Структура политического процесса в обществе. Политический процесс

Политический процесс

Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.

Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций , классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию , изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования . Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

  • представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения;
  • выработка и принятие политических решений;
  • реализация политических решений.

Политическому процессу присущи переплетение и взаимосвязь:

  • революционных и реформаторских начал;
  • сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс;
  • восходящих и нисходящих тенденций развития.

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти.

Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

Типология политического процесса

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы.

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Политический процесс" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - (POLITICAL PROCESS) Когда люди стараются получить доступ к политической власти и использовать ее в своих личных или групповых целях, они образуют политический процесс. Идея политического процесса предполагает, что политику можно рассматривать в… … Социологический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - получившее в последние годы распространение в России понятие, которым охватывают все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (прежде всего конституционным отсюда также… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС(1) - political process; 2) political trial) 1) ход развития политических событий, последовательная смена состояний в развитии политической жизни; 2) разбирательство судебного дела с политическим содержанием, мотивами … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно политических и иных общественных отношений, видов… … Политология. Словарь.

    ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени. Пространственно временная локализация политического процесса может охватывать все время существования политики, тогда он понимается как… … Философская энциклопедия

    Совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантиро­ванных законом и включенных в динамику прак­тически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционирования политической системы общества. Политический… … Политология. Словарь.

    - (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из главных обвиняемых,… … Википедия

    Процесс Ольги Грабарь (Большой политический процесс русских в Галиции 1882 г.) судебное дело, инициированное властями Австро Венгерской империи в отношении карпаторусских общественных деятелей в 1882 году. Своё название получил по имени одной из … Википедия

    - «Процесс пятидесяти» («Процесс москвичей», Суд над участниками «Всероссийской социально революционной организации», официальное название: «Дело о разных лицах, обвиняемых в государственном преступлении по составлению противозаконнаго сообщества и … Википедия

Книги

  • Политический процесс в арабских странах. Учебное пособие , Сапронова М.А.. Учебное пособие написано на основе курса лекций для бакалавров факультета международных отношений МГИМО и учитывает политические изменения, произошедшие на Арабском Востоке после 2011 г. На…

Политические события в современном обществе происходят довольно часто, так как меняются курсы внутренней политики, увеличиваются взаимосвязи между государствами. Цепь регулярных политических событий называют политическим процессом. Изучим кратко сущность, типы политических процессов и факторы, влияющие на их развитие.

Развитие политического процесса

Рассматривая историю человечества, можно выделить два этапа в развитии политического процесса.

  • 1 этап. Традиционное общество;

Политический процесс еще не приобрел организованного и четкого характера, он развивается стихийно, «снизу»: инициатива исходит от всех людей, которые начинают нуждаться во власти, в налаживании отношений с другими племенами (государствами).

  • 2 этап. Индустриальное и постиндустриальное общество;

Политический процесс становится более определенным, целенаправленным, развивается теперь «сверху»: формируется слой людей, для которых политика - основное занятие. Политические действия планируются, появляются тактически разработанные программы.

В результате прохождения человечеством двух указанных этапов формируется государственная власть, которая распределяется между гражданами и политическими силами (правителями, партиями, государственными органами).

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Классификация

Все виды политических режимов принято подразделять на несколько групп:

  • по значимости для общества: частные и базовые;
  • по масштабам: внутриполитические и международные.

Говоря о политическом процессе, необходимо понимать, что он появляется и регулируется его участниками.

В структуре субъектов (участников) политического процесса главные позиции занимают:

  • инициаторы;
  • исполнители.

Целью политического процесса является проблема. Для ее решения выстраивается следующая последовательность действий:

1. инициаторы заявляют политическую проблему;

2. происходит поиск исполнителей, которые могут решить проблему (органы, должностные лица);

3. выбираются методы и средства, а также ресурсы для решения проблемы;

4. активные действия, решение проблемы.

Стадии

Любой политический процесс проходит несколько стадий:

  • формирование политической системы (политические силы создают свою программу, ведут борьбу за власть, проводят в жизнь свой курс);

В России существует многопартийная система, и разные политические силы предлагают свои решения политических проблем, например, решение жилищной проблемы некоторые партии видят в оказании материальной помощи, другие - в снижении процентных ставок на кредит для покупки недвижимости и так далее.

  • повторение, обновление установленных и действующих механизмов политики (регулярные выборы, увеличение или уменьшение функций государственных органов и так далее);
  • принятие решений по насущным проблемам, реализация власти;
  • осуществление контроля над действиями власти, оценка ее деятельности (специальные органы, средства массовой информации, референдумы).

Что мы узнали?

С момента своего зарождения человеческое общество начало формировать политическую систему, которая в современном обществе приобрела наиболее разработанную структуру. Политические процессы регулируются обществом, в особенности его представителями (органами, партиями), которым предоставлены функции управления, решения внутренних проблем и внешнеполитических задач.

Политический процесс - одна из центральных и вместе с тем весьма специфическая категория политической науки. Характеристика политики как процесса, то есть процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов в отношении государственной власти.

Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые, в частности Р. Доуз, отождествляют его с политикой в целом, а Ч. Мэрри- ам - со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний. Сторонники же институционального подхода, например С. Хантингтон, связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют политический процесс как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса.

Научные исследования политических процессов сопровождаются многочисленными дискуссиями, относительно проблемы определения категории «политический процесс». Здесь наиболее распространены три точки зрения. Во-первых, под политическим

процессом понимается все, что происходит в политике. Во-вто- рых, данное понятие отождествляется с категорией «политика». В-третьих, понятие «политический процесс» трактуется как смена состояний политической системы общества. В данной работе политический процесс рассматривается согласно первой точке зрения.

