Ребенок 2.5 не разговаривает но все понимает. Если ребенок не начинает говорить. Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи. (О нарушениях развития речи при дефектах слуха и заболеваниях центральной нервной системы см. в статье "Какие недостатки речи ребенка должны вас беспокоить?")

Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в домах ребенка или круглосуточных яслях понять легко: персонал не может уделить достаточно внимания каждому ребенку. Но как объяснить такие случаи в семье, где малыш окружен большой заботой, где ему отдается масса времени? Иногда ребенок произносит на втором году всего 4-5 слов, хотя понимает гораздо больше. Обеспокоенные родители обращаются к врачам: "В чем причина задержки речи?"

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи,- это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он научается артикулировать слоги слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Саша (1 год 8 месяцев) - здоровый, крупный ребенок, он понимает довольно много обращенных к нему фраз (если его просят, показывает и приносит многие предметы, внимательно смотрит, когда ему объясняют содержание картинок), но сам говорит только "мама", "баба", "ням-ням", а в остальном пользуется жестами и звуком "ы-ы-ы". "Ы-ы-ы!" - выкрикивает Саша и тянется к апельсину. "Сашенька, скажи - дай-дай!" Но он упорно повторяет "ы-ы-ы" и свой жест. Няня хочет взять Сашу на руки - он отстраняет ее с тем же "ы-ы", только произносит его с другой, сердитой интонацией. Мать, отец, дедушка и бабушка подолгу разговаривают с мальчиком, но идут недели, месяцы, а его речь не развивается. Он по-прежнему объясняется жестами и отдельными звуками.

Именно такие случаи, как с Сашей, когда ребенок здоров, имеет индивидуальный уход, с ним постоянно разговаривают, а он молчит и молчит, заставляют усомниться в том, что развитие речи малыша определяется в основном тем, много или мало с ним говорят.

Для того чтобы проверить значение речевого общения для развития речи детей, были проведены специальные наблюдения. В доме ребенка Ждановского района Ленинграда совместно с логопедом М. Н. Рудневой мы выбрали 20 здоровых и физически правильно развивающихся детей в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 4 месяцев. Развитие речи у них было сильно задержано. Все эти дети оборачивались и смотрели на говорящего человека (т. е. давали ориентировочную реакцию на голос); трое из них понимали несколько фраз, но лишь в соответствующей ситуации (например, на слова "возьми ложку" давали правильную реакцию - брали ложку - только за столом при кормлении; на эти же слова в манеже или в кроватке реакции не давали); у двоих детей отмечалось редкое произнесение слогов, и ни один из них не повторял слов. С этими детьми ежедневно проводились двухминутные занятия по развитию речи, которые заключались в том, что ребенку показывали игрушку и называли ее. Например, педагог ставил перед малышом игрушечную собачку и говорил: "ав-ав", показывал корову и произносил: "му-му" и т. д., пытаясь добиться звукоподражания от ребенка.

Кроме того, с каждым ребенком персонал группы и сотрудники лаборатории стали разговаривать при умывании, одевании, кормлении, специально играли с ним. Общая продолжительность речевого общения с каждым ребенком составляла около часа за день - это очень много. Однако достигнутые результаты были незначительны: проверка, проведенная через месяц, а затем через 3 месяца, выявила лишь небольшие сдвиги - появились редкие голосовые реакции ("а-ах!", "у-у-у" и т. п.) во время занятий по развитию речи.

Оказывается, степень речевого общения со взрослыми не играет такой уж большой роли, как предполагалось. Конечно, это необходимое условие для того, чтобы ребенок заговорил, но, очевидно, нужно учесть и еще какие-то условия. Какие же? Это надо было выяснить. Здесь невольно приходит на память шуточная загадка: "Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?" Обычно отвечают, что в темноте, но правильный ответ другой: когда дверь открыта. Эта загадка рассчитана на некоторую шаблонность нашего мышления: ответ как бы подсказывается указанием на черный цвет кошки. Однако если все двери закрыты, то и темнота не поможет кошке проникнуть в дом.

Говоря о развитии речи ребенка, мы привычно связываем его со степенью речевого общения со взрослыми - это тоже как бы подсказывается самой постановкой вопроса. Но, может быть, мы забываем о какой-то "двери", которую нужно открыть?..

Догадки о закрытой двери

Великие русские физиологи И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: "Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями". Павлов также говорил, что речь - это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга.

Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребенка, прежде всего возникала мысль об использовании мышечных ощущений с речевого аппарата. Но как их вызывать? Мы уже знаем, что у маленьких детей звукоподражание возникает только в том случае, если ребенок видит мимику взрослого и воспроизводит ее. Но мы знаем и другое: к семимесячному возрасту имитация мимики у детей ослабевает. У годовалых и более старших детишек, запущенных в педагогическом отношении, получить нервные импульсы с органов артикуляции очень трудно. Следовательно, эта дверь остается закрытой, и нам нужно искать другую.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга (см. рис. 1), то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом?

Рис. 1. Карта речевых зон У. Пенфилда. Штриховкой показаны речевые зоны: слева - передняя (Брока), справа - задняя (Вернике) и сверху - добавочная Цифрой 1 обозначена передняя центральная извилина (область двигательных проекций), цифрой 2 - задняя центральная извилина (область чувствительных проекций).

Исходя из этого предположения, были проведены следующие наблюдения. В том же доме ребенка, о котором мы только oчто говорили, было отобрано 19 здоровых, но неговорящих детей в возрасте 1 года 1 месяца - 1 года 3 месяцев. Девяти из этих детей (будем называть их 1-й группой) была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу. Остальные 10 детей (2-я группа) находились в обычных условиях, т. е. период бодрствования проводили в манеже, где их движения были ограничены: куда бы ребенок ни пополз (или пошел), он натыкался на барьер или на других детей. В обеих группах ежедневно с каждым ребенком проводились двухминутные занятия по развитию речи, как это описывалось выше.

Оказалось, что дети 1-й группы стали делать попытки к звукоподражанию на занятиях в среднем на 7-й день, но эти звукоподражания были слабыми и стереотипными - например, взрослый говорил: "ав-ав", "му-му", "га-га" и т. д., а ребенок на все это отвечал одним и тем же тихим звуком "а-а-а" или "у-у-у". К 20-му дню занятий стали появляться попытки более точного звукоподражания.

Когда мы сравниваем результаты, полученные в обеих группах, мы видим, что возможность свободного передвижения, которую имели дети 1-й группы, несколько облегчила возникновение звукоподражания. Однако успех был меньше, чем мы ожидали. Очевидно, и эта дверь оказалась закрытой, и нужно было продолжать поиски.

Возвращаясь к анатомическим отношениям, мы обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на рис. 2. Это так называемый гомункулюс (человечек) Пенфилда.

