Дыхательная гимнастика для заикающихся взрослых. Стрельникова дыхательная гимнастика заикание. Выполнение упражнения «Обнять плечи»

Комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой

при заикании

Для лечения заикания необходимо, в первую очередь, выполнять упражнения «Насос» и «Обхвати плечи», которые позволяют улучшить вентиляцию легких и выработать предельно глубокое дыхание. В результате регулярного выполнения этих и других упражнений из комплекса гимнастики Стрельниковой у человека, страдающего ларингоспазмом, меняется стереотип дыхания и речи, что способствует избавлению от заболевания. Для достижения наилучших результатов гимнастику следует выполнять ежедневно 2 раза в день до еды или через 1,5-2 часа после приема пищи.

1. «Разминка»

Помните о вдохе! Нюхайте воздух!

Учимся в игре! Представьте себе, что вы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность. Никакие упражнения не вернут вашим ноздрям естественной подвижности, свойственной первобытному охотнику и утраченной человеком городским за ненадобностью, однако стремиться к этому нужно.

Дети дошкольного возраста выполняют разминку, прослушав стихотворение:

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох-вдох-вдох-вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

2. «Шаги»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки по швам, плечи прямые, мышцы спины расслаблены. Начинайте дышать, - взволнованно, заинтересованно, активно! Вдохи шумные – такие, чтобы было слышно на весь дом! – короткие, как молниеносный укол рапириста. Делайте носом втягивающие дыхательные движения. Не стесняйтесь шмыганья! Крылья носа не расширяются, а наоборот – сужаются. Убедитесь в том, что ноздри не неподвижны, а понемногу начинают «слушаться» вас. Освоив этот способ дыхания – возможно, непривычный для подавляющего большинства – переходите к дыханию в движении. Начинаем ходьбу на месте! Чтобы «прочувствовать» дыхательную гимнастику Стрельниковой, делайте вдох на каждый шаг. Шаг левой –вдох. Шаг правой – вдох. Левой, правой… вдох, вдох. «А когда же выдыхать? » - спросите вы. «Отработанный воздух выйдет сам – без вашего участия. Не думайте о выдохе!

Научить детей дошкольного возраста выполнять это упражнение можно с помощью следующего стихотворения:

Аты-баты, аты-баты.

А сегодня мы солдаты.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.

3. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Дети могут поиграть в игру «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

4. «Повороты»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Справа потянуло гарью! Поворачиваем голову вправо и делаем короткий шумный вдох носом. Слева потянуло гарью! Поворачиваем голову влево и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Внимание! Вдох и поворот выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и поворотов головы вправо-влево, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Обучать детей данному упражнению можно, играя в «Любопытную Варвару».

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

5. «Ушки»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперед. Поочередно наклоняйте вначале к левому, потом – к правому плечам, как если бы вы хотели с укоризной сказать кому-то: «Ай-ай-ай! Как не стыдно! ». Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме (иди в размеренном ритме ходьбы на месте) . Короткий и шумный вдох носом производится одновременно с каждым покачиванием головой. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы плечи оставались неподвижными. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов влево-вправо, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Детям дошкольного возраста освоение этого упражнения предлагается в виде игры в «Старшего брата».

Головою покачаем –

Влево-вправо наклоняем.

Будто говорим братишке –

«Ай-ай-ай, как не стыдно!

Ты зачем порвал все книжки? »

Плечи мы не поднимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

6. «Малый маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Вдох и наклон (подъем головы вверх) выполняются в маршевом ритме или в размеренном ритме ходьбы на месте. Мышцы шеи расслаблены, вверх-вниз поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Не разрывайте целостность упражнения: соблюдайте одновременность вдохов и наклонов-подъемов головы вниз-вверх, не останавливайте голову посредине движения, не затягивайте вдох, не думайте о выдохе – легкие «разгрузятся» самостоятельно, при этом лучше всего выдыхать ртом.

Для детей дошкольного возраста это упражнение предлагается в виде игры «Сад-огород».

Собирайся народ,

Поиграем в «Сад-огород»!

Вверх мы голову поднимем –

Фрукты спелые увидим.

Пахнет грушей очень вкусно.

А внизу растет капуста.

Апельсин на ветке близко –

А внизу растет редиска.

