Дипломатическое право. Состав дипломатического представительства и его функции. Порядок назначения главы дипломатического представительства Процедура назначения главы дипломатического представительства

Дипломатическое представительство (диппредставительство) - зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений .

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство , во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия , возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях . «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Право внешних сношений

    Право внешних сношений (интерактивная лекция).

    Дипломатические ранги и должности. Персонал дипломатического представительства.

    Субтитры

Порядок назначения и основания прекращения функций дипломатического представительства

  • «Положение о рангах дипломатических представителей» (Венский регламент) 1815 г.
  • Аахенский протокол 1818 г.

Полномочия дипломатических представителей

Функции дипломатического представительства:

  • представительство своего государства в стране пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;
  • ведение переговоров с правительством принимающего государства;
  • поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;
  • осуществление консульских функций;
  • выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.

Порядок назначения и отзыва главы дипломатического представительства

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман ». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

В каждом представительстве имеется его глава, то есть аккредитованный дипломатический представитель - лицо, на которого аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, и персонал представительства - её вспомогательный аппарат. Ст. 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Согласно международному праву, представитель - единственное лицо, представляющее своё государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он может передать различные функции своему персоналу, но он один несёт ответственность и за своё руководство, и за то руководство, которое осуществляется другими, уполномоченным им. Он является также высшим представителем по сравнению с другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания. Первые два слова полного названия должности посла говорят сами за себя Чрезвычайный и Полномочный.

Место по старшинству глав дипломатических представительств определяются в соответствии с укоренившимися традициями. Обычно они следуют за членами кабинета министров и главами законодательных собраний.

Ни одно государство мира не содержит дипломатического представительства в каждой столице мира. Большинству их них приходится выбирать и устанавливать баланс между национальными интересами и необходимыми затратами. Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений. Ст. 5 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Такое совмещение называется кумуляцией дипломатического представительства. Такая практика довольно распространена. Если государство назначает главу представительства в одном или нескольких других государствах, то оно может учредить дипломатические представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, в каждом государстве, где глава представительства не имеет постоянного местопребывания. Однако государство вправе и не создавать такого представительства. Тогда в этом случае оно будет осуществляться периодическими приездами дипломатического представителя.

Возможна и такая кумуляция дипломатического представительства, при которой одно лицо представляет два или более стран в государстве пребывания, если последнее не возражает против этого.Ст. 6 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1962 года закрепила сложившуюся практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и интернунции; поверенные в делах. Конвенция установила, что между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

Послами обмениваются не только великие державы, но и любые государства, что соответствует принципу суверенного равенства государств.

Назначение дипломатических представительств регулируется нормами, как внутригосударственного права, так и международного права. В каждом государстве существует тот или иной порядок назначения дипломатического представителя.

Обычно кандидатура представителя посылается из министерства иностранных дел в парламент. После его одобрения глава государства (президент, монарх) должен дать уже окончательное согласие.

Для начала миссии дипломатического представителя в стране важно получение агремана, то есть предварительного согласия на принятие данного представителя. Ст. 4 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Необходимость агремана - твёрдо установившаяся норма современного дипломатического права.

Вопрос 24. Порядок назначения глав дипломатических представительств.

Россия обменивается дипломатическими представительствами с другими государствами в настоящее время только на уровне посольств. Аккредитование диппредставителя того или иного класса может состояться только в том случае, если с кандидатурой на этот пост согласно принимающее государство. Поэтому при назначении диппредставителя запрашивается согласие аккредитующей стороны (агреман ). Если глава диппредставительства назначается впервые после установления между государствами дипотношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через диппредставителей обеих договаривающихся сторон. В случае же замены одного главы диппредставительства другим запрос агремана может быть сделан его предшественником или временным поверенным в делах.

Власти страны аккредитования имеют право запросить и более подробные сведения. После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится «персоной грата» . (Статусом «персоны грата» пользуются все дипломатические сотрудники представительства.) Только после получения агремана может быть издан официальный акт аккредитующей страны о назначении (обычно указом главы государства), о чем публикуется сообщение в официальном печатном органе.

Правительство страны назначения может и не дать агремана . Сообщая об отказе в агремане, оно не обязано излагать мотивы отказа . Хотя случаи отказа в агремане крайне редки, бывает, что мотивы отказа сообщаются запрашивавшей его стороне. Как отказ в агремане может рассматриваться и длительная задержка ответа на его запрос. Напоминать же о запросе агремана не принято. В качестве предлога отказа обычно служит нарушение норм поведения дипломата.

