Кратко об упрощенном банкротстве. Упрощенная процедура банкротства. Сколько стоит упрощенное банкротство физического лица

Провести упрощенную процедуру банкротства можно, если у должника недостаточно денег, его местонахождение неизвестно и в ряде других случаев.

При осуществлении коммерческой деятельности компания или гражданин могут накопить задолженности перед кредиторами. Иногда остается один выход из положения — банкротство. Инициировать процесс может сам должник, его контрагенты или госорганы. В ряде случаев возможна упрощенная процедура банкротства. Она подразумевает меньшее количество стадий и небольшие временные затраты по сравнению со стандартной.

Когда применяется упрощенная процедура банкротства в 2018 году?

Процесс банкротства можно запустить если имеются два основания:

  • возникновение задолженности свыше 300 тыс. руб.;
  • невозможность погашения долгов в течение 3 месяцев.

Обратите внимание!

Чтобы открыть дело, заинтересованное лицо подает иск в арбитражный суд.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица возможна в отношении ликвидируемой компании, отсутствующего должника, а также специализированного общества и ипотечного агента. Упрощенная процедура банкротства физического лица пока используется, только если местонахождение гражданина неизвестно. Однако в данный момент разрабатываются поправки, о которых мы расскажем далее.

Подробнее остановимся на ситуациях, при которых применяется упрощенная процедура банкротства юридического лица. Одна из них — когда имущества и денег должника, который проходит через процесс ликвидации, недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов.

Отдельно выделяют упрощенную процедуру банкротства отсутствующего должника. Это значит, что руководитель юрлица отсутствует или установить его местонахождение невозможно. То же самое основание применяется к физическим лицам. В этом случае подать иск о признании лица несостоятельным могут госорганы или кредиторы. Размер задолженности значения не имеет.

Обратите внимание!

Даже если процесс банкротства начался в обычном порядке, управляющий может на стадии наблюдения или реструктуризации долгов перевести процедуру в упрощенный режим, если выявит отсутствие должника.

Упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника применяется также в следующих случаях:

  • имущества задолжавшего лица недостаточно для покрытия долгов;
  • в течение года по счетам лица не проводились финансовые операции;
  • лицо не вело предпринимательскую деятельность.

В упрощенном порядке проходит банкротство специализированных обществ. Под ними понимают финансовые организации и учреждения проектного финансирования. Такие общества занимаются истребованием долгов и направлением средств на инвестиционные проекты путем приобретения денежных требований по обязательствам, которые возникнут в связи с реализацией имущества, созданного в результате осуществления этих проектов.

Заявление о признании специализированного общества подает владелец облигаций на основании решения общего собрания собственников ценных бумаг.

Порядок оформления банкротства по упрощенной процедуре

Стандартный процесс банкротства состоит из следующих стадий:

Этап наблюдения длится до 7 месяцев. Иначе его называют подготовительным. На этой стадии назначается временный управляющий, который составляет список кредиторов, устанавливает точную сумму долга, берет под контроль имущество задолжавшего лица, отвечает за его сохранность. Также специалист анализирует все документы по сделкам за последние 3 года, оценивает реальное финансовое состояние потенциального банкрота. На этой же стадии кредиторы направляют в арбитражный суд список своих требований к юридическому лицу.

Следующий этап — санация. Его длительность — не более 2 лет. Если юрлицу можно помочь выйти из кризисной ситуации, это происходит именно на этой стадии. Решение о реабилитации принимают кредиторы на общем собрании. План действий составляет административный управляющий. К примеру, для компании могут реструктурировать задолженность, чтобы снизить долговое бремя.

Если финансовое оздоровление не помогает, начинается этап внешнего управления. Он также длится максимум 2 года. Цель этой стадии — вернуть предприятие на докризисный уровень. Если все сложится удачно, компания выплатит все долги и продолжит вести деятельность на рынке.

Обратите внимание!

На этапе внешнего управления руководителя юрлица отстраняют от дел. Внешнему управляющему, который заступает на его место, позволено менять стратегию компании, продавать активы, закрывать производства, уступать право требования долга и т.д.

Стоит сказать, что кредиторы заинтересованы в том, чтобы процесс банкротства завершился на этом этапе. В таком случае они могут рассчитывать на возврат всех долгов, тогда как после торгов имущества банкрота может не хватить.

Конкурсное производство длится не менее 4 месяцев. Эта стадия вводится, если погасить долги иными способами компания не в силах. Имущество юрлица продают с молотка, а вырученные деньги распределяют между кредиторами.

Иногда в отдельный этап выделяют заключение мирового соглашения. Это возможно на любой стадии, если стороны пришли к компромиссу насчет суммы долга, времени его погашения и графика платежей.

