Нарушение порядка и его виды. Охрана общественного порядка и наказание за его нарушение. Взгляд на проблему

Общественный порядок составляют фактически складывающиеся общественные отношения, которые могут иметь как правовой, так и не правовой характер. Поэтому, анализируя отношения в сфере общественного порядка, мы обращаемся в конечном итоге к поведению людей, то есть их действиям и поступкам, из которых эти отношения складываются.

Общественный порядок – это обусловленное совокупностью факторов объективного и субъективного характера состояние социальной жизни, предполагающее внутреннюю согласованность и упорядоченность системы общественных отношений, основанных на положениях и принципах социальных норм.

Правопорядок – это составная часть общественного порядка - итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Правопорядок представляет собой не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений. Таким образом, правопорядок – это фактическое состояние правовой жизни общества, которое характеризуется внутренней согласованностью, упорядоченностью системы правовых отношений, основанных на требованиях законности, а также на свободе и ответственности всех субъектов права.

Правопорядок как особое урегулированное правом состояние общественных отношений зиждется на системе основополагающих начал, т.е. принципов.

К принципам правопорядка можно отнести:

    Формальная определенность . Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений.

    Системность . Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.

    Государственная гарантированность . Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

    Устойчивость . Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.

    Единство . Правопорядок основан на единых политических и правовых принципах, обеспечивается единством государственной воли и законности и является единым на всей территории страны.

3. Роль ОВД в обеспечении законности

и правопорядка.

Роль органов внутренних дел в обеспечении законности и правопорядка определяется, прежде всего, особенностями реализуемой ими правоохранительной функции, а так же спецификой возложенных на них государством задач, обусловленных рассмотренными выше юридическими гарантиями законности. К числу таких задач, в первую очередь, следует отнести:

    обеспечение личной безопасности граждан;

    предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

    раскрытие преступлений;

    охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

    оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В целях реализации правоохранительной функции, обеспечения законности и правопорядка ОВД осуществляют ряд мер, которые являются юридическими гарантиями законности и правопорядка. К числу таких мер следует отнести:

    Меры выявления (обнаружения) нарушений законности и правопорядка;

    Меры по предупреждению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по пресечению нарушений законности и правопорядка;

    Меры по защите и восстановлению нарушенных прав, по устранению последствий правонарушений;

    Меры по привлечению к юридической ответственности нарушителей законности и правопорядка;

    Меры процессуального характера.

Кроме того, следует отметить участие органов внутренних дел в реализации организационных гарантий законности и правопорядка. К ним относятся мероприятия организационного характера, обеспечивающие состояние законности и правопорядка. К числу таких мер относится, например, кадровая работа, образование в системе МВД специальных подразделений по борьбе с коррупцией и т.д.

Вопросы для самоконтроля:

    Дайте понятие законности.

    Перечислите основные признаки законности.

    В чем выражаются гарантии законности?

    Может ли право на необходимую оборону рассматриваться в качестве юридической гарантии законности?

    Сформулируйте определение общественного порядка.

    Как соотносятся понятия «законность», «правопорядок» и «общественный порядок»?

    В чем на Ваш взгляд заключается специфика правопорядка сложившегося в условиях современной России?

    Охарактеризуйте роль ОВД в обеспечении законности и правопорядка.

Учебная литература:

    Теория государства и права (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С.178 – 181.

    Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.62 – 64.

    Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. С.206 – 210.

Дополнительная литература:

    Законность в Российской Федерации. М.: Спарк, 1998.

    Лисюткин А.Б. К понятию законности // Государство им право. 1994. №3.

    Матузов Н.И. Право как нормативная основа правопорядка // Становление правового порядка в российском государстве: реальность и перспективы (социально-правовые проблемы). Саратов, 1995.

    Правовой режим законности: вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 15 февраля 2001г. Под общ. Ред. Д.И. Луковской. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001.

    Ромашов Р.А. Сальников В.П. Теоретическая модель законности (проблемы формирования в современной России) // Общество, право, полиция. Материалы международной научно-практической конференции. 23 – 24 мая 1996 г. Ч.3/ Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.

Введение 2

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности 3

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. 6

Задача 23

Заключение 25

Литература 26

Введение

Ведущее место в общегосударственной системе обеспечения обще-ственного порядка и общественной безопасности, в борьбе с пре-ступностью занимает милиция. Она является составной частью системы Министерства внутренних дел РФ.

