Как правильно читать произведения. Как правильно читать? Семь советов книголюбам. Какие песнопения выбрать в житейских нуждах

Как же читать художественную литературу? Есть очень простой ответ на этот вопрос: как художественную. Но вслед за этим, очевидно, возникает следующий вопрос: что же такое художественность литературы? Если вас заинтересует этот вопрос, рекомендуем прочесть книгу, в полной мере раскрывающую это понятие: Гей Н. К. Художественность литературы.-М., 1975. В нашей же книге будут разобраны лишь основные подходы к проблеме. Мы не случайно рассматриваем этот вопрос, ибо есть литература, называемая художественной, которая при более внимательном рассмотрении таковой не является. По нашему мнению, очень важно уметь разбираться в этом. Для того чтобы показать сложность и глубину проблемы измерения художественной ценности, давайте посмотрим график, приведенный на рис. 41. Здесь показана зависимость ценности произведения искусства от ряда основных факторов. Отметим, что исследователи во главе с известным французским ученым А. Молем считают этот график универсальным для всех видов искусства: литературы, музыки, изобразительного искусства и т. п.

Рис. 41. График зависимости ценности произведения искусства от ряда факторов

Как показано на графике, произведение искусства представляет собой сообщение, характеризуемое степенью сложности или количеством информации, причем эта характеристика, в свою очередь, зависит от культуры данного общества. Как показано на графике, ценность произведения меняется в зависимости от его сложности, следуя кривой, имеющей в какой-то точке максимум. Этот максимум в процессе исторического развития общества и роста его культуры смещается. В то же время он становится размытым в результате более равномерного распространения элементов культуры. Иначе говоря, общая эволюция искусства приводит к появлению все более уточненных и труднопонимаемых сочетаний элементов, т. е. того, что в каждую эпоху называют непонятным. Как здесь не согласиться со знаменитым высказыванием Гете:

Мир каждый видит в облике ином,

И каждый прав

Так много смысла в нем.

Наука об искусстве давно и упорно бьется над расшифровкой природы художественного творения. Каждый писатель, исходя из конкретного содержания слов, создает художественный текст, в котором соединение слов не произвольно, а зависит от смысла и значения составляющих элементов. В результате слово получает особый, уже не словесный, а образный смысл, что отличает художественный текст от научного, где все подчинено логике, и только ей. Поэтическое содержание слова предполагает существование в художественном мире бесконечного количества образов. Суть истинно художественного произведения проявляется в том, что слово выступает здесь не как средство информации или сообщения, а как актер, в котором видят не его самого, а тот образ, который он воплощает. Когда писатель пишет: «В мире было яблоко. Оно блистало в листве, легонько вращалось, схватывало и поворачивало с собой куски дня, голубизну сада, переплет окна» (Ю. Олеша), то это не называние объектов в слове, а скорее превращение слов в объекты, в зрительные образы, возникающие в сознании читателя в процессе чтения.

И вот здесь мы подошли к самому главному: что же может дать быстрое чтение для восприятия художественной литературы?

Главное - не ускорение процесса чтения, а углубление эстетического воздействия за счет развития зрительных, образных компонентов мышления в процессе чтения. Не случайно многие школьники после окончания курсов быстрого чтения отмечали резкое увеличение зрительных компонентов процесса чтения. «Как будто не читаю, а смотрю интересный кинофильм со всеми персонажами, событиями, пейзажами, которые описываются в книге» - так писал один из наших слушателей.

М. Горький, о быстром чтении которого мы говорили в начале книги, читал быстро художественные тексты именно потому, что его отличала яркая образность восприятия. Еще в детстве, читая книги, Алеша Пешков так отчетливо представлял себе прочитанное, что был поражен колдовской силой печатной строчки и, не понимая скрытой в художественном слове тайны, рассматривал страницы на свет.

Существует ли алгоритм чтения художественных произведений? Специалистами разработаны три уровня проникновения, или погружения, в художественный текст, которые являются своего рода алгоритмами чтения.

Первая ступень погружения: понять сюжет и фабулу. Писатель прибегает к) сюжету, чтобы показать, чем занимается герой, что он делает, как он действует. Задача читателя - за всем этим уследить, ничего не упустить. Такую ступень можно назвать «событийной» или «фабульной». Ею овладевают все читатели. Исследователи подметили, что на этой ступени восприятия при пересказе многие пользуются в основном глаголами, обозначающими действие. Так, при пересказе фильма «Ко мне, Мухтар!» из 175 слов было 32 глагола, обозначающих действие, и только 1 - состояние. Таким уровнем восприятия характеризуются до 80% юных зрителей.

Важно ли знать действие - фабулу? Безусловно. Хорошо разобраться в фабуле и сюжете произведения - значит приблизиться к пониманию психологии творчества писателя, его мастерства.

Искусство писателя «рассказывать» - особое искусство, которое требует, чтобы по ходу повествования интерес читателя все время возрастал.

Вторая ступень погружения: умение читателя отождествлять себя с персонажем, сравнивать свою судьбу с перипетиями его судьбы. На этой ступени восприятия требуется разобраться в сложной структуре отношений между героями, в мотивах их симпатий и антипатий, поступков и поведения - в художественном конфликте произведения. Такую ступень можно назвать еще «смысловой». Читатель, как и в первом случае, проявляет интерес к остро- фабульным ситуациям, но его волнует не только судьба героев, а и их переживания. Он острее чувствует и собственные переживания по поводу поступков действующих лиц. В память врезается все: и пейзаж, и обстановка, и внешний вид персонажей. Рассказывая о книге, читатель передает не только действия (уехал, пришел, скрылся), но и переживания героев (ненавидит, любит, сомневается).

Центральной, а зачастую и единственной фигурой всего художественного творчества является человек. Невозможно представить себе литературное произведение без героев, без действующих лиц, к какому бы виду оно ни относилось. В лирике героем выступает сам автор, в эпосе и драме - обязательно один или несколько героев.

Читая художественное произведение, мы почти не выходим за пределы человеческого мира, очень похожего на реальный, но в то же время не являющийся простым повторением его. В условности литературных образов мы не сомневаемся, но они временами приобретают для нас такую реальность, что мы считаемся с ними как с подлинно существующими.

Третья ступень погружения: отождествление читателя с автором-художником. Ее называют образно-смысловой. Суть ее можно было бы выразить известными словами Л. Н. Толстого, сказавшего, что читатель берет в руки книгу для того, чтобы посмотреть, каков же человек автор и что у него, автора, за душой.

Художественное произведение всегда отражает уровень личного эстетического познания писателя. Творческое познание есть прежде всего самопознание. Художник, создавая произведение, в той или иной мере выражает свое видение мира. Это один уровень. Его можно охарактеризовать как «малый» мир. Отношение писателя к окружающей среде, времени, современникам условно можно назвать «средним» миром. Это другой уровень. Большой художник никогда не останавливается на этих уровнях. Оба они для него -путь, ведущий к познанию мира большого, макрокосма - вселенной, человечества. Уяснив себе эти уровни познания, определив их характер, мы приблизимся к пониманию «тайны единения автора с его героями», тайны процесса личного творчества, а следовательно, и сможем точнее понять то, что хотел сказать писатель своему читателю. Важно установить, что познал, в чем разобрался писатель и что осталось за пределами его сознания, а в чем он, в силу разных причин, разобраться не смог.

В заключение этой беседы прочитайте контрольный текст № 9. Постарайтесь читать как можно быстрее, но, главное, пробуждайте в своем сознании яркие зрительные образы, представления того, о чем пишет автор. Закончив чтение текста, не спешите, как обычно, отвечать на вопросы. досидите, подумайте, поразмышляйте. Проверьте, все ли блоки интегрального алгоритма чтения вы запомнили, нет ли пробелов.

По известной вам формуле подсчитайте скорость чтения и занесите результат в график и таблицу своих успехов.

Контрольный текст № 9 Объем 5500 знаков

ПРИНЦИПЫ «ВЫЗОВА» (о способах, которыми в Японии добиваются высокого качества товаров)

Телемост между студентами Японии и Соединенных Штатов подходил к концу, когда ведущий в Токио сделал коварный ход. Выслушав тираду заокеанского коллеги о нежелании дальневосточных союзников открывать свой рынок для американской продукции, он выдержал паузу и неожиданно скомандовал в микрофон: «Пусть поднимут руки те, кто покупает товары с клеймом «сделано в США»! Никто в зале не пошевелился. «А кто пользуется только японской продукцией?» Тут же взметнулся лес рук.

«Вы знаете,- растолковывала, глядя в телекамеру, одна из токийских студенток,-дело тут не в национализме. Просто наши товары дешевле и качественнее западных». Впрочем, так считают отнюдь не только жители Японских островов. «Пора понять,- пишет «Нью-Йорк тайме»,- что секрет успеха дальневосточных бизнесменов на внешних рынках кроется отнюдь не в коварстве, не в нарушении «джентльменских правил торговли», а" в умении производить хорошие товары и добиваться постоянного усовершенствования». Каким же путем завоевали японские бизнесмены право на подобные комплименты со стороны своих злейших конкурентов? Один из ответов - в деятельности кружков качества, ставших важнейшим средством мобилизации десятков миллионов людей в Японии.