Рис. 2. Человечек Пенфилда.

В нем проекции всех частей тела в двигательной области мозга показаны в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребенка, чем тренировка общей моторики.

Для изучения этого вопроса Л. В. Фомина в нашей лаборатории провела большую работу. В доме ребенка было взято три группы детей в возрасте от 10 месяцев до 1 года 3 месяцев: в каждой группе занятия велись по своему плану.

Вероятно, вы уже догадались, какие результаты были получены в 1-й и 2-й группах? В 1-й группе голосовые реакции стали появляться в среднем на 20-й день, но они были слабы и стереотипны. Во 2-й группе попытки звукоподражания появились на 6-й день, а после 15-го дня в 10% случаев было отмечено довольно точное воспроизведение звуков. Результаты, полученные в 3-й группе, были неожиданны и для нас: голосовые реакции возникли уже на 3-й день; с 7-го дня - в 41%, а с 15-го дня - в 67,3% случаев это было уже более правильное звукоподражание.

Таким образом, звукоподражание при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше (в 7 раз быстрее, чем в 1-й группе), но оно оказалось и более совершенным.

Интересно, что через несколько дней у детей 3-й группы стали наблюдаться тонкие движения пальцев рук и вне наших занятий: например, ребенок брал куклу и трогал ее нос, глаза, поднимал со стола крошку хлеба, вертел ее и т. п. Дети же 1-й и 2-й групп мелких деталей в предметах не различали, взяв игрушку, просто ею стучали или тянули в рот.

Далее Л. В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда). Эти отношения показаны в таблице.

Итак, вы видите: если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи мы проводим с детьми первых лет жизни такой опыт: просим ребенка показать один пальчик, два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Удивителен, пожалуй, не сам факт влияния движений пальцев рук на развитие речи, сколько то, что мы так долго не догадывались его использовать.

Дело в том, что в невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные - левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии (речевые зоны развиваются в полушарии мозга, противоположном доминирующей руке).

Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. У ребенка-правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.

Очень интересные наблюдения сделаны дефектологами. Так, сейчас точно установлено, что грубая переделка левши в правшу (когда ребенку привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т. д.) в большинстве случаев приводит к заиканию и другим расстройствам речи.

Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с другими людьми с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы "пишет" слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом - оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко и быстро овладевают звуковой речью.

Когда мы сопоставляем все эти факты, то, естественно, приходим к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты, как нам кажется, позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Так вот где оказалась открытая дверь, в которую смогла пробраться наша "черная кошка", - речь!

В чем заключается связь движений пальцев рук и речи.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.

Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития (Эту мысль Н. И. Новикова, по-видимому, нужно считать впервые сформулированной идеей о "предметных действиях", которым сейчас придается такое большое значение в психологии).

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На 7-м - появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба и т. д. В 8-9 месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием таких тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

На рис. 3 показано, как совершенствуются движения пальцев рук в процессе развития ребенка. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца другим - с этого времени и движения остальных пальцев становятся более свободными.


Рис. 3. Этапы развития функций кисти руки ребенка: 1 - положение кисти в 16 недель, 2 и 3 - в 56 недель, 4 - в 60 недель, 5 - в 3 года, 6 - взрослый.

Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции?

В нашей лаборатории в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т. П. Хризман и М. И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Вы помните, что у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области - сенсорная речевая зона? Так вот оказалось, что если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

Л. А. Панащенко в доме ребенка были проведены наблюдения на детях первых недель жизни. У шестинедельных младенцев записывались биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировали правую руку, у других - левую. Тренировка заключалась в массаже кисти руки и пассивных (т. е. производимых не самим ребенком, а взрослым) сгибаниях и разгибаниях пальчиков. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывали биотоки мозга и математическими методами вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты (что является показателем созревания коры мозга). Выяснилось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца - и в будущей речевой зоне, в полушарии, противоположном тренируемой руке.

Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

Пальцы помогают говорить.

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 -7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы и сгибает и разгибает его. Делать так надо 2-3 минуты ежедневно.

С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие приемы из наиболее простых оказываются очень эффективными. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски газету (любую бумагу) - малыши делают это с удовольствием по нескольку минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны. Нужно, конечно, следить, чтобы ребенок не ел пластилин или обрывки бумаги.

Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы (они продаются в магазинах игрушек), складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя-тремя пальцами.

Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

"Сорока-белобока"

Сорока-белобока
(Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).
Кашку варила,
Детей кормила...
Этому дала,
(Загибает мизинец ребенка).
Этому дала,
(Загибает безымянный палец).
Этому дала,
(Загибает средний палец).
Этому дала,

Этому не дала -
(Вертит большой палец).
Ты, сын мал,
(Щекочет ребенка).
Круп не брал,
По воду не ходил,
тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять
(Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
(Загибает мизинец).
Этот пальчик чистить стал,
(Загибает безымянный палец).
Этот резал,
(Загибает средний палец).
Этот ел,
(Загибает указательный палец).
Ну, а этот лишь глядел!
(Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра "Пальчики" более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

"Пальчики"

Этот пальчик хочет спать,
(Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов"хочет спать").
Этот пальчик лег в кровать,
(То же с безымянным пальцем).
Этот пальчик чуть вздремнул,
(То же со средним пальцем).
Этот пальчик уж уснул,
(То же с указательным пальцем).
Этот крепко, крепко спит.
(То же с большим пальцем).
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
(Поднимают левую руку и распрямляют пальцы при слове "вставать").
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра, с которой мы недавно познакомились:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
Кто приехал?
(Быстро хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы!
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).
Мама, мама, это ты?

Да, да да!
(Хлопает кончиками указательных пальцев).
Папа, папа, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает кончиками средних пальцев).
Братец, братец, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает кончиками безымянных пальцев).
Ах, сестричка, это ты?
(Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да!
(Хлопает мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да!
(Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Хорошо ли быть левшой?

На протяжении этой статьи мы много раз упоминали о том, что рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная - правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым.

У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?

Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

В исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается установить превалирования функций той или другой руки. Только приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение - ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой рукой и т. д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

Выше говорилось о том, что преимущественное пользование правой или левой рукой обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга. При этом у левшей все обстоит не так просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т. е. людьми, имеющими две правые руки: ведь левшу все время заставляют что-то делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на более высоком уровне, а в одноименном полушарии - несколько ниже.

Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм черепа, кровоизлияний в мозг и т. д. Если у левши пострадало левое полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет развитые речевые зоны; если же у него пострадало правое полушарие - выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (вернее, амбидекстров).

По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой руками.

