Построение системы образования в рф. Принципы построения и развития системы образования в россии. Основные типы учебных заведений

Главная цель образования современности заключается в развитии тех способностей ребёнка, которые нужны ему и обществу. За время обучения в школе все дети должны научиться быть социально активными и обрести навык саморазвития. Это логично - даже в психологической и педагогической литературе под целями образования подразумевается передача опыта от старшего поколения к младшему. Однако по факту это нечто намного большее.

Педагогический аспект

Цели современного образования в преподавательской деятельности осуществляют системообразующую функцию. Ведь именно от их определения зависит выбор содержания, а также средств и методов обучения. Поставленные перед педагогом цели провоцируют возникновение многих профессиональных вопросов. И самый главный звучит так: «Для чего, чему и как учить школьников?» Казалось бы, простой вопрос. Вот только правильный и полный ответ на него может дать осознающий все этические, предметные, эстетические, жизненные и профессиональные нюансы своей профессии.

И все хорошие педагоги изначально определяют цели и задачи образования. Они способны поставить их настолько точно, что построить процесс, гарантирующий их достижение и реализацию, получится максимально быстро. Педагог-профессионал никогда не обойдёт это стороной, устремляясь сразу к составлению пособий и программ.

ФГОС

Позволяют каждому человеку понять, в чём заключается цель обучения. Во ФГОС всё прописано максимально чётко.

Там сказано, что цель образования заключается не только в достижении предметных результатов по русскому языку, географии, физике и прочим дисциплинам. Процесс обучения направлен также на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы.

Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Задачи

Итак, про цель образования уже было рассказано. Теперь нужно отметить вниманием и задачи.

Главная из них заключается в постоянном, систематическом повышении образовательного уровня населения нашего государства. Также одна из задач подразумевает подготовку новых поколений к жизни в условиях демократического общества. Ещё обучение направлено на формирование и развитие целостного образовательного пространства РФ не только на федеральном, но и на мировом уровне.

Помимо перечисленного, образования подразумевают социальную интеграцию всех групп общества. Вне зависимости от их физического и психического здоровья, этнической принадлежности, политических и религиозных убеждений. Исходя из этого убеждения, можно вывести ещё одну цель - обеспечение одинаковых стартовых возможностей детей в сфере образования.

О принципах

Существуют определённые устои, на которые традиционно опирается образование РФ. Об этих принципах тоже нельзя не упомянуть.

Ключевым является плюрализм образовательной среды, свобода и демократизм. Также нельзя забывать про гуманизм и важность которые обязательно проявляются в процессах воспитания и обучения.

Кроме этого, важен уровень мобильности вариативность её технологий, индивидуальность и научная обоснованность. А ещё постоянная адаптивность. Ведь потребности общества, как и условия жизни, постоянно меняются. И вместе с ними преображаются цели современного образования и сама система.

Функции образования

Их также стоит вкратце обсудить. Каждое учреждение образования организует процесс обучения, который выполняет сразу несколько важнейших функций.

Первой является мотивационная. В школе дети обретают стимул к получению образования и изучению тех или иных предметов. Хороший преподаватель умеет обосновать значимость этого процесса, а также пробудить в воспитанниках интерес к той или иной дисциплине.

Ещё одна функция является информационной. На уроках дети получают определённый объем информации, которая влияет на формирование их мировоззрения, даёт пищу для духовного развития и профильные навыки.

Третья функция называется интегрирующей. Спустя какое-то время каждый воспитанник начинает применять в реальной жизни знания и умения, полученные в школе. Это одна из важнейших функций. Ребёнок, на собственном примере поняв, что школьные знания действительно полезны, получает дополнительный, не навязанный стимул учиться. Также стоит отметить вниманием координирующую функцию. В процессе получения образования дети учатся применять различные методы, освоенные ими ранее, для выполнения той или иной задачи.

И последняя, важнейшая функция называется воспитательной. В процессе обучения ребёнок получает духовное и ценностное развитие, осваивает такие качества, как трудолюбие, мыслительная активность, целеустремлённость, усидчивость и упорство.

