История и традиции кабардинцев. История и расселение кабардинцев

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является адыгская ментальность, вобравшая в себя ценности, традиции, психический склад, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ - адыгства. Эти принципы базируются на понятиях "человечность", "мужество", "честь", "разум", "почтительность". Именно благодаря этим качествам адыги снискали себе славу "рыцарей Кавказа".

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах "Дунейр шэрхъщ" (Мир - это колесо), "Псым фiэiэфiыр - нэм фiэдахэщ" (Что сладко для души, то красиво для глаз), "ЛIыгъэм ипэ акъыл" (Перед мужеством - разум).

Мужество, честь, достоинство всегда были важнейшими составляющими адыгского национального характера. Как свидетельствуют источники ХIХ века в бою "черкес выказывал удивительную храбрость и необыкновенные подвиги самопожертвования".

"Ажалитi щыщымыiэкiэ, а зэ лiэгъуэм лiыгъэ хэлъхьэ"- "Когда двум смертям не бывать, то в одну все мужество вложи".

"Хейм и лъыр хамэм ещiэж"- "За кровь честных и чужие мстят".

"Нэмыс зыдэщымыiэм насыпи щыiэкъым" - "Где нет чести, там нет и счастья"

Мужеству как категории нравственной, моральной, самое большое внимание. Оно как добро, у него высокая нравственность. У мужества, как и у добра, много граней - это и защита отечества, слабых, беззащитных, и почтительное отношение к женщине и старикам, и спокойная выдержка, и умение сдержать слово. И, конечно, любовь к независимости, и национальное достоинство. В понятие мужества, входят все добрые человеческие дела, одним словом, добро.

Когда говорят, адыгагьэ зыхэлъ, имеют в виду человека, который дорожит честью, обладает благородством, мужеством и живет по совести. Категория совесть - "напэ", отражена в таких пословицах, как: "Напэ зимыiэм дзажэпкъ иiэщ" - "У кого совести нет, у того (одни) ребра есть".

Много пословиц, посвящено категории акъыл - разум. "Акъэл зиiэм шыiэ иiэщ" - у кого разум, у того и выдержка", "Акъылым и анэр гупсысэщ" - "Обдумывание - это разума мать", "Щхьэм имылъмэ лъакъуэм имыгъуащ" - " В голове пусто - и ногам горе".

Большое значение придается у кабардинцев и балкарцев своей семье и воспитанию детей. Не умеющих воспитывать жизнь в итоге наказывала. "Iэщ уед упiым-уи iупер дагъэ кьищiынщ, цiыху уэд упiым-уи iупэм къеуэжынщ" - "Вскормишь худую скотину - будут губы в масле, вскормишь плохого человека - получишь по губам".

Кабардинцы и балкарцы придают особое значение воспитанию в подрастающем поколении нравственных качеств и соответствующих им правил поведения. Об этом говорит пословица: " Акъыл уасэншэщи, гьэсыныгъэ гъунэншэщ"- "Ум не имеет цены, а воспитание предела".

Особенное внимание уделяется уважению и почитанию старших. Почитание младшими старших - нравственное предписание, уходящее своими корнями в жизненную практику уже самых древнейших обществ. Но уважать можно по разному. Одно дело поздороваться первым или уступить место в автобусе, другое - неизменно выказывать подчеркнутые знаки уважения.

Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, побратимство, трудолюбие, выносливость.

Адыгские адаты, сведенные в первой половине ХIХ в. А.А. Кучеровым, определяют гостеприимство, как "первейшую добродетель".

Гостеприимство было не просто нравственным долгом, а священным издревле освященным религией долгом. Об этом прямо говорит адыгская пословица "Хъэщiэр тхъэм и лiыкiуэщ" - "Гость - божий посланник", еще определеннее выражена та же идея в балкарской пословице "Къонакъ Тейрини атындан келсе, Адам анга къуллукъ этерге керекди" - " Раз гость приходит от имени Тейри, человек обязан ему служить". В прежние времена, как только гость спешивался, он в знак того, что полностью переходит под защиту хозяина, отдавал ему свое оружие. Это гостеприимство распространялось даже на кровного врага хозяина, который должен был защищать гостя от внешнего нападения (Законы гостеприимства ставились выше законов кровной мести). Того, кто предал бы гостя, постигло бы всеобщее презрение. Понятно, что при этих обстоятельствах родилась поговорка: "Адыгэм и хьэщiэ быдапiэ исщ" - "Гость адыга в крепости сидит".

Хан Гирей указывал на распространение у адыгов представления, будто, принимая гостей, они "делают угодное Творцу". В этом свете делаются более понятными и такие балкарские проклятия, как "Юйюнг къонакъ кирмеген юй болсун" - "Чтоб в твой дом никогда не ступала нога гостя".

Уважение к труду и бережливости нашло отражение в таких поговорках:

"Гугъуехьыр шэчыгъуафiэщ" - "Труд нетрудно нести".

"Гугъууехьу къэбгъуэтар iэфiщ" - "Что далось с трудом, то и вкусно потом"".

"Емыш пшэрыхъщ" - "Кто трудиться, тот к себе жир носит"

"Зумыхьэри уимыiэри зэхуэдэщ" - "Не беречь и не иметь - одно и то же"

"Зыщыбгъэтiыль къыщощтэж" - "Где сбережешь, там и возьмешь".

Очень ценится настоящая дружба:

"Зэгурыiуэр щынафэм щiегъанэри, зыгурымыiуэр гууфэми щiиуфэркъым" - "Кто дружен, тех и ягнячья шкура припрячет, а кто в ссоре, тех и воловья не покроет"

"Къуажэ ив нэхърэ, къуажэ и ныбжьэгъу" - "Чем с села по быку, лучше в каждом селе по кунаку"

"Ныбжьэгъу iыгъыныр ху жылэ хъумэным хуэдэщ" - "Друга иметь все равно, что просяные зерна сберечь".

(самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР - около 391 тыс. человек. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы - в основном христиане-православные.

Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этническую общность адыгов. Предки кабардинцев, как и других адыгских народов, были аборигенным населением Северного и Северо-Западного Кавказа. Они известны в I-VI вв. как зихи, в XIII-XIX вв. как черкесы. В середине 1-го тысячелетия часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В XIII-XV вв. наблюдалось обратное движение в Центральное Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды - самостоятельной политической единицы и формированием кабардинской народности. В 1557 верховный князь Кабарды Темрюк попросил русского царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России.

В XVI-XVIII вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабардинских князей. Сохранялись архаичные формы власти: народные собрания, тайные мужские союзы.

В 1921 в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 - объединённая Кабардино-Балкарская АО, в 1936 преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 Кабардино-Балкарская Республика. Важную роль в национальном движении играет Конгресс кабардинского народа (создан в 1991).

Традиционные занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство (всемирную известность получила кабардинская порода). Развиты промыслы и ремёсла: мужское - кузнечное, оружейное, ювелирное, женское - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Планировка поселений до середины XIX века кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей - кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и каменные строения, крыши из железа и черепицы появились во второй половине XIX века.

Традиционный мужской костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхний - бурка, овчинная шуба, башлык. Традиционная женская одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки.

Традиционная пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма изготовляется из пшённой муки с солодом.

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к XIX веку была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычество. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество.

Современный быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиционных черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие национальные блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье.

Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Многие элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приёмы седловки, джигитовки и т. п., широко распространились среди соседних народов.

В духовной культуре начиная с XV века возрастало влияние ислама, который всё более вытеснял языческие и христианские верования. Традиционные игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за баранью шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нартский эпос, историко-героические песни и др. Традиционные изобразительные мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки.

У кабардинцев, как и у других адыгейских народов, сильно стремление к этническому самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество "Хаса" ("Народное собрание"). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.

Б. Х. Бгажноков, Я. С. Смирнова

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 207-208.

Кабардинцы (самоназвание – ады́га) – один из «титульных» народов Кабардино-Балкарской республики. К адыгам принадлежат современные кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Адыги — автохтонный народ Кавказа. Со средних веков они известны в исторической литературе под названием «черкесы».

Адыги – народ древний. В прошлом они имели культурно-исторические связи с Циркумпонтией, народами Передней Азии и Ближнего Востока. Как этнос адыги сложились в бронзовый период, когда они стали основателями «Майкопской культуры». В древних источниках они фигурируют как меоты. В этот этнос также входили несколько племен: синды, ахеи, керкеты, зиххи. Уже в первом тысячелетии до н.э. меоты имели экономические и культурные связи с киммерийцами и греческими городами. Такое сотрудничество с развитыми в то время народами привело к образованию государства Синдика. Во второй половине первого тысячелетия н.э. завершилось объединение адыгских племен – образовалась Конфедерация зиххов со столицей Никопсис. В раннее средневековье адыги называли себя «зиххами».

