Основные правовые теории. Основные теории происхождения права Кратко о примирительной

Понятие, признаки и свойства права. Право - одно из самых сложных общественных явлений. Его действие распространяется на все сферы жизни общества. Оно закрепляет отношения собственно­сти; выступает регулятором распределения труда и его продуктов; регламентирует организацию и деятельность государственного ме­ханизма; определяет меры и формы борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру их реализа­ции; активно воздействует на межличностные отношения; сущест­вует в специфичной форме выражения - законодательстве и т.д.

Право выражает интересы людей, их понятия о справедливости и морали, о добре и зле, о должном и сущем и др. Сейчас в состоя­нии конструктивного противоборства находятся два подхода к праву: нормативистский и естественно-правовой, которые можно также рассматривать как этатический (право является порождением госу­дарства и его универсальным инструментом) и либеральный (право рассматривается как самоценность, которая возвышается над госу­дарством). Именно из этих посылок и исходят наиболее распростра­ненные сейчас определения права.

Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, в соответствии с кото­рыми осуществляется власть в обществе, создаются и функциониру­ют государственные институты, поддерживается социальная стабиль­ность и обеспечивается нормальная жизнедеятельность человека.

Право как явление общественной жизни отличается от иных регуляторов человеческих отношений, таких как религия, полити­ка, экономика, этика и др. Основными признаками права являются следующие: олицетворяет волю всего общества; воплощает масштаб свободы и поведения человека; является системой общеобязатель­ных норм поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Кроме того, от иных социальных норм (морали, религии и т.д.) право отличают всеобщность, фор­мальная определенность и системность.

Принципы и аксиомы права. Вся природа права направлена на упорядочение и гармонизацию отношений в обществе. Регулируя, примиряя, возмещая, поощряя, а в необходимых случаях и наказы­вая, право действует только в интересах человека, человеческого сообщества. Именно такие идеи по определению заложены в фун­даменте права.

Принципы права - это основные исходные положения права, юридически закрепляющие объективные закономерности обществен­ной жизни. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах (нормах-принципах), и тогда они называются правовыми принципами (ст. 2-7 УК РФ, ст. 1.4-1.5 КоАП РФ); либо проявляться косвенно, во внутреннем содержании правовых норм, пронизывая своей сущностью всю материю права - принципы правосознания (например, идеи неотвратимости и индивидуализа­ции уголовной ответственности).

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. На этом основании принято выделять следующие группы принципов:

Общие (общеправовые) принципы лежат в основе всех правовых явлений: справедливость, гуманизм, законность, равенство всех перед законом и судом и др.;

Отраслевые (или специальные правовые) принципы характер­ны для какой-то конкретной отрасли права. Например, собст­венно уголовно-правовыми принципами можно назвать идеи экономии мер уголовной репрессии, личной ответственности за содеянное, так как принцип личной ответственности харак­терен именно для уголовного права, в рамках отношений ко­торого наказания носят строго личный характер, в то время как в административном и гражданском праве к ответственно­сти могут быть привлечены не только юридические лица, но и так называемые третьи лица;

Межотраслевые принципы, являющиеся основой для несколь­ких родственных отраслей права (например, гласность, состя­зательность и равенство сторон характерны для процессуаль­ных отраслей права);

Принципы отдельных институтов права (например, принципы назначения наказания, заключения договора, принципы сво­боды, тайны, закрытости завещания института наследования по завещанию и др.).

Наряду с правовыми принципами немаловажное значение в реа­лизации правовых требований имеют существующие правовые ак­сиомы - положения, многократно проверенные на практике и по­этому принимаемые без особых доказательств, в силу своей очевид­ности и истинности. Это фундаментальные принципы человеческо­го сосуществования, а также важнейшие установки правосознания, единственно делающие право возможным. Многие из них были разработаны еще древнеримской юриспруденцией, но вплоть до на­ших времен не потеряли своей актуальности. К числу таких непре­ложных, проверенных вековой практикой положений относятся та­кие правила, как: субъективному праву всегда соответствует юриди­ческая обязанность; последствия деяния не могут быть определены иначе, как по закону, действующему во время его совершения; ни­кто не может быть судьей в своем деле; никто не обязан себя об­винять; решение суда не должно затрагивать тех, кто не участвовал в деле; люди рождаются свободными и равными в своих правах; нельзя осуждать дважды за одно и то же преступление; гнев не оп­равдывает преступления; если обвинение не доказано - обвиняе­мый оправдан; щадящий виновного, наказывает невиновного; все, что не запрещено законом, - разрешено и др.

Социальная роль и функции права. Вопрос о сущности права и его назначении в жизни общества во все времена рассматривался как политическая проблема, так как от ответа на него во многом зависела легитимность действующей власти. Не случайно, когда рассматривают роль права, то говорят о его классовой и общесоци­альной сущности.

Выполняя свое предназначение, право оказывает непосредствен­ное позитивное влияние на поведение субъектов права, на систему общественных отношений. В таком направляющем воздействии за­ложены его важнейшие функции, к числу которых относятся регу­лятивная (непосредственное воздействие на нормальные, естест­венные и полезные для человека и общества действия, т.е. это уста­новление позитивных правил поведения), охранительная (охрана положительных и вытеснение вредных для человека и общества от­ношений, предупреждение и пресечение правонарушений, восста­новление нарушенных прав) и воспитательная, проявляющаяся во всем действии права и побуждающая людей действовать правомерно.

Правовые функции осуществляются методами убеждения и при­нуждения.

