Как оформляются результаты мониторинга 44 фз. О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. С изменениями и дополнениями от
С 2020 года реализуется мониторинг закупок в рамках 44-ФЗ, также утвержден алгоритм его проведения. Разберемся, что это такое, кто его проводит и каковы результаты осуществления мониторинга.
Закон о контрактной системе в сфере закупок предусматривает не только планирование и осуществление тендеров различными способами, но и схему оценки обоснованности тех или иных торгов путем проведения такой процедуры, как мониторинг госзакупок.
Мониторинг закупок представляет собой надзор в области торгов, который включает сбор, обобщение, систематизацию, а также оценку сведений об осуществлении торгов, в том числе выполнении планов и планов-графиков тендеров. Такого рода оценка проводится уполномоченным на это органом власти, а именно Министерством финансов. Сбор указанных сведений осуществляется на ЕИС. На уровне субъекта и муниципального образования на основании изданных актов может проводиться мониторинг тендеров и закупок, проведенных в этом регионе или муниципалитете.
Цели оценки
Мониторинг закупок осуществляется в целях:
- оценки уровня достижения целей, обозначенных в соответствии со ст. 13 ФЗ № 44 . Напомним, речь идет о реализации мероприятий, которые закреплены в государственных программах, исполнении международных обязательств, исполнении функций и полномочий государственных органов власти;
- анализа обоснованности торгов в соответствии с требованиями статьи 18 44-ФЗ. При составлении и размещении планов-графиков, например, обоснованию подлежат начальная максимальная цена контракта, способ определения поставщика, а также дополнительные, предъявляемые к нему требования;
- установления эффективности обеспечения нужд государства и муниципалитета.
Необходимо отметить, что еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование законодательства в сфере осуществления торгов.
Результат проведения
Результаты процедуры оформляются в виде документа — сводного аналитического отчета. Такой документ представляется Минфином в Правительство ежегодно не позднее 30 апреля, однако формируется он за каждый квартал и размещается в ЕИС.
Информация для отчета также черпается из ЕИС: оценке подлежат реализация планов и планов-графиков, ведение реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков, наличие жалоб (плановых и внеплановых проверок), банковские гарантии, а также результаты проведенного контроля в рамках статьи 99 44-ФЗ.
Требования к сводному аналитическому отчету
Итак, мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ предполагает формирование отчета. Сведения, которые в нем содержатся, систематизируют информацию:
- об осуществлении закупок, сумме всех максимальных цен, в том числе о централизованных закупках;
- о числе процедур, которые состоялись и не состоялись;
- об общей стоимости всех сделок;
- о выполнении обязательств по контрактам, в том числе об оплате и ответственности за нарушения;
- о ведении РНП;
- о ведении реестра жалоб, проверок как планового так и внепланового характера;
- о количестве банковских гарантий и общей сумме денег, которая указана в них;
- об итогах контроля;
- о функционировании ЕИС.
Порядок подготовки документа можно определить как сбор, обобщение, систематизацию и оценку, разработку проекта структуры такого аналитического отчета, согласование ее с ФАС и иными заинтересованными ведомствами, разработку проекта и его согласование, и завершающий этап — предоставление в Правительство на рассмотрение.
Как и кем осуществляется мониторинг в сфере закупок, что оценивается, кто и какую информацию должен представлять в орган мониторинга закупок - об этом в нашей статье.
Что это такое
Мониторинг закупок – это постоянные наблюдения за деятельностью закупающих организаций, которое реализуются путем сборов, обобщения, систематизации полученных данных и оценки этой информации (в том числе за реализацией планов-графиков и планов закупок). Мониторинг закупок осуществляется в целях:
- оценки уровня достижения целей, указанных в статье 13 44-ФЗ;
- оценки того, насколько обоснованы закупки;
- изменения (в лучшую сторону) законодательства РФ и других правовых актов в сфере закупок.
Отметим, что ч.2 ст.97 (цели закупок), равно как и статья 13 утрачивают силу с 01.10.2019 года. Мониторинг проводится по данным, размещенным в ЕИС.
Какое ведомство готовит отчеты о мониторинге закупок
Постановление Правительства №728 от 26.08.2013 года назначает Минфин РФ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы. В его обязанности входит публикация ежеквартального отчета о результатах мониторинга закупок. Размещается он в ЕИС (пп №1193 от 03.11 2015 года) не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом, кроме четвертого (до 01 марта следующего года).
Также для удобства отчет размещают на сайте Министерства финансов в течение месяца с момента окончания анализируемого периода. В отчете представлена информация по трем уровням заказчика (федералы, субъекты и муниципалы). Отчет, помимо прочего, содержит данные о планировании и осуществлении закупок, о результатах контроля. Заказчики в отчете структурированы. Мы можем видеть закупки в разрезе отраслей, в форме сравнения с предыдущими кварталами. Также размещению в ЕИС подлежит сводный отчет по итогам года. Он публикуется до 30 апреля года, следующего за отчетным, и содержит информацию об оценке эффективности закупок.
Заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны закупать часть товаров, работ и услуг у малого и среднего бизнеса. Уполномоченные органы проверяют, как организации исполняют требование. В рамках проверки оценивают проекты планов закупки, проводят мониторинг планов в ЕИС. Контролеры проверяют заказчиков из перечней, которые утвердило Правительство. Как действовать, если попали в такой перечень, читайте в статье.
Надзорным органом в сфере закупок является ФАС.
Кто и как проводит мониторинг
Счетная палата ведет свою деятельность на федеральном уровне, региональные и местные палаты регламентируются местными правовыми документами. Сроки проведения аудита определяются заранее и вносятся в соответствующие планы проверок. В них указывается наименование организации, адрес, цель, дата и сроки проверки, наименование органа, проводящего проверку. Плановые проверки не могут проводиться чаще одного раза в три года (кроме юр.лиц и ИП, работающих в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере и тд. Для них периодичность проверок устанавливается Правительством РФ). Если контрольный орган хочет организовать внеплановую проверку, то за согласованием на это мероприятия нужно будет обратиться в прокуратуру.
При проведении проверки выделяют три основных этапа:
- Предпроверочный (подготовительный) этап. В ходе его происходит сбор, систематизация и ознакомление с закупочной деятельностью проверяемого учреждения.
- Проверочный (основной) этап, на котором проверяются все закупочные материалы. Также проверяется, насколько эффективно и целесообразно были проведены закупки, соответствуют ли они профилю организации, не завышены ли цены, верные ли выбраны источники финансирования, не было ли допущено нецелевого использования средств.
- Постпроверочный (заключительный) этап. На этом этапе делаются выводы о результатах деятельности организации, а также начинается подготовка отчета с выводами, правками и рекомендациями аудиторской организации.
В ходе проверки от заказчика могут потребовать различные дополнительные материалы, такие, как планы-графики, обоснование НМЦК и тд. Но существуют рекомендации к проверяющим органам на тему того, чтобы они не требовали документы, находящиеся в свободном доступе, и вы можно попробовать на это сослаться.
Сущность и нормативно-правовая база
Мониторинг госзакупок — это комплексная система наблюдения в сфере тендеров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные инструменты такие:
- сбор;
- обобщение;
- систематизирование;
- аналитическая оценка полученной информации.
Аккумулируют информацию непрерывно и систематично.
Не путайте мониторинг с контролем. Задача первого — наблюдение для последующего информационного анализа и выявления эффективности, целесообразности и обоснованности проводимых закупочных процедур, а не механизация финансово-контрольных мероприятий.
Процедуры наблюдения на законодательном уровне регулируются положениями ст. 97 44-ФЗ и Постановлением Правительства № 1193 от 03.11.2015, которым утверждены правила проведения мониторинга централизованных закупок.
Кто и что проверяет
Ответственными за сбор, обобщение и анализ тендерных данных выступают федеральные органы, регулирующие надлежащее исполнение норм и правил контрактной системы: Минфин, Федеральное казначейство, ФАС. В их задачи входит не только подготовка актуализированной информации о тендерах в целом, но и обработка данных о планах-графиках, о состоянии их реализации, о судебных актах и решениях в области закупок. Они обрабатывают информационные потоки из писем и обращений как от федеральных законодательных и исполнительных органов, так и от представителей организаций и физических лиц.
Ответственные за наблюдение органы привлекают иных лиц для сбора и подготовки информационного анализа и организуют специализированные экспертные советы, включающие в состав представителей различных федеральных органов власти и субъектов РФ.
Цели процедуры наблюдения
Мониторинг закупок осуществляется в целях выявления актуальных данных из ЕИС для дальнейшей оценки реальной эффективности обеспечения государственных и муниципальных потребностей.
По факту использования комплексной системы наблюдения оценивается обоснованность закупочных процедур в рамках ст. 18 44-ФЗ.
Еще одной из целей мониторинга закупок является совершенствование контрактного законодательства и юридические правоотношения в ней.
Когда и как обнародуются результаты
На основании результатов, полученных по факту мониторинга, итоговые показатели вносятся в сводный аналитический отчет, который формируют и отправляют для контроля в Правительство РФ не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. В нем содержатся такие информационные параметры о госзакупках:
- планирование;
- фактическое осуществление;
- результаты контрольных мероприятий;
- оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- меры по совершенствованию действующего законодательства.
Результаты мониторинга тендеров и закупок размещают ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сведения публикуют в виде аналитических отчетов отдельно за каждый квартал. Отчет за 4 квартал отчетного периода (года) размещают до 1 марта года, следующего за отчетным. Их публикуют в специальном разделе на сайте Минфина .
Как готовят сводный аналитический отчет
Годовой мониторинг закупок представляет собой сводный аналитический отчет. Он публикуется ежегодно.
До 1 ноября отчетного периода федеральные органы, которые регулируют исполнение нормативов контрактной системы, разрабатывают структуру сводного аналитического отчета, в предмете которого отмечают краткое содержание разделов, подразделов и приложений по п. 1 Постановления Правительства от 03.11.2015 № 1193.
ФАС и прочие регулирующие органы согласовывают этот проект структуры сводного документа в срок до 1 декабря отчетного периода.
Разработка проекта аналитического отчета производится в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, а до 15 апреля осуществляется итоговое согласование проекта.