День прав человека10 декабря

10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека. В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО. В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

В 2013 году лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Тема: Международный день прав человека

Цель урока:

обобщить знания у студентов об основных правах;

раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать студентов к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей;

способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Методы: объяснение, визуализация материала, беседа, работа в группах

Оборудование и средства обучения:

    Видеопроектор

    Интерактивная доска

    Презентация MS Power point

    Видеоматериал

Ход урока

    Организационный момент (приветствие, проверка готовности аудитории, настрой на позитив, сообщение темы и целей урока).

    Изучение нового материала

    Выступление чтецов

    Просмотр видеоролика «История возникновения прав человека

    Права человека

    Конвенция о правах ребенка

    Работа со студентами

    Подведение итогов, рефлексия

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности”

(Б. Франклин)

    Организационный момент


Ежегодно 10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day).

В
этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.


Декларация, принятая почти сразу же после страшной Второй мировой войны, поправшей все возможные права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей, стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

С момента принятия Всеобщей декларации прав человека человечество получило больше, чем документ – оно получило надежду на право быть свободным, жить без насилия, дискриминации, войн и экологических катастроф.


Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

В
последнее десятилетие День прав человека проходит каждый год под определенным лозунгом, который выбирает ООН. Так, в 2008 году он звучал - «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в 2009- м - «Недискриминация», в 2010-м - «Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации», в 2011 году - «Чествуем права человека!», в 2012-м - «Мой голос имеет значение». Слоганом Дня в 2013 году стали слова - «20 ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ВАШИ ПРАВА», тема 2014 года - «Права человека 365 дней в году». День прав человека 2015 года проходит под девизом: «НАШИ ПРАВА. НАШИ СВОБОДЫ. ВСЕГДА».

    Выступление чтецов

Десятое декабря ассамблеей ООН Днем прав человека был объявлен! Была принята важная декларация Относительно мировой ситуации. Права и свободы должны соблюдаться! Важно всем нам людьми оставаться, Мнение свое иметь и слово, Развиваться, уважать интересы другого.

Пусть люди друг от друга
Разнятся цветом
Кожи, глаз, волос.
Но в то же время
Объединяет всех нас
Всемирный равенства вопрос.

Всем солнце одинаково
На небе светит.
И свежий дует ветер.
Так важно, чтобы люди
Друг друга понимать умели,
И в мире жили дети.

День прав человека так важен для нас, И с ним мы с улыбкой поздравим сейчас, Напомним, как важно права свои знать, Чтоб всё, что заслужено, нам получать, Свои права стоит любить и ценить, Свободу чтоб, радость свою сохранить, Легко пусть дается всё в жизни - и впредь Во всём пусть везет, будет много побед.

У нас есть права: в средней школе учиться
И ВУЗ посещать, и успешно трудиться,
И я вас спешу с Днем всех прав поздравлять,
Никто пусть не сможет у нас их отнять!

    Ролик «История возникновения права».


Ребята, вы просмотрели ролик об истории права, прослушали мнение разных людей. Давайте подумаем, каково значение слова право?

1 значение: ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

2 значение: Права и свободы граждан, закрепленные конституцией и гарантированные Президентом и государством.

Что такое права человека?

    Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

Просмотр видеоролика №2(Права человека)

Всеобщие права человека зачастую зафиксированы и гарантированы законом в форме договоров, обычного международного права, общих принципов права и других источников международного права. Международное право в области прав человека возлагает на государства обязательства по осуществлению деятельности с целью поощрения и защиты прав и основных свобод человека.)

Была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

    Конвенция о правах ребенка

прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

С момента обретения Казахстаном независимости вопросам их соблюдения уделяется особое внимание, они находятся в приоритете государственной политики. Права детей в Республике Казахстан регламентируются международными документами, а также законодательными правовыми актами РК: Конституция Республики Казахстан, Конвенция о правах ребенка, Закон «О правах ребенка в РК», «Закон об образовании».

Просмотр видеоролика № 3(Концепция о правах ребенка)

    Работа со студентами

1 задание: Предложить участникам обсудить высказывание Далай-ламы XIV : «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы.»

2 задание: Участникам занятия предлагается назвать художественное произведение или фильм, в сюжете которых важное место занимают права человека.

3
задание:
Записывается выражение «права человека». Участникам предлагается написать к каждой букве существительное, прилагательное или глагол, связанные с данным выражением

П Р А В А Ч Е Л О В Е К А

П – польза, политические, президент, парламент, партия, подотчетный, прозрачные.

Р – равенство, реформа, революция.

А – акт, авторитет, анализ, актуальность, авторитаризм, анархия, абсентеизм.

В – воля, владеть, выборы, ведомство, вече, велеть, великий, верить, вина, власть, вандал.

Ч – честный, честность, челобитная, читать, чувствовать, чиновник, частный, чтить, чистый.

Е – есть, единый, естественный, ересь, единение, если, емкие.

Л – любовь, любой, люди, луч, лгать, лачуга, лечить, листовка, лицо, лозунг.

О – общество, ответственность, открытость, образование.

К – конституционные, казнь, коррупция, конституция.

4 задание: ( Преподаватель знакомит участников с классификацией прав человека - по связи с различными сторонами общественной жизни (личные или гражданские, политические, социально-экономические и культурные.

Права человека делятся на четыре вида. Это личные права (такие, как право на жизнь, личную неприкосновенность, на имя, свободу вероисповедания), политические права (свобода слова, избирательное право), социально-экономические права (право на труд, частную собственность, жилище, охрану здоровья) и культурные права (на образование, участие в культурной жизни и т.п.) Эти права и определяют границы свобод современного человека.)

Таблица № 1 раздается группам. Также раздаются карточки с пословицами и поговорками.

Необходимо: распределить карточки по определенным видам прав, согл. Табл. № 1.

5 задание: Затем каждая группа получает набор высказываний по правам человека. Необходимо выбрать какое именно право соответствует высказыванию.

6
задание:
Права и обязанности.

Признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. В соответствии с международным правом государства берут на себя обязательства по уважению, защите и выполнению прав человека. Уважение прав человека подразумевает невмешательство государства в осуществление прав человека и воздержание от ограничения прав. Обязательство по защите прав человека требует от государства не допускать правонарушений. Выполнение прав человека обязывает государство гарантировать беспрепятственное осуществление базовых прав человека. На индивидуальном уровне, каждый человек должен уважать права других.

7 задание: Как вы считаете, всегда ли соблюдаются права человека во всем мире?

Е
сли нет, то какие именно права нарушаются кем и где?)

(Военные действия в Сирии и др. странах (право на жизнь, личную безопасность, права беженцев на жилище, право на образование детей).

Как соблюдаются права человека в вашем учебном заведении? С какими из рассмотренных прав существуют наибольшие проблемы в системе образования?

8. Подведение итогов, рефлексия В заключительной части участникам предлагается обсудить ситуацию с правами человека в условиях колледжа и высказать свое мнение по проблемам их реализации. Обсуждение по следующим вопросам:

1. С какой категорией прав человека в условиях колледжа возникает больше проблем?

2. Как могут решаться возникающие проблемы?

3. Что в системе образования способствует реализации прав человека?

Мы живем в непростое время. По всему миру миллионы людей страдают от беспощадных, зачастую разрушительных последствий многих мировых кризисов нашей эпохи. Мировой финансовый и экономический кризис, продовольственный кризис, энергетический кризис и климатический кризис слились в единый многосторонний удар по человеческому достоинству.

Де-юре, иметь права по рождению, как человек - это малая толика. По факту, нужно уметь пользоваться своими правами, но самое главное, защищать и добиваться соблюдения прав ЧЕЛОВЕКа. Как ЧЕЛОВЕК и как Гражданин. Вот что самое главное!!!  Знайте и соблюдайте свои права!

Просмотр видеоролика № 4(Мы имеем право)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Основные права человека по сферам общественной жизни.

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Личные (гражданские)

На жизнь

На достоинство

На свободу мысли и слова, совести и религиозных убеждений

На личную неприкосновенность

На частную жизнь

На неприкосновенность жилища

На гражданство

Политические

Свобода печати и информации

Право на объединение

Право на участие в управлении государством

Право на юридическую защиту

Социально-экономические

На труд и достойный уровень жизни

На справедливые и благоприятные условия труда

На предпринимательство

На социальное обеспечение (пенсия, пособия)

На собственность

Культурные

На образование

На использование достижений науки и культуры

На свободу творчества

На разнообразие

Перечень с надписями прав ребенка:

    Право на жизнь.

    Право на имя при рождении.