За заваленным диаграммами металлическим столом - восемь молодых рабочих, членов группы «Вызов». Она действует на линии технического контроля двигателей гигантского автомобильного завода корпорации «Тойота» в центральной части острова Хонсю. Ребята в аккуратной бежевой униформе шутят, громко смеются, пьют зеленый чай. . . Раз в неделю они примерно на час остаются после работы в выделенной для них в цехе комнатке и обсуждают пути решения очередной проблемы рационализации и улучшения качества. Тему выбирают сообща и затем утверждают у начальника. Вмешательство руководства цеха - минимальное, хотя мастер участка - непременный участник всех дебатов и зачастую сам руководит изыскательскими работами. На сей раз кружок «Вызов» бьется над уменьшением шума мотора, из-за которого новая модель «Тойоты» не слишком хорошо встречена потенциальными покупателями. «Мы просчитали некоторые варианты. Есть идея изменить форму глушителя»,- говорит один из рабочих, и члены группы вновь склоняются над диаграммой.

Иногда не слишком хочется оставаться после работы,- рассказывает симпатичный парень с усиками.- Но когда начинается спор, часто забываешь обо всем. Поможет ли это моей карьере? Не думаю. Просто занятия в кружке повышают качество моей работы. Ведь это здорово, если в новой модели автомобиля учтены и твои идеи!..

Группа «Вызов» - лишь один из 240 тысяч кружков качества, которыми охвачено сейчас ядро японских рабочих и техников. Это движение приобрело здесь поистине тотальный характер, а участие в борьбе за всевозможные усовершенствования стало почти неотъемлемым элементом местного образа жизни. Такие кружки действуют в химчистках и в мастерских автосервиса, в закусочных и даже в ночных клубах. Однако главное поле деятельности - сфера материального производства.

Как считают японские экономисты, ошибка Запада заключается в том, что он идет по пути усиления внешнего контроля за рабочим, рассматривая его как лентяя или даже как скрытого саботажника. Ужесточается система надзора, вводятся неожиданные проверки и все более грозные комиссии. Иными словами, производитель товара и контроль за качеством оторваны и даже противопоставлены друг другу. Японцы же убеждены, что контролером должен быть в первую очередь сам рабочий.

Кружки качества как общенациональное явление родились в апреле 1962 года, когда решение об их создании приняла всеяпонская конференция с участием ведущих бизнесменов и экспертов-экономистов. Они начали издавать дешевый журнал по проблемам борьбы с браком, доступный каждому рабочему. Затем был создан общенациональный штаб кружков качества, у которого сейчас пять мощных региональных отделений.

Фактически все члены японских производственных бригад выступают как индивидуальные контролеры и несут коллективную ответственность за выявление брака. Принцип прост: заметил неполадку - немедленно исправь ее своими силами. Не можешь - зови на помощь. Если времени не хватает - останавливай конвейер. Главный лозунг: «Делай что хочешь, но дефект не должен пройти!» Усилиями опытных менеджеров на японских предприятиях создана такая обстановка, когда любой пропущенный брак становится мощной психологической драмой. Вот еще один пример: группа фрезеровщиков и шлифовщиков завода электротехнических изделий компании «Нихон мусэн» в городе Нагано решила добиться резкого снижения уровня брака на своем участке. Два месяца рабочие следили за собой, чертили диаграммы и графики. Было установлено, что наибольший сбой происходит при разметке заготовок, и прежде всего в начале и в конце каждой смены.

Члены кружка решили по своей инициативе ежедневно проводить трех-, пятиминутные летучки для «концентрации внимания» и ввели систему взаимной инспекции, когда рабочие с соседних станков по очереди проверяют друг друга. В результате за семь месяцев напряженной деятельности кружку удалось

снизить уровень брака на сорок процентов. Однако такие огромные достижения, разумеется, достигаются не часто.

Основная ставка делается на постоянный контроль за качеством, на беспрерывный процесс мелких усовершенствований. Изобрел более удобную ручку для отвертки? Премия! Скажете, мелочь? Но из таких «мелочей» на японских предприятиях складывается высокое качество товаров, достигаемое только за чет использования внутренних ресурсов.

