Военнослужащий может быть уволен с военной службы. Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы. Порядок увольнения военных

Увольнение военнослужащего по причине собственного желания возможно лишь в некоторых случаях. Какие обстоятельства позволяют разорвать контракт без «плохой» статьи, и как происходит процесс увольнения?

Особенности досрочного увольнения

Увольняются из армии досрочно или по истечению договора (контракта) с армией. Уйти после того, как закончился срок воинской службы, можно беспрепятственно. Кардинально противоположная ситуация бывает, когда уволиться с военной службы по контракту хотят досрочно.

Досрочное увольнение из армии происходит таким образом.

Начало увольнения в армии

Процедура увольнения из армии законодательно определена на каждом этапе. Несоблюдение правил влечет серьезные последствия для тех, кто проводит увольнение.

Начинается процесс с написания рапорта от увольняющегося на имя командира части.

Рапорт военнослужащего на увольнение.

В рапорте военнослужащий просит уволить его или ходатайствовать (то есть просить) вышестоящих по званию произвести увольнение.

В рапорте должны быть соблюдены следующие пункты:

  1. Сделана запись о намерении уволиться по собственной инициативе.
  2. Написана причина решения.
  3. При наличии пункта указываются обеспечен ли контрактник личным жильем.
  4. Подчеркивается или записывается отказ от прохождения медкомиссии. Или вписывается просьба о проведении Военно-врачебной комиссии.
  5. Перечисление, при наличии, справок и иных документов, подтверждающих уважительную причину.

Обязательно необходимо проставить даты и подписи.

Копии справок, использованные для увольнения, прикладываются к рапорту.

Командир, на имя которого произведен рапорт, должен направить всю документацию на рассмотрение аттестационной комиссии . Аттестационная комиссия состоит из нескольких начальников воинской части и секретаря.

Рассматривают такие дела в воинской части сразу или по мере возможности, но не более 7 дней. Если рапорт пришел из управлений групп войск, то рапорт могут рассматривать до 15 дней.

Важно! В случае проверки указанных в рапорте ситуаций может быть проведена дополнительная проверка, при этом решение комиссии может затянуться еще на 15 дней.

Протокол решения комиссии отсылается военнослужащему, однако окончательное решение об увольнении принимает командир его части.

Остальное – как у гражданских

После того, как было принято положительное решение об увольнении на основании личной инициативы командиром или начальником кадровой службы создается приказ об увольнении, где прописываются данные из рапорта – причину и дату.

В день увольнения военнослужащего исключают из личного состава военной части и предоставят расчет с необходимыми копиями документов.

В трудовой книжке будет сделана запись о расторжении контракта по собственному желанию военнослужащего.

Приятные выплаты

Расчет осуществляется в день, когда контрактник решил увольняться. Согласно федеральному закону контрактникам, кроме основного расчета (оклада за конкретное число отслуженных дней), полагаются следующие выплаты.

Материальная помощь может быть выплачена согласно графику, установленному в области. Если она уже выплачивалась в год увольнения, она не удерживается из расчета контрактника.

Следует заметить, что при увольнении по несоблюдению контракта , в отличие от основания по собственному желанию, военнослужащий лишается всех дополнительных выплат. Поэтому в случае не согласия командира, увольнять военнослужащего по собственной инициативе, следует обращаться в вышестоящие инстанции и требовать пересмотра дела.

Как, в каком порядке и по каким причинам происходит увольнение военнослужащего с военной службы, в чем суть вопроса, какие льготы от государства полагаются данной категории граждан. Это самые распространённые вопросы касающиеся действующих офицеров и военных пенсионеров. В данной статье мы рассмотрим информацию: основания увольнения с военной службы, сама процедура увольнения и какие права и гарантии, установленные законом, предусмотрены для бывших военнослужащих.

Общие законодательные положения об увольнении военнослужащих из рядов Вооруженных Сил РФ

Увольнение с военной службы происходит в соответствии с правилами, обозначенными в Уставе ВС и Федеральных законах:

  • Федеральный закон (Далее ФЗ) «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года с изменениями от 15.02.2016. Основной закон о военной службе для российских граждан и иностранцев. Порядок увольнения военных, основания и применение взысканий за коррупцию описаны в разделе 7.
  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.99 года «Вопросы прохождения ВС» с изменениями за 2016 год. Вопросы о порядке увольнения изложены в статье 34.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 с изменениями от 2016 года. Закон регулирует права и свободы военнослужащих и основные обязанности по несению службы. В ст. 23 прописаны правила увольнения и право на дальнейшее трудоустройство.
  • Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2002 «Об организации прохождения ВС офицерами и прапорщиками (мичманами) в ВС РФ». Порядок увольнения военных и круг ответственных лиц определены в п. 22, 23, 25 одноименной инструкции, утвержденной этим приказом.

Причины увольнения из Вооруженных Сил РФ

Федеральные законы устанавливают три возможных способа увольнения военнослужащих со службы:

  • Увольнение с ВС в запас. Осуществляется автоматически, военнослужащий признан не годным военно-врачебной комиссией (ВВК) к несению службы и до достижения ими максимальной возрастной границы.
  • Выход в отставку.Если превышен максимальный возраст для несения военной службы или человек признан не годным по состоянию здоровья.
  • Увольнение с ВС в связи с осуждением по уголовной статье. В ЭТОМ случае происходит прекращение службы в армии, с занесением данной информации в военный билет.

