Как сохранить самообладание и не испортить нервы

Самообладание, по сути своей, является внутренним умением человека быть спокойным вне зависимости от внешних обстоятельств. Иными словами, это умение сохранять трезвый расчёт и не поддаваться эмоциям в стрессовых ситуациях. Привычку сохранять самообладание чаще всего прививают с ранних лет.

Выдержка и самообладание

Выдержка и самообладание идут рука об руку, и второе напрямую зависит от первого. Самообладанию присущ непоколебимый самоконтроль, как при долговременных раздражителях (будь то однообразный и монотонный труд или же продолжительные болевые ощущения) так и кратковременных. Именно этот аспект самообладания можно именовать выдержкой. Для человека, обладающего данным качеством, не существует проблемы контроля над своей речью, своими телодвижениями или эмоциональных проявлений. Выдержанность характерна не только как пассивное качество, т.е. умение преодолевать воздействие внешних факторов, но и как активное, а именно умение сдерживать некоторые свои порывы для достижения своей определённой цели.

Выдержка является важной составной частью такого явления как самообладание. Так же оно дополняется такими характеристиками как смелость и решимость.

Выдержка в частности и самообладание в целом – это один из важнейших столбов лидерства. Для подлинного лидера важно не только сдерживать внешние эмоциональные порывы, но и вообще сохранять «холодный ум» в любой ситуации, не реагировать на провокации и всегда находить внутри себя точку покоя, даже находясь в сердцевине бушующего урагана событий.

Понятие самообладание неразрывно связано с такими вещами как самоконтроль и саморегуляция. На фактор наличия подобного качества так же влияет соотношение интеллекта и аффекта.

Искусство самообладания

Находясь в непосредственном соседстве с умением находить такт в общении между людьми, а также с терпеливостью и даже терпимостью как таковой, искусство самообладания даёт возможность человеку совершать те или иные поступки сообразно волевому и рациональному решению, а не поддаваясь на эмоциональную и чувственную составляющую. Это путь не только к контролю над собой, но и к достижению тех лидерских качеств, которые способны увлечь за собой других людей. Это состояние позволяет преодолевать сомнения на бытовом уровне, сдерживать свои порывы, когда это необходимо и бороть всяческие проявления страха в экстренных ситуациях. Искусство самообладания выражается в умении принимать твёрдые и взвешенные решения, благодаря которым раскрывается подлинно волевая человеческая натура.

Существует несколько воплощений самообладания. Прежде всего, это терпение. Оно позволяет сдерживать разрушительные потуги любых неудобств и преград. Далее воздержание, как умение отказаться от пагубных привычек и культивировать в себе полезные поведенческие нормативы. Внутренне спокойствие так же играет важную роль в деле самообладания. Ну и разумеется самодисциплина.

Как сохранить самообладание

Для многих людей, особенно слишком эмоциональных, самообладание является крайне сложно реализуемым умением. Некоторые не способны держать себя в руках, не нарушая при этом работу своей нервной системы.

Причиной эмоциональных всплесков чаще всего является воздействие гормонов. Однако, при всей схожести физиологического строения, перед одним человеком даже не стоит вопрос как сохранить самообладание, поскольку для него это происходит естественно и непринуждённо. Для другого индивидуума это непосильная ноша, которая связана с необходимостью задействовать всю свою силу воли.

Прежде всего, здесь имеет место воспитательный и социальный фактор. В некоторых семьях или даже сообществах самообладание культивируется у человека с самых ранних лет. Для других же эмоциональные всплески считаются нормой и не выходят за пределы общественных запретов. Если взять двух людей из разных культурных сред, то мы увидим большую разницу между их поведенческой реакцией на то или иное событие, особенно, что касается стрессовых ситуаций.

Помимо социокультурного влияния так же очень важным фактором является физиологическое состояние человека, а так же то количество психологических факторов воздействия и их качество, которое ему необходимо будет преодолеть. Так, например, индивидууму, который несколько суток не спал, мало ел и при этом находится в эмоциональном противостоянии с другим человеком, очень сложно будет сохранить полное самообладание.

Несмотря на то, что данные качества положительно влияют на умение скрывать свои настоящие чувства и контролировать своё поведение, они так же имеют и ряд отрицательных моментов. Так широко известно, что загнанные внутрь чувственные терзания, которые не получают должной реализации, постепенно изнашивают нервную систему.

Таким образом, важным фактором в деле самообладания является умение не только сдерживать наплыв негативных эмоций, но и находить пути сублимации подобных состояний, что можно реализовать самым разным образом: будь то экстремальные виды спорта, компьютерные игры или даже занятие сексом.

Итак, главным фактором в деле самообладания является не подавление своих эмоций как таковых, а контроль над их реализацией. Индивидууму нужно искать принятые в его социальной среде формы сублимаций внутренних переживаний. Не бить посуду в случае агрессии, а найти реализацию своего потаённого гнева для того, чтобы поставить ребром вопросы, на которые в обычном состоянии сложно решиться. Иными словами, уводить энергию конфликта в сторону его разрешения, а не конфронтации с человеком, который его принёс.

Бывают случаи, когда подобное совершить невозможно. Тогда на помощь приходит активный отдых. В частности плавание, бег или контактные виды спорта. Так же очень полезными могут оказаться восточные практики, такие как йога, тайцзи или медитации.

Таким образом, самодисциплина играет важную роль для реализации самообладания, поскольку именно это качество позволяет увести накопленную негативную энергию конфликта, от той её реализации, которая противоречит нормам окружающего общества.

Как развить самообладание

Итак, как развить самообладание? Можно выделить три основные методики:

  1. Игнорирование. В данном случае источник раздражения просто упускается из зоны внимания.
  2. Отсрочка. Этот способ достаточно популярный и заключается в том, что между фиксированием раздражителя и реакцией на него нужно вставить некоторую паузу. Например, сосчитать до десяти.
  3. Переключение. Здесь так же всё довольно просто. Необходимо, просто моментально переключать своё внимания с области раздражения в другую сферу.

Так же крайне полезным можно назвать умение находить некоторую точку покоя для своего сознания. Отдых необходим не только нашему телу, но и сознание так же в не меньше степени в нём нуждается. Для этого создаётся некоторое воображаемое место, в которое человек может попасть из состояния релаксации, и которое поможет ему справиться с психологическим утомлением.

Умение быть терпеливым с окружающими (особенно с близкими) считается человеческим достоинством, к которому надо стремиться.

Выдержка и самообладание - это умение и привычка контролировать свое поведение, владеть собой, своими движениями, своей речью, воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные или вредные в данных условиях. А. С. Макаренко писал: «Большая воля - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно… Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли». Выдержанный человек умеет сдерживать чувства, владеет своим настроением, не допускает импульсивных действий. Даже в трудных условиях он не теряет присутствия духа, сохраняет хладнокровие, умеет взять себя в руки.

Выдержанный человек вынослив и терпелив как по отношению к кратковременным раздражителям (например, резкая боль), так и к продолжительно действующим (ноющая боль, скучная работа, томительное ожидание). Он умеет в случае нужды переносить невзгоды и лишения, причиняющие ему физические страдания, сдерживать, когда это надо, свои потребности (голод, жажду, потребность в отдыхе и т. д.).

Воля - проявление психической активности по достижению поставленной цели. Воля осуществляет сознательное регулирование поведения в условиях постоянного баланса между интересами человека (его жизненными целями) и ограничениями, накладываемыми интеллектуальными прогнозами последствий данной деятельности, а также моральными, социальными нормами. Можно сказать, что воля - это инструмент, используемый мотивациями высшего порядка, в процессе интеллектуального планирования и реализации жизненных целей человека.

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций - ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие этих процессов от низших к высшим указывает на приобретение человеком волевого контроля над ними.

Задачей воли является управление поведением человека, сознательная саморегуляция его активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Главная психологическая функция воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию выступает сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.

Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется посредством преднамеренных умственных усилий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Однако предварительно нужно осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Можно выделить следующие этапы формирования воли , или волевых актов:

  • осознание конкретной потребности;
  • осознание возможностей удовлетворения определенной потребности;
  • проявление мотивов деятельности (мотив - это побудительная сила);
  • борьба мотивов деятельности на пути выбора решений;
  • выбор конкретного решения;
  • определение плана реализации выбранного решения, включающего перечень методов, средств и способов;
  • выполнение и контроль определенной деятельности;
  • оценка полученных результатов деятельности.

При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, чтобы уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта и произвести выбор между ними. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в следующих направлениях:

  • преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  • обретение человеком контроля над своим поведением;
  • выработка волевых качеств личности.

В каждом из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции, а затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних комплексов мышц и активизацию других. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных волевых качеств к вторичным и далее к третичным.

Выработка волевых качеств проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.

Исходя из этого волевой акт всегда включает в себя борьбу разнонаправленных мотиваций, интеллектуальную оценку этих мотиваций с точки зрения их соответствия моральным и социальным нормам. Волевые сигналы, вообще говоря, могут тормозить поведение, «рекомендованное» положительными эмоциями, например, если это поведение противоречит моральным и социальным нормам и ценностям, хотя и приятно для субъекта, так как удовлетворяет некоторые мотивации. Типичный пример - борьба человека с вредными привычками - от табакокурения до употребления наркотиков и алкоголя и т.п.

Волевые акты проявляются при осуществлении поведения, связанного с преодолением отрицательных эмоций в случаях ощущения боли, усталости, реальной опасности для жизни. Интеллектуально сформированные цели требуют от человека действий, неизбежно влекущих отрицательные эмоции, в таких ситуациях, как необходимость перенесения операции или неприятного лечения, общения с неприятным партнером и т.д. Волевой акт при этом является инструментом мышления, позволяющим сознательно преодолеть барьер отрицательных эмоций.

Так как волевые действия личности в основном проходят на сознательном уровне, эти действия определяются не только врожденными, но и в очень сильной степени - осознанно развитыми чертами характера человека. Процесс волевого управления поведением характеризуется двумя группами волевых качеств. Первая группа - сила воли, настойчивость, выдержка. Сила воли — это максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершению неприятных для него действий, например внешних действий, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий по преодолению трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в процессе обучения.

