Мари́я Египетская. Стояние марии египетской

Марию Египетскую чтят как покровительницу раскаявшихся женщин, поскольку ее жизнь является ярким примером покаяния и избавления от плотских желаний.

Святая проживала в Египте в 5-6 веках. В возрасте 12 лет покинула родителей и поселилась в Александрии. Не имея наставления старших, девочка выбрала грешный путь: рано лишилась целомудрия, без разбора предавалась плотским утехам. Так прошли ее следующие 17 лет.

Однако перед празднованием Воздвижения Креста Господня Марии повстречалась толпа паломников, держащая путь к Иерусалиму в храм Гроба Господня. Девушка направилась с ними, надеясь найти мужчин для своих развратных утех.

Добравшись до святого места, она попыталась зайти в храм. Однако неведомая сила отталкивала ее от входа. Мария совершила несколько тщетных попыток, но напрасно. Тогда девушка осознала, что это Господь преграждает ей дорогу за греховные поступки.

В горе распутница стала молиться и раскаиваться у иконы Пресвятой Богородицы, находящейся у входа, просить заступничества перед Богом. Почувствовав облегчение, христианка вновь попыталась пройти внутрь храма и ей удалось. Внутри святилища девушка предалась молитве перед Животворящим Крестом. Выйдя наружу, она поблагодарила Богородицу и просила наставить на праведный путь. Тогда ей послышался голос свыше, велевший отправиться в пустыню за рекой Иорданом, чтобы найти душевный покой.

По дороге в уединение Мария исповедалась и причастилась в обители святого Иоанна Предтечи. В пустыне женщина провела около 47 лет. Самым сложным периодом для нее оказались первые 17 лет: питаясь в пустыне кореньями, она вспоминала бывалые трапезы, мучаясь от жажды, думала, как раньше наслаждалась вином, также бывали моменты преодоления блудной страсти. В такие часы ее возвращали в чувства мысли о клятве, данной Пресвятой Богородице.

За долгие годы ее одежда износилась. Женщина ходила нагой, терпя жару летом и замерзая зимой. Но оставшуюся жизнь Мария посвятила молитвам, прося прощение у Господа за грехи. За это он наградил покаянную даром прозорливости.

Однажды в ту местность явился монах Зосима. В Великий пост он отправился молиться в уединение. Увидев худую женщину с загоревшей до черноты кожей и короткими выцветшими волосами, монах поделился с ней одеждой. Мария поведала о себе и просила прийти старца через год, для ее причастия.

Спустя год Зосима вернулся на оговоренное место у реки. Он увидел женщину на другом берегу Иордана без лодки, однако Мария пошла по воде и быстро до него добралась. После ее причастия оба расстались и договорились о встрече спустя год.

В следующий визит Зосима застал Марию мертвой. Своими силами он не смог выкопать яму усопшей и попросил об этом льва, охранявшего ее тело. Лев послушался, а монах похоронил Марию со всеми почестями.

Преподобная Мария Египетская, которая на примере собственной жизни продемонстрировала, что спасение может получить любой, даже самый последний отчаявшийся грешник, жила в середине V и в начале VI столетия. Мария родилась в Египте в Александрии.

С двенадцати лет девочка жила без родительского надзора и с головой окунулась в греховную жизнь. Соблазнов было много и соблазнителей не меньше. В годы юности Марии пришлось многое пережить, но близился час, когда девушке было суждено познать милость Божью.

Путь из Александрии в Иерусалим

Однажды она присоединилась к группе паломников, которые следовали в Святую Землю. Так и началось ее путешествие к благости и спасению. В Иерусалим они прибыли на корабле. Мария держалась паломников, которые следовали в храм Воскресения Христова. Все прибывшие проследовали внутрь. За исключением Марии, которая и шагу не могла ступить, будто ее удерживала какая-то невидимая, но необычайно сильная рука.

Через много лет после этого Мария расскажет старцу Зосиме о своей попытке войти в храм. «Грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой».

Самое значимое, что происходило с юной грешницей в эти мгновения, снаружи не было заметно. Начало духовного перерождения происходило внутри. Мария внезапно осознала все свои грехи и в ней зародилось непреодолимое желание изменить свою жизнь. В дверном проеме храма сбоку Мария заметила икону Богородицы. Девушка начала молиться и просить ее помощи. Внезапно она ощутила, как-будто пелена спала с ее тела и почувствовала, что больше ничего не мешает ей войти внутрь храма.

Первые минуты просветления принесли свои плоды. О чем Мария молилась перед Богородицей в тот день, она исполнила и даже более того. Когда Мария молилась в храме, она услышала внутренний голос, который сообщил ей: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Мария поняла, что ее молитва принята и отправилась в пустыню. Она вышла из храма. Незнакомец подал ей милостыню - три медные монеты. На них Мария купила себе хлеб.

Из Иерусалима она отправилась в Иорданскую пустыню и провела там практически в полном уединении почти половину столетия. Все эти годы она провела, соблюдая пост и молитву. Суровые аскезы очистили ее сердце и позволили превратить его в достойную обитель для Святого Духа. Подробнее о правилах читайте в разделе . Напомним, что память о Марии Египетской совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста. В 2019 году — 14 апреля.

Старец Зосима и путешествие в пустыню

Кто в полной мере в то время смог оценить великие подвиги, совершенные Марией, так это святой старец Зосима, который жил в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи. По внутреннему зову он направился в Иорданскую пустыню, где и состоялась его встреча со святой, которую позже стали называть Марией Египетской. Их встреча состоялась, когда Мария уже была глубокой старицей. Зосима, который сам отличался высоким духовным уровнем, был поражен ее святостью и обретенным даром прозорливости.

По преданию, однажды он увидел Марию Египетскую, когда та во время молитвы возвысилась над землей, в другой раз - когда святая пересекала реку Иордан, передвигаясь, подобно Иисусу Христу по воде, словно по суше. Зосиме было суждено впоследствии проводить ее в последний путь. Мария попросила его прийти спустя год после последней встречи, чтобы совершить причащение. Однако, Зосима не застал святую в живых. Останки святой Марии Египетской он похоронил в пустыне. Предание гласит, что захоронение для святой своими лапами вырыл лев. В образовавшуюся яму Зосима и поместил останки святой. Большинство источников сходятся во мнении, что это произошло в 521 году.

Этот день старец Зосима впоследствии часто вспоминал. Но еще больше первую встречу с Марией Египетской. В монастыре, где в последнее время находился Зосима, существовал обычай. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и земные поклоны, старцы брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся?» открывали монастырские ворота и уходили в пустыню, прихватив с собой немного пищи. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и молится. Так же поступил и Зосима.

Знаковая встреча с Марией Египетской

Старец шел по бесконечной пустыне уже длительное время. Он перешел Иордан. Вокруг ни души и внезапно на горизонте показалась человеческая фигура. Старец направился в сторону, где заметил человека. Но настичь его никак не удавалось. Зосима закричал, призывая незнакомца остановиться, рассчитывая увидеть монаха, который удалился так далеко в пустыню для молитвы и покаяния. К его удивлению путник ответил женским голосом, сообщив, что святому старцу Зосиме не следует приближаться к такой великой грешнице, которая столько лет прожила в блуде и всяческом грехе.

Зосима, заметно обессиленный за двадцать дней пребывания в пустыне, с трудом поспевал за загадочной путницей. «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем», — кричал он. Мария ответила ему, что полностью нага и не смеет показаться перед святым. Она попросила старца перебросить ей свой плащ, чтобы скрыть наготу и приблизиться к старцу. Зосима сразу понял, что имеет дело со святой, которой удалось достичь такого высокого духовного уровня и очищения, поскольку Мария, обладая даром прозорливости, сразу обратилась к нему по имени.

В беседе Мария сообщила ему еще множество других фактов из его биографии. «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары», — обратилась к нему Мария. На это старец Зосима ответил: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня. Господа ради». Мария Египетская согласилась совершить молитву. Старец Зосима увидел, как святая, совершая молитву, вознеслась над поверхностью земли. Зосима пал ниц и ничего не мог произнести, кроме как: «Господи, помилуй!». Вернувшись в монастырь, старец Зосима рассказал монахам и игумену о Марии Египетской. Позднее Зосима подробно изложил все, что ему довелось узнать о жизни святой Марии Египетской.