В понятии «политический процесс» отражаются характеристики политической жизни как совокупности действий, осуществляемых ее субъектами. В содержательном смысле его можно рассматривать как производство и воспроизводство политической системы, средств политического властвования, способов презентации интересов классовых, социально-этнических и иных социальных групп в институтах власти, форм принятия и реализации властных (управленческих) решений, политического участия, типов политической культуры и т. д.

Понятие «политический процесс» фиксирует отношение «общество - политическая система». Отдельные люди, социальные группы стремятся к осуществлению собственных интересов, опираясь на признанные этические и правовые нормы, партийную идеологию, на государственные органы. Все это - процесс волеобразования и волеизъявления, различные способы «предъявления» своих интересов (выборы, референдумы, членство в партии и т. д.). В той мере, в какой группы по интересам пытаются навязать свою волю обществу, государство навязывает собственную волю посредством принуждения или компромиссов, / осуществляемую политическими лидерами и элитами. Политический процесс проявляется как отношение «общество - власть» в трех основных функциях: формирование, изменение политической системы, ее поддержка или оппозиция к ней; артикуляция как процесс формирования интересов индивидами и группами и активность групп интересов, ассоциаций; агрегирование как деятельность партий, политический курс и рекрутирование политического персонала. Выполнение этих универсальных функций формирует в каждой политической системе определенные структуры, соответствующие способы поведения. Это касается групп интересов, групп давления, политических партий и выборов, составляющих в своей совокупности политический процесс, процесс политического формирования воли. При всех различиях теоретической интерпретации политического процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся как в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, гак и в результате действия самых разнообразных внешних и і внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя свои специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, создает и развивает третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшее значение для политического процесса имеет продолжительность или краткосрочность временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т. д.

Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию поли-1 тической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализиро- ванных субъектов, направленных на осуществление своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания политиче- ский процесс выражает технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, объединенных теми или иными специфическими целями и интересами для поддержания (или изменения) системы правления.

Некоторые исследователи полагают, что политический процесс - стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие ее контексты (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т. п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачивающуюся последовательность взаимодействий между акторами.

Структура и параметры политического процесса

Политический процесс - целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструментария.

Структура политического процесса может быть выявлена в результате анализа взаимодействия между различными политическими акторами и динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т. п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также логическую последовательность этих взаимодействий («сюжет» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность, последовательность, динамика или сюжет их взаимодействий, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно называют параметрами политического процесса. Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты, организованные и неорганизованные группы людей, а также отдельные индивиды.

«Ядром политической системы» является политическая и бюрократическая элита (выборные политики и назначаемые управленцы), непосредственно обеспечивающая политический процесс. Задача ее как совокупности органов управления политическим процессом и его координации (парламент, правительство, администрация) состоит в трансформации потребностей, интересов и требований общественности в политические решения.

Политический институт - воспроизводимая во времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.

Основным политическим институтом является государство. Гражданское общество тоже может рассматриваться как политический институт. Следует отметить, что государство и гражданское общество как политические акторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих там модернизационных изменений. При этом государство становится основным институтом власти в обществе, обладающим монополией на принуждающее насилие на определенной территории. Одновременно в качестве своеобразной антитезы государству формируется гражданское общество. Политические партии, которые также представляют собой группы интересов, политические институты, индивиды, организованные и неорганизованные группы людей являются менее масштабными акторами политического процесса. Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, таких как стихийные массовые выступления.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализированных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т. п. Другие же, обычно это меньшинство, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни. Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью инсти- туциализации, - от случайной, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени инсти- туциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

В конечном счете все частные политические процессы объединены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех акторов различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения.

Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки общеколлективных целей политического развития (политической воли общества). Таким образом, в их деятельности все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государственных институтов зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития.

Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти способны поддерживать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают интересам основной части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами, который во многом зависит от масштаба политического процесса и его акторов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) будет определяться уровнем их эволюционного развития, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между акторами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т. п. В целом, при абстрагировании от специфики политических процессов и акторов, чаще всего характер взаимодействия между акторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

Можно выделить две группы факторов политического процесса: внутренние и внешние. К внешним относятся среда и ее воздействие, системные, но внешние для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, внешние политические события и т. п. К внутренним можно отнести характеристики акторов, их цели и намерения, распределение властных ресурсов, логику и «сюжет» политического процесса.

Важным параметром политического процесса являются этапы, на которые он может быть разбит. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно в отношении определенных типов политических процессов.

Большинство взаимодействий политических акторов связано с осуществлением публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Вопрос об оптимальном членении этого процесса является одним из наиболее дискутируемых в зарубежной политической науке. Среди исследователей нет единого мнения относительно числа и содержания его этапов, однако, обобщая различные точки зрения, можно в качестве основных выделить следующие: -

постановка проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем); -

формулирование альтернативных решений; -

сравнительный анализ и выбор наиболее эффективного решения; -

формулирование государственного решения и его легитимизация (путем принятия законов, голосования и проч.); -

реализация принятых решений; -

контроль за реализацией и осуществление «обратной связи».

Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науке попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. «Классическим набором» основных этапов считается набор, предложенный Г. Алмондом и Г. Пауэлом: 1.

Артикуляция индивидуальных и групповых интересов. 2.

Агрегирование этих интересов (их объединение в единой позиции). 3.

Выработка политического курса. 4.

Реализация принятых решений. 5.

Контроль за исполнением этих решений.

Однако необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная.

Политические изменения и их типы

Ориентируясь на рассмотренные выше подходы, можно считать, что политический процесс является совокупностью всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства под влиянием внешних и внутренних факторов.