Упрощенная процедура банкротства отличается от описанной выше меньшим количеством стадий, соответственно, она происходит быстрее. Порядок рассмотрения дела о несостоятельности зависит от вида должника.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица

То, как проходит этот процесс, зависит от обстоятельств. Сначала разберем упрощенную процедуру банкротства ликвидируемого должника. Арбитражный суд принимает решение о признании компании банкротом и открывает конкурсное производство, минуя стадии наблюдения, санации и внешнего управления. Составляется реестр требований кредиторов.

Обратите внимание!

Если заявление о банкротстве подал собственник имущества должника до создания ликвидационной комиссии, процедура проходит не в упрощенном, а в стандартном виде.

Если ликвидационная комиссия выявила признаки несостоятельности компании, но не подала заявление в арбитражный суд, к ответственности привлекают собственников имущества юрлица, руководителя и председателя ликвидационной комиссии. Все они обязаны внести обязательные платежи банкрота и вернуть долги его кредиторам.

Рассмотрим упрощенную процедуру банкротства отсутствующего должника. Оснований для ее начала может быть два:

  • подача заявления о признании отсутствующего должника банкротом;
  • подача заявления арбитражным управляющим о переходе к упрощенной процедуре.

В течение месяца суд признает лицо банкротом и открывает конкурсное производство. Предшествующие этому этапу стадии не применяются.

Конкурсный управляющий сообщает всем кредиторам об открытии дела. У них есть 30 дней, чтобы предъявить свои требования.

Если управляющий находит имущество должника, он ходатайствует о прекращении упрощенной процедуры и переходе к стандартной.

Рассмотрим упрощенную процедуру банкротства ООО, являющегося специализированным. Суд принимает решение о несостоятельности в течение месяца со дня подачи иска. Наблюдение, санация и внешнее управление не используются. У кредиторов есть месяц с даты, когда сведения внесены в реестр банкротов, чтобы заявить свои требования.

Отдельно в законе говорится о требованиях кредиторов с залоговым обеспечением. Они относятся к третьей очереди и удовлетворяются за счет продажи залогового обеспечения (имущества). Порядок проведения торгов и начальную цену имущества, которое является залоговым обеспечением облигаций, определяет владелец ценных бумаг на основании решения общего собрания собственников или конкурсный управляющий, если к компромиссу прийти не удалось. Кроме того, залоговое имущество могут передать иному специализированному обществу, которое примет на себя права и обязанности эмитента облигаций. Это возможно, если рыночная цена имущества превышает размер обязательств по ценным бумагам не более, чем на десять процентов. Стоимость определяет оценочная организация.

Очередность выплат

Даже при упрощенной процедуре банкротства должника порядок удовлетворения требований кредиторов остается прежним. В первую очередь погашаются долги по текущим платежам. Это:

  • судебные расходы по делу о банкротстве и выплаты управляющему;
  • заработная плата работникам компании-банкрота;
  • выплаты лицам, которых арбитражный управляющий привлек по делу;
  • обязательные платежи (коммунальные, по договорам энергоснабжения и т.д.).
Если несколько лиц находятся в одной очереди, их требования удовлетворяют в порядке календарной очередности.

Обратите внимание!

Только после того, как погашены долги перед всеми кредиторами, на выплаты могут рассчитывать руководитель компании-банкрота, его заместители, бухгалтеры, руководители филиалов и т.д.

Упрощенная процедура банкротства физического лица

Инициировать банкротство гражданина может он сам, госорган или кредитор. Закон предусматривает следующие условия для обращения в суд:

Как мы уже сказали выше, в отношении граждан возможна только упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника. Если местонахождение лица неизвестно, кредиторы или госорганы вправе подать иск независимо от суммы долга. Если у гражданина обнаружится имущество, за счет которого можно покрыть задолженности, упрощенная процедура банкротства прекратится, а на смену ей придет стандартная.

Обратите внимание!

К новшествам 2018 года можно отнести то, что принимать заявления на банкротство начали в МФЦ. Второй вариант (самый распространенный) — подача заявления в арбитражный суд.

Отметим, что сейчас Минфин, Минэкономразвития и ряд других ведомств разрабатывают поправки в законодательство, касающиеся упрощенной процедуры банкротства граждан. Работа над ними ведется с 2016 года. Проект закона пока так и не принят. Разберем некоторые его положения.

Поправки направлены на облегчение положения наиболее уязвимой категории граждан. Если их примут, участие финансового управляющего в процессе будет необязательным. Это существенно снизит издержки. Гражданам хотят дать выбор: действовать самим или просить о назначении управляющего. Предлагаемый порядок не подразумевает реструктуризацию долгов.

Заявление сможет подать только сам задолжавший гражданин. Если у него нет ни денег, ни имущества, это следует указать в иске, подтверждающие документы при этом представлять необязательно.

Имущество банкроту придется продать самостоятельно и представить соответствующий отчет. В итоге затраты снизятся, а на всю упрощенную процедуру банкротства физического лица уйдет не более 3 месяцев.

Резюме

Закон позволяет проводить упрощенную процедуру банкротства в отношении:

  • ликвидируемой компании, у которой нет денег и имущества;
  • отсутствующего должника;
  • специализированного общества и ипотечного агента.