Молитва первая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Молитва вторая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Пятое воскресенье Великого поста - словно бы период затишья перед великими событиями. Оно посвящено преподобной Марии Египетской, о которой уже вспоминали в четверг прошедшей седмицы. Празднование памяти преподобной не случайно. Это напоминание об усилии, которое требуется для покаяния. Пост заканчивается, и хочется ослабить напряжение в воздержании, но преподобная Мария словно зовет пройти путь до конца.

На богослужении слышим тропарь преподобной Марии Египетской, начинающийся со слов «В тебе мати спасеся еже по образу...», содержание которого - прославление аскетического подвига преподобной. А во время утрени внимательный молящийся услышит очень многое. Богослужение этого воскресенья словно совместило в себе три события.

Во время канона мы слышим тексты, восхваляющие подвиг преподобной Марии Египетской, это словно богослужение настоящего, того, что празднуется в данный момент. И тут же звучат имена двух Лазарей. Одного - из евангельской притчи о Лазаре, страдавшего у дверей дома богатого человека и попавшего после смерти «на ложе Авраамово», то есть почтенного наградой за страдания и терпение. Упоминание этого Лазаря - словно прошедшее, ведь и праведники Ветхого Завета до пришествия Христа к людям не попадали в Рай. Второй Лазарь, вспоминающийся на каноне в этот день, - праведный, тот, которого воскресил Иисус Христос лично, своим словом. И празднование этого события предстоит в ближайшую, грядущую субботу. Таково будущее. Тексты последующих семи дней, называющихся седмицей ваий (ветвей), отправляют нас к Лазаревой субботе и Вербному воскресенью.

В пятницу вечером пост завершается. Впереди Страстная седмица, но это уже отдельная история. А событие, предваряющее Страстную, - воскрешению праведного Лазаря. Оно вспоминается в Лазареву субботу.

Евангелие Предсказание о страстях.

Почему вдруг ученики Господа, в страхе и волнении следовавшие за своим Учителем в Иерусалим, так вознегодовали на сынов Зеведеевых, когда два брата попросили Христа: «...дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей»? Что дурного в желании оказания рядом со Христом в момент, когда Царство Божие воцарится во всей Вселенной? Разумеется, ничего плохого в таком желании нет. Вопрос только в том, какой ценой будет куплено Право соцарствовать со Христом в Его Вечном Царстве.

Для Самого Сына Божия это цена Креста, а это значит, что те, кто желает оказаться рядом с Ним, тоже должны быть готовы испить чашу крестных страданий, то есть, по слову апостола Павла, распять свою «плоть со страстями и похотями» и таким образом уподобиться Христу, став тем самым в полном смысле слова «преподобными».

И сыны Зеведеевы, и те, кто негодовал на Иакова и Иоанна, в этот момент еще плохо понимают трагический смысл событий, которые предсказал им Господь. Им еще неведомо то жуткое чувство безнадежности, которое овладеет всеми учениками, когда с вершины Голгофы потрясет основания мира страшный крик Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Иаков и Иоанн еще не понимают всего этого. Когда они слышат слова Спасителя о Царстве Божием, «пришедшем в силе», им представляется нечто вроде железных легионов, сметающих все на своем пути. Они пока не догадываются, что Бог победит мир, Своею «смертию смерть поправ».

Но и их оппоненты, те самые десять апостолов, которые «начали негодовать на Иакова и Иоанна», возмущенные, как им казалось, властными притязаниями своих собратьев, тоже заблуждаются. Они о «первенстве чести» заботятся, забывая, что всем им, так же как их Божественному Учителю, предстоит небывалая мука Креста. И если правда, что «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих», тогда не только апостолы, тогда и мы с вами должны понимать, что путь к нашей Пасхе, путь к Царствию Божию пролетает через Голгофу, через самоотречение, через свободный выбор Креста, который возможен только сердцем, способным самозабвенно любить, потому что ведь даже «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

Икона Воскрешение Лазаря.

