Основания возникновения экологических правоотношений. Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения. Вопросы и задания для самоконтроля

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением, и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии про-

тивостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями. В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Еще по теме Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений:

  1. Н.Б.МУХИТДИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
  2. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
  3. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
  4. Искусственно созданные природные объекты как объекты экологических правоотношений
  5. Принудительное прекращение права на земельный участок в связи с неиспользованием его в целях строительства - земельно-правовой инструмент восстановления правопорядка
  6. Понятие и сущность правоотношений с участием потребителей.
  7. Международно-правовая ответственность государств за неблагоприятные последствия изменения климата, приводящие к затоплению государственной территории
  8. 3.1. Общая характеристика инновационных правоотношений, возникающих по поводу осуществления инновационной деятельности
  9. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства
  10. §1. Основания внедрения антимонопольного регулирования в частноправовую сферу хозяйствующих субъектов.
  11. § 1. Общая характеристика правоотношений администрации Москвы с уполномоченными банками Правительства Москвы.
  12. Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
  13. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами
  14. § 4. Место норм, регулирующих публичные доходы, в системе норм финансового права

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

4. Экологические права граждан Республики Беларусь.

Понятие и содержание экологических прав граждан.

В статье 46 Конституции закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.

Нам предстоит разобраться, что следует понимать под правом на благоприятную окружающую среду. Для этого, очевидно, следует обратиться к истокам. Впервые это право как правовая норма было закреплено в международных документах. Принцип 1 Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. устанавливает, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввела это право на уровне принципа: при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, предприятия обязаны руководствоваться принципом обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. В специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования и охраны природных ресурсов, качество которых более других отражается на здоровье человека это право также закреплено. Например, в ст. 13 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа.

Экологическое законодательство, в частности ст.5 Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» Республики Беларусь определяет параметры понятия «благоприятная окружающая среда». Оно складывается из понятий:

Среда обитания человека, т.е. природные элементы – атмосферный воздух, водоемы, почва, растительный мир, радиационная безопасность;

Социальная среда, т.е. условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучение, воспитание, которые при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.

Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды, но оно должно стреміться к этому.

Создавать общественные объединения и фонды по охране окружающей среды и контролю за ее состоянием;

Право требовать и получать полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

Право вносить предложения о запрещении размещения прекращении проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека;

Право предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, причиненного нарушением природоохранного законодательства;

Право непосредственно либо через своего представителя или общественные объединения участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государства управленческих решений, направленных на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды.

Специальными нормативно-правовыми актами в сфере природопользования установлены права граждан по использованию природных ресурсов и объектов. Например, граждане Республики Беларусь имеют право отдыхать на природе, осуществлять сбор грибов и ягод в лесах.

Кроме прав у граждан есть обязанности в области охраны окружающей среды. Статья 55 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что беречь и охранять природу – это долг каждого. В соответствии со ст. 12 Закона «Об охране окружающей среды» физические и юридические лица обязаны:

Соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране

окружающей среды;

Беречь и охранять природу и рационально использовать природные ресурсы;;

Соблюдать требования природоохранного законодательства;

Повышать экологическую культуру.

Выполнять требования в области обращения с отходами;

Выполнять требования пожарной безопасности;

Соблюдать правила охоты и рыболовства;

Выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

Выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

Возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

Специальными актами законодательства на всех природопользователей, например, землепользователей, водопользователей, лесопользователей, недропользователей возлагаются специфические обязанности, а именно: эффективно использовать предоставленный в пользование природный объект или ресурс, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, лесов, вод, водоохранных полос.

Правовым последствие несоблюдения обязанностей в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является не только применение мер юридической ответственности, но прекращение права пользования соответствующим природным объектом или ресурсом.

Объекты экологических правоотношений.

Объектами экологических правоотношений в данном случае являются природные объекты. В качестве таковых могут выступать отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух), а также естественная среда обитания в целом.

