Высококвалифицированные иностранные специалисты. Внимание иностранным сотрудникам: существенно изменилась методика определения доходов ВКС. Разрешение на трудовую деятельность для специалистов

В современных условиях глобального конкурентного рынка миграция высококвалифицированных работников представляет собой важный источник накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах. В Концепции Государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Президентом РФ, в качестве одной из целей миграционной политики определено привлечение иностранных специалистов высокой квалификации. В частности, «одна из стратегических задач — создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе».

В связи с этим в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон «Об иностранных гражданах») была внесена специальная глава, посвященная труду высококвалифицированных специалистов. Но прежде чем перейти к анализу, стоит уточнить понятия.

Высококвалифицированные специалисты

Следует указать, что понятие высококвалифицированных специалистов впервые появилось в Соглашении с Францией от 27.11.2009. В соответствии с указанным Соглашением к ним относятся граждане государства одной стороны, заключившие трудовой договор с работодателем, находящимся на территории государства другой стороны, и отвечающие по меньшей мере двум из трех следующих критериев:

— наличие документа о высшем образовании, соответствующего профессии, указанной в трудовом договоре;

— наличие опыта работы не менее 5 лет по профессии, должности, указанным в трудовом договоре;

— размер заработной платы в соответствии с трудовым договором, равный или превышающий 3200 евро в месяц, т. е. приблизительно 1,5 млн. рублей в год (ст. 2 Соглашения и Приложение N 1 к Соглашению).

В отличие от указанного соглашения в российском миграционном законодательстве упущено требование об обязательном наличии высшего образования и требование к опыту работы. Так, в соответствии со ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах» высококвалифицированным специалистом (далее — ВКС) признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности. При этом основное условие для признания такого работника высококвалифицированным — размер его годового дохода. В частности, по общему правилу доход ВКС должен составлять не менее 2 000 000 (двух миллионов) рублей в год (365 календарных дней).

Существуют предпочтения по уровню заработной платы для отдельных категорий работников. В частности:

1. Для специалистов — научных работников или преподавателей, если их приглашают заниматься научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам в образовательных организациях высшего образования, государственных академиях наук или их региональных отделениях, национальных исследовательских центрах либо в государственных научных центрах, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей) — если их годовой доход составляет не менее 1 000 000 (одного миллиона) рублей.

2. Для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей) — если их годовой доход составляет не менее 700 000 (семисот тысяч) рублей.

3. Для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» — без учета требования к размеру заработной платы.

Таким образом, законодательство устанавливает разные требования не только в отношении суммы минимального годового дохода на территории России, которые должны быть зафиксированы в тексте трудового или гражданско-правового договора, но и в отношении профессионального опыта иностранца и видов планируемой трудовой деятельности.

Однако не все работодатели и заказчики услуг могут привлекать ВКС:

1. Иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии (п. 1.2 ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах в России»).

2. Нельзя привлекать иностранцев для торгового обслуживания покупателей в розничной торговле товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам утвержден Минтрудом России от 23.09.2013. Следует учитывать, что данный приказ вступил в силу 7 февраля 2014 г. — по истечении 10 дней с момента официальной публикации.

К работникам, осуществляющим руководство и координацию деятельности, по мнению Минтруда России, относятся следующие категории персонала:

1. Директор (генеральный директор, управляющий) предприятия.

2. Финансовый директор (заместитель директора по финансам).

3. Заместитель директора по коммерческим вопросам.

4. Заместитель директора по управлению персоналом.

5. Главный товаровед.

6. Заведующий отделом (в торговле).

7. Заведующий товарным комплексом.

8. Заведующий секцией.

9. Заведующий складом.

10 Начальник отдела (в торговле).

11 Начальник лаборатории (в торговле).

12 Менеджер (в торговле).

Таким образом, работодатели должны обращать внимание на то, как они формулируют наименование трудовой функции в проекте трудового договора.

Обратите внимание! ФМС неоднократно подчеркивала, что работодателю предоставлены широкие полномочия в плане самостоятельной оценки квалификации интересующего его специалиста. Соответственно, теперь риски, связанные с определением уровня квалификации, несет работодатель. Более того, как указывает ФМС в своих официальных разъяснениях, высшее образование теперь не обязательно для того, чтобы установить статус высококвалифицированного специалиста. Диплом о высшем образовании не всегда однозначно свидетельствует о высокой квалификации специалиста и является лишь одним из возможных документов. Документы и информация, представляемые в Федеральную миграционную службу, должны быть проверены и содержать подтверждение того, что, по мнению работодателя, данный специалист заслуживает получения заработной платы от 2 млн. рублей в год.

ФМС России указывает, что должности ВКС не должны в обязательном порядке соответствовать Всероссийскому классификатору должностей и профессий, который был принят в 1994 г. и не совсем отвечает реалиям и требованиям текущей экономической ситуации и требованиям бизнеса. Однако в отношении специалистов, привлекаемых в торговлю, работодатель должен указывать наименование в четком соответствии с Приказом Минтруда РФ под страхом отказа в выдаче разрешения на работу.

Оценка квалификации

В соответствии с п. 3. ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах» компетентность и уровень квалификации иностранных граждан определяются работодателем и заказчиком услуг самостоятельно. В п. 4 ст. 13.2 приведен примерный перечень документов, при помощи которых можно проверить компетентность и уровень квалификации работника. В частности, работодатель может использовать документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов.