Также есть безусловные основания для увольнения:

Согласно статье 51 «Закона о военной службе», оставить Вооруженные Силы РФ можно, если:

  • По возрасту. В случае превышения максимального возраста при пребывании на военной должности. Для мужчин возраст от 50 до 65 лет, в зависимости от воинского звания, а для женщин - 45 лет. Иными федеральными законами могут устанавливаться и другие возрастные пределы. С военнослужащими в предельном возрасте возможно подписать новый контракт. Для высших чинов возраст может быть увеличен до 70 лет, для остальных - до 65 лет. При продлении сроков контракта человек имеет право уволиться в любое время.
  • При окончании сроков службы по призыву или контракту.
  • При признании военнослужащего не годным к прохождению военной службы медицинской комиссией. Или признании ограниченно годными.
  • В случае если у офицера прекращено гражданство РФ или он считается подданным другой страны.
  • При отчислении из среднего профессионального учреждения военной направленности или из военного ВУЗа следующего круга лиц: мужчин до 18 лет, женщин не офицерского звания, а также контрактных военных-мужчин и женщин-офицеров, которые не хотят заключать новый контракт.
  • Офицер избран в Государственную Думу или региональный парламент.
  • Военнослужащий лишился своего воинского звания и права допуска к военным тайнам.
  • При утрате доверия к военнослужащему со стороны человека, в чьих полномочиях уволить его. Утратить доверие можно по различным причинам: не принял усилия для улаживания конфликта, в котором представлял одну из сторон; не подал справки о своих доходах и расходах, имущественных обязательствах; осуществлял коммерческую деятельность или помогал в ней за отдельную плату; хранил свои деньги или общие деньги семьи в иностранных банках; был членом некоммерческих иностранных организаций и т.д.
  • В случае приостановления на определенный срок деятельности армии.
  • При решении суда, запрещающем человеку занимать воинские должности в определенный временной период.

Личный мотив

Увольнение с военной службы по личным мотивам граждан. В этом случае военнослужащий должен известить своего командира части, подать рапорт с вескими мотивами, подтверждающими необходимость решения покинуть службу. Командир части данный рапорт о досрочном увольнении может отклонить без объяснений.

Увольнение со службы военнослужащих по контракту

Граждане, проходящие службу в ВС России по контракту, могут быть уволены в следующих случаях:

  • Военнослужащим не выполняются условия, обозначенные в контракте.
  • Если вступило в силу лишение свободы гражданина за совершение им неумышленного преступления.
  • Не пройдено химико-токсикологическое обследование.
  • Если военнослужащий употребляет запрещенные вещества без разрешения врача.
  • Военнослужащий совершил административное или дисциплинарное правонарушение.
  • Для досрочного увольнения достаточно двух разных проступков.

Досрочное увольнение военнослужащих по контракту со службы

Рассмотрим случаи досрочного увольнения:

  • Гражданин начал нести службу в МВД, национальной гвардии, пожарной службе или в другой силовой структуре.
  • По причине нарушений условий контракта заключенного с военнослужащим, относительно него: отсутствие обещанных ему по контракту выплат и премий. Увольнение осуществляется после подачи военнослужащим своему начальству рапорта, в котором изложена проблема. Если сложившуюся ситуацию изложенную в рапорте исправить невозможно, то в таком случае контрактник инициирует увольнение.
  • В связи с возникшими семейными обстоятельствами, препятствующими его дальнейшей службе в армии. Если у военнослужащего есть несовершеннолетний ребенок и второй родитель отказывается за ним ухаживать. Также сюда можно отнести болезнь близкого родственника, нуждающегося в уходе, или смерть близкого человека.
  • Увольнение с военной службы по состоянию здоровья: наличие проблем со зрением, сердечно-сосудистой системой, заболевания - рак или СПИД, психические расстройства.
  • Избрание в Государственную Думу РФ, парламент или муниципальное образование.
  • Организационно-штатные мероприятия.
  • Лишение воинского звания.
  • Военнослужащему не дали допуск к формам секретности, не прошёл проверку.
  • Суд назначил условный уголовный срок.
  • Нарушил обязанности по несению воинской службы на основе статьи 10 и 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и правил несения службы в органах госбезопасности и государственной охраны.
  • Произведен перевод на общегражданскую федеральную службу.
  • Стал гражданином другой страны.
  • По собственному желанию

Основания для подачи рапорта на увольнение из рядов ВС РФ по собственному желанию:

  • Заключение военно-медицинской комиссии (ВВК) о признании военнослужащего не годным или ограниченно годным к прохождению военной службы.
  • Назначение членом Совета Федерации или депутатом.
  • Смерть родителей, родных братьев и сестер во время исполнения ими обязанностей при несении военной службы.
  • Вступление в права высшего должностного лица субъектов РФ или избрание его военным судьей.
  • Уход за ребенком до исполнения 18 лет, если военнослужащий воспитывает его один, без матери (или отца).
  • Наличие других уважительных причин для увольнения, признанных таковыми специальной аттестационной комиссией после подачи рапорта для увольнения по собственному желанию.
  • Невозможность по медицинским показаниями проживать с членам семьи военнослужащего в местности несения военной службы, при невозможности перевода в другую местность, где нет противопоказаний по здоровью.
  • Назначение опекуном для малолетних братьев или сестер, при отсутствии иных родственников, на которых есть возможность возложить данные обязанности.
  • Необходимость содержать, осуществлять медицинский уход, помощь или надзор в отношении близких родственников по заключению медицинской социальной комиссии, если некому это сделать.
  • Изменение места несения воинской службы, когда оно связано с необходимостью переезда в другую местность (статья 80 ТК РФ).

