Воспитательная колония для девочек. «А вы нас не боитесь?» Как проходят уроки в колонии для девочек. Исполнение и отбывание наказания

У одной моей знакомой сын находится в исправительной колонии. Ему был назначен срок отбывания наказания 3 года, а получил он его в 15 лет. Но они надеются, что, когда ребенку исполнится 18 лет, его отпустят досрочно, чтобы не переводить в колонию для взрослых.

Моя знакомая часто общается с сыном, ездит к нему на свидания, поэтому она достаточно хорошо изучила уклад данного учреждения. Назвать его детским действительно сложно, потому что требования там предъявляются как ко взрослым людям. Поэтому детство таких подростков заканчивается при попадании в подобные исправительные места. И сейчас я расскажу вам о них более подробно.

Эти учреждения действуют с целью исправления людей, совершивших преступные действия, как и другие колонии. Единственным их отличием является то, что предназначены они для детей. А так как ответственность наступает с 14 лет, соответственно, в них содержатся осужденные в диапазоне 14-18 лет.

Такие колонии должны быть направлены на исправление мировоззрения подрастающего поколения в правильное русло. Но на практике далеко не многие из заключенных в дальнейшем встают на правильный путь и больше не совершают преступных действий.

Виды колоний

Исполнительным законодательством установлено, что детские колонии могут быть нескольких видов:

  • обычные , где отбывает наказание большинство малолетних преступников;
  • строгие, где содержатся наиболее злостные и опасные подростки;
  • облегченные, их получают дети, которые добросовестно участвовали в исправительном труде и достигли неплохих результатов в учебе;
  • льготные, в них переводятся подростки из облегченных условий за некоторое время до их полного освобождения, а также такой перевод осуществляется из строгих в общие условия, а из общих в облегченные.

Больше всего ужасает количество действующих колоний для таких преступников, так как эти учреждения не пустуют, и в них ежедневно попадают дети. Сейчас действует 62 учреждения для таких детей. Они находятся в самых различных частях страны (в 54 субъектах). Большинство из них предусмотрены для мальчишек, но также есть и 2 женские.

В каждой колонии организованы различные виды содержания детей в зависимости от их поведения. Если подросток желает исправиться, старается работать и учиться, он может заслужить более льготные условия для себя. Но если он злостно нарушает дисциплину учреждения, его условия ужесточаются. Максимальное содержание может быть организовано в строгих условиях.

Решение о назначении любого перевода принимает только начальник учреждения. Для этого он должен получить специальное представление от сотрудников, занимающихся воспитанием осужденных. Переводы осуществляются каждые полгода.

Статистика

Анализируя статистику, можно увидеть, что основные преступления, за которые дети попадают в подобные учреждения, следующие:

  • 25 % кражи;
  • 20 % грабежи;
  • 15 % причинение вреда здоровью другим людям;
  • 10 % убийства;
  • 10 % изнасилования;
  • 20 % другие статьи.

Важно знать, что далеко не все статьи УК распространяются на детей с 14 лет. Общая ответственность начинается с 16 лет. Но некоторые серьезные преступления наказываются с более раннего возраста, чтобы оградить окружающих от таких опасных подростков. Поэтому получить реальный срок можно в 14 лет за:

  • похищение человека либо организацию захвата заложников;
  • кражи и грабежи , они являются наиболее распространенным преступлением в таком возрасте;
  • разбойные нападения , особенно это относится к преступлениям, совершаемым целыми бандами;
  • угоны транспортных средств , что тоже является не редкостью для любителей покататься;
  • изнасилования , к этой статье также могут быть отнесены и любые другие действия сексуальной направленности;
  • терроризм , нередко такие дети вовлекаются в опасные банды, и через них продолжается пропаганда среди подростков;
  • причинение вреда здоровью другому человеку, совершенное умышленно.

Это далеко не полный перечень преступлений, которые в реальной жизни совершают такие подростки. Они могут заниматься вымогательством, вандализмом и многими другими опасными для общества занятиями. Поэтому такую деятельность необходимо останавливать сразу, а не ждать, пока ребенок повзрослеет до определенного возраста.

До того как подростки попадают в такие учреждения, они обычно сталкиваются с комиссией, которая занимается делами несовершеннолетних. Данные сотрудники начинают свою работу, как только к ним поступает заявление на подростка о его ненормальном поведении в обществе, учебных заведениях. Обычно такие дети сразу становятся заметными среди остальной массы школьников.

Сотрудники комиссии обязаны провести воспитательную работу с самим подростком, а также его родителями. Также они разъясняют и законодательные нормы, ответственность за преступления и возраст, с которого она наступает.

Но если данные меры не помогают, и подросток оказывается задержанным и подозреваемым, то после вынесения наказания его воспитанием уже занимается колония. Длительность пребывания в ней зависит от тяжести совершенного преступления и степени вины подростка. Нередко бывает так, что назначенный срок продолжают отбывать во взрослых колониях. Единственным ограничением для детей является то, что им не может быть назначено пожизненное наказание.

Условия содержания

Они напрямую зависят от того режима, который установлен для подростка в зависимости от его дисциплинарного поведения. Обычные условия характеризуются следующими правилами:

  1. Все дети содержатся в общежитиях. Для них установлен лимит по расходованию личных средств со счета. Эта сумма составляет в месяц 10800 рублей. Использовать ее можно только на продукты или средства, необходимые им для проживания. Но в строгом соответствии с разрешенным списком.
  2. На один год им выделяется 8 коротких и 4 длительных свидания , которые проводятся на территории исправительного учреждения.

Все осужденные обязаны закончить 9 средних классов, а также получить определенную техническую специальность, пока они находятся в данном учреждении.

Более подробнее вы можете узнать об этом в следующем видео.

Отличительные особенности других режимов заключаются в следующем:

  1. Облегченные условия также проходят для подростков в общежитиях. Но потратить в месяц они имеют право 11400 рублей, а общее количество коротких свиданий у них увеличено до 12 в год. С разрешения начальника учреждения длительные встречи могут быть организованы не на территории учреждения.
  2. Льготные условия подразумевают проживание подростков в общежитиях с возможностью расходования своих денежных средств без установления лимитов. Количество длительных встреч с родными увеличено до 6, и они могут проводиться не в самой колонии. Короткие свидания не ограничены по количеству. Такие подростки могут проживать не в самой колонии. Однако за ними будет осуществляться строгий контроль администрации учреждения. При этом они получат право носить обычную одежду.
  3. Строгие условия не дают права проживания со всеми вместе, поэтому такие подростки живут в изолированных помещениях, которые запираются. Сами подростки могут тратить только 9600 рублей в месяц. Им предоставляется возможность проведения 6 коротких свиданий с родными и 3 длительных встречи за год.

Кроме основных режимов, существуют дополнительные меры поощрения подростков. Поэтому они могут заслужить своим поведением:

  • возможность посещать культурные мероприятия вне колонии;
  • получать выход за пределы на свободу в присутствии родных;
  • претендовать на право досрочного перевода из более строгих условий в более льготные.

Самое трудное для подростков в колонии — сформировать правильное мировоззрение на окружающий мир. С одной стороны, они должны понять, что их ждет, если они не изменят свой образ жизни. А с другой стороны, они должны соответствовать ожиданиям окружающих их сверстников, которые также отбывают здесь наказание. Потому что в противном случае их время нахождения в колонии может превратиться в настоящий ад, так как другие подростки будут подвергать их постоянным оскорблениям и унижениям.

Чтобы этого избежать, подросток должен понимать все возможные последствия своих действий и выбирать друзей, которые не имеют криминальных интересов.


За последние пятнадцать лет количество несовершеннолетних, содержащихся в российских воспитательных колониях, сократилось почти в 10 раз: с 18,6 тысячи в 2002 году до 1 369 на 1 мая 2017-го. Это происходит из-за декриминализации «легких» статей. Сейчас в колониях в основном отбывают наказание подростки, совершившие серьезные преступления. Татьяна Бондарева много раз посещала одну из них — сначала как волонтер, потом как фотограф.

«Каждый раз, когда я оказываюсь в учреждении закрытого типа для подростков, директор с гордостью рапортует, что их колония стала лучшей колонией года или что кто-то из воспитанников победил на каком-нибудь конкурсе среди заключенных разных колоний. Если побыть здесь подольше и перестать замечать колючую проволоку и охрану, то создается ощущение, что ты в советском детском лагере. Все заключенные всегда заняты каким-нибудь делом: работают на производстве при тюрьме, занимаются в кружках по интересам, репетируют спектакль, ходят в тренажерный зал», — говорит фотограф.

Татьяна Бондарева:

— Меня интересует тема ограничения свободы человека, его изоляции — насильственной или добровольной. Мой самый первый проект был о девушках из Нигерии, которых обманным путем привезли в Россию и заставили заниматься проституцией. Потом я снимала историю о заключенных и их детях. Через фотографии я знакомила их с жизнью друг друга.

В первый раз я оказалась в тюрьме больше пятнадцати лет назад как волонтер от церкви. Мне было 18. Я побывала в тюрьмах для взрослых — и женских и мужских, в колониях для малолетних преступников — как для девочек, так и для мальчиков, в закрытых спецшколах для подростков. Мы пели песни, организовывали мероприятия и просто общались. Колонию в Колпино, в которой я сняла серию Boys, я тоже пару раз посещала как волонтер около десяти лет назад.

Я и осужденные были тогда почти ровесниками, и я невольно сравнивала их и свою жизнь. Руководство колонии попросило меня организовать команду из моих друзей для игры в ориентирование. В России заключенных, которые хорошо себя ведут, иногда вывозят за пределы колонии на воспитательные мероприятия. Целый день мои друзья — воры, убийцы и насильники — бегали по лесу, готовили на костре обед и душевно разговаривали. Мы шутили про то, все ли вернутся из леса, но никто не сбежал. Один из заключенных, который выглядел очень добродушно, под вечер признался мне, что убил человека, и спросил, что я об этом думаю.



Годы спустя, когда я вернулась в эту же колонию, у меня было ощущение дежавю, только на этот раз я была чужаком вдвое их старше. Там был новый директор, другие порядки и новые мальчики. Они откровенно игнорировали меня, закрывали лицо, отворачивались. У них была одинаковая форма и одинаково безэмоциональные лица. Многое заключенные делают вместе, всем отрядом — строем идут обедать, в школу или в прачечную. Это было похоже на отряд клонированных роботов.

Кроме ежедневных построений и перекличек осужденные обязаны посещать школу. На территории есть свое производство, подростки работают комплектовщиками. Когда я их снимала, они собирали бумажные подставки для кофе. В колонии нет поваров, осужденные готовят сами. Директор объясняет это тем, что за такую маленькую зарплату невозможно найти нормального повара. Я люблю есть у них блинчики.

В свободное время заключенные могут посещать кружки по интересам: театр теней, студию мультипликации, художественную студию. Этой колонией руководил очень неравнодушный человек — Владимир Ивлев, он постоянно придумывал новые виды активности. Например, осужденные построили на территории колонии мемориал в память о Второй мировой войне, у них есть ютьюб-канал, куда они выкладывают свои клипы, каждый год заключенные участвуют в фестивале театральных тюремных коллективов. По мнению директора колонии, подростки не должны иметь ни одной свободной минуты и должны быть все время заняты, чтобы не думать о глупостях.

Раз в три месяца в тюрьме проходит родительский день: заключенные готовят концерт, обедают с родными, проводят вместе около четырех часов. Приезжают не ко всем. Когда родителей запускают на территорию, дети собираются у окна и ждут, высматривают своих.



Во время съемки меня все время сопровождал представитель колонии, поэтому я могу рассказать только о том, что мне готово было показать руководство. Я не исследовала темную сторону содержания заключенных, и у меня нет фактов, чтобы о ней говорить. Наверное, у меня вышел некий «идеальный» образ русской «малолетки». Но я рассматривала колонию не только как место ограничения свободы, но и как некий новый дом, где заключенные адаптируются под существующие порядки и совершают несвойственные им ранее действия, где они проживают и оставляют свою молодость.

Некоторых вещей раньше не было в их жизни: регулярного посещения школы, занятия в самодеятельных кружках, посещений церкви. Мне было удивительно наблюдать, как подростки с волнением учили стихи перед родительским днем, показывали свои поделки, хвалились выращенным урожаем. Мне казалось, что они компенсируют свое детство. Почти все, с кем мне удалось пообщаться, не окончили даже среднюю школу — в свои 16-17 лет они имеют только 7-8 классов образования.

Некоторые мальчики хотели оказаться в тюрьме, поскольку в их кругах на воле это считается престижным. Они были искренне удивлены, что все оказалось не так.

В этой колонии содержатся очень разные подростки. Есть такие, от разговоров с которыми мороз идет по коже, и тебе самой не хочется столкнуться с этим человеком в темном переулке. Несколько подростков убили дедушку или бабушку, чтобы обокрасть. Другой изнасиловал маленькую сестру. Его навещают родители, хотя обычно к парням, совершившим страшные вещи, почти никто не приезжает. Есть и те, кто «залетел» по глупости — на наркотиках или случайных драках.



У многих родители пьют и не занимаются воспитанием детей. В родительский день приезжает только около 10% родителей.

У многих заключенных очень большие сроки, поэтому в 18 лет их переведут во взрослую тюрьму.

Руководство этого учреждения не поощряет тюремное самоуправление, как во взрослой колонии. Но подростки сами где могут играют в «настоящую тюрьму». Парень в спортивном костюме, который сидит в кресле под плакатом с изображением Иисуса Христа, — их вожак. Заключенные начали общаться только после того, как он заговорил со мной. Некоторые так и не вступали со мной в контакт, а я так и не поняла — они не хотели или им было нельзя.

Есть еще один ритуал, который они взяли из взрослой зоны. Мальчик, который стоит у окна на лестнице, — осведомитель. Как только кто-то входит в их корпус, он начинает нараспев выкрикивать информацию о входящем.

Очень страшно, что эти подростки вернутся в эти же семьи и к тем же друзьям. В России нет адаптационных центров для таких детей, поэтому очень часто они совершают рецидив.

Я хочу уменьшить стигму в отношении заключенных в России. Хочу, чтобы правительство разработало программу по адаптации заключенных после их освобождения. Все эти юноши когда-нибудь выйдут на свободу, и лучше для всех, чтобы они не становились опять угрозой безопасности страны. Также я хочу, чтобы люди подумали о своих детях и не теряли с ними контакт, который так необходим именно подросткам.



УИК РФ Статья 132. Воспитательные колонии

1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

Предельным возрастом, при котором отбывание наказания может быть определено в воспитательной колонии составляет 18 лет, но встретить там можно и более взрослых субъектов. Это обусловлено тем, что законодательство допускает пребывание подростков в подобных коррекционных учреждениях вплоть до отбытия полного срока наказания определенного приговором органа правосудия, но не старше 19 лет.

После достижения 19-летия, если имеется неотбытая часть вмененной меры воздействия в виде , то отбываться она будет уже в пределах взрослой колонии общего режима. Итак, особенности исполнения наказания в воспитательных колониях и соответствующие режимы отбывания будут рассмотрены далее.

Более подробно о нюансах отбывания наказания в колонии для несовершеннолетних расскажет этот видеосюжет:

Режимы

Для подростков, отбывающих наказание в изоляции от социума, предусмотрены два режима воспитательного процесса:

  1. Общий , вменяемый мальчикам, совершившим свое первое неправомерное деяние, подлежащее воздаянию в виде пребывания в изоляции и девочкам вне зависимости от фактора .
  2. Усиленные , применяемый к подросткам мужского пола, которые уже не в первый раз становятся воспитанниками пенитенциарного заведения для несовершеннолетних.

Условия

Общие

Изначально попав в детскую воспитательную колонию, подростки помещаются в обычные условия, которые реализуются посредством:

  • общего проживания в бараках типа общежитий;
  • коллективных построений и перемещений по территории колонии для исполнения действий, предусмотренных распорядком;
  • надзором со стороны сотрудников пенитенциарного заведения.