Таким образом, федеральное законодательство не устанавливает специальных требований к документам, подтверждающим квалификацию иностранных работников — высококвалифицированных специалистов. Основное требование: все документы и сведения должны носить объективный характер, быть достоверными и проверяемыми.

В то же время это распространяется не на все отрасли. Если работодатель высококвалифицированного специалиста занят в области торговли, то, скорее всего, он будет вынужден подтверждать и квалификационные требования, предусмотренные в упомянутом приказе Минтруда РФ (п. 1.3 и п. 7 ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах»). В частности, общими требованиями являются высшее профессиональное образование по специальности и опыт работы не менее 5 лет. Если опыт работы могут подтвердить резюме и отзывы работодателей, то подтверждение диплома о высшем образовании может вызвать затруднение.

Как и в других странах, в Российской Федерации существует порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании. Он осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по признанию документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 04.02.2013 N 62.

Конечный результат данной процедуры — выдача следующих документов:

— свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации (далее — свидетельство о признании) с предоставлением его обладателю тех же академических и (или) профессиональных прав, которые имеют обладатели соответствующих документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации в Российской Федерации;

— свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации документом, подтверждающим период обучения по образовательной программе определенного уровня (справкой об обучении в образовательном учреждении), с предоставлением академических прав на продолжение обучения по образовательной программе данного уровня;

— дубликата свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации (далее — дубликат свидетельства о признании).

А также отказ в выдаче:

— свидетельства о признании;

— дубликата свидетельства о признании.

По общему правилу документы об образовании, представляемые иностранными работниками работодателям на территории Российской Федерации, необходимо перевести на русский язык, а затем они должны пройти процедуру признания эквивалентности документов иностранных государств об образовании. Вместе с тем стоит учитывать, что может существовать особый порядок признания документов об образовании между Россией и другими странами. В таком случае должен существовать международный договор (соглашение), регламентирующий такой порядок.

Однако требуется ли представить свидетельство о признании иностранного документа об уровне образования и (или) квалификации в России для подтверждения квалификации иностранного специалиста, претендующего на вакансию, например управляющего торговой сети — до сих пор не разъяснено ни ФМС России, ни Министерством труда РФ.

Требование об оплате труда

Как было указано выше, размер заработной платы — один из главных критериев признания иностранного специалиста высококвалифицированным. Работодатель должен зафиксировать уровень дохода в проекте трудового договора в связи с тем, что эти сведения должны быть отражены и в ходатайстве о выдаче приглашения, и в заявлении о выдаче разрешения на работу.

ФМС России разъяснила, руководствуясь ст. 129 ТК РФ, что премиальные выплаты также входят в состав заработной платы. Таким образом, в вознаграждении размером до 2 млн. рублей в год могут учитываться премиальные выплаты. Но, по всей видимости, эти выплаты должны быть указаны в фиксированном размере в трудовом договоре.

Льготы для работодателей и ВКС

Высококвалифицированные специалисты имеют большое количество льгот по сравнению со всеми иными иностранными гражданами. В частности:

1. В соответствии с п. 2 ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах» ВКС имеют право осуществлять трудовую деятельность без учета квот (в том числе квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию и квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу).

2. Разрешения на работу выдаются ВКС на срок действия заключенного трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с приглашающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на 3 года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на 3 года для каждого такого продления. Следует учитывать, что в соответствии с разъяснениями ФМС России, несмотря на то, что разрешение на работу ограничено трехлетним сроком, трудовой договор может быть заключен на срок более трех лет либо иметь неограниченный срок действия.

3. В случае если в соответствии с трудовым договором предполагается, что ВКС будет работать на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, он имеет право получить разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации. Разрешения на работу высококвалифицированных специалистов, действующие в нескольких субъектах, выдаются только в Москве, в отделении на ул. Верхней Радищевской.

4. В соответствии с п. 27 ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах» ВКС имеет право оформить вид на жительство себе и членам своей семьи на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и разрешения на работу по его заявлению в письменной форме.

5. В соответствии с п. 11 ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах» ВКС имеет право в течение 30 рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора найти другого работодателя и получить новое разрешение на работу. В течение указанного срока разрешение на работу, выданное ВКС, а также виза и вид на жительство, выданные ВКС и членам его семьи, считаются действительными. Срок действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, а также срок действия визы и вида на жительство дополнительно продлеваются на период рассмотрения ходатайства, поданного новым работодателем или заказчиком работ (услуг).

Также члены семьи ВКС получают право осуществлять трудовую деятельность вне квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. В течение срока действия разрешения на работу, выданного ВКС, члены его семьи вправе осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, полученного ими в соответствии с Законом «Об иностранных гражданах РФ», а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации. К членам семьи относятся супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.

ВКС и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Следует учитывать, что обеспечение указанных гарантий получения как самим ВКС, так и членами его семьи медицинской помощи в течение срока действия его трудового договора является обязательным условием.

В соответствии с Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 1488 от 11.12.1998, российские страховые организации осуществляют медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, на основании лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Таким образом, ВКС и членов их семей работодатель обязан застраховать в страховой компании, имеющей лицензию, действующую на территории РФ.

Высококвалифицированные руководители

В международном соглашении с Францией от 27.11.2009 отдельно выделялись такие категории иностранных работников, как:

— работники представительств (филиалов) — граждане государства одной стороны, работающие в представительствах (филиалах) юридических лиц, расположенных на территории государства другой стороны;

— работники одной группы компаний;

— руководители предприятия — граждане государства одной стороны, которые в силу законодательства государства этой стороны или учредительных (уставных) документов предприятия осуществляют управление или руководство этим предприятием на территории государства другой стороны.

Вслед за вступлением во Всемирную торговую организацию (ВТО) на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 390-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» в Закон «О правовом положении иностранных граждан» была внесена новая статья — ст. 13.5 «Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, направляемыми для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств — членов Всемирной торговой организации».

Применение труда данной категории работников (условно назовем их высококвалифицированными руководителями; далее — ВКР) весьма ограниченно. Прежде всего, не все юридические лица имеют право направлять своих сотрудников в дочерние компании, филиалы и представительства на территории РФ. Это распространяется только на иностранные коммерческие предприятия, зарегистрированные на территории государства — члена Всемирной торговой организации (далее — иностранная коммерческая организация).

Такие компании могут направлять своих сотрудников в дочерние организации, оказывающие услуги, в филиалы и представительства. Напомню, что в соответствии со ст. 105 ГК РФ организация признается дочерней, если другое (основное) общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Чтобы получить возможность беспрепятственно работать в России, иностранцы должны не менее одного года отработать в направившей их иностранной коммерческой организации.

Иностранные компании могут направлять следующие категории работников:

1. Руководителей — в представительство, филиал или дочернюю организацию.

2. Иной ключевой персонал — в филиал или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации. При этом направляемые иностранцы должны иметь доход на территории России не менее 2 млн. рублей в год (365 календарных дней), обладать высоким уровнем квалификации и (или) незаурядными знаниями, соответствующими требованиям.

Несмотря на то что уровень квалификации и незаурядные знания определяются организацией самостоятельно, законодатели сохранили возможность для Правительства Российской Федерации устанавливать дополнительные требования.

Кроме того, трудовая функция таких ключевых специалистов должна быть связана с непосредственным участием в оказании услуг этими филиалами или дочерними организациями иностранной коммерческой организации. Перечень услуг определяется в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках Всемирной торговой организации. Отдельно отмечены бухгалтеры — занимать эти должности могут иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ.

Есть и численные ограничения иностранных руководителей в Представительствах: общая численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в представительстве, на основании ст. 13.5 Закона, не может превышать пяти человек, а в банковской сфере — двух человек в пределах численности работников представительств иностранной коммерческой организации, согласованной при аккредитации уполномоченным аккредитующим органом.

Кроме того, для обеспечения безопасности Правительство Российской Федерации может устанавливать ограничение на осуществление трудовой деятельности иностранными руководителями на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Несмотря на то что иностранные руководители и ключевой персонал имеют ряд льгот, выполнение всех упомянутых ограничений для организации весьма затруднительно. Я ожидаю, что более широкое применение получат нормы о привлечении ВКС. В отличие от ВКС, руководителям предоставляют ограниченный ряд льгот и преференций: разрешения на работу выдаются вне квоты, разрешение на работу выдается сроком на 3 года и может быть продлено неоднократно на 3 года. Иностранным руководителям оформляется многократная виза сроком до трех лет также c возможностью продления. Однако, в отличие от ВКС, предоставление страховки членам семьи такого работника не является обязательным условием трудового договора. Кроме того, если для ВКС и членов их семей возможно оформление во время действия трудового договора вида на жительство, то для иностранных руководителей это не предусмотрено. Не предусмотрена и возможность для членов семьи иностранного руководителя осуществлять трудовую деятельность вне квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Работодатели высококвалифицированных специалистов

В соответствии с п. 5 ст. 13.2 Закона «Об иностранных гражданах» привлекать иностранных граждан в качестве высококвалифицированных специалистов вправе работодатели или заказчики работ (услуг), которые являются:

— российскими коммерческими организациями;

— российскими научными организациями, образовательными учреждениями профессионального образования (за исключением учреждений профессионального религиозного образования — духовных образовательных учреждений), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

— аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами иностранных юридических лиц.

При этом все вышеперечисленные юридические лица и филиалы не должны в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении ВКС быть подвергнуты административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства. Кроме того, при подаче ходатайства проверяется наличие неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.

В заключение напомню основные выводы:

1. Работодатель свободен в определении того, является ли иностранный специалист высококвалифицированным. Однако существуют и исключения. В частности, для ВКС в организациях торговли работодатель должен учитывать требования Минтруда РФ в части указания трудовой функции в трудовом договоре и подтверждения квалификации такого специалиста.

2. Трудовой договор может быть заключен как на срок действия разрешения на работу — до 3 лет, так и на неопределенный срок.

3. Годовой доход, который служит критерием для признания специалиста высококвалифицированным, может, помимо, например, должностного оклада, включать в себя премии (согласно ч. 1. ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). При этом премиальные выплаты также входят в состав заработной платы. Имеются в виду только стимулирующие выплаты в виде премий).

4. Обязательное условие трудового договора — обеспечение медицинского страхования как самого ВКС, так и членов его семьи, которые намереваются жить на территории РФ.

Вопрос

Как принять на работу иностранного гражданина (итальянец) как ВКС? Какие документы для этого нужны?

Ответ

Работодатель (заказчик работ, услуг) самостоятельно оценивает компетентность и уровень квалификации иностранного гражданина, которого планируется привлечь к трудовой деятельности в качестве ВКС. Связанные с результатами этой оценки риски несет работодатель (заказчик работ, услуг). Данные выводы следуют из п. 3 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

Чтобы оценить компетентность и уровень квалификации приглашаемого для осуществления трудовой деятельности ВКС, работодатель (заказчик работ, услуг) может воспользоваться (п. 4 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ):

— документами и сведениями, подтверждающими наличие профессиональных знаний и навыков;

— сведениями о результатах трудовой деятельности, в том числе отзывами предыдущих работодателей (заказчиков работ, услуг), включая иностранных;

— иными объективными, достоверными документами и сведениями, которые можно проверить.

