Ексд - инструктор гражданской обороны. Гражданская оборона в организации с нуля Отличительные особенности организации обучения по ГО и ЧС работников категорированных предприятий

Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центра управления в кризисных ситуациях регионального центра (ЦУКС)

Диспетчер оперативной службы

Должностные обязанности. Обрабатывает входящую информацию в соответствии с принятыми в ЦУКС стандартами, правилами. Организует сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий) и ходе проведения их ликвидации. Проводит анализ и оценку достоверности поступающей информации и доведения ее для принятия соответствующих мер. Ведет установленную документацию.

Должен знать: законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации, а также нормативные и методические документы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации дежурно-диспетчерских служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия; нормативные и методические документы, регламентирующие деятельность органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование (техническое) без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Должностные обязанности. Проводит занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне, используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Участвует в подготовке и проведении учебно - методических сборов и совещаний, в обобщении и внедрении в практику передовых методов обучения. Представляет начальнику курсов гражданской обороны предложения по совершенствованию работы курсов. Участвует в разработке учебно - методических, плановых и отчетных документов по гражданской обороне. Формирует у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливает их к применению полученных знаний в практической работе. Участвует в создании и совершенствовании учебно-материальной базы. Оказывает методическую помощь руководству учреждений, организаций в подготовке и проведении занятий, учений и тренировок по гражданской обороне. Участвует в разъяснительно - пропагандистской работе с населением по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидаций их последствий.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормативные документы, касающиеся вопросов гражданской обороны; учебные программы по подготовке и обучению всех категорий населения; технические средства обучения и правила их эксплуатации; основы педагогики, психологии; методики обучения и воспитания слушателей; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению деятельности не менее 5 лет.

С мая 2017 года все предприятия резко озаботились вопросом, кто проводит инструктаж по гражданской обороне. Если раньше можно было формально относиться к этой процедуре, то теперь есть угроза нарваться на крупный штраф от МЧС. Из этой консультации вы узнаете, что говорит закон по данному вопросу и кого можно назначить ответственным за ГО и проведение вводного инструктажа, в частности.

Что говорит закон

К сожалению, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне в организации, в действующем законодательстве напрямую не сказано. Последние изменения говорят только о том, что каждое предприятие (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841):

  • разрабатывает программу проведения с персоналом вводного инструктажа по гражданской обороне;
  • организует и проводит вводный инструктаж по ГО с новыми сотрудниками в течение первого месяца их работы;
  • планируют и проводят учения и тренировки по ГО.

Имейте в виду: обычно именно ответственный за проведение вводного инструктажа занимается также разработкой программы его проведения для предприятия, а также содействует проведению учений и тренировок с персоналом.

Требования к ответственному за ГО

На практике, вот кто должен проводить инструктаж по гражданской обороне:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (как отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Разумеется, кто проводит инструктаж по ГО, должен быть компетентен в вопросах гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, первой медицинской помощи и т. д. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование). А на этот счёт у законодательства есть особые требования к таким работникам.

Так, на основании п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841, кто проводит инструктаж по ГО и ЧС, обязан обновлять свои знания в данной области. При этом установлена периодичность – не реже одного раза в 5 лет. По закону это может быть:

  1. Повышение квалификации.
  2. Обучение на специальном курсе.

Когда предприятие решило, кто должен проводить инструктаж по ГО, его направляют на учёбу в региональное управление ГО и ЧС при МЧС. Там он получит документ, который и даёт право данному специалисту проводить инструктаж. Кстати, таким ответственным вполне может быть и руководитель организации.

Назовём 2 нормативных документа, которыми следует руководствоваться при назначении ответственного за проведение вводного инструктажа по ГО и ЧС:

  1. Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».
  2. Положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (утв. приказом МЧС от 31.07.2006 № 440).

Но скажем сразу: согласно этим документам, на должности по гражданской обороне назначают лиц, имеющих соответствующую подготовку в области ГО. Других требований – нет.

Должностная инструкция
инспектора по гражданской обороне [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Инспектор по гражданской обороне относится к категории специалистов и подчиняется непосредственно начальнику отдела (отделения) гражданской обороны.

1.2. На должность инспектора по ГО назначаются лица, имеющие высшее (или среднее профессиональное образование), без предъявления требований к стажу работы, или начальное профессиональное образование, специальную подготовку по установленной программе и стаж работы по профилю не менее [значение] лет, в том числе в данной организации не менее 1 года.

1.3. Инспектор назначается и освобождается от занимаемой должности в установленном порядке по представлению начальника отдела (отделения) гражданской обороны.

1.4. В своей деятельности инспектор по ГО руководствуется:

Законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

Методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

Положением о мобилизационной подготовке;

Положением о гражданской обороне;

Приказами и директивами вышестоящих организаций по МР;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

Приказами, распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

1.5. Инспектор по ГО должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

Правила, методы обеспечения защиты информации, представляющей государственную и коммерческую тайны;

Конкретную исчерпывающую информацию о возможных чрезвычайных ситуациях в [указать район], местах укрытия и маршрутах следования к ним, об адресах пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, порядке эвакуации;

Задачи, мероприятия и возможности гражданской обороны и РСЧС в обеспечении безопасности граждан от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и при чрезвычайных ситуациях;

Основные принципы, средства и способы защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, а также свои обязанности и правила поведения при их возникновении;

Основные требования по производственной санитарии и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

2.1. На инспектора по ГО [наименование организации] возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1.1. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области гражданской обороны.

2.1.2. Разъяснение нарушителям законодательства в области гражданской обороны.

2.1.3. Составление Планов основных мероприятий по учреждениям в области Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

2.1.4. Разработка необходимой документации по ГОЧС в соответствии с требованиями РФ и доведения утвержденных документов до командования.

2.1.5. Выявления уязвимых звеньев деятельности учреждения, использования методики ГОЧС на каждом предприятии и учитывая особенности данного процесса и другие условия.

2.1.6. Хранение государственной и служебной тайны.

2.1.7. Соблюдение требований действующего законодательства.

3. Права

3.1. Инспектор по ГО имеет право:

3.1.1. Представлять в установленном порядке организацию в других организациях по всем вопросам гражданской обороны.

3.1.2. Представлять начальнику отдела, руководителю организации расчеты и предложения по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и противопожарной безопасности, требующих немедленного решения.

3.1.3. Получать от структурных подразделений организации и руководства информацию, необходимую для выполнения возложенных обязанностей.

3.1.4. Вести контроль за правильным проведением мероприятий гражданской обороны и противопожарной безопасности в структурных подразделениях организации.

3.1.5. Запрещать проведение работ, проводимых с нарушениями правил противопожарной безопасности.

4. Ответственность

4.1. Инспектор по ГО несет ответственность за:

4.1.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящей инструкцией.

4.1.2. Причинение своими действиями или бездействием материального ущерба организации в порядке и пределах, установленных Трудовым кодексом РФ.

4.1.3. Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в порядке и пределах, установленных законодательством РФ.

4.1.4. Отказ выполнять распоряжения начальника отдела гражданской обороны, руководителя организации.

4.1.5. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

4.1.6. Несоблюдение инструкций по охране труда, должностных инструкций, инструкций по технике безопасности и противопожарной безопасности.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Какой численности должен быть штат на предприятии, что бы ввести должность специалиста по го и чс, специалиста по пожарной безопасности и инженера эколога? Сейчас эти должности на предприятии совмещают. Спасибо!

Ответ

Ответ на вопрос:

По введению должности специалиста по ГО и ЧС:

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782.

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».


а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников ;

По введению должности специалиста по пожарной безопасности:

Каких-то специальных требований к нормативу численности работников организация в целях введения должности специалиста по пожарной безопасности нет. Работодатель может как ввести такую должность в штатное расписание организации, так и возложить на кого-то из работающих сотрудников данную функцию.

При этом отметим, что для того, чтобы назначить сотрудника ответственным за пожарную безопасность, он должен пройти специальную подготовку с полным отрывом от работы. Об этом говорится в пунктах 39 и 40 Норм пожарной безопасности, утвержденных .