Выполнив несложные условия, каждый подросток может добиться облегченных условий отбывания, предоставляющих гораздо больше личной свободы, в том числе допускаются самостоятельные перемещения по охраняемой территории и ослабление надзора. Чтобы добиться послаблений потребуется отбыть определенный период прилежно обучаясь, трудясь и не допуская нареканий, в том числе:

  1. Подросткам мужского пола, впервые попавшим в колонию, нужно отбыть три месяца.
  2. Юношам, отбывающим не первое наказание в стенах исправительной колонии, потребуется заслуживать доверие в течение полугода.
  3. Девушки могут облегчить условия своего содержания по прошествии квартального периода, вне зависимости от того какой раз подвергаются изоляции.

Льготные

При дальнейшем соблюдении всех требований пребывания в колонии и наглядном исправлении поведения предусматривается следующая ступень облегчения условий пребывания, называемых льготными. При достижении данного уровня доверия со стороны администрации пенитенциарного заведения у подростка появляется возможность обитания за пределами охраняемого периметра, приобщаясь к нормальной жизни и готовясь к освобождению.

Конкретные сроки и условия достижения льготных условий законодательно не определены, но из практики подразумевается, что срок пребывания при облегченных условиях должен быть сопоставимым с предыдущим переходом, так же, как и требования к поведению.

Точно также, как хорошее поведение и видимое исправление способствует улучшению условий содержания, негативный характер поведения способен усугубить их, вплоть до строгого содержания. Строгие условия подразумевают содержание в запираемых на ночь камерах и ряд других ограничений, в том числе запрете просмотра фильмов, и ограничении общения с внешним миром в виде посещений и передач.

Про проблемы воспитательной колонии для несовершеннолетних поговорим напоследок.

Проблемы таких заведений

  1. Трудности с перевоспитанием подростков заключается в наличии у некоторых индивидов устойчивых признаков антисоциального поведения, из-за которых его приобщение к учебе и труду оказывается неудачным, а поведение негативно влияет на других несовершеннолетних. При устойчивом криминальном характере личности, ужесточение условий его содержания не дает эффекта и в итоге приходится выполнять перевод такого субъекта в возрасте 18 лет во взрослую зону, где он пополняет ряды патологических преступников.
  2. Существенной проблемой стало изменение максимально-допустимого возраста оставления в колонии на исправлении с 21 года на 19 лет, так как теперь у многих подростков пропала возможность выйти на свободу из воспитательной колонии, а перевод в исправительную стал неизбежным. Осознание того факта, что попасть к взрослым уголовникам неизбежно придется, сводит на нет все корректирующие успехи, так как многие подростки не видят смысла вести себя положительно и соблюдать все требования администрации, чтобы через год или два оказаться на взрослой зоне.
  3. Еще одним следствием сокращения максимального возраста осужденных лиц стало ограничение возможностей получения дополнительных профессий и полного основного образования, ухудшая тем самым возможность адаптации подростков после выхода на свободу.

Следующее видео содержит в себе результаты журналистского расследования особенностей пребывания несовершеннолетних в воспитательных колониях:

Исправительная колония – это один из основных видов исправительного учреждения, в котором отбывают наказания несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие лишение свободы, заключенные за намеренные преступления, которые были совершены в период отбывания наказания, а также те, кто был переведен из легких или строгих условий.

3 наиболее популярных ИК для подростков в России

Со временем исправительных колоний на территории России становится все меньше за счет сокращения числа малолетних преступников . В 2007 году в РФ было 62 воспитательных колонии, где находилось более 16 000 человек. На 2018 год их число сократилось до 23, что почти втрое меньше, а число осужденных на 1 ноября 2018 года составило 1318 человек.

Режимы и условия содержания

Сейчас в воспитательных колониях созданы лучшие условия для содержания подростков. Они живут в небольших комнатах по 4-5 человек, в каждой из которых есть собственный телевизор, холодильник, рабочий стол. В коридоре – несколько душевых, где заключенные моются. Бань на территории колоний не имеется. Осужденные не дежурят, они только учатся и работают.