Порядок увольнения с военной службы

Как правило военнослужащий покидает ряды ВС РФ когда истекает срок контракта. Соответствующая записью вносится в трудовую книжку военнослужащего с указанной датой и номером приказа. Также в ней обозначается, основание увольнения военнослужащего.

Порядок увольнения военнослужащего:

Весь процесс увольнения военнослужащих регулируется федеральными законами. За 6 месяцев до достижения предельного возраста военнослужащего или окончания срока контракта командир в/ч обязан:

  • Определить, можно ли заключить новый контракт. При этом учитывается физическое и моральное состояние военнослужащего, его обеспеченность площадью для проживания, выслуга лет и прочее.
  • Если принято решение об увольнении, личное дело направляется на подсчет выслуги лет.
  • Также военнослужащего могут направить на прохождение медицинского обследования или обследования военно-врачебной комиссии.
  • Военнослужащий должен отгулять очередной отпуск и дополнительные отпуска при наличии таковых.
  • Проводится беседа об увольнении в закрытой форме и делается запись о ней в личном деле военнослужащего.

Незаконное увольнение военнослужащего

Если военнослужащий не согласен с причинами, по которым его уволили из ВС МО РФ, или порядок проведения самой процедуры был не соблюдён. В этом случае он вправе обжаловать данное решение своего командования в течение трех месяцев. Данными исковыми заявлениями занимаются военные суды. Согласно правилам, закрепленным в «Статусе военнослужащих», исковыми можно считать следующие ситуации:

  • Офицера без его согласия увольняют до окончания выслуги лет на пенсию.
  • Офицер с выслугой в календарном исчислении свыше десяти лет (включая учёбу в Военном УЗ) без предоставления жилья.

Военнослужащим, не имеющим собственного жилья, на время досудебного разбирательства, командование части обязано предоставить временное жилье, даже если не собирается в дальнейшем восстанавливать его на прежней должности. Часто военные суды принимают компромиссные решения: обязуют командование обеспечить жилплощадью уволенного военнослужащего без восстановления в ВС РФ.

Так же командование части не имеет права исключать из списков личного состава беременных женщин. Данное действие являются грубейшим нарушением норм закона, которые нужно оспорить в гарнизонном суде первой инстанции или военном суде по месту жительства. Истец имеет право требовать своего восстановления на прежней должности и компенсации морального вреда.

Судебное разбирательство длится 10 дней. На заседании обязательно должны присутствовать истец-заявитель (уволенный военнослужащий) и ответчик (представитель командования части). Если суд занимает сторону заявителя, то он имеет право инициировать возмещение всех издержек (услуги военного юриста), а командование части восстановить его на прежней должности.

Выплаты при увольнении

Военнослужащим при увольнении положено выплачивать единовременные пособия на основании Федерального закона:

На размер выплат влияет категория военнослужащего, место его службы, основание, по которому его уволили из армии. При начислениях учитывается звание и среднемесячный оклад. После увольнения с военной службы человек имеет право на получение пособия. Размер исчисляется в окладах. Если армии отдано свыше двадцати лет службы, то размер пособия составляет семь окладов. Таким образом, для каждого военнослужащего предусмотрен размер единовременного пособия:

  • При выслуге лет менее 20-ти - 2 оклада месячного содержания
  • При выслуге лет более 20-ти - 7 окладов месячного содержания

При начислении единовременных пособий действуют и ограничения.

Кому не выплачивается пособие

Выплата единовременных пособий не предусмотрена в следующих случаях:

  • Офицер разжалован. Военнослужащий осужден и отбывает наказание.
  • Отчислен из общеобразовательных организаций.
  • Осуществлен переход в МВД или другую силовую структуру.
  • Военнослужащий имеет условную судимость.
  • Не прошедшим испытания, не получившим допуск к государственной тайне.
  • Не выполнившим условия военного контракта.

Дополнительные выплаты при увольнении военнослужащего

Увольнение с военной службы по здоровью дает право на дополнительную страховую помощь. Специализированная комиссия определяет, в каком размере будет осуществлена данная выплата. В случае если военнослужащий является сиротой или был представлен к государственным наградам, он может рассчитывать на увеличенную материальную помощь.

Льготы для участников боевых действий

Офицерам, уволенным в запас, за которыми закреплен статус участника боевых действий, правительством России предоставляются следующие льготы:

  • Государство на 50 % компенсирует расходы по оплате за жилье. По данной программе офицерам, проживающим в Москве, город компенсирует на 50 % расходы на оплату ЖКХ услуг. Военные из других городов о перечне льгот могут узнать в жилищном департаменте по месту проживания.
  • Предоставляет внеочередную медицинскую помощь.
  • Возможность оформить отпуск в удобное для офицера в запасе время.
  • Военнослужащий может за счет своего работодателя пройти курсы по переподготовке.
  • Офицер запаса имеет право на поступление вне конкурса в учебные заведения и на получение специальных стипендий.

Увольнение военнослужащего до обеспечения жильём

Сдача ранее полученного жилья Министерству Обороны

Обеспечение жильем за три года до достижения предельного возраста пребывания на военной службе

Зачастую у военнослужащих и членов их семей возникают спорные вопросы по данной тематике, мы можем помочь в решении данного вопроса.

Все военнослужащие, поступившие на службу в Вооруженные силы РФ, несут ее в течение определенного времени, названного сроком военной службы.

Процедура увольнения со службы отличается для солдат-срочников и солдат, служащих по контракту. Срочников 2 раза в год увольняют по приказу министра обороны. Для контрактников этот вопрос каждый раз решается индивидуально .