Для того чтобы иностранец был признан ВКС, ему не требуется в обязательном порядке иметь документ, подтверждающий определенный уровень квалификации или образования. Данный вывод обусловлен тем, что в п. 1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ среди прочих условий признания иностранца ВКС не предусмотрено требование о наличии у него названного документа.

Однако, в случае если иностранный гражданин поступает на работу, которая требует специальных знаний или подготовки, он обязан представить работодателю документ об образовании и (или) квалификации либо о наличии специальных знаний. Данный вывод следует из абз. 6 ч. 1 ст. 65, абз. 1 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ.

Работодатели и заказчики работ (услуг) имеют ряд преимуществ относительно порядка привлечения к трудовой деятельности в России высококвалифицированных иностранных специалистов по сравнению с привлечением других иностранных граждан.

Прежде всего в случае привлечения ВКС к трудовой деятельности в России работодателю (заказчику работ, услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, что следует из пп. 2 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

Кроме того, на ВКС не распространяются:

— квоты на выдачу приглашений на въезд в РФ для осуществления трудовой деятельности (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, абз. 3 п. 6 Регламента по оформлению приглашений);

— квоты на выдачу иностранцам разрешений на работу (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ);

— ограничения, которые касаются допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в определенных видах экономической деятельности (п. 2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Чтобы привлечь иностранного гражданина в качестве ВКС, нужно:

— пригласить его на переговоры с целью заключения трудового (гражданско-правового) договора;

— заключить с иностранцем трудовой (гражданско-правовой) договор;

— оформить разрешение на работу.

— уведомить заинтересованные государственные органы о привлечении ВКС.

Как пригласить на переговоры иностранного гражданина, заявившего о себе как о ВКС, но не имеющего визы, необходимой для въезда в Россию?

1. Работодателю (заказчику работ, услуг) нужно направить иностранному гражданину письменное предложение о въезде в РФ. Такой вывод следует из абз. 1 п. 23 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

2. На основании предложения дипломатическое представительство или консульство выдает иностранному гражданину обыкновенную деловую визу сроком действия до 30 суток (абз. 1 п. 23 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, абз. 1 п. 29(1) Положения о порядке выдачи визы).

3. Иностранному гражданину необходимо подтвердить, что он располагает средствами для проживания в РФ и выезда из нее после окончания разрешенного срока пребывания на основании обыкновенной деловой визы (п. 24 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Отметим, что срок действия обыкновенной рабочей визы может быть продлен на срок действия трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления.

Как пригласить на переговоры иностранного гражданина, который не заявлял о себе как о ВКС и не имеет визы, необходимой для въезда в РФ?

Для того чтобы пригласить такого иностранного гражданина на переговоры с целью заключения трудового или гражданско-правового договора, работодателю (заказчику работ, услуг) необходимо действовать следующим образом.

Шаг 1. Оформить иностранному гражданину приглашение на въезд в РФ, которое станет основанием для выдачи иностранцу визы. Это следует из абз. 1 пп. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

Шаг 2. Направить иностранцу полученное приглашение на въезд в РФ.

На основании такого приглашения иностранный гражданин сможет получить однократную частную или деловую визу. Данный вывод следует из абз. 1 пп. 1 ч. 1 ст. 25, ч. 2 — 3 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ.

Для оформления визы ему следует обратиться в дипломатическое представительство или консульство РФ в стране проживания, представив приглашение на въезд в РФ и пакет документов, перечень которых определен в разд. III Положения о порядке выдачи визы.

Как пригласить на переговоры иностранного гражданина, у которого есть виза (деловая, туристическая, частная и др.)?

Поскольку у иностранного гражданина уже есть виза, дополнительно оформлять визу для приглашения на переговоры ему не нужно.

Однако после проведения переговоров и подписания трудового (гражданско-правового) договора ему необходимо будет оформить многократную обыкновенную рабочую визу. Данный вывод следует из ч. 7 ст. 25.6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ, п. 35(1) Положения о порядке выдачи визы.

Разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту

Для того чтобы высококвалифицированному иностранному специалисту было выдано разрешение на работу, работодателю или заказчику работ (услуг) необходимо сделать следующее.

Шаг 1 . Представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный на то территориальный орган, включенный в перечень, который утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (далее — уполномоченный территориальный орган), пакет документов в соответствии с п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. п. 37 — 37.4 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 30.10.2014 N 589 (далее — Административный регламент).

К документам, которые необходимо представить в соответствующий орган, относятся, в частности:

1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста (пп. 1 п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). Форма этого ходатайства утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 487;

2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом. В соответствующий договор должно быть включено, в частности, условие о его вступлении в силу с даты получения данным иностранным гражданином разрешения на работу. Это следует из пп. 2 п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы РФ, связанные с возможным административным выдворением за пределы РФ или депортацией привлекаемого специалиста (пп. 3 п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Пакет документов подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган в порядке, предусмотренном п. 6.2 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ, п. 38 Административного регламента.

Шаг 2. Уплатить госпошлину за выдачу разрешения на работу (пп. 3 п. 1 ст. 19 Закона N 115-ФЗ).