Еще раз хотим напомнить: если ребенок леворукий, не следует ставить задачу переделать его в правшу - надо просто принять меры к тому, чтобы его правая рука стала более активной. Лучше всего это достигается в играх. Например, в левую руку ребенку дают автомобильчик, а в правую - самолетик и ставят задачу: скорее добраться до указанного места. Ребенок понимает, что самолет летит быстрее, и он будет активнее действовать правой рукой, а левую станет притормаживать - конечно, автомобиль придет позже!

Подбирая аналогичные игры и занятия, можно добиться усиления функций отстающей правой руки, при этом не будет никаких побочных неприятных последствий. Ведь нельзя забывать, что грубая переделка левши в правшу влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания. (Это еще одно доказательство теснейшей связи функций руки и речи.)

Итак, если даже речь вашего ребенка развивается хорошо, все же позаботьтесь о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, то обратите особое внимание на тренировку его пальцев - это потребует всего несколько минут вашего времени в день, и эти минуты окупятся сторицею.

Родители несказанно радуются, когда вместо младенческого агуканья малыш произносит свои первые «ба», «ма», «па». Кажется, еще немного, и он начнет связывать слова. Но это происходит не всегда. Нужно ли волноваться, если ребенок в 2 года не разговаривает, а, только показывая пальчиком на интересующие его предметы, мычит, издает неразборчивые звуки или вовсе молчит? Когда бить тревогу, а когда нужно немного подождать, и кроха разговорится без посторонней помощи? Сколько слов осваивают дети к этому времени?

Как должна развиваться речь ребенка

С момента появления на свет до года начинается подготовительная стадия развития речи. Чтобы в скором времени ребенок мог хорошо разговаривать, необходимы такие элементы:

  • эмоциональная близость с родителями для возможности копирования и подражания;
  • сенсорное восприятие мира;
  • физическая активность.

Начальным проявлением речи считают рефлекторный плач младенца. Уже к 2-4 месяцам он пытается агукать, а позже гулить. Эти звуки не несут никакого смысла. Интересно, что гулить могут и детки, глухие с рождения. Это говорит о природной способности человека осваивать речь.

С 5 месяцев кроха уже слышит и различает звуки, следит за движениями маминых губ и инстинктивно им вторит. Многоразовое воспроизведение конкретного движения закрепляет определенный двигательный навык.

К 7-9 месяцам ребенок учится сочетать звуки, и с каждым разом они становятся более интересными и сложными. Слышится лепет, протяжный напев слогов, что говорит о возрастном развитии речи. Так формируется взаимосвязь между речевым аппаратом и слухом, что содействует развитию голоса. Если имеются серьезные патологии, ведущие к расстройствам речи (аутизм, нейросенсорная тугоухость), наблюдается угасание лепета.

К году подготовительная стадия завершается. Ребенок уже владеет 5-12 словами. Он хорошо усвоил гласные буквы и знает согласные. Для общения с взрослыми он пока пользуется жестами, но может сопоставлять слова с конкретными предметами. К примеру, увидев собаку, он говорит «ава» или, завидя кошку, торопливо лепечет «кись-кись» и пр.

У некоторых полуторагодовалых детей словарный запас насчитывает около 50 слов. Здесь нужно научить карапуза сопоставлять свои слова с действиями. Он должен научиться безошибочно понимать и выполнять элементарные просьбы: «иди», «возьми», «отнеси» и пр. Важно постоянно стимулировать его произносить однословные предложения, к примеру, «дай», «пойдем», «забери», а чуть позже, обыгрывая игрушки или листая книжку с картинками, составлять в разговоре несложные предложения: «собачка кушает», «птичка поет», «машина едет».

Что должен уметь говорить ребенок в 2 года? К этому моменту он уже должен научиться говорить простыми предложениями. В это время он усваивает мягкие звуки («нь, ть, ць, ль, мь») и способен общаться с близкими, пропуская предлоги и отдельные слоги: «стол – тол», «каша – ша», «идем – дем» и пр.

Даже если слова отдаленно напоминают правильные, это говорит о нормальном развитии речи .

От 3 до 7 лет происходит развитие речевого общения. Ребенок активно учит язык при помощи игр и познавания окружающего мира. Взрослым нужно часто говорить с малышом, даже если они устали на работе и разговаривать совсем не хочется. Малыш впитывает информацию, и задает вопросы. На них нужно грамотно отвечать, объяснять, правильно произнося слова.

Как определить, есть ли проблема

На каждой стадии формирования речи необходимо следить за поведенческим фактором малыша.

Что должно вызвать тревогу у заботливых родителей:

  • младенец не реагирует на шумы и звуки, и не поворачивается на мамин голос;
  • ребенок не гулит в 4 месяца, не проявляет радостного возбуждения при появлении родителей;
  • с 9 до 12 месяцев он не лепечет, у крохи отмечается низкая активность речи;
  • к году он не выполняет простейших словесных просьб (к примеру, не способен показать заданные предметы на картинках);
  • в 1,5 года ребенок не выговаривает легких слов и не реагирует на свое имя.
  • ребенок не может или неохотно говорит односложные слова в свои полных 2 года;
  • трехлетний карапуз не составляет односложных предложений, знает меньше 30 слов, произносит их неправильно и невнятно.

Любой тревожный признак является серьезным поводом для визита к врачу. Это даст возможность быстрей выявить расстройство и начать адекватное лечение.

Причины позднего развития речи

Если малыш плохо говорит в 2 с лишним года, причина может скрываться в неврологических патологиях. Чем раньше мамочка обратится к врачу, тем лучше для ребенка.

Причины отставания речи могут быть в:

  • поражении ЦНС при внутриутробном развитии или в послеродовом периоде;
  • гестозе и угрозе выкидыша при вынашивании плода;
  • хронических болезнях, пагубных привычках мамы;
  • продолжительных или слишком быстрых родах;
  • приеме лекарственных средств, противопоказанных при беременности;
  • кислородном голодании плода;
  • преждевременном рождении;
  • родовых черепно-мозговых травмах ребенка (например, родовая гематома на голове);
  • перенесенных инфекционных болезнях младенца;
  • приеме антибиотиков, негативно влияющих на развитие малыша.

Из физиологических причин, по которым ребенок не хочет говорить, отмечают:

  1. Патологии органов слуха отрицательно сказываются на интеллектуальном развитии ребенка. Дети с тугоухостью или с полным отсутствием слуха не могут нормально говорить. Подобные расстройства могут быть как врожденными, так и приобретенными. Если в 3 года кроха не говорит, невзирая на то, что раньше его речь отвечала возрастным нормативам, необходимо проконсультироваться с отоларингологом.
  2. Недоразвитость речевого аппарата, при котором звуки тяжело произносятся из-за слабого развития челюстных, а также лицевых мышц. Такая проблема развивается при раннем отказе от груди , укороченной подъязычной уздечке. О нарушении говорит обильное слюнотечение , неизменно открытый ротик, рвотные позывы, которые провоцирует твердая еда.
  3. Генетическая предрасположенность иногда выступает основной причиной задержки речи, даже если у ребенка нет видимых физических отклонений.
  4. Вирусные болезни, поразившие плод еще в утробе, мешают освоению языка.