Правила прописаны в нескольких федеральных законах. Кратко рассмотрим основные:

  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года с изменениями от 15.02.2016. Основной закон о военной службе для российских граждан и иностранцев. Порядок увольнения военных, основания и применение взысканий за коррупцию описаны в разделе 7.
  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.99 года «Вопросы прохождения военной службы» с изменениями за 2016 год. Вопросы о порядке увольнения изложены в статье 34.
  • ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 с изменениями от 2016 года. Закон регулирует права и свободы военнослужащих и основные обязанности по несению службы. В ст. 23 прописаны правила увольнения и право на дальнейшее трудоустройство.
  • Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2002 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в ВС РФ». Порядок увольнения военных и круг ответственных лиц определены в п. 22, 23, 25 одноименной инструкции, утвержденной этим приказом.

Причины для увольнения

Федеральные законы устанавливают 3 возможных способа увольнения военных со службы:

  • В запас. Когда не превышен максимальный возраст нахождения в запасе и человек не признан не годным к прохождению военной службы.
  • В отставку. Если превышен максимальный возраст для несения военной службы или человек признан не годным по состоянию здоровья.
  • При назначении меры пресечения по уголовной статье.

Основания для безусловного увольнения:

  • . В случае превышения максимального возраста при пребывании на военной должности. Для мужчин возраст может быть от 50 до 65 лет, в зависимости от воинского звания, а для женщин - 45 лет. Иными федеральными законами могут устанавливаться и другие возрастные пределы. С военнослужащими в предельном возрасте возможно подписать новый контракт. Для высших чинов возраст может быть увеличен до 70 лет, для остальных - до 65 лет. При продлении сроков контракта человек имеет право уволиться в любое время.
  • При окончании сроков срочной службы или службы по военному контракту, когда нет иных причин для увольнения.
  • При признании военнослужащего не годным к прохождению службы медицинской комиссией или ВВК. Или признании ограниченно годными контрактников вплоть до звания старшины или солдатов срочной службы.
  • При лишении воинского звания. Обычно это происходит после признания военного виновным в тяжком или особо тяжком уголовном преступлении.
  • При к военному со стороны человека, в чьих полномочиях уволить его. Утратить доверие можно по различным причинам: военный не принял усилия для улаживания конфликта, в котором представлял одну из сторон; не подал справки о своих доходах и расходах, имущественных обязательствах; осуществлял коммерческую деятельность или помогал в ней за отдельную плату; хранил свои деньги или общие деньги семьи в иностранных банках; был членом некоммерческих иностранных организаций и пр.
  • При уголовном наказании и лишении свободы, в том числе при условном наказании. Основанием служит решение суда о признании военного виновным в умышленном преступлении.
  • При отчислении из среднего профессионального учреждения военной направленности или из военного ВУЗа следующего круга лиц: мужчин до 18 лет, женщин неофицерского звания, а также контрактных военных-мужчин и женщин-офицеров, которые не хотят заключать новый контракт.
  • При решении суда, запрещающем человеку занимать военные должности в определенный временной период.
  • При избрании военнослужащего депутатом и необходимости осуществления данных профессиональных действий на постоянной основе.
  • При прекращении военной службы в то время, когда она приостановлена.
  • При смене гражданства РФ во время контрактной службы в органах или ВС России в звании прапорщика, мичмана или офицера срочной службы.

Когда возможно досрочное увольнение?

Статьи 23 и 24, а также раздел «Увольнение с военной службы» содержат причины для досрочного увольнения военных (рядовых и офицеров, служащих по контракту или проходящих срочную службу по призыву).

Данные основания подразумевают, что либо командование само должно принять решение, увольнять человека или нет, либо оно должно дать согласие на увольнение, если его изъявил сам военнослужащий.

Среди обстоятельств выделяют:

  1. Лишение воинского звания по разным причинам.
  2. Возбуждение уголовного дела в отношении военнослужащего и решение суда о признании его виновным в умышленном уголовном преступлении.
  3. Организационно-штатные мероприятия.
  4. Переход на службу во внутренние органы, в пожарную или таможенную службу, в органы уголовно-исправительной системы или органы по контролю наркотиков.
  5. Военный не выполнил условия контракта.
  6. Человеку не дали допуск к государственной тайне или отказали в этом допуске.
  7. Назначение условного уголовного срока за неумышленное преступление.
  8. Военный не выдержал предъявляемых испытаний.
  9. Нарушены обязанности по несению службы на основе ст. 10 и ст. 27.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» и правил несения службы в органах госбезопасности и государственной охраны.
  10. Перевод на общегражданскую федеральную службу.
  11. Прекращение гражданства РФ или смена гражданства на иностранное.
  12. Уход со службы .

Военнослужащие имеют право уволиться из рядов ВС России по собственному желанию при наличии необходимых условий. Это означает, что если человек изъявил подобное желание и подал соответствующий рапорт, то командование обязано его удовлетворить.

Список оснований для увольнения по собственному желанию:

  • Заключение военно-медицинской экспертизы о признании человека не годным или ограниченно годным к прохождению службы из-за травм или заболеваний.
  • Назначение военного членом Совета Федерации или избрание его депутатом законодательных собраний субъектов РФ на постоянной основе.
  • Смерть родителей, родных братьев и сестер во время исполнения ими обязанностей при несении военной службы.
  • Вступление военнослужащего в права высшего должностного лица субъектов РФ или избрание его военным судьей.
  • Наличие иных уважительных причин, признанных таковыми специальной аттестационной комиссией при подаче рапорта.