Ее размер составляет 3500 руб. (пп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Срок уплаты — до выдачи высококвалифицированному специалисту указанного разрешения (пп. 4 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Шаг 3 . Проинформировать высококвалифицированного специалиста о необходимости получить оформленное разрешение на работу.

Иностранец получает разрешение сам, предъявляя при этом удостоверяющий его личность документ, который признается РФ в данном качестве. Указанное разрешение выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, а если в государстве гражданства ВКС есть представительство или представитель упомянутого федерального органа — таким представительством или представителем. Данные выводы следуют из п. 15 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65 , 327.3 ТК РФ, должен предъявить работодателю следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (абз. 2 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

2) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (абз. 3 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

4) документы воинского учета — только в случаях, установленных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 327.3 ТК РФ);

5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ);

6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

7) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, — при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина. Предъявление данного документа не требуется, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это следует из абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ;

8) разрешение на работу или патент (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ) — при приеме на работу временно пребывающего в РФ иностранного гражданина (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).

Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого такие граждане трудятся, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Эти выводы следуют из абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.

Указанное требование обязательно, в том числе при заключении (прекращении, расторжении) соответствующих договоров с иностранными гражданами — высококвалифицированными специалистами, поскольку в отношении них Законом N 115-ФЗ в данном случае не предусмотрено исключения.

Работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения) ВКС. Форма и порядок подачи такого уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Это следует из абз. 1 п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ.


Добрый день! На работу приняты граждане Украины,работающие по патенту, в каком размере мы должны начислить страх.взносы, какие документы должны спросить с сотрудника?
✒ При приеме на работу иностранный…...

  • Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться. Мы принимаем на работу иностранца.1. Какие документы нужны для приема на работу (есть оплаченный патент, паспорт, миграционная карта). 2. должен ли он самостоятельно что-то оплачивать…...
  • Высококвалифицированный специалист (ВКС) – это работник, имеющий необходимые навыки и квалификацию. Высококвалифицированным специалистом может быть признан работник любой профессии, как квалифицированный рабочий, так и топ-менеджер. По общему правилу главным условием для получения разрешения на работу в России заработная плата высококвалифицированного специалиста должна быть не менее 167 000 рублей в месяц.

    Для некоторых категорий иностранных работников ВКС заработная плата может быть ниже. Например, для работников инновационного центра «Сколково», медицинского кластера, иностранных работников, которые осуществляют педагогическую деятельность в аккредитованных учебных заведениях. Высококвалифицированным специалистам выдается разрешение на работу на 3 года с возможность последующего неоднократного продления на новый срок .

    Срок оформления разрешения на работу для ВКС составляет всего 14 рабочих дней (около 3 недель), что существенно быстрее по сравнению с оформлением разрешения на работу по стандартной процедуре .

    Преимущества оформления на работу высококвалифицированного специалиста

    Преимущества оформления РНР ВКС:

    • Не требуется квота на оформление разрешения на работу (нет гарантии, что компании одобрят квоту на привлечение иностранной рабочей силы. Согласуется ежегодно).
    • Не нужно согласовывать потребность в работниках с Центром занятости населения (экономия времени – 1 месяц).
    • Компании не нужно получать разрешение на привлечение иностранных работников (ИРС) (экономия времени – 1 месяц).
    • Сокращенный срок получения разрешения на работу – 3 недели (вместо 3 месяцев).
    • Срок действия разрешения на работу и рабочей визы до 3 лет (вместо 1 года).
    • Освобождение от постановки на миграционный учет на срок до 90 дней (другим категориям иностранцев – всего 7 дней с момента въезда).
    • Не требуется проходить медицинские обследования и получать медицинские справки для работы в РФ.
    • Не нужно подтверждать знание русского языка, истории России и законодательства РФ.
    • Доходы от трудовой деятельности ВКС облагаются по ставке 13% НДФЛ.
    • Сопровождающие члены семьи (супруги, дети, родители) могут приехать с ВКС в РФ на весь срок пребывания, могут работать и учиться в РФ.
    • ВКС можно оформить вид на жительство на сверхльготных условиях и в самый короткий срок.

    К недостаткам разрешения на работу ВКС можно отнести:

    • Большой размер заработной платы (минимум 167 000 рублей в месяц).
    • Необходимость ежеквартального уведомления о выплате заработной платы (в случае неуведомления компания может быть оштрафовано на сумму до 1 000 000 рублей ).

    Порядок получения разрешения на работу ВКС

    • Подписание с ВКС трудового договора
    • Уведомление Управления по вопросам миграции Главного управления МВД России (УВМ ГУ МВД России, ранее - ФМС) о заключении трудового договора с ВКС в течении 3 рабочих дней с момента заключения (подписания) трудового договора. За пропуск срока или неуведомление юрлицо может быть оштрафовано на сумму до 1 000 000 рублей
    • Подача документов на оформление РНР в УВМ ГУ МВД России
    • Подача документов на оформление приглашения на рабочую визу и постановку компании на учет в УВМ ГУ МВД как организации, приглашающей иностранных граждан
    • Получение приглашения на рабочую визу и передача его иностранному гражданину для последующего оформления рабочей визы в консульстве РФ за рубежом
    • Оформление иностранным гражданином рабочей визы в консульском учреждении РФ за рубежом
    • Въезд иностранного гражданина в РФ по многократной рабочей визе
    • Личное получение ВКС разрешения на работу в УВМ ГУ МВД России (мы сопровождаем наших клиентов при получении РНР )
    • Начало работы в России

