Виды и объекты государственной экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы. Каковы принципы экологической экспертизы

Давайте подумаем, что может произойти с этой молекулой в водном растворе. Сперва дадим этой молекуле верное название. Самая длинная цепь состоит из трех атомов, корень названия - «проп». Итак, три атома в самой длинной цепи, значит «проп». Все связи одинарные, значит это пропан. Подпишу: пропан. Из трех атомов углерода основной цепи второй соединен с метильной группой и, кроме того, с атомом брома. Это означает «2-бром». Я запишу: «2-бром-2-метил». Хотя нет, так не пойдет. Неаккуратно вышло, мне нужно больше места. Итак, это вещество будет называться следующим образом. Давайте запишем: 2-бром-2-метилпропан. Как это вещество реагирует с водой? В этом случае вода является нуклеофилом. Здесь есть эти электронные пары. Кроме того, у атома кислорода высокая электроотрицательность. Нуклеофильные свойства не так сильны, как у гидроксид-аниона, который был в реакциях Sn2, но они все же есть. Это слабый нуклеофил. Вода - это слабый нуклеофил. Ее тянет к положительно заряженным ядрам атомов, ведь у атома кислорода есть частичный отрицательный заряд из-за его электроотрицательности. А здесь - частичный положительный заряд. Пусть это и не полноценный заряд, а всего лишь частичный, все равно это означает желание отдать электрон. Это слабый нуклеофил. Слабый нуклеофил. Будет еще несколько роликов об этом типе реакций и я объясню, когда идут реакции этого типа, а когда - реакции типа Sn2. Но, давайте вернемся к нашему примеру. В молекуле есть атом брома. У него высокая электроотрицательность и он становится стабильным, получая отрицательный заряд. Наличие заряда ухудшает стабильность. Но у него при этом будет 8 валентных электронов. Медленно и постепенно атом брома оттягивает на себя электронную плотность от углерода. Он подтягивает электроны к себе, благодаря своей электроотрицательности. Посмотрите на его валентные электроны. Один из них образует связь с атомом углерода. А вот и второй электрон этой связи. Плюс еще 6 валентных электронов. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. 7 валентных электронов. Представьте, что бром оттягивает на себя электрон атома углерода. Давайте я покажу для наглядности. Этот электрон окажется здесь. Он притянется на это место. Повторюсь, это медленный процесс, но он возможен. И, так как процесс медленный, возникает равновесие. В ходе этой внутримолекулярной реакции возникает равновесие. Что же тут получится? Атом углерода, метильная группа позади него, метильная группа впереди и также еще одна группа сверху. А бром отщепился. Нарисую его здесь. Связь разорвана. Вот его исходные валентные электроны: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Еще один электрон принадлежал атому углерода, но бром забрал его с собой. В результате, естественно, возник отрицательный заряд. Углерод, лишившись электрона, получает положительный заряд. Теперь добавим сюда атом кислорода. Хотя, нет, не кислород, добавим молекулу воды. Вот молекула воды. Нарисую молекулу воды. Пусть она и слабый нуклеофил, но углерод очень нуждается в электроне. Это третичный карбокатион, который довольно устойчив. Иначе ничего бы не получилось. Если бы этот атом был первичным или вообще не был бы связан с другими, превращение в карбокатион было бы крайне сложным. Однако он третичный и устойчивый, разве что заряд все портит. Ему нужен электрон. И этот электрон он позаимствует у молекулы воды. Вода отдаст один электрон, например, вот этот, поделившись с атомом углерода. Нуклеофил притягивается к положительно заряженному ядру углерода. И, что же дальше? На этой стадии реакция существенно ускоряется. Слева довольно стабильная ситуация, потому и равновесие. Но теперь реакция ускоряется и стрелка идет в одну сторону. Вот так. Получается что-то такое. Вот исходный атом углерода с заместителями. Вот метильная группа позади и еще одна впереди него. В дело вступает вода. Вот кислород и два водорода. У атома кислорода есть свои электроны, которые я покажу разным цветом. Вот электроны. Один из электронов этой пары отдан углероду. Теперь он находится здесь. Возникает связь. Электронная пара образовала связь. Вода имела нейтральный заряд, но, отдав один из своих электронов, она приобретает положительный заряд, при этом превращаясь в катион. Заряд положительный. И в этот момент другая молекула воды или даже бром могут забрать один из атомов водорода. При этом электрон вернется к кислороду. Лучше я нарисую это. Например, есть другая молекула воды. Их много. Вот другая молекула воды. Изображу ее здесь. Эта молекула вступает в реакцию. Все происходит одновременно. Кислород отдает один из электронов атому водорода. Одновременно с этим электрон от водорода возвращается к прежнему владельцу. Так кислород возвращает электрон. Что получится в результате? Вновь рисуем исходную молекулу. Давайте изобразим исходную молекулу. Метильная группа сзади, метильная группа спереди и еще одна сверху. И, конечно, не забываем про кислород с одним атомом водорода, потому что связь со вторым разорвана. А вот бромид-анион и его 8 валентных электронов. И еще ион гидроксония. Этот атом кислорода отдал электрон водороду, образовав связь с этим атомом. Валентные электроны этого атома кислорода будут выглядеть так. Эти два: раз, два. Еще один электрон участвует в связи с углеродом. Покажу другим цветом. Этот электрон оказывается вот здесь. Еще один тоже в составе связи, вот этой. Сейчас объясню. В составе связи с атомом водорода. Это связь с атомом водорода, но это не водородная связь. Надеюсь вы поняли. Один из валентных электронов теперь в составе связи. Вот еще один валентный электрон. Вот этот электрон связи с атомом водорода. Теперь он здесь. И еще один вернулся от атома водорода, вот он. У него вновь 6 валентных электронов. Пересчитаем: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Вот так взаимодействует 2-бром-2-метилпропан со слабым нуклеофилом. Я еще расскажу о разных нуклеофилах. Что же получилось в результате? Самая длинная цепь - 3 атома. Корнем названия по-прежнему будет «проп». О гидроксильной группе мы еще не говорили, но само ее наличие означает, что перед нами спирт. В названиях спиртов используется суффикс «анол». Теперь запишем это название - пропанол. Пропанол. Необходимо указать, при каком атоме располагается гидроксильная группа. Это пропанол-2. Хорошо. Пропанол-2. Не забываем также про наличие метильной группы. Это 2-метилпропанол-2. Механизм протекания этой реакции называется Sn1. Думаю, вы понимаете, почему Sn1, а не Sn2. Я это запишу. Реакция Sn1. S означает «замещение». Подпишу опять. n означает «нуклеофильное», как мы уже знаем. Нуклеофильное. В реакции участвовал слабый нуклеофил, а именно вода. Цифра 1 означает, что самая медленная. То есть лимитирующая, стадия этого механизма идет с участием всего лишь одного из реагентов. На самой первой лимитирующей стадии, бром отнимает электрон у углерода. Вода в этом не участвует. Скорость реакции Sn2 определяют оба реагента, а здесь только один. Поэтому и называется Sn1. До встречи! Subtitles by the Amara.org community

1. Реакции нуклеофильного присоединения. Гетеролитические реакции с участием π-связи углерод-кислород (альдегиды, кетоны). Реакции карбонильных соединений с водой, спиртами, тиолами, первичными аминами. Роль кислотного катализа. Гидролиз ацеталей и иминов. Реакции альдольного присоединения, расщепления. Биологическое значение этих процессов.