Отдельной группой для увольнения по личным причинам являются основания семейного характера:

  • до 18 лет, если военный воспитывает его один, без матери (или отца).
  • Назначение опекуном для малолетних братьев или сестер, если нет иных родственников, на которых можно возложить эти обязанности.
  • Невозможность по медицинским показаниями проживать членам семьи военного в местности несения военной службы, при невозможности перевода в другую местность.
  • Обязанность содержать и осуществлять медицинский уход (помощь, надзор) в отношении близких родственников по заключению медико-социальной комиссии, если больше это сделать некому.
  • Изменение места несения службы, когда оно связано с необходимостью .

Порядок увольнения военных

Процедура увольнения военных регулируется федеральными законами и отступление от их требований недопустимо . За полгода до достижения предельного возраста военного или окончания срока контракта командир части обязан:

  1. Определить, можно ли заключить новый контракт. При этом учитывается физическое и моральное состояние военного, его обеспеченность площадью для проживания, и прочее.
  2. Когда принято решение об увольнении, личное дело перенаправляется в специальный орган, где проводится окончательный подсчет выслуги лет.
  3. Если есть целесообразность, человека направляют на прохождение медицинского обследования или обследования военно-врачебной комиссии.
  4. Предоставляется очередной отпуск и иные дополнительные отпуска при необходимости. Они должны закончиться до издания приказа об увольнении.

Когда до увольнения осталось 4 месяца, проводится итоговая военная аттестация, а за 3 месяца до конца службы военному сообщается решение о его дальнейшей судьбе и проводится беседа об увольнении.

Порядок проведения беседы четко закреплен в законах, она проводится в закрытой форме, при необходимости привлекаются специалисты по разным вопросам (юридическим, экономическим). Письменная запись о беседе навсегда помещается в личное дело.

Увольнение в запас или отставку должно сопровождаться письменным представлением установленной формы, которое подписывает командир части и другие лица. К нему прикладывают:

  • Копия листа аттестации.
  • Копия листа беседы с военным.
  • Если нужно, прикладывается копия заключения военно-медицинской комиссии.
  • Рапорт об увольнении.

Все документы отправляются в военный отдел кадров приблизительно за 2 месяца до окончания срока службы. При увольнении досрочно все описанные процедуры выполняются сразу после положительного решения по рапорту. Приказ об увольнении всегда можно обжаловать в соответствующих органах.

Выплаты при увольнении

Военнослужащим при увольнении положено выплачивать единовременные пособия на основании Федерального закона:

  • При выслуге лет менее 20-ти - 2 оклада месячного содержания
  • При выслуге лет более 20-ти - семь окладов месячного содержания

Для военнослужащих по контракту, имеющих государственные награды и почетные звания, увеличены на один оклад. Для военных срочной службы при отсутствии взысканий и отчислений из военных учебных заведений из-за неуспеваемости положена выплата в размере 2-ух месячных окладов. Если военный срочного призыва сирота или лицо без попечения родителей, ему полагается 5 месячных окладов.

Денежное довольствие при увольнении не выплачивается:

  • Лишенным военного звания.
  • Осужденным постановлением суда на лишение свободы за умышленное преступление или условное лишение свободы за неумышленное преступление.
  • Военный лишен права занимать военные должности на определенный срок по решению суда.
  • Не прошедшим испытания, не получившим допуск к государственной тайне.
  • При отчислении из военных образовательных учреждений.
  • Не выполнившим условия военного контракта.
  • При нарушении обязанностей, исходящих из статуса военнослужащего или иных законодательных норм.
  • Произошла утрата доверия к военному.

Кроме единовременных выплат, предусмотрены за добросовестное несение службы для контрактников (до 25% месячного оклада) и студентов-курсантов военный учебных заведений при успешной сдаче экзаменов (от 5 до 25% месячного содержания, в зависимости от оценок). Для некоторых групп военнослужащих возможно предоставление материальной помощи, исходя из личных ситуаций.

Уволенным из рядов Вооруженных сил РФ из-за , полученных при несении военной службы, положены дополнительные материальные выплаты. Они составляют 2 миллиона рублей для служащих по контракту и 1 миллион для военнослужащих по призыву. Эти суммы проходят ежегодную индексацию и не зависят от иных выплат при увольнении .

Основания для увольнения или возможные случаи досрочного увольнения целиком прописаны в нескольких федеральных законах и указах о несении военной службы. Процедура увольнения разнится в зависимости от вида: безусловного увольнения, досрочного увольнения или увольнения по собственному желанию.

Военнослужащий, привлеченный или поступивший на военную службу, исполняет ее в течение определенного временного промежутка, который называется сроком военной службы. Истечение срока военной службы влечет или прекращение военно-служебных отношений, или их пролонгацию в случаях, установленных законом. Прекращение военной службы может последовать также в силу иных жизненных обстоятельств: смерти военнослужащего, его осуждения, принятия решения об увольнении с военной службы, приостановления военной службы и т. д.

Под прекращением военно-служебных отношений следует понимать постоянное или временное прекращение военно-служебной деятельности, которое всегда влечет прекращение исполнения должностных обязанностей. В отдельных случаях фактическое прекращение исполнения должностных обязанностей может не повлечь прекращение общих обязанностей военнослужащих или лишение их некоторых прав (например, при нахождении военнослужащего в плену или в положении интернированного). В то же время не всякое прекращение исполнения должностных обязанностей влечет прекращение военно-служебных отношений (например, военнослужащий, находящийся в распоряжении соответствующего командира, имеет обязанности и права, за исключением тех, которые связаны с исполнением должности). Следовательно, прекращение военной службы должно быть основано на конкретных жизненных обстоятельствах (юридических фактах), с которыми закон связывает ее прекращение и которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений представляет собой совокупность последовательно наступающих юридических фактов (событий и действий) и предшествующих им юридических условий, юридически оформляемую приказом должностного лица об исключении военнослужащего из списков воинской части (учреждения или организации), в штатах которой он состоял.

Действующее законодательство о военной службе разграничивает правовые основания прекращения службы и порядок прекращения военно-служебных отношений. По процедуре увольнения военная служба прекращается в результате увольнения с военной службы или наступления определенного события. События, влекущие прекращение военно-служебных отношений, как правило, объективно связаны с невозможностью военнослужащего как субъекта военно-служебных отношений исполнять служебные обязанности в результате его смерти (гибели), пленения, интернирования или признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим. Указанные юридические факты-события, с одной стороны, являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, с другой – обстоятельствами, непосредственно их прекращающими. События, которые являются основаниями прекращения военно-служебных отношений, но их не прекращают, реализуются посредством процедуры увольнения с военной службы, т. е. в этом случае моменты возникновения основания и прекращения военно-служебных отношений не совпадают.


Прекращение военно-служебных отношений может иметь постоянный или временный характер. Временно прекращается военная служба в результате ее приостановления, пленения или интернирования военнослужащего. В указанных случаях военно-служебные отношения восстанавливаются не в результате привлечения или поступления на военную службу, а в результате устранения обстоятельств, влекущих временное прекращение военной службы. Во всех остальных случаях прекращение военной службы имеет постоянный характер, и возникновение военно-служебных отношений у конкретного лица может произойти только в результате его приема на военную службу.

Перечень оснований прекращения военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы закреплен в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе».

К числу событий (обстоятельств), не зависящих от военнослужащего и какого-либо должностного лица, непосредственно прекращающих военно-служебные отношения, относятся:

– гибель военнослужащего в период прохождения военной службы;

– признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим;

– пленение или интернирование военнослужащего, а также захват его в заложники.

В двух последних случаях прекращение военно-служебных отношений носит временный характер.

Военная служба прекращается в результате наступления событий, не зависящих от субъектов военно-служебных отношений. К таким событиям относятся смерть военнослужащего, а также признание военнослужащего в установленном порядке безвестно отсутствующим. Фактически военно-служебные отношения в случае гибели (смерти) военнослужащего прекращаются в день, в который произошло данное событие, юридически прекращение военной службы оформляется приказом по воинской части об исключении его из списков воинской части со следующего дня после гибели или смерти.

Безвестное отсутствие, т. е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ. Для военнослужащих местом жительства может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ) в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Признание гражданина безвестно отсутствующим, кроме гражданско-правовых последствий (ст.ст. 38, 43, 188 ГК РФ), влечет прекращение военно-служебных отношений. Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда. Однако указанное обстоятельство не влечет возобновления военно-служебного отношения, которое может вновь возникнуть, если имеются основания, которые были указаны ранее.

Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим. Если есть основания предполагать, что гражданин, в том числе военнослужащий, погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев. Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.

На основании решения суда об объявлении гражданина умершим (наступление «юридической смерти») производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти. Однако в отличие от физической смерти «юридическая смерть» не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти. Последствия аннулирования записи о смерти, так же как и отмена решения суда о признании безвестно отсутствующим, не являются основанием возобновления военно-служебных отношений; они могут вновь возникнуть только при наличии ранее указанных оснований.

Следовательно, безвестное отсутствие военнослужащего влечет окончательное прекращение военной службы в результате неопределенности его местонахождения и фактической невозможности исполнять им обязанности военной службы. Таким образом, пленение или интернирование военнослужащего, захват его в заложники также влекут прекращение военной службы. Плененные, интернированные или захваченные в заложники военнослужащие не могут исполнять служебных обязанностей. Однако их положение в отличие от безвестно отсутствующих военнослужащих отличается определенностью, т. е. должностные лица обладают достоверной информацией об их нахождении в указанном положении. Последнее обстоятельство свидетельствует о временности нахождения в нем военнослужащих, что привело законодателя к необходимости считать указанных лиц находящимися при исполнении обязанностей военной службы в целях сохранения за ними и членами их семей права на материальное обеспечение – одной из составляющих содержания военно-служебного отношения и статуса военнослужащих. Указанное право не сохраняется за военнослужащими, добровольно сдавшимися в плен, т. е. добровольно прекратившими военно-служебные отношения, в случаях, когда оно не предоставлено законом (подп. «л» п. 1 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Однако упомянутая норма свидетельствует о том, что законодатель связывает прекращение военной службы с фактом пленения военнослужащего, а по аналогии и с его интернированием или захватом в заложники, но частично распространяет на указанных лиц статус военнослужащих в целях материального обеспечения их семей.

Наиболее распространенным событием, прекращающим военно-служебные отношения, является увольнение военнослужащего с военной службы. К основаниям увольнения относятся обстоятельства, указанные в ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязывающие должностных лиц уволить военнослужащего с военной службы и тем самым прекратить с ним военно-служебные отношения.