Кроме того, объектами правоотношений при определенных обстоятельствах, указанных в законе, становятся природные комплексы, заповедники, национальные природные парки, заказники, памятники природы, лечебно- оздоровительные зоны и т. д.

Кроме этого в учебной литературе объекты экологических правоотношений подразделяются на следующие три категории:

-интегрированные - окружающая природная среда в целом;

- дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса, лесная растительность атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);

-особо охраняемые - государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания (ст. 4 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

1) природопользователи, являющиеся носителями прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

3) общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

4) органы прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Особенности содержания экологического правоотношения зависят и от того природного объекта, по поводу которого оно возникает.

В этом аспекте различают права и обязанности в земельном, водном, недренном, лесном правоотношениях, связанных с использованием и охраной соответственно земель, вод, недр, лесов. Особо выделяются отраслевые права и обязанности, направленные на защиту отдельных природных объектов.


Но наряду с отраслевыми существуют комплексные полномочия, устанавливающие права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Носителями таких полномочий выступают специальные органы государства по охране природной среды (например, Министерство природных ресурсов РФ) и хозяйствующие субъекты - природопользователи, использующие природу для выполнения своих практических задач.

При этом права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому характеристика прав одного участника правоотношения, как правило, означает и характеристику обязанностей другой стороны.

Права граждан в области охраны окружающей природной среды нашли отражение и легальное закрепление в действующих нормативных актах, и прежде всего в Конституции Российской Федерации. Статья 42 Конституции гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Правам граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду посвящен специальный раздел (глава III) Закона РФ «Об охране окружающей среды», в статье 11 которого говорится, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Предусмотрев и механизм обеспечения этого права, включающий планирование и нормирование качества окружающей природной среды, меры по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и ликвидацию последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.

Особо оговорены правомочия граждан в области охраны окружающей природной среды, таковым является право:

Создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей природной среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения;

Принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей природной среды;

Требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

Требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека;

Ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

О правах и обязанностях юридических лиц и государственных органов в экологических правоотношениях подробнее будет сказано в последующих темах.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты , то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия. Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологическим правоотношениям, где указано, что правоотношения (т.е. права и обязанности) возникают из юридических фактов, с которыми закон и иные правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей. А также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях.

Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологических правоотношений играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть. Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события . Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки . Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица - владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия.

Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т. д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека.

Действие отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений). Различают позитивные и негативные действия (поступки).

Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний.

Негативное экологическое правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты определяют экологические правонарушения. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно, можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся основания, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя.

Вторую группу составляют основания, инициаторами которых являются государственные органы, уполномоченные на охрану окружающей природной среды. К ним относятся, в частности:

Изъятие природного ресурса;

Лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса.

Поводом для такого решения может стать неосвоение природного ресурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты налогов и других законных платежей; нарушение природопользователем договорных обязательств.

Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению специально уполномоченных органов.

Прекращение права природопользования может быть обусловлено протестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.

2.7.Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система законодательства об охране окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов.

К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.

К актам федеральных органов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

Федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

К актам субъектов Российской Федерации относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Конституции, уставы субъектов федерации;

Законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

Указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов федерации;

Постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

Распоряжения;

Решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).

Экологическое законодательство РФ составляют:

Конституция РФ;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон "О животном мире";

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";

Федеральный закон "О континентальном шельфе";

Закон РФ "Об охране окружающей среды";

Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Водный Кодекс РФ;

Лесной кодекс РФ;

Закон РФ "О недрах";

Закон РФ "О безопасности";

Другие нормативно-правовые акты.

Наличие развитой системы источников экологического права - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму - закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) должен быть принят уполномоченным органом;

в) должен иметь предусмотренную законом форму;

г) должен быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей . Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты - Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах" и др.

