Чем эмоции отличаются от чувств? Отличие эмоций от чувств Разница между чувствами и эмоциями

Психология эмоций: чувства под контролем Дубравин Дэн

Глава 4. Психология эмоций. В чем разница между инстинктами, эмоциями, чувствами и состояниями

Для того чтобы использовать электрический ток, не обязательно знать его происхождение. Однако при неумелом обращении с ним, можно нанести вред как себе, так и окружающим. Каждого хоть раз в жизни било током, верно? Чувства – это тоже энергия, которая требует особого отношения к себе. Поэтому для эффективного управления чувствами необходимо понимать механизмы их происхождения и динамику развития.

Эмоциональный мозг

Гиппокампи миндалевидное тело (от греческого слова amygdala – миндалевидное тело) – это две главные составляющие примитивного «носового мозга», из которых в процессе эволюции развилсь кортекс, а потом и неокортекс. И по сей день эти лимбические структуры выполняют большую или даже наибольшую часть таких функций мозга, как научение и запоминание, а миндалевидное тело является большим специалистом по части эмоций.

Даниел Гоулман, «Эмоциональный интеллект»

Как у каждого дерева есть корни, так и у нашей психики есть свои истоки. Это инстинкты. Именно они лежат в основе разветвленной системы эмоций, чувств, состояний и аффектов. Каждый из нас является счастливым (несчастным) обладателем этого природного механизма, который доказывал свою эффективность на протяжении миллионов лет. Давайте по порядку разберемся в происхождении каждого из компонентов психических процессов.

1. Инстинкты – это врожденные поведенческие сценарии. Их цель – автоматизация всех процессов, которые помогают организму выжить. Американский психолог Уильям Мак-Дугалл разработал классификацию инстинктов:

1. Бегство.

2. Отвращение.

3. Любознательность.

4. Агрессивность.

5. Самоуничижение.

6. Самоутверждение.

7. Родительский инстинкт.

8. Пищевой инстинкт.

9. Стадный инстинкт.

Как видно из этого списка, в инстинктах просматривается фундамент для эмоций и чувств, которые появляются в процессе эволюции у организмов с более развитой и сложной нервной системой.

2. Эмоции , утверждал Чарлз Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, с помощью которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Эмоции – это инстинкты более высокого порядка.

Скорость возникновения эмоций значительно затрудняет процесс управления ими на вторичном уровне. При этом развитое метавнимание дает нам возможность взять под контроль эмоцию еще до момента, пока она наберет наибольшую интенсивность и энергетичность.

Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Эмоции могут возникать настолько быстро, что наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению этой эмоции – и даже может не осознавать источник этого импульса.

Пол Экман

Выделяется семь базовых эмоций:

Интерес – рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.

Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.

Печаль – реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие.

Злость (гнев) – то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).

Страх – реакция защиты, бегства или предупреждения возможной боли или угрозы.

Отвращение – реакция отторжения.

Удивление – сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.

3. Чувства = Эмоция + Мысль

Чувства – это эмоции более высокого порядка. Различные комбинации эмоций и мыслей рождают более широкое разнообразие и диапазон чувственной палитры.

К чувствам относятся: благодарность, вина, восхищение, враждебность, возмущение, жалость, зависть, любовь, нежность, ненависть, неприятие, интерес, отвращение, презрение, пренебрежение, привязанность, раздражение, разочарование, раскаяние, ревность, симпатия, скорбь, страсть, страх, стыд, трепет и т. д.

4. Эмоциональные состояния (настроения) – продолжительное переживание чувства, которое создает эмоциональный фон. Сильная фиксация человека на определенной эмоции или чувстве, приводит его к состоянию. Состояние может длится от нескольких часов до нескольких месяцев.

К состояниям относятся: скука, уныние, уверенность, энтузиазм, тревога, спокойствие, оптимизм, подавленность, надежда.

5. Аффекты , как правило, быстро возникают и интенсивно проявляются в нашей психике. Их энергетический потенциал настолько велик, что может мобилизовать в нас огромные ресурсы для преодоления опасности либо разрушения живых или неживых объектов.

К аффектам относятся: испуг, паника, ужас, эйфория, экстаз, ярость.