Теории происхождения права. Взгляды на возникновение право­вых установок в значительной степени схожи с теориями происхож­дения государства, что обусловлено единой их природой и неразрыв­ной исторической взаимосвязью. Поэтому можно также говорить о теологической, естественной, нормативистской, психологической, материалистической концепциях происхождения права. Тем не ме­нее, в числе взглядов на его генезис нужно особо выделить истори­ческую теорию, представители которой рассматривают право не как результат деятельности государства, а как продукт «народного духа» - обычаи, традиции, складывающиеся в течение длительного времени, которые государство должно отслеживать и наиболее рациональ­ные из них закреплять в качестве общеобязательных правил пове­дения (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.); примирительную тео­рию, которая гласит, что право возникло как средство упорядочения (примирения) отношений между враждующими родами (Г. Берман, Э. Аннерс); регулятивную теорию, связывающую происхождение права как универсального инструмента для установления одинако­вого порядка отношений в обществе.

Современные теории права. Право основывается и держится на трех составляющих: правовых идеях (правовом сознании), правовых нормах (правовых предписаниях) и правоотношениях (обществен­ных отношениях, имеющих юридическую природу). Исходя из это­го, типы юридического мировоззрения, в основном, могут выра­жаться в нижеследующих видах правопонимания (современных теориях права).

Теория естественного права (естественно-правовой, философ­ский подход) основана на верховенстве идеи права (Аристотель, Г. Гроций, Дж. Локк, Д. Дидро, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.). Сторонники естественно-правовой теории исходят из того, что на­ряду с юридическими нормами, установленными государством в виде законодательства (позитивного права), имеется право естественное, т.е. совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека; прав, которые принадлежат человеку от рождения (либо в силу происхождения); прав, неотчуждаемых и неотъемлемых ни при ка­ких условиях, - право на жизнь, на свободу, личную неприкосно­венность, на частную собственность, на нормальные условия жиз­ни, на общение с себе подобными и др. Право - это совокупность самодовлеющих нравственных ценностей.

Нормативистский (позитивистский) подход (Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, X. Кельзен) основан на признании приоритета норм. Право рассматривается в его «чистом виде» как объективно­логическая собственно юридическая конструкция совершенно неза­висимая от социального, исторического, политического и психологи­ческого содержания; как совокупность норм, правил поведения, соз­даваемых государством и им же охраняемых. Следовательно, право выражено только в законодательстве (в законе), вне законодатель­ства нет права.

Социологическое направление права (реалистическая школа права) базируется на том, что в основе лежит приоритет общественных от­ношений (деятельное начало в праве). Основоположники этой тео­рии (Л. Дюги, Э. Эрлих, Г. Канторович, Р. Паунд, К. Ллевеллин, С.М. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и др.) считали, что право - это не то, что выражено в законах, а то, что есть в действительности, в практике. Право заключается не в норме, а в действии («без практи­ки нет права»). Право рождается в суде, сам же судья имеет широ­чайшие рамки своего усмотрения. Он может решить конкретное дело с минимальным использованием положений материальных юриди­ческих норм, основываясь лишь на общих принципах права и своем жизненном опыте, однако следуя строгим процедурным правилам.

Отмеченные естественно-правовой, нормативистский и социо­логический типы правопонимания являются основными, но имеет­ся еще несколько правовых школ, которые основываются на каж­дом из них.

Солидаристское направление или социальная концепция права (Л. Дюги) рассматривает его как средство достижения гармонии между различными сотрудничающими группами людей в области по­литики, экономики, морали и т.д. (социальная солидарность) и как средство охраны и защиты этой гармонии. Примером может служить понимание права в так называемом «корпоративном государстве».

Психологическая теория права (Л. Петражицкий, Г. Тард) на первый план выдвигает мотивационно-психологические установки личности. «Право - это не то, что есть, а то, как человек относится к имеющемуся праву (закону)». Право позитивное тождественно праву интуитивному. При этом право интуитивное (подлинное пра­во) является исходным, так как только оно является побуждающим моментом к действиям человека.

Марксистская (материалистическая, классовая) теория права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) основывается на классовом под­ходе и рассматривает право как возведенную в закон волю господствую­щего класса, формирующуюся под влиянием экономических факто­ров развития общества, и как инструмент поддержания государст­венной власти в его руках. При этом само право представляется исключительно совокупностью действующих в государстве норматив­ных правовых актов, т.е. право и закон полностью отождествляются.

Историческая школа права (Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта) говорит о праве как о продукте народного духа. Право складывается в об­ществе подобно языку в ходе исторического процесса, не зависит от воли государства. Обычаи доминируют над законом. Государству нужно только замечать эти складывающиеся нормы и закреплять их. Так формируется национальное право.

Практическая работа №2

1. Составьте и заполните таблицу «Теории происхождения права»:

(не менее 7 теорий происхождения)

Название теории Сторонники Суть теории Достоинства Недостатки
Теологическая теория Религиозные мыслители Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами

добра и справедливости, дарованной свыше.

Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.
Теория естественного права Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами, которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Его выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.
Психологическая теория права Л. Петражицкий Усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований Однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Историческая школа права

Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта

Право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания.

Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей.

Под влиянием исторической школы юристы перестали воспринимать естественное право как универсальный образец. Под влиянием исторической школы многие юристы стали склоняться к историческим взглядам. Они не торопились перерабатывать систему в духе естественно-правовых ценностей.
Нормативистская теория права Ганс Кельзен (1881-1973 гг.) Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от Государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды. Полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. В нашей стране оно, как и другие "классово чуждые" теории, рассматривалось лишь негативно. Действительно, в нормативизме утрирована формально-юридическая сторона права. Однако в нем, как и в любой теории, нужно находить положительные моменты и использовать их.
Марксистская теория права К. Маркс,

Ф. Энгельс

Право связано с государством и зависит от социально- экономических факторов общества. Признание необходимости структурирования правовой системы, то есть построения ее в виде иерархии - от индивидуальных актов до

суверенной нормы высшей юридической силы;

идея о суверенной норме - фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;

признание в качестве права только кодифицированных (писаных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т. д.,

следовательно, ликвидация дуализма между "естественным" и "позитивным" правом.