Настойчивость — способность к длительным усилиям по преодолению трудностей в процессе достижения цели в отличие от силы воли не обязательно связана с преодолением «запредельных» трудностей. Настойчивый человек способен просто длительное время не забывать отслеживать продвижение к цели и делать при этом хотя и небольшие, но необходимые шаги в заранее заданном им самим направлении.

Выдержка , непосредственно связанная с настойчивостью, определяется как умение исключать из сферы внимания действия, чувства и мысли, мешающие продвижению к данной цели. Данное качество напрямую связано со способностью к упорядочению мышления, умением планировать, организованностью и умением вовремя переключать внимание с одних дел на другие.

Ярким примером настойчивости к себе, или самовоспитания, является «комплекс добродетелей», составленный выдающимся американским просветителем и государственным деятелем Б. Франклином.

Воздержание: нужно есть не до пресыщения и пить не до опьянения.

Молчание: нужно говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок: следует держать все свои веши на своих местах; для каждого занятия иметь свое место и время.

Решительность: нужно решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Трудолюбие: нельзя терять время попусту; нужно всегда быть занятым чем-то полезным; следует отказываться от всех ненужных действий и контактов.

Искренность: нельзя обманывать; надо иметь чистые и справедливые мысли и помыслы.

Справедливость: нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность: следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Чистота: нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

Спокойствие: не следует волноваться по пустякам.

Скромность и т.д.

Вторая группа волевых качеств тесно связана со свойствами характера. В эту группу входят такие качества воли или свойства характера, как решительность, самообладание, уверенность в себе.

Решительность — способность человека без колебаний, быстро, уверенно, без бесконечных пересмотров совершать выбор линии поведения и так же четко осуществлять принятые решения. Естественно, что решительность полезна только при условии способности человека правильно оценивать ситуацию и, следовательно, правильно формулировать цели и задачи поведения, а решительные, но неправильные действия по последствиям намного хуже, чем проявление нерешительности.

Самообладание и уверенность в себе — качества, определяющие способность человека подчинять свое поведение достижению цели вне зависимости от появления отвлекающих обстоятельств, даже в случае, если эти обстоятельства представляют собой серьезные помехи.

В случае получения неудовлетворительных результатов осуществляется сознательная коррекция (изменение) ранее выбранных потребностей, влечений. Человек вновь формирует и проявляет волевые акты, изменяя содержание последующих этапов своей деятельности для удовлетворения конкретной потребности.

Формирование воли - процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

Весь склад личности влияет на проявление и развитие способностей, в то же время способности и их осознание влияют на формирование психологического облика и его проявления в поведении и деятельности человека.

Исключительное увлечение чем-то одним при определенных условиях может привести к отрицательным результатам - одностороннему и даже ограниченному развитию личности. В то же время, если вовремя осознать важность знаний, можно путем самообразования восполнить пробелы и достигнуть высокого культурного уровня. Важно не только поддерживать проявляющуюся склонность и создавать соответствующие условия для развития способностей, но и влиять на формирование активного отношения к жизни, знаниям, своим обязанностям. Когда индивид ощущает тяготение к какой-то деятельности и начинает сознавать свои способности, он при определенных условиях переживает чувство ответственности перед обществом, коллективом и больше требует от себя. Наоборот, без формирования трудолюбия образуется ложное сознание того, что при больших способностях незачем трудиться, напрягать силы, что все придет само собой. Если у человека сформированы положительные черты характера, если он осознал свои способности и их значение для собственного развития, то он преодолеет неблагоприятные условия и реализует свои планы, овладеет той профессией, к которой чувствует тяготение и для которой у него имеются предпосылки.

Развитие воли

А теперь - подробнее о развитии воли , что выражается следующими дифференцирующими признаками:

  • изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность);
  • индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли);
  • индивид достигает все большей длительности волевого усилия (нарастает выносливость воли);
  • нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки);
  • индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение;
  • цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид.

Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся:

Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целыо обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность - волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость - это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность - это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Настойчивость - волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Самостоятельность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении но собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Выдержкой , или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество - импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Дисциплинированность - это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

А теперь можно представить себе образ волевою человека, обладающего такими качествами как целеустремленность, настойчивость, терпеливость, выдержанность, самообладание, решительность, исполнительность. дисциплинированность, твердость воли, стойкость воли, осторожность, разумный азарт, смелость, храбрость, отвага, мужество и ею противоположность - состояние безволия, проявляющееся в таких качествах, как упрямство, податливость, внушаемость. нерешительность, трусость, боязливость, удаль.

А как волевые качества личности формируются и развиваются?

Прежде чем отвечать на данный вопрос, переформулируем его следующим образом: как развивается воля человека в целом и, вместе с ней, его отдельные волевые качества?