Закон «О милиции 1 » от 18 апреля 1991 г. закрепляет положение о том, что милиция является составной частью системы государст-венных органов исполнительной власти и призвана проводить за-коны в жизнь, т.е. организовать и практически осуществлять защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, ин-тересов общества и государства от преступных и иных противо-правных посягательств.

В современных условиях, исходя из ст. 2 Конституции РФ, со-циальное назначение милиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод чело-века и гражданина.

В то же время милиция является составной частью государст-венной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан, создавать для этого необходимые условия, например, регулировать дорожное движение, обеспечи-вать реализацию правил оборота гражданского и служебного огне-стрельного оружия, осуществлять оформление и выдачу гражда-нам заграничных паспортов.

Наряду с назначением и целями милицию характеризуют сред-ства, которые она использует для достижения поставленных целей. Этими средствами являются непосредственное принужде-ние, сила, причем в широком смысле — от простого прикосновения до насильственного лишения жизни (применения оружия). Предо-ставленное милиции ст. 1 Закона «О милиции» право применять силу для достижения законных целей — ее главная отличительная особенность, позволяющая милиции занять особое место в государ-ственной системе правоохраны.

1. Общеправовые аспекты общественного порядка и общественной безопасности

Правопорядок - одна из основных составных частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.). Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в данном государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений Правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Основу общественного порядка составляют отношения, склады-вающиеся в общественных местах, т.е. в местах общения людей при удовлетворении их материальных, духовных потребностей, во время отдыха. 2

При этом общественные места можно отнести к трем категори-ям:

1) общественные места постоянного пользования — улицы, площади, скверы, транспортные магистрали и т.п.;

2) обществен-ные места временного пользования — магазины, театры, стадионы и т.д.;

3) эпизодические общественные места — лес, горный склон, озеро, река, когда там, например, проводятся те или иные меро-приятия, и т.д.

Средствами регулирования отношений в сфере общественного порядка являются нормы права и другие социальные нормы не-юридического характера (нормы морали, обычаи, правила культу-ры поведения).

Посредством правовых норм устанавливаются общеобязатель-ные правила поведения, вводятся запреты на совершение опреде-ленных действий, устанавливается ответственность за правонару-шения, определяются задачи, функции, полномочия, формы и ме-тоды деятельности государственных органов, их должностных лиц, общественных формирований по охране общественного по-рядка.

Таким образом, общественный порядок — это система волевых общественных отношений, складывающихся и развивающихся главным образом в общественных местах на основе соблюдения норм права и иных социальных норм, направленных на обеспече-ние условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого досто-инства и общественной нравственности.

К понятию общественного порядка тесно примыкает понятие общественной безопасности, которое рассматривается как система общественных отношений, складывающихся в соответствии с пра-вовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышен-ную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо другими чрезвычайными обстоятельствами социального или техногенного характера. 3

Состояние угрозы общественной безопасности может возни-кать, когда допускаются нарушения правил эксплуатации автомо-бильного, железнодорожного и других видов транспорта, ведения строительства, дорожных, ремонтных и других работ, эксплуатации пожароопасных объектов и устройств, а также обращения с оружием, боеприпасами, взрывчатыми материалами, сильнодей-ствующими ядами, радиоактивными изотопами, средствами цвет-ного копирования, компьютерными системами и другими предме-тами и веществами.

Угроза общественной безопасности и личной безопасности граждан может возникать при нарушениях установленного поряд-ка проведения массовых мероприятий, неподготовленности мест для их проведения, несвоевременности принятия мер к упорядоче-нию движения больших групп людей и т.п. Признаки угрозы обще-ственной безопасности и личной безопасности граждан неизбежно возникают при стихийных бедствиях и других чрезвычайных об-стоятельствах.

Реальную угрозу общественной безопасности представляют криминогенные факторы, преступность, а также криминальный террор в отношении представителей органов государственной влас-ти, в том числе милиции, налоговой полиции, других правоохра-нительных органов.

