Действующие санпин для дошкольных учебных заведений с последними изменениями. Новый санпин для детского сада Санпин для дошкольных учреждений года

Нормативы и правила питания, освещения, температуры, мытья посуды, аспекты из эпидемиологии, технологические показатели находятся в документе. Он сформирован с учетом множества нюансов, а еще при поддержке родителей и их прямом участии.

Что такое СанПин

Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.

Действие СанПин в 2019 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно и формируются в многоэтажных домах и жилых комплексах.

Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.

Ныне действует вариант документа СанПин для детских садов, который был принят в мае 2013 года, но с сопутствующими изменениями, некоторые из каких были ратифицированы в 2017 и 2019 году.

Что нужно знать о нормах?

Как известно, для младшего поколения, посещающего детсад, предусмотрено питание 5 раз в день, как по СанПиНу, так и по картам. Ситуация дает возможность сбалансировать питание, постепенно способствуя приемлемому оптимальному развитию чада в столь ценные юные годы. Относительно питания в данном случае, нужно сформировать 10-дневное, отличающееся по блюдам меню, заверенное руководством детского садика.

Интересное меню доступно составить не просто благодаря рекомендуемым сочетаниям вкусностей поваров, но и с учетом использования оптимальных методик обработки конкретных продуктов.

По СанПиНу и некоторым внесенным коррективам, в этом году практически в каждом садике планируют сформировать определенную мойку, где без исключений должна быть, как горячая, так и холодная вода. Вдруг появляется информация о наличии опасной инфекции, противоречащей санитарии, оптимально обработать все поверхности техническим профессиональным составом, подойдет хлорамин, иногда хлоргексидин. Кроме того, обязательно нужно промыть посуду в данном саду, чтобы она соответствовала, как правилам, так и нововведенным картам.

Важная информация о технологических картах

Сравнительно недавно технологические карты доработали, и там появились нововведения. Основная особенность блюд – в положительном влиянии на развитие, более того, рост младшего поколения. В целом, подобная технологическая карта рассчитана на 280 разнообразных блюд ежедневно, с учетом рекомендованных элементов, обязанных стабильно поступать в детский организм. В частности, технологическая карта кроме всего предполагает:

Последние нововведения в СанПин для детских садов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений.И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.

Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2019 году»

Кроме того, к 2019 году были внесены правки в СанПин для детских садов касательно используемой мебели. Теперь у каждого малыша должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей. И не желательно использование двухъярусных кроватей.

Нормы питания в 2019 году

Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПин в 2019 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.

Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.

Таблица № 2 «Пищевая ценность блюд»

Возраст, в месяцах Калорийность Растительные белки, г Животный белок, % от общего веса ребенка из расчета 1г/1кг Жиры, г Углеводы, г
0-3 115 - - 6,5 13
4-6 115 - - 6 13
7-12 110 - - 5,5 13
13-24 1200 36 75 40 174
25-36 1400 42 65 47 203
37-84 1800 54 60 60 261

Некоторые отличия предусмотрены для воспитанников, которые находятся на комбинированном вскармливании, то есть с совмещением грудного и дополнительного питания.

Нет единых требований к оформлению меню по СанПин для детских садов в 2019 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона. Но распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. При круглосуточном нахождении в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено:

  • два завтрака;
  • обед;
  • полудник;
  • 2 ужина.

Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи. И обязательно соблюдение временных интервалов, которые едва ли могут превышать 4 часа.

Технологические карты блюд в детских садах

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2019 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.Отчет должен содержать следующую информацию:

  • наименование блюда;
  • номер рецепта, который использовался в приготовлении;
  • источник, где был взят рецепт;
  • вес и перечень исходящих продуктов;
  • окончательная масса готового блюда;
  • количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.

Такие документы систематизируются и предоставляются в качестве отчета санитарно-эпидемиологической службе.

Требование к территории садика

В СанПин 2019 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

В регионах на Крайнем Севере дополнительно требуется оснащение участка защитой от ветра и снега.Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПин 2019 года – это достаточное количество зеленых насаждений. Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку.

Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых площадок или размещаются по периметру дворика вдоль забора, наличие которого также обязательно. Категорически запрещено садить на территории плодоносящие или ядовитые растения.Кроме того, в 2019 году по СанПин существуют отдельные требования к оформлению игровых площадок детских садов. К основным из них относятся:

  • обязательное наличие физкультурных секций для занятий спортом;
  • наличие минимальной площади, которая рассчитывается исходя из минимальных 7 кв.м. на одного малыша группы;
  • покрытие таких зон должно быть травянистым;
  • обязательно наличие навесов для защиты малышей от осадков и солнца;
  • важно оборудовать дополнительную зону для хранения детских колясок, санок, лыж и другого транспорта с защитой от дождя и снега.

Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках. Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно).

Распорядок дня и время работы воспитателя

Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

  • непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
  • желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
  • не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
  • время уличных прогулок желательно делить на два периода;
  • в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
  • продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.

В 2019 году СанПин дополнительно фиксируются максимально допустимые сроки проведения учебных занятий для деток, которые зависят от возраста малышей. Обязателен расчет, как общего дневного образовательного времени, так и единоразовой непрерывной деятельности.

Сколько детей по СанПин может быть в группе?

Большинство принятых нормативов основываются на возрасте малышей и принято различать две категории дошкольников:

  • не достигшие трехлетнего возраста;
  • после трех лет.

Также, в 2019 году во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей. Именно от таких характеристик и зависит граничное допустимое число дошкольников в одной группе детского сада.

Категории Наивысшие допустимые наполненности групп
До 3 лет После 3
При тяжелых нарушениях речи 6 10
С серьезными нарушениями слуха 6 6
Слабослышащие 6 8
Слепые 6 6
Существенные нарушения зрения 6 8
Слабое недоумство 6 10
Умственная отсталость больших тяжестей - 8
Аутизм - 5
Нарушение опорно-двигательной системы 6 8
При других нарушениях здоровья 10 15
Здоровые детки 10 (не больше трех из которых имеют проблемы со здоровьем) 10, 15 или 17 в зависимости от заболевания и степени его тяжести

В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.

Температурный режим

Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.

По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши.И проводится процедура согласно таким нормам:

  • минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
  • заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
  • одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.

Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2019 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:

  • игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
  • спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22

Допускается небольшое отклонение от фиксированных нормативов, но только в сторону уменьшения показателей. Превышение максимально допустимых цифр – строго запрещено.

Развитие детей

Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2019 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:

  • зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
  • физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
  • ролевые игры в группах, требующие активного участия;
  • плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
  • обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
  • физкультминутки (включают несколько простых упражнения).

Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:

  • знакомство с цифрами и буквами;
  • художественные занятия;
  • музыка и хореография;
  • лепка из пластилина;
  • изготовление поделок из естественных материалов;
  • развитие логики и памяти.

От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.

Список моющих и дезинфицирующих средств

Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2019 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.

Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:

  • для мытья полов;
  • при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
  • во время мытья окон;
  • в случаях стирки белья и игрушек.

Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.

Для дезинфекции помещений применяются бактерицидные лампы. Дополнительным уровнем защиты является проглаживание горячим утюгом.

Таблица № 4 «Список моющих и дезинфицирующих средств, которые могут быть использованы в дошкольных образовательных учреждениях»

За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, в 2019 году отвечает администрация учреждения. Поскольку и закупка этой продукции происходит исключительно через локальные отделы образования.

Какие произошли изменения?

Перемены напрямую коснулись разнообразных технических характеристик, относящихся к детсаду. Соответственно, специальная мебель в данном заведении должна использоваться 1 группой. Также отвечать и остальным предметам в пространстве по нормативам. В любой группе расставляется новенькая личная мебель. Говоря о территории во дворе, важно запомнить, что она не может иметь неприемлемые растения, об которые можно уколоться. Когда предусмотрено наличие бассейна, его обязательно чистят каждые 8 часов по инструкции.

Существуют индивидуальные обязанности для младшего воспитателя, среди них.

Мария Исаева
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13

I. Общие положения и область применения

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей

1.9. Количество детей в группах доо общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций

3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей.

IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию

4.11. В состав групповой ячейки входят : раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды, групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи, спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды, туалетная (совмещенная с умывальной) .

Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.

Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой деятельности и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом должен строго соблюдаться режим проветривания и влажной уборки.

VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций

6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.

6.5. В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы.

6.10. В ДОО используются игрушки, отвечающие санитарно -эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.15. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.

VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений

7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.

7.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений.

7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии .

VIII. Требования к отоплению и вентиляции

8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Сквозное проветривание не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.

8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра , эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.

В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка) .

XI. Требования к приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОО не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОО только при наличии справки

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной НОД не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут) . Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной НОДдля детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.

11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику

XII. Требования к организации физического воспитания

12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.

12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю.

12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий : широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.

12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.

Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.

XIX. Требования к прохождению профилактических

медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения,

личной гигиене персонала

19.1. Персонал дошкольных образовательных организаций проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке <1>; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, - не реже 1 раза в год.

19.2. Каждый работник дошкольных образовательных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.

При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

19.4. Персонал дошкольных образовательных организаций должен соблюдать правила личной гигиены : приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.

19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов) .

19.7. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26
"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

С изменениями и дополнениями от:

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

- СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 N 91 (зарегистрированы в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267);

- СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 N 164 (зарегистрированы в Минюсте России 22.12.2010, регистрационный номер 19342).

Г.Г. Онищенко

Регистрационный N 28564

Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Они не распространяются на семейные группы, размещенные в жилых квартирах (домах).

Сады могут быть с кратковременным (до 5 ч в день) или круглосуточным пребыванием, а также сокращенного (8-10 ч), полного (10,5-12 ч) и продленного (13-14) дня. Длительность нахождения ребенка в садике зависит от возможности организовать прием пищи (через каждые 3-4 ч) и дневной сон (при пребывании более 5 ч).

В дошкольную организацию по-прежнему принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Требования к предельной наполняемости групп также не изменились (к примеру, для садов общеразвивающей направленности на 1 ребенка до 3 лет должно приходиться не менее 2,5 кв. м игровой комнаты, от 3 до 7 лет - не менее 2 кв. м).

Детсады располагаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов. При этом должны соблюдаться нормативные уровни шума, загрязнения атмосферного воздуха, инсоляции и естественного освещения. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита. Остальные требования к размещению детсадов отменены (в частности, минимальный радиус пешеходной доступности, расстояние до проездов, отсутствие магистральных инженерных коммуникаций городского (сельского) назначения).

Установлено, что постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год.

Температура в ясельных игровых и приемных комнатах должна быть не менее 22 градусов, в остальных группах - не ниже 21, в спальнях - не менее 19 (ранее - 22-24, 21-23 и 19-20 градусов соответственно).

Общая продолжительность дневного сна детей в возрасте от 1 до 1,5 лет составляет до 3,5 ч, от 1,5 до 3 лет - не менее 3 ч, от 3 до 7 лет - 2-2,5 ч.

Уточнен список продуктов, запрещенных для питания детей. Теперь в него входит все мороженое, а не только с содержанием растительных жиров. В то же время из перечня исключены сырокопченые, полукопченые, подкопченные мясные гастрономические изделия и колбасы, а также бульоны, приготовленные на основе костей, и замороженное мясо птицы.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Родители часто обнаруживают несоблюдение санитарных норм в детских садах. Не все знают, куда следует обращаться в этом случае, чтобы защитить своего ребенка. Нужно узнать, какой СанПин для детских садов действует, чтобы можно было контролировать выполнение этих правил. В нем указаны нормы, позволяющие организовать комфортное пребывание детей.

СанПин – документ, включающий основные санитарные и гигиенические нормы, утвержденные государством. Он используется и для дошкольных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13 включает правила наполнения коллективов, а также нормы о микроклимате, освещении, питании и прочих аспектах. В нашей стране сейчас используется документ, принятый в 2013 году. В 2017 году были внесены некоторые изменения.

