Тоталитарное государство не обладает суверенитетом. А.Тоталитарное государство не обладает сувернитетом. Б.Признаком любого государства являеться разделение властей. Что верно? Монархии могут быть двух видов

Суверенитет:

1) верховенство власти внутри страны;

2) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.

Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).

Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это :

1) наличие публичной власти , которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета . Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов : флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами ;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом , так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.

Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

Форма правления.

Форма государственного правления - элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

§ Форма правления в узком смысле - это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

§ Форма правления в широком смысле - это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описываютформу государства.

Форма правления показывает:

§ как создаются высшие органы власти в государстве,

§ их структуру,

§ какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

§ как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,

§ в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Форма правления является самым старейшим элементом характеризующим устройство государства, которую начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализмаи перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то как происходит передача власти - наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия , - словом, как устроено разделение властей.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой .

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией , которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

Функции гос-ва.

Суверенитет:

1) верховенство власти внутри страны;

2) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.

Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).

Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.

Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:

1) религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);

2) национальный фактор (например, прибалтийские государства).

Хотя это еще не означает, что все данные факторы должны находиться в определении государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих начал – классового и общечеловеческого.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это :

1) наличие публичной власти , которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;



3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета . Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов : флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами ;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом , так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

В соответствии с научными положениями марксизма государство по сущности является организацией политической власти в обществе в лице господствующего экономически класса. Данные положения обедняли и искажали представление о государстве, так как являлись односторонними и заключали в себе понимание сущности государства и его социального назначения лишь с классовых позиций.

Общечеловеческое предназначение государства – отыскивать социальный компромисс между разными слоями населения и обеспечивать тем самым общесоциальную направленность при реализации государственных функций. Государство, таким образом, должно учитывать одновременно общечеловеческое и классовое начала.

7) Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством, и представляют собой средство реализации этих задач. Внутренние функции: 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. 3. ФУНКЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 4. ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА. 5. ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 6.ФУНКЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, санкционированной в Конституции, т.е. создание такого режима жизни, когда участники общественных отношений исполняют все правовые требования и предписания. Внешние функции: 1.ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ. 2.УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОПРОСАХ ВОЙНЫ И МИРА 3.КУЛЬТУРНОЕ И НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКОЕ " СОТРУДНИЧЕСТВО 4. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 5. ФУНКЦИИ ОБОРОНЫ СТРАНЫ.

Форма правления есть организация государства, включающая себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляет ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления , во втором - республиканская . При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх,при республиканской - выборный государственный орган. Монархии бывают двух видов - дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Но последний в ряде случаев фактически подчиняется монарху.

Парламентарная / конституционная монархия (Англия, Голландия, Швеция) отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом.

Республики делятся на два вида: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочий главы правительства и государства, и парламентарные . Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии.

Форма государственного устройства представляет собой устройство государства, его внутреннее деление на составные части - административно-территориальныё единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Основные виды: Унитарное государство - единое гос-ное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой системы и конституции. Унитарными государствами являются Англия, Франция, Венгрия, Монголия и др. Федеративное гос-во состоит из ряда других государств или государственных образований - членов федерации. Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов власти и управления, действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Конфедерация - представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные органа власти, управления и правосудия. Для координаций совместные действий государства-члены конфедерации создают объединенные органы.

8) Соотношение гос-ва и права: Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права . Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права , которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

1) тоталитарная;

2) либеральная;

3) прагматическая.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Суверенитет:

1) верховенство власти внутри страны;

2) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.

Из двух признаков, которые являются составными частями суверенитета, раньше отмечали главным образом второй (независимость, неповиновение государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).

Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.

Государство – очень сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:

1) религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);

2) национальный фактор (например, прибалтийские государства).