Результат образования

Выше было многое сказано о целях и задачах обучения. Их немало, а ведь это далеко не весь перечень. Но успешно ли учреждение образования реализовало программу, можно определить легко. Есть стандартная «модель» выпускника средней школы.

Если воспитанник активно стремится расширить свой ценностный горизонт, ведёт безопасный и здоровый образ жизни, адекватно и с умом проектирует своё будущее и осознаёт себя личностью, живущей в обществе - цель современного общешкольного образования достигнута. Такой человек может креативно и критически мыслить, способен самостоятельно выбрать профессию, а также умеет делать личностный выбор, совершать поступки и нести за них ответственность.

Процесс обучения

Рассказывая про цель общего образования, нельзя не отметить вниманием и действия преподавательского состава, без которых её достижение не представляется возможным.

В первую очередь это дидактическая обработка учебного материала. Каждый педагог должен адаптировать его для понимания школьниками. А ещё выделить самое главное. Ведь нереально обеспечить воспитанников всеми знаниями по предмету - слишком мал «бюджет» времени. К тому же так педагог превращает науку в учебную дисциплину. Одно от другого отличает логика изложения и совокупность понятий. Преподаватели специально отбирают из научной дисциплины часть, соответствующую условиям обучения и образовательной программе.

Также профессиональные педагоги учитывают психологизацию. Процесс образования предполагает, что преподавать материал детям нужно с учётом их возрастных характеристик, уровня подготовки и личностных особенностей. Но подобная обработка информации не должна вестись в ущерб её научности и объективности.

Важные особенности

Стоит отметить, что каждый педагог, реализуя цель образования, должен связывать теорию с практикой и обучение с воспитанием. Даже если учитель преподаёт математику, он обязан не отвлекаться от реальной действительности. Учитывая, насколько отвлечёнными и абстрактными бывают некоторые теории, это представляет определённую профессиональную сложность. Однако любое положение, предлагаемое преподавателем к изучению, должно сочетаться с формированием полезных навыков и умений, а также с приобретением творческого опыта и способности адекватно оценивать действительность.

И, конечно же, содержание обучения в обязательном порядке должно соответствовать утверждённой программе. Образование РФ направлено на развитие не только человека, но общества и государства в целом. И все задачи, реализуемые школами, диктуются уровнем развития науки, культурой и характером нашей цивилизации.

Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.


Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I – IV классы);

Основного общего образования (V – IX классы);

Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ...4

1.1 Закон РФ «Об образовании»………………………………………….4

1.2 Принципы построения и развития системы образования в России..4

1.3 Виды и типы образовательных учреждений………………………....5

1.4 Особенности функционирования муниципальных, государственных, негосударственных образовательных учреждений………………....7

1.5 Учредитель образовательного учреждения…………………………8

1.6 Платные образовательные услуги, их регламентация………………9

1.7 Инновационные учебные заведения………………………………….9

1.8 Требования к содержанию образования……………………………..10

1.9 Общие требования к организации образовательного процесса……11

1.10 Концептуальные подходы к отбору и построению содержания обучения в профильной школе………………………………………12

1.11 Проблемы организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов……………………………………13

II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ…………………………………..14

2.1 Характеристика образовательных уровней, установленных в РФ...14

2.2 Ступени общего образования…………………………………………16

III. СОЗДАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………..17

3.1 Порядок создания и регламентация деятельности образовательного учреждения……………………………………………………………17

3.2 Назначение, содержание и сроки лицензирования, аккредитации образовательного учреждения……………………………………….18

IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ………………….20

4.1 Органы управления системой образования…………………………20

4.2 Система федерального, регионального и муниципального управления образованием…………………………………………………………..20

4.3 Компетенция различных уровней управления, порядок разграничения компетенции органов управления образованием…21

4.4 Ответственность образовательного учреждения…………………..26

V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН. ПРАВАИ ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….31


Введение

В жизни каждого из нас многое зависит от образования, а именно от его эффективности и качества. Ведь именно на начальном этапе образования закладываются основы интеллектуальной культуры, интеллектуального становления, формируются азы информационной и компьютерной грамотности, демонстрируются пути самостоятельного получения необходимых знаний, формируется умение творчески работать с информацией.

На современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. Поэтому возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования и всех сфер образовательной деятельности. Модернизация (от английского Modern- современный). В нашей стране как раз таки проводится всесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Цель данной работы – охарактеризовать современную систему образования Российской Федерации, выделить её особенности. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: определить принципы построения и развития системы образования в России, дать характеристику образовательных уровней, изучить органы управления системой образования, рассмотреть социальные гарантии реализации прав граждан на образование.


I. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

1.1 Закон РФ «Об образовании»

В законе Российской Федерации “Об образовании”, принятом в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.), содержатся те основные принципы и положения, на основе которых строится стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как “внешние” социально-педагогические условия развития системы образования, так и “внутренние” собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования и т.д.

Принципы построения и развития системы образования в России

Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования, которые определяют развитие системы образования в целом:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.

В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.

в) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.

Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему.

г) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

Принцип светскости образования предполагает недопущение преподавания и пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

д) свобода и плюрализм в образовании;

Свобода в образовании - это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.


Похожая информация.


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ


по курсу: Экономика устойчивого развития

на тему: Система образования на современном этапе в Российской Федерации


Выполнила: Саватеева Е.М.

студентка очной формы обучения,

Научный руководитель: Авдонина А.М.,

Кандидат биологических наук, доцент


Владимир 2014


Введение

Заключение

Приложения

Приложение 2


Введение


На данном этапе развития общества все большую роль в ней стало занимать образование. Сейчас мировое сообщество направлено на то, чтобы преодолеть безграмотность в развивающихся странах и защитить интеллектуальную собственность в развитых странах.

Из поколения в поколение тенденции образования менялись. Это зависело от потребностей общества: каких специалистов оно хотело, что должны знать эти специалисты, что они должны уметь и другие показатели. Под влиянием этих факторов менялось направление образования, его структура, вводились новые методы образования, новые подходы к педагогике.

Сейчас очень важно для каждой страны показатель интеллектуальной развитости его населения. Ведь от этого будет зависеть дальнейшее развитие страны и важно, чтобы "борозды" правления приняли люди достаточно грамотные и образованные.

Также в современном обществе появился такой термин, как "интеллектуальная собственность". Стал важным больше не физический труд, а умственный. Общество больше стало работать с информацией: получать, обрабатывать, хранить, передавать и т.п. Это приобрело глобальный масштаб.

И на данном этапе образования, на мой взгляд, надо поставить целью прививать к подрастающему поколению, да и не только к нему, а к всему обществу, стремление к саморазвитию, самообразованию, чтобы люди были достаточно разносторонне развиты.

Целью данной работы является рассмотрение и анализирование нынешнего состояния образования на современных этапах в России.

Образование: прошлое и настоящее


Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. В школах обучали грамоте и иностранным языкам.

С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР" от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ. Вместе с тем школа еще не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), иностранных языков и базовых социальных дисциплин (экономики и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должно мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить собственную "нишу" в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

Но еще немаловажным фактором в развитии образования на современном этапе является наличие и подготовка достаточно квалифицированных и компетентных специалистов. Но для того, чтобы люди занялись педагогикой, необходимо их чем-то привлечь, дать им повод заинтересоваться этим. Основным способом является достойная заработная плата. Но, к сожалению, по данным статистики люди, которые работают в образовательной сфере, получают наименьшую заработную плату по сравнению с другими отраслями экономики. И как следствие этого образовательная сфера теряет специалистов.

Если смотреть на зарубежный опыт, то там научная и педагогическая деятельность является самой прибыльной профессией. Власти зарубежных стран давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в научную и образовательную деятельность, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью.

На данном этапе России концепция развития образования и науки находится на зарождающихся этапах, таких как "Сколково". Если государство не будет в дальнейшем развивать эту концепцию, то может произойти такая ситуация как в советское время, когда произошла "утечка мозгов". Российские депутаты порой принимают проекты, которые только ухудшают образовательный процесс не только для учащихся, но и для преподавателей. Нынешняя образовательная сфера направлена на подражание зарубежного опыта, что, на мой взгляд, является показателем отсталости нашего населения. Ведь нельзя просто взять и внедрить новую систему образования из одной страны в другую. Для этого необходимо знать ряд факторов, которые присущи только этой стране: исторические, национальные, религиозные и другие факторы. Необходимо создать российскую систему образования, которая в результате многочисленных исследований, будет подходить для нашего населения и постепенно её внедрять.

Также необходимо вывести молодежь из "оболваненного состояния". Для немногого количества молодежи образование является приоритетной задачей. Сейчас большинство нынешней молодежи руководствуется и живет по таким слоганам "живи пока молодой", "надо получать от жизни все" и направляют свою энергию в дискотеки, вредные привычки, американские телесериалы, социальные сети и другие сферы жизни. Надо больше привлекать и поощрять стремление к научной деятельности, выявлять таланты и стараться их развивать.

Модернизация образования - это политическая и общегосударственная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Во всех развитых странах образовательные реформы были успешны, если проводились сильной государственной властью совместно с обществом. Интересы общества и государства в области образования далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты - все, кто заинтересован в развитии образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам ХХ I в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.

Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития.


Образование в цифрах на федеральном уровне в современном обществе


Для начала необходимо проанализировать, как государство спонсирует образовательную сферу.

Рассмотрим сколько на данном этапе в России число учебных заведений. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2013г. число общеобразовательных организаций (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) сократилось на 4,4% и составило 44436 единиц. В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 1,2%), лицеев (на 0,3%) и численность обучающихся в них (соответственно на 3,7% и 3,2%).

По сравнению с 2012 г. число частных общеобразовательных организаций увеличилось на 0,7% и составило 720 единиц, численность обучающихся в них выросла на 3,3% и составила 94,9 тыс. человек.

В 2013г. число профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, сократилось на 9% и составило 2703 единицы. Сокращение числа профессиональных образовательных организаций произошло как среди государственных и муниципальных, так и среди частных профессиональных образовательных организаций. По сравнению с 2012 г. число государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 8,7% и составило 2488 единиц; число частных профессиональных образовательных организаций уменьшилось на 16% и составило 215 единиц.

В 2013 г. (по сравнению с 2012 г.) на 3,1% увеличилась доля принятых на обучение в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена. Также в 2013г. продолжалась тенденция перераспределения приема в профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена, в пользу негосударственного сектора. Прием в частные профессиональные образовательные организации в 2013 г. вырос на 31,1%; при этом программы подготовки специалистов среднего звена реализует ряд частных образовательных организаций высшего образования, в 2013 г. число таких организаций составляло 112 единиц.

В 2013 г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц. Соответственно, число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

На основании статистических данных, которые представлены в Приложении 1-2, можно сделать вывод о том, что государство сокращает количество образовательных учреждений. Также правительство направлено на то, чтобы сделать образовательную сферу наиболее платной, что плохо скажется на общем показателе образованности населения, потому что не все на данный момент могут в полном объеме оплатить образовательные услуги. По сравнению с Советским Союзом, где правительство пыталась сделать образование общедоступным и бесплатным начиная с дошкольного и заканчивая высшим, то сейчас можно наблюдать абсолютно противоположную ситуацию. Правительство, на мой взгляд, пытается сделать образование как можно больше затруднительным.

Далее необходимо рассмотреть, как государство спонсирует молодых специалистов в области образования. Заработная плата в 2013 году по критериям образования, которая представлена в Приложении 3, в процентном соотношении к средней заработной плате имеет следующий вид:

заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составляет 94,9%;

заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности составляет 96,9%;

заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального составляет 83,9%;

заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составляет 134,9%.

Проанализировав данный показатель можно сделать вывод о том, что правительство недостаточно мотивирует население идти работать в образовательную сферу. Если смотреть на среднюю заработную плату по отраслям экономики, то сейчас выгоднее идти в финансовую сферу. Но, несмотря на это, население всё-таки хочет обучать подрастающее поколение. Если посмотреть на таблицу, которая представлена в Приложении 4, то по состоянию на 2013 год количество принятых работников в образовательной сфере больше чем количество выбывших на 0,03%.

И для более полного рассмотрения уровня образования надо рассмотреть непосредственный объект, на которое направлено образование, то есть на население.

образование российское общество федеральный

Заключение


Проанализировав вышесказанное можно сделать вывод о том, что на современном этапе образование в России находится не в самом лучшем положении. Школы закрываются, учителям не платят достойную заработную плату, у молодежи нет стимула учится. Правительство в достаточной степени не заинтересовано в грамотности и образованности свое народа. Образовательные системы копируются у Европы и только ухудшают нынешнее положение образования.

На данном этапе можно предложить:

повышение заработной платы работникам образовательных учреждений;

открытие новых школ и надлежащий ремонт и современное оборудование уже имеющихся школ;

проведение психологических тестов на выявление талантов у молодежи и дальнейшее развитие этих талантов;

пересмотр имеющейся системы образования, проведение научных конференций по этому вопросу, где можно было услышать мнение многих преподавателей с большим стажем работы, а также мнение молодежи по этому вопросу.

Все это, на мой взгляд, поднимет нашу страну на более высокий уровень развития, улучшит качество образование, сделает его более доступным и понятным. Ведь в странах Советского Союза образование давалось всем и делалось это абсолютно бесплатно. Сейчас надо сделать также, чтобы как можно больше людей было грамотным. И эти мероприятия надо сделать на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.

Приложения


Приложение 1


Отдельные показатели деятельности организаций образования

2013 г. В % к 2012 г. Справочно2012 г. В % к 2011 г. Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций) 4371697,14503196,9Частные общеобразовательные организации720100,7715104,1Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена248891,32725102,3Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена21584,025698,5Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования57894,960996,1Частные образовательные организации высшего образования39189,543798,0

Приложение 2


Прием в государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования в 2013 году тыс. человек

Приложение 3


Уровень средней заработной платы педагогических работников за январь-декабрь 2013 года

Средняя заработная плата, рублейВ том числе по формам собственности организацийфедеральнаясубъектов Российской ФедерациимуниципальнаяПедагогические работники дошкольных образовательных учреждений 23363250323608022132Педагогические работники образовательных учреждений общего образования собственности29038415024336126010Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования25144251082518419215Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования40428402854761019957

Приложение 4


Численность принятых и выбывших работников списочного состава в области образования

Численность принятых работников, тыс. челЧисленность выбывших работников, тыс. чел2013 год2013 год1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал1 квартал2 квартал3 квартал4 квартал267,7233,2419,8308,4212,5288,7412,2276,1

Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики , которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.

С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

- сети образовательных учреждений;

- органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

Дошкольного образования;

Начального общего образования (I – IV классы);

Основного общего образования (V – IX классы);

Среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:

Начального профессионального образования;

Среднего профессионального образования;

Высшего профессионального образования;

Послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.

Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации . Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.

Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический , освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный , излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный , определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

Центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

Ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

Краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

Разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

Разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

Установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

Установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:

Формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования;

Разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

Установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

Формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.

Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:

1) в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

2) в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).

При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.

Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.

Лекция 17.

Источником содержания образования в любом обществе на том или ином этапе его развития являются текущие и перспективные потребности данного общества. В Законе РФ «Об образовании» определены общие требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Согласно теории И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, основанной на гуманистической парадигме, содержание образования – это система знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, определяемая характером образования в данном учебном заведении (школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.).

Знания служат инструментом деятельности во всех других элементах. Однако можно знать, но не уметь. Умение – тот опыт, который накоплен человечеством по осуществлению способов деятельности. Вместе с тем, можно знать и уметь действовать, но не уметь творить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов, переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельной постановке проблемы и поиске альтернативных путей ее решения и др. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. И, наконец, все эти элементы могут служить разным целям в зависимости от системы норм отношений к миру, обществу, знаниям, самому себе. Последний компонент содержания образования определяет направленность действий обучающегося в соответствии с его потребностями и мотивами.

Существуют многочисленные теории отбора содержания учебного материала. К важнейшим из них относятся энциклопедизм (дидактический материализм), дидактический формализм и утилитаризм. Сторонники энциклопедизма, в том числе Я.А. Коменский, считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Они утверждали, что глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Учебные программы, построенные по принципу максимального объема информации, принуждают педагога к торопливой и поверхностной работе, а учащихся превращают в пассивных слушателей, усваивающих материал фрагментарно и, прежде всего, за счет памяти.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании способностей и интересов, поэтому главным критерием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. В древности на этой точке зрения стояли Гераклит («Многознание уму не научит»), Цицерон, затем И. Кант, Г. Песталоцци, А. Дистервег.

По мнению К.Д. Ушинского, «рассудок развивается только в действительно реальных знаниях», следовательно, эти теории необходимо рассматривать взаимосвязанно, так как познание фактов влияет на формирование мышления, а развитие мышления дает ученику возможность овладеть знаниями определенного фактологического материала.

Теория утилитаризма (прагматизма) возникла на рубеже XIX и XX столетий в США (Дж. Дьюи). По Дьюи образование нужно понимать как непрерывный процесс «реконструкции опыта». Источник связи между учебным содержанием отдельных предметов следует искать в индивидуальной и общественной деятельности ученика. Единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения их к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Поэтому при определении содержания обучения нужно сконцентрировать свое внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию. Прогресс в учебе связан не с изучением отдельных предметов в определенной последовательности, а со свободой учащегося формировать новые отношения и типы поведения, связанные с его опытом. Следовательно, реконструкция социального опыта является основным критерием при определении содержания образования; разнообразные практические занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельность учащихся.

Анализируя все вышеперечисленные теории, можно сделать вывод, что любой элемент содержания образования следует рассматривать с двух позиций: что он дает для познания мира и что дает для развития личности. Следовательно, учебные предметы важны не сами по себе, а как составная часть культуры в самом широком смысле этого слова. Чем более технически развитым становится общество, тем менее специализированным должно быть образование: в данном обществе перемены происходят быстро, следовательно, узкая специализация быстро теряет свое значение. Технократизм современного мышления заключается в раздробленном восприятии мира исключительно через достижения науки и техники. Но для творчества известных ученых характерно взаимодействие естественнонаучных и гуманитарных концепций (О. Хайям, Сервантес, В. Хлебников и др.).

Если и существует мировой закон образования, то одной из его первых посылок должно быть превалирование гуманитарной составляющей над технократической. Ведь образование (образ собственного «Я») в первую очередь – воспитание, а воспитывают принципы, которые нельзя выработать без развитого общего гуманитарного мышления. Изучение естественных наук без четких нравственных и моральных ориентиров может завести учащегося в дебри антинаучности и даже человеконенавистничества. Наука должна опираться на заповеди общечеловеческой нравственности, иначе учебное заведение окажется не рассадником просвещения, а «вертепом будущих разбойников», и новые исследования ученых обернутся против человека.

Как увеличить гуманитарный компонент в содержании образования?

1. Необходимо рассматривать курсы химии, физики, биологии со стороны философии, этики, истории развития науки. Начала всех наук гуманитарны по законам, определяющим природу человека.

2. Шире использовать на занятиях исторические сведения, так как это делает занятия социально осмысленными и самые современные данные через призму истории воспринимаются легче. «Драма идей» и «драма людей» помогает в усвоении любой темы, способствует формированию личности учащегося.

Введение в содержание образования сквозных интегральных курсов («История науки и культуры», «Мудрость веков» и так далее).

Следующий вопрос, требующий разрешения при анализе содержания образования, можно сформулировать так: необходимо ли одно содержание за разное время или за одинаковое время давать разное по объему и глубине? Безусловно, всех надо учить одинаково хорошо, но не одинаково в плане объема знаний по каждому из предметов. Одним из путей, ведущих к решению данного вопроса, стало появление учебников с трехуровневым содержанием.

1 уровень – базовый «суперминимум», содержащий самое главное и фундаментальное, самое простое в каждой теме. Он обеспечивает неразрывную логику изложения и создает пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

2 уровень – естественное расширение и углубление знаний за счет единой неразрывной логики.

3 уровень – сверхпрограммный материал, рассчитанный на учащихся, у которых есть стремление к творчеству и заинтересованность в этом предмете.

Выбор уровня изучения предоставляется самому обучаемому, этим обеспечивается базовый минимум и дается простор развитию творческой индивидуальности. Не следует путать три уровня содержания образования с тремя уровнями усвоения одного и того же материала.

Стандартизация образования – это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта. Стандартизация отечественного образования стала актуальной в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставления регионам самостоятельности.

Конституцией РФ и Законом «Об образовании» установлены государственные образовательные стандарты (ГОС), включающие федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программ вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам. Именно ГОС являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от форм получения образования.

На основе ГОС разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. Базисный учебный план состоит из федерального компонента (инвариантная часть), национально-регионального и школьного (вузовского) компонентов (вариативная часть). В инвариантной части обозначены образовательные области, создающие единство образовательного пространства на территории России, вариативная отвечает целям учета национальных, региональных особенностей, обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся в соответствии с их склонностями и интересами, возможностями образовательного учреждения, спецификой развития территории.

Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих предметов и интегрированных курсов. Инвариантная часть включает следующие образовательные области: «Русский язык как государственный», «Язык и литература», «Искусство», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Физкультура», «Технология». Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах. Например, образовательная область «Общественные дисциплины» может включать следующие предметы: история Отечества, всеобщая история, человек и общество, основы современной цивилизации, граждановедение, экономика и другие предметы, отвечающие потребностям региона и школы. Инвариантная часть содержит также минимальное количество часов, отводимых на ту или иную образовательную область, обязательных для любого типа школ.

Вариативная часть учебного плана в значительной мере зависит от направления, выбранного данным учебным заведением, и состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия», «Занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и групповые занятия». Часы вариативной части используются на углубленное изучение предметов инвариантной части, на введение дополнительных курсов, курсов по выбору для учащихся 10-11-х классов, индивидуальных учебных планов одаренных учащихся.

Таким образом, каждая школа имеет возможность в данное время компоновать свой собственный учебный план на основе общего базисного. Учебный план устанавливает состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов, отводимых на любой предмет, предельную нагрузку учащихся, которая должна составлять в 7-8 классах – 35 часов, в 9 классе – 36 часов и в 10-11 классах – 38 часов.

Содержание учебного предмета определено его программой , в которой сформулированы основные задачи учебного предмета, раскрыта логика изучения основных идей курса с указанием последовательности тем, дозировки времени на их усвоение и перечнем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик. В построении программ сложилось несколько способов: концентрический, линейный, спиралеобразный и модульный. Концентрический путь предполагает двукратное или трехкратное прохождение одних и тех же разделов курса с постепенным расширением и углублением их содержания в зависимости от возраста учащихся. Такую программу можно схематически представить в виде кругов разного размера, наложенных друг на друга. Линейный принцип предусматривает последовательное и равномерное распределение материала по всем годам обучения, и содержание предмета как бы вытянуто в одну линию, представляет звенья одной цепи.

Спиралеобразный способ предполагает постановку проблемы, к решению которой учащиеся и педагог возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых. При модульном способе все содержание учебной темы перераспределяется по следующим направлениям: ориентационное, содержательное, деятельностное и проверочное.

В настоящее время многие педагоги создают и защищают собственные авторские программы, которые, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Они утверждаются педсоветом школы и наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся.

С учетом имеющегося разнообразия учебных программ создаются учебники и учебные пособия. Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейших средств обучения, содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению материала. Они должны учитывать их особенности восприятия и мышления, развивать познавательный и практический интерес, быть в меру красочными, содержать необходимые иллюстрации. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. Педагог может выбирать те дидактические материалы, которые считает наиболее удачными.

Таким образом, в содержании образования активно идет процесс демократизации, который заключается в следующем:

Объективное, разностороннее, свободное отражение содержания учебных дисциплин;

Гуманизация, взаимосвязь всех видов наук;

Введение альтернативных образовательных систем (школа «Диалог культур», вальдорфская педагогика, школы М. Монтессори, свободного развития);

Дифференциация обучения, новые образовательные структуры (детский сад – школа, школа – вуз).