Теперь вы можете определить, чем отличается каждый из психических процессов, что уже продвигает вас по пути управления эмоциями.

Из книги Истинный профессионализм автора Майстер Дэвид

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Разумный маркетинг. Как продавать больше при меньших затратах [фрагмент] автора Юрковская Ольга

Из книги Разумный маркетинг. Как продавать больше при меньших затратах автора Юрковская Ольга

Из книги Психология эмоций: чувства под контролем автора Дубравин Дэн

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Из книги Клонирование бизнеса [Франчайзинг и другие модели быстрого роста] автора Ватутин Сергей

Из книги Практическая психология, или Как подобрать ключик к любому человеку. 1000 подсказок на все случаи жизни автора Климчук Виталий Александрович

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

Из книги Я слишком много думаю [Как распорядиться своим сверхэффективным умом] автора Петиколлен Кристель

Из книги Удвоение личных продаж: Как менеджеру по продажам повысить свою эффективность автора Колотилов Евгений

Из книги Антистресс для будущих родителей автора Царенко Наталья

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с . Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее. Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения. Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения. Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева. А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия. Их систематическое переживание может привести к развитию , в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений. То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.

Зачем нужно так всё усложнять? Вы просто себя запутаете. Все впечатления и переживания внутренние от событий,- чувства. Проще, чувства это всё что Вы чувствуете. А вот проявления этих чувств,- эмоции. Проще,- эмоции это реакции Ваших чувств на события. Проявляются чувства у людей по разному. И это определяет настроение. Одни всегда весёлые, другие всегда хмурые (например). И это же формирует темперамент. Сангвиник там, холерик и т.д. Всё зависит от эмоций. То есть от того как эти чувства проявляются.

Alexey.n.pop***@u*****.ua Teacher 08.06.2011

Нетушки-нетушки. Не будем упрощать ситуацию. Давайте разбираться по существу.

Более сложным будем считать определение, которое более трудно понимается, а более простым – то, которое более легко понимается. Предварительно заметим, что усложнение определения неоправданно тогда, когда более сложное определение возможно, но его не требует решение поставленной задачи, когда это решение возможно с использованием и более простого определения. Однако бывает, что более простым определением нельзя обойтись по причинам логического, методологического, научного и т.п. характера. А теперь перечислим некоторые из ситуаций неоправданного усложнения определений:

(а ). Ситуация, когда вместо вполне удовлетворяющего задаче простого остенсивного определения дается трудно воспринимаемое или логически несостоятельное вербальное определение. Ситуация возникает в силу бытующего мнения, что всем терминам надо непременно давать только вербальные определения, которые в свою очередь представляются всегда возможными.

…Определение обязано разъяснять неясное через ясное. Тогда зачем весьма понятное определять через трудно воспринимаемое? Разве это что-либо разъясняет?…

Надо сказать, что вообще очень широкие понятия, как правило, определяются остенсивно, и не видно, как дать им вербальные определения, соблюдая правила культурного оперирования понятиями. Например, неясно, как дать правильные вербальные определения таким терминам, как "вещь(предмет)", "множество", "свойство", "отношение", "движение" и т.п. Самые общие понятия, вероятно, в то же время и самые простые. Поэтому разъяснить их смысл через термины (т.е. вербально), имеющие еще более простой смысл, не представляется возможным (конечно, при условии соблюдения правил определения).

Однако бывают ситуации, когда неоправданно упрощают определения – вплоть до того, что они становятся логически несостоятельными, а потому и непригодными для решения каких-либо задач.

… Из сказанного следует практический совет: если это удовлетворяет поставленной задаче, то пользуйтесь более простыми остенсивными определениями вместо более сложных вербальных. А если пользоваться вербальными определениями, то по возможности более простыми (даваемыми через более простые определяющие термины) . Тем более нельзя давать вербальных логически несостоятельных определений ради самих вербальных определений, а не ради решения поставленной задачи. Особо обращайте внимание на определения исходных терминов некоторой теории, вашей научной работы и т.д. Исходные термины могут быть определены и остенсивно, и вербально. Однако вербальные определения исходных терминов можно давать только через термины, не принадлежащие данной теории.