Для альдегидов и кетонов наиболее характерны реакции нуклеофильного присоединения A N .

Общее описание механизма нуклеофильного присоединения A N

Легкость нуклеофильной атаки по атому углерода карбонильной группы альдегида или кетона зависит от величины частичного

положительного заряда на атоме углерода, его пространственной доступности и кислотно-основных свойств среды.

С учетом электронных эффектов групп, связанных с карбонильным атомом углерода, величина частичного положительного заряда δ+ на нем в альдегидах и кетонах убывает в следующем ряду:

Пространственная доступность карбонильного атома углерода уменьшается при замене водорода более объемистыми органиче- скими радикалами, поэтому альдегиды более реакционноспособны, чем кетоны.

Общая схема реакций нуклеофильного присоединения A N к карбонильной группе включает нуклеофильную атаку по карбонильному атому углерода, за которой следует присоединение электрофила к атому кислорода.

В кислой среде активность карбонильной группы, как правило, увеличивается, поскольку вследствие протонирования атома кислорода на атоме углерода возникает положительный заряд. Кислотный катализ используют обычно тогда, когда атакующий нуклеофил обладает низкой активностью.

По приведенному выше механизму осуществляется ряд важных реакций альдегидов и кетонов.

Многие свойственные альдегидам и кетонам реакции протекают в условиях организма, эти реакции представлены в последующих разделах учебника. В настоящей главе будут рассмотрены наиболее важные реакции альдегидов и кетонов, которые в обзорном виде приведены на схеме.

Присоединение спиртов. Спирты при взаимодействии с альдегидами легко образуют полуацетали.Полуацетали обычно не выделяют из-за их неустойчивости. При избытке спирта в кислой среде полуацетали превращаются в ацетали.

Применение кислотного катализатора при превращении полуацеталя в ацеталь становится понятным из приведенного ниже механизма реакции. Центральное место в нем занимает образование карбо- катиона (I), стабилизированного за счет участия неподеленной пары электронов соседнего атома кислорода (+M-эффект группы С 2 Н 5 О).



Реакции образования полуацеталей и ацеталей обратимы, поэтому ацетали и полуацетали легко гидролизуются избытком воды в кислой среде. В щелочной среде полуацетали устойчивы, так как алкоксидион является более трудно уходящей группой, чем гидроксид-ион.

Образование ацеталей часто используется как временная защита альдегидной группы.

Присоединение воды. Присоединение воды к карбонильной группе – гидратация – обратимая реакция. Степень гидратации альдегида или кетона в водном растворе зависит от строения субстрата.

Продукт гидратации, как правило, в свободном виде выделить с помощью перегонки не удается, так как он разлагается на исходные компоненты. Формальдегид в водном растворе гидратирован более чем на 99,9%, ацетальдегид – приблизительно наполовину, ацетон практически не гидратирован.

Формальдегид (муравьиный альдегид) обладает способностью свертывать белки. Его 40% водный раствор, называемый формалином, применяется в медицине как дезинфицирующее средство и консервант анатомических препаратов.



Трихлороуксусный альдегид (хлораль) гидратирован полностью. Электроноакцепторная трихлорометильная группа настолько стабилизирует хлоральгидрат, что это кристаллическое вещество отщепляет воду только при перегонке в присутствии дегидратирующих веществ – серной кислоты и др.

В основе фармакологического эффекта хлоральгидрата СС1 3 СН(ОН) 2 лежит специфическое действие на организм альдегидной группы, обусловливающее дезинфицирующие свойства. Атомы галогена усиливают ее действие, а гидратация карбонильной группы снижает токсичность вещества в целом.

Присоединение аминов и их производных. Амины и другие азотсодержащие соединения общей формулы NH2X (X = R, NHR) реагируют с альдегидами и кетонами в две стадии. Сначала образуются продукты нуклеофильного присоединения, которые затем вследствие неустойчивости отщепляют воду. В связи с этим данный процесс в целом классифицируют как реакцию присоединения-отщепления.

В случае первичных аминов получаются замещенные имины (их называют также основаниями Шиффа).

Имины – промежуточные продукты многих ферментативных процессов. Получение иминов проходит через стадию образования аминоспиртов, которые бывают относительно устойчивы, например при взаимодействии формальдегида с α-аминокислотами.

Имины являются промежуточными продуктами получения аминов из альдегидов и кетонов путём восстановительного аминирования. Этот общий способ заключается в восстановлении смеси карбонильного соединения с аммиаком (или амином). Процесс протекает по схеме присоединения-отщепления с образованием имина, который затем восстанавливается в амин.

При взаимодействии альдегидов и кетонов с производными гидразина получаются гидразоны. Эту реакцию можно использовать для выделения альдегидов и кетонов из смесей и их хроматографической идентификации.

Основания Шиффа и другие подобные соединения легко гидролизуются водными растворами минеральных кислот с образованием исходных продуктов.

В большинстве случаев для реакций альдегидов и кетонов с азотистыми основаниями необходим кислотный катализ, ускоряющий дегидратацию продукта присоединения. Однако если слишком повысить кислотность среды, то реакция замедлится в результате превращения азотистого основания в нереакционноспособную сопряженную кислоту XNH3+.

Наличие СН-кислотного центра в молекуле альдегида или кетона приводит к тому, что α-атомы водорода этих карбонильных соединений обладают некоторой протонной подвижностью. Под действием оснований такие протоны могут отщепляться с образованием соответствующих карбанионов. Карбанионы играют роль нуклеофилов по отношению к карбонильному субстрату. Это обусловливает возможность осуществления реакций, в которых одна молекула в качестве нуклеофила присоединяется к карбонильной группе другой молекулы нейтрального карбонильного соединения. Такие процессы относятся к реакциям конденсации.

Конденсацией называют реакцию, приводящую к возникновению новой углерод-углеродной связи, причем из двух или нескольких относительно простых молекул образуется новая, более сложная молекула.

Так, в щелочной среде из двух молекул ацетальдегида образуется гидроксиальдегид с удвоенным числом атомов углерода.

Продукт реакции, содержащий гидроксильную и альдегидную группы, называется альдолем (от слов альдегид и алкоголь), а сама реакция получила название альдольной конденсации, или альдольного присоединения.

При действии основания в карбонильном соединении отщепляется протон из α-положения и образуется карбанион (I), в котором отрицательный заряд делокализован при участии карбонильной группы.

Анион (I) представляет собой сильный нуклеофил (на следующей стадии механизма он показан цветом), который присоединяется ко второй (неионизированной) молекуле карбонильного соединения. В результате такого взаимодействия возникает новая связь С-С и образуется промежуточный алкоксид-ион (II). В водной среде этот анион стабилизируется, отщепляя протон от молекулы воды, и превращается в конечный продукт – альдоль.

Реакция альдольного присоединения показана на примере пропаналя (цветом выделена молекула, присоединяющаяся к группе С=О другой молекулы); аналогичная реакция приведена на примере ацетона.

Продукт конденсации – альдоль – способен к отщеплению воды с образованием α,β-ненасыщенного карбонильного соединения. Обычно это происходит при повышенной температуре. В этом случае реакция в целом называется кротоновой конденсацией.

Реакции конденсации могут протекать и в смешанном варианте, с использованием разных карбонильных соединений, причем одно из них может и не содержать СН-кислотного центра, как, например, формальдегид и бензальдегид в следующих реакциях:

Альдольная конденсация – обратимая реакция; обратный процесс называется альдольным расщеплением (или ретроальдольной реакцией). Обе реакции происходят во многих биохимических процессах.

2. Нуклеозиды. Гидролиз нуклеозидов. Нуклеотиды. Строение мононуклеотидов, образующих нуклеиновые кислоты. Гидролиз нуклеотидов. Рибонуклеиновые и дезоксирибонуклеиновые кислоты (РНК, ДНК). Роль фодородных связей в формировании вторичной структуры ДНК.

В химии нуклеиновых кислот входящие в их состав гетероциклические соединения пиримидинового и пуринового рядов обычно называют нуклеиновыми основаниями. Нуклеиновые основания в качестве заместителей в гетероцикле могут содержать: либо оксогруппу, как в урациле и тимине; либо аминогруппу, как в аденине; либо одновременно обе эти группы, как в цитозине и гуанине.

Нуклеиновые кислоты различаются входящими в них гетероциклическими основаниями: урацил входит только в РНК, а тимин – в ДНК:

Нуклеиновые основания образуют связь за счет одного из атомов азота с аномерным центром пентозы (D-рибозы или 2-дезокси-D- рибозы). Этот тип связи аналогичен обычной гликозидной связи и известен как N-гликозидная связь, а сами гликозиды – как N-гликозиды. В химии нуклеиновых кислот их называют нуклеозидами. В состав природных нуклеозидов пентозы входят в фуранозной форме (атомы углерода в них нумеруют цифрой со штрихом). Гликозидная связь осуществляется с атомом азота N-1 пиримидинового и N-9 пуринового оснований.

Природные нуклеозиды всегда являются β-аномерами. В зависимости от природы углеводного остатка различают рибонуклеозиды и дезоксирибонуклеозиды. Для нуклеозидов употребительны названия, производимые от тривиального названия соответствующего нуклеинового основания с суффиксами -идин у пиримидиновых и -озин у пуриновых нуклеозидов.

Исключение составляет название «тимидин» (а не дезокситимидин), используемое для дезоксирибозида тимина, входящего в состав ДНК. В тех редких случаях, когда тимин встречается в РНК, соответствующий нуклеозид называется риботимидином. Трехбуквенные символы нуклеозидов отличаются от символов оснований последней буквой. Однобуквенные символы применяются только для остатков (радикалов) нуклеозидов в более сложных структурах. Нуклеозиды устойчивы к гидролизу в слабощелочной среде, но гидролизуются в кислой. Пуриновые нуклеозиды гидролизуются легко, пиримидиновые труднее.

Нуклеотидами называют фосфаты нуклеозидов. Фосфорная кислота обычно этерифицирует спиртовый гидроксил при С-5" или С-3" в остатке рибозы (рибонуклеотиды) или дезоксирибозы (дезоксирибонуклеотиды). Общий принцип строения нуклеотидов показан на примере фосфатов аденозина. Для связывания трех компонентов в молекуле нуклеотида используются сложноэфирная и N-гликозидная связи. Нуклеотиды можно рассматривать, с одной стороны, как эфиры нуклеозидов (фосфаты), а с другой – как кислоты (в связи с наличием остатка фосфорной кислоты).

За счет фосфатного остатка нуклеотиды проявляют свойства двухосновной кислоты и в физиологических условиях при рН ~7 находятся в полностью ионизированном состоянии.

Для нуклеотидов используют два вида названий (табл. 14.1). Одно включает наименование нуклеозида с указанием положения в нем фосфатного остатка, например, аденозин-3"-фосфат, уридин-5"-фос- фат; другое строится с добавлением сочетания -иловая кислота к названию остатка пиримидинового основания, например, 5"-уридило- вая кислота, или пуринового основания, например 3"-адениловая кислота. Используя принятый для нуклеозидов однобуквенный код, 5"-фосфаты записывают с добавлением латинской буквы «р» перед символом нуклеозида, 3"-фосфаты – после символа нуклеозида. Аденозин-5"-фосфат обозначается рА, аденозин-3"-фосфат – Ар и т. п. Эти сокращенные обозначения используют для записи последовательности нуклеотидных остатков в нуклеиновых кислотах. По отношению к свободным нуклеотидам в биохимической литературе широко используют их названия как монофосфатов с отражением этого признака в сокращенном коде, например АМР (или АМФ) для аденозин-5"-фосфата и т. д. (см. табл. 14.1).

К циклофосфатам относятся нуклеотиды, у которых одна молекула фосфорной кислоты этерифицирует одновременно две гидроксильные группы углеводного остатка. Практически во всех клетках присутствуют два нуклеозидциклофосфата – аденозин-3",5"- циклофосфат (cAMP) и гуанозин-3",5"-циклофосфат (cGMP). В полинуклеотидных цепях нуклеотидные звенья связаны через фосфатную группу. Фосфатная группа образует две сложноэфирные связи: с С-3" предыдущего и с С-5" последующего нуклеотидных звеньев. Каркас цепи состоит из чередующихся пентозных и фосфатных остатков, а гетероциклические основания являются «боковыми» группами, присоединенными к пентозным остаткам. Нуклеотид со свободной 5"-ОН группой называют 5"-концевым, а нуклеотид со свободной З"-ОН группой – З"-концевым. Принцип построения цепи РНК такой же, как и у ДНК, с двумя исключениями: пентозным остатком в РНК служит D-рибоза, а в наборе гетероциклических оснований используется не тимин, а урацил. Первичная структура нуклеиновых кислот определяется последовательностью нуклеотидных звеньев, связанных ковалентными связями в непрерывную цепь полинуклеотида.

Важной характеристикой нуклеиновых кислот служит нуклеотидный состав, т.е. набор и количественное отношение нуклеотидных компонентов. Нуклеотидный состав устанавливают, как правило, путем исследования продуктов гидролитического расщепления нуклеиновых кислот. Водородные связи участвуют в формировании вторичной и третичной структуры белка, а также связывают друг с другом две спирали ДНК.

Нуклеозиды значительно лучше растворимы в воде, чем исходные азотистые основания. Подобно всем гликозидам, нуклеозиды устойчивы к действию щелочей, но при нагревании легко подвергаются кислотному гидролизу с разрывом гликозидной связи и образованием основания и пентозы:

НО – N = O → CH 2 –CH – COOH

5. Получите β-гидроксимасляную кислоту из этаналя. Укажите условия реакций. Какие вам известны биологически важные реакции, протекающие по типу альдольной конденсации?

CH 3 – COH + OH - → CН 2 - – COH + H 2 O

CH 3 – COH + CН 2 - – COH → CH 3 – CН – CH 2 – COH → (+H 2 O,-OH -)

(+H 2 O,-OH -) → CH 3 – CН – CH 2 – COH

CH 3 – CН – CH 2 – COH + 2OH → CH 3 – CН – CH 2 – COOH +

2Ag + 4NH 3 + H 2 O

Интересно, что в живых организмах альдольная реакция также используется достаточно часто. Например, она входит в последовательность стадий биосинтеза глюкозы - глюконеогенез, а также в обратный процесс гликолиза, который приводит к разложению глюкозы. Подобные процессы в организмах катализируются специальными ферментами - альдолазами.

В систему охраны окружающей среды и управления природопользованием входит ряд специфических инструментов и рычагов.

Рис. 6.1. Система управления экологической безопасностью

Как видно из схемы, одним из основных направлений деятельности природоохранных учреждений, комитетов и общественных организаций является экологическая экспертиза – эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля.

В соответствии с законом «Об экологической экспертизе»:

Экологическая экспертиза – это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных экологических воздействий и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза включает в себя:

1. Оценку воздействия на ОС (ОВОС), которая обеспечивает учет экологических требований на стадии разработки.

2. Государственную экологическую экспертизу, которая учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений.

Также в Российской Федерации может проводиться общественная экологическая экспертиза.

В основу экологической экспертизы закладываются следующие принципы:

 презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой и иной деятельности;

 обязательности проведения ГЭЭ до принятия решений о реализации объекта экспертизы (в качестве гарантии предусматривается возможность открытия финансирования работ по проектам и программам только при наличии положительного заключения экспертизы);

 комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий;

 обязательности учета требований экологической безопасности;

 достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

 независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий (то есть непременным условием является организационная и финансовая независимость организующих и осуществляющих экспертизу органов, которая обеспечивается как за счет финансирования из бюджета, так и за счет средств, поступающих от заказчика за выполнение экспертных работ);

 научной обоснованности, объективности и законности сделанных заключений (учитывая, что экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс, очевидна необходимость ее проведения на современном научно-техническом уровне с использованием новейших форм исследований и квалифицированных ученых и специалистов; причем результаты работы должны не только фиксировать допущенные нарушения, но и давать научно обоснованную оценку последствий, а также – рекомендации органам, принимающим решения, по устранению и исправлению недостатков);

 гласности, участия граждан и общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

 ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Объектами ГЭЭ являются все материалы по объектам и мероприятия, намеченным к реализации на территории РФ (плановые работы – прогнозы развития отрасли хозяйства, состояния окружающей природной среды и т.п.; предплановая документация – схемы расселения, схема охраны малых рек и т.п.), а также все предпроектные (ТЭО, задание на проектирование) рабочая и сметная документация) по объектам и мероприятиям,

намеченным к реализации на территории РФ, экологические обоснования выдаваемых лицензий на природопользование. Т.о., ГЭЭ подлежат как гражданские, так и военные, оборонные и т.п. объекты.

Материалы по объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются в Министерство природных ресурсов, а по объектам, относящимся к субъектам местного и регионального управления – в территориальные органы

Полномочия, права и обязанности органов, специально уполномоченных в области экологической экспертизы.

Федеральный орган

Территориальный орган

Органы самоуправления

Полномочия

Разработка порядка и регламента проведения ГЭЭ

Организация и проведение ЭЭ объектов

Организация ОЭЭ

федерального уровня

находящ. в территориальном ведомстве

Установление правил определения срока и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Установление сроков проведения и условий действия положит. заключения ГЭЭ

Научно-методическое обеспечение

Организация информационного обеспечения

Координация эколого- экспертной деятельности в РФ и осуществление методического руководства территор. органов ГЭЭ

Организация конференций, семинаров по ЭЭ

Организация общественных осуждений, проведение опросов среди населения

Ведение реестра экспертов ГЭЭ

Организация, проведение и участие в ЭЭ (и в совм. ЭЭ неск. государств)

Участие в ЭЭ, возможность доступа к банку данных

Направление делегата в качестве наблюдателя в экспертные комиссии, если объект находится на их территории, получение все информации об уровне воздействия на ОС объекта ЭЭ

Привлечение иностранных специалистов и ученых

согласовывая это с федеральными органами

Направление в банк информации (финансовые потоки)

Направление предложений по улучшению ЭБ объектов, которые планируются для строительства

Обязанности

Обеспечение соответствия принятых решений

государственным законам

федеральным законам

Информирование правоохранительных органов о выявленных правонарушениях

а также информирование средств массовой информации

*Органы самоуправления – управа, префектура.

Официально установленный порядок организации и проведения экологической экспертизы включает в себя пять основных стадий:

1. назначение экспертизы и ее организацию;

2. сбор, обобщение, анализ и оценку поступившей информации;

3. формирование предварительного заключения и ознакомление с ним общественности;

4. представление окончательного заключения экспертной комиссии и утверждение его в качестве заключения ГЭЭ руководителем компетентного органа;

5. разрешение споров и при необходимости проведение повторной (дополнительной) экспертизы.

Работы по проведению ГЭЭ осуществляются на платной основе. Заказчик должен своевременно произвести оплату и представить подтверждающие документы в течение 30 дней со дня получения уведомления о необходимости оплаты, в противном случае экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику вместе с сопроводительным письмом.

После поступления материалов в экспертное подразделение, специализирующееся в проведении ГЭЭ, документы регистрируются и руководство подразделения определяет ответственного исполнителя из числа штатных сот-рудников, в обязанности которого входит организация и проведение ГЭЭ.

Ответственный исполнитель определяет:

 сложность объекта ГЭЭ;

 срок проведения ГЭЭ (для простых объектов – до 30 дней, для объектов средней сложности – до 60 дней, для сложных – 120 дней; допускается корректировка сроков экспертизы, однако они не должны превышать 6 месяцев);

 количество привлекаемых экспертов (нечетное, не меньше 3; в качестве экспертов выступают специалисты, обладающие научными или практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, экспертом не может быть представитель заказчика или разработчика или гражданин, имеющий трудовые или договорные отношения с заказчиком или разработчиком);

 стоимость проведения ГЭЭ.

В течение времени, предусмотренного для оплаты работ, ответственный исполнитель подготавливает техническое задание экспертной комиссии на проведение ГЭЭ и предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря (обычно это ранее назначенный ответственный секретарь).

Председатель ГЭЭ участвует в формировании ГЭЭ и согласовывает ее состав, участвует в подготовке задания членам комиссии, организует подготовку сводного заключения.

Эксперт имеет право заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления дополнительных материалов, а также формулировать особое мнение. В обязанности эксперта входит всестороннее осуществление анализа представленных материалов, соблюдение общих требований РФ, соблюдение установленных сроков, объективность и обоснованность выводов, соблюдение конфиденциальности сведений и сохранности материалов, представленных на экспертизу.

ГЭЭ начинается с проведения организационного заседания, на котором присутствуют члены комиссии, заказчик, представители заинтересованных организаций. Территориальные органы могут делегировать своего представителя в состав экспертной комиссии (без права голоса).

В процессе работы члены экспертной комиссии изучают материалы, представленные на ГЭЭ и на основании их анализа готовят индивидуальные экспертные заключения. При необходимости осуществляется выезд членов экспертной комиссии на место для получения дополнительной информации. На основании индивидуальных экспертных заключений руководители групп подготавливают проекты групповых заключений, которые обсуждаются на заседаниях экспертных групп и представляются ответственному секретарю или руководителю экспертной комиссии. Обобщенный проект заключения обсуждается на заключительном заседании в присутствии заказчика, разработчика материалов, представителя администрации, представителей общественности и территориальных органов.

После обсуждения заключение ГЭЭ подписывается всеми членами экспертной комиссии. В случае, если заключение ГЭЭ не подписано квалифицированным большинством голосов и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экспертиза считается безрезультатной. Все заключения и особые мнения принимаются к сведению и создается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвующих в предыдущей ГЭЭ.

Оплата работы экспертной комиссии при продление срока проведения ГЭЭ производится за счет средств МПР России.

Заключение, подписанное квалифицированным большинством членов экспертной комиссии, приобретает статус заключения ГЭЭ после его утверждения руководством МПР России приказом, в котором устанавливается срок действия заключения.

После завершения ГЭЭ ответственный исполнитель направляет заключение ГЭЭ заказчику в течение 5 дней со дня утверждения, копию заключения – специально уполномоченным на то государственным органам в области охраны окружающей среды и исполнительным органам власти, направляет письма о выполнении поручения в специально уполномоченные федеральные органы, письма в СМИ, подготавливает информацию в банковские организации, оформляет акты приемки выполненных экспертами работ и документы для их оплаты.

Проведение повторной ЭЭ возможно, если:

 необходимо доработать материалы по замечаниям и предложениям;

 если произошло изменение условий природопользования;

 реализация объекта происходила с отступлением от ранее принятых решений;

 истек срок действия ГЭЭ.

Заключение ГЭЭ, утвержденное уполномоченным органам теряет юридическую силу по решению суда.

Повторная комиссия, проводимая по решению судебных органов, осуществляется экспертным подразделением, которое выбирает суд.

После завершения повторной экологической экспертизы заключение направляется в тот орган, по решению которого она проводилась.

Как было сказано выше, в Российской Федерации также может проводиться общественная экологическая экспертиза. Цель ее совпадает с целью ГЭЭ, но наряду с задачами непосредственной экспертизы ОЭЭ имеет цель привлечь внимание государственных органов к конкретному объекту и широко распространить научно обоснованную информацию о его потенциальной экологической опасности.

Объектами ОЭЭ являются те же объекты, что и подлежащие ГЭЭ, кроме объектов составляющих государственную тайну.

ОЭЭ проводится по инициативе граждан, общественных организаций, органов самоуправления либо до ГЭЭ, либо одновременно с ее проведением, но независимо от нее.

ОЭЭ может осуществляться общественными органами, основным видом деятельности которых является охрана ОС.

Организация, проводящая ОЭЭ, имеет право:

 получать от заказчика документацию для ЭЭ; знакомиться с нормативно-технической документацией;

 принимать участие в работе ГЭЭ без права голоса.

Обязанности общественных экспертов аналогичны обязанностям государственных экспертов.

ОЭЭ может проводиться, если зарегистрировано государственное заявление о проведение экспертизы.

Органы самоуправления должны в 7-дневный срок разрешить или не разрешить экспертизу.

Отказ в проведении ОЭЭ возможен, если:

 ОЭЭ уже была дважды проведена в отношении этого объекта;

 не выдержаны требования к заявлению;

 в уставе, не приведены в качестве основной деятельности работы, связанные с охраной ОС.

Заключение ОЭЭ, соответствующее всем требованиям ГЭЭ, направляется специально уполномоченным органам ЭЭ, органам самоуправления, органам, принимающим решения о реализации данного проекта.

Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения ее специально уполномоченным органом в области ЭЭ. Результаты ОЭЭ могут быть опубликованы в СМИ.

При обсуждении экологической экспертизы нельзя забывать о таком важном ее этапе, как оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) – процедура учета экологических требований законодательства РФ при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

Методология ОВОС – это один из важнейших инструментов системы подготовки, принятия и реализации решений в области природопользования.

Процедура ОВОС осуществляется, как правило, в рамках технико-экономического обоснования, в ее основе – взгляд на экологические проблемы, как на конфликт в общественных отношениях.

Существующая сейчас система оценки имеет ряд недостатков:

 нормирование всегда базируется на прошлом опыте, но однозначно нельзя сказать, будут ли пригодны эти данные в будущем;

 многогранность воздействия на объект (ПДК учитывают действие каждого конкретного вещества, в то время как вещества действуют одновременно);

 ОВОС должен учитывать экологические конфликты, которые могут возникнуть независимо от качества проекта из-за столкновения интересов как различных природопользователей, так и населения.

Очевидно, что при решении экологических проблем наряду с использованием опыта в виде пороговых величин необходимо учитывать возможные экологические последствия любой деятельности. Поэтому большое значение имеет одна из главных черт ОВОС – это возможность выявлять и учитывать последствия намечаемой деятельности.

ОВОС представляет собой выявление, анализ и оценку предполагаемых воздействий намечаемой деятельности, изменений в ОС в результате этих воздействий.

ОВОС в значительной степени является предсказанием последствий, но независимо от того, как получены эти предсказания, они являются не факторами, а лишь предположениями вероятностного характера.

В рамках ОВОС инициатор деятельности фиксирует и представляет то, что проделано им в процессе разработки проекта.

Сформулируем цели ОВОС:

 Всестороннее рассмотрение предполагаемых выгод и потерь эколого-социально - экономического развития.

 Выработка эффективных мер по снижению уровня неблагоприятного воздействия.

 Разрешение в регионах экологических конфликтов.

Информация, необходимая для проведения ОВОС, как правило представляется в виде двух блоков:

 Внутренний блок. (Связан с получением исходных данных о характере намечаемой деятельности и видах воздействия на ОС, степени озабоченности профессионалов, общественности, местного населения).

 Внешний блок. (Содержит исходные данные о характере природных условий и антропогенной нагрузки в том месте, где предполагается реализация продукта).

Результатом выполнения процедуры ОВОС являются проектные и другие решения, подлежащие ГЭЭ.

Таким образом, необходимо четко представлять себе, что ОВОС является процедурой предваряющей, а, следовательно, и тесно связанной с ГЭЭ, которая представляет собой эффективный вид управленческой деятельности в форме предупредительного контроля и позволяет учитывает экологические требования на стадии принятия управленческих решений, а,значит, играет важную роль в системе экологической безопасности.

В последние годы во всем цивилизованном обществе вопросы эффективности экологического контроля и управления занимают одну из основополагающих позиций. Главную роль здесь играет не только соблюдение предписанных норм и принципов по охране окружающей среды на каждой из стадий реализации того или иного объекта, но и выявление возможных негативных воздействий на человека. Бесспорно, что выбирать основные способы деятельности, а также принимать технологические и технические заключения необходимо еще до введения объекта в эксплуатацию во время разработки проектной и предпроектной документации. Именно на этом этапе необходимо дать оценку будущему влиянию планируемой деятельности на объекты природы и человека, а также выработать пути, которые позволят максимально снизить негативные стороны воздействия.

Экологическая экспертиза – это проверка соответствия документации, на основании которой будет производиться хозяйственная деятельность, установленным законодательством требованиям. В ходе экспертизы определяют, допустима ли реализация объекта. Цель такой проверки – предотвращение негативного влияния деятельности человека на окружающую среду. Так определяет это понятие закон «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза – это самостоятельный вид экологического контроля и наблюдения, так как ее назначение состоит в выявлении и предупреждении негативных воздействий. По этой причине в большинстве случаев она производится до начала экологически неприемлемой деятельности, в то же время выступая гарантией выполнения эколого-правовых норм.

В законе «Об охране окружающей среды» можно встретить такую трактовку понятия государственной экологической экспертизы, как: экологическая экспертиза – обязательная мера охраны окружающей среды, проводимая для проверки соответствия деятельности хозяйственного и иного характера экологической безопасности; предшествует принятию решения, которое может быть потенциально вредным для природы. В комментариях к этому закону сказано, что экологическая экспертиза – это организационно-правовая форма контроля и вид управленческой деятельности.

Виды экологической экспертизы

1. Государственная экологическая экспертиза. Это мероприятие обязательно проводится для всех объектов строительства. Экспертизу осуществляет экспертная комиссия, созданная органами власти.
Объекты государственной экологической экспертизы большой частью связаны с проверкой на соответствие отдельным правовым актам (нормативно-технической, инструктивно-методической документации и различных целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (технические документы на новые технологии, технику или вещества – к примеру, проекты по локализации и уничтожению вредных отходов, аргументирование некоторых лицензий, наноматериалы), с охраняемыми в особом порядке природными объектами, территориями экологических катастроф, а также с некоторым перечнем природных ресурсов.

2. Общественная экологическая экспертиза . Такая экспертиза проводится по инициативе общественных объединений, органов местного самоуправления либо отдельных граждан.

Субъекты организации и осуществления общественной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза может осуществляться общественными организациями или объединениями, деятельность которых в соответствии с их уставом направлена на охрану окружающей среды, включая подготовку и осуществление экологической экспертизы. Такие организации должны быть зарегистрированы в соответствии с правилами, предписанными законодательством Российской Федерации.

Объекты общественной экспертизы

Объекты общественной экологической экспертизы в целом совпадают с объектами ее государственного аналога. Иначе говоря, осуществить общественную экспертизу документации, не подверженной государственной процедуре соответствия, не представляется возможным.

Сроки проведения общественной экологической экспертизы

Общественная экологическая экспертиза должна осуществляться до или непосредственно во время государственной экологической экспертизы. В реальности общественная экспертиза редко проходит до государственной, так как общественность зачастую узнает о планируемой деятельности в связи с осуществлением государственной процедуры соответствия.

Выводы и заключение такой экспертизы получают силу с юридической точки зрения после их подтверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим экологическую экспертизу или органом государственной власти субъекта РФ.

Решение общественной экологической экспертизы законно только в том случае, когда данная процедура производится по отношению к одному и тому же объекту и до окончания срока проведения государственной экспертизы.

Выводы общественной экспертизы могут быть представлены на суд общественности в средствах массовой информации, а также сообщаться и передаваться органам местного самоуправления, организациям государственной экспертизы, заказчикам документации, предполагающей проведение общественной экологической экспертизы, и остальным заинтересованным лицам.

Экологическая экспертиза преследует следующие цели и задачи:

  • исследование прогнозируемой деятельности на предмет соответствия правилам охраны окружающей среды, предписанным нормативно-правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, санитарными нормами и правилами строительства;
  • установление уровня безопасности и экологического риска производимой или запланированной деятельности;
  • осуществление комплексной, научно подтвержденной оценки объектов экологической экспертизы;
  • оценка влияния деятельности объектов;
  • экспертиза степени воздействия на окружающую среду, состояние здоровья человека и качество природных ресурсов;
  • определение обоснованности, полноты, эффективности и нужного количества мероприятий по защите окружающей среды и здоровья человека;
  • составление объективных и полностью обоснованных выводов экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза: организация и проведение

Проведение экспертизы осуществляется в 5 стадий:

  • назначение экспертизы;
  • сбор, обобщение, анализ и оценка сведений;
  • составление предварительных выводов и заключения и их оглашение;
  • формирование и предоставление окончательного заключения и утверждение его уполномоченным компетентным органом;
  • разрешение споров.

Оценка воздействия на окружающую среду

Это смежное с экологической экспертизой понятие регламентирует утверждённое ещё в 1994 году Положение «Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации». В этом нормативном документе оно трактуется как процедура учёта законодательных экологических требований на этапах подготовки и принятия решений, касающихся социально-экономического развития общества, для предупреждения возможных нежелательных экологических, а также экономических и социальных последствий хозяйственной и другой деятельности человека.

От экологической экспертизы (ЭЭ) оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) имеет три основных отличия:

  1. Если ОВОС учитывает требования экологии на стадии проектирования и служит информационной мерой, то ЭЭ устанавливает соответствие тем же требованиям уже реализованного проекта и определяет допустимость решения о реализации, то есть выступает административной мерой.
  2. ОВОС – это процесс исследования воздействия планируемого предприятия на окружающую среду и здоровье, прогноз последствий будущей деятельности. Экологическая экспертиза, прежде всего государственная, выполняет функцию предварительного контроля решений. Она устанавливает, насколько они соответствуют требованиям законов.
  3. Разнятся эти два мероприятия и по целям: ОВОС имеет целью разработку природоохранных мер, а ЭЭ – запрет вредных воздействий на природу.

Правовая база экологической экспертизы в России

На сегодняшний день систему законодательства в области оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы в нашей стране составляют следующие документы:

  • пункт третий статьи 41 и статья 42 Конституции Российской Федерации;
  • федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • статьи с 35 по 39 российского закона «Об охране окружающей природной среды»;
  • постановления Правительства, конкретизирующие законы;
  • указы Президента России, дополняющие законы.

Основные принципы экологической экспертизы

  1. Презумпция экологической опасности, которую может представлять планируемая человеком деятельность для природы и здоровья людей.
  2. Провести государственную экологическую экспертизу объекта обязательно до принятия решения о его реализации.
  3. Комплексный подход к оценке воздействия деятельности человека и её последствий на природу.
  4. При проведении ЭЭ обязательно учитываются требования экологической безопасности.
  5. Информация, предоставляемая на экологическую экспертизу, должна быть полной и достоверной.
  6. Эксперты при проведении экспертизы обязаны быть независимыми.
  7. Заключения ЭЭ должны быть объективны, научно обоснованны и законны.
  8. Экологическая экспертиза – процедура гласная, учитывающая общественное мнение и допускающая участие общественных организаций.
  9. За качество экспертизы, её организацию и проведение ответственны её участники и заинтересованные лица.

Экологические требования, учитываемые при проведении экспертизы

В ходе проектирования и строительства сооружений, предприятий и других объектов в энергетике, промышленности, сельском, коммунально-бытовом, водном хозяйстве, на транспорте, линиях связи и электропередачи, каналов, трубопроводов и прочих объектов, воздействующих на окружающую среду, необходимо выполнять требования охраны здоровья человека и экологической безопасности, планировать рациональное использование и воспроизводство ресурсов природы, проводить мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды. Если требования нарушены, то деятельность вредного объекта будет приостановлена.