Некоторые родители сталкиваются с тем, что не могут научить своего ребенка внятно говорить в 2 года. Причиной этому может выступать патологическое развитие мозга, ведущее к аутизму. Внешне оно проявляется в сложностях общения крохи с остальными людьми, ограниченном круге интересов, поведенческой стереотипности. Такой ребенок может долго молчать и сопротивляться всякому нарушению его режима.

Ребенок может не разговаривать и по другим причинам:

  1. Если родители не занимаются воспитанием своего малыша, не стимулируют его речевую активность или, наоборот, чрезмерно опекают и озвучивают за него все его желания. Тогда потребность в общении у ребенка отпадает естественным образом.
  2. Сильный стресс, переживания, волнения на фоне нестабильной семейной обстановки. Когда родители ссорятся в присутствии ребенка, они могут вызвать у него стойкое нежелание разговаривать.

Что можно предпринять родителям

Научить ребенка хорошо говорить можно, создав благоприятные бытовые условия:

  • отключенный телевизор и компьютер;
  • внимание близких людей.

Необходимо создавать максимальное количество ситуаций, когда крохе потребуется озвучить свои желания. Если он, как и раньше будет мычать и только показывать пальчиком на желаемый предмет, взрослым нужно «не понимать», чего он хочет и подталкивать его к произношению заветных слов.

Распространенные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить кроху говорить.

  1. Самый простой «скажи слово». К примеру, «скажи кот» (собака, мама, баба).
  2. Познавание предметов, при котором мама подводит ребенка к предмету, выразительно его описывает и четко произносит его название. Здесь ребенок уже осознает, о каком предмете идет речь и познает окружающий мир. К примеру, машинку можно покатить, мама произносит «машина едет», машина стоит» и пр.

Развиваем мелкую моторику

Для мелкой моторики рук отлично подходят пальчиковые игры. Им нужно посвящать по 10-15 минут ежедневно, но не больше. Не нужно пытаться научить малыша всему сразу, достаточно 2-3 игр. Затем их можно заменить новыми.

Самой известной игрой, которая нравится всем деткам, является «сорока-белобока». Мама проговаривает стишок, зажимая пальчики крохи. Можно предложить игру-считалку, когда каждый пальчик загибают, перечисляя родственников. Малыши изучают мир касанием, поэтому можно создать настоящий пальчиковый театр, сшить интересных ярких животных и играть с ними.

Развитие речевого аппарата упражнениями

Необходимо тренировать речевой аппарат с самого раннего возраста. Так кроха научится быстрей осваивать новые слова. Для этого:

  • упражнения делают регулярно, так как новые звуки нужно закреплять постепенно;
  • не предлагают ребенку больше 2-3 упражнений за один раз;
  • занятия не должны длиться дольше 10 минут;
  • пройденные упражнения нужно периодически повторять для закрепления;
  • гимнастику нужно проводить в игровой форме, чтобы монотонные движения казались крохе интересными и занимательными.

Упражнения можно делать такие:

  • «покажи забор». При этом ребенок смыкает зубки и широко улыбается;
  • «открыли-закрыли ворота», когда малыш должен на несколько секунд открывать и закрывать ротик;
  • «рисуем». При этом кроха пытается рисовать язычком по губам, зубкам и небу.

Все упражнения мама проводит вместе с малышом, даже когда он хорошо их усвоил.

Игры и мультфильмы

Правильные обучающие мультфильмы помогают ребенку научиться освоить речь благодаря тому, что красочные герои грамотно и четко проговаривают каждое слово. Малыши быстро запоминают высказывания и стараются произносить их в обычной жизни, подражая любимым персонажам.

В интернете есть много развивающего материала, который научит кроху не только говорить, но и понимать окружающий мир.

Специалисты советуют не паниковать, если ребенок не говорит в 2 года. Затрудненность речи может скрываться в недостаточном общении родителей с ребенком. В детском саду дети быстро наверстывают упущенные моменты и адаптируются к новому обществу, где приходится общаться словами, а не жестами.

Что делать, если ребенок не говорит? Можно ли ждать до 3 лет или нужно бить тревогу раньше?

Каждый ребенок развивается по своему графику. Но нормы речевого развития все-таки существуют, они отражают обычную последовательность появления навыков (гуление, лепет, первые слова, связная речь) и приблизительный срок, когда это происходит. И именно они помогают понять, не «буксует» ли малыш на одном из этапов.

Да, каждый ребенок формирует умения в своем темпе, но отслеживать этапы и держать руку на пульсе стоит с рождения малыша. Именно в первый год жизни у детей появляется лепет, реакция на улыбки и разговоры родителей, первые слова и звукоподражания. Если до 12 месяцев этого не случилось, это тревожный знак.

Печально, но не все родители об этом знают. А много проблем можно было бы решить легче и проще, обратись они к врачу именно в этот момент. На приеме я часто слышу следующие ложные убеждения, от которых хочу предостеречь молодых мам и пап:

Раз до трех лет диагноз ЗРР (задержка развития речи) не ставят, значит ребенок имеет право молчать

На самом деле нет. Он имеет право не просто молчать. Он должен проходить этапы формирования речи - лепет, гуление, эмоциональное общение, реакция на слова и просьбы. Хотя, как мы уже говорили, все дети разные: один ребенок к полутора годам уже болтает, а второй более тихий и молчаливый. Но он не должен молчать вовсе. Мало, коротко, неразборчиво, но речь должна звучать.

Нет никаких норм, каждый ребенок развивается индивидуально

И да, и нет. Личная динамика прогресса очень важна, но с помощью норм проще понять, надо ли оставить ребенка в покое или на этом этапе требуется дополнительное обследование, консультация специалиста или занятия, которые скорректируют развитие речи.

Достаточно много говорить с ребенком, развивать мелкую моторику, и он сам заговорит

Так происходит далеко не всегда. При некоторых заболеваниях, например, в случае сложной алалии, умения завязывать шнурки и застегивать пуговицы будет недостаточно, чтобы малыш начал разговаривать. Здесь применяются комплексные методики.

До трех лет молчит - копит словарный запас, а потом как заговорит!

Нет, это не так. Действительно, есть дети, которые стесняются говорить, пока не делают это также хорошо, как и родители. Но они не молчат тотально. В 2-3 года такой ребенок начнет говорить, может быть неохотно, мало, но прогресс будет заметен.