Наблюдения за поведением детей показывают, что первые отчетливые признаки проявления волевого поведения у них можно обнаружить между вторым и третьим годом жизни. Это означает, что именно в этот период у детей уже есть воля, и они могут ее демонстрировать. Но остается без ответа вопрос о том. когда соответствующие качества личности только начинают формироваться у ребенка: ведь до годовалого возраста их определенно нет, а между двумя и тремя годами они уже существуют и проявляются. Ответить на данный вопрос однозначно и убедительно, опираясь на точно установленные факты, не представляется возможным по причине указанных выше трудностей в психологическом изучении воли. Однако можно предполагать, что начало формирования воли относится к времени, когда у ребенка появляются первые настойчивые действия, направленные на преодоление препятствий, подкрепляемые со стороны наблюдающих за детьми взрослых людей. Такое обычно происходит между первым и вторым годами жизни ребенка. Строго говоря, эти наиболее ранние по времени своего появления действия ребенка еще нельзя назвать полностью волевыми. Они могут представлять собой чисто механическое повторение ребенком некоторых поначалу не вполне удачных действий. Однако они входят и в состав самостоятельно осуществляемых человеком собственно волевых действий, так как всякое такое действие при его невыполнении или неудачном выполнении человек обязательно повторяет. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становятся уже не внешними (поощрение или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренними (удовольствие, получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием. Признаком того, что у ребенка начинает развиваться собственная воля и появляется связанное с ней удовольствие в связи с успешным преодолением препятствия, является самостоятельное повторение ребенком действий, оказавшихся не вполне удачными для достижения цели. Такое поведение можно наблюдать у некоторых детей, начиная примерное 6-8 мес. Например, младенец пытается достать какой-либо предмет или игрушку. Это ему не сразу удается, но он настойчиво повторяет соответствующее действие до тех пор, пока оно не приведет к успеху, и после этого испытывает явное удовольствие.

Первые наблюдаемые у детей признаки волевого поведения, относящиеся к второму-третьему году жизни, свидетельствуют о том, что у детей сформировались так называемые первичные волевые качества. Речь в данном случае идет, например, о таких качествах, как упорство и упрямство, т.е. характеризующих сравнительно невысокий уровень волевого развития человека. О начале формирования вторичных волевых качеств личности можно, вероятно, говорить лишь с того времени, когда волевое поведение ребенка приобретает разумный и сознательный характер. Обычно это происходит в период жизни от 5 до 6 лет или раньше, в преддошкольном возрасте. У многих детей в это время в доступных для них видах деятельности - играх, а также, отчасти, в общении, в учебе и труде, начинают проявляться настойчивость, целеустремленность, ответственность, т.е. собственно вторичные волевые качества личности.

Воля человека активно продолжает развиваться дальше в течение детства. Особенно важным в этом отношении является подростковый период, так как для многих подростков сила воли становится одним из самых ценных качеств личности и почти все дети этого возраста начинают целенаправленно и активно развивать свою волю.

К концу подростковою и началу юношеского возраста основные волевые качества личности можно считать сформировавшимися. Практически это означает следующее:

  • если к этому возрасту воля человека оказалась развитой, то он может ее самостоятельно проявлять во всех делах, за которые берется:
  • если воля у человека отсутствует, то с этим недостатком после данного возраста уже трудно бороться;
  • подростки, которые имеют волю, обычно начинают с этого возраста в личностном плане развиваться быстрее подростков, которые выросли безвольными.

За пределами юношеского возраста, т.е. после 25-30 лет, воля, по-видимому, у человека уже не развивается. Если к данному возрасту человек уже стал волевым, то таким он, скорее всего, и останется. если к этому возрасту он оказался безвольным, то, скорее всего, останется таким в дальнейшем.

Сказанное, однако, не означает, что воля человека после указанного возраста и по мере его психологического развития (оно, несомненно, продолжается) совершенно не изменяется. Те перемены волевого характера, которые могут происходить, а иногда действительно происходят после 25-30 лет, проявляются в том, что волевое поведение человека приобретает все более разумный, сознательный и взвешенный характер. Прежде чем приложить к чему-либо волевые усилия, человек размышляет, взвешивает свои шансы, решает для себя, стоит ли делать то, что требует от него волевых усилий, или не стоит, и, если после долгих размышлений он приходит к выводу, что это делать стоит, лишь тогда начинает проявлять свою волю. Иными словами, воля человека по мере его психологического развития перестает быть слепой, неразумной силой и становится сознательным подспорьем к его разуму.

Резюмируем: в воле как синтетической характеристике личности, ее системном свойстве выражается практическая сторона сознания. Нельзя не согласиться с теми, кто считает, что если есть воля - есть человек, нет воли - нет человека, сколько воли - столько и человека.

Действительную природу воли позволяет раскрыть представление И.П. Павлова о человеке как системе, единственной«по высочайшему саморегулированию». Это представление реализовано в идее о регулирующей функции психики, раскрытой во многих фундаментальных трудах основоположников советской психологии. Его конкретизации способствовали многолетние исследования В.И. Селиванова и его сотрудников, концепция осознанной саморегуляции деятельности, разрабатываемая О.А. Конопкиным и др.

