Армянский монастырь сурб-хач. Монастырь сурб хач

Примерно в 3 км от Старого Крыма сохранился монастырь, основанный крымскими армянами в XIV веке. В те времена армянское население полуострова было многочисленным. Достоверно известно, что в одной только Феодосии к концу XVII века жило до 80 тысяч армян.

По преданию, название монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) связано с каменным резным крестом хачкаром VI века, перевезенным в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Основателем монастыря был инок Ованес, который вместе со своими братьями и учениками построил церковь Сурб-Ншан (церковь Святого Знамения) . Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, одновременно выполняющей роль дозорной башни.

Суровые каменные стены монастыря больше напоминают средневековую крепость, чем церковную постройку. И вполне закономерно, что после возведения монастыря вокруг возник небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Солдайю (Судак).

По брусчатке внутреннего двора мы направляемся в храм. Попасть в него можно только миную притвор, или в армянском варианте гавит . В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита надстроена сторожевая башня-колокольня , на которую поднимались из притвора по каменной лестнице. Внешне колокольня сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в христианских монастырях. Никаких отдельных или пристроенных к храму конструкций, просто на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит, висит небольшой колокол.

Первое, что бросается в глаза при входе в гавит - каменный пол из могильных плит с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Среди них и основатель Сурб-Хача инок Ованес. Полагают, что ступая по плитам, ныне живущие как бы общаются с почившими праведниками и поминают их.

Внутренние стены гавита украшены резными крестами. Все кресты разные! В средневековье было принято в ознаменование важного семейного события заказывать вырезание крестов на стене храма.

Здесь же в северной стене сохранилась ниша, оформленная в стиле мусульманского михраба.

Удивительно, но над входом в храм даже просматривается роспись, над которой видна лепнина с изображением агнец на престоле с крестом.

Удивительно, потому что монастырь несколько раз закрывали, и он оказывался заброшенным: первый раз монастырь опустел в XVII веке, а потом - в XX. После 1925 года и до конца 1970-х годов, здесь размещали то пионерский лагерь, то санаторий. Позднее на территории Сурб-Хача провели археологические исследования, и монастырь был взят под охрану. В 1994 году в храме возобновились богослужения, а в начала 2000-х годов монастырь вернули Армянской Апостольской Церкви.

Одна из архитектурных особенностей всего храмового комплекса - это его ступенчатость. Не забывайте, что монастырь построен в гористой местности в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская). Поэтому на протяжении 45 метров от трапезной до алтаря получается перепад высоты в 5 метров! Об этом написали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в своей книге "Солхат и Сурб-Хач": "Поразительна эта - можно назвать ее дивной - ступенчатая перспектива вздымающихся один над другим архитектурных объемов, а с ней и постепенное возрастание орнаментального богатства - в обрамлениях входов, в полихромии рельефных узоров и в росписи, которую видим над входом из гавита в святилище. По-особому настраивал посетителя и дальний сумрак, манивший в глубину перспективы - туда, внутрь храма, где в благовонном дыму синевато курившегося ладана повисал солнечный луч, проникавший в окно алтарной абсиды".

Солнечные лучи всё так же проникают через окно алтарной абсиды и заставляют дрожать воздух под куполом.

Приходят сюда не только любопытные туристы, но и верующие, стремящиеся увидеть взгляд Христа с иконы. Икона эта стоит под сводом в нише слева от алтаря. Считается, что на кого-то лик с иконы смотрит печально, на кого-то твердо, а кто-то вообще видит Христа с закрытыми глазами.

Выйдя из храма, попадаешь во внутренний монастырский двор , окруженный древними кельями братского корпуса . Двухэтажное помещение, построенное буквой "г", состояло из восьми комнат первого этажа, а над ними - балкон-галерея, опирающийся на деревянные колонны. К входу на балкон сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной .

Под лестницей на второй этаж трапезной расположен фонтан для омовения рук и босых ног, совершаемого перед тем как войти в храм или трапезную.

В кельях сохранились полуциркульные своды, часть из которых украшены каменной резьбой. Отапливались кельи каминами, дымоход которых скрыт в стене.