Главный недостаток теории - повышенное внимание к формальной стороне права
Позитивитская теория права О. Конт,

Г. Спенсер

Право порождено противоречиями жизни, военными конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила игры и устанавливает свой порядок. Ему подчиняется побеждённый. Несомненной заслугой является обоснование принципов как:

1) верховенство закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативно-правовыми актами,

2) недопустимость отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов или неясных норм права;

3) требование неукоснительного исполнения действующих законов государственными органами, гражданами и иными лицами.

Сведение права к закону, иным нормативно-правовым актам приводит к утрате всяких критериев, позволяющих отличать правовые нормы от голого произвола государства. С точки зрения позитивистской теории все законы фашистского государства являются правом и законопослушным гражданам не остается ничего иного, как терпеливо их выполнять.

2. Русский юрист Б.А. Кистяковский полагал, что юридическая наука не может признать одного понятия права. По вашему мнению, Б.А. Кистяковский был прав?

Ответ:

Да, я согласен с Б.А.Кистяковским, что юридическая наука не может признать одного понятия права. Существуют множество разных определений (понятий) права в узком и широком смысле.

3. Выпишите и проанализируйте не менее пяти определений права.

Ответ:

4. Определите, к какой теории происхождения права относятся каждый их них: 1.право- это воля класса, возведенная в закон;2. право –это то, что создано судом; 3.Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека?

Ответ:

1.право- это воля класса, возведенная в закон (ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА)

2. право –это то, что создано судом (Нормативистская теория права)

3. Право – это совокупность норм, принципов, установлений, вытекающих из природы человека (Психологическая теория)

5. Составьте схемы «Виды норм права» , «Виды правоотношений», «Социально и технические нормы»

Ответ:

6. Какой смысл имеет термин «право» в следующих высказываниях: 1.«Право- это система правил поведения, установленных государством» и 2.«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРЕКОСНОВЕННОСТЬ» ?

Ответ:

1.Смысл права как науки.

2.Это одно конституционных прав и свобод человека.

7 .Укажите, к каким источникам (Формам) права относятся:

1.Договор о аренде помещения;

2.Решение судьи принятое на основе решения аналогичному делу;

3.Уголовный кодекс;

4.Коллективный договор;

5.Фиксация нравственного правила, как нормы закона;

6.Трудовой договор.

Какой из перечисленных примеров не является источником права?

Ответ:

1.Нормативный правовой договор

2.Судебный прецедент

3.Нормативно - правовой акт

4.Не относится к источникам права

5.Нормативно – правовой акт

6. Нормативный правовой договор

8. Выделите в норме уголовного права все элементы структуры нормы права: «Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии необходимой явной отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщении надлежащим учреждением или лицам о необходимости оказания помощи – наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев …»

Ответ:

1.Гипотеза (лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии ).

2.Диспозиция (Неоказание необходимой явной отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без серьезной опасности для себя и других лиц, либо не сообщении надлежащим учреждением или лицам о необходимости оказания помощи ).

3.Санкция (наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев ).

9. Найдите в действующем законодательстве:

  1. Правовые обычаи, а также нормы, которые изначально были именно обычаями, а затем нашли свое закрепление в праве;
  2. По одному примеру на каждый вид нормативных правовых актов;

    Ответ:

    А) 1. Суд, рассматривая дело о разводе супругов и решая вопрос о том, с кем из родителей оставить детей, почти всегда склоняется в пользу матери. Подобного рода решения принимаются на основе обычая, согласно которому воспитанием ребенка в основном занимается мать. И только если отец докажет, что мать не способна воспитывать ребенка в силу своих физических сил или, чаще, моральных качеств, то суд оставляет ребенка с отцом.

    2. Многие современные законы происходят именно от обычаев. Например, обычай, требующий заботливого воспитания детей - будущих граждан государства был изначально санкционирован в ряде судебных приговоров и решений, а затем 7 апреля 1935 года стал нормой закона. Семейный кодекс 1998 года тоже содержит данную норму.

    3. Ст.134 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает: "Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки".

    Б) Нормативно – правовые акты (законы) : конституция РФ;

    Федеральный конституционные законы (Федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме и о Правительстве РФ и тп);

    Федеральные законы (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и тп);

    Законы субъектов федерации (Закон Челябинской области о муниципальной службе Челябинской области, о социальных гарантиях и тп);

    Подзаконные акты: Указ президента РФ, постановления правительства РФ, приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, решения и постановления местных органов государственной власти, локально нормативный акты, решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов.

    10.

    11.

    12.

    13. В теории государства и права существуют различные точки зрения об обоснованности деления права на частное и публичное. Найдите позиции ученых и обоснуйте собственную позицию по этому вопросу.

    Ответ: Деление права на публичное и частное сложилось в юридической науке и практике давно, его проводили еще римские юристы как утверждал двевнеримский юрист Ульпиан, публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, тогда как частное относится к пользе отдельных лиц. Соответственно, публичное право – это область государственных дел, а частное право – сфера частных дел.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Гарольд Берман (1918 – 2007), Эрик Аннерс и др.

Суть теории.

Право начинало зарождаться не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами . Внутри рода не нуждались в праве, конфликты разрешались старейшинами, каждый отдельный индивид не осознавал себя самостоятельным субъектом права (не выделял себя из общества), а, следовательно, не имел частных, отличных от общих, интересов.

Между родовыми группами случались конфликты, и их улаживание было в интересах племени. Племя являлось прежде всего единицей военной. Его сила в то далекое время определялась прежде числом, а не умением. Вот почему было крайне невыгодно терять людей в результате внутренних конфликтов.