Упрощенная процедура банкротства в 2018 году характеризуется меньшим количеством этапов. Суд сразу переходит к стадии конкурсного производства, минуя наблюдение, санацию и внешнее управление.

Комментарии


Упрощённая процедура банкротства позволяет добиться желаемого результата в короткие сроки. Для чего это нужно, какими могут быть недостатки и в чём заключаются её тонкости?

Упрощённые процедуры банкротства позволяют в максимально короткие сроки официально заявить о несостоятельности субъекта хозяйственной деятельности. Однако они подходят лишь для ограниченного круга должников. Сюда относятся ликвидируемые, отсутствующие должники и должники-специализированные общества и ипотечные агенты. Как проводится полная процедура банкротства, .

Особенность банкротства ликвидируемого должника — Сразу открывается конкурсное производство .

«Упрощёнка» применяется, когда предприятие находится уже практически на «нуле» и избежать ликвидации невозможно.

Инициаторы процедуры

Упрощенная процедура банкротства может быть инициирована уполномоченными лицами:

  1. Субъекты или субъекты хозяйствования, если управляющих лиц несколько.
  2. Уполномоченные органы, которыми могут считаться различные банки, предприятия по финансовому контролю и т.д.
  3. В ситуации, когда местонахождения владельца предприятия-банкрота невозможно определить, процедура может быть инициирована следующими способами:
    • по прошению конкурсного управляющего, если ликвидация добровольная;
    • определёнными государственными органами.

После того, как прошение уже подано, дело перейдёт в руки ликвидационной комиссии. Она проверит, действительно ли предприятие подлежит ликвидации, или оно еще «дееспособно» и сможет функционировать, погасив свои долги.

После подачи заявления компанию проверит ликвидационная комиссия.

Необходимые документы

Ещё до подачи прошения необходимо собрать ряд документов, подтверждающих невозможность дальнейшего функционирования. Официальный пакет документов включает в себя:

  • Свидетельство о регистрации и ряд документов, подтверждающих право на управление и владение производством.
  • Копии и оригиналы документов руководителей организации, а также главного бухгалтера.
  • Коды отраслевой статистики.
  • Учредительный документ, например, устав.
  • Ряд уведомлений из внебюджетных организаций — пенсионного фонда, ФОМС и других.
  • Ликвидационный баланс с подробной информацией о расходах и доходах предприятия.

Как правило, собранные документы в суд передаёт арбитражный (конкурсный) управляющий. Уже при сборе документов нужно помнить, что инициатор банкротства несёт полную ответственность за реализацию данной процедуры. То есть, если планируется мнимое банкротство с подделкой определённых данных в документах, то при выявлении , инициирующее лицо возьмёт на себя всю вину перед лицом закона.

Условия реализации

Подтверждение несостоятельности предприятия производится в судебном порядке, где на основании анализа полученной информации выдвигается решение о его ликвидации. В данном случае арбитражный суд опирается на следующие условия:

  • Основное доказательство несостоятельности заключается после анализа текущей сметы предприятия , которая должна быть составлена на основании достоверных фактов. Лишь в редких случаях суд обходит данный момент стороной, опуская ликвидный баланс производства.
  • Уведомление должника, кредиторов и других лиц о том, что процедура ликвидации проходит по упрощённому пути, ложится на плечи конкурсного управляющего. Как осуществляется можно узнать из прошлой статьи.
  • Комиссия, принимающая решение о ликвидации , не имеет временных рамок по осуществлению процедуры, поэтому дело может затянуться на неопределённый период.
  • Процедура ликвидации может быть прервана в том случае, если в ходе конкурсного производства будет выявлено наличие у должника достаточного количества имущества для покрытия долгов. Тогда упрощённая процедура переходит в ранг обычной.
  • Для инициации иска о признании предприятия банкротом необходим уполномоченный орган , в роли которого может выступать банк, пенсионный фонд и т.д. Любой из этих уполномоченных органов имеет право стать инициатором исключительно в том случае, когда у банкрота есть денежные средства для финансирования процедуры.

Процедура конкурсного производства и ликвидации

Алгоритм действий после принятия решения о признании производства банкротом выглядит так:

  1. Организуется собрание учредителей , где решение подробно обговаривается, после чего выбирают конкурсного управляющего. Этот человек уведомляет налоговую инспекцию о банкротстве и предстоящей процедуре, а также публикует данные в «Вестнике».
  2. Производится сбор необходимых документов , которые отправляют в суд для принятия решения. Когда решение принято, начинается непосредственно упрощенное банкротство.
  3. Открывается конкурсное производство ; сотрудники компании уведомляются о банкротстве. После этого проходит собрание кредиторов. Информация о периодичности проведения собрания кредиторов .
  4. Имущество проверяется и реализуется . Если присутствует дебиторская задолженность, её необходимо погасить в обязательном порядке. Также нужно закрыть все существующие задолженности перед внебюджетными организациями или кредиторами.
  5. Управляющий составляет и передает отчёт о проделанной работе в суд.
  6. Суд закрывает конкурсное производство , снимает с предприятия задолженности перед третьими лицами. Наконец, фирма полностью удаляется из Единого гос. реестра.

