Порядок помилования осужденных президентом рф. О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в российской федерации. Президент Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации

Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения ходатайств о помиловании лиц, осужденных за совершение уголовных преступлений, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость.

I. Общие положения

1. Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

2. В Российской Федерации помилование применяется:

а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;

б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.

При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

II. Порядок представления ходатайств о помиловании
3. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме.

4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание (далее именуется - администрация учреждения), в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

5. Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации (далее именуется - территориальный орган юстиции) не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

в) справка о состоянии здоровья осужденного;

г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

д) анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;

е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется - комиссия) по месту жительства заявителя.

7. Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.

Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

11. В случае перевода осужденного в другое учреждение, исполняющее наказание, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган юстиции, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

13. При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.

14. Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

15. Об отклонении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо по его поручению председателем комиссии.

16. В случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Президент Российской Федерации В.Путин

4. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, а в отношении осужденных, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, - администрацией следственного изолятора (далее - администрация учреждения) в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.

5. Ходатайство о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести, направляется администрацией учреждения в территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через 10 дней со дня его подачи, а ходатайство о помиловании лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

(см. текст в предыдущей редакции)

К ходатайству о помиловании администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

а) копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);

б) извещение о вступлении приговора суда в законную силу;

в) справка о состоянии здоровья осужденного;

г) сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);

е) сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;

ж) справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;

з) представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.

6. Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган уголовно-исполнительной системы под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее именуется - комиссия) по месту жительства заявителя.

7. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее чем через пять дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через семь дней) представляет его в комиссию, а также информирует о ходатайстве Федеральную службу исполнения наказаний.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральная служба исполнения наказаний ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Администрацию Президента Российской Федерации сведения о ходатайствах о помиловании, поступивших в территориальные органы уголовно-исполнительной системы и направленных в соответствующие комиссии.

Администрация Президента Российской Федерации не реже одного раза в квартал представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о помиловании.

Учреждения уголовно-исполнительной системы совместно с органами внутренних дел Российской Федерации осуществляют оперативный обмен информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

Органы прокуратуры Российской Федерации, следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы, Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы участвуют в оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании.

(см. текст в предыдущей редакции)

Положение об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании, утверждается совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службой судебных приставов.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

9. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 10 дней со дня получения ходатайства о помиловании лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести (в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление, - не позднее чем через 15 дней) и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. К представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прилагаются ходатайство о помиловании, заключение комиссии, а также документы, указанные в пункте 5 настоящего Положения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.

11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган уголовно-исполнительной системы, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также Администрацию Президента Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

Российская Федерация

УКАЗ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 "О КОМИССИЯХ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ХОДАТАЙСТВ О ПОМИЛОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ")

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, постановляю:

1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;

подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

3. Установить, что:

состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в состав комиссии входят не менее 11 человек;

членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию;

решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя комиссии является решающим;

состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года.

Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

4. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации.

5. Упразднить Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.

6. Внести изменение в Указ Президента Российской Федерации от 26 января 1994 г. N 222 "О штатных государственных должностях в комиссиях и советах при Президенте Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 5, ст. 348), исключив из пункта 3 слова "председателя Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации,".

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 "О Комиссии по вопросам помилования" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст. 154);

распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп "О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации";

распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп "О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст. 879);

Жизненные обстоятельства у каждого человека складываются по-разному, но не все способны своевременно принимать правильные решения. Выбранный путь иногда вынуждает совершать преступления, за которыми следует наказание. Однако помилование позволяет бывшему заключенному стать законопослушным гражданином и начать жизнь с чистого листа.

Законодательно предусмотрено (ст.85 Уголовного Кодекса) освобождение осужденного. Помилование – это своего рода акт милосердия, который утверждает только глава государства, не зависимо от того, какое преступление было совершенно.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении конкретной личности. Принятое решение не распространяется на всех остальных заключенных и требует исполнения ряда мероприятий.

Прошение о помиловании Президенту России (образец можно скачать здесь) может быть передано главе государства как через администрацию тюремного учреждения, так и через родственников или правозащитника.

После детального рассмотрения ходатайства может быть принято одно из таких решений, как:

  • освобождение заключенного от отбывания оставшейся части назначенного судом срока;
  • сокращение срока отбывания наказания на определенный период;
  • изменение меры пресечения свободы – назначение более лояльного наказания (например, смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок определенной продолжительности);
  • снятие судимости;
  • освобождение заключенного от наказания, которое ему назначено дополнительно. Возможно при условии, если наказание еще не приведено в исполнение.

