Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов. Хозяйственные правоотношения Вопросы для самоконтроля

Под хозяйственными (предпринимательскими) правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, внутрихозяйственные отношения, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таковы право организации на принадлежащее ей имущество, исключительные права и др.

Относительными являются права с корреспондирующей с ними обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном (предпринимательском) правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:

1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;

2) действия обязанных субъектов;

3) собственная деятельность субъекта права;

4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть, к примеру, в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, решение органа государственной власти, принятое с превышением его компетенции, должно быть отнесено к числу неправомерных действий.

В науке предпринимательского права хозяйственные (предпринимательские) правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию классифицируются следующим образом:


1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);

2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);

3) абсолютные правоотношения по ведению собственной предпринимательской деятельности;

4) абсолютные неимущественные хозяйственные правоотношения;

5) обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся правоотношения, складывающиеся при реализации права хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом "абсолютно", не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям, учреждениям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется соответствующим юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Конструкция абсолютного правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности, впервые предложенная В.С. Мартемьяновым (см.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 42 - 43), является дискуссионной и признается не всеми учеными - представителями науки предпринимательского (хозяйственного) права. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает в качестве объекта правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях - содействовать ей. Мера возможного поведения при осуществлении такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского, налогового учета, представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, положений технического регулирования, лицензирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными правовыми актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы вправе потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать и использовать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным.

При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения, и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя. Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, т.е. передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида:

1) хозяйственно-управленческие;

2) внутрихозяйственные;

3) территориально-хозяйственные;

4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:

На основания возникновения;

Участников хозяйственных правоотношений;

Источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов, органов местного самоуправления, которыми осуществляется регулирование предпринимательской деятельности. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.п.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса.

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - обеспечения условий их выполнения. Обязательства могут быть и взаимными. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

К числу внутрихозяйственных следует также отнести правоотношения, основанные на факте участия (членства) лица в хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, кооперативе. Данные правоотношения в силу их многообразия носят различный характер. В частности, предлагается выделять управленческие внутрихозяйственные отношения, складывающиеся в процессе самоорганизации и самоуправления в коммерческих организациях. Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного отношения являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления. Согласно заданию или договору хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в них имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование может применяться в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются индивидуальные предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источниками правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Субъектами (участниками) регулируемых нормами права хозяйственных отношений являются граждане и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Эти отношения регулируются преимущественно гражданским, административным и финансовым законодательством.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Оно определяет правовое положение участников гражданского (хозяйственного) оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на интеллектуальную собственность, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Гражданское право использует помимо законодательных актов обычаи делового оборота, аналогии законов и аналогии права, что расширяет возможности формирования альтернативных правоотношений. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством. В случаях, когда отношения не могут быть урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, используется закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Права и обязанности сторон в хозяйственных отношениях, регулируемых гражданским правом (гражданские права и обязанности), возникают:

  • из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих ему;
  • из актов государственных органов власти и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания для возникновения таких прав;
  • из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
  • в результате приобретения имущества на законных основаниях;
  • в результате создания научной и (или) научно-технической продукции;
  • вследствие причинения вреда другому лицу;
  • вследствие неосновательного обогащения.

Защита гражданских прав (прав участников хозяйственных отношений) осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты прав;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношений;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иными способами, предусмотренными законом.

Защиту нарушенных ил и оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, - орган исполнительной власти и управления в административном порядке.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Дайте понятие механизма управления.
  • 2. Назовите основное условие эффективности механизма управления.
  • 3. Какие механизмы входят в состав комплексного механизма управления? По какому принципу формируются эти механизмы?
  • 4. Охарактеризуйте правовой механизм управления.
  • 5. Каким образом и почему правовые нормы влияют на изменение мотивов деятельности работников организации? Покажите это на примере.
  • 6. Что понимается под «плотностью мотивации»?
  • 7. Какое требование к правовой норме является обязательным при выборе правовых норм для формирования правоотношений?
  • 8. Почему отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер? Из норм каких отраслей права формируется хозяйственное право?
  • 9. Кто относится к субъектам (участникам) хозяйственных отношений?
  • 10. В каких случаях возникают права и обязанности участников хозяйственных отношений?
  • 11. Перечислите варианты возможной защиты гражданских прав.