После прибытия в колонию, подросток две недели находится на карантине . Там он привыкает к местным обычаям и приспосабливается к новому мету жизни. Также его осматривают врачи, беседует психолог, после чего заселяют в комнату.

Распорядок дня

В таблице приведено примерное расписание дня несовершеннолетних заключенных.

Подъем 7:00
Физическая зарядка 7:00-7:15
Утренний туалет и заправка постелей 7:15-7:35
Утренний осмотр 7:35-7:45
Завтрак 7:45-8:45
Развод на работу или учебу 8:45-9:00
Работа В соответствии с ТК РФ. Для осужденных младше 16 лет – менее 24 часов в неделю, для лиц от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Поэтому расписание работы составляется индивидуально в зависимости от возраста.
Учеба в школе и самоподготовка Индивидуально в каждой колонии. но, как правило, это время до обеда. С 9:00 до 12:45
Подготовка к обеду 12:45-13:00
Обед 13:00-14:00
Дневная проверка 14:00-14:10
Съем с работы 14:10-14:25
Проведение воспитательных мероприятий 14:25-17:30
Подготовка к ужину 17:30-18:00
Ужин 18:00-19:00
Личное время 19:00-20:30
Вечерняя проверка 20:30-21:00
Подготовка ко сну 21:00-22:00
Отбой 22:00

В каждой колонии в зависимости от местных условий, продолжительности светового дня и других составляющих расписание может сильно отличаться.

Питание

Еда несовершеннолетним заключенным предоставляется бесплатно. В колонии трехразовое питание.

Рацион питания очень похож на рацион совершеннолетних осужденных, только с повышенной нормой питания, которая включает в себя разнообразные овощи, ягоды, фрукты, колбасные изделия, сыр, масло, соки, творог, сметану, яйца, сладости и сдобную выпечку, мясо птицы и другое.

О том, как питаются в тюрьме, читайте .

Примерное меню

Завтрак :

  • каша/яичница;
  • яйцо/творог со сметаной;
  • бутерброд с маслом и сыром;
  • какао/чай/кофе;
  • сахар;
  • банан/яблоко/апельсин.

Обед :

  • щи/борщ/рассольник/куриный суп-лапша;
  • мясо/ряба/консервы с гарниром (картофель/рис/макароны/гречка);
  • сок/компот из сухофруктов;
  • хлеб;
  • салат из свежих овощей;
  • фрукт или овощ.

Ужин :

  • мясо/рыба с гарниром (картошка/гречка/рис/макароны) или пельмени;
  • творог со сметаной;
  • бутерброд с колбасой и сыром;
  • сдобная выпечка;
  • чай/какао/компот;
  • сладость;
  • фрукт.

Работа

Работают заключенные в соответствии со статьей 92 ТК РФ , которая определяет количество рабочих часов для разных возрастов. На территории многих колоний находятся парники и теплицы, в которых осужденные выращивают овощи. Также они работают на кухне, помогают готовить еду, накрывать на стол, трудятся в швейном цехе и в мастерских.

Учеба

В воспитательных колониях есть свои собственные школы, в которых проводятся занятия с осужденными. Обучение пятидневное, уроки длятся по 40 минут. По статистике третья часть из всех осужденных до попадания в колонию обучались в учебных заведениях, остальная часть образованием заняты не были. Поэтому в школе обучение организуется по ступеням.

  • 1 ступень – дается начальное общее образование, срок обучения составляет 4 года. Усвоение программы проходит в более ускоренном темпе.
  • 2 ступень – основное общее образование, срок обучения 5 лет. На этом этапе происходит усвоение обучаемыми ранее изученных программ, формирование личности каждого, с использованием индивидуального подхода. Эта ступень является базой для получения среднего полного образования.
  • 3 ступень – среднее полное образование сроком обучения 2 года. Это завершающий этап, который заключается в закреплении всего усвоенного материала.

В колониях поощряется участие в различных кружках детской самодеятельности. К каждому ребенку находится индивидуальный подход. Осужденные могут раскрыть свои таланты и личное мастерство.