Политические изменения в рамках политического процесса представляют собой специфический тип социальных изменений, связанный прежде всего с переменами в механизме властной регуляции общества. Политическая система под воздействием качественных изменений в социальной среде постоянно находится в движении и развитии. Фактически не существует двух идентичных друг другу состояний одной и той же политической системы. Следовательно, политические изменения представляют собой трансформации институциональных структур, процессов и целей, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий на управление развивающимся обществом.

Политические изменения могут происходить либо путем приспособления системы к новым требованиям социальной среды, не затрагивая основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), либо путем модификации несущих базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

В рамках одного общества политические изменения, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, можно определить как революцию. Революция представляет собой радикальный тип политических изменений, в результате которых прерывается прежняя политическая традиция и формируется новая политическая система. В XX в. политический процесс России неоднократно менялся под воздействием революций. В 1905 г., дважды в 1917 г. и в 1991 г. произошли революционные изменения в политической системе общества, в результате которых трансформировались государственные и политические структуры, процессы и цели, затрагивающие распределение и отправление властных полномочий на управление российским обществом.

Революцию как тип политичеошх~44зменений--следует Отличать от государственного переворота. Последний есть внезапная и неконституционная смена правящих элит, которая Ьама по себе

гг Lrj-i "іпанакхдел РоссийскойФетерадиет»

не сопряжена с какими-либо глубокими переменами в орщест-

БИОЛИОI с Ка

венных отношениях.

Революции и государственные перевороты не представляют собой наиболее распространенный тип политических изменений, хотя и вызывают всегда общественный интерес. Наиболее распространенным типом изменений является приспособление сис темы к новым требованиям или переменам в социальной среде, которое происходит постоянно в любой нормально функционирующей политической системе. Такого рода изменения могут быть связаны с перераспределением политического влияния в рамках данного общества, с внесением конституционных изменений в структуру властных отношений в пределах одной и той же политической системы и т. д.

Сознательные, системные изменения состояния общественных и политических отношений, оказывающие широкое и устойчивое воздействие на общество, но воспроизводящие прежнюю политическую систему, можно определить как реформу. Поэтому важнейшей характеристикой политического процесса является способ или режим осуществления политической власти (воспроизводства политической системы). Реформа политических отношений, изменяющая конституционно-правовые методы и способы осуществления политической власти в рамках одной политической системы, создает определенный политический режим. Следовательно, понятие политического режима характеризует политический процесс с точки зрения функционирования и самовоспроизводства определенной политической системы данного общества.

В зависимости от выбора постоянных и переменных характеристик политических изменений в политической науке сложилось два подхода: контекстуальный и институционалистский. Первый подход основывается на идее первичной роли социального контекста, социальной среды, социально-экономической, социокультурной обусловленности политико-институциональных изменений (Р. Арон, Р. Даль, С. Липсет). Второй подход акцентирует внимание на внутренней институциональной структуре политического процесса. Характер и успех социальных изменений прежде всего зависит от уровня политической институционализации. Возможны самые разнообразные колебания социальной среды, экономические кризисы и общественные выступления, но все в конечном итоге зависит от эффективности и адаптивной реакции институциональных механизмов управления обществом, поддержания в нем стабильности (С. Хантингтон, Т. Сколпол, Д. Марч).

Изменение форм, методов и функций управления, осуществляемых институтами государственной власти, приводит к изме нению режимов протекания политических процессов. Чаще всего различают три таких режима. Первый - режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т. д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями.

Второй режим - развитие - характеризует такие модификации базовых параметров политических процессов, которые предполагают дальнейший позитивный характер эволюции последних. Например, в масштабе социума развитие может означать такие изменения, при которых политика государства выводится на уровень, позволяющий властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями, обеспечивать удовлетворение социальных требований населения. Такой характер политических изменений означает, что цели и методы управления институтов государственной власти, правящих кругов соответствует происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности к применению гибких стратегий и технологий властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан.

Третья разновидность протекания политических процессов - режим упадка. По словам П. Струве, это «регрессивная метаморфоза» политики. В состоянии упадка политические изменения характеризуются нарастанием энтропии и преобладанием центробежных тенденций над интеграционными. Поэтому упадок, по существу, означает распад сложившейся политической целостности (например, падение политического режима, роспуск партии, захват государства внешними силами и т. д.). В масштабах общества такие изменения могут свидетельствовать о том, что принимаемые режимом решения все меньше помогают ему эффективно регулировать социальные отношения, вследствие чего режим теряет необходимую для своего существования стабильность и легитимность.

Классическим примером такого протекания политических процессов является судьба большинства бывших социалистических стран в Европейском и Азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.

В науке сложились различные представления об источниках политических изменений. Например, К. Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, М. Вебер - с деятельностью харизматического лидера, Д. Парсонс - с исполнением людьми различных ролей и т. д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Особенности политических процессов

Совпадая по своим масштабам со всем политическим пространством, политический процесс распространяется не только на конвенциональные (договорные, нормативные) изменения, которые характеризуют поведенческие акции, отношения и механизмы конкуренции за государственную власть, отвечающие принятым в обществе нормам и правилам политической игры.

Наряду с этим политические процессы захватывают и те изменения, которые свидетельствуют о нарушении субъектами их ролевых функций, зафиксированных в нормативной базе, превышении ими своих полномочий, выходе за пределы своих политических ниш. Тем самым в содержание политического процесса попадают и изменения, которые имеют место в деятельности субъектов, не разделяющих общепринятые стандарты в отношениях с государственной властью, например, деятельность партий, находящихся на нелегальном положении, терроризм, криминальные деяния политиков в сфере власти и т. п.