7. «Кошка»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч (или чуть уже ширины плеч, спина прямая, руки опущены. Всем знакомы нацеленные, осторожные, крадущиеся движения кошки, охотящейся на воробья. Нечто похожее предстоит проделать и вам! Добыча справа! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся вправо, перенося тяжесть тела на правую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Добыча слева! Слегка приседаем, сгибаем руки в локтях, слегка касаясь ими туловища, расслабляем кисти и поворачиваемся влево, перенося тяжесть тела на левую ногу и делая хватательные движения обеими кистями на уровне пояса. Ловим еще одного воробья! Одновременно с движением коротко и шумно вдыхаем носом. Не думайте о выдохе! Следите за тем, чтобы приседание 6ыло легким, пружинистым и неглубоким. Спина абсолютно прямая, повороты выполняются только в талии.

Дети выполняют упражнение, играя в «Кошку и воробья».

Вышла кошка на охоту –

Воробьев поймать охота.

Носом чует запах дичи –

Вправо смотрит – нет добычи,

Влево смотрит – видит их

И хватает в тот же миг.

8. «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как 6ы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу, пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки – выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение – выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) – воздух уходит абсолютно пассивно.

Для детей упражнение выполняется в сопровождении стиха:

Руки в кулачки сжимаем –

Теперь руки вниз толкаем –

Кулачки тут разжимаем –

Воздух носиком вдыхаем.

9. «Насос»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, но не по швам, а немного перед собой. У вас авария – спустила шина! Нужно взять в руки «рукоятку насоса» - ей может быть свернутая трубочкой газета или палочка – как можно быстрее накачать шину и ехать дальше. Начинайте частые и ритмичные наклоны туловища вперед. Поршень вашего насоса хорошо смазан – руки свободно и легко опускаются к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох! Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Выдох пассивный – ртом. Разогнувшись, не поднимайте голову вверх: фиксируйте глазами воображаемую спущенную шину, лежащую на полу! Вдох и наклон выполняются в маршевом ритме. Детям предлагается взять в руки карандаш, как рукоятку насоса, и накачивать шину автомобиля.

Едем, едем мы домой.

На машине легковой.

Въехали на горку – стоп!

Колесо спустило – хлоп!

Из багажника насос достанем –

Шину быстро накачаем!

Воздух мы внизу вдыхаем

Голову не поднимаем!

10. «Обними плечи»

Примите исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Разверните кисти обеих рук ладонями к себе и зафиксируйте их перед грудью, немного ниже шеи. Начинайте движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука «обнимает» правое плечо, а правая – левую подмышку. Следите за тем, чтобы руки шли параллельно друг другу. Вдыхайте носом в тот момент, когда руки сходятся наиболее тесно: закончилось «объятие» - закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Не отводите руки далеко от туловища и ни в коем случае не разгибайте локти. Соблюдайте одновременность наклонов и «объятий» и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. А. Н. Стрельникова рекомендовала сопровождать выполнение движения мысленной установкой: «3ажимаю там, где болезнь расширила! ».

Вдох и движение рук выполняются в маршевом ритме (или в размеренном ритме ходьбы на месте) .

Вы должны сделать не менее 96 движений-вдохов за один урок.

Для детей – в сопровождении стихотворения:

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

11. «Большой маятник»

Примите исходное положение: ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены, спина прямая. Приступайте к наклонам туловища вперед. Руки тянутся к полу, но не касаются его. Не затягивайте вдох! Вдыхайте носом в конечной фазе наклона: закончился наклон туловища – закончился вдох. Вдох – максимально шумный и короткий, как укол рапириста. Соблюдайте одновременность наклонов и вдохов и не думайте о выдохе. Выдох пассивный – ртом. Не останавливая движение, прогнитесь в пояснице, слегка откидываясь назад и обнимая обеими руками плечи. Вдох носом в тот самый момент, когда руки сходятся наиболее тесно. Выдох пассивный. Нетрудно заметить, что это сложное движение распадается на два уже освоенных вами упражнения («Насос» и «Обними плечи») и действительно напоминает маятник: вперед-назад, «Насос» - «0бними плечи». В связи с тем, что в этом упражнении происходит соединение двух упражнений, то и стихотворные тексты тоже соединяются – дети накачивают шину, а разгибаясь – обнимают плечи – показывают, как замерзли.