Конфликты же между родами являлись делом обычным. Ведь у родовых групп были свои особенные интересы (занять лучшее место на стоянке, использовать более выгодную территорию, приобрести большее число женщин и др.). Причины их кроются в биологически заложенном желании человека выжить , т.е. в желании, содержащем некую стихийную готовность к возмездию . Именно из этого и родилась сама идея кровной мести, уносившая жизнь многих древних людей. Более того, сам риск быть подвергнутым кровной мести оказывал сильное давление на членов рода в плане стремления к миру между различными родовыми группами, поскольку нельзя было предугадать, чем закончится вражда, не будут ли уничтожены члены конфликтующих родов до последнего человека.

Именно из договоров о примирении , заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло , как считают приверженцы этой теории,примирительное право . Со временем договор примирения в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, в соответствии с которыми все больше увеличивалась сумма штрафа за нанесение телесных повреждений и т.д.

Поначалу не проводилось разницы между видами проступков.

Однако постепенно правила примирения стали дифференцироваться. На основе разрешения целого ряда ситуаций самого различного характера возникла целая система правовых норм. Из поколения в поколение она продолжала совершенствоваться в традиционной для тех времён устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства, т.е. в форме провозглашения их от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов.

Достоинства примирительной теории.

Во-первых, несомненным достоинством примирительной теории является то, что онаоснована на многочисленных исторических фактах . Конфликты действительно сопровождают человеческое общество на всём протяжении его развития и являются отнюдь не исключением, а правилом.

Во-вторых, обратившись к анализу первых письменных источников права, мы получим ещё один убедительный аргумент в пользу примирительной теории: практически весь их объём заполняется нормами уголовно-правового характера . В них речь идёт об установлении санкций за правонарушения.

Недостатки примирительной теории.

Во-первых, примирительная теория не учитывает регулятивные причины проявления права. Игнорирует утверждение, что возможно право создавалось не только для примирения, но и для регулирования общественной жизни.

Во-вторых, разрешение конфликтов, конечно, необходимо. Но гораздо эффективнее их не допускать. Человеческий разум в определённой мере позволял это делать, и право явилось формой проявления этой его грани. Примирительная теория этого также не учитывает.

РЕГУЛЯТИВНАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Распространена в азиатских научных кругах.

Суть теории. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны .

На первом этапе развития человеческого общества, вероятно, лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм: распределение территории при вынужденной передислокации народа (заключение своего рода договора между племенами), определение порядка использования водоема (например, установление запрета на сбрасывание в него отходов), установление правил экзогамии, запреты инцестов и др. Затем с развитием производства возникает необходимость регламентировать уже не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство. Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами труда стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, устанавливаются денежные системы, справедливые цены на товары. Развитие средств сообщения и других средств производства вызвало к жизни установление правил мореплавания, лоции, норм цехового (гильдейского) права. Одним словом, по мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая и социально-бытовая) регулируются нормами права всё плотнее и плотнее. В этом и состоит причина появления права.

Достоинства регулятивной теории.

Во-первых, регулятивная теория согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом исторического развития . Действительно, правовой потенциал накапливался постепенно и постоянно увеличивался.

Во-вторых, в первых письменных источниках права хотя и доминируют уголовно-правовые нормы, но есть нормы, регулирующие собственность, порядок заключения договоров (с помощью клятвы), просматриваются и наследственные, семейные и другие нормы права.

Недостатки регулятивной теории.

Регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. Право, якобы, способно урегулировать всё. Это не так. Право очень долго не могло урегулировать политику, т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании. Та же ситуация в экономике. Да, многие вопросы экономической жизни людей подверглись правовому урегулированию (землепользование, морское дело, защита собственности и др.). Однако в целом экономика развивалась по законам саморегулирования. И лишь в XX в. началось обуздание ее негативных свойств с помощью права (борьба с монополизмом, загрязнением окружающей среды и т.д.).

К тому же, право – не единственное средство регулирования. В древности основную регулятивную функцию несли обычаи.

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Фома Аквинский (1225–1274), Жан Маритен (1882-1973).

Суть теории. Право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Достоинства теологической теории.

Еёавторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость . В дальнейшем эта идея будет детально развита естественно-правовой теорией.

Недостатки теологической теории.

Теория, требует веры в какое-либо божественное начало.

Теория требует признания посредника как глашатая Бога, будь то пророк, как в иудейской теории, или правитель, как в вавилонской теории.

Эта теория позволяет лицу, который интерпретирует, уточняет и применяет законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение, поскольку естественно, что созданное в результате этих действий право является божественным правом, а не продуктом его собственных действий.

ДОГОВОРНАЯ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ) ТЕОРИЯ

Представители: Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон. В более позднее время, в XVII-XVIII вв., к ней возвратились и разработали её на новом уровне Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Эта теория продолжала разрабатываться и позднее, в XX в. Р. Штаммлером, Л. Фуллером, А. Кауфманом и др.

Поэтому различают ранние теории естественного права, теорию естественного права, где привносится договорный аспект (или иначе договорная теория права), и, наконец,теорию возрожденного естественного права.

Суть теории. Ранние теории естественного права включают концепции, которые рассматривают естественное право как закон добродетели, как справедливость по природе, как право справедливого разума.

Сторонники договорной теории права считали, что люди первоначально находились в естественном состоянии (различные авторы по-разному описывают это состояние). Со временем, в целях обеспечения своих естественных прав люди договорились создать государство, имеющее право издавать законы, снабжённые санкциями. Естественные права транслируются законами и обеспечиваются наказанием нарушителей закона в той степени, в какой это может воспрепятствовать нарушению естественных прав.

Достоинства естественно-правовой теории.

Теория несёт в себе социальный заряд большой мощности, так как позволяет с позиций добродетели, справедливости, просто разумности оценивать и соответственно критиковать действующее право, если оно становится тормозом общественного развития.

Недостатки естественно-правовой теории.

Теория не способна ответить на ряд важных вопросов:

Вневременное представление о естественных правах, которые защищают законы, вызывает безразличное отношение к историческому опыту, приобретенному человечеством. Однако не обстоит ли дело наоборот: не исторические ли условия формируют неотъемлемые права человека , причем на каждом историческом отрезке не приобретают ли естественные права специфический характер?