(б ). Ситуация, когда более сложная задача реального определения неоправданно подменяется значительно более простой задачей переименования (номинального определения)… Иначе говоря, по условию задачи требуется дать термину реальное определение через указание специфического и существенного признака определяемого объекта. А вместо этого дается другое наименование этого объекта, ничего не разъясняющее. Тем самым мы получаем просто новое слово, смысл (или значение) которого столь же неизвестны, как и смысл (или значение) первоначально взятого слова. Подобная операция, вообще говоря, не бессмысленна, она принята в логике и называется номинальным определением. Нередко эти определения помогают сократить речь, менее знакомые слова заменить более знакомыми и т.д. Но эти определения не решают проблемы разъяснения смысла (или значения) термина, что как раз и требуется от реального определения.

Тем самым порой очень трудная задача реального определения решается формально, по видимости, но не по существу. Создается иллюзия того, что реальное определение дано, хотя на самом деле ничего не разъяснено, т.е. произошел уход от решения задачи…

Отсюда следует простая и полезная для логического мышления рекомендация: если стоит задача разъяснения смысла (или значения) термина, то не подменяйте ее значительно более легкой, но не решающей поставленной задачи задачей номинального определения, т.е. выбора нового названия, переименования . Переименование не есть нахождение специфического и существенного определяющего признака. Правда, иногда оно является подспорьем в нахождении реального определения (тут имеет место психологический фактор понятности одного термина и непонятности другого). Например, определение множества как совокупности является не реальным, а номинальным определением, однако термин "совокупность" кажется более понятным, чем термин "множество", хотя их смыслы и значения одинаковы.

(в ). Ситуация, когда более простую задачу определения более узкого понятия ставят в зависимость от решения гораздо более сложной задачи определения более широкого понятия. Здесь имеет место на первый взгляд парадоксальное явление: интуитивно более понятно более широкое понятие, а для вербального определения оно как раз более трудное.

В этих ситуациях надо поступать так: если возможно более узкое понятие определить, не прибегая к более широкому, то надо сразу так и делать . Более того, если это возможно, то надо более широкое понятие определять через его частные случаи (как в то же время и более простые). Зачастую так и поступают: для определения более широкого понятия его делят на понятия более узкие (частные случаи широкого). Определяют последние, а затем разъясняют более широкое понятие по этим случаям.

правило оптимальной познавательной трудности определения : Из определений, удовлетворяющих решению поставленной задачи, следует выбирать определение меньшей познавательной трудности, руководствуясь правилами (рекомендациями) разрешения ситуаций.

(г ). Ситуация выбора "точного" или "неточного" определения. На первый взгляд подобная ситуация вообще не должна возникать, ведь кажется неоспоримым, что точное лучше, чем неточное. И если есть точное, то зачем же второе? Теоретически это так. Но практически не совсем так. Дело в том, что нередко точное определение в познавательном отношении – более трудное, так как связано с формулировкой его на более точном языке, как правило, искусственном. Смысл же терминов уточненных языков выходит за рамки обыденных пониманий, непривычен, что создает трудности познавательного характера для понимания терминов. Создается ситуация довольно противоречивого характера: с одной стороны, вроде бы точное мы должны понимать лучше, чем неточное (ведь точный смысл более ясен). Но, с другой стороны, практически мы, как правило, именно неточное понимаем лучше, чем точное.

Но что такое точное определение? Обычно говорят, что в математике определения точные, а, например, в гуманитарных науках – неточные. Это не совсем так… Вообще в науке происходят удивительные вещи: из фундаментальных неточных определений получаются производные определения – уже точные. Это неоспоримый факт, но его объяснение выходит за рамки данной работы.

Анализируя те определения, которые и в математике, и в естественных, и в гуманитарных науках относят к точным, можно заметить их общий специфический признак – связь определяющего признака с каким-то более или менее эффективным методом распознавания определяемого объекта. При этом методы могут быть разные. Это может быть алгоритмический метод (алгоритм) наподобие алгоритма Евклида, алгоритмов сложения, умножения и т.п. математических операций. Это может быть метод так называемого "предписания алгоритмического типа", очень похожий на алгоритм, но все же им не являющийся. Это могут быть просто достаточно четкие и определенные способы распознавания определяемого объекта.