Суббота 6 седмицы Великого поста именуется Лазаревой, так как Церковь в этот день отмечает память о величайшем из чудес Иисуса Христа, совершенном Им незадолго до Своей крестной смерти и Воскресения, - воскрешения праведного Лазаря.

В 11 главе Евангелия от Иоанна читаем, как Иисус вместе с учениками пришел в Вифанию, где жил друг Его Лазарь, который был болен. Когда сообщили, что Лазарь умер, Спаситель поспешил к месту захоронения и там воскресил Лазаря, тем самым явив свою Божественную силу.

Смысловой и композиционный центр иконы - фигура Иисуса Христа, жестом указывающего на гробницу Лазаря, повелевая: «Лазарь выйди вон!» Даже когда Христос изображен не строго по центру, Его фигура зрительно выделяется среди других. У ног Спасителя изображают коленопреклоненными сестер Лазаря - Марфу и Марию.

В греческих и древнерусских иконах Лазарь чаще всего изображается стоящим на фоне проема гробницы: белые пелены на черном фоне символизируют победу жизни над смертью. Нередко показано, как кто-то уже начинает разворачивать пелены, освобождая Лазаря от пут смерти. Несколько человек по повелению Спасителя отваливают плиту от гробницы. Стоящие рядом прикрывают нос платком, ибо тело «четверодневного» Лазаря «уже смердит».

Как правило, на иконах четко обозначены две группы - ученики, сопровождающие Христа, и иудеи, пришедшие посмотреть, как Иисус совершает чудо. Этим подчеркивается, что чудо воскрешения Лазаря разделяет народ на тех, кто принимает Христа, и тех, кто Его отвергает, ибо, как мы знаем из Евангелия, именно после этого чуда фарисеи сговорились убить Иисуса.

Наиболее распространены два варианта. На первом ученики изображаются за спиной Христа, а иудеи - пред Ним. Жест Спасителя, указывающий на гробницу Лазаря, прочитывается как диалог с фарисеями, требовавшими доказательств от Иисуса. Но и это чудо не убедило их. На втором - группы меняются местами: фарисеи изображаются позади Христа, ученики - перед Ним. И тогда чудо воскрешения предназначается прежде всего для них: им, будущим апостолам, Господь открывает Свою силу, дабы укрепить в предстоящих испытаниях.

В некоторых иконах Лазарь предстает не на черном, а на белом фоне пещеры. Тут акцент делается на животворящее действие Божественного Света, который заново созидает человека из тлена. Как и в песнопениях Лазаревой субботы уже слышится предчувствие Пасхи, так и в иконографии этого праздника мы видим явление силы Божией, побеждающей смерть.

Тропарь Преподобной Марии Египетской:

Только раз в году в храмах бывает продолжительная служба, которую обычно называют Мариино стояние, или Стояние Марии Египетской. Она проводится на пятой неделе Великого поста, в среду вечером. рассказывает, что это за служба и кто такая Мария Египетская.

Что такое Мариино стояние?

Мариино стояние, или Стояние святой Марии Египетской – это богослужение (утреня) продолжительностью пять-семь часов. Во время службы читают весь Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской. Мариино стояние совершается в четверг пятой седмицы Великого поста. А поскольку церковный день начинается с 16 часов предыдущих суток, то служба будет проходить в 2017 году вечером 29 марта.

Кто такая Мария Египетская?

Согласно преданию, преподобная Мария родилась в Египте в середине V века н. э. Совсем юной она покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где вела греховную жизнь. Однажды Мария оказалась на корабле среди паломников, которые ехали в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня.
На берегу Мария решила пойти вместе с остальными людьми в храм. И не смогла переступить порог – какая-то сила не пускала ее. Мария осознала, что она недостойна войти в чистый храм, и начала молиться Пресвятой Богородице о прощении.

После молитвы девушка смогла зайти в храм. После чего она вновь обратилась с молитвой к Богородице, благодаря ее. Тогда девушка услышала голос, говорящий ей, что она найдет покой, если перейдет через реку Иордан. Причастившись в монастыре святого Иоанна Предтечи, Мария перешла реку и ушла в пустыню. Очень много искушений пришлось испытать ей. Но все сумела преодолеть с помощью Божией.

"Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню", – рассказывала Мария.

Только через 47 лет покаяния Мария поняла, что мирские страсти отпустили её. В пустыне Марию встретил старец Зосима. Увидев нагую женщину (одежда истлела от ветхости), монах отдал ей половину своего плаща, чтобы она прикрыла наготу. Женщина рассказала монаху о своей жизни и попросила его, чтобы в Великий четверг он доставил ей Святые Дары из монастыря и причастил её. Но при этом попросила его не переходить реку. В назначенное время старец увидел, как Мария подошла к реке, перекрестила её и пошла по воде. Удивленный старец хотел поклониться Марии, но она не позволила ему этого сделать. После причащения Мария попросила старца вновь прийти к ней через год. Когда монах пришел к ней, то увидел, что Мария умерла. Тело старец захоронил в песках, а затем вернулся в монастырь и рассказал другим монахам об этой женщине. Это предание передавалось из уст в уста. В VII веке н. э святой Софроний его записал.

Как происходит богослужение на Мариино стояние?

Богослужение на Мариино стояние начинается вечером в среду (дело в том, что по православной традиции утреня четверга приходится на вечер предыдущего дня – прим. редакции) пятой седмицы Великого поста. Служба очень длинная – около 5–7 часов. Во время нее полностью читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который уже читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской.

Великий покаянный канон состоит из 250 тропарей. Однако великим он называется не из-за большого числа стихов, а по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Канон напоминает, что пост – это время покаяния и очищения. Он направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров, за которой можно причащаться.

В 2017 году Великий пост начинается 27 февраля, и длится 48 дней до Пасхи - 16 апреля. Как следует проводить Великий пост, чем питаться, на что обратить внимание, кроме еды? Зачем вообще нужно поститься, и кому разрешаются послабления от поста? Какие праздники попадают на Великий пост? Портал Материнство рассказывает о Великом посте в 2017 году.

Сергей Андрияка "Натюрморт со свечой и старинной книгой"

Великий пост — самый продолжительный и строгий. Его называют Святой Четыредесятницей в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в посте и молитве в безжизненной пустыне, явив этим подвигом пример для всех людей, ибо «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 3-4). За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная седмица — воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой, или Христовым Воскресением.

Зачем нужно поститься?

Отказ от скоромной пищи во время поста не имеет ценности сам по себе, его главный смысл - помочь человеку достичь духовных результатов. Святые отцы советуют посвятить время поста размышлению о себе, осознанию своих грехов, которые в повседневной суете проходят для нас незамеченными. На этом пути духовного сосредоточения нам необходимо усилить молитву, посвятить чтению Священного Писания и духовной литературы то время, которое мы обычно тратим на просмотр фильмов или общение в соцсетях. Лишь в этом случае пост принесет пользу.

Главная задача поста - подчинить свои желания и порывы собственной воле, научиться владеть собой, приучить себя к духовному труду.

Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте. О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. "Не в судах и сварах поститеся". Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

Святитель Василий Великий

Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления...Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

Что можно есть в Великий пост?

Во все дни Великого поста разрешается только растительная пища , но в день двунадесятого праздника — Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу . Накануне Вербного Воскресения — в Лазареву субботу — можно есть рыбную икру. Во все остальные дни поста нельзя есть мясо, рыбу, молоко, яйца, сыр, сметану, творог, животное масло, сдобный хлеб и т. п. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу, а в Великую Пятницу — в день всеобщей скорби о Распятом Спасителе — ничего не есть до вечера, а именно — до окончания богослужебного чина погребения плащаницы Господа. По субботам и воскресениям (кроме субботы на Страстной седмице) можно употреблять растительное масло и пить виноградное вино.

Пост - это состояние полуголода, которое помогает держать волю, память, внутреннюю жизнь в одном направлении - к Богу.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.

Протоиерей Александр Борисов

Даже растительную пищу надо употреблять умеренно, чтобы от нее не зависело настроение, чтобы не была душа во власти телесных страстей и не рабствовала чревоугодию.

Кому разрешаются послабления поста?

Людям неопытным надо начинать пост с малого. Вначале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки, сидение в интернете.