Хотя это еще не означает, что все данные факторы должны находиться в определении государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих начал – классового и общечеловеческого.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Шпаргалка по теории государства и права

Шпаргалка по теории государства и права.. светлана геннадиевна зубанова..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и метод теории государства и права
Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предмето

Функции теории государства и права
Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и прав

Соотношение и взаимосвязь государства и права
Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Пр

Причины и формы возникновения государства
Процесс формирования государства в разных странах происходил по-разному. Можно выделить общие причины возникновения государства: 1) переход присваивающего

Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприя

Соотношение общества и государства
Государство и общество находятся во взаимосвязи: 1) государство является инструментом для осуществления суверенной воли общества, всего народа; 2

Государственная власть как особая разновидность социальной власти
Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному

Понятие и определение государства
Государство – это: 1) территориальное образование; 2) организация политической власти, которая осуществляет управление обществом

Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений
Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат. Госуда

Понятие и элементы формы государства
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Соотношение типа и формы государства
Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно

Место и роль государства в политической системе общества
Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениям

Характеристика основных внутренних функций российского государства
Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества. К числу

Характеристика основных внешних функций российского государства
Внешние функции государства – функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач. В последние

Формы осуществления функций государства
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции госуд

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государств

Понятие, сущность и определение права
Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества,

Соотношение экономики, политики и права
Соотношение экономики с политикой и правом долгое время не изучалось. В настоящее время принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права. Эконо

Понятие и структура правосознания
В современных теориях права нет единого понимания сущности права, что определяется такими факторами, как: 1) влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классов

Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические. Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения

Соотношение права и морали
Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы

Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
Норма права – это: 1) первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного соц

Представительно-обязывающий характер правовых норм
Правовая норма имеет представительно-обязывающий характер. Поэтому норма права является установленным и обеспеченным государством, общеобязательным, формально определенным

Эффективность правовых норм
Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, п

Структура нормы права
Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая. Юридическая структура состоит из трех

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней стр


Существуют следующие источники права: 1) в идеальном смысле слова (правосознание); 2) в материальном смысле слова (материальные условия жизни обще

Понятие и виды нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права
Нормативный акт – это предписание органов государственной власти, которое устанавливает, отменяет или же изменяет нормы права. Они издаются уполномоченным на это го

Закон в системе нормативно-правовых актов
По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты. Закон – нормативный акт, который издается только законодательными орган

Основные стадии законодательного процесса в РФ
Законы Российской Федерации принимаются в определенном порядке, который осуществляется в законодательном процессе – совокупности действий, через которые осуществляется законодательн

Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц
Действие закона – это свойство нормативных актов, а также всей системы законодательства той или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия пре

Понятие и структурные элементы системы права
Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые

Частное и публичное право
Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Деление на частное и публичное право – это разделение на г

Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования.

Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
Публичное право включает административное; конституционное; финансовое; уголовное; земельное и др. Публичное право занимается регулировани


Правовые институты делятся по отраслям права: 1) на гражданские; 2) уголовные; 3) административные; 4) финансовые и т. д.

Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содерж

Понятие и основные принципы законности
Законность – это основная категория юридической науки и практики. Даже самый совершенный закон будет действенным лишь тогда, когда он выполняется, влияет на обществ

Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. П

Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью
Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей. Выделяют следующие

Стадии процесса применения норм права
Можно выделить следующие стадии применения правовых норм: 1) установление фактических обстоятельств; 2) выбор и анализ юридической нормы;

Юридические коллизии и способы их разрешения
Законодательство является очень сложным, многоотраслевым образованием, в котором очень много разночтений, несогласованностей, конфликтующих или конкурирующих норм и

Способы и объем толкования правовых норм
Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженн

Пробелы в праве и способы их преодоления
Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегули

Юридическая практика
Юридическая практика – это деятельность, направленная на издание, а также толкование и реализацию юридических предписаний, организованная в единстве с уже накопленн

Предпосылки возникновения правоотношений
Правовыми отношениями принято считать такие общественные отношения, которые урегулированы действующими правовыми нормами и находятся под непосредственной охраной го

Взаимосвязь нормы права и правоотношения
Вопрос о характере связи между юридическим и правовым отношением является самым сложным вопросом в современном отечественном праве. Правовая норма и правоотношение находятся между с

Понятие и виды субъектов правоотношений
Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права. В

Правоспособность, дееспособность, правосубъектность
Правоспособность – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладани

Объект правоотношения
Объект правоотношения – это то, на что непосредственно направлено действие правоотношения. Объектом правоотношений является действительное поведение его участников.

Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это

Юридический состав правонарушения
Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно в

Понятие и признаки юридической ответственности
Ответственность – это отношение лица к установленным государством правилам поведения и обществу. Человек ответствен перед теми правовыми нормами, с помощью которых

Презумпция невиновности
Правовые презумпции – это специфичные разновидности правил, которые были выработаны в ходе продолжительного периода развития юридической науки и практики. Они играю

Основные теории происхождения государства
Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории

Социологическая школа права
Социологическая школа права – это широко распространенное в современной буржуазной юриспруденции направление, объединяющее социологические школы, пытающиеся оправдать и обосновать б

Естественно-правовая теория
Естественно-правовая теория предполагает сосуществование двух систем права: естественного и позитивного. Позитивное – это такое право, которое официально признано и

Историческая школа права
Одно из течений в юриспруденции, которое выражало интересы феодальной аристократии и получило широкое распространение прежде всего в Германии. Основные положения, к

Психологическая теория права
Существует множество версий, теорий, которые связаны с вопросом происхождения права. Как одну из наиболее распространенных наряду с естественно-правовой, исторической, социологическ

Достоинства психологической теории права
Теория обращает свое внимание на психологическую сторону воздействия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. И на самом деле

Нормативистская школа права
В современной юридической литературе существует большое количество концепций, которые рассматривают вопросы происхождения и возможности развития, изучения права. Наиболее распростра

Юридическая техника
Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для о

51 Республиканская форма правления использовалась в древнем мире (демократическая республика в Афинах и аристократическая – в Риме) и средние века (города-республики), но наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время. Подавляющее большинство государств ныне имеют республиканскую форму правления.

В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В данном случае нет династического престолонаследия. Президентом может стать любой гражданин, удовлетворяющий установленным в конституциях (в некоторых странах – законах о выборах президента) условиям: рождение от граждан данного государства (натурализованный гражданин во многих странах президентом быть не может), достижение определенного возраста (обычно 35-40 лет, в единичных странах – 45-50 лет), обладание полными гражданскими и политическими правами, иногда – обладание необходимыми цензами для избрания в парламент.

В отличие от монарха президент по общему правилу избирается только на определенный срок (обычно с 4 до 7 лет, в Латвии – на 3 года) На практике президентами избирались не только мужчины, но и женщины (в Аргентине, Ирландии, Исландии и т.д.). переизбрание на очередной срок в некоторых странах (Египет, Франция) допустимо без каких-либо ограничений, но чаще всего одно и то же лицо может быть избрано президентом только на два срока (США, Россия). В отдельных странах второй срок президентства сокращен (в Аргентине не 4, а только 2 года), в Мексике и некоторых других странах президент не может быть избран на следующий срок, а иногда на протяжении всей своей жизни не может быть более избран президентом. Способы избрания президента различны, но всегда в республике (кроме экстремальных ситуаций), в отличие от монархии, глава государства выборный, им может быть избран любой гражданин, отвечающий установленным в законе цензам. Президент в отличие от монарха – лицо ответственное, хотя его ответственность осуществляется в особых формах.

Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).



Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны (Украина, Португалия, Франция)

52 Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления государственной власти, которые отображают ее содержание и характер взаимоотношений лица и государства.

Характер политического режима определяется рядом признаков - способом формирования органов власти, возможностью реализации волеизъявления народа в осуществлении государственной власти, соотношением органов, которые осуществляют законодательные, исполнительные и судебные полномочия, особенностями распределения властных полномочий между центральными и местными органами, местом, ролью и условиями деятельности общественных организаций, правовым статусом лица и тому подобное. Но основой характера политического режима является система методов осуществления государственной власти. А поскольку эти методы могут быть демократическими и недемократическими, то соответственно политический режим может быть демократическим или недемократическим (антидемократическим). Однако это слишком упрощенное разделение режимов, и при более подробном их рассмотрении различают такие их виды, как демократический, авторитарный, тоталитарный, деспотический и либеральный.