К числу угроз общественной безопасности относится незакон-ная деятельность политических партий, движений, общественных организаций, в том числе фашистского толка, религиозных изу-верских и иных подобных объединений; политический экстремизм и терроризм; действия, направленные на создание предпосылок для групповых и массовых нарушений общественного порядка, неповиновение властям и др. 4

Общественной безопасности угрожают дорожно-транспортные происшествия, аварии, катастрофы, выпуск на линию неисправ-ных транспортных средств, управление транспортными средства-ми в алкогольном или наркотическом опьянении; незащищен-ность личности, имущества от пожаров, имеющих широкое рас-пространение.

2. Понятие административных правонарушений посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Глава 20. КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данный правонарушений является общественный порядок и общественная безопасность.

Рассмотрим классификацию данных правонарушений.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, являются общественный порядок и общественная безопасность.

Под общественным порядком подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. Общественная безопасность предполагает состояние, при котором сохраняются общественное спокойствие, неприкосновенность личности, целостность собственности, т.е. нормально функционируют все общественные институты.

С объективной стороны правонарушение представляет собой противоправное действие, демонстративно нарушающее общественный порядок и общественную безопасность. 5

Перечень действий, при помощи которых можно совершить мелкое хулиганство, не исчерпывается сформулированными в ее диспозиции - нецензурной бранью и оскорбительном приставании к гражданам, что подчеркивается словами "или другие действия".

Мелкое хулиганство может совершаться в любой сфере общественной жизни: в быту, на работе; в любом месте, где находятся люди (общественное место): в квартире, на улице, в учреждении, на предприятии, в транспорте и т.д.

Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, если лицо сделало нецензурные или непристойные надписи в отсутствие людей или демонстративно нарушает своими действиями покой граждан в ночное время.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

В соответствии со ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Указанные термины означают:

    "митинг" - массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни;

    "уличное шествие" - организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы, проспекта с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    "демонстрация" - публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспорантов и иных наглядных средств;

    "пикетирование" - наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления.

    Порядок организации и проведения вышеназванных публичных мероприятий установлен Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. "О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования" и носит уведомительный характер.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 комментируемой статьи, являются общественный порядок и общественная безопасность при организации уличных шествий и демонстраций. 6

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается как в действии, так и в бездействии, заключающемся в нарушении норм, устанавливающих порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Например, необходимо квалифицировать как правонарушение непредставление уведомления о проведении массовой акции, или предоставление такого уведомления с нарушением установленных сроков, или составление уведомления с нарушением требований к форме его составления и т.д.общественного порядка; Обеспечение личной безопасности клиентов и персонала объекта... перечень внутренних нормативных актов, регламентирующих порядок обеспечения безопасности и защиты информации; обеспечивает строгое...

  • Законность, правопорядок и общественный порядок

    Закон >> Государство и право

    Со­циальную защищенность всех слоев общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью... общественные движения. 3.Общественный порядок Говоря о законности и правопорядке, нельзя не упомянуть общественный порядок , который регулирует общественные ...

  • Безопасность полетов

    Курсовая работа >> Военная кафедра

    Делу укрепления доверия общественности к авиации. Безопасность движения самолетов на... радиолокационных станций ПВО. а) Порядок использования радиолокационных средств ПВО. ... имеющимися техническими средствами. г) Порядок обслуживания. Если пилоту самолета" ...

  • Общественно -историческая ценность государства и права

    Реферат >> Государство и право

    Органы (милиция, прокуратура, служба национальной безопасности ).д) Армия. 3. Наличие налоговой системы. 4. Суверенитет... государство. Правовым государством называют такой общественный порядок , при котором осуществляется несколько основополагающих...

  • Понятие общественного порядка

    Любой человек осознанным или бессознательным образом в собственной деятельности руководствуется какими-либо правилами. Они выражаются в форме моделей, образцов, поведения. Все эти правила являются различными и по содержанию и способам возникновения, но объединяет их единая цель. Данные модели дают возможность предупреждения действий, разрушающих общественный порядок и правопорядок.

    Определение 1

    Итак, общественный порядок является сложившейся в обществе системой отношений меж людьми, правил взаимного общежития и поведения, которые урегулированы действующим законодательством, традициями и обычаями, а также нормами нравственного характера.

    Сущность общественного порядка и его установление

    Необходимость в установлении надлежащих условий жизнедеятельности обусловлена самой природой социума. Он имеет нужду в устойчивой, стабильной системе отношений, правилах, дисциплине, которые могут предотвращать эти правовые нарушения.

    Общественный порядок не может существовать в мире, в котором царят безнаказанность, распущенность, безнравственность. В теории государства и права устанавливается, что для любого способа производства материальных благ потребуется укрепление социальных связей и взаимодействий. Без этого является немыслимой совместной и целеустремленной людская деятельность.

    Понятие в доклассовом обществе предполагает наличие у людей некоторых обычаев и традиций. На основе их население входило во взаимные отношения, исполняло какую-либо деятельность. После образования частной собственности, подразделения труда, образования классовости обеспечение охраны общественного порядка реализуется при помощи юридических и моральных норм, которые установлены государством.

    Общественный порядок сформирован из волевых взаимных отношений меж людьми, которые проявляются в их действиях и поведениях. Они выражаются в форме результата их осознанной деятельности. Политическая система и государство оказывают активное влияние на межчеловеческие отношения.

    Организация общественного порядка играет роль одной из главных функций власти. Реализация данной задачи реализуется при помощи принятия определенных законов, контролирующих действий над их исполнением и соблюдением. Этим образом, общественный порядок в границах государства представляется социально-юридической категорией, основанной на отношениях меж людьми при следовании ими учрежденным моральным, нравственным, и иным нормам. Неприкосновенность данной системы гарантирована властью. Суть явления сформировала относительно устойчивые, необходимые, закономерные внутренние связи, присущие порядку, соединяющие все его элементы в единый комплекс.

    Общественный порядок в форме системы социальных связей и отношений в законодательстве и литературе рассматривают в узком и широком смысле. В первом случае речь заходит о том, что учрежденные правила распространяются не на все имеющиеся взаимодействия, а лишь на их определенную часть. Необходимость этого разделения обуславливается разносторонностью и многообразием отношений меж людьми в любой определенной области, наличием особенных юридических норм, которые направлены на урегулирование таких связей.

    Замечание 1

    Кроме того, важно учесть и установленные законодательством разновидности ответственности за такие преступления. Общественный порядок невозможен, если государство не предусмотрело определенные инструменты урегулирования. Применять их уполномочены далеко не все властные институты. Для их использования образуются соответственные органы общественного порядка. Их полномочия, обязанности и возможности строгим образом регламентируются законом.

    Совместно с этим в системе отведено особенное место и для граждан. В охране общественного порядка в какой-либо степени могут принимать участие все люди, которые проживают на территории государства. Но население не может обладать такими полномочиями, какими наделяются различные инстанции.

    В такой связи охрана и безопасность общественного порядка людьми может реализовываться посредством соблюдения установленных в законодательстве предписаний и норм по обеспечению охраны общественного порядка.

    Основные цели общественного порядка

    Изучая общественный порядок в образе социально-юридической категории, важно отметить обусловленность системы людскими потребностями, удовлетворение которых совершается в процессии взаимного действия меж различными людьми. Отношения формируются в соответственных местах в процессе общения. Целью всей этой системы является обеспечение для жизни человека спокойной обстановки, нормальных условий для труда и отдыха, деятельности учреждений, организаций, инстанций, служб, властных институтов.

    Волевой элемент общественного порядка

    Он проявлен в поведении лиц, принимающих участие в процессе охраны общественного порядка, его образовании, поддержании. Волевые человеческие акты, принимая роль функции его психики, обладают тесной связью с реальностью, находясь в зависимости от действительности. Какие-либо действия, совершаемые индивидом в сфере общественного порядка, могут соответствовать предъявляемым требованиям законом. В связи с этим происходит укрепление социального положения в государстве. Человеческое поведение может находить противоречия устанавливаемым нормам. В таком случае его действия при конкретных обстоятельствах могут быть расценены как преступления, направляемые против общественного порядка.

    Нормы, действующие в области общественных отношений, могут координировать поведение граждан путем:

    1. Установления запретов на совершение действий, которые вызывают для социума негативные последствия.
    2. Установления правил, предписывающих должное или возможное людское поведение.
    3. Выделения компетенции и урегулирования деятельности уполномоченных субъектов на охрану порядка.
    4. Учреждения ответственности за несоблюдение запретов и предписаний.

    общественный порядок безопасность инспектор

    Общественный порядок в государстве - это результат соблюдения людьми установленных правил, это определенная система общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения норм (права, морали, обычаев) регулирующих доведшее людей в общественных местах.

    Общественный порядок рассматривается в широком и узком смыслах.

    В широком смысле общественный порядок рассматривается как совокупность всех общественных отношений, складывающихся в государстве данного типа.

    В узкой смысле общественный порядок представляет систему общественных отношений, складывающихся преимущественно в общественных местах, регулируемую нормами права и морали в целях обеспечения неприкосновенности граждан, защиты их прав, обеспечения спокойствия в общественных местах и создания необходимых условий для общения людей в процессе удовлетворения различных жизненных потребностей и нормальной деятельности государственных органов и общественных организаций.

    Система общественных отношений в сфере общественного порядка характеризуется:

    • а) закрепленностью нормами права я морали;
    • б) установлением определенных прав и обязанностей участников этих отношений;
    • в) гарантированной возможностью осуществления прав личности;

    Отношения между людьми в сфере общественного порядка находят свое выражение в поведении людей, всех действиях, поступках. Это поведение, совершение поступков, принятие решений обусловлено объективными факторами и условиями, в которых живут люди. Правовые нормы призваны направлять поведение людей таким образом, чтобы в каждом конкретном Попов Л.Л. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел. М., Ак. МВД СССР, 1990.случае регламентированного правом, граждане совершали те или иные действия и поступки в направлении, соответствующем интересам общества.

    Поступки со стороны отдельных лиц, неуважение к установленному общественному порядку, требуют его защиты от посягательства силами и средствами специальных государственных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел. Конечно, проступки не так серьезны, как преступления. Но, во-первых, некоторые из них граничат с преступлениями, во-вторых, ввиду своей многочисленности они причиняют значительный вред. Часто нарушаются правила дорожного движения, распространенными являются такие как мелкое хулиганство, нарушение правил, направленных на борьбу с пьянством, наркоманией, правил охраны природы.

    Борьбу с административными проступками нельзя сводить к наложению взысканий на лиц их совершивших. Необходимо борьбу вести с данными правонарушениями уже на "дальних подступах". Это - воспи-тание в семье, школе, коллективах, выявление причин и условия способствующих совершению административных правонарушений и их устранение.

    Общественный порядок должен:

    • а) обеспечить жизнь и неприкосновенность граждан;
    • б) охранять честь, достоинство и иные права граждан;
    • в) охранять имущество собственника;
    • г) обеспечить спокойствие в общественных местах, поддерживать необходимые условия для нормальной деятельности учреждений, предприятий и т.д.

    Охрана общественного порядка - это проведение государственными органами различных мероприятий по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния.

    Эти меры включает:

    • - во-первых, создание законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны порядка, правила поведения людей в общественных местах;
    • - во-вторых, деятельность органов суда, прокуратуры, внутренних дал, юстиции и др. по проведению в жизнь этих актов.

    Охрана общественного порядка осуществляется тремя способами:

    • а) уголовно-правовым;
    • б) гражданско-правовым;
    • в) административно-правовым.
    • - Органы следствия и суда используют уголовно - правовые средства для борьбы с преступностью.
    • - Суды используют гражданско-правовые средства для охраны прав и законных интересов граждан.
    • - Административно-правовая охрана общественного порядка осуществляется, прежде всего, органам государственного управления. Они создают соответствующие нормативные акты, направляют и контролируют деятельность других органов по вопросам охраны порядка.

    Организация охраны общественного порядка, представляет собой систему знаний о правовых, организационных и тактических основах охраны общественного порядка, ее объективных закономерностях, принципах организации, формах и методах деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка, путях совершенствования, повышения качества и эффективности этой деятельности.

    Основные черты управления в области охраны общественного горянка.

    Управление в области охраны общественного порядка представляет составную часть управления внутренними делами, которые в свою очередь являются составной частью государственного управления. То есть - это исполнительно-распорядительная деятельность органов государства (ОВД) направленная на организацию и практическое осуществление охраны общественного порядка путем планирования, подбора и расстановки кадров, выработки соответствующих решений и проведение их в жизнь, руководства подчиненными органами, проведения профилактических мероприятий и применения мер принуждения.

    Управлению в области охраны общественного порядка характерны такие общие черты государственного управления как:

    • - подчиненность и подконтрольность Государственным администрациям, Советам народных депутатов;
    • - исполнительно-распорядительный, государственно властный характер;
    • - организующая, правоохранительная, предупредительно-профилактическая направленность.

    Подчиненность и подконтрольность органов внутренних дел Государственным администрациям и мест-ным Советам проходят в основном по линии их административной деятельности. В силу специфического характера дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной работы руководство ими сосредоточено в основном в вышестоящих органах внутренних дел.

    Административная деятельность органов внутренних дел, как и других органов государственного управления" одновременно исполнительная и распорядительная.

    Исполнительной она является потому, что направлена на повседневное исполнение, непосредственное практическое претворение в жизнь законов, указов, постановлений, правительства, решений местных Советов по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Органы внутренних дел исполняют наказания, определенные приговорами судов за совершение преступления.

    Распорядительный характер она носят потому, что государство наделило ОВД широкими административно-распорядительными полномочиями необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. ОВД и их должностные лица полномочны принимать акты управления о наложении на правонарушителей административных взысканий, давать гражданам и должностным лицам предприятий и учреждений обязательные для исполнения указания о совершении действий, установленных правилами общественного порядка и обязанности, или о прекращении действий, нарушающих эти правила применять принудительные меры с целью предупреждения и пресечения правонарушений, а также в рамках своей компетенции самостоятельно решать другие вопросы (например, предоставлять право на управление транспортом, выдавать разрешения).

    Государственно-властный характер деятельности ОВД выражается в том, что она осуществляется от имени государства, с использованием предоставленных государством властных полномочий. Сотрудники ОВД при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и борьбе с преступностью выступают в качестве представителей власти. В этом состоит одно из основных отличий деятельности ОВД от деятельности общественных организаций, осуществляющих охрану порядка путем общественно-организационных форм работы и не наделенных государственно-властными полномочиями

    Однако, характеризуя государственно-властный характер деятельности ОВД, необходимо иметь в виду, что она не сводится только к государственно-властным предписаниям. Властный метод регулирования отношений в процессе охраны порядка сопровождается широким использованием разъяснения, воспитания, рекомендаций.

    Деятельность ОВД носит творческий, организационный характер. Основу ее содержания составляет положительная, созидательная работа по организации и развитию общественных отношений, возникающих в связи с пребыванием людей в общественных местах, передвижение по республике, выездом и въездом за границу, функционированием объектов, представляющих повышенную опасность для окружающих, по организации движения транспорта и пешеходов, перевоспитания осужденных и т.д.

    Применение норм права в процессе, деятельности ОВД в преобладающем большинстве случаев не связано с правонарушениями, а направлено на организацию проведения норм права в жизнь, на решение многочисленных организационных вопросов, возникающих при правомерном поведении граждан, деятельности общественных организаций государственных учреждений, предприятий и их должностных лиц.

    Вместе с тем важнейшей специфической чертой деятельности ОВД является ее предохранительная направленность. Вся их деятельность имеет своим основным назначением организацию и практическое осуществление охраны Закон ПМР "О милиции" от 18 июля 1995 г.

    2. Кодекс ПМР об административных правонарушениях принят Верховным Советом ПМР 18.12.2013 г. вступил в силу с 28.04.2002 г.ОП и безопасности, направлена на борьбу с нарушениями соответствующих правил.

    Основными методами деятельности ОВД являются:

    • - надзор за соблюдением установленных правил;
    • - убеждение граждан в необходимости их соблюдения и применение мер административного принуждения в целях предупреждения, пресечения правонарушений и наказания нарушителей.

    ОВД наделены широкими полномочиями по осуществлению надзора и выявлению нарушителей установленных правил. Так, органы пожарного надзора имеют право:

    • - производить осмотры всех зданий, сооружений, вкладов, жилых помещений и составлять акты осмотров;
    • - требовать от всех государственных и общественных организаций, а также отдельных граждан представления сведений о противопожарном состоянии соответствующих объектов;
    • - давать обязательные для исполнения письменные предписания об устранении недостатков в организации пожарной безопасности.

    Главным в административной деятельности ОВД является предупреждение правонарушений, проведение профилактических мероприятий.

    Правление в области охраны общественного порядка включает внешнюю деятельность и внутриорганизационную.

    К внешней деятельности относятся:

    • - издание актов регулирующих деятельность государственных и общественных организаций в сфере общественного порядка, устанавливающих правила поведения граждан;
    • - осуществление мер по проведению в жизнь изданных актов (административный надзор, выдача паспортов, их прописка и выписка и т. Д.);
    • - предупреждение и пресечение административно-правовыми средствами посягательств на общественный порядок.