Отражая реально сложившиеся, а не только планируемые изменения, политические процессы обладают ярко выраженным ненормативным характером, что объясняется наличием в политическом пространстве разнообразных типов движения (волнового, циклического, линейного, инверсионного, то есть возвратного, и др.), имеющих собственные формы и способы трансформации политических явлений, сочетание которых лишает последние строгой определенности и устойчивости.

С этой точки зрения политический процесс представляет собой совокупность относительно самостоятельных, локальных трансформаций политической деятельности субъектов (отношений, институтов), которые возникают на пересечении самых разнообразных факторов и параметры которых не могут быть точно определены, а тем более спрогнозированы. При этом политический процесс характеризует дискретность изменений или возможность модификации одних параметров явления и одновременно сохранения в неизменном виде других (например, изменение состава правительства может сочетаться с сохранением прежнего политического курса). Уникальность и дискретность изменений исключает возможность экстраполяции (перенесения значений современных фактов на будущее) тех или иных оценок политического процесса, затрудняет политическое прогнозирование, ставит пределы предвидению политических перспектив.

Каждый из политических процессов обладает собственным внутренним ритмом, то есть цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в свя зи с избирательными циклами, поэтому политическая активность населения развивается в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные или исполнительные органы власти, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как правило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими рутинизи- руется.

Собственный ритм политическим процессам могут задавать решения правящих партий. Так, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пятилеток и прочее, обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В периоды же качественной реформации общественных отношений решающее влияние на характер функционирования государственных учреждений и способы политического участия населения оказывают не решения высших органов управления, а отдельные политические события, изменяющие расстановку и соотношение политических сил. Такой «рваный» ритм способны задать политическому процессу военные перевороты, международные кризисы, стихийные бедствия и т. д. (например, августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г. в России, военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, менявшие как институциональные структуры управления, так и условия включения населения в политическую жизнь).

Кроме того, политический процесс непременно включает в свое содержание и соответствующие технологии и процедуры действий. Иными словами, политический процесс демонстрирует тот характер изменений, который связан с деятельностью конкретного субъекта, применяющего в то или иное время и в том или ином месте привычные для него способы и приемы деятельности. Поэтому применение разных технологий при решении даже однородных задач предполагает различные по характеру изменения. Таким образом, без этого технократического звена политические изменения приобретают абстрактный характер, теряя свою специфичность и конкретно-историческую оформленность.

Типология политических процессов

Проявление указанных особенностей политического процесса в различных временных и прочих условиях предопределяет и возникновение разнообразных его типов. Так, с содержательной точки зрения выделяются внутриполитические и внешнеполитические (международные) процессы. Они различаются специфической предметной сферой, особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития.

С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые характеризуют те разнообразные изменения в различных областях политической жизни, которые касаются модификации ее базовых, системных свойств. К ним можно отнести, например, политическое участие, характеризующее способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т. п. Здесь можно говорить и о процессе государственного управления (принятие решений, законодательный процесс и др.), определяющем основные направления целенаправленного использования материальной силы государства. Периферийные политические процессы выражают изменения в не столь значимых для общества областях. Например, они раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т. д.), развитие местного самоуправления, других связей и отношений в политической системе, не оказывающих принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, ориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества.

Политические процессы могут отражать изменения, протекающие в явной или скрытой форме. Например, явный политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных претензиях к госу дарственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность явному скрытый, теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных претензиях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Политические процессы разделяются также на открытые и закрытые. Последние означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее- худшее, желательное-нежелательное и т. д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой - позитивный или негативный для субъекта - характер имеют произошедшие трансформации или какая из возможных в будущем стратегий более предпочтительна. Например, при развитии международных кризисов или реформировании переходных общественных отношений нередко в принципе невозможно понять, несут ли субъекту выгоду совершаемые им действия, как вообще оценить складывающуюся обстановку, какие в связи с этим предпочесть альтернативы и т. д. Иначе говоря, такой тип процессов характеризует изменения, совершающиеся в предельно неясных и неопределенных ситуациях, которые предполагают повышенную гипотетичность как совершаемых, так и планируемых действий.

Важным является и подразделение политических процессов на стабильные и переходные. Стабильные политические процессы выражают ярко очерченную направленность изменений, преобладание определенного типа властных отношений, форм организации власти, предполагающих устойчивое воспроизведение политических отношений даже при сопротивлении тех или иных сил. Внешне они могут характеризоваться отсутствием войн, массовых протестов и других конфликтных ситуаций, грозящих свержением или изменением правящего режима. В нестабильных же процессах нет четкого преобладания тех или иных базовых свойств организации власти, которые не исключают возможность качественной оценки изменений. В этом смысле отправление власти осуществляется в условиях как неравновесности влияния основных (экономических, социальных, ценностных, правовых) предпосылок, так и несбалансированности политической активности основных субъектов в политическом пространстве.

В науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, J1. Пай, сравнивая общие политические процессы разных стран, выделяет два их типа - западный и незападный. В своей работе «Незападный политический процесс»1 он отмечает, что в незападных обществах: -

нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений; -

политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и формирование представлений об образе жизни; -

в политическом процессе преобладают кланы; -

характер политических ориентаций предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики структур и институтов власти; -

выступление оппозиционных партий и стремящихся к власти элит часто носит революционный характер; -

незначителен консенсус в отношении узаконенных целей и средств политического действия; -

интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений; -

национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы; -

эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем; -

велика роль харизматических лидеров.

Для политического процесса здесь характерны: -

отсутствие интеграции среди участников вследствие отсутствия в обществе единой коммуникационной системы; -

значительный масштаб рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей; -

резкое различие в политических ориентациях поколений; -

высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей; -

слабое влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли; -

неконструктивный характер, что вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике; -

отсутствие в большинстве случаев участия «политических брокеров».

