личн потребностей членов об-ва. Их обеспечение связ с распределением обеств продукта в целях образования фондов возмещения ср-в произ-ва, страх и резервн фондов, фондов личн и обеств потребления.

    В усл-ях формирования и развития рынка необх-сть финансов возрастает. Рыноч отношения нах-ся в тесн связи и единстве с денеж обращением и финансами.

    Необх-сть финансов в усл-ях рыноч х-ва можно объяснить следующ причинами:

    1. Существованием товарно-денеж отношений и действием закона ст-ти. Реализация продукции, тов-в и услуг хозяйствующ субъектами осу-ся путем купли и продажи за деньги. Финансы не мог существ без денег. Если наличие денег – обязат усл-е существования финансов, то причиной, порождающ появление финансов, можно счит потребности гос-ва и субъектов хозяйство-вания в денеж ресурсах, обеспечивающих их деят-сть и расширен произ-во.

    2. Безфинансов невозможно обеспеч кругооборот производств фондов на расширен основе, регулировать отраслев и регион стр-ру эк-ки, стимулир развитие произ-ва.

    3. Наличие гос-ва. Энгельс указ, что с появлением гос-ва возникли налоги как матер основа его существования. Поскольку гос-во несет хоз-организ и культурно-воспитат ф-ию, оно должно располагать соответствующими фин ресурсами в виде денежн фондов.

    Финансы - неотъемлем часть экон отношений, поэтому их роль и знач-е завис от того, какое место в рыноч хоз-ве заним фин отношения м/у хозяйствующ субъектами.

    Виды фин отношений:

    1) м/у гос-вом и пред-тиями – система платежей в гос бюджет в форме налогов и пошлин, а тж отчислений в различ внебюджет гос фонды, фонды орг-ий отраслев и территор ур-ня;

    2) м/у пред-тиями – стрятся на основе договоров, кот регламентир взаимн платежн обязат-ва, но и предусм систему штрафн санкций за нарушение договорн дисциплины, а тж денежн вознаграждение за четк выполнение особ требований заказчика,

    3) м/у гос органами различ ур-ней упр-я – отношения м/у федер и территор органами упр-я по поводу распределения ср-в бюджетов, финансир-я природоохран мероприятий, объектов строительства для федер нужд, финансирования обороны, комплексн целев программ и др,

    4) м/у гос-вом и населением – фин отношения по поводу плучения различ рода выплат (пенсий, пособий, стипендий), а тж предоставления льгот из обеств фондов народн потребления, в частности, выплат на образование, медицинск обслуж-е и др.; а тж платежи населения в бюджет и внебюджет фонды, различ формы кредитования населением гос-ва (займы, лотереи вклады в Себрбанк) и др.

    5) м/у пред-тиями и банками - работа коммерч банком по обслуж-ию денеж оборота пред-тий и орг-ий, осущ-е банк кредитования.

    Фин система - совокупность подразделений и звеньев фин отношений, посредством кот осущ-ся распределение, формир-е и использ-е фондов денежн ср-в. В фин систему страны включ все фин учреждения страны, обслуживающ денеж обращение.

    Сферы фин системы: 1) общегос финансы, 2) финансы пред-тий и орг-ий.

    Стр-ра фин системы РФ включ в себя:

    1) общегос финансы - бюджет система, гос внебюджет целев фонды, гос кредит, гос фонд страхования; 2) финансы пред-тий и орг-ий - финансы коммерч пред-тий (орг-ий), финансы гос и муницип пред-тий, финансы некоммерч пред-тий и орг-ий, финан-сы обществ орг-ий и объединений, 3) Кредитно-банк система - ЦБ РФ, Сбербанк России, Внешторгбанк, коммерч банки, 4) система гос фин органов - Министерство финансов РФ, Федер казначейство, фин органы субъектов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам.