Олимпиады по литературе. Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Заинская СОШ№2»
Заинского муниципального района
Республики Татарстан

1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

2. Жанровое своеобразие:

Лирический род литературы и его жанры.

Особенности:

  1. ОДА - торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
  2. ЭЛЕГИЯ - проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
  3. ПОСЛАНИЕ - отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
  4. ЭПИГРАММА - тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
  5. МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
  6. ЭПИТАФИЯ - надгробная надпись.
  7. ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь.

3. Поэтика заглавия.

Типы заглавий:

  1. Авторское или заглавие - аннотация.
  2. Читательское заглавие.
  3. Именной заголовок - «Анна Каренина»
  4. Заголовок -символ - «Дым» Тургенева.
  5. Заглавие с указанием на способ повествования - «Обыкновенная история» Гончарова.
  6. Заголовок - оксюморон (совмещение несовместимого) - «Горячий снег», «Мертвые души».
  7. Реминисценция - «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
  8. Заглавие - антитеза (союзные и бессоюзные) - «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня - крестьянка»
  9. Название, содержащее образное определение - «Бедная Лиза»
  10. Тематическое заглавие - «Отцы и дети»
  11. Проблемно заглавие - «Кому на Руси жить хорошо?»
  12. Временное заглавие - «Осень» Пушкина.
  13. Заглавие, обозначающее место - Пушкин «К морю»

4. Ведущая тема:

  1. Любовь
  2. Одиночество.
  3. Поэт и поэзия и др.

5. Основная идея.

Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

6. Структура стихотворения.

А) Основные изобразительные средства:

1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

  • общеупотребительные (Белый, как снег)
  • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой - высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

  • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
  • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

Рукою молнию ловил»)
Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
психология: герои Достоевского)

3. Литота - преуменьшение - (Мальчик-с-пальчик)

4. Антитеза - служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

  • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
  • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
  • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
  • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

5. Метафора.

Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

  • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
  • индивидуально - стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
  • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа - недремлющий берег
  • Овеществляющая (каменное слово)

6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

  • синэстетические (Розовый запах шалфея);
  • постоянные (фольклорные) - добрый молодец, земля-матушка.
  • авторские
  • оксюморонные - веселая грусть

8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) - Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна - молодость).

9. Эмблема очень часто говорят: Олива - эмблема мира, перчатка - вызов ссоры.

10. Повтор - необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

  • анафора (разновидность повтора - единоначатие) - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
  • эпифора - (повтор конечных слов);
  • аналепсис (стык) - горит, горит звезда моих полей;
  • анадиплосис (кольцо) - мутно небо, ночь мутна;

11. Параллелизм
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю природы.

12. Градация
Не час, не день, не год пройдет
Не век, не год, не день

13. Плеоназм Грусть - тоска, житье-бытье.

14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
Что ищет он в стране далекой - Что он ищет в далекой стране - т.е. порядок слов.

15. Эллипсис - пропуск слов.

16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

Б) Основные особенности ритмики

Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

Размер - ямб - (2,4,6,8,10)
- хорей (1,3,5,7,9)
- дактиль (1,4,7,10,13)
- амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
- анапест (3,6,9,12,15)

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет - хорей - 1,3,5,7 - четырехстопный

Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье - 2,4,8 - четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

В) РИФМА.

Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
Женская - предпоследний слог последнего слова.
Дактирическая - третий слог с конца.
Гибердактирическая - 4 слог с конца.

Рифма бывает:
Точная далекой - родной
Неточная - далекий - родной

Богатая - гребя - гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
Бедная - гребя - дитя

Грамматическая (части речи).
Неграмматическая

Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
- парный;
- перекрестный;
- кольцевой
н/р: одинокий
голубой
далекой перекрестная
родной

Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

Е) СТРОФИКА

  • двустишие;
  • терцина (Трехстишие);
  • катрен (4);
  • пятистишие;
  • секстина (6);
  • септина (7);
  • октава (8);
  • сонет (9);
  • онегинская строфа (14).

Ж) ЗВУКОПИСЬ - (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

В процессе подготовки к олимпиаде по литературе особое внимание следует уделить анализу художественного текста. Олимпиадные задания по литературе в старших классах предлагают учащимся выполнить анализ лирического или прозаического произведения по выбору. Остановимся на стихотворении.