В ранних теориях естественного права чувствуется если не пренебрежение, то недостаток интереса к культурному плюрализму. Различные народы выработали свои идеи относительного социального устройства. Каждая культура имеет свои собственные ценности. Но почему и зачем, если естественные права у людей, данные им изначально, одинаковые? Ведь, вероятно, не случайно и законы, принятые в разных странах, так разнятся?

Как могли люди, находясь на низком уровне развития, возвыситься до таких общих и отвлеченных понятий, как естественные права, договор, защита естественных прав?

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Густав фон Гуго (1764–1844), Фридрих Карл фон Савиньи (1779–1861), Георг Фридрих Пухта (1798–1846).

Суть теории.

Право возникает стихийно, подобно языку, естественно и постепенно и служит выражением духа народа, присуще только этому народу. Законодатель не может «пересоздать» право, как и не может изменить законы языка. Задача законодателя – зафиксировать веками складывающиеся обычаи и народные верования, придать им юридическую форму как «общее утверждение нации». Таким образом, обнаруживая себя первоначально в глубине народного духа, право затем на более высоком уровне развития общества разрабатывается юристами-профессионалами. Но они не создают право, а извлекают необходимые правила поведения из того правового массива, который живет в национальном самосознании. Таким образом, право не обладает универсальностью, присущей всем народам, а имеет сугубо национальный характер и потому не может быть перенесено в другое общество.

Достоинства исторической теории.

Право рассматривается как объективное явление, а не чьё-то произвольное творение. Кроме того, утверждается, и с этим вполне можно согласиться, что право – явление историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте будучи раз и навсегда данным.

Недостатки исторической теории.

Хотя право имеет национальные особенности, но в истории существует много примеров, когда определённой страной был воспринят закон или обычай другого народа.

Историческая теория гиперболизирует роль одной стороны жизни общества: общественного сознания. Объективные факторы, такие как экономика, военные завоевания, климатические условия и катаклизмы, международное общение и заимствование опыта социальной жизни, не доучитываются.

КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820 -1895). Теория получила развитие в трудах Владимира Ленина (1870-1924).

Суть теории. Политическая власть является организованным использованием силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы. Таким образом, право является возведённой в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетённого.

Право, как и другие формы общественного сознания (например, мораль), полностью обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества.

Достоинства классовой теории.

Верно отмечено, что на определённой ступени развития общества обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были предназначены для однородного общества, но отнюдь не для общества, которое дифференцировалось на классы и социальные группы. Им на смену приходят другие, более подходящие средства регулирования, главным из которых является право.

Также следует согласиться, что отношения в дифференцированном обществе развиваются отнюдь не так гладко. Борьба за отстаивание своих интересов в немалой степени определяет ход общественного развития.

Недостатки классовой теории.

Экономические факторы, несомненно, играют определенную роль в происхождении права, они не являются единственной причиной, породившей право.

Взгляд на право лишь как инструмент подавления ошибочен. В праве выражается не только воля господствующего класса, но также и общая воля людей, проживающих в том или ином государстве. Так, наказание, следуемое за убийство любого человека, отвечает интересам всех, а не только интересам экономически сильного и поэтому господствующего класса, поскольку иной подход подорвал бы основы безопасности и стабильности общества.

ТЕОРИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Представители: Татьяна Васильевна Кашанина (рож. 1949 г.).

Суть теории.

Социальное регулирование в однородном обществе осуществлялось с помощью обычаев. Человек как самостоятельный субъект социальных отношений ещё пока не выделялся. Его жизнь полностью была связана с родом (общиной). Общество развивалось на основе саморегулирования. Не возникло пока ещё необходимости и в политических структурах (государственных органах), специально предназначенных для управления обществом.

Несколько позднее общество начинает дифференцироваться, но дифференциация идёт пока на уровне коллективов (семьи, гильдии, сословия и т.п.), а не индивидов. Усложнённое общество требует и более сложных средств социального регулирования. Функцию социального нормирования берёт на себя церковь . Регулирование на основе религиозных норм предполагает акцент на смирение, подчинение, повиновение. Главным средством религиозного нормирования является исполнение обязанности .

Экономический и научный прогресс общества, дифференциация на уровне индивидов, поставили под вопрос способность церкви выполнять роль главного регулятора жизни людей.

Ответом на данный вызов было появление права – средства социального регулирования, направленного прежде всего на защиту индивидуальных , а не коллективных интересов.

Таким образом, возникновение права было обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобрела качественно иной (личностный, субъектный) характер.

Достоинства теории специализации.

Теория специализации универсальна, т.е. пригодна для объяснения процессов возникновения права всех стран и народов, в каком бы регионе они ни находились.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Эдмунд Гуссерль(1859–1938).

Суть теории.

В основе происхождения права представление о так называемых эйдосах – чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определённых) нормативных идеях. Эйдетическое право – разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: Мартин Хайдеггер (1889–1976).

Суть теории.

Право черпает свою силу именно в способе существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах. Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер. М. Хайдеггерсчитал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима. Юридическая норма представляет собой мёртвое, механическое образование, в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы справедливости и поступков людей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представители: родоначальником психологической теории считается Л.И. Петражицкий (1867–1931). Эту теорию разделяли английский учёный Д. Фрэзер (1854–1941), австрийский ученый З. Фрейд (1856–1939), в России – Н.М. Коркунов (1853–1904), Ф.Ф. Кокошкин (1871–1918), М.А. Рейснер (1868–1928).

Суть теории.

Теория исходит из того, что источником формирования права служат внутренние переживания людей, их правовые эмоции.