Если дипотношения развиты недостаточно, или по иным соображениям, стороны договариваются об аккредитовании диппредставительств по совместительству . Венская конвенция допускает аккредитование диппредставителя по совместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В странах аккредитования могут создаваться аппараты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, которые руководят ими в период отсутствия главы представительства.

Венская конвенция допускает также случаи, когда два или даже несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве своего представителя в другом государстве, если оно не возражает против этого. Конвенция предусматривает возможность совмещения главой представительства или любым из его сотрудников - членом дипломатического персонала - своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Полномочиями диппредставителя являются верительные грамоты . В русском языке название грамот получило от слова «верить». В отношении диппредставителя это служит подтверждением того доверия, которым он облечен властями аккредитующего государства. Верительные грамоты подписываются главой государства. Адресуются и вручаются грамоты посла (и посланника) главе государства страны назначения. Полномочия же постоянного поверенного в делах выдаются ему министром иностранных дел и вручаются министру иностранных дел страны аккредитования.

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывные грамоты своего предшественника. В них сообщается о решении властей аккредитующей страны отозвать прежнего посла, указывается в общей форме причина отзыва (например, в связи с намерением назначить его на иной пост), а также выражается надежда, что отзываемый посол своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывные грамоты отъезжающий посол может вручить и сам при своем отъезде.

В некоторых странах существует порядок направления от имени главы государства аккредитования в адрес главы аккредитующего государства отпускных грамот, в которых обычно выражается удовлетворение деятельностью отъезжающего посла.

Вступление в должность . Из всех классов диппредставительств, установленных Венской конвенцией 1961 г., наиболее распространенным является класс посла (в практике аккредитования глав диппредставительств прослеживается тенденция назначения на этот пост преимущественно дипломатов в классе послов).

Чрезвычайный и Полномочный Посол считается приступившим к своим обязанностям в зависимости от практики, принятой в государстве аккредитования, которая, согласно Венской конвенции 1961 г., должна применяться единообразно либо с момента вручения послом своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИД государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется Датой и часом прибытия посла. Процедура аккредитования в каждой стране проводится в соответствии с ее обычаями. Но независимо от этого, она должна применяться ко всем главам диппредставительств одного и того же класса одинаково, без дискриминации.

Свою протокольную деятельность посол начинает с визитов государственным деятелям страны пребывания и послам других стран. В последнем случае следует начинать визиты с дуайена - старшины дипкорпуса. Визиты вежливости наносит также супруга посла.

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в государстве пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства.

В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов:

I класс - посол и папский легат или нунций;

II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства;

III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

Аахенский протокол 1918 дополнил эту классификацию классом министра-резидента, занял позицию между посланником и поверенным в делах. Но данная новация не прижилась и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года восприняла трех звеньевую классификацию. В соответствии со статьей 14 настоящего Конвенции главы представительств подразделяются на:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других главах представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциив, аккредитуемых при министрах иностранных дел;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Следует отметить, что класс поверенного в делах нельзя путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Венская конвенция закрепляет, что не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, за исключением вопросов старшинства и этикета. Класс, к которому должны принадлежать глава представительств, определяется соглашениями между государствами.

От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги - Это служебные звания старшинства дипломатов, установленными в соответствии с внутригосударственного права государства, аккредитует. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом.

В Украине согласно Постановления Верховной Рады Украины «О дипломатических рангах Украина »от 31 января 1992 года установлены следующие ранги:

Чрезвычайный и полномочный посол;

Чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов

Советник I и II классов

Первый секретарь I и II классов

Второй секретарь I и II классов

Третий секретарь;

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) присваиваются конечно главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе, является первичным (самым младшим) дипломатическим рангом, присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений (министерство иностранных дел). Этот ранг не следует путать с должности военного, морского и воздушного атташе, не является дипломатической должности, потому что ее занимают сотрудники военного ведомства государства, аккредитует, которые проходят военную службу на должностях офицерского состава (Обычно старшие офицеры и генералы различных родов войск). Эти лица при получении назначения на должность и прибытии к месту прохождения службы специально аккредитуются при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального (внутригосударственного) права.