Шину стали мы качать.

Стали руки замерзать.

Раз – качаем,

Два – мы плечи обнимаем.

Левой-правой мы шагаем.

Быстро воздух мы вдыхаем.


Заикание - одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания - дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи - дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

Речевое и жизненное дыхание: отличия

Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания - участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания - поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом - дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

У людей, не страдающих м, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

Лечение заикания: развитие речевого дыхания

При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

1. Упражнение «Воздушный шарик»

Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

2. «Буря в стакане»

При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох - самопроизвольно.

В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

1. «Насос»

Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника , смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках , печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический и , беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

2. «Обними плечи»

Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  1. Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  2. Говорить можно только на выдохе.
  3. Вдох всегда короткий, а выдох - плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  4. Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  5. На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  6. Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  7. Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.

При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с м, каким бы сильным оно ни было.

Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

www.nebolei.ru

Как помогут дыхательные упражнения

На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Дыхательная гимнастика на рисунке

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

Правила и техника выполнения

При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

Комплекс упражнений при заикании

Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры. Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.

Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.


lechimdetok.ru

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).
  • Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.
  • Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

    Природа происхождения заикания

    Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

  • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
  • Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

    Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

    Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

    Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.
  • Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

    Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

    Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

    Дыхательные упражнения - хороший помощник детям при заикании

    Задача дыхательных упражнений

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

    Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

    Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

  • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
  • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.
  • Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

  • резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  • все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  • Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

    Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

    Упражнение «Погончики»

    Кинезиология как метод борьбы с заиканием

    Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.
  • Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

    Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

    В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

    Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

    Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

    Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

    У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

    Дыхательная гимнастика от заикания

    Заикание – одно из сложнейших нарушений речи, связанное с судорожным состоянием артикуляторного аппарата. Чаще всего заикание появляется в дошкольном возрасте, но может появиться и позже. К школьному возрасту у заикающегося возникает страх собственной речи, появляется ряд уловок и сопутствующих движений, которые не только не помогают, но и усугубляют многочисленные запинки, остановки, повторения звуков, слогов и слов.

    К сожалению, какие бы страдания не приносил бы речевой недостаток, практика показывает, что заикающиеся люди часто пассивны, они обращаются за помощью уже в достаточно взрослом состоянии и ищут такие приемы и методы, которые сделали бы их речь идеальной без каких-либо собственных усилий. Устранение заикания – дело длительное и сложное, требующее упорной и систематической работы не только над своей речью, но и над собой.

    Так как в большинстве случаев заиканию предшествуют невротические расстройства, считается, что даже после полного устранения речевого дефекта в связи с любым стрессом часты рецедивы. Кроме того, существует точка зрения, что заикание взрослых неизлечимо. В любом случае, необходимо приложить достаточно усилий, чтобы научиться контролировать свою речь и значительно улучшить её.

    Методика устранения заикания включает в себя психотерапию, режим молчания и шепотной речи, логопедические занятия с дыхательными, артикуляторными и голосовыми упражнениями, сеансы гипнотерапии, приемы самовнушения и др.

    В данной статье речь пойдет о тренировке одного из важнейших условий правильной плавной речи – дыхании. При заикании оно почти всегда бывает нарушенным. Объем выдыхаемого воздуха настолько мал, что его не хватает на произнесение фразы, а часто заикающийся и вовсе говорит на вдохе или задержанном дыхании, что абсолютно неправильно. Поэтому овладение правильным речевым дыханием является для заикающегося человека важным и необходимым фундаментом для дальнейшей коррекции речи.

    Речевое и жизненное дыхание: отличия

    Необходимо понимать разницу между речевым и основным физиологическим дыханием. Назначение речевого дыхания – участие в создании голоса на плавном и равномерном выдохе. Основная функция жизненного дыхания – поддержание жизни человека путем непрерывного газообмена в организме (при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ).

    В отличие от физиологического речевое дыхание произвольно. Человек сам контролирует необходимую для той или иной фразы дозу воздуха и сопоставляет моменты вдоха с речевыми паузами.

    При обычном дыхании мы дышим носом, вдох и выдох имеют одинаковую продолжительность, при речевом – дыхание происходит одновременно через рот и нос, вдох при этом в разы короче, чем выдох. Жизненное дыхание бывает ключичное, грудное и брюшное. Наиболее удобным для речи является диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное) дыхание.