    Право на медицинскую помощь.

    Право на образование.

    Право на отдых и досуг.

    Право на индивидуальность.

    Право свободно выражать свои взгляды.

    Право на специальную охрану и защиту.

    Право на заботу и воспитание родителями.

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

1. « »

2. «Без суда никто да не накажется»

3. «Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь»

4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать»

5. «Глас народа – глас Божий»

6. « Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает »

7. «Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется»

8. «Вора миловать – доброго губить»

9. «Чтобы власть стала сильнее, ее следует ограничить»

10. «Бьют Фому за Еремину вину»

12. «Кто не работает – тот не ест»

13. «Чье поле, того и воля»

11. «Право есть, да закона нет»

14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест»

15. «Работящий голодным не останется»

16. « Надежда выздороветь - половина выздоровления »

17. «Сначала хлеб, потом – вера»

18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется»

19. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле»

20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет»

21. «Брань на вороту не виснет»

22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»

23. «Честь лучше богатства»

24. «Каждый может попасть на небо своим путем»

25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил»

26. « Только свободный гражданин имеет отечество »

27. «Мой дом – моя крепость»

28. «Рабом стать легко, человеком - трудно»

29. «Живи и жить давай другим»

30. «Умел дитя родить – умей и научить»

31. «Караван один, но судьба путников различна»

32. «Каждый человек – особая разновидность художника»

33. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни»

34. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок»

35. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»

36. «Жизнь коротка, искусство – вечно»

37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение»

38. «Искусство любить, что свежую воду пить»

Варианты распределения в группы

Политические права

Карточка 1. « Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция » - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется» – на юридическую защиту (справедливое судебное разбирательство).

Карточка 3. « Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь» – на объединение.

Карточка 4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать» – презумпция невиновности

Карточка 5. «Глас народа – глас Божий» - участие в управлении государством

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает» - - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 7. « Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется» - на объединение.

Карточка 8. «Вора миловать – доброго губить» - на юридическую защиту (судебное разбирательство и неотвратимость наказания)

Карточка 9. «Чтобы власть стала сильнее ее следует ограничить» – участие в политической жизни

Карточка 10. «Бьют Фому за Еремину вину» – на справедливое судебное разбирательство.

Карточка 11. « Право есть, да закона нет» - на юридическую защиту.

Социально-экономические права

Карточка 12. «Кто не работает – тот не ест» – право на труд и достойный уровень жизни.

Карточка 13. «Чье поле, того и воля» - право на собственность.

Карточка 14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест» – на достойный уровень жизни и справедливое вознаграждение за труд

Карточка 15. «Работящий голодным не останется» – на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 16. «Надежда выздороветь – половина выздоровления»

Карточка 17. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле» – право на предпринимательскую деятельность.

Карточка 18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется» - на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 19. «Сначала хлеб, потом – вера» – на социальное обеспечение

Карточка 20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет» – на труд

Личные (гражданские) права

Карточка 21. «Брань на вороту не виснет» – на личное достоинство и свободу слова.

Карточка 22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить» – на жизнь (против смертной казни).

Карточка 23. «Честь лучше богатства» - на достоинство.

Карточка 24. «Каждый может попасть на небо своим путем» – свобода вероисповедания

Карточка 25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» - на жизнь.

Карточка 26. «Только свободный гражданин имеет отечество» - на гражданство.

Карточка 27. «Мой дом – моя крепость» - неприкосновенность жилища.

Карточка 28. «Рабом стать легко, человеком – трудно» - на свободу

Карточка 29. «Живи и жить давай другим» - на жизнь.

Культурные права

Карточка 30. «Умел дитя родить – умей и научить» (культ.) – на образование (и ответственность родителей за образование детей)

Карточка 31. «Караван один, но судьба путников различна» – на разнообразие

Карточка 32. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни» – на образование и использование достижений науки

Карточка 33. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься» – на равный доступ к образованию

Карточка 34. «Каждый человек – особая разновидность художника» – свобода творчества

Карточка 35. «Искусство любить, что свежую воду пить» – на пользование достижениями культуры.

Карточка 36. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» – на образование.

Карточка 37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение» – на образование.

Карточка 38. «Жизнь коротка, искусство – вечно» - на пользование достижениями культуры.

Выступим в защиту равенства, справедливости и человеческого достоинства

День прав человека отмечается 10 декабря - именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла . В 2017 году в День прав человека стартует рассчитанная на один год кампания, приуроченная к предстоящей 70-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека - эпохального документа, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Декларацию переводят чаще, чем любой другой документ в мире: ее текст существует более чем на 500 языках .

Декларация была составлена представителями различных правовых и культурных систем из разных стран мира, поэтому в ней закреплены универсальные ценности и общая мера достижений всех народов и всех стран. В Декларации провозглашаются равное достоинство и ценность каждого человека. Декларация и обязательства по соблюдению ее принципов, принятые государствами-участниками, позволили защитить достоинство миллионов людей и заложить основы для создания более справедливого мира. Несмотря на то, что изложенные в Декларации обещания еще не полностью реализованы, сам факт того, что она выдержала испытание временем, свидетельствует о неизменной универсальности ее вечных ценностей - равенства, справедливости и человеческого достоинства.

Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас. Закрепленные в ней принципы сегодня ничуть не менее актуальны, чем в 1948 году. Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей. И в своей повседневной жизни мы можем отстаивать права, которые направлены на защиту всех нас, и укреплять тем самым братство всех людей.

#StandUp4HumanRights

  • Всеобщая декларация прав человека вдохновляет всех нас.
  • Каждый из нас ежедневно сталкивается с вопросами прав человека.
  • Эти универсальные ценности заложены в основу единого человечества.
  • Равенство, справедливость и свобода - это средства предотвращения насилия и поддержания мира.
  • Пренебрежение ценностями человечества - где бы и когда бы оно не имело место - подвергает опасности всех нас.
  • Нам надлежит защищать свои собственные права и права других людей.

Права человека и цели в области устойчивого развития

Цели в области устойчивого развития и права человека взаимосвязаны. Там, где попираются права человека невозможно достичь всех целей. Учреждения ООН ведут свою работу, пытаясь внедрить оба аспекта в свою повседневную деятельность. Об этом этот веб-сайт .

Действия, происходившие во время Второй мировой войны, послужили жестоким примером того, что может произойти с любым народом из-за отсутствия межнациональных соглашений в области прав каждой личности. С целью стабилизации очень шатких отношений между странами и была создана Всеобщая декларация прав человека и учрежден этот международный праздник.

Когда празднуют

День прав человека отмечается ежегодно 10 декабря во всем мире. Событие учреждено резолюцией № 423 (V) от 4 декабря 1950 года 317 пленарного заседания Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. В 2019 году дату справляют 70-й раз.

Кто отмечает

Праздничные мероприятия проводят общественные, правозащитные, религиозные и общеобразовательные организации, занимающиеся соблюдением прав человека.

История и традиции праздника

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила о том, что Всеобщая декларация прав человека, которую она только что приняла, есть не что иное, как общая норма, к свершению которой обязаны стремиться люди всех держав.

Спустя два года, 4 декабря, на 317-м пленарном заседании ГА решила установить в честь Декларации соответствующий праздник. Она выразила благодарность тем государствам, которые уже отметили годовщину принятия документа (как входящие в состав ООН, так и не входящие), и призвала остальные державы и заинтересовавшиеся ассоциации справлять 10 декабря как День прав человека. Также ГА высказала пожелание увеличить прилагаемые усилия в этой области. А для того чтобы был виден результат, она предложила передавать Генеральному Секретарю ООН ежегодные отчеты касательно проделанной работы.

В России, как и во всем мире, 10 декабря 2019 г. проходят мероприятия, на которых обсуждаются вопросы о правах человека и их защите. В этот день чтят память жертв геноцида и политических репрессий. Также ежегодно выбирается тема, посвященная данному празднику.

В Венской декларации и Программе действий, принятых на Международной конференции по правам человека 25 июня 1993 г., были прописаны общие позиции и сказано о необходимости искоренения проявлений расизма, всех форм дискриминации, ксенофобии и нетерпимости одних людей к другим. Кроме того, акцентировалась защита прав женщин, детей, национальных и секс-меньшинств.

В Советской России, начиная с 1977 года, в День прав человека на Пушкинской площади Москвы диссиденты устраивали акцию «Митинг молчания». В дальнейшем этот обычай так и назвали: «традиция советских диссидентов».

(Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека — первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека . В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным , что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО . В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай — 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников