Сказание на воздвижение животворящего креста. Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня. Праздник В. в Типиконах студийской традиции

Воздвижение Креста Господня — православный праздник, который отмечают 27 сентября 2018 года. В этот день верующие вспоминают о том, как в 326 году нашли Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Рассказываем об истории и традициях праздника, есть ли в этот день пост и что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня-2018.

В чем смысл праздника Воздвижение Креста Господня?

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня: так полностью называется праздник 27 сентября. В этот день православная церковь вспоминает сразу два события, сообщает журнал «Фома ».

Согласно Священному Писанию, в 326 году император Константин с матерью, царицей Еленой, отправились в поход на Святую Землю, чтобы найти святыню. Недалеко от Голгофы они нашли три креста. По преданию, к одному из крестов прикоснулся болеющий человек и выздоровел. Так нашли тот самый Крест, на котором распяли Христа.

Праздник называется Воздвижением, потому что Крест поднимали и с возвышения показывали людям, чтобы все могли увидеть его и помолиться.

В 7 веке праздник Воздвижения Креста соединился с воспоминанием еще об одном событии: в 628 году Крест Господень вернули в Иерусалим из Персии.

Сейчас часть Креста хранят в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме. Как складывалась судьба христианской святыни, точно не известно.

Крестовоздвижение-2018: церковные и народные традиции

В день Воздвижения Креста Господня верующие ходят на праздничную службу в храм, стараются исповедаться и причаститься.

Церковные и народные традиции праздника Воздвижения Креста Господня на Руси смешались.

  • В праздник Крестовоздвижения крестьяне рисовали кресты на дверях домов.
  • В кормушки коровам и лошадкам клали деревянные крестики.
  • Считалось, что 27 сентября — последний день бабьего лета;
  • Молодые устраивали «Капустинские вечерки», и они длились две недели;
  • Необходимость соблюдать пост отразилась в пословицах и поговорках: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него — пятница-среда, постная еда!» или «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится».

Есть ли пост в праздник Воздвижения Креста?

Да, в праздник Крестовоздвижения в православной церкви установлен строгий пост.

Что можно есть 27 сентября 2018?

В праздник Воздвижения Креста Господня постящимся нельзя есть мясные и молочные продукты, рыбу и яйца. Пищу можно приправлять растительным маслом.

Михаил Винокурцев.

Что нельзя делать в праздник Воздвижения Креста-2018?

  • Нельзя увлекаться всяческими поверьями. Все приметы, которые связаны с днем Воздвижения Креста Господня, церковь считает суевериями. Они не имеют отношения к православному вероучению.
  • Не стоит думать, что в православные праздники запрещено работать на огороде, шить или делать уборку. Это не так. Рекомендуется посвятить праздничный день Богу и общению с близкими. Но если человеку нужно поработать, это не является грехом.
  • В праздник Воздвижения Креста Господня нельзя сквернословить, ругаться с окружающими.
  • В церкви советуют на Крестовоздвижение-2018(как и в другие дни) воздержаться от заговоров, оккультных и магических обрядов.
  • 27 сентября 2018 нельзя злоупотреблять алкоголем. В православный праздник нужно сходить в храм, помолиться, принять участие в церковных обрядах, в не устраивать буйный праздник.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Крест в православии имеет огромное значение: он защищает от зла, нечистых помыслов и деяний, выступает в роли веры в силу Всевышнего и его могущества. Каждый верующий человек, заходя в церковь, молясь перед иконами и находясь на богослужении, накладывает на себя крест, как знак истинной веры в его защиту. При крещении, как взрослого, так и ребенка надевают нательный крестик, который он носит всю свою жизнь.

В наше время есть разные виды крестов и материалов, с которых они изготовлены. Каждый выбирает для себя материал, из которого он изготовлен и форму (четырех, шести, восьмиконечный и с полукругом внизу), церковь это не запрещает. Но ближе всего по значению, для верующего человека, деревянный нательный крестик, как часть деревянного креста, на котором был распят Иисус Христос.

Именно поэтому, для увековечения креста и его жизненной энергии, которой он заряжает всех людей – 27 сентября церковь отмечает православный праздник Воздвижения Креста Господня.

Что означает Воздвижение Креста Господня

Этот праздник имеет свою древнюю историю, наполненную интересными событиями, которые открыли человечеству много тайн. После распятия Иисуса Христа, его мученической смерти и предсказанного воскрешения. Несмотря на то, что враги уничтожили все зацепки, которые могли помочь в поиске Животворящего Креста Господня, глубоко верующие люди стремились, во что бы то ни стало, найти его.

Великий Римский император Константин, получив послание Божье в виде лика Креста перед важным сражением, сумел победить своих врагов, понял, что его избрали для исполнения важной миссии – найти Крест Господний.

Его мать Елена, начала поиски с того места где закончил свой жизненный путь на Земле Спаситель всего человечества. После долгих расспросов, ей удалось отыскать священное место. Было найдено три Креста, и определить, какой из них Животворящий было сложной задачей.

Но один мудрец, дал дельный совет: дотрагиваться найденными Крестами до больного человека. Таким образом, удалось исцелить безнадежно больную женщину и воскресить умершего человека. Находящиеся рядом люди увидели портящий их результат и тоже захотели прикоснуться и поцеловать уникальный Крест.

На этом месте был построен уникальный в своем роде храм на честь воздвижения честного и животворящего креста господня. Многие люди едут именно туда, чтобы прочувствовать атмосферу таинства Воскрешения Спасителя.

Праздник Воздвижение Креста Господнего, особенности

От всех других церковных праздников он отличается радостью за то, что Крест, на котором распяли сына Божьего, спустя много лет был найден и символизировал память всего человечества, о тех страшных страданиях, которые выпало ему пережить, оставаясь до последних минут своей жизни, преданным церковным традициям и своему Отцу.

Многие сомневались в правильности его поступка и возможно осуждали, но большинство верило в то, что он не жалея себя, ценой собственной жизни искупил грех всех людей на Земле. Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господнядань человечества Иисусу Христу, символ православной веры и чести.

Многие люди считают, что Крест имеет огромную силу, исцеляет от многих недугов и защищает от нечистой силы. Он дарит возможность впустить в свое сердце надежду и любовь, наполнить мир добротой, чистотой душ и смирением, а также познать все прелести мира Божьего, и оценить его деяния, силу любви к людям и всем живым существам.

У каждого человека есть свое предназначение в жизни, и через какие жизненные преграды нужно пройти, чтобы найти свое место в этом мире, никому не известно. Все мы несем свою ношу, которая кажется нам порой неподъемной и несправедливой.

Но если, хоть на одну минуту, представить себе, какой смелый и сильный духом был Иисус, что сумел с достоинством вынести всю горечь своего жизненного пути, то все яснее понимаем, что наши проблемы не такие тяжелые, как нам кажутся и они даются нам для обучения.

К этому великому празднику, все готовятся заранее, читают молитвы дома, посещают церковное богослужение и молятся перед . На ней изображено место нахождения чудотворного Креста царицей Еленой. Эта икона помогает просящим излечится от хронических недугов, бесплодия, проблем с суставами, зубами, и постоянной головной боли.

Приметы на Воздвижение Креста Господня

Готовясь к этому празднику, наши предки чтили религиозные традиции:

  • В этот день в церкви, на богослужении, покупали три свечи, которыми потом крестили углы в доме, читая при этом молитву;
  • наносили крест на двери дома, а для защиты домашних животных хозяин вещал обереги, которые приносили достаток в дом;
  • придерживались строгого поста, запрещались продукты животного происхождения и рыба. Их можно было заменить разнообразными блюдами из чечевицы, грибов и капусты. Из последней делали пироги, вареники, пирожки, а также капустные запеканки, голубцы с грибами и перец начиненный капустой. Считалось, что если ты раздашь милостыню нуждающимся, то исцелишь душу от греха и злых помыслов;
  • В народе, в этот день было принято сватать молодую невесту. Она читала особую молитву, в которой просила о счастливой семейной жизни, взаимопонимании и поддержке. Молодежь собиралась на массовые гулянья, а при плохой погоде, друг к другу в гости ходили;
  • К 27 сентября крестьяне старались зачистить свои земельные участки и подготовить их к пахоте;
  • Старейшины замечали, что когда приходит этот праздник, нужно готовиться к зиме. Летняя теплота будет радовать все реже и реже, а облачная и дождливая погода – все чаще.

В великий церковный праздник Воздвижение Креста Господня, что нельзя делать, чтобы не нагрешить и не быть наказанным за непослушание и предвзятое отношение к Богу:

  • Нельзя начинать что-то новое – закончиться неудачей, ссорой или серьезным конфликтом;
  • Нельзя повышать голос и сквернословить;
  • Нельзя заниматься рукоделием;
  • Нельзя открывать двери в доме или сараях, чтобы не забрались туда ужи, змеи, гадюки для зимней спячки.

Пусть хранит Вас Господь!

Отец Александр Мень о Воздвижении

Спаси, Господи, люди Твоя ч благослови достояние Твое, победы на сопроптвныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство .

Если Рождество Богоматери есть преддверие тайны Воплощения, то Крест возвещает нам об искупительной жертве Христа. Поэтому он также стоит в начале церковного года.

Знак креста с глубокой дохристианской древности был символом Божественного и вечной жизни во многих религиях. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.

С непостижимой для язычников быстротой неслась по миру весть о «безумии Креста»; иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, но в ответ они слышали: «Мы проповедуем Христа Распятого…».

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, — поет Церковь; — и святое Воскресение Твое славим…».

Через страдание к радости, через смерть к победе, через жертвенную самоотдачу к выполнению воли Отца — таков путь Искупителя мира, таков и путь всех идущих за Ним. «Кто хочет за Мной идти, да возьмет крест свой и по Мне грядет». Это не просто тяготы и страдания; сами по себе они могут и не быть «крестом». «Взять крест свой» — значит «отвергнуть себя», победить себялюбие, учиться жить для других, учиться мужеству, терпению, всецелой преданности Христу.

Песнопения праздника говорят о Кресте, который возносится над миром как «красота Церкви», как «верных утверждение». Он — знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы. «Да возрадуются древа дубравные, освятившуся естеству их, от Него же изначала насадишеся» (канон Воздвижения).

Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в Церкви появились первые изображения креста. Эти изображения предшествуют Распятиям, самые ранние из которых созданы около VI века.

Из всех типов Распятий, пожалуй, самое величественное — то, что возникло в Византии. Христос изображен «предавшим дух». Голова склонена, глаза закрыты. Но самое замечательное — это руки. Они не безжизненны. Они раскрыты словно объятия. Во всем облике Распятого покой и прощение. Уже как бы предчувствуется победа над смертью…

Кондак праздника:

Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу .

Происхождение праздника связано с торжеством христианства при Константине Великом (IV век), который воздвиг на месте Голгофы и Гроба Господня храм Воскресения. Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры.

Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, — пишет современник событий Евсевий, — вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом — честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.

Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Св. Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно св. Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем. В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем св. Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в земле близ Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками.

Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения.

Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай «воздвигать» его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

В день Воздвижения установлен пост.

Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы - места распятия Иисуса Христа . C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием в 629 году.

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Основным действием праздника является чин воздвижения Креста. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения верующим, при котором священник поднимает его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».

После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых из них были построены языческие храмы.

Император Адриан (117-138) приказал засыпать землёй Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Только через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Произошло это во время правления святого равноапостольного Константина Великого (306-337), который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной её части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия, и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Равноапостольный император Константин, с помощью Божией одержавший в трёх войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши».

Константин, желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, отправляется в Иерусалим со своею матерью, благочестивой царицей Еленой , с письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию .

Елена начала в Иерусалиме археологические раскопки, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения.

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Гора Голгофа, на которой распяли Иисуса Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Еленой оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время её поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня - то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов - Христов.