    Внутриорганизационная деятельность складывается из:

    • - определения структуры органов и штатов;
    • - четкого определения компетенции органов и конкретных исполнителей;
    • - планирование работы;
    • - выработка решений;
    • - организация практического исполнения принятых решений и т.д.

    Сущность и элементы общественного порядка. Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций.

    Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

    Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

    детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. . Приказ МВД ПМР 178 от 12 июня 2002 г. ""Об утверждении и введении в действие Инструкции ""Об организации и тактике проведения операции МВД ПМР при задержании вооружённых преступников""

    Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волевые акты индивидуума, являясь функцией человеческой психики, тесно связаны с реальной жизнью и зависят от нее. Действия и поступки, совершаемые индивидуумом в сфере общественного порядка, могут соответствовать его требованиям и способствовать упрочению общественного порядка или противоречить его интересам. В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

    Носителями общественной воли в нашем обществе являются рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования.

    Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью.

    Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

    Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

    С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы: нормы, определяющие правовой статус граждан в рассматриваемой сфере; нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка; нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

    Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Эти нормы составляют наиболее многочисленную группу. Они устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

    Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, обеспечивает надежные условия пребывания в общественных местах, создаёт нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

    Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка. Они вправе сообщать в компетентные органы (милицию и др.) о готовящихся или совершаемых нарушениях общественного порядка, принимать меры к пресечению нарушений общественного порядка. Действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и на задержание преступника, правомерны и не влекут юридической или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику.

    Граждане имеют право на самооборону. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу, то есть при защите личности и прав обороняющегося от других лиц охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения.

    Нормы права предоставляют гражданам возможность обращаться в компетентные органы с критическими замечаниями и предложениями, направленными на укрепление общественного порядка и совершенствование деятельности органов и организаций, охраняющих общественный порядок.

    Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

    Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах.

    Граждане должны соблюдать специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка. Запрещаются: нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (мелкое хулиганство), стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; распитие спиртных напитков в общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена компетентными органами; появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, азартные игры на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и др.

    Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

    Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка. К числу таких норм относятся нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.

    Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка, обязанности и права органов внутренних дел, милиции и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, полномочия работников милиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает. Совершенствование компетенции органов и должностных лиц, точное и четкое определение задач, обязанностей и прав, а также ответственности каждого органа (должностного лица) в сфере общественного порядка способствуют дальнейшему укреплению законности, улучшению работы органов, охраняющих общественный порядок.

    Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных Приказ МВД ПМР № 80 от 4 апреля 2002 г. ""Об утверждении Инструкции ""Об образовании работы ОВД по обеспечению взаимодействия с добровольными народными дружинами по охране общественного порядка""формирований с государственными органами и др. определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

    Общественная безопасность. Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества - общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел, милиция.

    К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, правил приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).

    Отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами. Их соблюдение и исполнение гарантируются применением принуждения со стороны государства и его органов.

    Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.

    Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере общественной безопасности.. Кисин В.Р., Коренев А.П., Селиванов В.В. Производство по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых органами внутренних дел (милицией). Образцы документов. Учебное пособие. М., МВШМ МВД СССР, 1989.

    Термин «общественный порядок» употребляется в литературе и действующем законодательстве не менее часто, чем правовой. Общественный порядок понимается в широком и узком смысле этого слова. В широком смысле слова общественный порядок - это совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права. Соответственно общественный порядок, как более широкая категория, включает в себя и правопорядок.

    По мнению И.Н. Даньшина, общественный порядок - «это порядок волевых общественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольного соблюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридического характера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающих слаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».

    В узком смысле слова общественный порядок понимается как обусловленная интересами всего народа, регулируемая нормами права, морали, правилами общежития и обычаями система волевых общественных отношений, складывающихся главным образом в общественных местах, а также общественных отношений, возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеру обеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народного достояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий для деятельности предприятий, учреждений и организаций. Серегин А.В. характеризовал общественный порядок как «урегулированную нормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности».

    Веремеенко И.И. считает, что общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития общества «систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни».