Еще один вид типологии политических процессов основан на их дифференциации на горизонтальные и вертикальные. Первые в своей основе имеют признание формального равенства главных участников и их относительной автономности. Все участники политического процесса «играют» по общим правилам, полагаясь на единые юридические нормы. Такой тип политических процессов возможен в демократических политических режимах с адекватным типом политической культуры. Вертикально организованный политический процесс отличается тем, что его участники всемерно стремятся формировать и поддерживать свой авторитет. Это достигается различными методами по приобщению народа к ценностям, которые предполагают уважение закона и послушание.

Современный политический процесс в России

В 90-е гг. XX в. российская политическая система быстрыми темпами была переведена в новое состояние. Это коснулось и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Сегодня Россия, как это подчеркивается в Конституции РФ (статья 1), является республикой. Однако нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее новым содержанием, сущностными характеристиками которого являются разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти. Вместе с тем российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным ее критериям.

То же самое можно сказать и о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей, и современное федеративное устройство Российского государства - одна из них. В России среди субъектов Федерации есть как национально-государственные образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их более 80, это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются, вследствие чего их позиции в вопросе разграничения полномочий с Центром не могут быть одинаковыми. Поэтому постоянно заключаются двусторонние соглашения между Центром и субъектами Федерации, которые закрепляют их компетенции2.

Развитие политического процесса в России характеризуется тем, что установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Будучи переходным от тоталитаризма к демократии, нынешний режим ближе всего к авторитаризму. Основой такого развития является либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и поли тическое поле страны. Однако против либерализма сегодня свидетельствует следующее:

Во-первых, глубоко укоренившаяся психология коллективизма в сочетании с традиционным характером власти.

Во-вторых, в России в начале XXI в. все еще отсутствуют институты и традиции гражданского общества, правовая культура находится в самом зачаточном состоянии. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти совместными усилиями свой авторитет довели до практически нулевого уровня, им не верят и ждут от них только подвоха. Обратная сторона медали - ориентация на конкретные личности и недоверие к политическим институтам. В течение обозримого будущего фактор харизмы по- прежнему будет иметь ключевое значение, поэтому можно прогнозировать и отчетливо выраженный авторитарный характер системы власти всех уровней. Даже если внешне демократические атрибуты сохранятся, это будет господство массовой (плебисцитарной), а не либеральной демократии.

В-третьих, государственность в России традиционно один из сильнейших факторов в хозяйственной жизни, так что следует ожидать, что государственный сектор будет еще длительный период на порядок выше, чем это предусматривается по стандартам западных экономик, которые в свою очередь подвергаются значительной ревизии на фоне мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 г.

В-четвертых, в России практически отсутствует «средний класс», наличие которого является критерием либерализма, а социальная группа, которая была бы способна быть проводником либеральной идеологии, - интеллигенция - за последние двадцать лет оказалась самой униженной, материально обнищавшей частью российского общества, а потому вынужденной уповать на укрепление государственности. Исторически сложилось так, что российская экономика в своем продвижении к рынку обременена огромным грузом социальных обязательств. Необходимость финансирования программ социальной защиты закрепляет патерналистскую роль государства, от которого еще долго будет ощутимо зависеть жизнь практически каждой семьи. Понятно, что это никак не может способствовать искоренению в обществе психологии иждивенчества. Идеология «со циальной справедливости», материализованная в программах «государства благосостояния», - одно из главных препятствий на пути либеральной переориентации современного общества. В постсоветской России процесс формирования групп со специальными интересами опережает процесс разгосударствления экономики. Здесь главными действующими лицами выступают отраслевые и территориальные или этнические кланы, крупные корпорации. Лоббизм становится основной сферой приложения их сил. По природе своей это глубоко антилиберальное, раздираемое распределительными конфликтами общество.

В-пятых, в российском правосознании исторически слово «либерал», «либеральный» достаточно длительный период ассоциировалось с негативными оценками - «гнилой», «мягкотелый», а в массовом сознании одно упоминание о «либерализации цен» вызывает по меньшей мере оторопь.

В-шестых, либерализм оказался обесцененным и тем, что под демократическими лозунгами бывшая «партгосноменклатура» без особых усилий перевернулась в «демноменклатуру не первой свежести», партии же по названию либерально-демократического толка, по существу, совсем противоположны либеральной идее.

Наконец, политическая элита, особенно ее федеральный уровень, сами лидеры страны с их авторитарными способами деятельности плохо вяжутся с декларируемой принадлежностью либеральному кредо.

Все вышеперечисленное свидетельствует об отсутствии почвы, необходимой для утверждения либеральных ценностей.

В постсоветской России идея свободы оказалась в тени идей демократии и национального самоопределения. Разочарование, порожденное опытом демократизации последнего двадцатилетия, не только охладило симпатии к понятиям демократии и национального самоопределения, но и негативно сказалось на репутации либеральной идеи.

Таким образом, либеральное движение в России разобщено и перспективы его консолидации туманны, что наглядно подтвердили прошедшие в конце 2007 г. выборы в Государственную думу. Либерализм распался на карликовые, амбициозные партии и партийки. Отношения между лидерами складываются непросто. зо

многие из них вполне авторитарны по способам деятельности, что плохо вяжется с декларируемыми идеями. Однако либеральная перспектива на фоне дискредитации социалистической идеи в наибольшей степени соответствует глубинным, спонтанным интересам различных групп общества, уже обретшим достаточную независимость от политической конъюнктуры. И вектор общественного развития пока развернут в сторону расширения ареала свободы. Именно это и вселяет надежду на то, что у либерализма есть будущее в новой России.