Сразу следует отметить, что умение анализировать лирическое произведение необходимо не только потенциальным участникам олимпиады. Уметь анализировать текст должны все старшеклассники, и к этому умению они идут на протяжении всего времени изучения литературы. В старших классах ученики уже владеют инструментами анализа: понятиями теории литературы, средствами художественной выразительности, основами стихосложения. Остаётся только правильно применить, упорядочить эти знания.

План анализа лирического стихотворения

Любой художественный текст, и лирический в том числе, анализируется с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Определим последовательность действий при анализе стихотворения.

    Внимательное и вдумчивое чтение произведения. Стараемся понять смысл и «прислушиваемся» к себе: какие чувства, мысли вызывает это стихотворение?

    Обращаем внимание на дополнительную информацию, которая может быть дана: время создания стихотворения, краткие сведения об авторе и т. д. Например, анализируя стихотворение Иосифа Бродского «1972 год», мы по дате можем понять всю трагичность настроения этого произведения, всю боль и безысходность – в 1972 году Бродский был изгнан из Советского Союза.

    Для анализа содержания ставим перед собой следующие вопросы и отвечаем на них:

    — о чём это стихотворение?

    — какие чувства, мысли оно вызывает?

    — каким настроением оно проникнуто?

    Для анализа формы стихотворения ставим главный вопрос: КАК автору удалось передать содержание, с помощью каких приёмов и средств? Таким образом обеспечивается анализ произведения в единстве формы и содержания, что и требуется в идеале.

    Ещё раз перечитываем стихотворение и отмечаем все моменты необычности художественной речи, всё, что обращает на себя внимание.

    — Находим тропы и объясняем, какую роль они играют в раскрытии содержания, приводим примеры.

    — Находим стилистические фигуры, которые использовал поэт, и тоже связываем их с содержанием, то есть не просто называем, а пытаемся объяснить, зачем использовал, чего сумел достичь этим использованием и т. д.

    — Обращаем внимание на поэтический синтаксис: какие предложения преобладают, для чего это было сделано.

    — Ритмика, строфика, размер стихосложения, звукопись – то есть обращаем внимание на звучание стихотворения.

Это в упрощённом виде порядок разбора лирического произведения, именно РАЗБОРА, то есть анализа, который не следует путать с интерпретацией, то есть истолкованием произведения.При анализе мы идём от целого к частям, на основе понимания текста хотим определить и понять отдельные его элементы, их роль в создании текста как целостного смысла.При интерпретации движемся от частей к целому.

План анализа лирического произведения

(2 вариант)

І. Дата написания

II. Биографический комментарий с использованием фактического материала

ІІІ. Жанровое своеобразие (монолог, исповедь, послание, завещание и т. д.)

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. Эмоциональная окраска чувств

4. Внешние впечатления и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, литота, ирония, сарказм, олицетворение.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др. Поэтический синтаксис (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия).

4. Стихотворный размер

5. Рифма

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

Попытаемся раскрыть пункты этой схемы, этого плана разбора лирического произведения.

1) Как уже отмечалось ранее, что смысловым центром стихотворения является описание той или иной ситуации, зачастую связанной с биографией поэта. От этого следует отталкиваться. Ситуация, воплощенная в этом материале, который представляет поэту язык, называется темой стихотворения. Нередко тема уже заявлена в названии: «Тоска по родине»; «Зимнее утро». Иногда название имеет символическое звучание: таков лермонтовский «Парус» или тютчевский «Фонтан». Если же стихотворение не имеет названия, нужно научиться выделять в нем «ключевые слова» - те, которые насыщены максимальной информацией. Например: темой пушкинского «Я вас любил» является переживание уходящей любви. Итак, тема – это то, о чем говорится в стихотворении.

2) Автор выбирает ту или иную тему потому, что увидел в ней что-то новое, интересное, то, о чем он хочет поведать читателю. Это «что-то» называется идеей. В ней отражено авторское восприятие описываемой ситуации: либо навеянные ею мысли, либо связанный с нею эмоциональный порыв, а чаще всего и то и другое вместе. Охарактеризовать идею сложнее, чем тему. Чтобы определить идею, после прочтения нужно задаться вопросом: а зачем поэту понадобилось обращаться к этой теме, что он хочет сообщить с её помощью? Или зайти с другой стороны: что нового я открыл для себя, прочитав стихотворение? Наверное, каждый ответит на эти вопросы по-своему. «Идея» - понятие субъективное и однозначного решения здесь не может быть в принципе.