Демократический режим. Слово "демократия" происходит от греческой и означает народовластие (demos - народ, kratos - власть). Следовательно, демократический режим отмечается в первую очередь участием народа в осуществлении государственной власти. За высказыванием Авраама Линкольна, демократия - это власть народа, которая осуществляется народом в интересах народа. А в современном конституционализме основным формальным признаком демократизма является конституционное закрепление принципа, что носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, а фактическим признаком - фактическая мера реализации этого принципа.

В зависимости от механизма участия народа в осуществленных государственной власти различают непосредственную (прямую) и представительскую (непрямую) демократию.

Непосредственная демократия характеризуется непосредственным участием народа в осуществлении государственной власти путем референдумов, выборов, собраний, лестницы, вече и тому подобное.

Представительская демократия отмечается тем, ежегосударственная власть осуществляется не непосредственно народом, а через избранных им представителей к государственным органам и в первую очередь в парламент, в которых они и представляют интересы своих избирателей. В то же время следует принимать во внимание, что в современных условиях демократический режим является смешанным, поскольку предусматривает и элементы прямой демократии, которыми является референдум, выборы, собрания, и элементы непрямой демократии, которыми является избрание представителей народа к государственным органам.

Кроме того, признаками демократического режима является:

Признание лица наивысшей социальной ценностью;

Верховенство закона во всех областях общественной жизни;

Равноправие;

Официальное признание принципа подчинения меньшинства большинства и одновременным обеспечением прав меньшинства и наличия механизмов предотвращения своеволия большинства;

Плюрализму во всех областях общественной жизни;

Наличие и гарантированность общепризнанных прав и свобод;

Наличие и равноправие разных форм собственности;

Наличие официальной и не запрещенной оппозиции государственной власти и тому подобное.

В зависимости от отношения к социальным превращениям, демократический политический режим может иметь такие разновидности, как: демократически либеральный, демократически консервативный и демократически радикальный.

Авторитарный режим - это властный режим. Он отмечается значительным сосредоточение власти в руках одного лица или группы лиц, доминирования органов исполнительной власти, и, как следствие, ограничением общепризнанных прав, свобод и других демократических институтов, навязыванием государственной воли, обществу и игнорированиям его собственной, суровой субординацией субъектов власти - подчинение.

Тоталитарный режим - это крайнее проявление авторитарного режима, которое предусматривает полный (тотальный) контроль государства над всеми областями общественной и личной жизни и поглощения ею гражданского общества.

Примерами типичных тоталитарных режимов являются прежние нацистские режимы в Германии и Италии, сталинизм в СССР, маоизм в Китае.

Деспотический режим (тирания) отмечается неограниченной властью и своеволием правителя, который при ее осуществлении опирается лишь на карательные органы и осуществляет свою волю грубыми силовыми методами. Примерами деспотических режимов являются восточные рабовладельческие деспотии - Вавилон, Ассирия, Египет, Мидия но др. Это исторический тип режима. В современных условиях он практически невозможен, поскольку принципы отношений между властью и обществом в корне изменились.

Либеральный режим - это переходный тип политического режима. Исторически он возникает в результате борьбы против абсолютизма, а потому на начальном этапе отмечается сосуществованием неограниченной власти монарха те отдельных первичных демократических институтов: наличию представительского органа, конституции, внедрениям таких первичных прав и свобод, как право частной собственности, свобода конкуренции и рынка, отменой привилегий дворянства и духовенства и допущением к участию в осуществлении государственной власти выходцев из третьего состояния - буржуазии.

В современных условиях это переходный тип от тоталитарного к демократическому режиму. Такие режимы имеют подавляющее большинство постсоветских государств

53 Между политическими институтами в разных демократических странах имеются значительные различия . Ниже перечислены основные типы демократических систем.