Пойдет в садик, там и заговорит

Не факт. Это справедливо отчасти, но не панацея для всех детей. Если речь идет о задержке, то да - социум подтолкнет развитие, прогресс от общения со сверстниками и новыми взрослыми будет. В случаях тяжелых нарушений речи поможет только комплексная помощь и индивидуальная работа.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-МОЛЧУНОВ

Пройдитесь по списку сами и обязательно покажите тем, кто считает, что ребенок до трех лет имеет право молчать или накапливает информацию:

  • 2,5-3 месяца ➡ держит голову ➡ гулит,
  • 5-8 месяцев ➡ садится ➡ появляется лепет,
  • 1 год ➡ первые шаги ➡ несколько слов или звукоподражаний,
  • 2 года ➡ выполняет простые задания, например, «Дай мячик», «Открой ротик», говорит простые предложения «Хочу сок», «Дай ручку»,
  • 3 года ➡ складывает слова в более сложные фразы «Хочу овсяную печеньку», «Купи машинку на пульте»,
  • к 5 годам практически взрослая речь «Мама, я хочу позвать на день рождения Даню, Тимофея и Артема».

Если есть сомнения хотя бы по одному из пунктов, то нужно обратиться к неврологу. Далее, возможно, понадобится помощь логопеда и психолога.

❗ КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

  • Алалия - ребенок не говорит, при этом у него в порядке слух и интеллектуальное развитие
  • Дислалия - плохое произносит звуки, слух и речевой аппарат в норме
  • Нарушения слуха - речь не формируется из-за того, что ребенок плохо слышит
  • Аутизм - ребенок не испытывает потребности в общении
  • Задержка психического развития - задержка речи идет вместе с задержкой развития других интеллектуальных навыков
  • Ринолалия – ребенок неразборчиво говорит или молчит из-за дефектов речевого аппарата
  • Дизартрия - нечетко проговаривает слова из-за ограниченной подвижности языка, губ, мягкого неба
  • Афазия - пропадает уже сформированная речь
  • Дисграфия – не может грамотно писать
  • Дислексия - ребенка сложно научить читать и писать, при этом не утрачена способность приобретать другие навыки.

Понимаю, что описание речевых расстройств звучит жутковато. Но уверяю вас, каким бы сложным ни казалось заболевание с первого взгляда, с ним можно справиться или скорректировать. Для этого нужна помощь врача.
  Педиатр, невролог, лор, логопед и психолог помогут выяснить диагноз и начнут комплексное лечение. Диагностика в раннем возрасте помогает эффективно бороться с нарушениями развития речи. Через некоторое время многие дети нагоняют сверстников, а родители выдыхают.

🔹 До 1 года:

* Разговаривайте с малышом, желательно медленно, повторяя слова и фразы по несколько раз.

* Подражайте звукам, которые он произносит.

* Комментируйте, что делаете, что происходит в доме или на улице.

* Называйте предметы, на которые смотрит малыш или берет их в руки.

* Проговаривайте прибаутки, потешки.

* Играйте с ребенком в пальчиковые игры, делайте ему массаж ручек, перебирайте вместе мелкие предметы, дайте ему пощупать разные по фактуре предметы.

* Выключайте телевизор и радио, когда общаетесь с малышом.

🔹 С года до 2 лет

* Рассматривайте с ним картинки в книгах, обсуждайте знакомые предметы (У девочки ботинки и у Вани ботинки. У девочки - красные, а у Вани - синие).

* Пойте разнообразные песенки, потешки, читайте детские ритмичные стихи, написанные простым языком. Привлекайте ребенка к пению или просите закончить строчку стиха.

* «Переводите» на взрослый язык слова и фразы, которые начинает проговаривать ребенок в полтора - два года. Малыш говорит «гули», мама расшифровывает: «Да, дорогой, мы идем гулять». И можно добавить: «Мы пойдем гулять на площадку». Так ребенок будет запоминать конструкции со словом «гулять».

🔹 С 2 до 3 лет

* Расширяйте словарный запас малыша: проговаривайте цвета, размеры, формы, цифры, обсуждайте времена года, одежду, продукты, т.д.

* Играйте с цветными пирамидками, кубиками различной величины и фактуры, собирайте сортеры, конструкторы, пазлы.

* Показывайте пример правильной речи, не коверкайте слова и звуки, не повторяйте за малышом с ошибками.

* Поправляйте, если ребенок путает род, падеж, число, например, «Петя ушла» надо поправить на «Петя ушел».

* Учите с ребенком стихи и чистоговорки, обращайте внимание на произношение звуков и выразительную интонацию.

🔹 После 3 лет

* Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Пусть представит, что ротик - это дом, губы - это двери, а язычок выходит погулять - ребенок открывает рот, язычок выходит на улицу и «смотрит» по сторонам - дотрагивается до левого и правого уголка губ, затем уходит в домик - ребенок закрывает рот.

* Беседуйте, фантазируйте, придумывайте загадки, сказки, подбирайте синонимы или описания к словам.

* Пишите вместе с ребенком письма бабушке, папе, деду морозу. Он диктует, вы записываете. Потом перечитываете.

* Рисуйте, лепите из пластилина, играйте в любые игры на развитие моторики..

И помните первое правило внимательных родителей - если в развитии или состоянии ребенка вас что-то смущает, идите к врачу.


Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.

Диагноз «задержка речевого развития»

Моя дочь поздно начала говорить… Листаю сейчас ее упитанную потрепанную медицинскую карточку, которая много лет пролежала у меня в шкафу. Записей много, каждый месяц – отчет патронажной сестры, в котором говорится, что девочка развивается в соответствии с возрастом. Вот выдержка из записи в 9 месяцев: «Общее состояние удовлетворительное. Девочка активная. Ходит, держась за опору (самостоятельно она пошла в 1 год 2 месяца), говорит «ма-ма», ба-ба», «дай», «на», играет игрушками, самостоятельно пьет из чашки». В годовалом возрасте – «говорит отдельные слова, гуляет достаточно. Массаж проводят, купают ежедневно».
До трех лет лексикон ее почти не пополнялся, она продолжала говорить отдельные односложные слова. Ребенок не разговаривает в 3 года что делать?

В три года и 9 месяцев моей дочери поставили диагноз «задержка речевого развития».
Нам даны рекомендации:

  1. Лечение у детского психиатра.
  2. Занятия с логопедом:
  • развитие слухового и зрительного внимания, общей и речевой моторики,
    фонематического слуха;
  • подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
  • расширение импрессивной и экспрессивной речи;
  • повышение уровня представления об окружающем мире;
  • работа над грамматическим строением языка;
  • воспитание внимания, памяти, уверенности, усидчивости, работоспособности.