Помимо перечисленных выше требований экологическая экспертиза должна учесть ещё немало вопросов. Например, обязательно рассчитать возможные экономические, экологические, нравственные и демографические последствия деятельности, как ближайшие, так и отдалённые.

При определении места для строительства предприятия или другого объекта руководствуются:

  • статьей 11 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 28 Земельного кодекса РСФСР и другими документами;
  • решением органов местного самоуправления;
  • положительным заключением уполномоченных органов по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора;
  • при необходимости – решением референдума.

В технико-экономическом обосновании должны быть предусмотрены действенные методы по предупреждению и устранению загрязнений природы отходами проектируемого предприятия. На этом этапе разрабатывают безотходные, малоотходные и ресурсосберегающие технологии, меры по обезвреживанию и утилизации вредных отходов.

Методы и объекты оценки воздействия на окружающую среду при проведении экологической экспертизы

I. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на атмосферу

Воздушную среду рассматривают в двух аспектах:

  • Возможные изменения климата: естественные, антропогенные и из-за конкретного проекта. Экологическая экспертиза предусматривает и обратный процесс: влияние изменений климата на проектируемую деятельность.
  • Загрязнения атмосферы: оценка возможности с помощью показателей рассеивающей способности атмосферы или потенциала её загрязнения, оценка реальной степени загрязнения в регионе. Данные об особенностях климата и исходном загрязнении предоставляет региональный Росгидромет, санэпидслужба и аналитические инспекции Госкомэкологии.

Специальные компьютерные программы помогают обработать полученные данные. С их помощью рассчитывают уровень потенциального загрязнения воздуха и составляют карто-схему полей концентраций.

Рассчитанная концентрация загрязняющих веществ в атмосфере сравнивается с предельно допустимой, что позволяет измерить загрязнение в долях.

II. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на поверхностные воды

Состояние рек и озёр в экологической экспертизе также оценивается в двух аспектах.

  • Качественный аспект оценивает прежде всего степень загрязнения воды. Базируется на внушительном пакете документов, применяющих гидрологические и гидрохимические методы оценки.
  • Количественный аспект. Преследует две цели: оценить, насколько водные ресурсы способны удовлетворить потребности будущей деятельности и рассчитать, как повлияет изъятие и загрязнение водоёмов на человека и другие предприятия.

При оценке экологическая экспертиза исходит из данных о режиме водных объектов, гидрологических особенностях, реальном уровне потребления воды и том её количестве, которое понадобится для работы будущего предприятия.

Воздействие на водные ресурсы может быть не только прямым, но и косвенным. Такие действия, как вырубка леса, распашка земель, нарушение русла рек, подтопление или понижение грунтовых вод, могут иметь серьёзные последствия. Все возможные воздействия должны быть проанализированы заранее.

III. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на литосферу

В этой сфере экологическая экспертиза оценивает мощность возможных землетрясений и других природных катастроф, способных разрушить будущие постройки и привести к антропогенной катастрофе (например, если речь идёт о газопроводе, нефтепроводе и АЭС). Анализируют также литологию пород, особенно поверхностных. Это нужно для того, чтобы предвидеть их реакцию на воздействия различного рода: физические, химические, контакт с водой и другие. Рассматривают процессы и последствия ветровой и водной эрозии, многолетней мерзлоты, карстообразования.

IV. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на почвенный покров

Почва – особый объект природы, в отличие от горных пород наделённый плодородием, а потому относящийся к производительным силам. Особенно ценна почва в тёплых и влажных земледельческих районах. Но плодородие почвы может быть снижено под влиянием внешних воздействий, которые могут быть:

  • механическими – разрушение гумуса в процессе строительства с применением тяжёлой техники, эрозия почвы из-за неправильной распашки или ликвидации растительности, изъятие земли;
  • химические – например, загрязнение почвы продуктами деятельности предприятия промышленности. Задачей экологической экспертизы в этой сфере считается нахождение оптимального участка земли для реализации каждого конкретного проекта.

V. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на растительный покров

Из школьного курса биологии все мы знаем, насколько важна растительность на планете. Именно благодаря ей существует обмен веществ в природе и люди имеют возможность жить на Земле. Зелёные растения регулируют работу всех компонентов окружающей среды: от состава атмосферы до урожая в сельском хозяйстве. Не стоит пренебрежительно относиться к «каким-то цветочкам» и ставить коммерческие интересы превыше всего, ведь в конечном счёте от проблем с экологией страдает и человек.

В каждом регионе имеется свой перечень растений, занесённых в Красную книгу. Необходимо выявить места обитания таких видов и в случае надобности провести коррекцию проекта для сохранения редкой растительности.

Позаботиться стоит не только о сохранении уникальных экземпляров, но и о самых привычных растениях. Для этого оценивают воздействие проекта на растительность региона. Оно может быть:

  • прямым (распашка лугов, вырубка лесов, выжигание участков, снятие дёрна);
  • косвенным (изменение микроклимата, уровня грунтовых вод, загрязнение почвы и воздуха).

VI. Экологическая экспертиза при оценке воздействия на животный мир

Так же, как в вопросе о растительности, сохранять необходимо не только редкие виды или животных, полезных в хозяйстве, но и диких зверей, обычных для данной полосы.

В процессе строительства и функционирования предприятия площадь воздействия на фауну будет значительно превышать реальную площадь, занимаемую объектом. Привычная жизнь животных нарушается шумом от строительства, движением транспорта, ночным освещением, возникновением незнакомых вещей. Всё это заставляет зверей и птиц изменить место обитания, а возможно, и образ жизни.

Косвенные последствия от хозяйственной деятельности человека влияют на животный мир даже больше, чем прямые. Нарушаются трофические цепи, сокращаются экологические ниши, уменьшается запас корма и прочее. Экологическая экспертиза предписывает принять меры по сохранению животного населения при реализации проекта.

VII. Экологическая экспертиза при оценке антропоэкологических аспектов

В ходе оценки экологической экспертизой воздействия на окружающую среду учитывают следующие социально-экономические характеристики населения:

  • демографические показатели;
  • условия труда, отдыха, быта, питания, воспроизводства, воспитания и образования, уровень жизни людей;
  • техногенные и природные факторы среды обитания.

Чтобы оценить, насколько комфортны природные условия, специалисты анализируют более 30 параметров среды. Около десятка из них характеризуют климат, остальные – природные предпосылки болезней.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Каковы принципы экологической экспертизы?

Экологическая экспертиза согласно действующему законодательству основывается на следующих принципах:
  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений ), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Каковы виды экологической экспертизы?

Законом "Об экологической экспертизы" предусмотрены два вида экологической экспертизы: государственная и общественная .

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?

Объектами обязательной экологической экспертизы на федеральном уровне являются:
  1. проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану природной среды;
  2. материалы, подлежащие утверждению органами государственной власти Российской Федерации и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, в том числе:
  3. проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду:
  4. проекты генеральных планов развития территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
  5. проекты схем развития отраслей народного хозяйства Российской Федерации, в том числе промышленности;
  6. проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации;
  7. проекты схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
  8. проекты межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ;
  9. проекты комплексных схем охраны природы Российской Федерации;
  10. технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц организаций, объем иностранных инвестиций в которых превышает пятьсот тысяч долларов;
  11. технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов, или которая затрагивает интересы сопредельных государств, определенные Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;
  12. материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации;
  13. проекты международных договоров;
  14. иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и другую деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух или более субъектов Российской Федерации, и др.

Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?

Специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы являются федеральный специально уполномоченный на то государственный орган в области охраны окружающей природной среды - Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальные органы, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения экологической экспертизы.

Каковы полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы?

К полномочиям названного органа относятся:
  1. разработка порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы;
  2. организация и проведение государственной экологической экспертизы соответствующих объектов, в том числе формирование экспертных комиссий;
  3. установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  4. разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части проведения государственной экологической экспертизы;
  5. научное и методологическое обеспечение государственной экологической экспертизы;
  6. организация информационного обеспечения государственной экологической экспертизы и другие права и обязанности, предусмотренные статьей 7 Федерального закона "Об экологической экспертизе".

Каков порядок проведения государственной экологической экспертизы?

Государственная экологическая экспертиза проводится при условии обязательного соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представленных материалов:
  1. документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
  2. положительных заключений и документов согласования органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном порядке;
  3. заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
  4. материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями ), организованных органами местного самоуправления.
Установлено также, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется в зависимости от сложности объекта. Однако он не должен превышать шести месяцев.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является ее заключение, отвечающее установленным требованиям. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Как осуществляется формирование государственной экспертной комиссии?

Формирование экспертной комиссии, утверждение ее персонального состава, назначение руководителя и ответственного секретаря осуществляются соответствующим специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Формирование экспертной комиссии осуществляется при участии ее руководителя.

Каков правовой статус эксперта государственной экологической экспертизы?

Экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и практическими познаниями по рассматриваемому вопросу, привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы. Экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий с указанным заказчиком или с разработчиком в трудовых или иных договорных отношениях, а также представитель юридического лица, состоящего с указанными заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях.

Эксперт государственной экологической экспертизы имеет право:

  1. заявлять специально уполномоченному государственному органу о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
  2. формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Эксперт обязан:
  1. осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключение по таким материалам;
  2. соблюдать требования законодательства Российской Федерации и ее субъектов об экологической экспертизе;
  3. соблюдать установленные специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы порядок и сроки проведения государственной экологической экспертизы;
  4. обеспечить объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
  5. участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологический экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом государственной экологической экспертизы:
  6. обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.

Какие требования предъявляются к заключению государственной экологической экспертизы?

Заключение государственной экологической экспертизы должно содержать обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Оно должно быть одобрено квалифицированным большинством списочного состава экспертной комиссии и соответствовать заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. К заключению должны быть приложены особые обоснованные мнения ее экспертов, не согласных с принятым этой экспертной комиссией заключением.

Заключение подписывается руководителем государственной экспертной комиссии, ее ответственным секретарем и всеми членами комиссии. Оно не может быть изменено без их согласия. Заключение, подготовленное экспертной комиссией, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является обязательным условием финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Такое заключение имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу. Оно теряет юридическую силу в случае:

  1. доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
  2. изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды;
  3. реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и в случае внесения изменений в указанную документацию:
  4. истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  5. внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При наличии отрицательного заключения государственной экологической экспертизы реализация ее объекта запрещается. Несоблюдение требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы проекта международного договора является основанием для признания его недействительным.

В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить соответствующие материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии переработки с учетом замечаний, изложенных в отрицательном заключении.

Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Каков порядок проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Такая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или же охраняемую законом тайну.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и касаться тех же объектов, что и государственная экспертиза, за исключением указанных выше.

Общественные организации, осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном законом порядке, имеют право:

  1. получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в установленном законом объеме;
  2. знакомиться с нормативно-технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
  3. участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

Каковы условия проведения общественной экологической экспертизы?

Общественная экологическая экспертиза проводится при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее осуществлении. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление, в регистрации которого не было отказано в указанный срок, считается зарегистрированным со всеми вытекающими последствиями.

Каковы основания отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы?

В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
  1. общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
  2. общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  3. порядок государственной регистрации общественной организации не соответствует установленному законом;
  4. устав общественной организации, организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует установленным требованиям;
  5. не выполнены требования к содержанию заявления о проведении общественной и экологической экспертизы.
Указанный перечень оснований отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренный статьей 24 Федерального закона "Об экологической экспертизы", является исчерпывающим. Следовательно, по иным основаниям не может быть отказано в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

В каких случаях заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу?

Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. В этих случаях на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются установленные законом формы ответственности за допущенные правонарушения.

Каков порядок финансирования государственной экологической экспертизы?

Финансирование государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторного проведения, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов и порядком ее проведения, определяемыми осуществляющим экологическую экспертизу специально уполномоченным государственным органом.

Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений ), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.

Каковы виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе?

Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрены следующие виды нарушений законодательства заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и другими заинтересованными лицами:
  1. непредставление документации на экологическую экспертизу;
  2. фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения;
  3. принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения;
  4. создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  5. уклонение от представления специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы и общественным организациям, организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных;
  6. реализация объема экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  7. осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе руководителями специально уполномоченных государственных органов н руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются:
  1. нарушение установленных Федеральным законом "Об экологической экспертизе" правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы;
  2. нарушение правил формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы;
  3. неисполнение установленных указанным Законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей;
  4. нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации средств на проведение государственной экологической экспертизы;
  5. несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству;
  6. необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления общественных организаций, граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.
Нарушениями законодательства РФ в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии и ее экспертами являются:
  1. нарушение требований законодательства РФ об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов;
  2. необоснованность выводов заключения экологической экспертизы;
  3. фальсификация таких выводов;
  4. сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения ), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, исключающих возможность быть экспертом государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются:
  1. фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы;
  2. выдача разрешений на специальное природопользование или неосуществление иной деятельности, которая может оказать прямое иди косвенное воздействие на окружающую природную среду без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  3. организация или проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями );
  4. прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной или общественной экологической экспертизы;
  5. незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства РФ об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Указанный перечень нарушений законодательства об экологической экспертизе, предусмотренных Федеральным законом "Об экологической экспертизе", не является исчерпывающим. Законодательством Российской Федерации, равно как и законодательством субъектов Российской Федерации, могут быть установлены иные виды нарушений законодательства об экологической экспертизе.

Какие виды юридической ответственности за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрены Федеральным законом "Об экологической экспертизе"?

Федеральным законом "Об экологической экспертизе" предусмотрены четыре вида юридической ответственности эа нарушения законодательства об экологической экспертизе:
  1. уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соответствии с УК РФ;
  2. административная ответственность лиц, виновных в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Федерального закона (перечисленные выше нарушения ), если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;
  3. материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологической экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы;
  4. гражданско-правовая ответственность. Граждане и юридические лица, права которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
В данном Законе ничего не сказано о дисциплинарной ответственности рабочих и служащих за нарушения законодательства об экологической экспертизе. Представляется, что такая ответственность рабочих и служащих, виновных в совершении указанных правонарушений, также может иметь место при соблюдении требований, предусмотренных законодательством о труде.