    Сущность управления в сфере общественного порядка сводится к организации деятельности административных служб (аппаратов), в процессе которой достигаются цели, решаются задачи, выполняются функции органов внутренних дел, их служб и подразделений. В результате развития служб, совершенствования их структуры и управленческой деятельности, внедрения передового опыта, а также достижений науки и техники укрепляется взаимосвязь между организацией и тактикой деятельности административных служб и подразделений, приобретающая при этом все более многогранный и динамичный характер взаимозависимости.

    В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содержится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общественные места. То есть это места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т.п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится. «Следовательно, отмечает И.И. Веремеенко, специфика нарушений общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах, видимо, и является для законодателя тем первым признаком, ориентируясь на который, он выделяет эти отношения в относительно обособленную группу, именуемую в праве общественным порядком» .

    Общественные отношения, складывающиеся в общественных местах, в сфере общественного порядка, регулируются нормами права и иными социальными нормами. Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию РФ. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (см., например, гл. 20 («Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность») Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).

    Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах МВД РФ, законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Отношения в рассматриваемой сфере регулируются общепринятыми в обществе правилами общежития, нормами морали, обычаями и др. Они возлагают на граждан выполнение нравственных обязанностей в сфере общественного порядка, являются важными средствами предупреждения антиобщественного поведения. Нормы морали устанавливают меры общественного воздействия в отношении нарушителей общественного порядка.

    Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие воедино его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием (элементами).

    Материальное содержание. Под этим видом содержания общественного порядка понимаются реально существующие общественные отношения. Материальной основой общественного порядка являются: экономический строй общества; политический строй государственной власти; вид демократии; система общественных отношений и потребность в их упорядочении; реальные потребности и интересы членов общества.

    Волевое содержание. Общественный порядок имеет волевое содержание. Поведение участников общественных отношений волевое. При этом воля выступает в виде психической реакции человека (воля индивидуума) и общественной воли (воли социальных групп, классов, государства). Волевые действия и поступки участников общественного порядка, в конечном счете детерминированы материальным содержанием общественного порядка, реальной действительностью, закономерностями общественного развития. Воля индивидуума проявляется в его сознательных действиях по достижению определенных целей. Волю «можно определить как психическое регулирование поведения, заключающегося в детерминированном и мотивированном желании достижения поставленной цели, в выборе решения, разработке путей, средств и применения усилий для их осуществления».

    В этой связи важное значение имеет воспитание у индивида уважительного отношения к социальным нормам, регулирующим общественный порядок, формирование привычки соблюдать действующие правила.

    Носителями общественной воли являются классы, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования. Разновидностью общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью. Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и правила правовых норм определяют поведение людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

    Правовые нормы, действующие в сфере общественного порядка, регулируют поведение людей путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

    С учетом целей правового регулирования отношений в сфере общественного порядка правовые нормы могут быть сведены в следующие группы:

    1) Нормы, определяющие правовой статус граждан в сфере общественного порядка. Они наиболее многочисленны. Эти нормы устанавливают права, обязанности и ответственность граждан в данной сфере.

    Граждане имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, создает нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.

    Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка, а также на самооборону. Не подлежит юридической ответственности лицо, хотя и совершившее правонарушение, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, если при этом не было допущено превышения ее пределов (ст. 2.7 КоАП РФ). Граждане могут также обращаться в соответствующие органы с критикой. Граждане имеют право участвовать в охране общественного порядка в качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. «Охраняя общественный порядок, дружинники следят за тем, чтобы все граждане соблюдали правила поведения в общественных местах. Эти правила устанавливаются законами, постановлениями правительства, нормативными актами других компетентных государственных органов».

    Права граждан в сфере общественного порядка не могут рассматриваться вне их связи с обязанностями в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах, специальные запреты, установленные в сфере общественного порядка и общественной безопасности (см. гл. 20 КоАП РФ).

    Правовые запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка и общественной безопасности устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

    Важную регулирующую функцию выполняют нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного порядка и общественной безопасности (нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка и общественной безопасности в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.)

    2) Нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Эту группу составляют нормы, которые устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов и должностных лиц по охране общественного порядка и общественной безопасности, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности, обязанности и права органов внутренних дел, полиции (ранее - милиции) и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и общественной безопасности и борьбе с преступностью, полномочия работников полиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и общественной безопасности и др. Объем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка и общественной безопасности зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает.

    3) Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

    общественный порядок безопасность государство