В Японии беспрерывно проходят конференции качества самых различных ровней, на которые командируют лучших рационализаторов. Организаторы движения исходят из того, что борьба за улучшение продукции должна носить тотальный характер, поскольку небольшое число энтузиастов никогда не сможет добиться результата, если они окажутся в окружении равнодушных ли даже враждебно настроенных рабочих.

| | | |

Человек, который стремиться развиваться и самосовершенствоваться, старается почерпнуть полезную для него информацию из разных источников, как статьи, семинары и, конечно же, книги. Книга — самый доступный способ получения необходимые знания, однако правильное чтение — занятие достаточно сложное.

Каждый выбирает для себя книги по интересам, увлечениям: романы, литература для успешного бизнеса, эзотерика. На самом деле простого чтение недостаточно, нужно научиться правильно читать книги, чтобы получить от информации максимум пользы.

Для чего нужны книги?

Многие задаются вопросом — для чего нужно читать книги? Ведь всю информацию можно получить и из видео-тренингов, семинаров, да и просто поинтересоваться у знающих людей.

Из книг вы не только почерпнете необходимую вам информацию и знания, но и улучшите память. К тому же у вас будет развиваться воображение и логическое мышление.

Нельзя просто читать книги, чтобы все запомнить. Чтение должно приносить максимум удовольствия, вы не должны напрягаться, чтобы запомнить нужную информация. Книга должна вызывать у вас восторг, вы должны сами хотеть узнать что-то новое и полезное или чему-либо научиться. Только в этом случае чтение будет максимально полезным.

Какую литературу читать?

Однозначно ответить на вопрос, как выбрать книгу для чтения, невозможно, ведь каждый из нас индивидуален, со своими интересами и увлечениями. Однако важно, чтобы книга легко читалась и воспринималась.

Книга — источник знаний, который должен помочь вам достичь успеха в делах или жизни, а также расслабиться, отвлечься от проблем. Поэтому выбирать книгу необходимо, как и дорогую вещь — тщательно, взвешивая все за и против. Прочитайте несколько абзацев и вы поймете, легко ли читать данную книгу и нужна ли она вообще. Поищите рецензии и информацию об авторе, чтобы больше узнать о стиле и знаниях, вложенных в данное литературное издание.

Как начать читать книги?

Чтение – самое лучшее времяпрепровождение. Вы не только сможете отдохнуть от окружающих проблем, погрузившись в какой-то волшебный мир, но и получите новые знания, и даже потренируете мозг.

Начать читать книги очень просто, главное найти такую литературу, которая будет отвечать вашим увлечениям и стремлениям. Также, вам необходимо выделять каждый день определенное количество времени для чтения. В это время вас не должны отвлекать.

Самое важное, чтобы любовь к чтению не пропадала, выбирать лишь такую литературу, которая приносит массу удовольствия. Вы должны хотеть снова и снова возвращаться к книге, чтобы продолжить ее читать.

Как читать книги, что бы запомнить информацию?

Случается такое, что книга просто, что называется, не идет. Вроде бы и тема нравится, и написано легко, но снова и снова откладываешь ее на дальнюю полку и занимаешься другими делами. Есть много способов, которые ответят на главный вопрос – как правильно читать книги?

Вот простые советы, которые помогут полностью погрузиться в чтение:

  • найдите укромное место, где вас никто и ничто не будет отвлекать. Сделайте себе чай, возьмите что-нибудь вкусное, и вы сами не заметите, как в тишине и покое быстро увлечетесь чтением;
  • постарайтесь избавиться от посторонних мыслей. Ведь чаще всего книга оказывается далеко в ящике по причине того, что из-за мыслей невозможно уловить смысл даже одного абзаца;
  • есть очень хорошее правило «пятидесяти страниц». Достаточно прочитать данное количество страниц, но лишь с полным погружением в смысл, и вы поймете, нравится она вам или нет. Но это не значит, что книга плохая. Просто еще не пришло подходящее время;
  • записывайте интересные фразы или мысли, которые вы нашли в книге. Также, записывайте то, что так и не поняли, чтобы потом было легче найти ответы на все свои вопросы;
  • не стоит читать художественные книги способом «быстрого чтения». Книгу нужно смаковать, чувствовать. Быстрое же чтение подходит лишь для газет и журналов;
  • во время чтения можно останавливаться и анализировать прочитанное. Так ваши мысли не будут роиться, отвлекая от дальнейшего развития события в книге;
  • если вы читаете литературу для, например, ведения бизнеса, применяйте свои знания на практике. Вы сможете в итоге лучше понять полученную информацию и грамотно ею пользоваться;
  • не стоит прочитанную книгу, которая принесла массу положительных эмоций, сразу откладывать в самый дальний ящик. Через какое-то время прочтите ее снова и, поверьте, вы найдете много чего нового и полезного для себя.