Документ о помиловании проходит довольно длинный и тернистый путь прежде, чем попадет на подпись главе государства.

Прошение отправляется на рассмотрение в следующие инстанции:

  1. администрацию исправительного учреждения;
  2. инспекцию, курирующую подобные места изоляции;
  3. комиссию, результаты проверки которой являются окончательными;
  4. руководству местной администрации, которое перенаправляет прошение непосредственно в аппарат главы государства.

В каких случаях преступник может быть помилован

Ходатайство оформляется в письменной форме, по образцу. К документу администрация исправительного учреждения обязана прикрепить характеристику на конкретного осужденного, где указывается информация о его поведении в наблюдаемый период, отношение к учебе и общественно-полезному труду. Уточняется также, насколько у заключенного изменилось мнение в отношении совершенного им преступления.

Осуществление помилования происходит с учетом таких факторов, как:

  • тяжесть совершенного преступления;
  • наличие факта возмещения материального ущерба другим лицам за совершенное преступление;
  • применение в более ранние периоды акта амнистии;
  • продолжительность назначенного срока наказания и сколько времени осужденный провел в стенах исправительного учреждения. Должна пройти как минимум половина назначенного судом срока;
  • отсутствие дополнительных сроков судимости (применимо только для тех, кому назначено условное осуждение).

Помилование осуществляется после пересмотра личного дела заключенного.

Положительное решение может быть принято главой государства по таким мотивам, как:

  1. ухудшение состояния здоровья у осужденного;
  2. выслуга перед отечеством;
  3. появление фактов, которые не были учтены при проведении расследования;
  4. личная привязанность либо же благодарность;
  5. ходатайство подают значимые в государстве люди или общественности.

Внимание! Если прошение подает заключенный, то он должен в мельчайших подробностях описать обстоятельства своего дела и обосновать причину, по которой он просит помилование.

При каких обстоятельствах преступник не может быть помилован

Как уже говорилось выше, помилование в РФ осуществляет глава государства. Личность и история его жизни подлежат детальному изучению и анализу, что позволяет установить истину и разобраться в ситуации.

Однако не всем заключенным целесообразно подавать прошение, поскольку учитываются такие факторы, как:

  • нарушения закона в период испытательного срока человеком, осужденным условно;
  • многократное нарушение общественного порядка в исправительных учреждениях;
  • условно-досрочное освобождение в предыдущие периоды отбывания наказания;
  • амнистирование в более ранние периоды;
  • освобождение актом помилования ранее за совершенное преступление;
  • смягчение меры пресечения осужденного иными решениями.

Просьба о помиловании осужденного может быть инициирована следующими лицами:

  1. матерью;
  2. общественностью;
  3. самим заключенным.

Особого внимания заслуживает ходатайство, оформленное матерью. Подобное прошение о помиловании выступает своеобразным «зовом отчаяния», которое, при рассмотрении, выделяют, как приоритетное.

Желание любящей матери освободить своего ребенка (несмотря на то, какое преступление было совершено) из мест заключения практически всегда завершалось принятием положительного решения. Однако в последние годы эффективность таких прошений, хоть и незначительно, но снизилась.

Стоит учесть тот факт, что если в своем прошении о помиловании мать пишет о наличии проблем со здоровьем, то в обязательном порядке необходимо к заявлению прикрепить все справки, подтверждающие данный факт. Такие ходатайства рассматриваются в первую очередь, особенно, если ребенок, пребывающий в местах лишения свободы, является ее единственным наследником.

Не меньшего внимания заслуживают ходатайства, оформленные общественностью. Подобное прошение от общества (группы граждан) изучается с учетом мнения неравнодушных людей, даже если по всем криминальным критериям осужденный признан виновным. Ведь нередки случаи, когда совершенное убийство является следствием самозащиты.

Кто может решить вопрос о помиловании

Акт милосердия (помилование) в РФ подписывает только глава государства. Процедура помилования предполагает проведения ряда мероприятий, результатом которых выступает принятие решения об освобождении либо же о смягчении меры пресечения, назначенной судом ранее.

Подобные процедуры предусмотрены как в Конституции государства, так и в Уголовном Кодексе РФ. Во многих случаях, при рассмотрении ходатайства, приходится в учет принимать не только аспекты уголовного права, но и конституционные права граждан.

Важно! Каждый заключенный имеет право подать прошение главе государства о помиловании.