Последнего рода способы поясним с помощью примеров, так как они-то и будут нам практически важны. Для этого возьмем определение сущности некоторого объекта, которое удовлетворяет требованию точности в смысле эффективности распознавания определяемого объекта. Последнее требует представления этого объекта как определенной системы, т.е. как множества каких-то предметов (элементов системы) с теми отношениями, которые имеют место между этими элементами. Например, стол есть объект, который можно представить как систему деревянных и железных деталей с механическими связями, существующими между ними. В данном случае стол будет механической системой. Но стол есть в то же время и молекулярная система, и атомарная система и т.д.

Так вот, сущностью системы будут те ее свойства и отношения, которые обусловливают (с помощью связей, характерных для данной системы) другие ее свойства и отношения. Такое определение сущности можно назвать точным (эффективным), так как из него следует метод распознавания сущности исследуемой системы, а именно: (1) уточнить, какую конкретно систему представляет объект в данном его представлении; (2) постараться обнаружить как можно больше его свойств (отношений); (3) выяснить, какие связи существуют между ними; (4) выявить те свойства (отношения), которые с помощью этих связей обусловливают другие свойства (отношения) исследуемой системы. Чем точнее будет известна система, тем точнее можно выявить ее сущность. Например, сущностью такой теории, как геометрия, будут ее исходные законы (аксиомы), потому что они с помощью логических связей обусловливают все другие ее законы (теоремы).

Проблема рассматриваемой ситуации звучит так: всегда ли целесообразны точные определения? Оказывается, не всегда. Можно привести достаточно точное определение понятия формы системы как того общего, что имеют все изоморфные (одинаковые по форме) системы. Имеется и интуитивное (неточное) понятие формы: как структуры, как способа организации содержания. Каким же понятием пользоваться? В обыденных ситуациях можно использовать и интуитивное понятие. Но, например, выявление формы предложения, формы теории, формы умозаключения и т.п. уже не может основываться на интуитивном понимании формы. Эта задача требует уточненного понимания формы. Подобное можно сказать и о понимании философской категории сущности и других терминов различных наук.

Аналогичных примеров можно привести сколько угодно. Вот в школе изучают алгоритмы Евклида, сложения, умножения и т.п. При этом имеют чисто интуитивное (неточное) понятие об алгоритме. И оно работает. Школьные задачи прекрасно решаются. Но если поставить задачу доказательства существования или несуществования алгоритма для решения какой-либо массовой проблемы, то школьным понятием об алгоритме обойтись уже нельзя. Тогда возьмем более точное понятие об алгоритме как о детерминированном, результативном предписании для решения массовых проблем. Такое определение алгоритма довольно понятно с точки зрения обычного языка, но оно все равно весьма неточное, и для решения проблемы существования алгоритма непригодно. Пригодным для этой задачи является уточненное понятие алгоритма, например, в смысле "машины Тьюринга" или рекурсивной функции. Но чтобы понять уточненные определения алгоритма, нужно не просто знать соответствующие логико-математические языки, но и, как говорится, вжиться в них, свободно ими владеть. Тут дело обстоит так же, как с иностранным языком. Поэтому если задача не требует точного определения термина, то не всегда его надо и использовать.

Так как же все-таки быть с использованием точных и неточных определений? Рекомендация может быть такова: если это удовлетворяет решению поставленной задачи, то следует использовать по возможности более точное, но в то же время и более познавательно доступное определение . Тут должен быть определенный баланс точности и восприимчивости.

Однако нельзя всегда и везде пользоваться только неточными (интуитивными) определениями еще и по той причине, что чем точнее понятия в суждении, тем точнее можно оценивать истинность суждения. Кроме того, на основе точных (эффективных) определений возможны точные рассуждения.

Итак о чём мы говорили?

Вы дали определение чувствам и эмоциям. (Я пользуюсь основным научным методом. Если можешь не давать определения,- не давай. По причине изначальной ясности понятия). Эти определения ничего мне не дают. Тем более что не просматривается разница между чувством и эмоцией. Вы можете подходить с логарифмической линейкой к определениям. Но иногда лучше этой линейкой слегка огреть по мозгам. Может тогда что-то прояснится.