Итак, несколько советов, как читать правильно. Речь пойдет вовсе не о технике чтения. Правильно в данном случае - это с максимальной пользой от прочитанного. Естественно, в первую очередь эти советы касаются чтения литературы нон-фикшн - книг по саморазвитию, по профессии, учебной и научной литературы и т.д. То есть таких, от прочтения которых предполагается некая вполне конкретная польза: знания, навыки, компетенции. Однако, эти «правила» могут быть с успехом применены и к литературе художественной. Ведь художественная литература, особенно классическая, призвана не столько развлекать читателя, сколько дать ему какой-то новый опыт. Вот максимально этот опыт получить и помогут наши советы.

1. Читайте регулярно

Заведите себе за правило посвящать чтению как минимум час в день и не отступайте от этого правила ни за что. Если в вашем распорядке дня невозможно выкроить такой промежуток времени целиком - разбейте это время на два 30-минутных отрезка, или даже три 20-минутных. Отводить время для чтения перед сном - не слишком хорошая идея с точки зрения продуктивности. За день ваш мозг устает и насыщается информацией, ему будет сложно, особенно если вы читаете не художественную литературу.

2. Читайте с блокнотом под рукой

Возможность выписать нужные мысли из книги, или свои соображения, возникающие по ходу чтения, существенно повышают эффективность чтения. По этим записям вы потом сможете без труда восстановить в памяти ключевые моменты книги, их вы сможете использовать, когда книги не будет под рукой. Даже просто выписывание цитат из художественной книги приносить большую пользу. Некоторые советуют даже составлять таким образом «скелет» или «конспект» книги, но это уже детали.

3. Читайте вдумчиво

«Читать правильно » не означает «читать быстро», скорее наоборот. Никогда не гонитесь за скоростью чтения. Польза от книг «определяется не количеством прочитанного, а количеством понятого». Лучше ещё раз перечитать сложный или спорный отрывок, чем проскочить, ничего не поняв. Не ленитесь узнавать значения незнакомых слов и терминов (благо, сейчас это очень просто). Обращайте внимание на контекст. Если автор ссылается на незнакомую вам теорию или исследование - узнайте хотя бы в общих чертах в чем состоит суть теории или исследования. Это, кстати, поможет вам с выполнением следующего пункта.

4. Постоянно ищите книги

Казалось бы, чего их искать - вон их сколько. Но большинство из этих книг бесполезны для вас, это просто мусор. Чтобы не забивать себе голову мусором, нужно ответственно подойти к выбору литературы для чтения. Обязательно заведите себе список «к прочтению». Следите за новинками в интересующей вас области, читайте рецензии других людей. Заранее определяйте следующую книгу. Одним словом - планируйте процесс чтения.

5. Читайте разные книги

Иногда бывает очень полезно прочесть подряд несколько книг по одной и той же тематике, сравнить их между собой, посмотреть на проблему с разных сторон. Но и зацикливаться на одном и том же не стоит. После книг по саморазвитию прочтите фантастику, после деловой литературы - русскую классику и т.д. Некоторые советуют даже делать это одновременно - читать одну книгу «для пользы», а другую, художественную, для удовольствия.

6. Переходите на электронные книги

Бумажные книги - это прекрасно и я не призываю от них отказываться. Но реальность такова, что читать электронные книги с планшета, а тем более букридера намного удобнее. Рынок электронных книг развивается и всё больше новых изданий доступно в электронном формате. Если вы действительно хотите много и с пользой читать, то электронные книги - это почти неизбежный выбор.

7. Делайте выводы о прочитанном

После того, как вы перевернули последнюю страницу, хорошо бы сформулировать свои мысли по поводу прочитанного - сделать для себя какие-то выводы. Что вы поняли, с чем согласны/не согласны, что можно использовать. Даже после прочтения художественной книги бывает полезно структурировать свои мысли. Если вы выполняли второй пункт, то сделать это будет довольно просто. Хорошей практикой будет написание отзывов и рецензий на прочитанное.

ИДЕИ И СОВЕТЫ

Есть вопрос: как правильно читать книги?

В рубрике «Есть вопрос» автор Хизри Абдуллаев дает простые, но действенные советы по технике чтения, взаимодействию с книгой и способам закрепления полученного материала.