Преимущества и недостатки

Данная система имеет немного недостатков, но они достаточно существенны. Это, во-первых, отсутствие необходимости финансового анализа. Во-вторых, это реальная возможность бывших владельцев или учредителей понести субсидиарную ответственность. Данный минус присутствует и при процедуре полного типа.

Кредиторам невыгодна «упрощёнка», так как при данной процедуре возможность проверить «должника» на предмет честности банкротства сводится к минимуму.

Преимуществ отмечается значительно больше:

  1. Процедура занимает короткий период, максимальный срок проведения составляет 12 месяцев.
  2. Конкурсное производство — единственная стадия; другие процедуры в процессе ликвидации отсутствуют. Это весьма удобно, так как для многих компаний некоторые процедуры в рамках официальной ликвидации являются попросту бессмысленными и бесполезными.
  3. Компании удаётся полностью избежать дискомфорта, который причиняется со стороны кредиторов. Всю ответственность перед различными органами полностью берёт на себя ликвидатор.
  4. В среднем стоимость такого типа ликвидации может быть практически в 2 раза меньше, чем при официальной процедуре.
  5. Сроки требований кредиторов составляют всего 30 дней.

Видео с пошаговой инструкцией упрощённой ликвидации индивидуального предприятия:

Таким образом, сокращённая процедура позволяет избежать чрезмерных затрат, как денежных, так и временных, и в результате достичь той же цели, что и при официальной процедуре со всеми вытекающими. А именно — удалить компанию из Единого государственного реестра юридических лиц и избавить её от долгов перед кредиторами.

После ликвидации через банкротство к вам не придут за долгами. Точно.

    Банкротство

    по упрощенной процедуре:

    Банкротство

    Дешевле и быстрее классического банкротства

    по упрощенной процедуре:

    Надежнее "альтернативной" ликвидации

    Полностью законно при наличии задолженности

    Минимизирует риски руководителей должника

Упрощенная процедура банкротства – один из наиболее эффективных способов ликвидации организации. Возможно применить в случае, когда в процессе добровольной ликвидации выявляются признаки банкротства. Как правило, этот способ актуален в случаях, когда заказчик намерен ускорить процедуру банкротства. В упрощенной процедуре банкротства нет стадии наблюдения, организация сразу переходит в конкурсное производство (основную и завершительную стадию банкротства).

Обязательные требования

Для упрощенного банкротства и последующей ликвидации юридического лица с гарантированным, основанным на законе прекращением абсолютно всех обязательств без возможности последующего оспаривания, необходимо одновременно наличие следующих условий:

  • Организация или индивидуальный предприниматель приняли решение о добровольной ликвидации и уведомили об этом налоговую инспекцию;
  • В процессе ликвидации выявлена задолженность перед бюджетом и (или) кредиторами, которую невозможно погасить из-за недостаточности имущества;
  • Руководство обоснованно опасается привлечения к субсидиарной (личной) ответственности по долгам юридического лица.

Как уже отмечалось, в упрощенной процедуре нет восстановительных стадий банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, наблюдение), что значительно ускоряет всю процедуру банкротства и последующей ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Порядок банкротства по упрощенной процедуре

  • Общее собрание учредителей принимает решение о ликвидации юридического лица. Назначается ликвидатор (ликвидационная комиссия), которая уведомляет налоговую инспекцию о начале процедуры. На основании полученного заявления налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о начавшемся процессе ликвидации юридического лица. С этого момента руководителем юридического лица становится ликвидатор.
  • Ликвидатор публично уведомляет о своей ликвидации, для чего публикует сообщение о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» и непосредственно уведомляет каждого кредитора, внебюджетные фонды, иных заинтересованных лиц.
  • Ликвидатором уточняются сведения об имуществе предприятия, для чего направляются запросы в налоговую инспекцию, Росреетр, Роспатент, иные органы, обладающие информацией об имуществе; с налоговыми органами проводится сверка по оплате налогов. Для уточнения налоговых требований сотрудники налогового органа имеют право провести внеочередную выездную проверку ликвидируемого юридического лица (ст. 87 НК РФ).
  • Одновременно в налоговый орган направляется промежуточный баланс, в котором указываются сведения о том, что задолженность юридического лица составляет более 300 000 рублей и имущества юридического лица недостаточно для ее погашения. На основании этого и в соответствии со ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидатор в течение 10 дней обязан подать в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом.
  • Арбитражный суд рассматривает поданное заявление, признает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) банкротом, открывает конкурсное производство и назначает конкурсного управляющего из числа предложенных ликвидатором кандидатур. В процессе конкурсного производства конкурсным управляющим публикуются сведения о признании ликвидируемого должника банкротом. Кредиторы имеют право заявить о своих требованиях к должнику в течение месяца со дня опубликования объявления о банкротстве. Арбитражный (конкурсный) управляющий в ходе процедуры банкротства проводит инвентаризацию имущества, взыскивает дебиторскую заложенность, удовлетворяет требования кредиторов в соответствии с очередностью погашения требований, закрывает расчетный счет (счета) и отчитывается о совершенных действиях.
  • На основании отчетности арбитражного управляющего суд выносит определение об окончании конкурсного производства, на основании чего налоговая инспекция исключает должника из ЕГРЮЛ и выдает свидетельство о ликвидации юридического лица. С момента ликвидации юридического лица все долги считаются погашенными и взыскать их становится невозможно ни с юридического лица, ни с руководителей (учредителей) либо иных лиц.