    Документы для разрешения на работу ВКС

    Для получения разрешения на работу и приглашения на рабочую визу ВКС необходимы следующие документы:

    Документы для подачи в УВМ ГУ МВД России по г. Москве (д. Сахарово)

    • Ходатайство
    • Гарантийное письмо на РНР
    • Фотография ВКС (30мм на 40мм)
    • Трудовой договор
    • Госпошлина
    • Свидетельство ОГРН
    • Свидетельство ИНН
    • Выписка из ЕГРЮЛ
    • Доверенность
    • Паспорт ВКС
    • Полис ДМС-Трудовой на 3 года
    • Решение о назначении на должность генерального директора (если разрешение оформляется для генерального директора)
    • Разрешение на работу директора (если руководитель иностранец)
    • Паспорт директора (если руководитель иностранец)
    • Уведомление о заключении трудового договора
    • Справка о сдаче уведомления о заключении трудового договора

    Документы для приглашения на визу ВКС

    • Ходатайство на РНР с фото
    • Ходатайство на приглашение
    • Опись документов
    • Гарантийное письмо
    • Госпошлина за приглашение
    • Паспорт иностранного работника
    • Трудовой договор

    Постановка компании на учет в УВМ ГУ МВД России по г. Москве

    • Заявление на учет
    • Разъяснение генеральному директору
    • Анкета организации

    Предлагаем вам еще раз ознакомиться с этапами оформления РНР для высококвалифицированного специалиста, а также подробным списком документов, необходимых для получения разрешения на работу и приглашения на рабочую визу для ВКС. Мы вышлем вам данную информацию в формате PDF на электронную почту, чтобы она всегда была у вас "под рукой".

    1. В целях настоящего Федерального закона высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):

    1) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц - для высококвалифицированных специалистов, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также для высококвалифицированных специалистов, привлеченных к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон (за исключением индивидуальных предпринимателей), организациями, указанными в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 5 настоящей статьи, осуществляющими деятельность в области информационных технологий и получившими в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны);

    1.1) в размере не менее чем пятьдесят восемь тысяч пятьсот рублей из расчета за один календарный месяц - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.2) в размере не менее чем один миллион рублей из расчета за один год (365 календарных дней) - для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластера;

    2) без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково" в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", а также иностранных граждан, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

    (см. текст в предыдущей редакции)

    2.1) в размере не менее восьмидесяти трех тысяч пятисот рублей из расчета за один календарный месяц - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц - для иных иностранных граждан.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.1. В целях настоящего Федерального закона членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки.

    1.2. Иностранные граждане не могут привлекаться к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии.

    1.3. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранных работников в качестве высококвалифицированных специалистов для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей, за исключением работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли. Перечень профессий (должностей, специальностей) работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационные требования к таким работникам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1.4. При наличии перерыва в осуществлении трудовой деятельности в Российской Федерации высококвалифицированным специалистом, указанным в подпункте 1 , 1.1 , 2.1 или 3 пункта 1 настоящей статьи, в связи с его болезнью, пребыванием в отпуске без сохранения заработной платы или другим обстоятельством, вследствие которого за период указанного перерыва выплата ему заработной платы не производилась либо производилась не в полном объеме, условие привлечения данного высококвалифицированного специалиста к трудовой деятельности в Российской Федерации в части размера получаемой им заработной платы считается соблюденным, если совокупная величина его заработной платы за три календарных месяца в течение отчетного периода составляет трехкратную сумму ежемесячного размера его заработной платы, установленного соответствующим подпунктом пункта 1 настоящей статьи.

    2. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации, установленные Правительством Российской Федерации, не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

    4. Для оценки компетентности и уровня квалификации приглашаемого высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) использует документы и сведения, подтверждающие наличие у данного специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов, а также иные объективные, достоверные и проверяемые документы и сведения.

    5. Привлекать высококвалифицированных специалистов на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг):

    1) являющиеся:

    Российскими коммерческими организациями;

    Российскими научными организациями, профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования (за исключением духовных образовательных организаций), учреждениями здравоохранения, а также иными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, при наличии у них в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, государственной аккредитации;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    аккредитованными в установленном порядке на территории Российской Федерации филиалами, представительствами иностранных юридических лиц;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    физкультурно-спортивными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации, не являющимися российскими коммерческими организациями, а также общероссийскими спортивными федерациями в случае привлечения высококвалифицированных специалистов на должности, включенные в перечень должностей иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых в качестве высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями, утверждаемый в соответствии со статьей 20.4 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";

    2) не имеющие на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) в отношении которых на момент подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированных специалистов не действует решение о запрете привлекать иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации в качестве высококвалифицированных специалистов.

    6. Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель или заказчик работ (услуг) представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный на то территориальный орган в соответствии с перечнем , установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - его уполномоченный территориальный орган):

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;

    2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;

    3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.1. При рассмотрении ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, сведения, подтверждающие факт государственной регистрации юридического лица, указанного в абзаце втором или третьем подпункта 1 пункта 5 настоящей статьи, либо в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведения, подтверждающие факт аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации, в случае, если в соответствии с абзацем четвертым подпункта 1 пункта 5 настоящей статьи в качестве работодателя выступают филиал, представительство иностранного юридического лица и соответствующие документы не представлены одновременно с ходатайством о привлечении высококвалифицированного специалиста.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6.2. Ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста с приложением необходимых документов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, может быть представлено в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае подачи ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста и документов, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 6 настоящей статьи, в электронной форме работодатель или заказчик работ (услуг) представляет их на бумажном носителе в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган в течение срока рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. В ходатайстве о привлечении высококвалифицированного специалиста работодатель или заказчик работ (услуг) отражает сведения о компетентности и об уровне квалификации иностранного гражданина, указанные в пункте 4 настоящей статьи, и сведения о документах, подтверждающих наличие у данного специалиста среднего профессионального образования или высшего образования (если соответствующие требования к осуществлению отдельных видов профессиональной деятельности предусмотрены законодательством Российской Федерации), для внесения указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, формируемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Форма указанного ходатайства устанавливается Правительством Российской Федерации.