Как уже отмечалось, дипломатические отношения устанавливаются между государствами результате признания de jure. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного согласия государств на базе установления дипломатических отношений. Согласно статье 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года для того, чтобы конкретное лицо была назначена главой дипломатического представительства, государство, аккредитует, должна направить принимающем государстве, запрос о его согласии на назначение данного лица на эту должность. В запросе излагаются биографические данные лица, сведения о ее карьере и должность, которую занимает, семейное положение, причем эта информация должна быть изложена очень лаконично и быть абсолютно точной.

Положительный ответ принимающего государства, на запрос означает предоставление агремана (от француз, agrement - согласие) на принятие указанной в запросе лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - Желанной лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, а кандидат признается persona non grata - нежелательным лицом. При этом принимающее государство не обязано сообщать государству, аккредитующим мотивы отказа в агремане. Таким образом, отказ в предоставлении агремана не нуждается дополнительных разъяснений. Процедура получения агремана носит конфиденциальный характер.

После получения агремана начинается осуществление определенных процедурных форм, протекают в государстве, аккредитует. Во-первых, кандидат получает аудиенцию у главы государства. Потом выходит правоприменительный акт о назначении его в качестве дипломатического представителя. Этот акт публикуется не только в средствах массовой информации государства, аккредитует, но и в СМИ страны пребывания. В Украине такие назначения осуществляет Президент. Указ Президента Украины о назначении соответствующего лица Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в определенном государстве публикуется в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины».

Перед выездом к месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представителя в принимающем государстве. Документы посла подписывается главой государства, аккредитующим (в некоторых государствах, например в Российской Федерации, верительные грамоты подписывает министр иностранных дел), и адресуется главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» ее обладателю как официальному лицу, что представляет свое государство во всех отношениях с государством пребывания. Таким образом, глава государства, аккредитует, легитимирует перед своим визави (главой другого государства) лицо, которому действительно поручено представлять представляемое государство в полном объеме. Глава

дипломатического представительства получает вместе с верительной грамотой и ее копию. После этого дипломатический представитель может следовать к месту начала миссии.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает ординарный режим назначение дипломатических представителей из числа граждан государства, аккредитует (ч. 1 статьи 8). Время ею предполагается экстраординарный порядок назначение таких представителей - из числа граждан государства пребывания. Но это может быть сделано не иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Кроме того, государство пребывания может оговорить за собой такое же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами государства, аккредитует (части 2, Из статьи 8).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года связывает момент начала дипломатической миссии в государстве пребывания, т.е. начало выполнения главой дипломатического представительства своих функций с практикой, существующей в конкретной государстве, которая должна применяться единогласно, или:

а) с момента вручения своих верительных грамот, или

б) с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другого министерства, в отношении которого имеется договоренность (статья 13).

Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к выполнению своих функций с момента вручения своих верительных грамот главе государства, принимающего или лицу, его заменяет.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (Совмещение) дипломатического представительства, то есть аккредитация того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при отсутствии возражений против этого государства пребывания. Кроме того, одна и та

лицо может представлять два и более государства в одном государстве при соблюдении указанной выше условия. Такая возможность предусмотрена статьей 6 Венской конвенции 1961 года. Украина уже имеет в этом вопросе определенные практические наработки. Так, например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляцией выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Бельгии за кумуляцией выполняет эти же обязанности в других государствах Бенилюкса - Нидерландах и Люксембурге. Очень часто практику кумуляции государства используют и в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какой-то государства во Франции одновременно назначается официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, так как местонахождение этой организации - Париж; если дипломатический представитель выполняет свою миссию в Бельгии или в государствах Бенилюкса - То при НАТО (штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе / Бельгия /), как это имеет место в Украине. Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. В международной практике и международном праве (статья 43 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года) сложились такие основания прекращении миссии дипломатического представителя:

а) отзыва его государством, аккредитует (например, с целью ротации);

б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата;

в) разрыв дипломатических отношений между государствами;

г) война между государством, аккредитующим и принимающим государством;

д) прекращение существования государства, аккредитует и принимающего государства (или одной из них) как субъектов международного права (например, как это имело место в 1991 году с Союзом ССР и ГДР).

В ординарных условиях к основаниям могут быть также отнесены выполнения дипломатическим представителем порученной миссии (например, подписание мирного договора или значительного политического соглашения), смерть дипломатического представителя и инсурекция - отказ дипломата выполнять свои функции.