Вы точно уверены, что умеете читать? Казалось бы, что может быть проще: открыл книгу - пробежался глазами по страницам - закрыл учебник - всё запомнил. Вопрос этот, на первый взгляд, настолько глупый, что абсолютно не нуждается в формулировке. Мы все умеем читать. Многие усвоили этот навык ещё в начальной школе, а кого-то научили родители до того, как ребёнок, надев портфель, пошел в первый класс. Однако умение читать - это не способность складывать буквы в слова и отслеживать сюжет книги, это в первую очередь возможность хорошо запоминать прочитанное и постигать глубинный смысл произведения. О том, почему это не всегда получается, рассказывает Хизри Абдуллаев.

Хизри Абдуллаев
Журналист, автор статьи

Попытайтесь пересказать содержание статьи, недавно прочитанной на досуге. А получится ли у вас вспомнить, какого цвета были глаза у главного героя романа, проглоченного вами 5 лет назад? Ну, как успехи? Память у человека, к сожалению, не такая крепкая, как многие этого хотели бы. Уже в первые минуты после завершения книги ваш мозг начинают покидать мелкие детали, чего уж говорить о том, чтобы помнить книгу спустя 10 лет, как вы отложили её на полку.

Секрет оптимального чтения стоит на трех китах, с которыми мы познакомимся в данном материале: технике чтения, взаимодействии с книгой в процессе чтения и способности закреплять полученный материал письменным путём.

Начнём с того, как правильно строить сам процесс чтения:

Помните, с чего всё начиналось? Первым делом мы все дружно изучали алфавит, затем пытались выговаривать буквы в той последовательности, в какой они были указаны в учебнике. Процесс был ужасно муторным: на одну строку порой уходило несколько минут. Затем мы освоили новый способ работы с текстом - чтение по слогам. Тогда-то наши дела пошли в гору. Строка проносилась перед глазами на сумасшедшей скорости: всего каких-то 3-4 секунды, и мы переходили к следующей. Слоги, соединяясь, образовывали слова, слова группировались в предложения, а предложения на выходе становились текстом, где присутствовала идея и смысл. Но никто из преподавателей не объяснил нам, что такой способ чтения не является единственно верным. Многие из нас, овладев стандартным видом чтения ещё в 3-4 классах школы, используют этот навык на протяжении всей жизни. Однако в мире, где каждый новый день создаются тысячи произведений, происходят миллионы событий и печатаются миллиарды сообщений, для тех, кто хочет поспевать за бешеным темпом жизни, такого способа проработки информации будет недостаточно.

В среднем современный человек читает со скоростью 200-250 слов в минуту. Такая скорость позволяет людям прочитывать около 30 страниц книги стандартного размера за 60 минут. Допустим, учебник содержит в себе 300 страниц: 10 часов, конечно, не так много, но для работающих людей будет очень сложно выкроить себе столько драгоценного времени. Это ещё не говоря о том, что большинство изданных книг имеют куда большие объёмы текста.

Теперь представьте, что за какие-то 60 минут вам удастся познать содержание более ста страниц произведения. На трехсотстраничный учебник вы израсходуете всего 3 часа, а столько свободного времени в неделю получится найти даже у самых занятых особ. А что делать с оставшимся часами, которые вы могли потратить на тот же самый учебник, но не потратили, - решать вам. Гуляйте, общайтесь, смотрите фильмы, творите… Спектр возможностей настолько широк, что абсолютно каждый найдёт себе занятие по вкусу.

Выделяют 5 причин, в силу которых очень немногие могут преодолеть барьер в 250 слов в минуту:

1) Основной причиной, замедляющей чтение, являются регрессии - возвратные движения глаз к прочитанному тексту. Наверняка вы замечали, что если при чтении текста вам что-то не понятно, то вы возвращаетесь и перечитываете строку сызнова. Регрессии коварны тем, что нарушают логику текста и забирают много времени. Возвратные движения незаметны для читателя, но увеличивают продолжительность чтения в два-три раза. Выходит, что за час читаемого времени вы растрачиваете впустую более 30 минут. Отказаться от этой пагубной привычки поможет простой способ: понадобится карандаш или ручка (если под рукой нет ни того, ни другого, заменить их может собственный указательный палец). Вам необходимо будет следить за карандашом, которым вы будете вести по тексту. Карандаш должен следовать по тексту немного быстрее вашей скорости чтения.
Конечно, нужно потренироваться, но через пару дней тренировок чтения без повторов вы привыкнете и ускоритесь. Разрешается перечитывать весь текст от начала до конца. Например, если вы прочитали определение и что-то не поняли, то перечитываем его от начала до конца. Если это параграф, возвращаемся к началу параграфа и перечитываем его снова.