Шестиконечные звезды и плетеные шнуры - традиционные черты армянской каменной резьбы

Трапезная, расположенная к западу от храма, представляет собой каменное посещение из двух прямоугольных залов. В северном зале устроены камин с полукруглой топочной аркой, и печь. Под трапезной располагался подвал, куда вела лестница из южного зала. Второй этаж над трапезной появился только в конце XIX века и предназначался под гостиницу. Позднее в 1906 году отдельно от братского корпуса было построено новое одноэтажное здание монастырской гостиницы .

От трапезной с уровня внешнего открытого двора монастыря вела лестница в сад , расположенный за пределами монастырского дворика. Сад с террасами был разбит на пологом горном склоне, и между площадками проложены каменные лестницы. Всего в саду сохранилось четыре террасы и три фонтана с питьевой водой, устроенных по единому принципу - прямоугольные в плане с декорированным фасадом, глухими стенами и с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по керамическим трубам, из расположенного выше по склону источника.

По преданию, у каждого фонтана есть свое название - источник здоровья (верхний), мудрости (средний) и красоты (нижний). На стене источника мудрости хорошо просматривается каменная резьба с изображением древа жизни и двух ангелов, охраняющих его с обеих сторон. Над ними по обе стороны от дерева - Солнце и Луна.

Чуть ниже на этой же стене вырезан в камне цветок жизни в окружении двух высоких стрельчатых деревьев, на которых сидят птицы, а между стволами парят два ангела. Символическое изображения цветка жизни встречалось еще у египтян, и вот, как ни странно, мы видим его в армянском монастыре XIV века.

Почти одновременно со строительством монастыря Сурб-Хач чуть выше по склону возводили второй монастырь Сурб-Стефанос. Но сейчас от него остались одни руины. Мы туда обязательно дойдем, но в следующий раз. А пока от знакомства с крымской историей нас отвлек аромат гаты с орехами, которую пекут здесь же и продают на небольшом пяточке под деревьями. Чай, гата, разговоры с другими путешественниками... Как оказалось, сюда приходят не только армяне, но даже не только христиане. Храм открыт для всех.

На обратном пути нас подхватил местный армянин, который приезжал из Старого Крыма в Сурб-Хач за водой. Всю дорогу вместе с ним строили предположения, что же означает каменная резьба над фонтаном мудрости, но докопаться до истины, как обычно, не хватило времени. Кстати, от денег за проезд он буквально отмахался: "Не надо-не надо!" И мы пошли дальше.

Армянский монастырь Сурб-Хач, основанный в середине XIV века, верный спутник золотордынской столицы Крыма Солхата (Эски Кырыма). Расположенный в 3,5 от Старого Крыма он и сейчас привлекает туристов. Туда мы и отправились вечером 7 июля 2013 года, после быстрого .
Монастырь Сурб-Хач (Святой крест) является единственным сохранившимся монастырским комплексом Армянской Апостольской Церкви XIV—XIX веков на территории Украины. Помимо своей архитектуры известен тем, что в нем располагался епархиальный престол Армянской Апостольской церкви, распространявший в средние века свое влияние до Молдавии и Балкан. Имея беспокойных соседей из Крымского ханства и генуэзских колоний, а позже турков, монастырь не прекращал своего существования до 1778 года, когда духовенство монастыря со своей паствой переселилось в Нахичевань-на-Дону положив начало армянской общине Ростова-на-Дону. Чуть позднее монастырь возродился и не закрывался до 1925 года. До войны в нем был пионерлагерь и санаторий. После - запустение в духе лермонтовского Мцыри - "и ныне видит пешеход столбы обрушенных ворот", но монастырь сохранил обаяние романтичных руин до наших дней пережив работы по консервации и реставрации. Сейчас службы в монастыре возобновлены. Он открыт для круглогодичного посещения туристами и паломниками.

После осмотра Солхата мои литовские друзья скептически отнеслись к предложению о посещении монастыря, по всей видимости представляя его как-то иначе. Однако, действительность превзошла ожидания.


Всем кто захочет подробнее ознакомиться с историей этого места советую книгу Солхат и Сурб-Хач. О. И. Домбровский, В. А. Сидоренко. Симферополь: Таврия, 1978 . Все схемы и картинки в данном посте использованы оттуда если не указано иное.
Монастырь находится на склоне горы и сфотографировать его целиком из-за леса затруднительно. Но художники могут помочь нам представить как он выглядел.