Объектами в ХП являются материальные и нематериальные блага, на достижение которых направлены действия субъектов этих отношений.

Объектами хозяйственных правоотношений являются˸ вещи, включая деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права; работы и услуги; собственная деятельность субъекта хозяйствования; неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (право на товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна).

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом˸

абсолютные вещные правоотношения; абсолютно-относительные вещные правоотношения; абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности; неимущественные абсолютные правоотношения; обязательственные правоотношения.

Для абсолютного вещного правоотношения характерно , что субъект в нем реализует свое право на имущество в соответствии с законом, который определяет ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Объектом этого правоотношения является вещь, принадлежащая субъекту на праве собственности, что дает возможность ему распоряжаться ею вне взаимодействия с другими субъектами. Этим правом пользуются при осуществлении своей хозяйственной деятельности государственные образования, субъекты частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения . К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления. Они относятся к таковым, в связи с тем, что субъект этого права реализует свое право на имущество ʼʼабсолютноʼʼ, т.е. вне взаимодействия с другими субъектами и кроме как с собственником ни с кем не состоит в относительном правоотношении. Объем прав при этом определяется собственником имущества.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности . Для этих правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности субъектом хозяйствования. У субъекта ведущего хозяйственную деятельность отсутствуют обязанные лица, но все в свою очередь должны считаться с ᴇᴦο правом вести хозяйственную деятельность и не препятствовать ей. Мера возможного поведения субъектов - очерчена законом.

Неимущественные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектом хозяйствования в своей предпринимательской деятельности, таких как товарный знак, фирменное наименование, коммерческая тайна и другие. Данное правоотношение является абсолютным в связи с тем, что никто, кроме субъекта, обладающего этим правом, не может без законных оснований пользоваться принадлежащими ему неимущественными благами. При нарушении таких прав другими субъектами, это правоотношение перерастает в относительное, т.к. у субъекта появляется возможность требовать от лиц, нарушивших ᴇᴦο право на неимущественные блага, устранения нарушения.

Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Объекты хозяйственных правоотношений. Понятие, виды объектов." 2015, 2017-2018.

Субъектами хозяйственного права являются предприятия, учреждения, организации, их структурные подразделения, органы или граждане (участники хозяйственных отношений), которые осуществляют хозяйственную деятельность, потребляют ее результаты либо реализуют управленческую компетенцию или организационно - учредительные полномочия в сфере хозяйствования.

Субъекты хозяйствования делятся

1. По характеру и целям деятельности на:

· субъекты, которые непосредственно осуществляют хозяйственную деятельность: индивидуальные предприятия; предприятия; др. хозяйственные организации (банки, биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и компании, холдинги; нехозяйственные предприятия, когда они вступают в хозяйственные отношения.

· субъекты, которые занимаются управлением хозяйственной деятельностью:

Государственные органы хозяйственного управления;

Государственные и коммунальные хозяйственные объединения;

Отраслевые Министерства и т.д.

2. По форме собственности на:

· субъекты государственной собственности (государственные предприятия, государственные хозяйственные объединения и т.д.);

· субъекты коммунальной собственности (коммунальные предприятия, коммунальные хозяйственные объединения и т.д.)

· субъекты частной собственности (индивидуальные предприятия, хозяйственные общества, фермерские хозяйства им т. Д.)

· Субъекты смешанной собственности (арендные прадприятия, предприятия с иностранными инвестициями и т.д.)

3. По особому составу на

· Индивидуальные предприятия;

· Хозяйственные организации.