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий должны соответствовать квалификационным справочникам . Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Ни классификатором, ни ЕКС должности инженера-эколога не предусмотрено.

При этом отметим, что согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения:

  • об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
  • об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
  • об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
  • о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля ;
  • о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
  • о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

На небольших объектах производственной и иной деятельности за проведение производственного экологического контроля, как правило, отвечают либо назначенные руководителем отдельные должностные лица (главный технолог, главный инженер и т.д.), либо, если такое лицо не назначено, сам руководитель данного предприятия.

Поэтому Вы можете ввести ставку специалиста по охране труда и возложить на него дополнительные обязанности в части пожарной безопасности.

В должностную инструкцию главного инженера, например, можно включить обязанности по проведению экологического контроля.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 10.07.1999 № 782

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (с изменениями на 30 мая 2013 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

История изменений

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. .
В соответствии со Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатывает с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждает положение об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

Председатель Правительства
Российской Федерации
С.Степашин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 1999 года N 782

ПОЛОЖЕНИЕ
о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны*

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с , определяет порядок создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны (далее именуются - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

2. Структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

3. Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

а) планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

б) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

в) обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт дополнен с 1 января 2005 года - см. );

г) создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для решения задач в области гражданской обороны (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. ).

4. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года , - см. );

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние и зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с нормами, предусмотренными в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года ; в редакции, введенной в действие с 11 июня 2013 года . - См. )

5. На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.

6. Организации осуществляют укомплектование структурных подразделений (назначение работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

20.02.2015

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева, Запретные документы в кадровой службе
Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.


  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • В последнее время был принят ряд нормативных актов, ужесточивших требования по ГО и ЧС к организациям. С чего начать эту работу, как подготовить необходимые документы – расскажем в статье. Скачайте образец схемы оповещения персонала.

    Читайте в статье:

    ГО и ЧС на предприятии

    Прежде чем приступать к организации системы гражданской обороны, нужно выснить статус предприятия. Так, если имеется мобилизационное задание, которое назначают региональные власти и МЧС, либо есть высокий риск возникновения внештатных ситуаций, либо уникальный культурный статус, такой организации присваивают категорию по ГО. Это может быть категория особой важности, 1-я или 2-я категория. Каждая из них предъявляет повышенные требования к режиму работы предприятия.

    Если таких признаков нет, то предприятие относят к некатегорированным , что, впрочем, не намного облегчает задачу его руководства. В любом случае придется подготовить документы, разработать схему оповещения при чрезвычайной ситуации в организации, установить стенды. Но обо всем по порядку.

    По закону все вопросы, относящиеся к данной сфере, входят в зону ответственности главного руководителя, а также его заместителя. При чрезвычайной ситуации одно из этих лиц становится начальником штаба, принимает решения, издает приказы, организует все необходимые мероприятия.

    Кто должен заниматься гражданской обороной в организации, которой присвоена категория? Разумеется, также ее руководитель, но помимо основных обязанностей (о них – ниже) ему надо будет позаботиться о быстрого реагирования. Эти обязанности в крупных компаниях руководитель может делегировать ответственному сотруднику, назначенному приказом, или даже структурному подразделению по ГО.

    Отличаются ли обязанности по ГО и ЧС на предприятии с численностью менее 50 человек? Нет, российским законодательством для небольших организаций не предусмотрено специальных правил. Обязанности компаний по гражданской обороне зависят лишь от наличия категории.

    С чего начать работу по ГО и ЧС в организации? С этим вопросом нужно обратиться в письменном виде в орган, отвечающий за гражданскую оборону в вашем муниципальном образовании. В ответ на запрос эти органы предъявляют перечень требований.

    Также необходимо подготовить список группы по обучению. В нее обязательно должны входить: директор, специалист по ГО в организации, члены штаба, члены эвакуационной комиссии. Когда придет ответ на запрос, потребуется выполнить следующее:

    • создать план по гражданской обороне;
    • составить программы, провести курсовое обучение работников;
    • разработать программу вводного инструктажа по ГО;
    • проводить вводный инструктаж с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
    • проводить учения, тренировки по гражданской обороне.

    Таков, вкратце, ответ на вопрос – с чего начать.