Успешное дальнейшее развитие общего политического процесса в России должно привести к: 1) повышению уровня политического руководства российским обществом; 2) достижению устойчивости общественных отношений; 3) интенсификации деятельности по созданию правового и социального государства; 4) формированию новых взаимоотношений государства с гражданским обществом; 5) совершенствованию федеративного устройства Российского государства; 6) формированию среднего класса; 7) дальнейшим демократическим преобразованиям в экономической сфере; 8) развитию политического плюрализма; 9) проведению эффективной социальной политики; 10) созданию и реализации четкой геополитической программы развития страны с соблюдением ее национальных ^-интересов.

При изучении политического процесса в современной России и тех изменений, которые имеют место в стране, нельзя не отметить такие его особенности, корни которых уходят в прошлое: -

во-первых, нёрасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. В силу исторически сложившихся обстоятельств власть и собственность никогда не были отделены друг от друга. В России до сих пор ни один вопрос экономического, социального или духовного развития не решается без вмешательства властных структур; -

во-вторых, отсутствие традиции согласия между участниками политической жизни (в прошлом - кадеты и октябристы, меньшевики и большевики, в настоящем - правые и «яблочники, КПРФ и «жириновцы»), в основном в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны были бы ограничивать и контролировать политическую власть. Все развитие

партийно-политической системы направлено в прошлое - к созданию одной партии, партии власти; -

в-третьих, сосредоточение непомерно большого объема власти только в одной структуре - президентской. Государственная власть всегда была персонифицирована и ассоциировалась с определенным ее носителем: «великий князь», «царь», «император», «генеральный секретарь», «президент»; -

в-четвертых, государство в политическом процессе России, как и всегда, выступает не примиряющим, а усмиряющим началом, а подданные (условно граждане) - либо безмолвствующие: «Народ безмолвствует!», либо бунтующие: Е. Пугачев, С. Разин, декабристы, народники, террористы, революционеры; -

в-пятых, полное равнодушие и отчужденность большинства российского общества к действиям государственной власти, будь то в эпоху дворцовых переворотов или в октябре 1917-го, при расстреле Белого дома в 1993 г. или при распаде Советского Союза.

Хотя сегодня это равнодушие несколько поколеблено: политическая жизнь российского общества характеризуется довольно высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно-политических отношений.

Для успешного развития политического процесса в России необходима политическая модернизация, подразумевающая настрой общества на непрерывное обновление, на постоянные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни3.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    реферат , добавлен 11.03.2013

    Политический процесс как процесс функционирования политических систем. Участники политического процесса (властвующая элита, заинтересованные группы, массовые социальные движения). Типология форм политического взаимодействия. Виды политических конфликтов.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2016

    Сущность, структура, типология политического процесса. Особенности политического процесса в России. Формы политического протеста: митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки. Деятельность участников предвыборных кампаний, политических активистов.

    реферат , добавлен 02.02.2015

    Понятие "политический процесс", его сущность, формы, виды и этапы. Режимы протекания политического процесса. Понятие субъектов политического процесса. Социально-этнические общности как субъекты политики. Личность как субъект политического процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    курсовая работа , добавлен 27.08.2013

    Сущность политических процессов. Формирование политических проблем и выдвижение их на авансцену. Принятие решений и структура политического процесса. Формирование в Беларуси представительной демократии. Формы рациональных политических действий.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Структура политического процесса, виды социально-политических взаимодействий. Технологии политического манипулирования. Значение СМИ в политическом процессе. Политический кризис, его источники, фазы развития. Политические конфликты и пути их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2017

I. Сущность и типы политических процессов. Термином процесс (от лат. processus - продвижение) обычно обозначают определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюций; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Характеристика политика как процесса позволяет увидеть особые стороны, грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Некоторые ученые отождествляют политический процесс с политической сферой в целом (Р. Доуз ) либо со всей совокупностью поведенческих действий субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам ). С. Хантингтон связывает политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф желает акцент на соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющих характер деятельности государственных институтов и их влияния на общество. Ориентируясь на вышеозначенные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Наиболее распространенным считается следующее определение: политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

В силу такой интерпретации политического процесса его центральной характеристикой выступает изменение, которое означает любую модификацию структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. В науке сложилось множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. К. Маркс , например, видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, В. Парето связывал их с циркуляцией элит, М. Вебер – с деятельностью харизматического лидера, Т. Парсонс – с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт, понимаемый как один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Известны также три формы изменений, которые одновременно могут считаться определенными формами существования политических явлений, а именно функционирование, развитие и упадок:

- функционирование политических явлений на уровне общества – это способ поддержания сложившейся политической системы, воспроизводства того равновесия сил, которое отражает их базовые отношения, продуцирования основных функций структур и институтов, форм взаимодействия элиты и электората, политических партий и органов местного управления. При таком способе изменений традиции и преемственность обладают неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями;

- развитие характеризует такие модификации базовых параметров политических явлений, которые предполагают позитивный характер эволюции последних, то есть политика выводится на такой уровень, который позволяет властям адекватно отвечать на вызовы времени, эффективно управлять общественными отношениями;

- упадок представляет собой такой способ трансформации сложившихся базовых форм и отношений, который предполагает негативную перспективу политической эволюции явления. По мысли П. Струве, упадок есть “регрессивная метаморфоза” политики. Упадок по существу означает распад сложившейся политической целостности, например, падение политического режима.