Л.И. Петражицкий полагал, что появление официальных юридических норм стало возможным в силу способности людей к правовым эмоциям, особого психического состояния, которое позволяет регулировать человеческое поведение в рамках сущего и должного. У каждого народа существует так называемое интуитивное право , которое развивается постепенно, не подвержено фиксированию и не зависит от чьей-либо воли или произвола. Оно легко приспосабливается к новым жизненным ситуациям, подвижно и побуждает перемены в позитивном праве, т. е. законодательстве.

По мнению Л.И. Петражицкого, право не есть реальность , оно лишь комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли. Право есть психологический фактор общественной жизни и действует только психологически.

Более того, Л.И. Петражицкий рассматривал право как явление, порожденное индивидуальным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман.

Л.И. Петражицкий под правом понимал эмоциональные переживания человека императивно-атрибутивного характера. Атрибутивная норма – это переживания чувства правомочия на что-то, а чувство обязанности сделать что-то есть императивная норма.

Право – это переживания человека, которые, с одной стороны, учитывают чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой – чье-либо притязание на осуществление этих действий (либо на воздержание от них), которые предопределены обязанностью. Следовательно, право целиком относится к миру внутренних, чисто субъективных переживаний человека. Право не связано с государством и с другими социальными явлениями. Для Л.И. Петражицкого характерно чрезмерно широкое толкование и понимание права. Как он писал, правом «оказывается не только многое такое, что находится вне ведения государства, не пользуется официальным признанием и покровительством, но и многое такое, что со стороны государства встречает прямо враждебное отношение, подвергается преследованию и искоренению как нечто противоположное и противоречащее праву в официально-государственном смысле». Отсюда включение им в право не только права нормальных и хороших людей, но и права преступных организаций, права, возникающего на почве суеверий, и т. п.

Таким образом, психологическая теория считает возможным внегосударственное возникновение права. В его создании решающую роль играют правосознание и правовая культура народов.

Достоинства психологической теории.

Достоинством теории является указание на то, что в процессе образования права большую роль играют психологические факторы. Тем самым был сделан сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, господствовавшего в науке в те годы.

Недостатки психологической теории.

Хотя психологические факторы играют важную роль в процессе возникновения права, нельзя абсолютизировать их роль и сбрасывать со счетов иные факторы: экономические, политические и др.

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис учения школы естественного права состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории проводится различие между правом и законом, утверждается, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. Развитие нравственной (оценочно-мотивационной) основы права принижает его формально-юридические свойства. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости. Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий».

В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики. Данная теория исходит из приоритета общечеловеческих и моральных начал в организации и сущности права.

-- Историческая школа права . Наибольшее развитие получила в конце XVIII – начале XIX вв . в трудах прежде всего представителей немецкой исторической школы права - Гуго, Савиньи, Пухта, Эйхгорн, Вайц, Рейц и др. Эта школа возникла как антитеза естественно-правовому учению. Представители этого направления рассматривают право как историческое явление, которое развивается постепенно, стихийно из «недр национального Духа». Поэтому немецкая историческая школа придерживалась консервативных взглядов и идейно была направлена против универсализма римского права, выражала стремление отстоять самобытность национальных форм и содержания права. Известной идеологической формулой данной школы был тезис о том, что «Дух народа определяет право народа».

Право здесь выступает в виде исторически сложившихся правил поведения, законы производны от права обычного. Правовые обычаи признаются в качестве основного источника права. «По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории». Историческая школа права отрицает категорию прав человека и обращает прежде всего внимание на национально-культурные и исторические особенности права. Выражаясь современным языком, эта школа выступила против «глобализации» права и правосознания. В данной теории справедливо подчеркивалась естественность развития права, зависимость законодателя от убеждений нации и от традиционных нормативно-правовых установок. Переоценка правовых обычаев в ущерб законодательству приводила к необоснованному игнорированию формально-юридического и естественно-правового начала.

В тоже время достоинством данного учения являлась разработка эволюционности, органичности развития права, отрицание необходимости революционных волеустановлений. Т.е. право в данной теории рассматривалось через теорию правоотношения. Немецкая историческая школа права повлияла заметно на развитие русского позитивизма и государственнического подхода.

Исходя из того, что дух народа проявляется в праве народа, историко-органическая концепция права рассматривает законотворчество с учетом особенной культуры и исторической эпохи. По мнению П.Новгородцева, «невидимо действующая» правотворческая сила противопоставляется у Савиньи «сознательной личной деятельности», а правотворческий процесс выступает «не как законодательный, а органический». Он указывал, что положительное право в этой концепции отожествляется с правосознанием народа, а законодатель является лишь выразителем «духа народа». Таким образом, объективный процесс развития позитивного права у Савиньи «основывается на исторической почве, обычное право узаконивается, появляется позитивное право».

М.А.Липинский отмечал у Савиньи стремление обосновать закон солидарности социальных явлений, что связано с зависимостью права от всей совокупности исторических причин, и говорит о постепенном усилении социологического подхода в правоведении.

У Пухты в большей мере подчеркивается национальный характер происхождения права. В.И.Сергеевич писал: «рядом с обычаем Пухта ставит еще два источника права: законодательную деятельность и деятельность юристов…». Однако и В.И.Сергеевич отмечает, что у Пухты настоящий источник права один – «народное убеждение». П.Новгородцев подчеркивал у Пухты резкую констатацию «изначальности определений обычного права и органический характер происхождения права». Национальный характер немецкой школы проявился в том, что она была направлена против универсальных начал римского права, под ее влиянием история русского права выделилась в особую самостоятельную отрасль, как новая связь между предметом науки и ее методами.

Идеи исторической школы права были направлены против рационализма естественно-правовой доктрины. Рассматривая идею правопорядка, основанного на естественном праве, С.А.Пяткина указывает на опасность юридического противоречия, на возможность двух юридических решений: «одного на основе действующего положительного права, другого – на основе естественного права», а «фикция естественного права грозила сделать не-правом положительную юридическую норму, если последняя вступала с ней в противоречие».