Систему источников экологического права образуют:

Конституция РФ,

Федеративные договоры,

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

Федеральные законы,

Нормативные правовые акты Президента РФ,

Нормативные правовые акты Правительства РФ,

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты,

Судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай . В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом "О животном мире" (ст. ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Основанием возникновения экологических правоотношений являются жизненные обстоятельства, факты, события, с которыми экологическое зако­нодательство связывает возникновение, изменение и прекращение этих пра­воотношений.

Выделяют два вида оснований:

· материальные (общие);

· юридические (спе­циальные).

К материальным относят те жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. В широком смысле под материальными основаниями экологических правоот­ношений можно понимать ту роль и значение природы для жизни и суще­ствования человека, которые обусловливают объективную необходимость правового регулирования экологических отношений.

В узком смысле материальными предпосылками возникновения экологи­ческих правоотношений являются:

1) объект правоотношений, т. е. то, по поводу чего люди вступают в юриди­ческие связи между собой в процессе природопользования и охраны окружа­ющей среды;

2) субъекты правоотношений, поскольку пока субъект экологического права не реализует свою правосубъектность, не может возникнуть и само правоот­ношение;

3) фактическое поведение участников этих правоотношений.
К юридическим предпосылкам относятся:

· нормы экологического права, без которых невозможно никакое право­отношение;

· юридические факты;

· юридические презумпции и фикции.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с кото­рыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.

Юридические факты в сфере природопользования и охраны окружающей среды весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям:

1) правообразующие, например заключение договора аренды земельного участка;

2) правоизменяющие, например оформление права собственности на зе­мельный участок;

3) правопрекращаюшие, например изъятие земельного участка для государственных нужд

Юридические факты делятся на юридические значимые события - т. е. это факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определенные по­следствия. К их числу можно отнести пожары в лесах, болезнь деревьев, ура­ганы, наводнения и т. п.

Юридически значимые деяния - сознательные действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия. Например, нахождение в охотничьих угодьях с собаками, добытой охотой продукции и т. п.

По юридической природе указанные факты делятся на:

· правомерные;

· неправомерные деяния.

Правомерные деяния - это такие поступки людей, которые согласуются с нормами экологического права. Такое поведение составляет подавляющую часть человеческой деятельности в сфере природопользования и охраны ок­ружающей среды.



В результате точного и полного соблюдения и исполнения требований норм экологического права всеми государственными органами, обществен­ными организациями, гражданами формируется определенное состояние общественной жизни в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которое можно назвать экологическим правопорядком. Экологичес­кий правопорядок есть составная часть правопорядка в стране.

Неправомерные деяния - это запрещенные нормами экологического права, которые выражаются совершением экологических преступлений и проступков.

По целевой направленности юридические факты делятся на:

· сделки;

· юри­дические акты.

Сделка - это правомерное поведение субъекта экологического правоот­ношения, направленного на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей сторон. Например, купля-продажа земельного участка, находя­щегося на праве частной собственности, или обмен таких участков.

Юридические акты - это решения государственных органов, связанных, например, с предоставлением природных ресурсов в использование, аренду или изъятие их из незаконного владения.

Нередко в экологической сфере необходим не один юридический факт, а их совокупность, т. е. фактический состав. Например, для получения права охоты требуется гражданство Республики Беларусь, достижение 18-летнего возраста, отсутствие психических болезней.

В ряде случаев роль юридических фактов в сфере природопользования и природоохраны могут играть презумпции.

Правовая презумпция - это пред­положение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтверж­денных предшествующим опытом.

Презумпции классифицируются:

по форме существования - легальные и фактические ;

сфере действия - общеправовые и отраслевы е;

юридической силе - опровергаемые и неопровергаемые .

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер, построенный на вероятности развития явления.

К типу такой презумпции в экологическом праве относится презумпция экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая закреплена в статье 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»,

К презумпциям можно также отнести презумпцию знания экологическо­го закона, презумпцию, что гражданин будет выполнять экологические требования (экологическая добропорядочность).

Юридические фикции - это несуществующее положение, признанное за­конодательством существующим и ставшее вследствие этого общеобязательным.