Крест Господень опознали по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Также есть предание, что от возложения Креста Господня воскрес умерший - его проносили мимо для погребения. Отсюда и название - Животворящий Крест.

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположён во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа.

После обретения Креста Господня предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда - Воздвижение), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня. Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Иисус Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет и был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день после освящения храма и стало принято праздновать Воздвижение Животворящего Креста Господня.

Впоследствии Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке.

После победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения Святого Креста из плена в 629 году стали праздновать и второе обретение Креста Господня.

Христианскую святыню захватил в плен персидский царь Хосрой II . Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда византийская армия разбила персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария , который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам Византийский император Ираклий.

По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает Ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный Путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и беспрепятственно вошёл в ворота.

О дальнейшей судьбе Креста Господня нет единого мнения. По одним источникам Животворящий Крест оставался до 1245 года в том виде, в каком он был обретён при святой Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесён по всему миру. Большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

История о монастыре, возведённом по указу царицы Елены в честь Животворящего Креста Господня

Покидая Палестину, царица Елена распилила Крест Господень и взяла с собой лишь его часть. Во время обратного пути из Палестины в Константинополь Святая Елена основала несколько обителей, в каждой из которых оставляла частички Животворящего Креста. Этому предшествовали значимые события. Согласно легенде корабль царицы Елены застал шторм и было принято решение укрыться и переждать стихию в одной из бухт у побережья Кипра.

Ночью Елена увидела дивный сон, в котором ей явился Ангел и сказал, что необходимо построить монастырь и оставить в нём часть Креста Господнего. На следующий день было обнаружено, что с корабля таинственным образом исчез один из крестов. Позже Святая Елена и её спутники увидели этот крест, парящим в воздухе над вершиной горы Олимп.

Благодаря этому знамению царица Елена приняла решение о необходимости возведения монастыря именно на этом месте. Она собственноручно заложила камень в фундамент постройки и подарила церкви один из больших крестов и частицу от Креста Господнего.

Так в 326 году на 700-метровой горе появился Монастырь Ставровуни, который стоит там и поныне. Он неоднократно подвергался нападениям завоевателей, которых было немало за долгую историю монастыря.

В наши дни монастырь Ставровуни полностью восстановлен и продолжает оставаться святым местом для паломников.

Возвышаясь над уровнем моря, монастырь открывает своим посетителям необыкновенный, завораживающий вид. Стоя на смотровой площадке, ощущаешь какое-то необыкновенное чувство невесомости и единения с чем-то действительно великим.

Икона, приобретённая председателем Кипрского отделения ИППО Л. А. Булановым в монастыре «Ставровуни»

На Кипре было построено много храмов и монастырей в честь Животворящего Креста. Вот лишь некоторые из них:
Монастырь Святого Креста. Деревня Омодос.
Монастырь Святого Креста. Деревня Кука.
Монастырь Миртового Креста. Недалеко от деревни Тсада.
Храм Честного Креста. Охраняется ЮНЕСКО. Деревня Платаниса.
Церковь Святого Креста. Деревня Агия Ирини.
Церковь Святого Креста. Деревня Пелендри.

Поэтому на Кипре праздник Воздвижения Креста Господня отмечают с особым почтением и благоговением. А в кипрских семьях детям очень часто дают имена Ставрос (мальчикам) и Ставрулла (девочкам) в честь Святого Креста, почитая особую роль этой христианской реликвии в судьбе и истории своего острова.

На Руси существуют также народные традиции, связанные с праздником Воздвижения Креста Господня.

На Воздвижение соблюдают строгий пост. Кто держит пост, у того жизнь складывается удачно, и он получает прощение всех своих грехов.

В новых храмах колокола и кресты на маковки ставятся только в этот день.

На Воздвижение «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась». Воздвижение празднуется 27-го сентября. В народе считается, что с этого дня осень начинает передавать свои права зиме. Настоящих зимних морозов ещё не будет, но заморозки с этого дня уже становятся нормой для погоды. Днём можно ходить в расстёгнутой куртке, но утром и вечером нужно одеваться теплее.