    У людей, не страдающих заиканием, правильное речевое дыхание вырабатывается автоматически, при возникновении заикания оно нарушено и его необходимо вырабатывать сознательно.

    Лечение заикания: развитие речевого дыхания

    При речевом типе дыхания диафрагма (груднобрюшная перегородка) быстро опускается, увеличивая объем легких, а при выдохе поднимается. Тренировку нижне-диафрагмального дыхания лучше всего отрабатывать за полчаса до еды утром и вечером перед сном. Одежда не должна стеснять движения. После упражнений необходим небольшой отдых.

    1. Упражнение «Воздушный шарик»

    Лежа на спине положите одну руку на живот, а другую на грудь. Спокойно и плавно вдохните. Живот при вдохе должен надуваться как воздушный шарик, рука при этом поднимается. Затем медленно выдохните, слегка нажимая рукой на живот. Грудная клетка во время совершения вдоха и выдоха находиться в спокойном состоянии.

    Первое время для избежания головокружения от излишка кислорода количество вдохов не должно превышать пяти. Затем число вдохов можно увеличить до пятнадцати.

    Упражнение «Воздушный шарик» необходимо закреплять в течении двух-трех недель. По истечении этого срока рука может уже не оказывать механическую помощь, а осуществлять контроль за правильным дыханием. Затем данное упражнение закрепляется уже стоя и сидя.

    2. «Буря в стакане»

    При выполнении этого упражнения левой рукой также осуществляется контроль правильного дыхания. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Выдох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Необходимо следить, чтобы губы были при этом неподвижны, а щеки не надуты.

    Аналогично предыдущим упражнениям можно дуть на кусочек ваты, полоску бумаги, вертушку, перо, выпускать мыльные пузыри и т.п.

    Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

    Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой часто применяется при коррекции заикания. Особенностью данной методики является сочетание короткого и резкого вдоха с движениями. Активные движения всех частей тела вызывает сильнейшую потребность в кислороде. Вдох производится мгновенно и эмоционально, выдох – самопроизвольно.

    В работе с заикающимися я часто использую упражнения «Насос» и «Обними плечи». С их помощью уже за два месяца можно добиться возникновения глубокого и плавного дыхания, а голосовые связки становятся более гибкими и подвижными.

    1. «Насос»

    Выполняется из вертикальной позы, руки опущены. Вдох короткий, резкий и осуществляется параллельно с наклоном вниз, спина при этом круглая, голова опущена.

    После этого следует слегка приподняться и выдохнуть воздух через нос или через рот. В норме упражнение составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами в 3-5 секунд.

    Но прежде чем совершать такое большое количество вдохов-движений, необходимы ежедневные тренировки в течение 2-3 недель, начиная с того количества движений, которое не вызывает напряжения в области поясницы, головокружения и плохого самочувствия. В тяжелом состоянии упражнение можно выполнять из положения сидя.

    Противопоказаниями к выполнению данного упражнения являются травмы головы и позвоночника , смещение межпозвонковых дисков, наличие позвоночных грыж, повышенное артериальное, внутричерепное и внутриглазное давление, камни в почках , печени и мочевом пузыре, высокая степень миопии, хронический радикулит и остеохондроз, беременность, плохое самочувствие до или во время выполнения упражнений.

    2. «Обними плечи»

    Выполняется также из вертикального положения, руки при этом согнуты, подняты на уровне плеч кистями друг к другу. Короткий шумный вдох осуществляется в момент сведения рук навстречу друг другу, обнимая себя за плечи, локти при этом сходятся на груди. Необходимо, чтобы руки находились параллельно друг другу, а не крест-накрест. В момент выдоха через рот или нос руки слегка расходятся, образовывая перед собой квадрат.

    Количество вдохов-движений составляет 8 вдохов по 12 раз с паузами между ними, после 2-3 недель ежедневных тренировок можно увеличить количество вдохов-движений до 32 по 16 раз и делать их уже без остановок.

    При сердечной недостаточности и других тяжелых заболеваниях упражнение выполнять не следует. Тренироваться можно также в положении сидя и даже лежа.