Важнейшим субъектом и формой хозяйствования, согласно ст. 62 ХК Украины, является предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, иной хозяйственной деятельности.

Предприятия могут создаваться как для осуществления предпринимательства, так и для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности. (Например, создаются госпредприятия для удовлетворения социальных нужд инвалидов) В этом отличие подхода ХК к понятию предприятия от существовавшего ранее в Законе « О предприятиях».

Предприятие обладает правами юридического лица, действует на основе устава, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своими наименованием и идентификационным кодом. Предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, самостоятельно определять численность работников и штатное расписание, обязано вести налоговый и бухгалтерский учет, сдавать отчетность в установленном порядке. Предприятие не имеет в своем составе юридических лиц.



Хозяйственные общества – это предприятия или другие субъекты хозяйствования, созданные юридическими лицами и /или гражданами путем объединения их имущества и участия в предпринимательской деятельности общества с целью получения прибыли (виды - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества и коммандитные общества)

Объединение предприятий – это хозяйственная организация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и иной деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

Гражданин - признается субъектом хозяйствования, в случае осуществления им предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации его в качестве предпринимателя без статуса юридического лица. в установленном порядке в качестве предпринимателя

Урегулированные нормами хозяйственного права правоотношения, которые возникают в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности являются хозяйственными правоотношениями .

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъекты правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

У хозяйственных правоотношений в качестве объектов выступаютвещи, в том числе деньги и ценные бумаги; работы и услуги; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности; охраняемая информация; нематериальные блага.

Cубъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. В хозяйственном праве чаще всего это действия участников правоотношений. События не играют здесь существенной роли, они встречаются в качестве правоизменяющих и правопрекращающих обстоятельств.

Действия участников подразделяют на: правомерные и неправомерные .

Различают горизонтальные и вертикальные хозяйственные правоотношения. Горизонтальные правоотношения возникают между субъектами хозяйствования, участниками правоотношений в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Вертикальные правоотношения складываются в хозяйственном обороте между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой характер.

Тема 2
Субъекты хозяйственной деятельности

2.1. Понятие и признаки субъектов хозяйственного права.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственной деятельности. Правовое положение индивидуального предпринимателя.

2.3. Юридические лица и их виды.

2.4. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

2.5. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования.

2.1. Понятие и признаки субъектов
хозяйственного права

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные специальной компетенцией субъекты хозяйствования ,

Обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность,

Зарегистрированные в установленном порядке, а также осуществляющие руководство такой деятельностью,

Приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

Основным признаком субъекта хозяйствования является наличие у него обособленного имущества . Правовыми формами такого обособления является: право собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для субъектов хозяйствования, ведущих предпринимательскую деятельность, основной целью деятельности является извлечениеприбыли. Это означает, что только профессиональное занятие производством товаров (работ, услуг) дает основание считать участников такой деятельности предпринимателями.

К предпринимательской деятельности близко примыкают, но ею не являются две группы деятельности:

1) ведение деятельности некоммерческими организациями;

2) хозяйственно-организаторская, либо властно-регулирующая деятельность государства.

Деятельность некоммерческих организаций осуществляется
в постоянном взаимодействии с предпринимателями и организациями. Однако основной целью их деятельности является не получение прибыли, а достижение иных целей. В частности, некоммерческие организации, осуществляя хозяйственную деятельность, также являются субъектами хозяйственного права, но не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственно-организаторская деятельность государства как собственника является предпосылкой создания организаций, определения содержания их деятельности и прекращения в соответствующих случаях. В этих отношениях, тесно связанных с предпринимательской деятельностью, государство является субъектом хозяйственного права , так как оно действует через свои органы в качестве субъектов, реализуя властные функции в целях защиты публичных интересов в области экономики.