Итак, в монастырь мы попали на армянски Ивана-Купала - праздник Вардавар.
Поднимаясь по горной дороге мы обратили внимание на большое скопление народу и транспорта. Сначала мы приняли их за туристов или паломников, но оказалось, что это представители армянских общин Крыма и не только съехались на праздник. Когда мы дошли до монастыря концерт уже закончился и не занятые в многочисленных пикниках уже стали расходиться.
Против российского обыкновения монастырь не стремиться поразить размерами или роскошным убранством.
Именно так должна выглядеть духовная обитель.

Сцену уже потихонечку начинают разбирать. За сценой построенное на старом фундаменте исторической монастырской гостиницы единственное новодельное здание выполняющее те же функции

Редкий навес над братским корпусом свидетельствует о не законченной реставрации

Вход в монастырь. Мы очень неожиданно перенеслись из крымско-татарского Старого Крыма в Армению и поначалу чувствовали себя белыми воронами, но потом освоились

Слева современный (?) хачкар, справа вход в монастырь изнутри

План монастыря Сурб-Хач передает особенности внутренней планировки

Внутренний дворик (5) с остатками найденных при раскопках фундаментов хозпостроек, фрагментами архитектурных деталей и надгробий

В южной части трапезной (3) расположен музей, главным экспонатом которого является добротно и тщательно сделанный макет монастыря. Удивительно, но он не закрыт стеклом

В витринах документы по истории монастыря и артефакты. Мне особенно понравилась специальная лопатка с упором для ноги

Северная часть трапезной - зал приемов. Камин и печь поражают своими размерами и навевают мотивы рыцарских замков. Влияние итальянцев?

Вид из внутреннего дворика на братский корпус. Трапезная справа, слева вход в храм

Пересохший фонтан (фиал) под лестницей. Плита за цветами орнаментирована сельджукским орнаментом и датируется XII-XIII веками. Про нее я узнал постфактум из книдки. Использовалась в фонтане вторично. За нишей резервуар для воды.

Аутентичные хачкары

Остатки архитектурных деталей

Остатки фундаментов хозпостроек

Дворик братского корпуса (4)

Лестница на второй этаж

Вид с нее на дворик

Видны основания колонн, образующие галерею первого этажа

Одна из келий в южной части братского корпуса

Перекрытие кельи в западной части братского корпуса

Церковь Святого Креста (1), в ней фрагментами сохранились подлинные средневековые росписи, ну и барабан с куполом подлинные.
Тут нельзя фотографировать и я не фотографировал, но потом увидел, что один из посетителей дождавшись моего ухода начал снимать и я вернулся...
Надеюсь меня простят, я это сугубо для науки.
Гавит (притвор) (2)

Могильные плиты на захоронения уважаемых людей?

Вход в храм и лестница на колокольню

Барабан и купол

Скромная алтарная часть

Профиль монастыря

Выйдя из храма мы пошли в парк, который потихонечку начал пустеть. Верхний фонтан.

Резной хачкар был утрачен еще в 70-е годы

Вид от фонтана на монастырь

Вид терассированного склона парка, внизу слева - нижний фонтан

Нижний фонтан

Прорисовка деталей которых я не увидел

Еще одна достопримечательность расположена чуть далее по склону горы, южнее Сурб-Хача. Это более ранний, практически полностью разрушенный, Георгиевский монастырь XIII-XIV вв. с одноименной церковью, но мы туда уже не успевали.

Впечатления от посещения монастыря потрясающие.
В который раз пожалел, что не подготовился информационно и небыло времени без спешки обстоятельно фотографировать.
Несколько смазало настроение большое обилие мусора оставленное празднующими Вардавар. Особенности национального менталитета?

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

45.001667 , 35.061111 45°00′06″ с. ш. 35°03′40″ в. д.  /  45.001667° с. ш. 35.061111° в. д. (G) Конфессия Армянская Апостольская Церковь Первое упоминание середина XIV века Дата упразднения с 1925 по 2002 гг Статус Действующий монастырь Состояние период востановления и реконструкции

Монастырский комплекс Сурб-Хач – памятник национального значения Украины, состоит на государственном учете с 1963 года Расположен в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская), в 3,5 км к юго-западу от города Старый Крым Кировского района Крыма .