В арабских, русских, персидских исторических документах Х — ХII веков адыги называют еще «касогами» («кашаками»).

К середине IХ века Зиххская конфедерация (ее еще называют «государством князя Инала») распалась. Новое объединение адыгских племен произошло после разгрома хазаров русскими войсками. В Х — ХI вв. оно присоединило к себе Тмутараканское княжество, где находилось зиххское архиепископство.

К ХII веку Тмутараканское княжество присоединилось к Византии. В этот период начинается разъединение адыгских племен, прямым результатом которого является начало формирования кабардинского субэтноса в центральной части Северного Кавказа. В ХIII веке нашествие монголо-татар существенным образом изменило этнополитическую картину Северного Кавказа. С этого времени, как сказано выше, появляется термин «черкес» — общее название всех адыгских племен.

ХII — ХIV столетия – эпоха появления на Центральном Кавказе нового мощного объединения адыгских племен, территория которого с ХV века стала называться «Къэбэрдей» («Кабарда»), а люди, проживающие в ней, кабардинцами. Экономический и политический расцвет Кабарды приходится на ХVI — ХVII века, когда твердо установились общественные институты – верховный князь, хасэ (совет), суды. Именно в этот период Кабарда стала выделяться из других национально-территориальных образований Северного Кавказа высоким уровнем жизни населения и своей самобытной культурой.

В 1557 году Россия и Кабарда заключили военно-политический союз. Прочению этого союза способствовала выдача дочери верховного князя Кабарды Темрюка Идарова Гуашаней (Марии) за русского царя Ивана IV. Кабардинские князья начали ездить в Москву служить государю. В истории России их имена вошли как могущественные князья Черкасские, сыгравшие выдающуюся роль в укреплении русского государства.

В первой половине ХVIII века между Россией и Османской империей происходили серьезные конфликты и споры на право владения Кабардой. По Белградскому мирному договору 1739 года Кабарда признавалась независимым государством, однако с 60-х годов Россия вступила на путь колониальной политики по отношению к Кавказу. Первый удар был нанесен на Кабарду, и она потеряла свою независимость в начальном этапе (1763 — 1822) Кавказской войны. Война завершилась 21 мая 1864 года с покорением царскими войсками Западной Черкесии. После окончания войны большая часть адыгов, в том числе и кабардинцев, переселились в Османскую империю.

В 1921 году кабардинцы обрели свою государственность в форме автономии – была образована Кабардинская Автономная область в составе РСФСР. В 1922 году к ней присоединилась и Балкария, в 1936 году она стала республикой – Кабардино-Балкарская АССР, с 1992 года переименована в Кабардино-Балкарскую Республику.

Кабардинцы по своему вероисповеданию мусульмане-сунниты, исключение составляют православные кабардинцы, проживающие в г. Моздоке и ряде прилегающих населенных.

кабардинцы фото, кто такие кабардинцы
Адыгэ

Всего: около 2 млн чел. (оценочно)
Турция Турция: от 1 062 000 (оценка)
Россия Россия: 516 826 (пер. 2010)

    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария: 490 453 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край: 7 993 (2010)
    • Москва Москва: 3 698 (2010)
    • Северная Осетия Северная Осетия: 2 802 (2010)
    • Московская область Московская область: 1 306 (2010)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 1 181 (2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край: 1 130 (2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия: 771 (2010)
    • Ростовская область Ростовская область: 663 (2010)
    • Чечня Чечня: 534 (2010)
    • Адыгея Адыгея: 519 (2010)

Иордания Иордания: 76 000
Сирия Сирия: 48 000
Саудовская Аравия Саудовская Аравия: 24 000
Германия Германия: 14 000
США США: 3 700
Узбекистан Узбекистан: 1 300

Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. Кабардино-Балкарской республике на 2010 год составляют 57 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.