    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    8. Отказ в приеме ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного специалиста не допускается, за исключением случаев непредставления работодателем или заказчиком работ (услуг) какого-либо из документов, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.

    9. Срок рассмотрения ходатайства о привлечении высококвалифицированного специалиста составляет не более четырнадцати рабочих дней со дня его поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Решение об отказе в выдаче высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, об аннулировании его разрешения на работу или об отказе в выдаче ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности принимается при наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1 - 10 пункта 9 и пунктами 9.1 и 9.7 статьи 18

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11. В течение тридцати рабочих дней со дня досрочного расторжения трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) высококвалифицированный специалист вправе осуществить поиск другого работодателя или заказчика работ (услуг) из числа указанных в пункте 5 настоящей статьи и получить новое разрешение на работу в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей статьей.

    Выданные высококвалифицированному специалисту разрешение на работу, виза и вид на жительство, а также виза и вид на жительство, выданные членам его семьи, считаются действительными в течение указанного в абзаце первом настоящего пункта срока и в течение периода рассмотрения ходатайства, поданного работодателем или заказчиком работ (услуг), с которыми высококвалифицированный специалист заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). В случае удовлетворения указанного ходатайства высококвалифицированному специалисту и членам его семьи выдается новый вид на жительство в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

    В случае, если высококвалифицированный специалист не заключил новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) по истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, либо ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении данного высококвалифицированного специалиста было отклонено, выданные указанному высококвалифицированному специалисту разрешение на работу, виза и вид на жительство, а также виза и вид на жительство, выданные членам его семьи, считаются действительными в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, либо со дня принятия решения об отклонении ходатайства работодателя или заказчика работ (услуг). До истечения указанных тридцати рабочих дней высококвалифицированный специалист и члены его семьи, не имеющие иных законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12. Разрешение на работу высококвалифицированному специалисту выдается на срок действия заключенного им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с привлекающим его работодателем или заказчиком работ (услуг), но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае, если в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    12.1. В течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории Российской Федерации трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, полученного ими в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также получать образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. Работодатели и заказчики работ (услуг), указанные в пункте 5 настоящей статьи, обязаны ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    14. Высококвалифицированный специалист и прибывшие в Российскую Федерацию члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами, должны иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо должны иметь право на основании соответствующего договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи. Обеспечение указанных гарантий получения высококвалифицированным специалистом и членами его семьи указанной медицинской помощи в течение срока действия заключаемого с данным высококвалифицированным специалистом трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является обязательным условием указанного трудового договора или существенным условием указанного гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    15. Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, а в случае наличия в государстве гражданства высококвалифицированного специалиста представительства или представителя указанного федерального органа таким представительством или представителем. Разрешение на работу выдается высококвалифицированному специалисту по предъявлении документа , удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    17. Для продления срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту работодатель или заказчик работ (услуг) не позднее чем за тридцать дней до окончания срока действия такого разрешения представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    1) заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту;

    2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, заключенные и оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    3) копию договора (полиса) медицинского страхования либо договора, заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией, на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи высококвалифицированным специалистом и постоянно проживающими в Российской Федерации совместно с ним членами его семьи, являющимися иностранными гражданами;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4) сведения о размере заработной платы (вознаграждения), выплаченной высококвалифицированному специалисту работодателем или заказчиком работ (услуг);

    5) документы, подтверждающие постановку высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    17.1. Заявление о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту с приложением документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 17 настоящей статьи, может быть представлено работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган на бумажном носителе, а также подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае подачи заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту и документов, указанных в подпунктах 2 - 4 пункта 17 настоящей статьи, в электронной форме работодатель или заказчик работ (услуг) представляет их на бумажном носителе в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган в течение срока рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    18. Отказ в приеме заявления работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту не допускается, за исключением случаев непредставления работодателем или заказчиком работ (услуг) какого-либо из документов, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 17 настоящей статьи. В случае непредставления работодателем или заказчиком работ (услуг) сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет по месту пребывания используются сведения о постановке данного специалиста на учет по месту пребывания, имеющиеся в государственной информационной системе миграционного учета.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    19. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения на работу высококвалифицированному специалисту составляет не более четырнадцати рабочих дней со дня поступления указанного заявления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    19.1. В случае изменения в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) высококвалифицированного специалиста либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, данный высококвалифицированный специалист в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (при изменении его фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) либо реквизитов его документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, на территории Российской Федерации), обязан обратиться в выдавший указанное разрешение федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    В случае необходимости осуществления высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу, данный высококвалифицированный специалист вправе обратиться в выдавший указанное разрешение федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его уполномоченный территориальный орган для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком разрешении.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    20. Иностранный гражданин вправе самостоятельно заявить о себе как о высококвалифицированном специалисте, обратившись в представительство федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в государстве гражданства данного иностранного гражданина либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации с ходатайством, содержащим сведения, подтверждающие опыт его работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности (включая подтверждающие компетентность и уровень квалификации иностранного гражданина рекомендации лиц или организаций) и согласие на внесение указанных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона, и на представление указанных сведений потенциальным работодателям или заказчикам работ (услуг) на территории Российской Федерации. Порядок заполнения указанного ходатайства и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    21. Сведения, представленные иностранным гражданином в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи, размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Российская Федерация не несет ответственность за достоверность сведений, представленных иностранными гражданами в соответствии с пунктом 20 настоящей статьи.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    22. Форма ходатайства, указанного в