Ко всему этому прибавилось заикание в остром периоде. Я почему-то не очень встревожилась из-за диагноза «задержка речевого развития», так как была уверена в своем ребенке – с умственным развитием у нее все в полном порядке.

В это время у меня уже была еще дочь и мы ожидали третьего ребенка (они родились с разницей в один год), и я с ними уехала к бабушке в другой город. Папу оставили дома одного.

Избавление от фобии

В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.

Спецшкола?

Ребенок 3 года не говорит что делать? Дома мы перевели дочь в логопедический садик, и жизнь пошла своим чередом. Врачи беспокоились больше меня. Я не на шутку встревожилась, когда в пять лет мне предложили начать оформление в специальную школу для умственно отсталых детей. На нас началась самая настоящая атака – нас вызывали в больницу, в дом народного образования на разные комиссии, пошли угрозы с какими-то наказаниями в случае неявки.

Я водила всех детей в детскую школу искусств, где они занимались танцами, рисованием и английским языком – школа нам нравилась. Дочь даже выучила небольшое четверостишие по-английски, которое впоследствии спасло нас от спецшколы. Я пришла на одно из заседаний комиссии народного образования, и там мы договорились – чтобы освободиться от нападок врачей и педагогов, мне нужен был вердикт психиатра. К психиатру мы сходили. К сожалению, у меня не сохранился текст его вердикта, но он был в нашу пользу. Это был первый человек, который выслушал меня, а затем пообщался с дочерью. Довольно длительное время играл с ней, спрашивал по картинкам, а когда он попросил что-нибудь рассказать, если захочет, дочь выдала ему простейшее стихотворение на английском языке. После этого он написал нам свой вердикт. Он так и не мог понять, для чего нас к нему направили. Нас должен наблюдать и лечить логопед. Эту бумагу мы с гордостью отнесли на комиссию. Больше нас не беспокоили.

Домашние занятия

У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года» , играли в слова , читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»… У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.

Образование

Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.

Итог истории с задержкой речи

С детских лет моя дочь была очень самостоятельная. В три года она сама ходила в детский садик, пока я кормила и одевала ее сестренку. Садик был во дворе. Из соседнего дома у подруги окна выходили во двор и она комментировала каждый шаг дочери. В 4 года она ходила сдавать кровь из пальчика в детскую поликлинику. В 5 лет она уже самостоятельно водила сестру и брата для сдачи крови. Детская поликлиника была в пристрое к соседнему дому. В первом классе она записалась в музыкальную школу по классу гитары, успешно ее закончила. В 20 лет приняла решение бросить все и уехать в Эстонию.

Сейчас у нее семья: любимый муж и четверо маленьких детишек – два мальчика и две девочки. Она очень любит с ними заниматься. С речью у них все в порядке. Играет на гитаре и выступает со сцены вместе с мужем.

Работа над ошибками

Напоследок хочу обозначить моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.

  1. Если ребенок испытывает трудности в разговоре, не нужно заставлять его говорить. Пример: Раньше мы жили в комнате площадью 11 м2, места мало, и игрушки можно было убрать только на шкаф. Их было видно детям, но достать невозможно. И когда дочь просила достать ей какую-то игрушку, показывая на нее пальчиком, я «не понимала» ее и заставляла произнести название игрушки. Она нервничала и, естественно, не повторяла.

По статистике Минобразования России за последние несколько лет количество детей с задержкой психоречевого развития увеличилось в 2 раза. Обычно эта проблема начинает проявляться в возрасте от 2 до 3 лет. Наблюдая, как сверстники вашего малыша уже не просто лопочут на непонятном языке, а радуют мам с папами, запоминая все больше новых слов, сложно сохранять спокойствие. Так и хочется запаниковать и побежать по врачам с расспросами, как ускорить развитие речи ребенка. Главное в этой ситуации – не паниковать и не давать воли негативным эмоциям. Специалисты утверждают, что некоторое торможение речевого развития – не повод для беспокойства. Обычно задержка обусловлена определенными причинами, выявив и устранив которые, вы услышите долгожданные первые слова своего крохи. Главное – вовремя обратиться к специалистам. Идеален вариант обращения к врачу, когда малышу будет 2 – 3 года. В более взрослом возрасте задержка речевого развития будет тормозить развитие мышления ребенка. Рассмотрим основные критерии, по которым может задерживаться развитие речи крохи, и то, как их преодолеть.

Нормы речевого развития для ребенка 2 – 3 лет: тест на речь ребенка

Для начала необходимо разобраться, действительно ли ребенку свойственна заторможенность психоречевого развития, или это плод воображения окружающих его взрослых. Бывает, что родители слишком многого ждут от своего малыша, хотя его умения являются нормой для такого возраста. Предлагаем пройти простейший тест, чтобы определить, всеми ли необходимыми речевыми навыками обладает ваш ребенок. За каждый положительный ответ поставьте знак плюс, за отрицательный – минус.

  1. Комментирует (сопровождает, проговаривает) действия окружающих предметов и людей с помощью характерных звуков: би-би (о едущей машине), ту-ту (о поезде), цок-цок (о лошадке).
  2. Верно произносит основные звуки, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»).
  3. Лексикон в размере около 1300 слов. Для «измерения» можно воспользоваться тестом из Интернета, например, . Важно отмечать только те слова, которые регулярно используются вашим ребенком.
  4. Способен конструировать из слов осмысленные предложения.
  5. Умеет называть предметы, изображенные на картинке (в качестве теста предложите малышу изображение, содержащее не менее 12 – 15 предметов и явлений).
  6. Активно использует основные части речи: Существительные (мама, папа, мышка); Прилагательные (красный, хороший, добрый); Глаголы (пил, кушать, пошли гулять); Местоимения (я, ты, мы).
  7. Пока не использует: Причастия (обиженный, накормленный); Деепричастия (подъезжая, рассказывая).
  8. Способен называть предмет, его качество и совершаемое действие: «рыжая кошка пьет молоко».
  9. Умеет рассказать небольшую сказку, эпизод из жизни или четверостишие.
  10. Любознателен – ребенка интересуют названия, действия, характеристики и свойства окружающих его предметов и явлений.
  11. Ощущает мелодии, их ритм.
  12. Способен копировать слова и небольшие предложения, произносимые взрослыми.
  13. Обладает неторопливой речью без проглатывания окончаний.
  14. У ребенка отсутствует повышенное слюноотделение.
  15. Спрашивает о незнакомых предметах.

Если вы отметили более 5 минусов, рекомендуем как можно скорее проконсультироваться с педиатром. Чем более продолжительное время ребенок отстает в речевом развитии от сверстников, тем сильнее затягивается его умственное и психическое развитие.

Если минусов менее 3 – 4, то врач вам не понадобится, можете быть спокойны, с развитием речи ребенка все в порядке.

Подробные нормы развития речи от 0 до 3 лет (логопед Татьяна Ланская)

Причины «неразговорчивости» 2-3 летнего ребенка

Все факторы, по которым к 3 годам ребенок не владеет необходимыми речевыми навыками, можно условно разделить на физиологические и психологические.

К физиологическим относятся:

  • Заикание – довольно частое нарушение речи, которое обычно проявляется после того, как ребенка что-то напугает. Может возникнуть по причине нездоровой атмосферы в семье. Для решения проблемы необходимо обратиться к неврологу ();
  • Генетическая предрасположенность – в некоторых случаях имеет место, но не стоит оправдывать задержку речи тем, что «наш папа тоже поздно начал разговаривать». Если к 3 годам ребенок не обладает нужными речевыми навыками, следует обратиться к специалисту;
  • Нарушение слуха – при данной особенности все затруднения сводятся к тому, что малыш недостаточно хорошо воспринимает окружающую речь, чтобы ее воспроизвести, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки;
  • Алалия – серьезное неврологическое заболевание, которое требует оперативной медицинской коррекции. Может быть причиной частичного нарушения или полной дисфункции речи ввиду поражения частей головного мозга;
  • Дислалия – сложности воспроизведения одного или нескольких звуков. Требует помощи логопеда. Исправляется обычно с 4-х лет.
  • Дизартрия – это нарушение - результат неполадок в работе ЦНС. Заболевание свойственно детям с диагнозом ДЦП, который может поставить только логопед после длительного наблюдения за пациентом. Для болезни характерны ограниченная подвижность артикуляционного аппарата, нечеткость речи, проблемы с мелкой моторикой у ребенка;
  • Серьезные травмы и инфекции в анамнезе , вызвавшие нарушение функций головного мозга;
  • Гипоксия плода (кислородное голодание) во время беременности;
  • Болезни матери в период вынашивания ребенка (инфекционные заболевания, травмы);
  • Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины), травмы ребенка, полученные во время родов (перинатальная энцефалопатия, повреждение шейных позвонков);
  • ДЦП – серьезнейшее заболевание центральной нервной системы, для которого характерно поражение одного или нескольких отделов головного мозга. Задержка психоречевого развития – один из основных признаков болезни;
  • Гидроцефалия – нарушения развития головного мозга, обусловленные скоплением в нем жидкости;
  • Ишемия головного мозга – заболевание, для которого характерно нарушение нормального кровообращения головного мозга;
  • Эпилепсия – тяжелое неврологическое заболевание, характеризующееся появлением в коре головного мозга особого очага возбуждения, вызывающего судорожную активность и как следствие судорожные припадки с потерей сознания;
  • Другие врожденные и приобретенные аномалии областей мозга и центральной нервной системы.

Психологические причины задержки речевого развития:

  • Индивидуальная особенность. Каждый ребенок индивидуален в своем развитии, что часто не соответствует общепринятым нормам. Если других причин задержки речи не удается обнаружить, то вероятнее всего, что кроха освоит необходимые навыки, но чуть позже своих сверстников;
  • Билингвизм и полилингвизм. В семье, где бытовое общение осуществляется на двух или нескольких языках, ребенку достаточно сложно осваивать их одновременно. Поэтому некоторые задержки в развитии речи в этом случае являются нормой;
  • Отсутствие необходимости в речи. Малышу необходимо живое общение в большей степени, чем взрослому. Речь необходимо развивать – читать сказки и стихотворения; пересказывать небольшие произведения; называть окружающие объекты, их свойства, качества и действия; задавать малышу вопросы. В семье, где родители предпочитают молча уткнуться в смартфон или компьютер, ребенок не чувствует необходимости в речи и не говорит;
  • Стресс. Сюда относятся как жестокое обращение с ребенком, так и чрезмерная опека и лишение его самостоятельности. Детям из асоциальных семей задержка речевого развития свойственна в первую очередь;
  • Тяжелая психическая травма, полученная в раннем возрасте. Это может быть как, казалось бы, небольшой испуг от лая собаки, так и крики, и скандалы взрослых, прием родителями наркотиков и алкоголя, оставление ребенка надолго в одиночестве, в темноте, без помощи взрослых.

Лечение задержки речи у ребенка 2 – 3 лет

Итак, если вы определили, что развитие речевых навыков вашего малыша ниже заявленных норм, необходимо обратиться к специалисту. Самостоятельно исправить ситуацию, не обладая нужными профессиональными навыками, не удастся. Сомнительные методики неизвестных псевдоспециалистов из Интернета тоже не помогут.

Важно понимать, что задержка речевого развития напрямую влияет на формирование мыслительных способностей человека, поэтому необходимо как можно оперативнее обратиться к хорошему врачу. Чем скорее это будет сделано, тем ниже вероятность осложнений в дальнейшем развитии малыша. Отложив решение проблемы на потом, вы рискуете обречь ребенка на отставание в развитии, сложности школьного обучения, и как следствие – перевод в коррекционную школу.

К какому врачу обращаться?

  1. Педиатр – в первую очередь стоит посетить педиатра, наблюдающего вашего ребенка. Он проведет осмотр малыша и определит, к какому узкопрофильному специалисту необходимо обратиться.
  2. Сурдолог – специалист, занимающийся диагностикой и лечением заболеваний, связанных с органами слуха.
  3. Оториноларинголог или, проще говоря, лор – медицинская специальность, направленная на лечение и профилактику заболеваний системы ухо – горло – нос – голова – шея. В случае проблем с речью врач поможет установить, есть ли связь с нарушениями в работе артикуляционного аппарата. Например, короткая подъязычная уздечка существенно усложняет у детей произношение многих звуков. После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
  4. Логопед – специалист, напрямую занимающийся устранением нарушений речи у детей и взрослых. Он проведет тестирование и определит - каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
  5. Логопед-дефектолог – врач, работающий с проблемами речи именно у детей.
  6. Невропатолог – определит, не связана ли задержка развития речи с нарушением функций головного мозга или центральной нервной системы. Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит - есть ли проблемы по его профилю.
  7. Детский психолог – специалист, оказывающий психологическую помощь родителям и детям. Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.

В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. - по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

Основные методы лечения

  • Микротоковая рефлексотерапия – разрешена для использования для детей с 6 месяцев. Представляет собой воздействие слабого электрического импульса на нейрорефлекторные зоны и области головного мозга, связанные с восприятием и формированием речи (есть ряд противопоказаний);
  • Магнитотерапия – аналогичная методика, при которой воздействие осуществляется при помощи низкочастотных постоянных или импульсных магнитных полей;
  • Лекарства – назначается неврологом или психиатром на основе индивидуальной схемы лечения. В большинстве случаев используют ноотропные лекарственные средства для питания нейронов мозга и активизации зон, отвечающих за речевую деятельность: лецитин, когитум, нейромультивит, кортексин и др. Эти препараты имеют множество противопоказаний и побочных эффектов, поэтому лечение ими нужно согласовывать с узким специалистом;
  • Работа с логопедом-дефектологом – ориентирована на развитие мелкой моторики, правильной работы артикуляционного аппарата и развитие мышления;
  • Логопедический массаж – весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка, что способствует облегчению произношения. Наиболее эффективными считаются методики массажа по Дьяковой, Краузе и Приходько.

Альтернативные методы лечения

  • Остеопатия – нетрадиционный метод воздействия на биологически активные точки на теле ребенка, направлен на регенерацию функций центральной нервной системы и головного мозга;
  • Иппотерапия – метод лечения при помощи езды на лошадях и общении с животными;
  • Дельфинотерапия – лечение с помощью ультразвуковых колебаний, воспроизводимых дельфинами и благотворно действующих на головной мозг человека (купание с дельфинами);
  • Музыкотерапия – психотерапевтический метод, использующий музыку для решения психологических проблем;
  • Арт терапия – способ терапии, использующий в качестве лечебного средства творческую активность;
  • Работа с детским психологом – необходима в случаях, когда задержка речевого развития обусловлена неблагополучной обстановкой в семье, психологическими травмами ребенка;
  • Домашнее развитие речи – комплекс игр, гимнастики и других занятий, ориентированных на прогрессирование речи и выполняемых в домашних условиях.
  • И, конечно, упражнения, которые нужно будет выполнять дома.

Занятия и игры с ребенком в домашних условиях

Как бы усиленно не работали с малышом узкопрофильные специалисты, используя самые эффективные методики, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит и львиная доля работы ляжет на плечи родителей. Важнейшую роль в устранении задержки развития речи играют регулярные ежедневные занятия с ребенком дома.

Развитие мелкой моторики

Педиатры и неврологи твердят родителям о чрезвычайной важности развития мелкой моторики чуть ли не с самого рождения ребенка. Мелкая моторика действительно тесно связана с развитием речи (центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь). Наиболее действенные упражнения – игры с просеиванием и пересыпанием круп, бисера, поиск игрушек, «утонувших» в крупе и т.п.; рисование пальцами; плетение косичек; пальчиковый театр; игры с конструкторами, лепка из пластилина или теста,

Беседы по картинкам

Подойдут книги по возрасту с большими и яркими изображениями. Либо расклеенные по дому рисунки любого размера с изображением людей, животных, овощей и фруктов, транспорта, игрушек, сказочных персонажей. Стимулируйте ребенка к речи, задавая ему вопросы формата «Кто это?» или «Что это?», «Что он делает?», «Какой он?» и т.п. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам). Ежедневно находите повод обсудить несколько картинок – расскажите забавный эпизод, связанный с изображением, предложите соревнование, кто быстрее найдет на картинке какое-либо животное и т.д. Рисунки нужно менять еженедельно.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Артикуляционная гимнастика

Какой ребенок не любит покривляться? Организуйте соревнование на лучшую страшную или забавную рожицу, проверьте, кто дальше вытянет губы, достанет языком до носа. Задействуйте зеркало или камеру. Потренируйтесь улыбке, чем она шире, тем проще произнести букву «ы». Малыш будет в восторге, даже не заметив, что выполнил комплекс артикуляционной гимнастики. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств - выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!

Чтение

Один из важнейших аспектов всестороннего и гармоничного развития малыша любого возраста. При задержках формирования навыков речи необходимо активно вовлекать малыша в процесс чтения, просить повторить небольшие стишки, загадывать загадки, разучивать скороговорки и потешки для самых маленьких. При прочтении сказки останавливаться для того, чтобы задать крохе несколько вопросов формата «Как зовут главного героя?», «Мишка добрый или злой?», «Почему зайка убежал от волка?» и т.д. Пробуйте пересказать небольшие эпизоды произведения или разыграть мини-спектакль по ролям. Читайте как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу.

Танцы и песни

Музыка – прекрасный инструмент для развития областей мозга, отвечающих за речь. Слушайте детские песенки, разучивайте и пойте самые любимые. Придумайте ритуальные песни перед сном, обедом или прогулкой. Укладываясь спать, обязательно спойте колыбельную куклам, плюшевым игрушкам или машинкам. Обязательно танцуйте с ребенком, задействовав не только руки и ноги, но и двигая пальчиками и строя гримасы.

«Непонимание» жестов ребенка

Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами мягко и ненавязчиво давайте понять ребенку, что вы не понимаете его жестов-просьб и просите озвучивать словами свои желания.

Учите малыша «кривляться»

Можно устраивать конкурсы дома - на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!

Зарядка для языка

Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

Логопедические игры

Их количество и вариации ограничены только вашей фантазией. Имитируйте голоса зверей и птиц, разложите вокруг ребенка игрушки-животных и поговорите на их «языке». Отличное упражнение – мама произносит звук («ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «мяу-мяу»), а кроха угадывает, какое это животное.

ТОП-5 игр от логопеда, которые помогут ребенку заговорить и развивать свою речь

Лучшие упражнения для речевых мышц - делаем вместе с мамой!

  • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование - только на их «языке»!
  • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
  • Берем 4 музыкальных игрушки , по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной - малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
  • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
  • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки.

Развитие речи – это в первую очередь результат серьезного родительского контроля и взаимодействия с ребенком. Даже достаточно сильное торможение психоречевого развития вполне исправимо в возрасте до 5 – 6 лет, поэтому постарайтесь заняться этим вопросом как можно скорее. После 6 лет вероятность излечения составляет всего лишь 0,2 %. Если вы запустите процесс, и ребенок не заговорит до 7 лет, то шансы на полное выздоровление равны нулю.

3 лайфхака как развить речь ребенка. Развиваем речь ребенка. Лайфхаки от логопеда Ольги Сахаровской

Как играть, чтобы развивать речь (логопед Татьяна Ланская)

Если ребенок не говорит, то с ним нужно не просто заниматься, а активно играть. В этом видео я расскажу о том, как лучше организовать игру с ребенком, чтобы она принесла как можно больше не только пользы, но и радости как родителям, так и ребенку. Так же вы узнаете, зачем играть, в какие игры лучше играть, чтобы развивать речь, правила игры, как сделать игру речевой, и почему взрослым сложно играть с ребенком. Видео поможет и тем, кто хочет играть со своим ребенком, но не знает, как лучше. А также тем родителям, которые заставляют себя играть со своим малышом.