II . Типология политических процессов. Типы политических процессов могут выделяться по способам достижения динамического равновесия политической системы в ходе ее преобразований, предполагающих определенную последовательность политических изменений (такая классификация представляет собой результат теоретического допущения, вычленения неких идеальных типов, которые с политической практике тесно взаимосвязаны, переплетены между собой). В таком случае речь может идти о процессах технократического, идеократического и харизматического типов:

политический процесс технократического типа отдает предпочтение политическим технологиям и процедурам, традициям, способам легитимного наделения властью, принятия решений, когда субъекты строго придерживаются тех политических ролей и функций, которые предписаны им законодательством, политическими традициями, а лидеры выступают в качестве носителей интересов тех институтов, которые они непосредственно представляют;

политический процесс идеократического типа характерен для традиционных обществ, где отсутствует автономная личность, развитая дифференциация политических ролей и функций, где интеграция разнородного в этнокультурном и социально-экономическом отношениях общества осуществляется на основе общенациональной идеи;

политический процесс харизматического типа характерен для восточной культурной традиции, где абсолютизируются роль и статус политического лидера, а нередко его просто обожествляют, где политический процесс может быть эффективным при условии, если дополняется технократическим и идеократическим политическими процессами. При незрелости гражданского общества, при низкой правовой культуре и отсутствии общенационального согласия по поводу черт и свойств желаемого общества таким обществам приходится уповать на харизматическую личность. Ее харизма может основываться либо на должностном статусе, либо на способности выражать чаяния подавляющего большинства членов общества, используя при этом недовольство, протест и обещая непременно изменить ситуацию к лучшему.

С содержательной точки зрения выделяют внутриполитические и внешнеполитические процессы, базовые и периферийные, явные и скрытые, открытые и закрытые, стабильные и переходные. В политической науке представлены и попытки типологизировать политические процессы на цивилизационной основе. Так, Л. Пай выделял “незападный” тип политического процесса, относя к его особенностям склонность политических партий претендовать на выражение мировоззрения и представление образа жизни; большую свободу политических руководителей в определении стратегии и тактики структур и институтов, наличие резких различий в политических ориентациях поколений; интенсивность политических дискуссий, слабо связанных с принятием решений и т.п.

III . Политическая модернизация. Особое значение для характеристики политического процесса имеют изменения типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политической системы, ее прогрессом или регрессом. Многие из высказывавшихся по этому поводу идей и концепций так или иначе отражены в теории модернизации , представляющей собой совокупность различных схем и моделей анализа, которые позволяют описывать и раскрывать динамику преодоления отсталости традиционных государств. Она возникает в связи необходимостью научного осмысления путей трансформации получивших освобождение в 50-60-е годы ХХ в. от колониального господства стран. Сам термин “модернизация” в таком контексте стал означать одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода освободившихся государств к состоянию современных обществ. В качестве передовых. В таких случаях изображались западные страны, в связи с чем целями многочисленных теорий модернизации становилась по существу вестернизация, то есть копирование западных образцов во всех областях жизни. При этом для модернизации признавалась правомерной единственная форма “догоняющего развития”. Однако уже к 80-м годам ХХ в. модернизация такого рода фактически провалилась, лишь до предела осложнив жизнь многих афро-азиатских государств.

В 80-е годы связь между модернизацией и развитием была пересмотрена политической наукой. Были введены понятия переходных процессов, которые стали истолковываться как некий самостоятельный этап развития. Обобщив уроки модернизации различных стран и режимов, многие ученые стали настаивать на необходимости определенной последовательности преобразований, соблюдения определенных правил при их осуществлении. Так, У. Мур и А. Экстайн полагали, что начинать реформирование нужно с индустриализации общества, К. Гриффин – с реформ в сельском хозяйстве. М. Леви настаивал на интенсивной помощи развитых стран, С. Эйзенштадт – на развитии институтов, которые могли бы учитывать социальные перемены. У. Шрамм считал, что главную роль в данных процессах играют политические коммуникации, транслирующие общие ценности, а Б. Хиггинс утверждал, что главное звено модернизации – урбанизация, и т.д. В общем виде проблема выбора вариантов и путей модернизации решалась в теоретическом споре либералов и консерваторов. Первые из них исходили из того, что в принципе возможны четыре основные варианта развития событий при модернизации:

При приоритете конкуренции элит над участием рядовых граждан складываются наиболее оптимальные предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;

В условиях повышения роли конкуренции элит, но при низкой активности основной части населения формируются предпосылки для установления авторитарных режимов правления и торможения преобразований;

Доминирование политического участия населения над соревнованием свободных элит, когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих, способствует нарастанию охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;

Одновременная минимизация соревновательности элит и политического участия масс ведет к хаосу, дезинтеграции социума и политической системы, что также может провоцировать приход к власти третьей силы и установление диктатуры.

В русле либерального подхода Р. Даль выдвинул теорию полиархии , обосновывающую необходимость достижения полиархической формы организации политических порядков протодемократического характера. Он выдели 7 условий, влияющих на движение стран к полиархии:

установление сильной исполнительной власти для проведения социально-экономических преобразований в обществе;

Последовательность в осуществлении политических реформ;

Достижение определенного уровня социально-экономического развития, позволяющего производить структурные изменения в государстве;

Установление отношений равенства/неравенства, исключающих сильную поляризацию в обществе;

Наличие субкультурного разнообразия;

Интенсивная иностранная помощь (международный контроль);

демократические убеждения политических активистов и лидеров. При этом Даль подчеркивает, что переход к полиархии должен быть постепенным, эволюционным, должен по возможности избегать резких, скачкообразных движений и создавать предпосылки для того, чтобы правящие элиты последовательно овладевали консенсусными технологиями.