В каждом дошкольном учреждении должны выполняться эти нормы, какая бы правовая форма у них ни была. Но эти правила не относятся к тем группам, которые находятся в квартирах или домах. Главным органом, который осуществляет контроль за исполнением правил, считается Роспотребнадзор. Также работают отделы образования и прокуратура.

В детские сады можно зачислять детей от 0,2 до 7 лет. Наполнение групп устанавливается на основе площади помещения, где будут находиться малыши. Для каждого возраста действуют свои правила:

  • До 3 лет на каждого ребенка выделяется от 2,5 кв. м.;
  • От 3 до 7 лет предоставляется от 2 кв. м.

Расчет выполняется по количеству детей, которые будут находиться в группе. Если будет соблюдаться СанПин 2.4.1.3049-13, то для ребят в саду будет безопасная обстановка.

По новым нормам в помещении должно быть 21 градус. В комнате для сна этот показатель равен 18 градусам. В помещении для игр температура равна 24 градусам. Влажность должна быть не меньше 60 градусов.

Режим дня

Новый СанПин для детских садов включает нормы о распорядке дня. Время бодрствования детей 3-7 лет должно быть не больше 6 часов. Ребятам до 3 лет правила утверждаются на основе медицинских результатов. На протяжении дня прогулки должны длиться 3-4 часа: их проводят до обеда и после него. Для каждого возраста есть своя длительность сна. Ее средний показатель равен 12 часов в сутки, из которых 2,5 часа тратится на дневной отдых.

В группе на самостоятельную работу у детей должно уходить не меньше 4 часов. В это время входят игры, подготовка к школе, гигиена. Эти нормы относятся к возрасту 3-7 лет. Для малышей 1,5-3 года этот показатель не должен быть выше 10 минут. Образовательная работа ребят тоже обозначена в СанПине 2.4.1.3049-13. Занятия должны выполняться в течение всего дня. Следует учитывать, что для образовательной работы необходимая высокая активность и напряжением ума, поэтому ее лучше выполнять до обеда.

Нормы, указанные по отношению к прогулкам, являются рекомендациями. Они выполняются на основе погоды, которая в каждом регионе разная. Если соблюдать правила по прогулке, то обеспечивается потребность движения за день. В детском садике должны использоваться следующие виды активной нагрузки:

  • Гимнастика;
  • Физкультура;
  • Физкультурные минутки;
  • Игры;
  • Ритмика;
  • Занятия;
  • Тренажеры;
  • Плавание.

Детям 5-7 лет необходима физическая нагрузка на протяжении 8 часов в неделю. Обязательно должны выполняться мероприятия по закаливанию – проветривание помещений, умывание прохладной водой, занятия на свежем воздухе. Время для посещения бассейна отличается в зависимости от возраста. После этого только спустя 50 минут детей можно отправлять на прогулку.

Меню тоже прописано в СанПине. Нормы действуют во всех садах. Подаются все блюда в теплом виде. Есть график, по которому надо закладывать пищу в котел для приготовления. Повара используют продукты в установленном количестве.

Контроль за питанием осуществляется заведующей. Свежесть блюд тоже тщательно проверяется. Детям обязательно предоставляется 2 завтрака, обед, полдник. Питание утверждается по нормам калорий. Рацион у дошкольников сбалансированный. К необходимым продуктам относят:

  • Мясо;
  • Рыбу;
  • Молоко;
  • Яйца;
  • Овощи;
  • Фрукты.

На завтрак обычно дают молочную кашу, бутерброд с сыром, маслом. Из напитков присутствует чай или какао. На второй завтрак может быть фрукт или сок. В обед положено давать мясной суп, второе блюдо с салатом, компот или сок. На полдник предоставляется хлебобулочное изделие и кисломолочный напиток.