Развлечения и отдых

В колонии есть клуб с большим залом и сценой, где дети выступают на праздники. Они с помощью воспитателей устраивают мероприятия, проявляют свои таланты и творческие способности в разных сферах. Также здесь есть библиотека с широким выбором книг отечественных и зарубежных писателей, различные журналы и газеты.

Присутствуют в колониях и игровые комнаты . В них дети могут отдохнуть и развлечься, поиграв в развивающие настольные игры, шашки, шахматы и др. Также дети могут прослушивать радиопередачи, смотреть телевизор в установленное время. На определенное время воспитанники могут покинуть колонию с преподавателем или родственниками, посетить культурно-развлекательное мероприятие.

Здесь есть свой медпункт, в котором принимают специалисты в случае возникновения проблем со здоровьем.

Религиозные вопросы

На территории любой колонии в РФ находится храм , куда часто приглашают священнослужителей, проводятся Божественные литургии и беседы с осужденными на темы нравственного характера. В храме есть специальная молельная комната, дети могут приходит сюда по выходным.

Также в колонии разрешается наличие различной религиозной атрибутики (крест, книги, иконы и т.д.) Многие воспитанники крестятся в храме на территории колонии. Некоторые же считают, что существует поверье, в котором сказано, что если примешь веру здесь, то обязательно вернешься. Дети в это верят и многие боятся.

Свидания и посещения

Для осужденных, которые проживают в обычных условиях (есть еще легкие и , где денег и кол-во свиданий либо меньше, либо больше, чем при ), разрешается:

  1. Расходовать каждый месяц на продукты питания и предметы первой необходимости деньги с лицевых счетов в размере 10 800 рублей, а также различные пособия и льготы.
  2. Иметь 8 и 4 свидания в год.

О количестве и особенностях свиданий в колониях строгого режима написано в .

Передача продуктов и вещей

Получение передач и бандеролей для несовершеннолетних заключенных разрешено в неограниченном количестве . осуществляются в специальных помещениях. Старший инспектор колонии должен вести учет всех полученных бандеролей. Родственник, доставивший посылку, должен расписаться на двух заявлениях, один из которых оставить себе, другой – в колонии.

Запрещенные в бандеролях предметы изымаются. Вскрытие их производит тот же старший инспектор.

Передача продуктов и вещей в исправительную колонию основывается на Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».

Осужденным запрещается получать в посылках и приобретать на собственные деньги :


Отличия условий содержания мужских от женских детских тюрем

Представители мужского и женского полов содержатся в разных воспитательных колониях. Женских воспитательных колоний в стране всего 2, а мужских – 21 .

Девочки работают в швейных цехах, на кухне, мальчики же чаще всего занимаются другой работой, предназначенной для мужских рук, – трудятся в мастерских, собирают детали, строгают и пилят мебель.

Девочкам разрешают ухаживать за собой, делать макияж, различные прически, красить ногти. В колониях для парней и девушек различаются некоторые предметы, преподаваемые в школе. Но в общем целом условия содержания мужских детских колоний от женских мало чем отличаются.

Со скольки лет туда можно попасть по законодательству?

Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному лишь в исключительных случаях , обусловленных характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного.

Лишение свободы ни при каких обстоятельствах не может быть назначено лицу, совершившему в несовершеннолетнем возрасте преступление небольшой тяжести впервые. Лишение свободы также не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему в возрасте до 16 лет (включительно) преступление средней тяжести впервые.

Независимо от санкции статьи Особенной части УК и независимо от возраста лица на момент постановления приговора, наказание в виде лишения свободы не может превышать:

  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление, - шесть лет лишения свободы;
  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) особо тяжкое преступление, - 10 лет лишения свободы;
  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте старше 16 лет преступление независимо от его категории, - 10 лет лишения свободы.

Нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за тяжкое или особо тяжкое преступление, сокращается в два раза.

Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?

Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.

Часто в колонии проводятся различные воспитательные мероприятия , где несовершеннолетним осужденным раскрываются нехорошие поступки, их последствия, анализируются все совершенные ошибки. На таких беседах усилие делается на формирование в каждом ребенке понимания где добро, а где зло. Для них устраиваются мероприятия по обсуждению художественной литературы. На более глубоких примерах рассматриваются плохие и добрые поступки.