-- Нормативистская теория права . Название теории происходит от понятия «норма». Данная теория получила распространение в XX в.Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен, Дюги, Иеринг и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право представляло собой совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. «Чистое» учение о праве основывалось на признании за ним исключительно регулятивно-нормативного смысла. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Основанием пирамиды норм являются индивидуальные, правоприменительные акты, прежде всего решения судов, договоры, предписания администрации, которые должны соответствовать основной норме. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юридической силы.

С точки зрения данного подхода в основе права как специфического социального регулятора лежит норма (образец, модель или алгоритм поведения). Абсолютизация нормативного фактора без учета общесоциального содержания права может сводить право к узакониванию произвола в виде заученных формул без соотнесения их со смыслом. Нормативное выражение права нельзя отделять от конкретных задач общества, государства, от содержания коллективных интересов и отношений, от целей социальной солидарности. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства, суверенный и предоставительно-обязывающий характер норм права.

Под правом в нормативизме понимается в основном – порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно не имеет юридической силы вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы права. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик.

-- Марксистская теория права . Эта теория приобрела завешенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и их последователей-марксистов (социалистов). Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и государство, трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества, так называемому базису. Формационный подход к определению государства здесь проявляется и к определению права. Социалистический или коммунистический тип права основывается на осознании классового долга. Сходство с нормативизмом состоит в признании права как норм долженствования, исходящих от суверена. Сувереном здесь называется народ, но на практике от имени народа и вопреки его воле проводились в жизнь начала правового регулирования, чуждые народному сознанию и народному укладу и образу жизни.

Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. Таким образом, в праве прежде всего классовая (народная) воля получает государственно-нормативное выражение. Формальные основы права приводят к отрицанию содержательных, общесоциальных и историко-культурных начал права. В целом, данную теорию можно считать разновидностью волевой концепции права. Содержание права носит узкоклассовый характер, притом, что содержание классовой воли изменчиво. Следовательно, изменчива и формальная определенность права.

-- Психологическая теория права. Данная теория получила распространение в XX в . Представителями этой школы являются Росс, Рейснер, Петражицкий и др. Право здесь рассматривается как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Понятие и сущность права выводится не через нормативный аспект или деятельность, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. являются переживаниями чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма). Психика объявляется фактором, определяющим развитие общества, как коллективного правосознания. Макропсихологическая модель права строится на иерархии норм переживания и долженствования. Источником права становится исключительно правосознание. Все правовые переживания делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (лично-автономного) права. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает здесь регулятором поведения и рассматривается как действительное право или порядок отношений.

Правое регулирование при этом выражается в императивно-атрибутивных притязаниях личности. Императивные – это повелительные нормы, категорические предписания; атрибутивные нормы – это нормы долга, совести индивида, его оценка и восприятие права. Данная концепция понимания права различает официальное и неофициальное право. Официальное право – устанавливается государством и обеспечивается им. Неофициальное право лишено государственного вмешательства, но все же действует в качестве права. Т.е. наряду с писаным правом выводится неписаное право (сфера психологических переживаний). Это означает, что правовые нормы могут создаваться помимо государства в результате психической деятельности индивидов и социального целого и жить «своей жизнью». Право с точки зрения сущности рассматривается как интуитивное явление, соответствующее эмоциональной сфере человека. Государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права, оно лишь обозначает границы проявления эмоционального права.

-- Социологическая теория права. Эта теория получила наибольшее распространение в XX в. в трудах Эрлиха, Жени, Муромцева, Котляревского, Ковалевского и др. Она основывается на эмпирических исследованиях, связана с развитием и функционированием правовых институтов. Под правом здесь понимаются прежде всего юридические действия, юридическая практика, применение права, правопорядок. Таким образом, право выступает как порядок общественных отношений, выраженный в деятельности субъектов правоотношений. Возрастает значение договорного права, но «обязательная сила договоров определяется их формою, а не их содержанием, т.е. соглашением, а не интересами, как утверждает Иеринг».

Главное для данного направления – изучение реального правового порядка, а не предписаний, исходящих от юридической нормы, т.е. изучается прежде всего «живое право» . Право и закон здесь разделяются, если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего. Формулируют «живое право» прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности, они «наполняют» законы правом, вынося соответствующие решения. Данное понимание права близко к доктрине общего (англосаксонского) права и было направлено в определенной мере против консерватизма немецкой исторической школы права.

По мнению Б.А.Кистяковского, «недостатком социологической юриспруденции является разработка впоследствии только социологических проблем о причинах и силах, ведущих к образованию и развитию правовых учреждений». Судьи здесь не связаны жестко с юридическими нормами и разрешают дела по «судейскому усмотрению». Разновидностями данного правопонимания являются социальная концепция права и солидаристское учение о праве, в которых право рассматривается как средство достижения социального равновесия и сотрудничества различных социальных слоев в осуществлении власти и преобразований общественной жизни. Акцентируется при этом внимание на регулятивных, социальных функциях права как средства разрешения возможных социальных конфликтов. Теория способствует ориентации права на общедемократические ценности. Итак, основной смысл данного учения в правоведении состоит в выявлении внутренней связи и взаимовлияния норм права и различных социальных факторов.

Список литературы:

Марченко М.Н. Теория государства и права; Москва, 2010. Гл. 1-2.

Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права. Учебное пособие; М.: МИЭМП, 2011. С. 7-19.

Малахов В.П. Многообразие методологий современной теории государства и права: Культурологическая методология //История государства и права, 2009, N№ 19- 21

Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. Часть 1. М., Аргус, 2010. (Раздел 1).

1. Теологическая теория.

1) Появляется в древности на Востоке, в Древней Греции.

2) Появляется в силу простоты понимания того, что право происходит от Бога.