Процедура банкротства ООО в упрощенном порядке (банкротство ликвидируемого должника) имеет по сравнению с общим регламентом свои тонкости, которые значительно ускоряют весь процесс. О том, при каких условиях возможна ликвидация через банкротство и каков ее порядок, мы расскажем в данном материале.

Общая информация о ликвидации через банкротство

Рассматриваемый процесс регулируется § 1 гл. XI закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Остальные общие положения о банкротстве применяются с учетом особенностей вышеназванного правового источника. К таким нормам, например, относятся ст. 63 и 65 ГК РФ.

Следует отметить, что в перечисленных законодательных актах никаких особенных требований, касающихся банкротства именно обществ с ограниченной ответственностью, не существует. Также и специальные нормы об ООО в ГК РФ или законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ ничего не говорят о специфичности банкротства данного вида юридического лица.

Что касается упрощенного банкротства вообще и ликвидации ООО через банкротство в частности, то оно имеет свои нюансы, о которых поговорим подробнее в следующих разделах публикации. Здесь лишь скажем о главном отличии упрощенной процедуры.

Она применяется в том случае, если решение о ликвидации юридического лица уже принято (п. 1 ст. 224, п. 3 ст. 225 закона 127-ФЗ), то есть тогда, когда на стадии начавшегося «закрытия» предприятия обнаруживается, что у него не хватает имущества удовлетворить все требования кредиторов. Моментом принятия решения о ликвидации ООО считается дата внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, когда данный факт приобретает значение для третьих лиц.

Ликвидация ООО с долгами по налогам

У организации могут быть долги по различным видам налогов, в зависимости от вида реализуемой в фирме системы налогообложения, вида деятельности организации. В любом случае проблема ликвидации ООО с долгами по налогам какими-то отдельными положениями в законодательстве не отмечена. Понятно, что если учредители решили закрыть общество, то налоговую задолженность обойти никак не получится, чего не скажешь о требованиях других кредиторов.

В этом случае при любых намеках на нехватку имущества у ликвидируемого должника налоговый орган, как кредитор, сразу подаст соответствующее заявление в арбитражный суд. При таких обстоятельствах и с учетом неоднородности судебной практики есть риск, что банкротство будет проходить в общем порядке с более длительными сроками.

Особенности банкротства ликвидируемого должника

Упрощенное банкротство имеет следующие особенности:

  • После принятия заявления сразу открывается конкурсное производство и назначается конкурсный управляющий.
  • Такие процедуры, как наблюдение, оздоровление, управление, не применяются в данном случае, что является вполне оправданным. Так, в процессе обычного банкротства перед участниками стоит задача и удовлетворить требования кредиторов и по возможности не закрывать юридическое лицо. В случае с ликвидируемым должником его судьба уже решена, поэтому надобности в реабилитационных воздействиях нет.
  • Сроки упрощенной процедуры банкротства ООО также отличаются от обычной. Согласно ст. 51 закона 127-ФЗ процесс банкротства длится не более 7 месяцев. Хотя на самом деле он может идти несколько лет. Продолжительность рассмотрения судами дел о банкротстве в упрощенном порядке отдельно не установлена законом, но по сложившейся практике составляет от 4 до 6 месяцев.
  • По вопросу выявления признаков банкротства обратим внимание, что они абсолютно такие же, как у обычных должников. Единственная особенность — это нахождение организации в процессе ликвидации.

Досудебный этап ликвидации

Обратимся к самому началу процесса закрытия ООО. В соответствии со ст. 63 ГК РФ, после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале ликвидации осуществляется следующий алгоритм действий:

  • Ликвидатор публикует информацию в специализированном издании. После этого кредиторам дается два месяца на предъявление своих требований.
  • Ликвидационная комиссия сама выявляет кредиторов и уведомляет их.
  • По истечении двух месяцев составляется промежуточный баланс, где сводятся все данные о долгах и имуществе ООО.
  • Далее идет погашение задолженности. Сначала из денежных средств организации, затем путем продажи имущества. Только после этого станет точно известно, остались ли непогашенные долги. Ведь до реальной продажи имущества должника никто не скажет, сколько денежных средств можно выручить.
  • Если не все требования удовлетворены, ликвидатор инициирует процедуру банкротства.