  • 1 Численность и расселение
    • 1.1 Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года
    • 1.2 Кабардинская диаспора
  • 2 Этнонимы
  • 3 История
    • 3.1 Древнейшие предки адыгов
    • 3.2 Появление кабардинцев на месте их современного расселения
    • 3.3 Кабардинцы и Кобанская культура
    • 3.4 История сближения кабардинцев с Россией
    • 3.5 Кавказская война
  • 4 Сословная организация до 1917 года
  • 5 Язык и письменность
  • 6 Религия
  • 7 Адыгская литература
  • 8 Традиционные занятия
  • 9 Черкесская (адыгская) национальная одежда
  • 10 Кабардинская национальная кухня
  • 11 Семья
  • 12 Адыгские традиции
  • 13 См. также
  • 14 Примечания
  • 15 Литература

Численность и расселение

Кабардинцы - одна из этнических групп адыгов (черкесов). Численность кабардинцев в России по результатам переписи населения в 2010 году, составляет 517 тыс. чел. Ныне в России компактно проживают в Кабардино-Балкарии, а также в Моздокском районе Северной Осетии и в южных приграничных районах Ставропольского края.

Данные переписи населения Российской Федерации 2010 года

Кабардинская диаспора

Основные статьи: Адыгская диаспора , Черкесское мухаджирство

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ, предпочтя жить в мусульманской стране, чем в подчинении иноверцам. На Кавказе осталась лишь малая часть от населявших его когда-то адыгов (черкесов). Ныне за рубежом они известны как черкесы.

На сегодняшний день самой крупной страной проживания адыгов является Турция, где представлена самая большая адыгская диаспора в мире. Но и там многолетняя целенаправленная политика государства по отуречиванию нетурецких народов привела к ассимиляции и последующей туркизации некоторой части адыгов. Ныне в Турции адыги являются третьим по величине народом страны после самих турков и курдов (по некоторым данным численность адыгов сопоставима с проживающими в стране арабами и ираноязычным народом заза).

Также кабардинцы в составе адыгской диаспоры проживают в странах Ближнего Востока (в частности в Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Ливане) и Северной Африки, а также в Европе (в основном в Германии) и Северной Америке.

Этнонимы

Несмотря на наличие общего самоназвания «адыгэ», за свою многовековую историю адыги (в том числе и кабардинцы) получили много различных этнонимов (наименований), некоторые из которых устарели и не применяются, а другие используются до сих пор.

Впервые русским источникам адыги, в частности кабардинцы, стали известны под именем касогов (косогов) начиная с IX века, когда касожский князь Редедя сошёлся в поединке с русским князем Мстиславом в единоборстве, без оружия. Мстислав почувствовав, что побеждён, вытащил из-за голенища сапога нож зарезав Редедю. качестве отсупного Мстислав отдал свою дочь за сына Редеди, от которых пошла фамилия Ушаковых. это время византийцы адыгов именовали зихами.

В XIII веке адыги оказали ожесточенное сопротивление монголо-татарскому нашествию. С этого же времени за всеми адыгами, закрепляется экзоэтноним «черкесы».

История

Основная статья: История адыгов

Издревле, вплоть до конца XIV века, все адыги (включая кабардинцев, черкесов и адыгейцев) имеют общую историю.

Древнейшие предки адыгов

Современные исследователи выявили, что адыги являются потомками носителей майкопской культуры, существовавшей в IV тыс. до н. э.. Предки адыгов оставили в истории след в качестве наследников майкопской культуры - северокавказской, прикубанской и кобанской.

Также многие ученые (Дунаевская И. М., Дьяконов И. М. и др.) указывают на сходство современных адыго-абхазских языков с языком древних хаттов и касков проживавших в древние времена на территории Центральной и Восточной Анатолии.

В 1 тыс. до н. э. на восточном побережье Черного моря расселились меотские племена, которые являются прямыми предками современных адыгов. Следует заметить, что одно из меотских племен - синды - в V в. до н. э. основало первое государство на территории современной России - Синдику со столицей Синдская гавань, или Горгиппия (современная Анапа). Синдика являлась рабовладельческим государством, имела торговые связи с древнегреческими колониями на Чёрном море. Позже Синдика вошла в Боспорское царство. Затем имело место возвышение другого протоадыгского племени - зихов, которые сумели объединить многие племена северо-западного Кавказа в военный союз под своей эгидой, что помогло им успешно бороться с готами-тетракситами.

Появление кабардинцев на месте их современного расселения

Археологическая экспедиция КБНИИ проводила раскопки курганов южнее с. Кишпек (в зоне Чегемской оросительной системы). Было исследовано 6 курганов относящихся к майкопской культуре, из которых пять датируются эпохой бронзы. Часть находок из курганов датированы началом II тыс. до н. э., часть - конец IV тыс. до н. э., а большая часть датируются Новосвободненским этапом майкопской культуры, то есть последними веками III тыс. до н. э. Среди находок высококачественные глиняные сосуды хорошего обжига и лощения, бронзовые ножи, шила и др.

Относительно местожительства кабардинцев имеется множество древних исторических свидетельств. Например в 957 году Константин Багрянородный, византийский император сообщал:

«За Таматархой (Та­мани), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух, разделяющая Зихию и Таматарху, а от Укруха до реки Никопсис (р. Нечепсухо, близ Джубги), на которой находится крепость, одноименная реке, простирается страна Зихия. Её протяженность 300 миль. Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия, выше страны Папагии - страна по названию Касахия (страна Касогов - современных кабардинцев ), выше Касахии находятся Кавказские горы (Кавказский хребет), а выше этих гор - страна Алания.»

Более определённые письменные сведения о месте расселения кабардинцев сохранились с конца XVI века. этот период современными исследователями локализуются следующие территории проживания этой этнической общности:

  1. На равнинных местах и предгорьях до входов в горные ущелья по левым притокам Терека - Ардану (Ардон), Агеру (?), Урюху (Урух) и Кизылу (Аргудан?). Эта область, в «Книге Большому Чертежу» (описание карты Русского и соседних государств периода конца XVI - начала XVII веков) собственно и называлась Кабардой.
  2. Севернее Кабарды, ниже по Тереку, по его левым притокам - Белой (участок Малки от Прохладного до устья?), Черему (Черек), Баксану Меньшому (Чегем), Баксану Середнему (Баксан) и Палку (Малка до Прохладного?), «Книга Большому Чертежу» называет «землёй Пятигорских черкасов». Однако, согласно ряду других источников, эта территория приблизительно совпадает с образовавшейся здесь, примерно в то же время, областью, так называемой, Большой Кабарды. Это подтверждает мнение большинства кавказоведов, что под экзоэтнонимом «пятигорские черкасы» понимались либо кабардинцы, проживающие в Пятигорье, либо некая отдельная этногруппа восточных адыгов, впоследствии участвовавшая в этногенезе кабардинцев.
  3. На правом берегу Терека - приблизительно от устья Курпа до устья Сунжи. Здесь образовалась область, так называемой, Малой Кабарды.

Кабардинцы и Кобанская культура

Определенная часть учёных считает, что создатели и носители Кобанской археологической культуры (начало которой датируется XIII веком до н. э.) могли принадлежать к двум разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского «локального варианта» вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе; - в районе Горного «локального варианта» - протовайнахи.

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой XII веком до н. э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датируют VIII веком до н. э. (см. Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют IV веком до н. э. (см. Сарматы).

История сближения кабардинцев с Россией

М. Микешин. Кабардинец. 1876

Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву (1521 года) платить дань татарам. процессе сближения Кабарды и Московского княжества большую роль сыграл валий Кабарды Темрюк Идаров, который возглавил коалицию прорусски ориентированных князей. ноябре 1552 года в Москву прибыло первое посольство представителей некоторых адыгских племён, что было как нельзя более кстати для Ивана Грозного, планы которого шли в направлении продвижения русских по Волге к её устью, к Каспийскому морю. Союз был выгоден Москве в её борьбе с Крымским ханством. Уже в 1552 году кабардинцы вместе с русскими войсками участвовали во взятии Казани. 1556 году адыги осуществили ряд смелых военных операций, в результате которых были захвачены османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Эта акция адыгов во многом способствовала разгрому русскими Астраханского ханства в том же году. 1561 году Иван Грозный заключил династический брак - женился на дочери кабардинского князя Темрюка Идарова - Гошаней Темрюковна, которая после крещения взяла имя «Мария». Темрюк, опираясь теперь на своего могущественного зятя, усилил власть не только по отношению к кабардинскому народу, но и к соседним горским народам: ингушам, осетинам и другим. конце концов сам крымский хан Девлет-Гирей в 1570 году напал на Темрюка. сражении на левом притоке Кубани Ахуже князь был смертельно ранен, а два его сына попали в плен.

В период феодальной раздробленности XVI-XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов. 70-е годы (XVI века), несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснено из него более чем на 100 лет.

О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:

  • 1722 год - Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений с кабардинцами, которые держали в зависимости все соседние горские племена - ингушей, осетин, абазинцев- и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет.
  • 1739 год - По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией.

Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной - независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.

В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич - организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.

Кавказская война

Основная статья: Кавказская война

Покорение Кавказа Российское самодержавие решило начать с Восточной области Черкесии - Кабарды, занимавшей в то время обширные территории. Через Кабарду проходили важнейшие дороги в Закавказье. По словам российского историка В. А. Потто «Влияние Кабарды было огромным и выражалось в рабском подражании окружающих народов их одежде, вооружению, нравам и обычаям. Фраза „он одет…“, или „он ездит как кабардинец“ звучала величайшей похвалой в устах соседних народов», «В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Влияние их на Кавказ было огромным…»

В 1763 году Российская империя начала строительство в Кабарде крепости Моздок; кабардинское посольство, принятое императрицей Екатериной II в 1764 г, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Это привело к войне России с Черкесией, длившейся, в общей сложности около 101 года, в результате которой территория Черкесии вошла в состав Российской империи, территории её разрознены, а большая часть коренного населения выселено.

До начала XIX века, Кабарда фактически в одиночку сражалась с русскими войсками, численность которых на Кавказе с каждым годом увеличивалась. конце 18 века война перекинулась и в Западную Черкесию, а в 1817 году военные действия начались и в Восточном Кавказе. К этому моменту Кабарда уже была сильно ослаблена войной. дополнение ко всему в начале 1820-х годов в Кабарде разразилась эпидемия чумы, которая скосила большую часть населения. Малой Кабарде, где болезнь сильнее всего свирепствовала, практически все население погибло, а территории её фактически стали пустынными. После того как большая часть кабардинцев погибло в военных действиях, а большинство оставшегося население погибло от эпидемии чумы, Кабарда уже не могла продолжать военные действия против колонизаторов. И в 1825 году, Кабарда пала и была включена в состав Российской империи.

Однако кабардинцы продолжали отчаянное военное сопротивление русским войскам даже после завоевания Кабарды. Многие из них ушли в Западную Черкесию к другим адыгам, где они организовали в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду») и продолжали сопротивление до 1864 г., а некоторые в Чечню и Дагестан чтобы там продолжить войну.

После поражения в Русско-Кавказской войне (1864 г.), большая часть адыгов (в том числе кабардинцы) были убиты, а большинство из оставшегося населения, были переселены насильно в Османскую империю. результате, вся территория Черкесии была разрознена войной и включена в состав Российской империи

Кабарда же, после включения в состав Российской империи вошла в Нальчикский округ Терской области, а в титуле российских императоров появилась строка «государь Кабардинской земли».

Сословная организация до 1917 года

Чхеидзе Константин Александрович так характеризовал структуру общества: "Кабардинцы в социальном отношении делятся на: 1 – князья, их не много, пять-шесть фамилий: Атажукины, Эльбездуковы, Мисостовы, Карамурзины (вымирают), Наурузовы, Докшукины (вымирают); 2 – высшее дворянство, три фамилии: Куденетовы, Анзоровы и Тамбиевы; 3 – обыкновенное дворянство – кабардей-ворки, их вместе с двумя первыми разрядами до 25 % населения; 4 – вольный народ и бывшие вольноотпущенники; 5 – народ просто, бывшие раньше в рабстве".

Язык и письменность

Основная статья: Кабардино-черкесский язык

Кабардинцы говорят на кабардино-черкесском языке (адыгэбзэ), относящемся к адыгской ветви абхазо-адыгской группы кавказских языков. Некоторые лингвисты склонны считать современные кабардино-черкесский и адыгейский языки диалектами единого общеадыгского языка. Сами же кабардинцы, черкесы и адыгейцы называют свой язык адыгэбзэ, что означает адыгский язык, и считают его единым языком.

До середины 19 века, письменности не существовало, так как не найдено ни одного достоверного письменного источника, хотя устанавливались попытки создания письма на арабской основе. 14 марта 1855 года Умар Берсей, адыгский просветитель, лингвист, учёный, писатель, поэт-баснописец, составил и издал первый «Букварь черкесского языка» (на арабской графике). Этот день все адыги отмечают как «День рождения современной адыгской письменности».

С 1924 по 1936 года для письма использовались латинские буквы. С 1936 года используется кириллица.

Подавляющее большинство кабардинцев России (96,8 %) владеет также русским языком, который выполняет роль межнационального языка общения с народами бывшего СССР. других странах проживания, используются в качестве второго языка - государственный язык данной страны.

Религия

Кабардинцы как в России, так и за рубежом, исповедуют ислам суннитского толка.

Процесс проникновения ислама в адыгскую среду наиболее интенсивно началось с падения Византийской империи в 1453 году, когда на её территории образовалось могущественная Османская империя, а в Крыму обосновался его сильнейший союзник и вассал Крымское ханство. Адыги, будучи в тесных контактах с ними, начали постепенно заимствовать у них религию. Окончательно ислам укоренился и утвердился в адыгской среде в начале XVIII века.

В советское время когда в стране религии были под запретом, кабардинцы, как и все народы Советского Союза, считались атеистами. Хотя на деле кабардинцы, как и другие мусульманские народы Кавказа, скрыто продолжали исполнять некоторые каноны ислама, такие как пост Священного месяца Рамадан и т. д. С падением СССР началось возрождение основ религии.

Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются суннитами и придерживаются принципов правовой школы ханафитского мазхаба, имеет также малое распространение шафиитский мазхаб. Саудовской Аравии где проживают более 20 тыс. адыгов (черкесов), на государственном уровне все мусульманские народы придерживаются принципов правовой школы ханбалитского мазхаба.

Также малая часть проживающих в Моздокском районе Северной Осетии кабардинцев исторически считается православными.

Адыгская литература

Али Шогенцуков - основоположник кабардинской поэзии. Основная статья: Кабардинская литература, Адыгская литература

Письменная литература на кабардино-черкесском языке ещё очень молода. Но при этом существовал богатый устный фольклор, представленная эпосом «Нарты», общим для многих кавказских народов и уходящими корнями вглубь веков.

До XX века письменная кабардинская литература была представлена на основе арабского алфавита. Однако нормативный литературный язык был разработан лишь в 1923 году.

На кабардино-черкесском языке писал ряд кабардинских и поэтов:

Кабардинские литераторы

  • Балкарова, Фоусат Гузеровна (1932-2009)
  • Бештоков, Хабас Карнеевич (1943)
  • Кешоков, Алим Пшемахович (1914-2001)
  • Куашев, Бетал Ибрагимович (1920-1957)
  • Пачев, Бекмурза Машевич (1854-1936)
  • Сокуров, Мусарби Гисович (1929-1990)
  • Теунов, Хачим Исхакович (1912-1983)
  • Тхагазитов, Зубер Мухамедович (1934)
  • Шогенцуков, Адам Огурлиевич (1916-1995)
  • Шогенцуков, Али Асхадович (1900-1941)
  • Шортанов, Аскерби Тахирович (1916-1985)

Традиционные занятия

Традиционные занятия кабардинцев - пашенное земледелие, садоводство и отгонное скотоводство. Скотоводство представлено главным образом коневодством, всемирную известность получила кабардинская порода лошадей. Также кабардинцы разводили крупный, мелкий рогатый скот и домашнюю птицу. Развиты были промыслы и ремесла: мужские - кузнечное, оружейное, ювелирное, женские - сукновальное, войлочное, золотошвейное.

Черкесская (адыгская) национальная одежда

Кабардинцы в конце 19 века. Хромолитография

Национальная женская одежда включала т. н. «черкесский женский костюм», а в обычные дни платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

Национальный мужской костюм включал, как правило, черкеску с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаху, сафьяновые чувяки с ноговицами; верхняя одежда - бурка, овчинная шуба.

Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) кабардинцев было холодное оружие.

Бешмет подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялись кинжал и шашка (кабард.-черк. сэшхуэ).

Кабардинцы (в зависимости от состоятельности) носили кинжалы типа - Кама (кинжал), либо типа -Бебут, которые ко всему прочему имели функции оберега, использовались для исполнения разных обычаев и ритуалов. Самым популярным длинноклинковым оружием кабардинцев являлась шашка (адыгское оружие, с выходом из употребления металлических доспехов заимствованное всеми соседними народами и ставшее самым популярным на Кавказе длинноклинковым холодным оружием), хотя некоторые предпочитали пользоваться саблей. Из сабель ценились Сабля мамлюкского типа, либо Килич (турецкая сабля), либо Гаддарэ (иранская сабля).

Элементом одежды всадника считался даже лук (оружие) с колчаном для стрел.

Кабардинцы при себе имели небольшой нож, который мог использоваться в бытовых целях, но который не был виден и потому не был элементом одежды.

Кабардинская национальная кухня

Основная статья: Кабардинская кухня

Традиционная пища кабардинцев - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из которой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Традиционный праздничный напиток с умеренным содержанием алкоголя - махсыма, изготовляется из пшённой муки с солодом.

Семья

Кабардинская семья, 1900 год

По крайней мере до XIX века преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в том числе избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общинная и фамильно-патронимическая организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью.

Адыгские традиции

Кабардинец в национальном костюме

У кабардинцев всегда высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакрализованный характер, а также куначество. Гость считался посланцем бога и отношение к нему было соответственное. Кабардинцы строили для гостей отдельный домик со всем необходимым для приятного и спокойного отдыха. Гостеприимство распространялось на всякого путника, ищущего ночлега. Обслуживать его обязан был сам хозяин дома. Гостю оказывались самые доброжелательные знаки внимания и при необходимости могли отдать жизнь за него. высших сословиях было широко распространено и аталычество, один из древнейших обычаев у всех народов Кавказа. Большое внимание уделялось «адыгэ хабзэ» - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Особенно строго он соблюдался уорками, поэтому её называли «уоркъ хабзэ». весь моральный кодекс назывался «адыгагъэ» (адыгство). немецкий академик П-С. Паллас, побывавший в Кабарде в 1793 году, назвал кабардинский этикет «вежливостью, доведенной до крайности». Благожелательность-главная черта кабардинского этикета. 16-18 вв. этикет кабардинцев считался наиболее разработанным и изысканным на всем Кавказе, поэтому сюда приезжали учиться правилам поведения дети знати кавказских народов и крымских ханов.

Кабардинцы (Кабардей) - воинственная отрасль черкесского племени (адыге), самая многочисленная и единственная, не задетая, по окончании Кавказскых войн, выселением черкесов в . Кабардинцы в 19 веке населяли Большую и Малую Кабарду, куда они, по преданиям, в незапамятные времена переселились с восточных берегов под предводительством некоего Кабарды Тамбиева.

Кабардинцы являются прямыми потомками древнейшего местного населения. Начиная с эпохи бронзы антропологический тип населения районов, в которых ныне проживают кабардинцы, практически не изменился, лишь в ХI-ХIII вв. приобрел, под влиянием половцев и монголо-татар, незначительную монголоидную примесь. Предания кабардинцев упоминают об императоре Юстиниане, распространившем среди них в VII в. христианскую веру, которая господствовала в Кабарде до начала XVIII в., когда кабардинцы под влиянием Турции окончательно стали мусульманами.

После монголо-татарского нашествия началось массовое перемещение адыгских племен из Восточного Причерноморья и Прикубанья на восток, в районы Пятигорья и современной Кабарды. Археологические источники позволяют выделить кабардинцев из общей массы адыгов во второй половине ХIII в. Регулярные связи адыгов с Россией были установлены в Средние века. В 1560 г. Иоанн Грозный, приняв кабардинцев в свое подданство, оказывал им милости, строил для них церкви и женился, вторым браком, на княжне Марии Темрюковне. Затем русско-кабардинские связи практически прекратились из-за усиливающейся турецкой экспансии. Во время персидского похода Петра I (1722) Кабарда выступила на стороне русских. По Белградскому мирному договору 1739 г. Кабарда объявлялась нейтральной, она должна была служить буфером между Россией и Турцией; за каждым из этих государств признано было право, в случае надобности, укрощать и наказывать кабардинцев силой оружия.

По Кучук-Кайнарджийскому договору 1774 г. Кабарда оказалась в русском подданстве. Период с 1739 по 1774 гг. был временем наибольшего усиления князей. Кабардинская знать зачастую конфликтовала с царской администрацией. Неоднократно (в 1789-1791 гг., 1804 г. и 1822 г.) кабардинцы восставали против мер русской администрации, направленных на ограничение власти традиционной феодальной верхушки. Однако в ходе Кавказской войны Кабарда заняла, в целом, прорусскую позицию. После чумы 1811 г. и восстаний 1804 и 1822 гг. число кабардинцев убавилось.

Мухаджирство (уход части адыгского населения на территорию Турции) население Кабарды практически не затронуло. Вследствие этого, к концу ХIХ столетия кабардинцы оказались на наиболее многочисленным этносом, после русских: в 1890 г. в Терской области насчитывалось 10787 семей (70183 человек) кабардинцев. В событиях гражданской войны основная масса кабардинцев участия не приняла.

Кабардинцы населяли равнинные и предгорные районы, предоставляя высокогорья балкарцам.

В 1921 г. в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 г. — объединенная Кабардино-Балкарская АО, в 1936 г. она была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 по 1957 года, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 г. Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 г. Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР, с марта 1992 г. Кабардино-Балкарская Республика.