У такого субъекта как государство, в компетенции преобладает хозяйственно-организаторская деятельность в отношении субъектов, действующих на базе предоставленного государством имущества.
С ними государство устанавливает правоотношения в процессе реализации антимонопольных функций, взимания налогов, требований соблюдения порядка ведения хозяйственной деятельности и ответственности за его нарушение.

Хозяйственная компетенция является необходимым элементом хозяйственной правосубъектности, которая означает, что субъект получает возможность приобретать права и обязанности с момента создания (государственной регистрации) и эта возможность восполняется имеющимися у субъекта правами (на имущество, фирменное наименование, выбор сферы хозяйствования и т. д.).

Для каждого хозяйствующего субъекта означает, что он отвечает сам своим имуществом. При наличии в уставе дополнений ответственность может восполняться и другой имущественной сферой.

Проводя классификацию субъектов хозяйственного права, необходимо проводить их отличие по разным признакам:

– государственные и частные предприятия в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны;

– государство, организации, их подразделения, индивидуальные предприниматели в зависимости от характера их хозяйственной компетенции.

Все субъекты хозяйствования, являющиеся юридическими лицами, в свою очередь разделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени субъекта хозяйствования (юридического лица) выступает его орган.

2.2. Физические лица как субъекты хозяйственного права. Правовое положение индивидуального
предпринимателя

Статья 22 ГК РБ устанавливает, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Он направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Согласно ст. 2 Закона «О предпринимательстве в Республике Беларусь» субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· группы граждан (партнеров) – коллективы предпринимателей.

Субъектами предпринимательства не могут быть :

– несовершеннолетние (Гражданский кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность приобретения несовершеннолетним полной дееспособности с 16 лет (эмансипация) и осуществлять предпринимательскую деятельность);

– лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными;

– лица, признанные в установленном законом порядке ограниченно дееспособными;

– лица, лишенные предпринимательской правоспособности на время по приговору суда;

– лица, занимающие должности или осуществляющие деятельность, не совместимые с предпринимательством (в частности, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах, руководителям государственных коммерческих организаций).

Правовой статус предпринимателя в Республике Беларусь приобретается посредством государственной регистрации. Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

Имущественной базой физических лиц-предпринимателей по общему правилу является собственность. Однако эта база может быть представлена арендованным имуществом. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере хозяйственного права является специальной ,характеризующейся хозяйственной компетенцией, так как он ведет предпринимательскую деятельность, осуществляет производство товаров (работ, услуг) с соблюдением установленных законом правил, реализует их (в том числе оптом) как результаты предпринимательской деятельности, а не предметы потребления, ставшие гражданину ненужными или излишними.

Для реализации своей предпринимательской компетенции гражданин вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме запрещенных законом. Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо иметь специальное разрешение (лицензию), сертификат компетентности на оказание услуг.

Предприниматель имеет право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Предприниматель обязан:

выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров;

осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

соблюдать права и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

выполнять решения государственных органов и иных субъектов права, уполномоченных Президентом Республики Беларусь, осуществляющих регулирование и контроль за ценообразованием, принятые ими в пределах полномочий, установленных законодательством, соблюдать установленный порядок ценообразования;

представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.

Имущественная ответственность предпринимателя наступает в случаях:

¾ нарушения действующего законодательства;

¾ невыполнения заключенных договоров;

¾ нарушения прав собственника и других субъектов;

¾ загрязнения окружающей среды;

¾ обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

¾ сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

¾ выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

¾ незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

¾ использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

¾ получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

¾ заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.

В перечисленных выше случаях суд по иску заинтересованной стороны может обязать предпринимателя, осуществившего указанные действия, прекратить противоправные действия, восстановить положение, предшествовавшее правонарушению, возместить причиненный ущерб и осуществить иные действия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Вмешательство государственных или иных органов либо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенции указанных органов. Убытки, причиненные предпринимателю в результате выполнения указаний органов государственного управления и местных органов государственной власти или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших его права, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю, подлежат возмещению этими органами.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица, производится на основании законодательных актов Республики Беларусь.