    Лечение заикания: памятка для закрепления речевого дыхания

  • Прежде чем заговорить, сделайте вдох.
  • Говорить можно только на выдохе.
  • Вдох всегда короткий, а выдох – плавный и длительный. Выдох необходимо «экономить».
  • Дышать нужно «животом», грудная клетка при этом неподвижна, плечи неподвижны и не поднимаются.
  • На одном выдохе нужно произносить не более трех-четырех слов.
  • Слова в предложении нельзя разрывать на слоги, произносить их следует слитно. Делать вдох следует в смысловых паузах.
  • Во время произнесения речи необходимо следить за тем, чтобы в мышцах голосового аппарата, шеи, лица не было напряжения.
  • При коррекции заикания необходимо запастись терпением. Улучшение речи происходит медленно и имеет скачкообразный характер. Иногда для коррекции заикания требует больше усилий и времени, нежели ожидал пациент, что ведет к отчаянию, он бросает тренировки и еще больше замыкается в себе. Однако опыт показывает, что правильные и регулярные занятия помогают справиться с заиканием, каким бы сильным оно ни было.

    Юлия СТЕПАНОВА, логопед, психолог

    В лечении заикания немаловажную роль играет темп дыхания. Специально разработанные гимнастические упражнения позволяют эффективно справляться с логоневрозом и контролировать состояние нервной системы. При условии выполнения всех правил и регулярного проведения сеансов у пациентов появляется возможность забыть о проблеме навсегда.

    Цели занятий

    Дыхательные упражнения при заикании у детей предназначены:

    • для обучения ребенка самоконтролю;
    • для укрепления носоглоточных мышц и диафрагмы;
    • для повышения насыщаемости крови и головного мозга кислородом;
    • для восстановления биоритмов организма;
    • для укрепления мышечных структур брюшной полости.

    Разновидности дыхательных гимнастик

    Упражнения дыхательной гимнастики для детей при заикании подбираются в индивидуальном порядке, исходя из анамнеза, поведенческих особенностей и интенсивности проявлений речевой патологии. Изначально занятия проводятся только со специалистом. В процессе родителей вводят в курс дела и поясняют им суть каждого упражнения.

    Дыхательную гимнастику делят на 3 вида:

    • статическая - успокаивающий комплекс упражнений;
    • динамическая - предназначена для обучения правильному дыханию во время движения;
    • специальная - проводится при помощи дренажей, требует обязательного присутствия узкопрофильного специалиста.

    В лечении заикания может использоваться весь комплекс упражнений, т. к. ребенка необходимо обучить правильному дыханию во время движения и расслаблению в стрессовой ситуации.

    Часто используется техника, разработанная Стрельниковой. Она предполагает комплекс сложных упражнений, которые не подойдут малышам 3 лет.

    Правила проведения

    Оденьте малыша в свободную одежду, не стесняющую движения. Приберите в комнате, сделайте влажную уборку. Не занимайтесь с ребенком в течение часа после еды и не давайте есть еще час после.

    Не переутомляйте его. Это плохо отразится на нервной системе. Занятия не проводятся при простудных заболеваниях, когда малыш плохо себя чувствует, нервничает, плачет. Все движения выполняются на вдохе.

    В зависимости от возраста ребенка упражнения можно выполнять в положении стоя, лежа, сидя.

    Упражнения для малышей

    Первое упражнение проводят в положении лежа на спине. Предложите крохе покачать любимую игрушку на качелях. Положите ее на живот и попросите малыша надуть его, вдохнув, а затем шумно выпустить воздух. Дыхание ровное, плавное, без пауз способствует расслаблению мышц тела.

    Игра в ветерок. Малыш и вы - ветер, который решил пошалить. Запаситесь предварительно ватой и сделайте из нее шарики. Уложите их на ровную, гладкую поверхность и дуйте. Посоревнуйтесь, чей шарик дальше улетит. Со временем усложните задание. Укладывайте шарики на ворсистое полотенце.

    Отлично прорабатывается диафрагма при надувании воздушных шаров и мыльных пузырей. Этим можно заниматься хоть целый день. Еще один вариант - дуть в стакан с водой через соломинку.