Имеющиеся данные позволяют трактовать волю как системное качество, в котором выражается вся личность в аспекте, раскрывающем механизмы ее самостоятельной, инициативной активности. По этому критерию все действия человека можно рассматривать как последовательно усложняющийся ряд от непроизвольных (импульсивных) к произвольным и собственно волевым действиям. В произвольных действиях проявляется, по выражению И.М. Сеченова, способность человека руководить вызовом, прекращением, усилением или ослаблением активности, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Другими словами, здесь всегда имеет место действие по инструкции и самоинструкции.

Собственно волевые действия не могут быть одновременно и произвольными, поскольку они тоже всегда представляют собой действия по самоинструкции. Однако их характеристика этим не исчерпывается. Волевые действия (воля как обобщенное обозначение специфичного, дифференцирующего для человека высшего уровня управления всеми его психофизическими данными) предполагают способность личности подчинять удовлетворение низших потребностей высшим, более значимым, хотя и менее привлекательным с точки зрения действующего лица. Наличие воли в этом смысле достоверно свидетельствует о преобладании у человека высших, социально обусловленных потребностей и соответствующих им высших (нормативных) чувств. В основе волевого поведения, движимого высшими чувствами, лежат, таким образом, усвоенные личностью социальные нормы. Кодекс норм человека, определяющий, какую линию поведения он изберет в конкретной ситуации, - одна из самых красноречивых характеристик личности, особенно с точки зрения степени учета (или игнорирования) в нем прав, законных притязаний и чаяний других людей.

Если «Я» телесное сильнее духа по интенсивности своих потребностей, и в волевом конфликте тело побеждает дух, то дух проявляет свою немощь своими болезнями. Что значит «тело победою дух»? Это значит, что человек не способен реализовать свои притязания на соответствующее социальное положение и благосостояние, поскольку сиюминутные телесные желания не дают ему возможности сосредоточиться на достижении социальных целей.

Воля как проявление конфликта между духом и телом - это только одна форма борьбы мотивов внутри человека.

Следует отметить, что отсутствие конфликта с преобладанием «Я» телесного мы наблюдаем там, где социальные и духовные мотивы менее развиты, чем телесные, как, например, у биологического лидера или просто у неразвитой личности.

Восточная традиция формирует внутренние взаимоотношения телесных, социальных и духовных мотивов как содружество только в том случае, если все три вида «Я» гармонически развиты и имеют опыт взаимного обогащения. Древние восточные культуры давно осознали значение космического разума. Представления о космичности разума, его функции самосовершенствования религии восточных культур - буддизм и индуизм - отражали в представлениях об Абсолюте и необычайно развитой, многообразной практике физического, интеллектуального и духовною самосовершенствования. В чем состоит способ проявления воли как содружества трех базовых мотивов личности? Это содружество соответствует формуле: «Если сознание говорит: «Это нужно», тело отвечает: «Я с удовольствием это сделаю».

Работа разума - это всегда творческий процесс, и она проявляется только в творческой оценке ситуации, постановке цели, поиске путей реализации этой цели. Иными словами, разум в человеческом сознании проявляется только тогда, когда необходимо разрешить простые или сложные проблемные задачи или ситуации. Однако огромное количество умственных действий человек осуществляет с помощью так называемых стереотипов, автоматических установок и т.д. Во всех этих проявлениях психической деятельности разум не участвует. Если провести такой эксперимент, в ходе которого вы в течение суток фиксируете проявления как творчества, так и автоматизма при решении своих повседневных проблем, задавшись целью подсчитать, сколько времени вашего бодрствования занимает разумная деятельность, а сколько - автоматическая, то вы получите соотношение вашего интеллектуального потенциала и имеющихся у вас стереотипов, т.е. коэффициент степени разумности вашего бытия.

Таким образом, воля - это деятельное продолжение разума, сознания.

В жизни личности огромную роль играет позиция, ею занимаемая. Активная или пассивная?

Пассивная - чем меньше воля, тем сильнее происходит вовлечение в стихию окружающего, невозможность выйти за ее пределы и из своего круга, тем меньше право личного выбора, тем ниже энергетический уровень индивидуума, его поля, тем он слабее сам и сильнее зависит от внешних факторов.

Активная - это шанс, и чем выше активность и воля, тем выше градации, тем больше энергии, больше вариабельность выбора и возможностей, тем и больше корригирующих факторов (ограничивающих, проверяющих и контролирующих).


Самообладание – это способность контролировать сиюминутные импульсы и реакции. Другое название этого качества – самодисциплина. Такой тип поведения не является ограничивающим в отрицательном смысле, как может показаться поначалу. При разумном использовании самоконтроль становится одним из важнейших инструментов для достижения успеха и личностного развития. На пути к желаемым целям часто находится немало жизненных препятствий. Чтобы их преодолеть, необходимо действовать с настойчивостью, а это, конечно, требует высокого уровня самоконтроля.

Кроме того, это качество является критически важным для проработки страхов, навязчивостей, зависимостей. Самодисциплина помогает человеку обрести контроль над собственной жизнью, поведением и реакциями. Она улучшает взаимоотношения, помогает развить терпение, достичь счастья и удовлетворенности.

С другой стороны, недостаточно развитый самоконтроль часто приводит к неудачам в работе и личной жизни, перееданию и другим вредным привычкам, проблемам со здоровьем.

Каким конкретно образом самообладание помогает в обыденной жизни?

  • Развитое качество самодисциплины позволяет вовремя заметить проявления саморазрушительного, зависимого или навязчивого поведения;
  • Дает ощущения власти над своей жизнью, привносит баланс и гармонию;
  • Помогает держать чересчур эмоциональные реакции в норме;
  • Развивает эмоциональную и умственную независимость от окружающих людей и обстоятельств, что существенно влияет на субъективное ощущение мира и спокойствия;
  • Помогает преодолеть чувство беспомощности;
  • Самоконтроль позволяет обрести уверенность в себе, высокую самооценку, внутреннюю силу;
  • Делает человека ответственным и достойным доверия.

Препятствия для развития самодисциплины:

  • Недостаток знаний, понимания того, чем в действительности является самоконтроль;
  • Сильные и неконтролируемые эмоциональные реакции;
  • Быстрота и непосредственность этих реакций на раздражители внешнего мира, необдуманность действий;
  • Слабое желание измениться, стать лучше;
  • Недостаточно развитая сила воли;
  • Субъективный взгляд на развитие самоконтроля как неприятное и скучное занятие; убежденность в том, что в жизни дисциплинированного человека нет места развлечениям;
  • Недостаток веры в себя и свои способности.

Как развить самообладание? Краткий алгоритм действий

Итак, каков же общий алгоритм, позволяющий обрести контроль над собой и развить так необходимую силу воли?
  • Во-первых, нужно определить те жизненные области, где вам не хватает этого качества. Например, это могут быть покупки, переедание, курение, трудоголизм, выпивка, навязчивости.
  • Далее необходимо определить те эмоции, по отношению к которым и требуется применение самодисциплины. Возможно, это гнев, сожаление, обида или негодование, страх.
  • Следующий шаг – выявить мысли и убеждения, которые толкают к неконтролируемому поведению.
  • Несколько раз в день, в особенности в те минуты, когда потребность в самоконтроле наиболее высока, необходимо повторять различные аффирмации. Это могут быть такие фразы:
  • Я полностью контролирую свою жизнь;
  • У меня есть сила воли, чтобы выбирать для себя эмоции и мысли;
  • Самоконтроль приносит мне внутреннюю силу и успех;
  • Я полностью контролирую свои эмоции и поведение;
  • День за днем моя способность к самодисциплине возрастает.
    • Далее нужно визуализировать собственное поведение в рамках самоконтроля и самоограничений. Необходимо рассмотреть жизненную ситуацию, в которой вам не хватает дисциплины, и представить, что вы реагируете спокойно.
    • Самый главный шаг – выполнение упражнений для развития силы воли.

    По теме:

    Практические шаги для развития воли

    • Тренировать силу воли при помощи небольших действий. Многие современные исследователи, в том числе, автор знаменитого издания «Сила воли» Келли Макгонигал, сравнивают развитие способности к самоконтролю с обычной тренировкой мышц. Для того, чтобы использовать «волевую мышцу», ее сначала необходимо активизировать, и затем понемногу тренировать. Поскольку, как и физические мышцы, сила воли подвержена истощению, нагрузки должны быть постепенными, но регулярными. Кроме того, волевой потенциал обычно заканчивается к концу дня. Поэтому выполнять неприятные или не вызывающие интереса дела и занятия рекомендуется утром.

      Тренировка силы воли может включать в себя такие действия, как постепенная уборка квартиры, использование для обычных процедур неведущей руки, развитие привычки медитировать каждый день. Также можно попробовать держать спину прямо в течение всего дня, воздерживаться от интернета или телевизора в течение дня-двух, ввести для себя запрет на нецензурную брань. То, что эти задания кажутся обычными, на самом деле, только усиливает их эффект. Выполняя их, вы научаете мозг не поддаваться импульсам, прокладывать паузу между эмоцией и действием.

    • Уменьшить уровень стресса. Хронический стресс является главным врагом самоконтроля. Почему среди людей, которые живут в больших городах обеспеченных, экономически развитых стран, столько обжор, алкоголиков и игроманов? Причиной всему – хронический стресс, накапливающийся в течение жизни. Трудности на работе и в личной жизни, тревожные новости по телевидению, неопределенность будущего, - все это, в конечном итоге, делает свое дело. Из успешного представителя среднего класса человек довольно быстро может превратиться в полного неудачника. Дело в том, что волевые ресурсы человека, к сожалению, исчерпаемы.
      Для развития силы воли постарайтесь по возможности минимизировать в своей жизни стресс. Ведь если истощать свои волевые ресурсы в одной жизненной области, то на развитие другой их попросту не хватит.
    • Выбрать для себя идеал. Оказываясь в сложных обстоятельствах и теряя веру в собственные силы, бывает очень сложно продолжать преследовать когда-то поставленные цели. В наше время роль «идолов» часто исполняют певцы или актеры, голливудские звезды. Однако часто их биографии не только не придают веры в человеческие возможности, но и являются отрицательным примером того, какой может быть человеческая жизнь. Ведь среди современных звезд также немало людей с алкогольной, наркотической зависимостью, или просто несчастных в личной жизни. Поэтому к выбору примера для подражания нужно подойти тщательно.

      Между тем, мир предоставляет огромное количество образцов волевого человеческого поведения. Тем идеалом, который позволяет черпать уверенность в возможностях человеческого духа, могут стать друзья или родственники, герои фильмов, книг, политические деятели.

    • Объявить войну лени. Нежелание приниматься за дела, которые не вызывают интереса, является одним из показателей слабо развитой силы воли. С ленью можно бороться несколькими способами: составлением списка дел, расставлением приоритетов, использованием метода «кнута и пряника». Эти методы стоит применять одновременно. Список дел необходимо составлять постоянно – таким образом, вы приучите себя выполнять работу в срок.

      Если дел накопилось очень много, не обойтись без ранжирования их по важности. Не нужно хвататься за все дела сразу, начать можно с малого. После этого втянуться в работу будет гораздо легче. И, наконец, необходимо поощрять себя за достижения и наказывать за невыполнение запланированного. Ведь наш мозг, несмотря на способности к логическому мышлению и другим достижениям эволюции, все же обладает свойствами мозга собаки Павлова.

    Самоконтроль – это одно из самых важных и полезных качеств, которым должен обладать каждый человек. К сожалению, даже признавая ценность дисциплинированной жизни, многие люди делают очень мало для его развития. Вопреки распространенному мнению, самоконтроль не означает жестокости по отношению к себе или же ограниченного, аскетического образа жизни. Это незаменимое качество характера лишь помогает обрести власть над своим поведением, эмоциональными реакциями, мыслями. Те рекомендации, которые даются для развития самоконтроля, помогут и задающимся вопросом о том, как выработать стрессоустойчивость.

    Хорошо развитое самообладание наделяет силой твердо следовать своим решениям. Оно является обязательным требованием для достижения поставленных целей.

    Термин «самообладание» довольно распространен в психологии. Как известно, это черта характера. Но что такое самообладание?

    Е.П. Ильин объясняет самообладание как необходимую часть нашей волевой характеристики, собирающей в себе множество черт. Среди них смелость, выдержка, решительность и многие другие. В то же время толковый словарь Ожегова дает следующее определение этого понятия:

    «Самообладание – это возможность человека действовать разумно, обдумывая свое решение, в самых критических ситуациях, а также сохранять уравновешенность внутри себя, когда это реально необходимо».

    Другими словами, самообладание – способность управлять собой, сохранять хладнокровие, выдержку и невозмутимость. Как и у любой способности, у самообладания есть свои преимущества. Вот некоторые из них:

    • Позволяет человеку поступать рационально, а не поддаваться минутному порыву эмоций.
    • Позволяет управлять не только собой, но и другими людьми.
    • Приводит к самому оптимальному решению возникшей ситуации.
    • Помогает увидеть суть происходящего, а не тот маскарад, за которым зачастую пытаются спрятать настоящее значение происходящего.
    • Способствует отсутствию случаев, о которых потом обычно жалеют всю жизнь.

    В настоящий момент самообладание проявляется в различных формах: в выдержке, сдержанности, решительности и смелости.

    Многие могут задаться вопросом – как сохранять самообладание? Сохранить его в конфликтной ситуации – дело, важное для любого человека. И этому делу нужно учиться. Вот несколько способов, как научиться самообладанию:

    • Старайтесь принимать ситуацию такой, какая она есть на самом деле. Не нужно драматизировать, это лишнее.
    • Убеждайте себя, что эта проблема не так серьезна, как кажется на первый взгляд. Всегда нужно мыслить позитивно.
    • Не стоит сразу же делиться своей проблемой с другими людьми. Они могут неправильно воспринять ваши слова, вследствие чего возникнут другие ситуации, с которыми придется справляться.

    Но в действительности мало научиться самообладанию, нужно также развивать его. Прежде чем узнать, как развить самообладание, давайте разберемся, в каких случаях нам просто необходимо умение держать себя под контролем. Рассмотрим лишь некоторые из них: гнев, страх, жадность и досада. Все эти состояния, а также любое беспокойство внутри нас или волнение почти всегда возникают после чересчур активной реакции на что-то раздражающее.

    Воспитание самообладания

    Психолог Игорь Добротворский рассказывает о нескольких совершенно простых средствах для развития самообладания, с которыми справится любой человек:

    1. Игнорируйте то, что вас раздражает. Научитесь сначала игнорировать что-то маленькое, незначительное, затем переходите к более крупномасштабному. Для начала можно попробовать игнорировать звонок телефона, когда вам неудобно ответить или вы просто не хотите этого делать, затем игнорируйте ситуации, которые вам не нравятся. Со временем у вас получится пропускать мимо своего внимания многие вещи, которые вас раздражают.

    2. Давайте себе время на раздумье. В любой ситуации давайте себе время для принятия решения. Например, сосчитайте до двадцати. Это замечательный способ избежать конфликта. За то время, которое вы считаете, вы уже примете решение и поймете, что последует за вашими действиями.