Причинами объявления дипломатического представителя persona non grata могут быть разнообразные действия, так или иначе связаны с поведением самого дипломатического агента - это: а) неуважение к законам и правилам, которые существуют в государстве пребывания; б) вмешательство в ее внутренние дела, в) злоупотребление дипломатическими привилегиями и иммунитетами г) заявления, расцениваемые как политически бестактные и оскорбительные для государства пребывания, наконец, д) совершение деяния, предусмотренного уголовным законом принимающего государства, и т.п. Следствием такого поведения является требование государства пребывания, которая выдвигается в государства, аккредитует, об отзыве данного дипломата или прекращения его функции в представительстве. В силу статьи 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года государство пребывания не обязана излагать мотивы, по которым он принял решение объявить того или иного дипломатического агента persona non grata, есть нежелательным лицом (если речь идет о сотруднике недипломатичного персонала, то применяется выражение «Неприемлемая лицо»).

Если лицо, объявлена persona non grata, не покидает государство пребывания в указанный ею срок, к ней может быть применен дисмисла - объявления дипломата частным лицом. Юридическим последствием дисмисла является распространение на соответствующее лицо юрисдикции государства пребывания в том же объеме, что и на обычных иностранных граждан, что может привести ее арест. Чаще всего прибегают не к дисмисла, а к угрозе его применения.

В ординарных условиях прекращение дипломатической миссии наступает следующим образом: правительство государства, аккредитует, посылает дипломатическим каналам отзывные грамоты, или эти грамоты привозит вновь назначен дипломатический представитель. Отзывные грамоты вручаются главе государства пребывания или же отозванным дипломатическим, представителем, или его наследником при вручении своих верительных грамот.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство располагает необходимый персонал. В соответствии статье 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала дипломатического представительства государство пребывания может предложить такую численность представительства, которую она считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Таким образом, оптимальным вариантом решения вопроса численности дипломатического персонала является заключение соглашения между государством, аккредитующим и принимающим государством. Исходя из дипломатической практики, конечно численность персонала зависит от уровня и интенсивности отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы:

1. Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги (как правило, они являются гражданами государства, аккредитует, но в некоторых случаях на дипломатическую должность могут быть назначены граждане государства пребывания или третьего государства, но только с согласия властей принимающего государства).

2. Административно-технический персонал - к нему относятся экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу (в основном это граждане государства, аккредитует, но могут приниматься на определенные должности и граждане государства пребывания).

3. Вспомогательный персонал включает шоферов, садовников, уборщиков, лифтеров, горничных, курьеров и других лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства (он комплектуется из граждан государства, аккредитует и принимающего государства).

Ведомство иностранных дел принимающего государства, должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

В любом государстве пребывания находятся дипломатические представительства различных иностранных государств. Обычно они имеют свое местоположение в столице государства. Здесь главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей участвуют в различного рода официальных мероприятиях и церемониях, проведенных властями государства пребывания. С этих позиций на основе международного порядка в дипломатическом праве возник институт дипломатического корпуса. Именно понятие «дипломатический корпус» в международном праве используется как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Совокупность всех лиц, имеющих дипломатические ранги, которые находятся в составе дипломатических представительств иностранных государств, а также членов их семей, составляет дипломатический корпус в широком смысле.

Следует отметить, что дипломатический корпус не признается в качестве самостоятельной юридического лица на территории страны пребывания, он не имеет каких-либо политических функций. Его основной задачей является участие в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях: поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных и научных центров принимающей, участие в церемониях траурного характера и т.п.

Учитывая наличие в дипломатического корпуса коллективных интересов протокольного характера, из числа глав дипломатических представительств выделяется дуайен (в англоязычных странах он именуется старейшиной, деканом) дипломатического корпуса. Обычно им становится старший по классу и по времени аккредитации в государстве пребывания дипломат. В некоторых католических государствах, согласно сложившейся традиции, дуайена является папский нунций. Дуайена выступает от имени дипломатического корпуса йа разного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающихся статуса дипломатического корпуса. Одна из его основных функций заключается в консультировании вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания. Функции дуайена имеют чисто представительский характер, поэтому, выступая в этом качестве, он не должен делать политических заявлений.

Ведомство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, аккредитованного в данной стране. В государстве пребывания иностранным дипломатам выдаются дипломатические карточки, подтверждающие их правовой статус, а также специальные номерные знаки на автотранспортные средства.

28. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:

1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.

2. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),

3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,

4. посол отправляется в страну пребывания,

5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.

6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев.Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.