На Воздвижение последние птицы отправляются на зимовку. Если вы увидели последний отлёт птиц в этот день, можно загадать желание, и оно обязательно исполниться.

На Воздвижение - осень к зиме быстрее движется. Этот день в народе считался окончанием «бабьего лета».

На Воздвижение «двери на замке, чтобы гады в дом не попали». Именно в этот день все змеи начинают прятаться по своим норам на зимовку. Чтобы змеи не заползли в дом, принято держать двери закрытыми. Будьте в этот день внимательны и не оставляйте двери открытыми.

Чтобы защитить свои дома от бед, в былые времена люди рисовали над дверями кресты - светлый знак не давал «злу» проникнуть в жилище и нарушить благополучие семьи.

На Воздвижение наши предки защищали не только свои дома, но и дороги. Кресты возле дорог были полезны для путников: тот, кто находился в долгом пути, мог остановиться, поклониться кресту.

Поля, с которых убрали урожай, обносили иконами, вознося к Богу просьбу послать хлеб насущный и на будущий год. Люди совершали крестный ход вокруг деревни.

На Воздвижение начинали делать зимние запасы. Особое внимание уделялось капусте, потому праздничные дни иногда именовали «капустницами». Были распространены так называемые «вечера-капустники» - весёлые посиделки. Нарядные девушки ходили в гости рубить капусту, и работа сопровождалась песнями и весёлыми разговорами. Юноши во время таких посиделок приглядывали себе будущих невест. Гостей угощали блюдами из капусты.

Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

Женой имп. Клавдия II ( –).

3-я версия, также, видимо, возникшая в в. в Сирии , сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в в.

Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в или г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум . День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей .

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора .

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6–9 и Мф 10. 37–42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением – Гал 6. 11–18 и Ин 3. 13–17; для субботы по Воздвижении – 1 Кор 1. 26–29 и Лк 7. 36–50; для недели по Воздвижении – Гал 2. 16–20 и Мк 8. 34–9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня , со своим последованием.

Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции

Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви.

Вечером 13 сентября совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем – прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28–36a, после которого поется «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й – кондак Воздвижения, по 9-й – «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха . После стихир, «Благо есть» и Трисвятого св. Крест полагается перед алтарем и начинается поклонение ему с пением стихир. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сентября указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах.

В день попразднства 15 сентября отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты ; тропарь 1 гласа. На утрене – 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сентября), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сентября, строго говоря, не является попразднством Воздвижения; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству Воздвижения. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии константинопольской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сентября и где праздник прекращается 14 сентября с возвращением Креста во дворец после литургии.

В Типиконе указаны чтения для субботы и недели перед Воздвижением. (те же, что и в Типиконе Великой церковь); предписаний о субботе и неделе по Воздвижении в Студийско-Алексиевском Типиконе нет. Уставные особенности Воздвижения по славянским студийским Минеям XII –XIII вв. соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону.

II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца . Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание – Воздвижения и вмч. Никиты.

После вечерни под день предпразднства совершается «паннихис » (в Евергетидском Типиконе – служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства – 2-го гласа; на литургии на блаженнах – 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии – сщмч. Корнилия.

Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии . После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» – тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я – 13-я (избранная ради Пс 91–100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм – крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений – полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье – степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28–36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени – прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона – седален Креста; по 6-й – кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й – «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол – 1 Кор 1. 18–24).

15 сентября в Типиконе называется попразднством и отданием праздника Воздвижения, в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя” .На вечерне – прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сентября с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед и по Воздвижении чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы после Воздвижения – Ин 3. 13–17).

III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл Воздвижения не имеет предпразднства (13 сентября празднуется память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника Воздвижения бывает 21 сентября . Утреннее Евангелие Воздвижения согласно этим памятникам длиннее, чем в константинопольских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12. 25–36a.

Редакция текста от: 25.09.2014 08:47:38

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.