Вся совокупность оснований увольнения военнослужащих с военной службы подразделяется на три большие группы:

1) основания, по которым военнослужащий подлежит увольнению в безусловном порядке. При наличии таких оснований военнослужащий независимо от воли и желания его самого и его командиров должен быть уволен с военной службы (всего вышеназванным Законом предусмотрено 15 таких оснований для увольнения);

2) основания, по которым военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы. При увольнении по данным основаниям либо командованию целиком принадлежит инициатива, либо командование должно дать свое согласие на такое увольнение (указанный выше Закон предусматривает 11 таких оснований увольнения);

3) основания, по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы. В данном случае определяющую роль играет волеизъявление военнослужащего: если при наличии таких оснований он изъявит желание уволиться с военной службы, то у командования возникает обязанность реализовать это право (всего данная группа включает 6 оснований увольнения).

К первой группе относятся следующие основания увольнения:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего ВВК не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием ВВК ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

е) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

– непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

– непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

– участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

– осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

– вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

ж) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

и) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

к) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

л) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

м) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

н) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

о) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

п) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

Ко второй группе оснований увольнения военнослужащего с военной службы, при которых инициатива увольнения принадлежит командованию, относятся следующие случаи досрочного увольнения:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавшего испытание;

ж) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

з) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

и) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

к) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

л) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

Третью группу оснований увольнения военнослужащего с военной службы составляют условия, при которых военнослужащие приобретают право на досрочное увольнение с военной службы. К ним относятся следующие случаи увольнения:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением условий контракта в отношении военнослужащего;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящих военную службу по призыву);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе:

е) по собственному желанию – по заключению аттестационной комиссии при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, уважительных причин.

Окончание военной службы является юридическим фактом (событием), после наступления которого гражданин перестает быть субъектом военно-служебных отношений и на него не распространяется статус военнослужащего. Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, кроме случаев, установленных в п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (нахождение на стационарном лечении, участие в походах кораблей и др.). Следовательно, юридически прекращение военно-служебных отношений оформляется изданием приказа об исключении из списков воинской части. В военное время, с объявлением мобилизации и переводом армии на военное положение, увольнение с военной службы в запас прекращается.

Таким образом, прекращение военно-служебных отношений в результате увольнения с военной службы представляет собой сложный фактический состав, включающий юридические условия и юридические факты, момент наступления которых связан с исключением военнослужащего из списков воинской части и, как следствие, утратой статуса военнослужащего, в том числе ограничений ряда общегражданских прав, возникновением правового положения гражданина, уволенного с военной службы.

В отличие от государственных служащих, которые имеют при определенных условиях преимущественное право на оставление на государственной службе в государственных органах, военнослужащие таким правом не обладают. В то же время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ограничивает должностных лиц в принятии решения об увольнении военнослужащих в указанных случаях при наличии определенных обстоятельств. Указанные обстоятельства являются гарантиями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в реализации их конституционного права на труд. Так, не могут быть уволены с военной службы без их согласия военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, а также военнослужащие, указанные в п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», без предоставления жилых помещений. Перечисленные обстоятельства играют роль юридических условий прекращения военно-служебных отношений, гарантирующих достойный социальный статус увольняемых военнослужащих.

Контрольные вопросы и задания :

1. Раскройте содержание понятия «прекращение военной службы».

2. Назовите основания, при которых военнослужащий подлежит увольнению с военной службы.

3. Перечислите основания, при которых военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы по инициативе командования.

4. Назовите основания, при которых военнослужащий имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

Законодательство РФ регламентирует особый порядок увольнения военнослужащего по предусмотренным основаниям, в том числе и по собственному желанию. Данная процедура отличается сложностью и длительностью. В отличие от рядовых граждан, эти лица не могут уволиться с военной службы по собственному желанию без объяснения причин.

Законодательство в сфере регулирования деятельности военнослужащих менее лояльно, в сравнении с регламентированными нормами трудовых отношений для рядовых работников, и не позволяет военным увольняться со службы при наличии лишь их собственной инициативы. Срок сложения полномочий также увеличен, что связано с более сложной процедурой, включающей в себя рассмотрение ситуации аттестационной комиссией. Если гражданскому лицу работодатель не может запретить уволиться по собственному желанию, то военнослужащий более ограничен в действиях. При получении отрицательного решения аттестационной комиссии, если она сочтет недостаточными причины для прекращения отношений, гражданин не сможет разорвать договор и покинуть службу.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Нормативная база, регулирующая увольнение военнослужащего и порядок действий для реализации процедуры

Отношения, возникающие между работодателем и работником в контексте воинской службы, регулируется не ТК РФ, а Федеральным Законом «О воинской обязанности». Поводы для увольнения регламентируются в статье 51 данного нормативного акта.

Следует отметить, что увольнение военнослужащего по собственному желанию невозможно при наличии одного лишь волеизъявления. Для одобрения его рапорта необходимы веские основания. Для увольнения гражданина с военной службы по собственному желанию, ему необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Определиться с причиной, по которой гражданину необходимо покинуть военную службу.
  • Составить и подать рапорт об увольнении командиру, офицеру, вышестоящему начальнику, отвечающему за кадровые вопросы. В рапорте следует подробно изложить обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему осуществлению деятельности в должности.
  • Командир или офицер, в ведении которого находятся кадровые вопросы, направляет документ на рассмотрение аттестационной комиссии.
  • Комиссия изучает просьбу увольняющегося и документацию, которая аргументирует основательность, серьезность причины, оценивает доводы самого увольняющегося.
  • Принятие решения комиссией. Если ответ положительный, гражданин покидает службу. Отрицательное решение можно обжаловать в установленном законодательством порядке.
  • Заключение аттестационной комиссии доносится до увольняющегося командиром.

Для того чтобы комиссия одобрила рапорт увольняющегося, необходимо убедить ее в том, что причина для прекращения службы уважительная и действительно существует. Гражданину необходимо озаботиться сбором документальных доказательств, которые подтвердят его позицию.