3) Способствует стабильности и властвованию церкви в государстве, суд был религиозным (главную роль играли священники), способствует формированию теологических государств.

4) Сейчас актуальна в исламских странах. Россия тоже пережила период теократического государства (Русь с IX века до конца XIV века, при Петре I государство стало клерикальным, с 1917 года – светское государство). Теория актуальна из-за стабильности, которую она гарантирует.

Вплоть до периода средневековья теологическая и патриархальная теории имели приоритет, под их воздействием развивалось партикулярное право (княжеские грамоты, вассальные отношения), каноническое право (церковное). В содержании права преобладает правовой обычай, патриархальные нравы. Под воздействием этих теорий формировались Судебники и Соборное Уложение.

Бурный рост промышленности и буржуазии, которой мешала архаичность права, вынудил создать более прогрессивную теорию, обосновывающую равноправие, формальное равенство людей и дававшее простор рациональным (от ratio) преобразованиям. В традиционных правовых системах начинают формироваться предпосылки рационального права.

2. Естественно-правовая теория.

1) В XVII веке (особенно во второй его половине) в Европе наряду с договорной теорий возникновения государства формулируется и естественно-правовая теория. Руссо, Локк, Гроций – ее основоположники. Центры распространения этой теории: Франция и Англия.

2) Истоки естественно-правовой теории черпались из римского права, где за гражданами признавались естественные неотчуждаемые права человека. Согласно естественно-правовой теории все люди по природе равны, следовательно все люди формально равны (на не фактически). Смысл естественно-правовой теории достигается не сразу, она идеалистична и утопична. Существует право естественное и право позитивное (создается государством). Право позитивное не должно противоречить праву естественному. Права человека понимались как урегулированная правовыми средствами свобода (“Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого”)

3) Естественно-правовая теория способствовала установлению конституционного строя в Америке и Европе, но носила революционный характер, так как могла подвергнуть ревизии все позитивное право на предмет соответствия естественному праву (к примеру, смертная казнь и право на жизнь). Появились апелляционные и кассационные суды. Революционный характер естественно-правовой теории создавал предпосылки к тому, что и новые конституции и законы тоже будут пересматриваться, а победителям нужна была стабильность.

3. Историческая школа права.

1) Возникла на рубеже XVIII-XIX веков в Германии. Основоположники: Совиньи, Гуго.

2) По данной теории право формируется постепенно, выражая дух и традиции народа, и не один правитель не может по своему усмотрению изменить право. Историческая школа права консервативна, но демократичнее патриархальной или теологической теории (по которым право создается правителем).

3) Историческая школа права обеспечивает преемственность в развитии государства и права, их стабильность. Недостатки: завышается роль традиции, обычаев.

4) Теория популярна в Великобритании.

4. реалистическая школа права.

1) Появилась в XIX веке в Америке и Германии. Основоположник – Рудольф Иегер.

2) По данной теории право – это защищенный государством интерес субъекта, состоящий в фактическом праве субъекта действовать в своих интересах. Борьба за свое право и есть высшая ценность права. Право принадлежит тому, кто умеет им пользоваться и может его защитить. В таком случае должна хорошо работать фискальная система.

3) Реалистическая школа права служит основой правового воспитания. Если вы не боритесь за свои права, то их у вас и нет. Главный способ защиты прав – самозащита.

5. Нормативисткая теория права.

1) Появилась в Германии. Основоположник – Кельзен.

2) Право представляет собой целостное системное иерархическое явление, вершину которого образует абстрактная гранднорма – высшее воплощение социальной справедливости. Теория достаточна проста и не вдается в содержательную структуру права.

3) Достоинство теории состоит в положениях о целостности и системности права, отсутствии в нем противоречий.

6. Классовая теория права.

1) Появилась в XIX веке. В Англии: Льюис, Морган. В Германии: Маркс, Энгельс. В России: Ленин, Плеханов.

2) Право представляет собой выраженную в нормах волю экономически и политически господствующей социальной группы. Эта теория экономически детерминирована. Право предстает как надстройка над базисом, зависящая от него, но при этом оказывающая влияние на развитие экономических отношений. В этой теории государство понимается как машина, поэтому в теории есть много “технических” терминов. По данной теории социалистическое государство уже называется полугосударством, в котором есть полуправо, так как право перестает быть выразителем воли отдельного класса.

7. Психологическая теория права.

1) Появилась в XIX–XX века. Основоположники: Петражицкий, Фрейд, Ницше.

2) Право – это выражение бытия психики человека в форме юридического долга (совпадение правовой обязанности и нравственности). Человеку свойственно жить, подчиняясь общей воле. Эта потребность оказывается характерна не для всех, согласно психологической теории права такие сферы права как семейное, гражданское права – это удел людей с высокой нравственностью, интеллектом и порядочностью. Ницше даже выделил понятие Героя. По данной теории брак, к примеру, является уделом Героев. По мнению Ницше были и государства-Герои – Германия.

Функции права – это основные направления воздействия правовых норм и предписаний на общественные отношения, обусловленные сущностью и социальным назначением права. Функции права делятся на:

1. Неюридические (внешние) функции:

1) Организационная функция.

2) Информационная функция.

3) Воспитательная функция.

4) Координирующая функция.

5) Управляющая функция.

6) Идеологическая функция.

7) Экономическая функция.

8) Политическая функция.

9) Социальная функция.

2. Собственно юридические функции:

1) Регулятивная функция.

а) Регулятивно-статическая функция (предусматривает определение круга участников отношений и наделение участников правами и обязанностями)

б) Регулятивно-динамическая функция (направлена на обеспечение реализации прав и свобод субъектов отношений).

2) Охранительная функция (представлена нормами уголовного права, административного права, трудового права).

3) Стимулирующая функция (закрепление условий, необходимых для приобретения определенного статуса, к примеру, студент получает право на отсрочку от армии).

4) Поощрительная функция.