В свою очередь, теоретики консервативной ориентации придерживались иных точек зрения, имея в виду процесс модернизации. По их мнению, главным источником модернизации является конфликт между “мобилизацией” населения (включающегося в политическую жизнь в результате возникновения противоречий) и “институциализацией” (наличием структур и механизмов, предназначенных для артикуляции и агрегирования интересов граждан). В этой связи, как замечает С. Хантингтон , модернизация вызывает “не политическое развитие, а политический упадок”. Для политики главным показателем развития является стабильность, поэтому для модернизируемых государств необходим крепкий политический режим с легитимной правящей партией, способной сдерживать тенденцию к разбалансированию власти, то есть, в отличие от либералов, мыслящим укрепление интеграции общества на основе культуры, образования, религии, консерваторы делают упор на организованность, порядок, авторитарные методы правления. В силу того, что авторитарные режимы неоднородны, консерваторы также указывают на наличие альтернативных вариантов модернизации. Х. Линдц выделяет, в частности, полусостязательный авторитаризм как ступень продвижения к демократии. Далее он пишет о том, что авторитарные режимы могут осуществлять частичную либерализацию, связанную с определенным перераспределением власти в пользу оппозиции или же в силу ценностных приоритетов правящих элит и т.п.

Обширный опыт преобразований в странах “третьего мира” дал возможность выделить некоторые устойчивые тенденции и этапы в эволюции переходных обществ. Так, С. Блек выделял этапы “осознания целей”, “консолидации модернизируемой элиты”, “содержательной трансформации” и “интеграции общества на новой основе”. Ш. Эйзенштадт писал о периодах “ограниченной модернизации” и “распространении преобразований” на все общество. Но наиболее развернутая этапизация переходных преобразований принадлежит Г. О’Доннелу, Ф. Шмиттеру, А. Пшевоскому и др., обосновавшим три следующих этапа:

Этап либерализации, который характеризуется обострением противоречий в авторитарных и тоталитарных режимах и началом размывания их политических основ. В результате начальной борьбы устанавливается “дозированная демократия”, легализующая сторонников преобразований в политическом пространстве;

Этап демократизации, отличающийся институциональными изменениями в сфере власти. Кардинальное значение на этом этапе имеет вопрос о достижении согласия между правящими кругами и демократической контрэлитойВ целом для успешного реформирования необходимо достичь трех основных консенсусов между этими двумя группами: а) относительно прошлого развития общества; б) по поводу установления первостепенных целей общественного развития; в) по определению правил “политической игры” правящего режима;

Этап консолидации демократии, когда осуществляются мероприятия, обеспечивающие необратимость демократических преобразований в стране. Это выражается в обеспечении лояльности основных акторов по отношению к демократическим целям и ценностям в процессе децентрализации власти, осуществления реформ местного самоуправления. Как считает английский политолог М. Гарретон, критериями необратимости демократии являются: а) превращение государства в гаранта демократического обновления и его демократизация; б) автономность общественных движений и трансформация партийной системы; в) быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения; г) рост политической активности граждан, приверженность целям демократии.

IV . Особенности модернизации современного российского общества. Осуществляя переходные преобразования, российское общество по-своему решает возникающие проблемы, дает собственные ответы на вызовы времени. В целом российское общество можно отнести к разновидности “делегативной демократии”, которая, как это было присуще и другим странам, испытывает острый кризис идентичности. Он обусловливает поиск людьми новых духовных ориентиров для осознания своего места в обществе и связей с государством в силу распада тех идеалов и ценностей, которые лежали в основе ранее доминировавшей политической культуры. Можно выделить 8 особенностей современного политического процесса в России:

- первая особенность заключается в нерасчлененности политики и экономических, социальных и личностных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Политический процесс РФ характеризуется также проникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества, ни один из экономических или других важнейших вопросов не решается без вмешательства властных структур;

- вторая особенность – отсутствие консенсуса между участниками политического процесса относительно узаконения целей и средств политического действия. Отсутствие стремления к согласию по поводу провозглашенных целей демократических преобразований объясняется не только отсутствием культуры консенсуса, которую нельзя было сформировать за несколько лет реформ. Главная причина заключается в принципиально разном понимании ценностей свободы и демократии существующими в современном российском обществе политическими силами, в неравенстве возможностей активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов;

- третья особенность состоит в неструктурированности российского политического процесса, в высокой степени возможности совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлена российской политической традицией концентрации власти, господства из единого центра. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего лица или группы приводит к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и революциям;

- четвертая особенность заключается в отсутствии интеграции среди участников политического процесса, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс обычно осуществляется благодаря налаженному диалогу власти и общества, в котором последнее доносит свои требования до властных структур через разветвленную систему представительства. Разветвленная система представительства интересов в России еще только создается. Наибольшими возможностями представительства своих интересов обладает правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние;

- пятая особенность выражается в том, что в основе политического процесса в России лежит активный политический стиль. Активная роль государства как в формулировании проблем, так и в вынужденной интеграции интересов различных групп обусловлена культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общества. Во взаимодействии “власть-общество” политическая инициатива в советской России принадлежала государству, оно концентрировало в своих руках власть и ресурсы. Отсутствие дифференциации политических ролей и функций среди институтов государственной власти позволяло анонимно осуществлять процесс принятия решений.

- шестая особенность российского политического процесса состоит в том, что в нем преобладают “политические клики” президентская, правительственная, парламентская. Близость к президенту, который концентрирует в своих руках значительные объемы властных полномочий, позволяет этим кликам рассчитывать на особые возможности использования власти;

- седьмая особенность политического процесса в РФ заключается в том, что чрезмерная концентрация власти и ресурсов в руках правящей элиты заставляет контрэлиту и оппозицию выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов. Острое противоборство элиты и контрэлиты выступает следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности;

- восьмая особенность политического процесса России вытекает из интенсивной маргинализации большей части современного российского общества. При малой эффективности институтов гражданского общества это обусловило ситуацию, когда лидеры вынуждены придерживаться более определенных взглядов во внешней политике, чем в отношение внутренней.

ЛЕКЦИЯ ШЕСТНАДЦАТАЯ