3) Надо заметить, что во многих лирических стихотворениях часто присутствует конфликт. В этом случае отдельные образы противопоставляются друг другу. Например: лирический герой (своеобразны двойник автора, названный в тексте или скрытый в его образной ткани) противостоит окружающему; реальность данного момента – воспоминанию; покой – движению; небо – земле. Конфликт требует развития и реализуется в лирическом сюжете. Существует и бесконфликтная лирика (в пейзажных стихотворениях) .

4) Следующая часть анализа связана с определением жанровых особенностей стиха. Надо заметить, что поэт не свободен в выборе, он связан литературными обычаями и нормами, царящими в ту или иную эпоху. Есть определенные, установленные образцы. Жанр – это и есть сформулированная традицией норма отбора типовых жизненных ситуаций и средств их воплощения в поэтическом тексте. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Но жизнь вносит в поэзию новые ситуации, и возникают их художественные воплощения. Например, А. Ахматова внесла жанр «отрывка»; В. Маяковский – жанр политической «агитки». Жанр, вообще, понятие живое и подвижное.

5) Формальные средства построения стихотворения .

1) Размер. Он создается чередованием сильных и слабых слогов.

Как много написано стихов, и в каждом из них автор хотел донести до читателя определенную суть. Не всегда сразу можно понять, какой смысл был заложен, и для этого необходим анализ лирического произведения, т. е. нужно провести разбор, который приведет к углубленному прочтению произведения.

Введение

В центре лирического произведения всегда есть герой, смысл и суть стихотворения необходимо искать в "ключевых словах", которые выражаются в переживаниях и мыслях героя. При этом обязательно нужно обращать внимание на метафоры, сравнения и другие эпитеты, чтобы понять их роль в тексте, для чего они использованы автором. Прежде чем провести анализ лирического произведения Лермонтова, Пушкина, Некрасова, необходимо составить план или схему, следуя которым, получится разделить стихотворение на части, проникнуть в суть, сделать умозаключение, а затем соединить все части вместе, чтобы увидеть полную картину и понять, что же хотел рассказать автор своим читателям.

Примерный лирического произведения

Многие советуют начать анализ с истории и времени создания, т. е. соотнести созданное стихотворение с периодом жизни поэта, с историческими событиями и культурными влияниями. Изучение истории поможет понять замысел поэта, его настроение и идейно-нравственную позицию.

Например, стихотворение А. С. Пушкина "Во глубине сибирских руд..." написано после восстания в 1825 году в Петербурге и посвящено декабристам. А произведение А. А. Ахматовой "Петроград, 1919" посвящено событиям Октябрьской революции.

Вот как может выглядеть схема анализа лирического произведения:

  1. История создания.
  2. Жанр произведения.
  3. Идейно-тематическое своеобразие.
  4. Композиция.
  5. Особенности лирического героя.
  6. Художественно-выразительные средства.
  7. Лексические средства.
  8. Использование синтаксических фигур и риторической фонетики.
  9. Определение размера стихотворения.
  10. Место и роль произведения в творчестве поэта.

Особенности жанра

Анализ лирического произведения включает такой этап, как определение жанра, который выражает отношение поэта к изображаемому и задает определенное настроение. Выделяют такие жанры, как стихотворение, элегия, сонет, песня, гимн, ода, послание.

Все знают, что гимн прославляет какое-то событие, человека или образ, а значит, в произведении будет торжественность и восхищение. А вот в элегии звучат грустные мысли, рассуждение о смысле жизни, о человеческом существовании.

Выявление тематики (проблематики) в произведении

Как выявить особенность произведения? Необходимо определить его пафос (в переводе с греческого - сильное чувство, которым пронизано все стихотворение). Выделяют следующие виды пафоса: героический, лирический, трагический, драматический, сатирический. Именно это и будет определение тематики, а значит, и выражение внутреннего мира героя.