    3. Расслабьтесь. Каждый день мы подвергается стрессу. На земле не существует живого существа, которое бы за день не побывало хотя бы в одной критической ситуации. Частые состояния стресса вызывают в организме ряд изменений, которые могут сказываться на том, как мы себя ведем.

    Мы все понимаем, что нашему телу нужен отдых, но очень часто забываем про то, что психике тоже нужно отдыхать. Представьте, вы находитесь на Лазурном берегу и вас обдувает легкий бриз, либо вы сидите в удобном кресле осенним вечером с чашкой горячего чая. Это может быть все что угодно, что расслабляет вас.

    И, пожалуй, самый главный навык в конфликтной ситуации, который нужен человеку, – это умение отводить значимую роль самоконтролю. Давайте разберемся, как не терять самообладания.

    Чтобы ваше самообладание и самоконтроль остались при вас, нужно очень хорошо владеть самодисциплиной. После того как вы выяснили, что вам чуждо, а какая мысль во благо, необходимо правильно принять решение: либо развивать и поддерживать ее дальше, либо пресечь. Плохое нужно подавлять, а хорошее развивать.

    Но если вы все же потеряли самообладание, вот несколько советов, как вернуть его:

    • Постарайтесь избавиться от неприятных эмоций. Вспомните что-то хорошее или пофантазируйте. В ход могут пойти абсолютно любые фантазии, пусть даже интимного содержания. Главное, чтобы от плохих эмоций не осталось и следа.
    • Включите свое воображение на максимум. Например, можно представить своего обидчика в каком-нибудь смешном образе, как это было в одной из серий «Гарри Поттера». Вы начнете смеяться, и вам сразу станет легче. Как известно, смех помогает вылечиться от любой болезни и хандры.

    • Постарайтесь максимально расслабиться. Особенно важно, чтобы мышцы лица и шеи не были напряжены.
    • Попробуйте воспринимать ситуацию «от третьего лица», будто вы наблюдаете за ней со стороны.
    • Многократно рассказанное событие постепенно теряет тот накал, который был у него. Психологи часто советуют разговаривать о волнующей вас проблеме с окружающими людьми, кем бы они ни были. А также учеными доказано, что чем чаще мы мысленно прокручиваем случившуюся ситуацию, тем больше мы забываем о том, что было на самом деле.
    • Следите за своим дыханием. Постарайтесь наладить его с помощью специальных упражнений.

    Подводя итог всему вышесказанному, делаем вывод: самообладанию нужно научиться, его нужно развивать и стараться не терять. Следуя этим рекомендациям, вы всегда будете довольны тем, как вы поступили в критических обстоятельствах. Автор: Ольга Морозова

    Бесстрастие, умение владеть собой, хладнокровность, сдержанность, флегма, хладнокровие, присутствие духа, эпическое спокойствие, олимпийское спокойствие, выдержка, спокойствие, флегматичность, бесстрастность, выдержанность, флегматизм,… … Словарь синонимов

    самообладание - способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу (см. эмоции). В С. проявляется сознательно волева … Большая психологическая энциклопедия

    - (self ownership) Претензии человека на контроль над собственной личностью, относящиеся, как правило, не только к его телу (и, возможно, к эмбриону внутри него – см.: right to life – право на жизнь), но и к трудовой деятельности, способностям и… … Политология. Словарь.

    САМООБЛАДАНИЕ, я, ср. Способность владеть собой, выдержка и хладнокровие. Проявить с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Одна из кардинальных добродетелей; способность формировать собственную жизнь в направлении человеческого совершенства при помощи разумно нравственной воли, независимо от естественных порывов и аффектов. Оно проявляется в двух осн. формах –… … Философская энциклопедия

    Англ. self control/possession; нем. Selbstbeherrschung. Показатель эмоциональной и соц. зрелости личности, способности индивида к сознательно волевой организации псих, процессов и осуществлению деятельности в критических ситуациях. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    Способность человека осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональную сферу. В С. проявляется сознательно волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. С. показатель эмоциональной и… … Словарь черезвычайных ситуаций

    самообладание - САМООБЛАДАНИЕ, я, ср Способность владеть собой; Син.: выдержка, хладнокровие, выдержанность. Вдовец, человек наделенный исключительным самообладанием, не рыдал и не рвался (Наб.) … Толковый словарь русских существительных

    самообладание - безмерное самообладание дьявольское самообладание исключительное самообладание колоссальное самообладание невероятное самообладание поразительное самообладание потрясающее самообладание редкое самообладание удивительное… … Словарь русской идиоматики

    Книги

    • Как снизить агрессию подростка и наладить с ним отношения , Абблетт Митч Р.. Ваш подросток все время в гневе или отгородился от семьи, замечая вас лишь для того, чтобы попросить денег? Хлопает дверью, срывается и винит вас во всем каждый раз, когда сталкивается с…
    • Побег на рывок. Книга 2. Призраки Ойкумены , Генри Лайон Олди. Свет клином сошелся на Диего Перале, скромном учителе фехтования. Великая Помпилия, империя людей-волков, ставит ультиматум: сотрудничество или рабство? Хладнокровные гематры,…