Прошение, оформленное в письменном виде, подается на рассмотрение в установленные законодательством органы власти. К заполнению документа нет никаких требований, а просьба излагается в свободной форме. Никаких бланков и образцов не имеется.

Одного прошения недостаточно для того, чтобы в результате было принято положительное решение. В документе должны быть указаны достаточно веские причины, указывающие на невиновность осужденного либо же на его примерное поведение и раскаяние. В дополнение можно приложить к прошению и материнское ходатайство, что в разы увеличит шансы благоприятного исхода дел.

Не только ходатайство о помиловании, но и прочие прилагаемые документы должны быть составлены грамотно, без каких-либо ошибок.

В прилагаемой к документу анкете заключенного необходимо указать следующую информацию:

  • паспортные данные (гражданство, прописка, место и дата рождения и т. п.);
  • занимаемая должность и место работы до заключения;
  • наличие предыдущих судимостей (если таковые имеются);
  • информация о решении суда;
  • подлежал ли заключенный амнистии, досрочному освобождению либо же помилованию ранее;
  • семейное положение;
  • информация о том, принимал ли осужденный участие в военных конфликтах;
  • перечень прочих обстоятельств, которые могут повлиять на принятие решения.

Помилование – это не амнистия

Многие не знают, кто осуществляет помилование в РФ, и ошибочно путают данную процедуру с амнистией. На самом деле оба решения имеют юридическую силу, но объектом амнистии выступает группа людей. А вот прошение о помиловании рассматривается по отношению к конкретному заключенному.

Под амнистию могут попасть лица с любыми правонарушениями, не зависимо от того, на какой стадии судопроизводства находится дело. Помилование же возможно при условии, что заключенный, на момент подачи прошения, уже отсидел половину назначенного срока.

Амнистия дает право заключенному покинуть стены исправительного учреждения не зависимо от того, стремился он к этой цели или нет. Однако его согласие на свершение такого решения все же требуется. Помилование Президента предполагает подачу ходатайства с соответствующей просьбой.

Решение и по одному, и по второму документу принимает глава государства. Только если помилование является окончательным решением Президента, то амнистия требует еще дополнительную резолюцию уполномоченных судебных органов. Помилование позволяет снять с осужденного судимость полностью, амнистия же предполагает лишь освобождение из мест заключения свободы.

В заключение

Как бы там ни было, нарушение закона всегда влечет за собой наказание, которое предполагает проведение ряда мероприятий: арест – судебное заседание – отбывание срока в исправительном учреждении. Незнание того факта, кто осуществляет помилование в государстве, не освобождает от ответственности правозащитников, которые до последнего обязаны отстаивать во всех инстанциях правоту и невиновность своего подзащитного.

Указ Президента Российской Федерации

О внесении изменения и дополнений в Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) и в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное

Исходя из того, что помилование представляет собой гуманистический акт высшей власти,
учитывая, что полномочия по помилованию согласно Конституции Российской Федерации принадлежат исключительно главе государства и не могут быть делегированы кому бы то ни было,
принимая во внимание, что конституционное право ходатайствовать о помиловании принадлежит каждому осужденному, является абсолютным и не может быть ограничено нормативно ни при каких условиях,
учитывая, что при исчерпании национальных средств обжалования приговоров в российской судебной системе отсутствуют эффективные правовые средства для исправления судебных ошибок, связанных с незаконным и необоснованным осуждением,
учитывая, что согласно государственным программам продолжается реформирование института пересмотра судебных актов с целью обеспечить максимальное устранение незаконных и необоснованных приговоров по уголовным делам,
учитывая неудовлетворительное состояние условий содержания под стражей осужденных к лишению свободы,
принимая во внимание низкое качество тюремной медицины, повторяющиеся факты гибели лиц, подвергшихся аресту в качестве меры пресечения, и рост заболеваемости среди отбывающих наказание, связанное с лишением свободы,
обращая внимание на выявляемые правозащитными организациями факты нарушения прав граждан, содержащихся под стражей,
исходя из сокращающегося в последние годы числа помилованных лиц, а также из нерешенности задачи социально обоснованной декриминализации ряда преступлений ненасильственного характера,
Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) следующие изменения и дополнения:
1) изложить пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 в следующей редакции:
«2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:
подготовка материалов к рассмотрению ходатайств лиц, осужденных на основании вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, в целях их представления Президенту Российской Федерации;
осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных;
подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.
2) дополнить Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 пунктом следующего содержания:
«Главному государственно-правовому управлению Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок подготовить предложения по утверждению Распоряжения Президента Российской Федерации о порядке представления и рассмотрения материалов комиссиями по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее - комиссии), которым, в частности, должна регламентироваться обязанность сообщать осужденному или лицу, отбывшему назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, защитнику осужденного, его законному представителю, о результатах рассмотрения ходатайства по существу, а в случае решения об отказе в удовлетворении ходатайства - о мотивах отказа.».
Внести в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500, следующие изменения и дополнения:
3) дополнить пункт 1 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании после слов«осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость» словами: «, защитника осужденного, его законного представителя, а также при наличии ходатайства со стороны органов и организаций или со стороны авторитетных общественных деятелей в отношении помилования определенного лица или группы лиц».
3) заменить в подпункте а) пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании слова «… и отбывающих наказание на территории Российской Федерации» на слова «для отбывания наказания на территории Российской Федерации».
4) изложить последний абзац пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в следующей редакции:
«При этом помилование как правило не применяется в отношении осужденных:
а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
б) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования.
5) изложить пункт 4 Положения в следующей редакции:
«Ходатайство о помиловании регистрируется в день его подачи администрациейучреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании, о чем сообщается заявителю под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
В случаях, когда ходатайствующее о помиловании, в том числе о снятии судимости, лицо не отбывает наказание в месте принудительного содержания под стражей, ходатайство направляется заявителем в соответствующее учреждение федерального органа пробации по контролю и надзору либо самостоятельно в комиссию по месту жительства заявителя.
6) в первом абзаце пункта 5 слова «в территориальный орган уголовно-исполнительной системы» заменить словами «в комиссию».
7) во втором абзаце пункта 5 исключить подпункт г), считать подпункт д) подпунктом г), подпункт е) подпунктом д), подпункт ж) подпунктом е), подпункт з) подпунктом ж), изложив его в следующей редакции:
«ж) представление администрации учреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, либо учреждения федерального органа пробации по контролю и надзору (далее - администрация учреждения), содержащее сведения из личного дела осужденного, относящиеся к обстоятельствам отбывания им наказания.».
8) исключить пункты 6 и 7 Положения;
9) считать пункт 8 Положения пунктом 6, изложив его в следующей редакции:
«6. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет материалы, относящиеся к применению акта помилования в отношении осужденного в Администрацию Президента Российской Федерации. Комиссия вправе изложить в представлении мнения ее членов о желательности применения акта помилования к осужденному.
Администрация Президента Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления указанных материалов представляет Президенту Российской Федерации все поступившие сведения и материалы о ходатайствах о помиловании.».
10) считать пункт 9 Положения пунктом 7, изложив его в следующей редакции:
«7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает Положение о порядке учета ходатайств о помиловании и иных материалов, поступивших в комиссии, и их направления Президенту Российской Федерации, которым также регламентируется порядок информирования осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, либо защитника осужденного, его законного представителя. В случае, если комиссией принято решение об отказе в принятии ходатайства о помиловании по основаниям, связанным с недостатками в оформлении ходатайства, данный порядок должен предусматривать сроки повторного рассмотрения после устранения указанных недостатков.».
11) считать пункт 10 Положения пунктом 8, изложив его в следующей редакции:
«8. Список лиц, представленных комиссией Президенту Российской Федерации для рассмотрения ходатайств об их помиловании, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, в отношении которого поставлен вопрос о помиловании, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом комиссия вправе также обнародовать мотивы, которыми она руководствуется, высказывая свое мнение в пользу решения о помиловании.
12) считать пункт 11 Положения пунктом 9, изложив его в следующей редакции:
«9. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом комиссию, а также Администрацию Президента Российской Федерации.
13) считать пункт 12 Положения пунктом 10, изложив его в следующей редакции:
«10. При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании по существу принимаются во внимание:
а) обстоятельства осуждения и отбывания или исполнения наказания ходатайствующего лица, а также применение ранее в отношении него акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
б) срок отбытого (исполненного) наказания;
в) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
г) другие обстоятельства, если осужденный или комиссия сочтут их существенными для рассмотрения ходатайства».
14) считать пункт 13 Положения пунктом 11 изложив его в следующей редакции:
«11. При представлении Президенту Российской Федерации ходатайства о помиловании комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести и не позднее чем через десять дней - в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление.»
15) считать пункт 16 Положения пунктом 14, заменив в нем слова «не ранее чем через год» словами «не ранее чем через полгода».
16) Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.