История

Лес высокий и тенистый,
Всюду горы и пустырь.
Что такое? Стены зданья!
А! Так вот он, монастырь!
Что ж однако? Где же люди?
Вкруг все тихо. Лишь журча,
В арке белого фонтана
Льется светлая струя...
...
Сурп-Хач.

Основание монастыря и устройство в нем Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века . Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев , направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии , из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна , «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период... монастыря Сурб Хач».

В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин .

Примечания

Памятники Памятники Севастополя Комбинат Массандра Магарач Новый Свет Инкерман Красный камень Солнечная долина Артек Большая Ялта Форос Симеиз Гурзуф Алушта Алупка Коктебель Судак Феодосия Керчь Севастополь Евпатория Саки Ласточкино гнездо Фонтан Ночь Турецкий вал

(Богатое-Тополевка-Старый Крым)

Так уж распорядилась госпожа История, что средневековый Крым стал для армянских поселенцев второй родиной. Начиная с Х–ХI вв., спасаясь от турок-сельджуков, армяне появляются на полуострове. Деятельность армянских колоний оставила глубокий след в истории и культурном развитии Крыма. Свидетельством тому являются средневековые архитектурные памятники в Феодосии, Судаке, Старом Крыму, большая часть которых, к сожалению, ныне находится на грани полного разрушения.

Несколько интересных армянских памятников словно жемчужины нанизаны на нитку феодосийского шоссе. К ним легко подъехать на автомобиле.

Первым на нашем пути будет храм Спасителя в селе Богатом. Остатки большого красивого храма находятся за селом, на пригорке среди старых каштановых деревьев. Храм относят к XIV в. Первоначально он носил имя Спасителя; во второй половине XIX в. при нем был монастырь св. Ильи, куда приезжали не только молиться, но и укрепить здоровье, отдохнуть среди красивой природы долины Кучук-Карасу. Несмотря на значительные разрушения, все ещё сохранилось много интересных архитектурных деталей. По ним можно судить о его былой красоте и величии. Стены и свод украшены искуссной резьбой по камню. Рельефные изображения у алтаря выполнены на евангельские сюжеты. Необычен свод храма: по краям он стрельчатый («двускатный»), а в центре крестовый, состоящий как бы из четырех сводов, «встречающихся» в верхней точке. Из темных низких помещений, расположенных позади апсиды, ступеньки в толще стены ведут еще в одну камеру под крышей. Этот памятник интересен тем, что в нем сочетаются элементы национальной армянской архитектуры (например, орнаментальная резьба по камню, рельефы вместо росписи стен) и западноевропейской (протяженная форма базилики у здания, крестовый свод на нервюрах).

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 1.268"
    E 34° 45.60"
  • Следующая остановка в селе Тополевка. Здесь, на вершине холма стоит довольно хорошо сохранившаяся армянская церквушка. Как гласит надпись, высеченная над входом, церковь во имя св. Параскевы сооружена в 1702 г. Архитектура церкви весьма лаконична. В Армении часты землетрясения, эта природная особенность диктовала особенности архитектурные: мало выступающих частей, перепадов по высоте, окон; абсида откровенно приставлена к основному объему; в местах сопряжений применялись осадочные швы. От внутреннего убранства церкви почти ничего не осталось, сохранилось лишь небольшие фрагменты резьбы по камню. Из старых описаний мы можем узнать, что над входом в церковь имелось изображение Божией Матери с Божественным Младенцем, внутри, справа от алтаря – также икона Богоматери и крестообразная каменная купель, а слева – икона архангела Гавриила. После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 г. храм был заброшен. В XIX в. территория на которой находится церковь принадлежала Троице-Параскевиевскому Топловскому монастырю. Монахини заботились о храме, в 1907 г. силами монастыря он был отреставрирован.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.337"
    E 34° 53.109"
  • Среди сохранившихся на Таврическом полуострове более двух десятков армянских средневековых памятников особо выделяется монастырь Сурб Хач («Святой Крест»). Ансамбль монастыря Сурб Хач – одно из лучших произведений армянских зодчих не только в Крыму, но и во всей Украине. По одной из легенд монастырь был основан в том месте, где люди увидели в небе видение в виде креста и там, куда указывал крест, открылся родник с изумительно чистой водой...

    "Сурб Хач! Ты защита и убежище нашего народа. Ты единственный, нет тебе подобных... И вид и положение твое дивны..." - с такими стихотворными обращениями, полными гипербол и восточной цветистости, приходили сюда тахасцы - армянские поэты прошлого. И как они были правы, безвестные поэты! Их прекрасные струны удивительно и точно передают магическую музыку каменных стен, выложенных людьми, одаренными Богом красотой, трудолюбием и умом. Конечно, жадность и жестокость были и в то время, но все пороки скрыла, поглотила земля, а чудо оставила потомкам. Лесная чаща окружила монастырскую гостиницу, подпорные стены, трапезную, террасы и фонтаны. Внутри выложенный булыжниками двор, посредине - колодец с чистой и свежей родниковой водой. Монастырский сад из многовековых орехов, обвитых лианами ломоноса и колючей лозой ежевики. Изумительны фонтаны из проконесского мрамора.

    Священной реликвией монастыря являлся хачкар (Крест-камень), именуемый Сурб Хач и, собственно, давший свое название всему монастырю. В XVIII в. переселенные из Крыма армяне увезли хачкар с собой и установили его в окрестностях основанного ими же города Нор Нахиджеван (ныне часть Ростова-на-Дону), в монастыре Сурб Хач, построенного в память крымского монастыря. Эта древняя реликвия хранится там и поныне.

    В течение многих столетий монастырь был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. В монастырской тиши работали иконописцы, переписчики книг, художники-миниатюристы, составлялись исторические хроники, писали поэты, преподавали и творили армянские ученые.

    И хотя постройки монастыря страдали от различных бедствий - землетрясений, разорения в конце XV в. турками-османами, набегов кладоискателей после ликвидации монастыря в 30-е годы XX века, переоборудования под пионерлагерь, склад - тем не менее восстановительными работами были сохранены основные строения комплекса в их почти первозданном облике.

    Уникальные артефакты - архитектурные детали, предметы быта - выставлены в монастырских двориках, получилась своеобразная лапидарная, т.е. каменная выставка.

    Дошедшим до нас древнейшим сооружением монастыря является храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Согласно строительной надписи, высеченной на барабане купола, храм был основан в 1358 г. иноком Ованнесом, его родными братьями и соратниками. Ованнес Себастаци (уроженец г.Себастия или Севаст) с 40-х по 80-е годы XIV столетия был духовным предводителем армян Крыма. Доминиканец Дортелли д"Асколи, побывавшей в Сурб Хаче в 30-х годах XVII в., был удивлен красотой храма и посчитал его строением, достойным самого Рима.

  • Доступность: 1
  • Координаты WGS84
    N 45° 0.067"
    E 35° 3.739"
  • От монастыря Сурб Хач лесная дорога ведет в урочище Лесная Глушь к развалинам монастыря, именуемого в русских источниках Георгиевским, а в армянских - Сурб Стефанос . На полноприводном авто можно подъехать непосредственно к развалинам; пешком путь займет не более часа.

    В 1970-х годах экспедицией археологов монастырь был заново открыт, точнее открыты его руины под сплошным завалом камня и грунта, на заросшей лесом поляне. Еще один из первых исследователей Крыма Петр Кеппен видел его уже, вероятно, в таком состоянии. Он упоминал развалины армянского монастыря в четырех верстах от Сурб Хача и считал, что он древнее, чем Сурб Хач. Археологи обнаружили трехапсидный храм размером превосходящим сурбхачский храм, остатки разновременных служебных и жилых помещений монастыря, колодец. При раскопках найдено также множество каменных архитектурных деталей, в том числе хачкары с армянскими надписями.

    Предполагают, что разрушение Сурб Стефаноса от землетрясений и оползней послужило основанием для строительства Сурб Хача.

  • Доступность: 2
  • Координаты WGS84
    N 44° 59.067"
    E 35° 4.109"