Если под "не можешь не давать определений - не давай" вы бритву Оккама подразумеваете, то она таки про другое. Научный метод же подразумевает, что все понятия, которыми оперируете, обязательно определены, при том однозначно.

Бритва окама это мелочи. Это моё научное определение. А по поводу чувств и эмоций можно сказать кратко. Эмоция это проявленное чувство. Как внешне, так и внутренне. Активация чувства - эмоция. А самому чувству определение не нужно.

Ваше научное определение? Ви таки большой ученый? :)

Во-первых, у вас получается, что эмоции без чувств невозможны, а это не так. Во-вторых, что значит "чувство, не проявленное внутренне"? Если чувство - сущность внутренняя и нематериальная. Если оно не проявляется внутренне, оно отсутствует.

Да понимаю я, что вы хотите сказать. Однако в вашей концепции имеются две вышеуказанные дырки, которые и в примере точно также вызывают вопросы:

1. Без чувства ударить в глаз нельзя?

2. Если в глаз я никому не даю, значит чувств соответствующих не испытываю?

У Вас в душе море различных чувств, во многом определяющих личность. И характер, и темперамент. В непроявленном виде, почти бессознательных (бессознательное это другое, поэтому почти). В молодости прекрасна душа полная чувств. Со временем в первые ряды выходит разум и рассудок. Но чувства не исчезают, лишь умаляются. И не спорьте с этим, это так. Когда Вы их испытываете, они уже стали эмоциями, способными проявиться и во вне. Например, то что "написано на лице". Что-то их вызвало, заставило проявиться. Или внешняя причина, или внутренняя. И они стали эмоциями.

Вот бессознательное - это как раз и есть эмоции. Чувства - осознанное, почувствованное (тавталоги, однако суть отражает).

В молодости бушуют как раз эмоции - чувства остаются с вами всегда.

>И не спорьте с этим, это так

Ага, "Я сказал".

Чтобы могло быть "это так", вам таки нужно ответить на вполне конкретные поставленные вопросы. Мне даже несложно их повторить:

1. Как вы объясняете существование эмоций без чувств?

2. Что есть чувство, которое не проявляется даже внутренне?

>Что-то их вызвало, заставило проявиться

А вот тут вы прямо себе противоречите: так вызвало, или заставило проявиться? Если вызвало, значит до этого их не было (см. вопрос 2), если заставило проявиться, то таки в каком виде они существовали до этого?

Как вы объясняете существование эмоций без чувств? Никак. Таковых не бывает. Что такое чувство, которе не проявляется даже внутренне? Это либо задавленное чувство (при Сталине, например, люди забыли о сострадании), либо неосознанное, но имеющиеся в душе. Например, любовь к женщине. У одних оно проявляется, у других наблюдается идиотизм в этой сфере. Вызвало,- это внешний фактор воздействия на чувство (та же женщина). Проявилось (стало эмоцией) - результат этого воздействия.

>Никак. Таковых не бывает.

Это неверно.

>Это либо задавленное чувство

Что значит "задавленное чувство", "забыли о сострадании"? Они либо испытавали это чувство, либо нет. Раз "забыли" - значит, не испытывали этого чувства, то есть не было его у них. Вот, собственно, и те самые грабли, из-за которых в науке за отсутвие определений терминов, которыми оперируют, бьют по голове логарифмическими линейками. Вы явно называете чувствами что-то другое, отличное от того, что так называю я, автор определений в теме и множество других людей.

Определения тому, что такое эмоции, а что - чувства дают и толковые словари, и психологи. Определения довольно неопредленные (:)) - трактовать можно довольно широко, однако ваша концепция их не трактует, а прямо им противоречит.

Мне кажется всё несколько упростится, если не рассматривать человека с его эмоциями и чувствами отдельно от Огромного Мира, включая и тот, что мы неможем непосредственно ощущать, но тем не менее постоянно с ним взаимодействуем.

Кто - то в большей мере, кто - то, как получается...