Все эти этапы занимают достаточно много времени, поэтому встает справедливый вопрос, можно ли их пропустить или ускорить? Об этом поговорим в следующей части статьи.

Способы ускорения ликвидации

Самому ликвидатору ускорить процесс затруднительно. До продажи имущества он не будет точно знать, отвечает ООО признакам банкротства или нет. Однако у ликвидационной комиссии есть право подать заявление в суд, основываясь на предвидении ситуации, но только в общем порядке. Соответственно, и банкротство будет осуществляться обычным путем.

Другой способ пропустить досудебные ликвидационные проволочки — подать заявление в суд от кредитора. Однако судебная практика дальнейшего рассмотрения таких заявлений неоднообразна:

  • с одной стороны, есть дела, где суды, узнав по выписке из ЕГРЮЛ информацию о начавшейся ликвидации, автоматически переводят банкротство в сторону упрощенного варианта (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 № 17АП-14530/2013-ГК по делу № А60-29762/2013);
  • с другой стороны, некоторые судьи полагают, что п. 3 ст. 63 ГК РФ исключает применение упрощенной процедуры, если во время ликвидации кредитор подает заявление о банкротстве (апелляционное постановление 17-го Арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 № 17АП-3658/2015-ГК по делу № А60-50780/2014).

В любом случае банкротство ликвидируемого должника выгодно кредитору, который находится в сговоре с должником, так как если обойти досудебные этапы ликвидации, то не будет полной картины по задолженности. Следовательно, в такой ситуации могут пострадать интересы остальных кредиторов.

Процесс упрощенного банкротства

Подать заявление на упрощенное банкротство ООО в арбитражный суд может лишь ликвидационная комиссия (ликвидатор, руководитель комиссии). Если этот орган еще не создан и с заявлением о банкротстве обращается учредитель (участник) или руководитель общества, то процесс будет проходить по обычному регламенту. Логичность такого требования понятна, ведь узнать о том, что имущества должника не хватает на погашение всей кредиторской задолженности, может только ликвидационная комиссия в силу своих полномочий.

Необходимо помнить, что законодатель делает ограничение по срокам подачи заявлений в арбитражный суд. По общему правилу обратиться нужно в кратчайшие сроки, но не позже одного месяца с даты обнаружения признаков банкротства (п. 2 ст. 9 закона 127-ФЗ). Но при упрощенном варианте действует п. 3 ст. 9 закона 127-ФЗ, по которому руководитель ликвидационной комиссии обязан подать соответствующее заявление в суд в течение 10 календарных дней с даты выявления признаков банкротства.

По форме и содержанию заявление об упрощенной процедуре банкротства ООО с долгами ничем не отличается от обычного. Составляется данный документ по нормам пп. 1 и 2 ст. 37 закона 127-ФЗ. К нему прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ и ст. 38 закона 127-ФЗ. Перед непосредственным обращением в арбитражный суд заявитель обязан выслать копии заявлений всем заинтересованным лицам (п. 4 ст. 37 закона 127-ФЗ).

После принятия судом заявления, открытия конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего процедура банкротства проходит в обычном порядке. То есть оставшаяся часть процесса регулируется гл. III и VII закона 127-ФЗ.

Ответственность учредителя, директора, руководителя ликвидационной комиссии

Обратим внимание, что подача заявления в арбитражный суд при обнаружении признаков банкротства — это обязанность ликвидационной комиссии, а при ее отсутствии — учредителей и исполнительного органа общества. Естественно, в случае нарушения данных требований наступает ответственность.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 226 закона 127-ФЗ, если ООО продолжает ликвидацию, хотя у него не хватает имущества для расчета со всеми кредиторами, то такому обществу откажут в государственной регистрации. Дело в том, что при подаче заявления в налоговую по ликвидации юридическое лицо тем самым подтверждает отсутствие какой-либо задолженности (подп. «а» п. 1 ст. 21 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). А по факту получается, что ООО просто вводит в заблуждение налоговый орган. За данное правонарушение на должностное лицо общества налагается штраф от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Как уже говорилось выше, при упрощенном банкротстве существуют сроки подачи заявления в арбитражный суд. Если лица, ответственные за указанную обязанность, не исполнят ее вовремя, то они будут нести субсидиарную ответственность перед всеми кредиторами общества (п. 2 ст. 226 закона 127-ФЗ).

Итак, упрощенное банкротство осуществляется в более короткие сроки, чем обычный процесс. Бесспорно, инициировать этот вариант банкротства может только ликвидационная комиссия после обнаружения признаков банкротства. Если ликвидатор не обратится в суд, то будет нести субсидиарную ответственность по долгам общества. К сожалению, законодательное регулирование упрощенной процедуры банкротства ООО достаточно скудно, поэтому в данном процессе большую роль играет сложившаяся судебная практика.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица характеризуется отсутствием таких стадий, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. О том, как проводится упрощенный процесс и в каких случаях он может быть проведен, расскажем в настоящей статье.

В чем заключается процедура упрощенного банкротства юридического лица

Процедуры банкротства юридического лица регламентируются профильным законом «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. При этом существует общая процедура банкротства, которая состоит из четырех стадий и обычно включает в себя:

  • наблюдение (глава IV ФЗ № 127);
  • финансовое оздоровление (глава V ФЗ № 127);
  • внешнее управление (глава VI ФЗ № 127);
  • конкурсное производство (глава VII ФЗ № 127).

Что касается упрощенной процедуры, то она регулируется отдельно — главой XI ФЗ № 127 — и исключает прохождение организацией таких стадий банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление . То есть, например, принявший согласно статье 230.2 ФЗ № 127 заявление должника или его кредиторов арбитраж, признав его обоснованным, сразу вводит в отношении первого процедуру конкурсного производства, минуя предыдущие стадии, применяемые в общем случае.

Процедура может быть инициирована путем обращения в арбитражный суд:

  • кредиторов в случае невозможности организации в течение 3 месяцев погасить имеющиеся у нее долги;
  • самого должника, которому очевидно, что ввиду недостаточности средств он не может погасить задолженность по заработной плате или налоговым платежам, перед контрагентами и т. д.

Основания для проведения упрощенной процедуры банкротства

Упрощенная процедура банкротства применяется в следующих случаях:

  1. Если должник находится в стадии ликвидации и его имущества не хватает для удовлетворения требований кредиторов (статья 224 ФЗ № 127). При этом следует помнить, что организация может ликвидироваться, согласно статье 61 ГК РФ, как по решению ее учредителей или участников, так и принудительно (по решению суда при нарушении лицензионных требований, осуществлении запрещенной законом деятельности и т. д.).
  2. Если руководитель должника отсутствует либо его место пребывания установить невозможно, а возглавляемая им организация фактически прекратила свою хозяйственную деятельность (статья 227 ФЗ № 217). Начало упрощенной процедуры в отношении такой организации может быть инициировано финансовым управляющим как при возбуждении стандартной процедуры банкротства, так в ходе ее проведения (например, во время наблюдения или санации).
  3. Если речь идет о специальных субъектах, которыми являются специализированные общества и ипотечные агенты. Согласно статье 15.1 закона «О рынке…» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, целью деятельности специализированных обществ является выкуп денежных требований, возникших из кредитных, лизинговых и других сделок, с последующим выпуском облигаций, которые обеспечены приобретенными правами требования. Ипотечные агенты осуществляют аналогичную деятельность в отношении ипотечных сделок и закладных. Деятельность данных субъектов регулируется статьей 8 закона «Об ипотечных…» от 11.11.2003 № 152-ФЗ.

Порядок проведения упрощенной процедуры

Порядок проведения конкурсного производства определен главой VII ФЗ № 127. В частности, статья 124 определяет, что открытие данной стадии означает юридическое признание должника банкротом, т. к. применение каких-либо иных процедур к должнику для его финансового спасения уже не имеет практического смысла. При этом предельный срок конкурсного производства составляет полгода, хотя в исключительных случаях может быть продлен судом еще на полгода.

При применении конкурсного производства в упрощенном банкротстве имеется одна особенность, касающаяся порядка формирования реестра требований кредиторов. При обычной процедуре данный вопрос разрешается на стадии наблюдения, в порядке, предусмотренном статьей 71 ФЗ № 127. Кредиторам с момента опубликования сообщения о банкротстве предоставляется 1 месяц для направления своих претензий к должнику.

Если же применяется упрощенная процедура банкротства и список кредиторов не сформирован, им также предоставляется 1 месяц для направления своих требований должнику или конкурсному управляющему. В частности, именно такой порядок предусмотрен в отношении ипотечных агентов и специализированных обществ статьей 230.2 ФЗ № 127.

Ограничения при упрощенном банкротстве

На организации, в отношении которых применяется упрощенное банкротство, автоматически распространяются обязанности и ограничения, которые определены статьей 126 ФЗ № 127. Так, прекращаются полномочия всех руководящих органов должника, после чего директор организации обязан в течение 3 дней передать всю документацию, штампы, печати и материальные ценности конкурсному управляющему.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 126 ФЗ № 127:

  • сроки исполнения по всем платежам и обязательствам должника считаются наступившими;
  • прекращается начисление штрафов, пеней, неустоек и прочих финансовых санкций в отношении организации;
  • прекращаются принудительные действия по исполнительным документам;
  • снимаются ранее наложенные судом аресты на имущество должника;
  • сделки с имуществом, которые связаны с отчуждением или могут повлечь уменьшение конкурсной массы, могут совершаться только с письменного согласия конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий и его полномочия

При введении конкурсного производства арбитраж, в соответствии со статьей 127 ФЗ № 127, должен назначить конкурсного управляющего (члена СРО). Срок полномочий данного лица ограничивается окончанием конкурсного производства. С момента утверждения кандидатуры управляющему предоставляется 10 дней для опубликования в реестре банкротств сведений о должнике, перечень которых определяется в статье 128 ФЗ № 127.

  • принять от руководства должника имущество, печати, штампы и документацию, а также в течение 3 месяцев осуществить их инвентаризацию;
  • привлечь при необходимости оценщика для оценки стоимости принадлежащего организации имущества;
  • принять меры для обеспечения сохранности имущества организации, а также предпринять действия, направленные на выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • заявлять возражения и иным образом отстаивать интересы должника в суде при предъявлении к нему требований кредиторами.

Кроме того, пункт 3 статьи 128 ФЗ № 127 наделяет управляющего правами:

  • по управлению имуществом должника;
  • увольнению работников организации;
  • направлению в суд исков о расторжении и признании недействительными сделок, совершенных должником;
  • принятию иных мер для возврата имущества должника.

Имущество и счета должника

Все имущество должника, которое было выявлено конкурсным управляющим, включается, согласно статье 131 ФЗ № 127, в конкурсную массу. Не включаются в нее лишь:

Не знаете свои права?

  • объекты, изъятые из оборота;
  • права, которые тесно взаимосвязаны с должником (например, лицензионные);
  • социально значимые объекты, памятники истории и культуры, которые реализуются путем проведения открытых торгов, согласно требованиям статьи 110 ФЗ № 127.

В силу статьи 133 ФЗ № 127 управляющий имеет право использовать только 1 счет должника. Все иные его счета, обнаруженные конкурсным управляющим, подлежат закрытию. Имеющиеся же на них средства зачисляются на основной счет.

Таким образом, на основной счет должника зачисляются все средства, полученные от реализации имущества, и именно с него производятся выплаты кредиторам. Управляющий периодически (по требованию кредиторов или суда) обязан отчитываться о движении средств по данному счету.

Расчеты с кредиторами

Согласно требованиям статьи 142 ФЗ № 127, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 2 месяцев с начала конкурсного производства. На основании данных реестра управляющим осуществляется погашение долгов перед кредиторами.

Очередность погашения обозначена в статье 64 ГК РФ, согласно которой долги погашаются в следующей последовательности:

  1. Выплаты за причиненный действиями организации вред здоровью и жизни граждан.
  2. Долги перед работниками организации по заработной плате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  3. Задолженности по налоговым платежам и взносам в бюджет и внебюджетные фонды.
  4. Долги перед прочими кредиторами.

При этом требования кредиторов, согласно статье 142 ФЗ № 127, удовлетворяются последовательно, т. е. переход к следующей очереди осуществляется только после удовлетворения требований предыдущей. В том случае, если средств на удовлетворение всех кредиторов очереди не хватает, деньги распределяются пропорционально обязательствам перед ними.

Удовлетворенные требования кредиторов считаются погашенными. Также погашенными признаются требования, по которым достигнуто соглашение об отступном или зачете, а также неудовлетворенные требования, на погашение которых имущества должника не хватило.

Отчет управляющего

После завершения всех расчетов с кредиторами управляющий представляет в арбитраж отчет о проделанной работе. К нему прилагаются документы о продаже имущества, реестр требований с указанием тех, которые были удовлетворены, документы о погашении требований и прочие бумаги, перечисленные в статье 147 ФЗ № 127.

Отчет управляющего в силу статьи 149 ФЗ № 127 рассматривается и утверждается судом, после чего выносится определение о прекращении конкурсного производства. Затем арбитраж, согласно пункту 2 статьи 149 ФЗ № 127, в срок от 30 до 60 дней (если определение о прекращении конкурсного производства не обжаловано) направляет определение в налоговую инспекцию, и оно служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности обанкротившейся организации. Срок для внесения записи в ЕГРЮЛ составляет 5 дней с момента получения определения арбитража.

После внесения записи в ЕГРЮЛ обанкротившаяся организация считается ликвидированной.

Мировое соглашение

Практикам необходимо помнить, что при упрощенной процедуре банкротства может быть заключено и мировое соглашение. Сторонами его, соответственно, являются руководство должника (конкурсный управляющий) и собрание кредиторов.

Данное соглашение, согласно статье 150 ФЗ № 127, утверждается арбитражем и вступает в силу со дня его утверждения. С этого момента процедура банкротства прекращается, должник может вернуться к нормальной хозяйственной деятельности.

Важно отметить, что мировое соглашение непременно должно исполняться должником. Если условия утвержденного судом документа игнорируются, процедура банкротства возобновляется.

Таким образом, фактически отдельной специальной упрощенной процедуры банкротства не существует. Анализируя положения главы XI ФЗ № 127, можно прийти к выводу о том, что упрощенный порядок признания организации несостоятельной позволяет, минуя наблюдение, санацию и внешнее управление, сразу перейти к завершающей стадии — конкурсному производству. Процедура же протекает по общим правилам, предусмотренным ФЗ № 127, с небольшими поправками в части формирования реестра требований кредиторов.