2) Маленькое поле зрения. Поле зрения - это пространство восприятия текста. Как вы уже поняли, человек, который читает медленно, обладает маленьким полем зрения и видит лишь малую часть читаемого текста. Со стороны кажется, что читатель смотрит на текст через маленькую замочную скважину.

Хорошая новость заключается в том, что существуют специальные упражнения, позволяющие увеличить поле зрения. Вам помогут таблицы Шульте, расширяющие рамки периферического зрения. Со временем вы будете видеть всё больше и больше читаемое пространство и понимать несколько слов за один взгляд.

3) Третья причина медленного чтения - это низкая скорость перемещения поля зрения по тексту. Можно ли говорить о быстром чтении, если ваш взгляд подобен скольжению улитки. Для тренировки зрительных мышц подойдёт тот же карандаш. Постарайтесь прочитывать строку со скоростью, превышающей в несколько раз вашу собственную. Тратьте на строку не больше секунды. Здесь нет цели понимания текста, главное - приспособить глазные мышцы к такому динамическому движению.

4) Следующей ошибкой является проговаривание слов (субвокализация). Хотите знать, почему вы читаете медленно?

На самом деле большинство людей читает не глазами, а языком и ушами. Если не верите, вот вам задание: возьмите любую книгу, читайте текст и одновременно вслух рассказывайте наизусть любое стихотворение или песню. Попробуйте прочитать таким образом хотя бы страницу. Если вы всё сделали верно, то скорее всего с трудом понимали даже знакомые слова. Дело в следующем: читая слова, вы их проговариваете. При таком чтении вы читаете не сколько глазами, сколько ушами, так как считываемая информация передаётся в мозг посредством слухового аппарата. Это значит, что у вас не получится читать быстрее проговаривания слов. Даже если вы молчите во время чтения, вы все равно проговариваете читаемый текст про себя (хотя и не замечаете этого), понимая значение слов посредством звукового воспроизведения текста. Предельной скоростью такого способа чтения будут являться пресловутые 300 слов в минуту.

Читать без звукового барьера умеют все, но только картинки и предметы. Видя предмет, вы сразу же понимаете его значение, без проговаривания. Принцип скорочтения заключается в том, чтобы понимать значение слов посредством зрительного канала. Чтобы избавиться от субвокализации, необходимо во время чтения рассказывать стихи, выполнять устный счёт от единицы и обратно. Первые несколько дней вам будет сложно понимать прочитанное, но спустя неделю усердных тренировок звуковой барьер будет разрушен.

5) Рассеянность и невнимательность являются очень серьёзными препонами, мешающими понимать смысл прочитанного. Наверное, каждый из нас попадал в такую ситуацию, когда перечитывал одну и ту же строчку по несколько раз, но всё также не понимал, о чём идёт речь в тексте. Вашей рассеянности способствуют различные причины: отсутствие банального интереса к чтению, посторонние шумы или же простая усталость. Нужно уметь концентрироваться на выбранной задаче. В этом вам поможет упражнение - чтение слов наоборот, например, фраза «Скорочтение - полезный навык» будет читаться как «Еинетчорокс - йынзелоп кыван». Можно усложнить задачу, пробуя читать текст справа налево и снизу вверх. Попробуйте прочитать хотя бы несколько страниц подобным образом, и вы поймёте, насколько сильно страдает ваше внимание.

Скорого результата не ждите: чтобы развить данный навык, вам придётся потратить не одну неделю на тренировки, но результат окупится сполна. Скорочтение рекомендуется использовать при изучении технической и научной литературы. Однако при чтении художественной литературы не стоит ускоряться быстрее четырехсот слов в минуту, а при работе с поэзией читайте и вовсе - вслух.

Умение правильно работать с книгой

Ну вот вы и научились читать правильно, следующим на очереди идёт умение правильно работать с книгой. У вас есть издание, которое вы собираетесь прочесть, однако прежде чем вы перейдёте к чтению, вам стоит ответить на следующие вопросы:

— Что вы надеетесь получить от этой книги? Попробуйте объяснить, для чего вы вообще читаете этот роман, поэму, научный труд и т. д.

После завершения каждой главы останавливайтесь на 5-10 минут и старайтесь ответить на следующие вопросы:

— Что я узнал(а) нового из прочитанного материала?

— Какая главная мысль у данной главы?

— Почему персонажи поступают так, а не иначе. Найдите аргументы, которые оправдают действия героев книги.

— Ищите параллели с другими произведениями и историческими событиями.

Всегда держите при себе во время чтения карандаш или маркер.

В книге нет ничего святого, кроме той информации, что она несёт. Поэтому не стоит чураться заметок в самой книге (только если учебник принадлежит вам): обводите понравившиеся цитаты, фразы, интересные диалоги.

Закрыв последнюю страницу и поставив роман на книжную полку, прокрутите в голове все произошедшие события в хронологической последовательности. Это очень полезное упражнение, развивающее память и внимание. Будет лучше, если вы перескажете содержание книги вслух, как это делали в школе.

Каждый уважающий себя читатель должен иметь дневник прочитанных книг. Если у вас его нет - приобретите его в срочном порядке.

Мы рекомендуем выделять на записи не больше двух страниц А4. Это будет творческим ограничением для создания именно выжимки, а не переписывания содержания. Впрочем, есть книги, изобилующие потрясающими идеями — в таких случаях только вам решать, как их обрабатывать.

Препарируйте сюжет. Литературные критики утверждают, что имеется ограниченное количество сюжетных архетипов или форм, которые позволяют описать любой сюжет. Даже если кажется, что книга не соответствует ни одному из них, то данные описания можно использовать для размышления над развитием сюжета. Архетипы:

  • Сюжет «Из грязи в князи», в котором жизнь протагониста постепенно налаживается и события завершаются на высокой ноте.
  • Сюжет «Из князей в грязь», в котором жизнь главного героя меняется в худшую сторону.
  • Сюжет «Икар», в котором за взлетом персонажа следует падение.
  • Сюжет «Эдип», в котором главный герой переживает падение, взлет и повторное падение.
  • Сюжет «Золушка», в котором протагонист переживает взлет, падение и повторный взлет.
  • Сюжет «Человек в яме», в котором главный герой переживает падение и последующий взлет.
  • Определите тон произведения. Тон – это настроение или отношение, которое высказывает автор в тексте. Тон повествования может быть мрачным, тревожным, юмористическим, саркастическим или другим. Книга Джерома Селлинджера «Над пропастью во ржи» (1951 год) повествует о взрослении главного героя в саркастическом тоне. «Убить пересмешника» Харпер Ли (1960 год) написана в серьезном тоне, поскольку в книге поднимаются тревожные социальные проблемы.

    • Часто тон повествования зависит от жанра произведения. Например, в триллерах обычно воссоздается атмосфера страха и напряжения как нечто само собой разумеющееся.
    • Так, в описании спальни Гарри под лестницей в первой книге о Гарри Поттере Джоан Роулинг сообщает читателям, что постоянными спутниками Гарри были пауки. Это не только позволяет читателю лучше понять жизнь Гарри, но и служит предзнаменованием дальнейших встреч героя с пауками во второй книге.
  • Замечайте комбинации и повторения. Обращайте внимание на мелкие детали, образы и фразы, которые неоднократно встречаются на страницах книги. Подобные повторения также называются мотивами и дают представление о тоне и теме произведения.

    • Например, в книге Курта Воннегута «Бойня номер пять» часто повторяется фраза «такие дела».
  • Изучайте слова в переносном смысле. Ищите метафоры («время - это стрела») или сравнения («моя надежда растаяла, как лед на солнце»). Аллегория - это форма повествования, при которой весь сюжет является метафорой и означает нечто совершенно другое. Так, «Удивительный волшебник из страны Оз» Фрэнка Баума (1900 год) часто рассматривается как политическая аллегория на жизнь фермеров американского запада в 19 веке, которые пострадали от решения привязать национальную валюту к золоту, а не серебру. Ключи к пониманию текста спрятаны в языке произведения, так как Дороти носит серебряные башмачки (красная обувь появилась уже в экранизации книги), а «Оз» на языке оригинала является сокращением слова унция, единицы измерения золота и серебра.

    • Слова автора часто могут иметь несколько значений, поэтому ищите подсказки, подчеркивайте повторяющиеся слова, названия, имена, фразы, метафоры и сравнения, чтобы выявить разные закономерности.
  • Исследуйте символизм. Символ - это элемент истории, который обозначает абстрактную идею. Такой элемент может быть объектом, местом, персонажем, иметь другое конкретное и реальное выражение. Например, времена года являются распространенными символами, которые отражают течение жизни (весна соответствует детству и юности, лето - периоду расцвета, осень означает зрелость и старение, а зима - увядание).

    • В размышлениях над темой книги можно прийти к фундаментальной идее, которую автор вложил в произведение.
    • Подумайте о том, насколько вы согласны со взглядом автора на тему. Не обязательно во всем соглашаться с автором, чтобы получить удовольствие от знакомства с хорошей литературой!