    Ни смотря на то, что в России большое количество своих специалистов, многим компаниям все же приходится прибегать к помощи высококвалифицированных специалистов иностранного происхождения, поскольку у российских работников не хватает ни квалификации, ни опыта. В данной статье речь пойдёт о приеме на работу такого специалиста.

    Критерии определения высококвалифицированного иностранного специалиста

    В первую очередь следует определить, какая категория иностранных работников может быть признана ВКС. Для этого необходимо соблюдение некоторых условий, прописанных в статье 13.2 закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Согласно им, высококвалифицированным специалистом признают иностранного гражданина, имеющего опыт работы, навыки и достижения в конкретной сфере. При этом большую роль играет его заработная плата – для разных работников требования различны и представлены в таблице.

    Вид проделываемой работы Минимальный предел зарплаты из расчета за 365 дней
    Научно-исследовательская или преподавательская деятельность в аккредитованных высших учебных заведениях, государственных академиях наук и их региональных отделениях, национальных исследовательских центрах либо государственных научных центрах 1 миллион рублей
    Трудовая деятельность в особых экономических зонах 1 миллион рублей
    Трудовая деятельность технико-внедренческой особой экономической зоны 700тысяч рублей
    Иные иностранные граждане 2 миллиона рублей

    Следует учитывать, существует категория иностранных специалистов, требования к заработной плате которых не выдвигаются – это иностранные граждане, участвующие в реализации проекта «Сколково», данная привилегия прописана в ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

    Ответственность по оценке компетентности и уровня квалификации ВКС работодатель берет на себя. Для этого могут использоваться документы и сведения, подтверждающие наличие у специалиста профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах его трудовой деятельности, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг) конкурсов.

    Виды деятельности, где работодатель не может принять на работу иностранного гражданина

    Следует отметить, что для некоторых видов деятельности подбор персонала из-за рубежа невозможен. Так, например, для иностранцев запрещена проповедническая и религиозная деятельность. Так же иностранец не может осуществлять торговое обслуживание покупателей в процессе розничной торговли товарами народного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента. Исключение могут составлять работники, занимающие руководящие должности и совершающие координационную деятельность в этой сфере.

    Действия работодателя при привлечение ВКС и необходимые для этого документы

    Отметим, что на ВКС не распространяются правила относительно выдачи квот на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности (п. 2 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ), это означает, что если работодатель принял решение о привлечение к работе иностранного ВКС, он вправе это сделать в любое время.

    Для привлечения высококвалифицированного специалиста из иностранного государства в первую очередь необходимо позаботиться о его приглашении на въезд в РФ. Такой документ выдаёт ФМС по заявлению привлекающей организации. Вместе с заявлением принимающая сторона предоставляет следующий пакет документов:

    • документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны;
    • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
    • гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению гражданина на период его пребывания в РФ;
    • сведения о доходах (денежных средствах), позволяющих приглашающей стороне обеспечить выполнение указанных обязательств.
    • После получения пакета документов и заявления в течение 14 рабочих дней оформляется приглашение. В этот момент (со дня подачи заявления) в течение 10 дней приглашающая сторона должна уведомить территориальный орган ФНС России по месту своего учета.
    • Важно ! Неисполнение этой обязанности может повлечь за собой наложение административного штрафа в размере от 35 000 до 50 000 рублей на должностных лиц и от 400 000 до 800 000 рублей на юридических лиц, так же наказание может заключаться в административном приостановлении деятельности на срок до 90 суток.

    Работодатель должен так же вовремя уведомить ФНС о прибытии работника – в течение 7 рабочих дней после истечения 90 дней со дня его въезда в РФ.

    Важно ! Неисполнение данной обязанности для работодателя может быть представлено в виде ответственности: штраф от 40 000 до 50 000 рублей для должностных лиц, а для юридических сумма значительно крупнее – от 400 000 до 500 000 рублей.

    Обязанность работодателя информирования органов власти о действиях и состояниях иностранного высококвалифицированного специалиста

    Так же организация, привлекающая высококвалифицированного специалиста должна сообщать в ИФНС о нарушениях таким работником условий трудового договора и о досрочном его расторжения. Так же работодатель должен информировать органы ФМС и ФСБ в случае самовольного оставления работником места работы или места пребывания. Работодатель ежеквартально должен уведомлять уполномоченный орган ФМС об исполнении обязательств по выплате заработной платы иностранному работнику, а так же о случаях предоставления ему отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более 1 календарного месяца в течение года и о расторжении с ним трудового договора.

    Важно ! Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных высококвалифицированных специалистов без предварительного приглашения, однако, в таком случае он должен оформит для них разрешение на работу. Этот документ выдается на срок действия заключенного трудового договора, при этом не более чем на три года с возможностью неоднократного продления.