Особенности обработки

По СанПину 2.4.1.3049-13 в группе обязательно должно быть частое проветривание, когда дети не находятся в помещении. Сколько это длится, определяется температурой и отоплением. За 30 минут до прихода ребят надо закрыть окна. В теплый период проветривание можно выполнять и с детьми, но следует исключать сквозняки.

По новому СанПину 2.4.1.3049-13 кварцевание групп обязательно выполняется 2 раза в день, а потом проветривать. Необходимо мытье игрушек в детском саду каждый день, когда детей забрали домой. В младших группах это осуществляется 2 раза. Игрушки для улицы обрабатывают после возвращения в группу. Обязательно мытье только купленных изделий. Применяется мыльный раствор и чистая вода для ополаскивания. Моющее вещество должно быть безопасное.

По СанПину для детских садов должна выполняться замена постельного белья, когда оно загрязняется, но не меньше 1 раза в неделю. Стирка выполняется в прачечной или в отдельной организации, которая сотрудничает с садом по договору.

По санитарным нормам в группе для ребят должны быть индивидуальные горшки. А для детей 5 лет на унитазы крепят седушки. Горшки после использования обрабатывают с дезинфицирующими веществами. Унитазы моются не меньше 2 раз в день.

Пищеблок

В группах устанавливаются мойки, в которых обрабатывается посуда и все остальное. Обязательна подача горячей, холодной воды. Все емкости обрабатываются губкой, горчицей и содой. Потом ее моют водой, температура которой 50 градусов. Ополаскивается посуда водой в 70 градусов. А сушка происходит на специальной решетке. Каждый день посуда должна кипятиться. Это необходимо для соблюдения чистоты.

При обнаружении признаков заболевания, которое переходит через продукты, то посуда обрабатывается раствором хлорамина. Ее обязательно ополаскивают и высушивают. Все емкости маркируют на основе СанПина 2.4.1.3049-13. На них обозначается наименование блюда, которое наносится с помощью масляной краски.

Витаминизация осуществляется на основе состояния детей. Мероприятие контролируется медработниками. Об этом следует знать родителям. Если в рационе отсутствуют витаминизированные напитки, то витамины должны быть в третьих блюдах – компоте, киселе.

Помещения и оборудование

В СанПине с изменениями указано, какие комнаты могут быть около бассейна, а также чем их оборудуют. Есть требования и к работникам. Важное значение надо уделять уборке и дезинфекции этого помещения. Если циркуляция хорошая, заменять воду следует на протяжении 8 часов. Если такой функции нет, то слив выполняется каждый день. Очистка емкости проводится специальными сотрудниками. Ежедневно требуется мытье душевых, туалетов, раздевалок. Каждый месяц проводится генеральная уборка. Следить за качеством воды надо ежесуточно.

Для детского сада необходимо разделение игровых площадок от хозяйственных территорий. Запрещено сажать ядовитые деревья и кустарники. У детей должна быть соответствующая возрасту мебель. Все изделия обязательно маркируются.

Уборка

Помещения должны содержаться в чистоте, поэтому каждый день выполняется уборка. Она включает мытье полов, обработку мебели, устранение пыли. Везде устраняется пыль, в том числе за кроватями, шкафами, на дверях. Выполняются и еженедельные обработки.

Окна обрабатывают каждую декаду. Столы для питания и занятий моют и протирают каждый день. Регулярно меняется столовое и постельное белье, халаты, полотенца, салфетки. Все грязное хранят в подсобных помещениях до отправления в стирку. Постельные принадлежности проветриваются на воздухе 2 раза в месяц.

Умывальные комнаты должны быть в чистоте. Полы в них моются регулярно. Обработке подлежат унитазы, горшки, сидения, умывальники. Для этого применяются специальные дезинфицирующие средства. Взрослые не должны пользоваться детскими уборными. Раздевалки тоже содержат в чистоте с помощью уборок.

Дети и взрослые перед входом в основное помещение снимают верхнюю одежду и переобуваются. Это нужно для поддержания чистоты в детском саду. Каждый вид работы выполняется регулярно.

Канализация

Водоснабжение и канализация работает от центральной магистрали. Если ее нет, то нужны устройства местных водопроводов и канализаций. Вода должна соответствовать ГОСТу 2874-54. Если такие устройства установить нельзя, то применяются колодцы. Они должны соответствовать санитарным требованиям.

В местной канализации сточные воды обязательно очищаются. В качестве способа обработки выбираются почвенные варианты: полная фильтрация и орошение. Местная канализация может быть заменена люфт-клозетами.

Требования к сотрудникам

Ни одной сотруднице нельзя приступать к работе без медицинского осмотра, прохождения аттестации по знаниям норм санитарии. Потом выполняется проверка каждые 2 года, а подтверждается это тестированием.

Медсестра должна иметь медицинское среднее образование и опыт от 3 лет. Наличие медкнижки необходимо. Эти работники проходят осмотр через 3 месяца. При выполнении обязанностей используются нормы инструкции.

Младший воспитатель должен проводить мероприятия развлекательного типа вместе с воспитателем. В его обязанности выходит обеспечение внутреннего распорядка и режима. Ему необходимо знать санитарные нормы и основы воспитания детей. Работника знакомят с технологической картой блюд.

Министерством образования созданы нормы, которым должен соответствовать каждый педагог. Он обязан планировать, организовывать досуг детей. Воспитателю нужно выполнять повседневную работу по реабилитации дошкольников. Он задействует педагогические технологии, которые позволяют проводить интересные занятия.

По советам психолога, личным наблюдениям, воспитатель работает с детьми в группе и индивидуально. Обязательна коррекционно-развивающая деятельность. Медицинские работники помогают ему реализовывать мероприятия для улучшения здоровья ребят. Также проводятся занятия для восстановления психофизического состояния. Воспитателю, так же как и другим сотрудникам, нужно соблюдать законы страны.

Заведующий детского сада должен руководить учреждением на основе законодательных норм. Он же обеспечивает хозяйственную и педагогическую деятельность. В его обязанности входит контроль за исполнением законных требований. Заведующий работает с детьми, создает условия для их комфортного пребывания в саду. Он обязательно контактирует с родителями. Заведующему надо контролировать проведение мероприятий по оздоровлению. Руководитель подбирает сотрудников, представляет детский сад другим организациям и следить за выполнением правил безопасности. Конкретные обязанности определяются работой учреждения.

Соблюдение норм СанПина считается обязанностью сотрудников детского сада. Если были выявлены какие-либо нарушения, родители могут обращаться с претензией. Сначала можно написать жалобу к руководству. Если меры ни были предприняты, то нужно обращаться в Роспотребнадзор. Организация выполнит проверку на соответствие нормам. Выявленные нарушения будут устранены. По некоторых жалобам приходится обращаться в прокуратуру или суд, если нарушение нанесло существенный вред здоровью. Соблюдением норм СанПина позволяет обеспечить детям комфорт, что необходимо для их нормального развития.

Отдавая своего ребенка в руки воспитателя детского сада в 2019 году все родители, а особенно мамочки, очень сильно переживают. А как там будут заботиться о любимом малыше? Проводится ли в комнатах проветривание? Соответствует ли помещение детского сада санитарно гигиеническим требованиям. В какие временные промежутки делают кварцевание и генеральную уборку? В каком состоянии находится пищеблок детского сада, игрушки, как организованно питание, какая температура в комнате, сервировка стола (а вдруг дети будут есть вилками), кто отвечает за мытье посуды и т.д. Хочется сразу успокоить встревоженных родителей. Работа детских садов в 2019 году невозможна без соответствия санитарно эпидемиологическим требованиям.

Обстановка в детском саду должна соответствовать действующим нормам СанПиНа ДОУ. Их вы можете скачать с нашего сайта для того, чтобы тщательно изучить. Однако документ этот достаточно объемный в смысле количества информации. И не каждый человек сможет разобраться в нюансах этого законодательного акта.

Именно для таких ситуаций на сайте работают опытные юристы в режиме онлайн. Консультации абсолютно бесплатные.

Чтобы обратиться к компетентным специалистам, вам необходимо задать свой вопрос через форму связи или всплывающее окно внизу сайте. Кроме того, в этой статье мы кратко разберем основные инструкции и требования в отношении содержания детей в детском дошкольном учреждении в 2019 году. В том числе и питание, и график проветривания, и уборка, и мытье посуды, и нормы карантина, и обработка овощей и фруктов (яиц, яблок и т.д.), порядок.

Что представляет собой СанПиН ДОУ? Это документ, который принимается на государственном (федеральном) уровне. В нем содержатся обязательные к выполнению и исполнению санитарные, эпидемиологические и гигиенические нормы, правила, требования. Какие требования в отношении детских садов должны быть соблюдены, чтобы родители спокойно могли оставлять там своих детей:

  • правила размещения;
  • техническое обустройство земельного участка;
  • нормы освещения;
  • нормы обустройства пищеблока;
  • санминимум для воспитателей;
  • организация питания детей;
  • соответствие помещений нормам СанПиНа 2013 для содержания детей;
  • наличие водопровода;
  • наличие канализации;
  • температура в помещении и нормы отопления;
  • график ежедневной и генеральной уборки;
  • обработка игрушек;
  • кварцевание в детском саду по СанПиН ДОУ;
  • нормы вентилирования и проветривания;
  • правила сервировки стола;
  • режим дня;
  • уборка и мойка посуды;
  • количество детей в одной группе;
  • максимальное количество детей в одной группе с ограниченными возможностями;
  • нормы приема сотрудников на работу в детский сад;
  • соблюдение санитарных требований и т.д.

Детские садики бывают разные. Как по возрастной направленности, так и по режиму работы. Чаще всего детские сады совмещают несколько направленностей работы. Итак, какие бывают детские дошкольные учреждения:

  • для маленьких детей;
  • для дошкольников средних и старших возрастов;
  • оздоровительные детские учреждения;
  • специализированные детские сады;
  • узконаправленные дошкольные учреждения для детей (например, с математическим уклоном);
  • детсады для детей с ограниченными физическими возможностями или психическими отклонениями и т.д.

Дошкольные учреждения для детей, которые совмещают несколько направленностей, называют комбинированными. Не зависимо от профиля работы садика, все необходимые санитарно – эпидемиологические и гигиенические нормы и правила должны соблюдаться в обязательном порядке.

Требования к организации питания

Очень часто мы слышим о случаях отравления детей в детском саду. В подобных случаях проводится расследование и выявляются виновники произошедшего. Нередко ими становятся сотрудники пищеблока, которые не в полном объеме выполняют требования санминимума согласно СанПиН. В отношении продуктов для организации питания детей необходимо в обязательном порядке выполнять все требования СанПиНа 2013.

Некоторые из них мы сейчас перечислим:

  • все продукты должны быть свежими, с соблюдением правил хранения, иметь подтверждающие документы от поставщика;
  • хранение скоропортящихся продуктов питания должно быть организовано в соответствии с инструкциями;
  • продукты питания должны храниться в заводской или потребительской таре, накрытые крышкой при необходимости;
  • хлебобулочные изделия хранят на сухих полках или стеллажах не ниже чем на 35 сантиметров от пола;
  • макаронные изделия должны находиться в сухом проветриваемом помещении с выполнением требований СанПиН для ДОУ;
  • для хранения и обработки картофеля и корнеплодов также существуют свои правила, которые необходимо в точности выполнять, прежде, чем они попадут на стол к детям и т.д.

В общем список требований достаточно большой. С ним более подробно можно ознакомиться в главе 14 норм СанПиНа 2013 для детских садов. Для примера можно рассмотреть порядок обработки яиц для кормления детей. Перед приготовлением яиц необходимо их замачивать в специальной посуде в дезинфицирующем растворе. Затем промывают под теплой проточной водой и перекладывают в другую посуду. Где они и будут храниться до варки. Варка яиц продолжается в течении десяти – пятнадцати минут.

Пищеблок

Также, в каждой группе для детей должна быть оборудована мойка для посуды с наличием не только холодной воды, но и горячей. Посуду детям необходимо мыть правильно, соблюдая порядок обработки:

  • очистка от остатков еды;
  • мытье с использованием соды и горчицы;
  • мытье с использованием хлорки;
  • полоскание посуды;
  • ежедневная обработка в кипятке;
  • сушка на специальных решетках.

Пищеблок в том числе и общая кухня и помещения в группах в обязательном порядке должен содержаться в идеальной чистоте. В нем следует проводить уборку по графику и при наличии в этом необходимости. Витамины в еду добавляются только при наличии согласия родителей и под контролем медработника, а не воспитателя. Вся посуда должна иметь маркировку. Для каждого блюда предусмотрена отдельная тара. Если у вас возникли какие-либо вопросы, вы можете обратиться к специалистам на сайте.

Детский карантин

Карантин в детском саду отдельная тема. Каждого из родителей волнует тема здоровья своего ребенка. Длительность карантина в детском саду зависит от разновидности болезни. Объявление карантина также зависит от того чем болеют воспитанники. К примеру, для закрытия садика из-за гриппа необходимо, чтобы заболело двадцать процентов детей. В иных ситуациях достаточно одного случая заболевания. Длительность карантина составляет от семи до двадцать одного дня. Предупреждать родителей обязаны в день определения диагноза. А также о возможности заболевания (то есть о подозрениях на болезнь). Не обязательно на время карантина закрывают детское дошкольное учреждение. Возможно простое ограничение контактов больных детей с группами, где заболевших нет. То есть здоровых воспитанников не пускают гулять на общий двор или не водят в спортивный зал, где могут находиться заболевшие дети. А кушают ребятишки в своей группе, где должен быть свой пищеблок.

Водить детей в детское дошкольное учреждение во время карантина нельзя, если вы твердо уверены, что контакта с заболевшими у вашего ребенка не было. В остальных случаях ограничений нет, все на усмотрение родителей.

Например, некоторые мамы и папы считают, что чем раньше ребенок переболеет ветрянкой, тем лучше. При этом необходимо ограничить общение вашего ребенка, если он заболел, со здоровыми детьми. Вина воспитателя в распространении заболеваний в группах детских дошкольных учреждений обычно минимальна, если при этом им были выполнены все санитарно – гигиенические требования, установленные в подобных ситуациях. А именно санминимум для воспитателя.

Полезные мелочи

Давайте рассмотрим еще несколько моментов из санитарно – гигиенических норм, которые могут заинтересовать родителей:

  • санитарно – гигиенические правила регулируют и культуру поведения ребенка во время завтрака, обеда или ужина. Сюда входит общение во время приема пищи, правила сервировки и поведения за столом, умение пользоваться приборами… Сервировка и уборка посуды со стола, конечно же, ложится на плечи воспитателя или нянечки, в общем, на взрослых;
  • обработка игрушек по инструкции должна проводиться каждый день, после того, как всех детей заберут родители. Новые игрушки из магазина необходимо также обрабатывать до того, как они попадут к детям. Мягкие игрушки обычно обрабатываются методом кварцевания;
  • помещение, в котором занимаются дети необходимо проветривать по несколько раз в день, в тот момент, когда воспитанники детсадов находятся на улице или в другом помещении. Летом допускается проветривание в присутствии детей, если при этом исключен сквозняк;
  • белье, на котором воспитанники спят необходимо менять по степени загрязнения, но никак не реже, чем один раз в неделю;
  • обязательно необходимо вести журнал кварцевания;
  • оптимальная температура для помещения, в котором дети играют и занимаются, составляет не меньше 21 градуса и не больше 24;
  • оптимальная температура для помещения, в котором дети спят, составляет не меньше 18 градуса и не больше 21.

Если у вас возникли вопросы относительно санитарно – гигиенических норм в детском саду вы можете самостоятельно изучить новый СанПиН для ДОУ 2013 с изменениями на 2019 год.

А можете совершенно бесплатно получить консультацию у опытных юристов через форму обратной связи на сайте.