    Логоритмика как способ исцеления

    Дети с плохим выговором часто не принимают однообразные картинки, артикуляционную гимнастику. Некоторым малышам сложно воспринимать речь и воспроизводить собственные мысли. В таких случаях необходимы специальные упражнения - логоритмика. Техника основана на сочетании физических упражнений (движений рук и тела) с произношением речевого задания. Она дает возможность наладить гармоничную работу речевого и слухового анализаторов, развить моторику. Продолжительность занятий - 20–40 мин. Проводятся в небольших группах с целью развития коммуникативных навыков.

    Начальное и конечное упражнение - маршевая ходьба в разных направлениях. Упражнение позволяет скоординировать движения и научиться ориентироваться в пространстве. Выполняется оно так:

    • малыши под барабанную дробь маршируют вокруг стульчиков, делая шаги в ритме, вокруг разбросаны предметы, через которые на один хлопок нужно перешагнуть, поднимая поочередно одно и второе колено, на 2 хлопка - перепрыгнуть преграду;
    • детей садят в круг и включают музыку, им дается задание хлопать в ладоши, когда звук становится громче; стучать по полу кулачком, когда звук еле слышен;
    • ребят ставят около стульчиков и дают задание вставать на цыпочки, услышав громкие звуки, приседать при тихом звуке, когда музыка играет на средней громкости - вытягиваться, как солдатики.

    Артикуляционная гимнастика при заикании у детей в сочетании с дыхательной гимнастикой позволяет научить малыша распределять правильно силу, продолжительность выдоха, сделать выразительным тон голоса и корректировать его по высоте, работая мышцами речевого аппарата.

    Для занятия используют вертушки на палочках. Ребенку дают задание изобразить ветерок, продолжительно, непрерывно выдувая потоки воздуха. Затем усложняют упражнение регуляцией дуновения.

    Упражнение «Вкусняшка»: ребенку предлагают представить, что его губы измазаны вареньем или медом, их нужно облизать. Высунув язык, малыш делает круговые движения сначала в одну сторону, затем в другую.

    Упражнение «Говорим па»: развести руки в стороны, держа их напротив бедер. По мере подъема нужно произносить «Па», сначала тихо, затем громче и громче, выходя на звуковой максимум, когда руки достигнут максимальной высоты.

    Логопедические упражнения при заикании у детей в сочетании с активными действиями (маршированием или прыжками) позволяют развить чувство ритма, улучшить произношение. За основу берут легко запоминающийся рифмованный текст. Он задает ритм шага или прыжков, упражнение проводится без музыкального сопровождения.

    Логоритмические занятия для детей с заиканием включают ритмические техники разбора слова.

    Это позволяет правильно произносить слова из 3 и более слогов. К примеру, произносится слово «бе-ге-мот» с разделением на слоги, выделением интонацией ударения и ритмичными хлопками в такт голосу.

    Комплекс упражнений Стрельниковой

    Александра Стрельникова была оперной певицей. Она часто страдала от приступов удушья и, чтобы избавиться от проблемы, разработала специальную технику дыхания, включающую целый комплекс упражнений. Доктора до сих пор считают ее методику лучшей для лечения логоневроза у детей школьного возраста.

    Система базируется на резких коротких вдохах носом в момент, когда начинаются спазмы диафрагмы. Упражнения способствуют активизации всех мышц, которые находятся в бездействии. В результате таких действий усиливается давление внутри тканей, что способствует лучшему усвоению кислорода.

    Практику выполняют 2 раза: утром и вечером. Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей предполагает использование 3 упражнений:

    • ладошки;
    • погончики;
    • насос;
    • скороговорки.

    Комплекс больше подходит для детей 6–8 лет.

    Ладошки

    Попросите ребенка сжимать и разжимать ладошки, шумно втягивая носом воздух. Далее следует пауза в 10 сек. Темп дыхания обычный. Вдохи повторяются. Должно быть 4 повтора по 8 вдохов.

    Вдох осуществляется носом при полностью сжатых губах. На выдохе их нужно приоткрыть и выпустить воздух из легких. В процессе работы обязательно отслеживайте правильное положение осанки и плеч ребенка: спина прямая, плечи опущены, при вдохе остаются на месте. Следите за состоянием малыша. Лучше его усадить на время тренировки в кресло, т. к. резкие вдохи-выдохи могут спровоцировать головокружение и потерю сознания. Сначала техника выполняется только в присутствии инструктора.

    Погончики

    Ручки плотно сжаты в кулаки и не поднимаются выше пояса. Вдохи активные, без пауз, на 8 счетов.

    Повторяют упражнение 32 раза. Выполняется сидя.

    Насос

    Руки нужно сложить в кулаки и поставить вместе. Опуская их, делать выдох, поднимая - короткий вдох, как будто накачивается шина.

    Упражнение повторяют 4 раза по 8 вдохов-выдохов. Проводится оно стоя.

    Скороговорки

    Упражнение начинают проводить только после полной адаптации к первым трем. Скороговорки при заикании у детей в сочетании с правильным дыханием помогут приспособиться к произношению сложных фраз, чувствовать себя комфортно и расслабленно в любой ситуации.

    Перед проговариванием фразы пациент делает вдох и говорит ее на выдохе. На 1 цикл дыхания приходится 3–4 слова. Дыхание выполняется через брюшную полость. Ребенок привыкает делать вдох при логической паузе, соответствующей смыслу речи.

    Детям с заиканием логопед выдает обязательные к выполнению домашние задания.

    Это различные стихи и скороговорки, которые необходимо произносить перед зеркалом как можно чаще.

    Противопоказания к техникам по Стрельниковой

    Комплекс упражнений включает интенсивные сложные упражнения. Противопоказаниями являются:

    • повышение АД и ВД;
    • дисфункция почек, мочеполовой системы;
    • травмы позвоночника;
    • острые простудные заболевания.

    Относительным противопоказанием является порок сердца. После консультации врач может снизить интенсивность упражнений и скорректировать их, не запрещая полностью.

    Заключение

    Упражнения для коррекции заикания у школьников и дошкольников с использованием дыхательной гимнастики будут отличаться. В лечении малышей от 3 лет используют простые упражнения, преподнося информацию в игровой форме. Школьникам подбирают программу посложнее. Основная цель гимнастики - повысить сопротивляемость организма стрессам, научившись контролировать свое тело. Правильное выполнение манипуляций позволит улучшить кровообращение и повысить уровень насыщения мозговых центров кислородом.

    Лечение нарушенной речи при заикании у детей в раннем возрасте проходит достаточно трудно, так как еще не изучены все механизмы патологии. Чтобы у детей не возникло страха во время речи ил закомплексованности, необходимо проводить специальные комплексы упражнений, направленных на восстановление речевого центра и нервной системы больного ребенка. В данной статье мы расскажем о наиболее эффективных комплексах упражнений, включая точечный массаж, дыхательную гимнастику, логоритмику, а также занятия с песнями и играми.

    Как помогут дыхательные упражнения

    На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

    Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

    В результате проведения дыхательных упражнений можно будет восстановить правильное речевое дыхание у больного ребенка. Это позволит запасаться воздухом, прежде чем начать произносить речевые отрезки различной длины.

    Правила и техника выполнения

    При создании методики дыхательной гимнастики для детей с заиканием Стрельникова ставила несколько основных задач. В первую очередь терапия была направлена на то, чтобы научить дышать больного глубоко. Это позволило бы им заполнять легкие воздухом полностью.

    Затем дыхательные упражнения нужно, чтобы регулярно тренировать диафрагму больного, заставляя ее активно работать при голосообразовании. Также при тесном смыкании голосовых связок в период фонации, сделать их более подвижными и эластичными.

    Самая эффективная и распространенная техника выполнения упражнений, чтобы избавить больного ребенка от заикания, является «насос» и «обхват плеч». По правилам их нужно проводить не менее 2 раз в день перед приемом пищи или через полтора часа после еды.

    Упражнение «насос» может помочь заполнить кислородом легкие в большем объеме, при котором вдох сопровождается шумом. Так как у заикающихся детей легкие плохо вентилируются, то процедура это оказывает хорошее действие.

    Упражнение «обхват плеч» по Стрельниковой при вдохе через нос верхняя часть легких сужается, что позволяет проникнуть воздуху в наиболее объемные места. При таком дыхании будет заполняться большая часть альвеол, которые ранее могли не принимать участие в газообмене организма. Такой гимнастикой можно избавить детей от признаков кислородного голодания.

    При вдохе голосовые связки будут делать встречное движение, а при обхвате своих плеч в момент вдоха связки будут еще теснее смыкаться. Кроме дыхательной гимнастики Стрельникова рекомендует использовать методику для постановки голоса. Занятия будут проходить с песнями в детском репертуаре.

    Терапия с песнями для укрепления голосовых связок должна проходить после дыхательной гимнастики, чтобы подготовить все органы, которые принимают участие в дыхании и образовании речи. Использование песенных репертуаров позволит детям больше раскрепоститься и расслабиться. Нужно стать ровно, поставив ножки на ширине плеч, положить ладони на животик.

    Исполняя песню, затягивая гласные буквы, нужно будет при каждом звуке постепенно наклоняться, и при этом надавливать на живот руками и напрягать брюшные мышцы. Для этого можно подобрать песни, репертуар которых будет ассоциироваться у ребенка с играми и положительными эмоциями. Избавить больного от дефекта речи можно при регулярном проведении подобных процедур.

    Видео «Логопедическая гимнастика для детей»

    Комплекс упражнений при заикании

    Чтобы избавить больного ребенка от заикания можно использовать и другие методики, которые также оказывают немалый эффект при лечении. Избавить больного от симптомов недуга можно при помощи упражнений, которые проводятся под руководством специалиста. Комплекс занятий включает логоритмику, проведение точечного массажа, отдельные упражнения с песнями и чистоговорками, а также расслабляющие ванны. Занятия обычно рассчитываются на то, чтобы активировать, а затем расслабить группу мышц, которые связаны с построением речи.

    Одним из наиболее эффективных способов помочь больному в раннем возрасте – придерживаться упражнений логоритмики. Логоритмика позволит избавить ребенка от признаков заикания, но начинать такое лечение следует после 6 лет. Логоритмика подразумевает использование упражнений, которые будут сопровождаться музыкой и в движении. Такая терапия может помочь расслабить мозговой центр больного и мышцы. При расслабленных мышцах у детей лучше получится воспроизводить полноценные звуки, слова или предложения.

    Чтобы избавить ребенка от симптомов заикания можно делать специальный массаж. Помочь устранить заикание можно акупрессурой. Это точечный массаж, который направлен на восстановление и регулирование речевого центра. Точечный массаж проход с надавливанием на акупунктуру (особые чувствительные точки) в области головы, шеи и плеч. Надавливать на точки при массаже нужно только подушечками пальцев, выполняя массирующие круговые движения.

    Точечный массаж может помочь снять напряжения с лицевых мышц, успокаивает нервную систему. Важно, чтобы движения были плавными и осторожными, чтобы не повредить связки и не причинить боль. Точечный массаж можно применять даже для маленьких детей при первых признаках заикания. В качестве общей оздоровительной терапии можно проводить массаж всего тела, а не отдельных частей.

    Кроме массажа хорошо может помочь расслабляющая ванна. Для этого не нужно проводить никаких упражнений. Проводить данную процедуру можно с играми. Игры хорошо подходят для детей любого возраста. С играми они более охотно проводят любые упражнения, так как это позволяет их заинтересовать и приковать все внимание. Подход с использованием игр улучшает эффективность лечения, так как мозговая деятельность ребенка при этом увеличивается.

    В теплое время года можно проводить занятия на свежем воздухе. Также на улице можно разнообразить игры. Занятия во время прохождения курса терапии у больного ребенка должны быть регулярными. Только при частых занятиях восстановление речевого аппарата будет эффективным.

    Занятия могут проходить с использованием специальных игр, которые направлены на выработку плавной и четкой речи. Также такие игры позволяют снимать нагрузку с лицевых мышц. К логопедическим занятиям можно причислить игру «Путешествие Кроша», чистоговорки. Занятия также проводятся в определенном темпе и должны быть активными.

    Чтобы избавить ребенка от дефекта речи также в комплексе можно использовать лекарственные препараты. Они будут случить в качестве дополнения до курса реабилитации. При таком лечении избавить больного от недуга можно значительно быстрей.

    Видео «Дыхательные упражнения при работе с заиканием»

    В данном ролике опытный врач-логопед представит вашему вниманию несколько действенных и практических упражнений по лечению заикания. Не поленитесь ознакомиться и взять на вооружение полезные советы.