Уважительные причины для увольнения

Поводы, по которым лицо вправе оставить военную службу, перечислены в статье 51. Следует определиться с одним из следующих оснований и указать его в рапорте:

  • Выслуга лет.
  • Прекращение службы в связи с достижением установленного законодательством возраста.
  • Окончание действия заключенного контракта.
  • Неудовлетворительное состояние здоровья, которое значительно усложняет или делает невозможным дальнейшее прохождение военной службы.
  • В отношении гражданина имеются основания для того, чтобы он был лишен звания.
  • Осуждение гражданина к лишению свободы.
  • В связи с избранием депутатом.
  • При лишении гражданства.
  • При осуществлении лицом предпринимательской деятельности.
  • Другие основания, указанные в законе.

В России возраст для увольнения из ВС РФ составляет 45 лет, если у гражданина имеется непрерывающийся 25 летний стаж, который включает не менее 12 с половиной лет службы в армии. Как показывает практика, аттестационные комиссии, зачастую, принимают решение на основании аргументации причины в рапорте, поэтому важно уделить этому моменту максимум внимания. Повод следует конкретизировать и подкрепить документальными доказательствами.

Особенности составления рапорта

Законодательство предписывает при желании уволиться из ВС РФ оформлять волеизъявление в письменной форме в виде рапорта. Подать его необходимо командиру или офицеру, в ведение которого находится решение кадровых вопросов. Рапорт заменяет заявление, которым оформляется желание прекратить трудовую деятельность в конкретной организации у гражданских лиц. Требование оформления волеизъявления именно в таком виде закреплено в ст. 106 Дисциплинарного Устава ВС РФ. Текст рапорта составляется в свободной форме, законодательство не содержит какого-то особого шаблона для оформления подобного вида документации. Однако, для того чтобы он был принят и рассмотрен необходимо указать следующие сведения:

  • Сведения о командире воинской части, офицере, в ведении которого находятся кадровые вопросы (ФИО, должность).
  • Сведения о увольняющемся.
  • Просьба о досрочном увольнении по собственной инициативе.
  • Обстоятельства, служащие причиной прекращения службы в армии. Необходимо максимально конкретизировать данный пункт. От полноты аргументации будет зависеть решение аттестационной комиссии. Целесообразно указать как минимум два повода.
  • Просьба о рассмотрении вопроса аттестационной комиссией.
  • Просьба или отказ от прохождения медицинского освидетельствования.
  • Просьба о направлении личного дела в военкомат района проживания.
  • Перечень документов, служащих приложением.
  • Дата и подпись военнослужащего.

Важно! Военнослужащему необходимо подготовить и приложить к рапорту доказательства причин увольнения по собственному желанию. Бумага оформляется в двух экземплярах, один необходимо сохранить. Он послужит доказательством в случае, если командир будет уклоняться от передачи рапорта на разбирательство аттестационной комиссии.

Выплаты, положенные военнослужащему при увольнении

Выплаты, которые получит увольняющийся, назначаются в зависимости от ведомства, где проходила служба, а также, исходя из причины прекращения обязательств. Так, военнослужащему, уходящему из ВС, по выслуге лет положена военная пенсия. При увольнении по иным причинам может выплачиваться единовременное пособие, которое будет зависеть от срока пребывания в рядах армии:

  • Выплаты в размере двух окладов получают лица, пребывавшие на службе менее 20 лет.
  • Семь окладов положено гражданам, прослужившим в армии более 20 лет.
  • Один оклад может быть добавлен к выплате, если у увольняющегося имеются государственные награды.

Выплаты положены лицам, находившимся на госслужбе в армии, и контрактникам, которые желают разорвать договор. В зависимости от заслуг перед государством и иных особых обстоятельств увольняющемуся могут быть выплачены и другие поощрения в деньгах. Подобная премия может составлять от 1 до 3 окладов в дополнение к основной выплате. Размеры денежных перечислений будут зависеть также от звания увольняющегося и должности, которую он занимал на момент сложения полномочий.

Особенности увольнения лиц, проходящих службу по контракту

Согласно законодательству граждане, проходящие службу в рядах ВС РФ, обязаны в полном объеме выполнять условия заключенного контракта и могут разорвать его лишь в регламентированных случаях. Для реализации увольнения до окончания контракта необходимо наличие уважительных причин, одного желания будет недостаточно. Определение серьезности повода для разрыва договора законодатель оставил на усмотрение аттестационной комиссии и командира увольняющегося. Как показывает практика, увольнение военнослужащего по контракту до окончания его действия по собственному желанию возможно при наличии следующих оснований:

  • Если родственники или супруг/супруга лица проживают не в Российской Федерации, возможен разрыв контракта.
  • Если заработка гражданина не достаточно для обеспечения семьи, лицо имеет право инициировать расторжение контракта.
  • Если на попечении военнослужащего находится человек, за которым необходим уход по состоянию здоровья, разрыв контракта может быть одобрен.
  • Если у женщины, проходящей военную службу, серьезно ухудшилось состояние здоровья во время беременности, но нет оснований для увольнения по иным причинам, расторжение договора возможно.

Поскольку законодательство не конкретизирует уважительные причины, по которым возможно увольнение контрактника и досрочное расторжение договора, могут быть использованы иные основания. Повод для прекращения обязательств по инициативе лица необходимо подтвердить документально. Также возможен разрыв контракта вследствие иных поводов, указанных в нормативном акте, к примеру, в связи с переводом на службу в ОВД.