Через отказ от жирной и тяжелой пищи, развлечений и увеселений, походов в гости и кино, мы стараемся очистить в своей душе и голове место для более серьезных и глубоких мыслей и впечатлений.

Как поститься беременным и кормящим?

Для беременных женщин, а также для кормящих матерей допускаются послабления к посту. Меру поста они должны установить вместе с духовником и лечащим врачом. При этом следует руководствоваться следующими общими правилами:

  • Пост не должен повредить ни здоровью ребенка, ни здоровью матери;
  • Беременность не является оправданием для распущенности и неумеренности;
  • Пост - время сугубой молитвы матери, трезвения и самоконтроля;
  • Пост беременной женщины - это строгое воздержание от всего того, что может повредить здоровью ребенка и ей самой.

Как поститься детям?

Совсем маленьким детям (в возрасте 3-4 года) уже можно рассказывать о посте, в первую очередь, на примере родителей, соблюдающих пост. Малышам достаточно будет не есть, например, шоколада и конфет, не лакомиться пирожными и изысканными десертами. Потребность в сладком можно восполнить более простыми постными лакомствами - вареньем, мармеладом. Это не скажется отрицательно на детском здоровье, но будет потихоньку приучать малыша к мысли о посте, как части христианской жизни.

Школьники уже способны на бОльшую меру поста, но устанавливать ее надо с большой осторожностью, не вводя жестких запретов и не лишая детей необходимых калорий и питательных веществ. Подростки, имеющие серьезную учебную нагрузку, также могут нуждаться в существенных послаблениях к посту.

Вместо того, чтобы накладывать на детей и подростков суровые ограничения в питании, лучше предложить им самим, поразмыслив, установить для себя меру поста в развлечениях, прежде всего в электронных играх, просмотрах мультиков и записей в соцсетях. Вместо этого хорошо бы вместе с ними почитать Евангелие, а потом обсудить прочитанное. Многие семьи на период поста ограничивают просмотр телевизора только воскресными днями, да и в эти дни смотрят всей семьей духовные или документальные фильмы.

Как часто надо бывать в храме Великим постом?

Ответ простой - чем чаще, тем лучше. Ведь именно общая молитва более всего помогает сосредоточиться на духовной жизни, а участие в таинствах дает силы на прохождение постного подвига.

Конечно, следует бывать на воскресных богослужениях, которые состоят из всенощного бдения (обычно служится вечером в субботу) и Литургии (утром в воскресенье). Каждое воскресенье Великого поста имеет свое название и посвящено определенной теме, осмысление их очень важно для понимания содержания поста.

В первые четыре вечера Великого поста во всех храмах читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который учит верующих покаянию, помогая с самого начала поста привести себя в должное настроение. Затем весь канон полностью прочитывается еще раз - на пятой седмице поста. Эта служба получила название «Мариино стояние», потому что на ней также читается житие преподобной Марии Египетской, показавшей пример обращения слабой женщины от тяжелейших грехов к величайшему покаянию.

Во время Великого поста по средам и пятницам совершается особая Литургия Преждеосвященных Даров, которую любят и ценят многие православные. Вечером по воскресным дням служится Пассия - служба с акафистом Страстям, то есть Страданиям Христовым. По родительским субботам совершаются заупокойные богослужения.

Великим постом многие стремятся прибегнуть к таинству Соборования, при котором отпускаются грехи, случайно или по забывчивости не рассказанные христианином на исповеди. Но важно помнить, что это таинство никоим образом не может заменить саму исповедь, а является лишь дополнением к ней. Прибегать к соборованию, годами не исповедуясь, было бы лукавством.

За время Великого поста необходимо хотя бы один раз исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Христиане, посещающие храм регулярно, стараются причаститься несколько раз за пост, по возможности, причащаются еженедельно, а иногда даже чаще.

Практически все христиане прибегают к таинству причастия в Великий Четверг - день, когда на Тайной Вечери Господом было установлено таинство Причащения. И конечно, обязательно нужно причащаться на Пасху. В Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу верующие стараются бывать на всех службах, т.к. все они посвящены Страданиям Спасителя.