Помимо тематики, план анализа лирического произведения предполагает исследование проблематики, где проявляется индивидуальный подход автора, это как бы характерная черта поэта. Например, Пушкин считал, что поэт - это пророк, а Лермонтов утверждал, что поэт всегда остается одиноким человеком, и простые люди его никогда не поймут.

Особенности композиции

Схема анализа лирического произведения состоит из нескольких пунктов, один из которых является изучением композиции произведения, т. е. состава и расположения частей, где последовательность никогда не бывает случайной и имеет смысловую нагрузку.

Очень часто используется такой прием, как повтор, что придает произведению стройность, например, начало и конец выглядят одинаково - «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (А. Блок).

Выделяют и другие звуковой повтор, где в конце стихотворных строк идет рифма и противопоставление, например, двух образов. Композиция строится таким образом, что с каждой строчкой происходит развитие и усиливается напряжение, а автор дополнительно использует опорные точки, где наиболее сильные художественные эффекты.

Лирический герой

Главное в лирическом произведении - это его герой, а значит, его переживания, эмоции и чувства. Именно через внутренний мир героя можно понять позицию автора и особенности его мировоззрения. Однако не стоит считать, что поэт описывает в произведениях себя самого, скорее всего, он передает характерное состояние людей для определенной эпохи. Образ создается на основе жизненного опыта поэта, и герой может быть близок по духу, по взгляду на жизнь, по переживаниям, но имеет характерные различия, и это сохраняется во всех стихах. Поэтому, прежде чем проводить анализ лирического произведения, примеры могут помочь разобраться, какие встречаются герои.

Некрасов в своих произведениях отстаивал гражданственность и считал, что через поэзию можно выражать мысли общества. Однако это не значит, что он был таким борцом за свободу и права общества, а показал это в стихотворении «Поэт и гражданин», где идет диалог, и гражданин призывает поэта к действию, ведь сейчас не время лежать «на печи», и итогом становится фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», где говорится о том, что нельзя быть чуждым к интересам общества.

Анализ художественных и лексических средств

В каждом стихотворении автор использует тропы, т. е. слова и выражения, которые употребляются не в прямом смысле, а в переносном. Проводя анализ лирического произведения, важно не только найти эти тропы, но и понять, для чего они используются в тексте, почему выбран именно этот тип, и насколько это характерно для данного поэта. Существует большое количество тропов, но чаще всего применяют следующие: эпитеты, метафоры, оксюморон, сравнения, гиперболу, олицетворение, иронию.

Помимо такого художественного средства, как тропы, в произведениях также используют синтаксические фигуры (приемы построения текста для повышения выразительности и усиления эмоционального воздействия, как, например, восклицательный знак или риторический вопрос), а также звуковые сочетания, когда, например, несколько строк начинаются с одного слова, или использованы слова, схожие по звучанию.

Художественные средства широко применяются в стихотворениях, но кроме этого используют и лексические, чтобы создать определенный стиль и тематику. Например, использование архаизмов, историзмов, возвышенных синонимов, где слово глаза заменяют на зеницы, губы на уста, смотри - виждь и т. д.

Определение системы стихосложения и особенности строфики

Дактиль - все это размеры, которыми написаны стихотворения. Необходимо обязательно понять размер, когда нужно провести анализ лирического произведения, так как он создает определенное настроение и эмоциональное состояние.

Произведение Лермонтова «Молитва» - написано динамично, четко и стройно, как и сама молитва. Стихотворение Л. Толстого «Коль любить, так без рассудка...» написано четырехстопным хореем, задает настроение бодрости, веселья, озорства и жизнерадостности.

Строфика или строфа - группа из числа стихов, которая повторяется в произведении и объединена общей рифмой. Выделяются следующие строфы:

  • Двустишье.
  • Терцина - состоит из трехстишей.
  • Катрен.
  • Пятистишие.
  • Секстина.
  • Селтстишие.
  • Октава.
  • Нона.
  • Десятистишие.

Анализ лирического произведения: примеры

На примере стихотворений можно проследить несколько тем, которые в разные века воспевались поэтами. Тема любви часто звучала в стихотворениях Пушкина, самое известное из них - "Я помню чудное мгновенье...", где раскрывается проблема взаимоотношений мужчины и женщины, где поэт пытается донести каждому, как мимолетна может быть любовь, и что она уже никогда не повторится.

Тема природы часто воспевалась Тютчевым и Есениным. В стихотворении "Береза" Сергей Есенин описывал пейзажи, животных, чувства героя, которые он испытывает, глядя на природу.

Прослеживалась в темах поиска смысла жизни. Так, например, в стихотворении А. Фета "Нам не дано предугадать" исследуется проблема бытия, жизни и смерти, человеческого существования и его назначения.

Понимание того, какую тему выбрал поэт, поможет составить первоначальный план анализа лирического произведения и упростит его изучение. Помимо приведенных примеров, авторы также создавали стихотворения о дружбе, одиночестве, о родине и жизни народа, о свободе и назначении поэта.

Сочинение-анализ лирического произведения предполагает, что тот, кто этим занимается, имеет определенные знания в литературе, может отличить ямб от хорея, понять, где какие используются художественные и лексические средства, чтобы увидеть главную суть произведения.

Анализ проводить не просто, и на это требуется время, но когда добираешься до истинного смысла, который заложен в стихотворении, лучше понимаешь поэта и то время, в котором он жил.

Анализ лирического произведения - это весьма непростой вариант темы сочинения. Ваша задача состоит не в попытке пересказать прозой поэзию, ведь лирическое стихотворение не переложение какого-то прозаического замысла, а воплощение особого поэтического состояния художника, и, анализируя лирику, вы тоже должны суметь "войти" в подобное состояние. Как пишет Е.Полтавец, "Лирическое стихотворение - это выдох гнева на несовершенство устройства жизни, на смерть, отнявшую дорогое существо, выдох тихой благодарности судьбе за жизнь, за тихий вечер, за бескрайний небосвод. (…) Лирика - это всегда о чем-то очень сокровенно личном - не только тогда, когда поэт говорит об интимных переживаниях, но и тогда, когда гражданские чувства переполняют душу поэта". Но лирика - сокровенное не только для поэта, но и для читателя. Поэтому ваша работа должна включать рассуждения о вашем восприятии произведения, вашем отклике на него, и с этого предпочтительно начинать сочинение. Вы можете, особенно не увлекаясь собственно теорией стиха, рассказать о вашем понимании произведения и о том, чем такое понимание вызвано (какими средствами автор этого понимания добивается).

Истолковать произведение значит приблизиться к авторскому замыслу. Сделать это можно, следуя путем так называемого "медленного чтения" - от первого стиха к последнему, рассматривая каждую стихотворную строку, ее содержание и форму, звучание, образы, логику развития авторского чувства или мысли как шаг на пути к разгадке авторской идеи.

Можно выбрать другой путь: сказать о том, что сразу бросилось в глаза в тексте, что тут же обратило на себя ваше внимание, поразило, затронуло, задело, и через это как за одно звено вытащить всю "цепь смыслов" произведения.

Схема анализа лирического произведения 1:

  1. Рассуждения "Я и поэзия; я и прочитанное стихотворение".
  2. Дата, сведения из истории создания стихотворения; при необходимости связь стихотворения с фактами биографии автора; кому посвящено стихотворение; прототипы и адресаты стихотворения.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Идейно-тематическое содержание стихотворения:
    • ведущая тема;
    • основная мысль, ее развитие;
    • эмоциональная окраска и способы ее передачи; развитие чувств;
    • общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении.
  5. Особенности композиции стихотворения.
  6. Особенности стихотворной формы 2:
    • размер; особенности ритмики;
    • рифма и способы рифмовки;
    • специфика строфики;
    • стилистические фигуры; художественные приемы (тропы: метафорика; эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии, литоты; художественное значение тропов);
    • звуковые приемы (звукопись).
  7. Основные образы стихотворения, их специфика и художественное значение. Личностное истолкование образов стихотворения.
  8. Образ лирического героя; сопоставление автора и лирического героя.
  9. Место стихотворения в творчестве автора.
    1. Порядок разбора пунктов схемы произволен, вы сами выбираете логику рассуждений и последовательность раскрытия идейно-художественного содержания стихотворения.
    2. Этот пункт схемы обязателен только в том случае, когда анализ формальных особенностей стихотворения помогает раскрыть его образность и истолковать смысл. Просто демонстрировать техническое умение отличить четырехстопный хорей от трехстопного амфибрахия не следует.

Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Рекомендованная литература к работе 8:
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.