Варианты путей исправления, УДО

Как и в любом исправительном учреждении, в воспитательных колониях возможно досрочное освобождение или замена наказания на более легкое. Оно может предоставиться по медицинским показателям, а также за хорошее поведение и трудолюбивость, если за время отбывания наказания заключенный не получал строгих замечаний.

В соответствии со статьей 93 УК РФ УДО для несовершеннолетнего возможно, если он отбыл не менее 1/3 наказания за преступление небольшой, средней тяжести или за тяжкое преступление, осужденным за особо тяжкое преступление необходимо отсидеть 2/3 срока.

3 истории заключенных. «Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать» – Витя, 14 лет

Катя, 20 лет :

«В детстве мама после смерти отца постоянно пила и мы с братом были предоставлены сами себе. Часто бродили по всяким заброшенным зданиям, подъездам. Есть было нечего и мы стали воровать в магазинах. Один раз поймали и отпустили, решив, что так каждый раз будет с рук сходить, перешли на квартиры. В день ограбили несколько квартир, взяли деньги и драгоценности. Не успели продать, нас быстро поймали и вскоре отправили в исправительную колонию. Мне было 12, брату – 14.

Попали мы в разные места и не виделись до тех пор, пока не отбыли срок. Там, где я находилась, поначалу было очень грустно. Я скучала по брату и маме. Она почти не приезжала, а я каждый раз ждала встречи, все время надеялась на то, что она привезет мне какую-нибудь вкусную еду или игрушки. Я завидовала другим детям, к которым приезжали родители. Они были такие счастливые.

Несмотря на это, в колонии мне жилось лучше, чем дома. Здесь хорошо кормили, с нами постоянно занимались. В свободное время мы все время торчали в детской игровой комнате, иногда смотрели мультики по телевизору. Я привыкала, и когда мой срок истек, мне было даже грустно возвращаться домой. Я не знала, что буду там есть, чем буду заниматься. Возвращение в обычную жизнь далось мне очень тяжело.»

Михаил, 16 лет :

Я попал в колонию из-за того что ножом убил своего отчима, когда тот пытался напасть на маму. Я был в состоянии шока, и не понял, как все это произошло. В колонии было очень много мальчиков моего возраста. Но мы жили по 4 человека в одной комнате, общались тоже такими же группами. Поначалу там тяжело найти общий язык, но спустя время привыкаешь.

Утром мы занимались в школе и выполняли трудовую работу. Я очень любил посещать кружок мастерства, где мы вырезали из дерева. Все сделанные нами поделки выставлялись на самые видные места. Я очень скучал по дому и маме с моим родным папой. Они навещали меня как только могли и привозили много продуктов. Я всегда делился со своими друзьями, у нас так было положено.

Я скучал и каждый день думал о возвращении, о том, что больше никогда не сделаю ничего плохого. Много учился и читал книги, чтобы хотя бы как-то скоротать свои дни в этом месте. И, к моему счастью, вышел раньше, по УДО.»

Витя, 14 лет :

«В колонии было очень тяжело, так и не передашь словами всю ту атмосферу. Большинство детей, обделенных жизнью и лишенных семейного счастья, находились именно здесь. За каждый косяк могли сильно избить свои же. В колонии это все знали, но закрывали глаза. Что только тут не происходило… Один раз парень перепутал и случайно взял не то полотенце, так его так исколотили другие мальчишки, что бедного долго в местном медпункте мариновали.

По собственному опыту могу сказать, что на малолетке не воспитают в тебе хорошего человека, а наоборот сделают еще более черствым и гнилым. Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать. Мало очень нормальных было, с которыми можно пообщаться. Попал сюда по глупости, но постараюсь больше никогда не возвращаться.»

Подводя итог данной статьи, хочется отметить, что несмотря на достаточно хорошее содержание в воспитательных колониях, попасть в них – очень страшно . Многие подростки выходят оттуда с еще более покалеченными судьбами, с потерянным детством. По глупости совершив преступление, можно мучиться всю оставшуюся жизнь, так и не смирившись с произошедшим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .