Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП. Автотехническая экспертиза при ДТП. Независимая автотехническая экспертиза Вопросы к судебной экспертизе по дтп

Обновлено: 26.06.2018 1361

Всё об оценке авто при ДТП: зачем нужна, как проходит, сколько длится, кто платит и не только…

Приветствую всех! Это Кулик Илья. Очень часто при дорожных происшествиях невозможно точно установить обстоятельства случившегося, определить, кто виноват в произошедшем, основываясь только на показаниях участников аварии и очевидцев.

А узнать, как всё было на самом деле, необходимо, ведь от этого зачастую зависит судьба человека: останется он на свободе или отправится в колонию. Именно для этого проводится оценка авто при ДТП. О ней сегодня и поговорим.

Автотехническая экспертиза после ДТП - это специальное исследование транспортных средств (ТС), а также различных объектов, относящихся к аварии, необходимое для выяснения различных вопросов, обычно касающихся дорожно-транспортного происшествия. Экспертиза ДТП необходима для выявления обстоятельств, причин и факторов, вызвавших ДТП, а также оценки его последствий. Делается это с двумя целями.

Во-первых, выяснение обстоятельств происшествия необходимо для определения виновности участников, каждого из них, что особенно важно, когда в аварии или получают ранения. Чаще всего это основная цель назначения автоэкспертизы.

Во-вторых, собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Виды автотехнических экспертиз

Автотехническая экспертиза (АТЭ) – это очень обширное понятие, в которое входит множество разнообразных исследований. Поэтому определено несколько критериев, по которым делятся автоэкспертизы. Наиболее часто выделяют исследования:

  • по типу и объекту изучения;
  • по очерёдности проведения;
  • по лицам , выполняющим экспертизу.

Виды АТЭ по содержанию

Это основная классификация для автотехнических экспертиз. Так как необходимо выявить все причины и обстоятельства происшествия, дать оценку случившегося с разных сторон, приходится исследовать совершенно различные предметы, использовать множество методик. Естественно, даже очень хороший специалист не сможет в совершенстве освоить все виды исследований.

Поэтому выделяют экспертизы:

  • обстоятельств дорожной аварии – изучается дорожная ситуация, приведшая к аварии, устанавливаются параметры движения участников столкновения, анализируются возможные и предпринятые водителями действия;
  • технического состояния транспортных средств подразумевает исследование ТС с точки зрения работоспособности и соответствия нормативам различных узлов и механизмов, в случае выявления неисправностей определяется причины и время их возникновения, возможность обнаружить их до аварии;
  • дорожных условий – исследуются состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, погодные факторы, имевшие влияние на возникновение аварийной ситуации;
  • – исследование любых следов, оставленных в результате ДТП: на ТС, на одежде и телах пострадавших людей, на дороге и придорожных объектах и т. д. для выявления обстоятельств происшествия, точного места столкновения, механизма взаимодействия ТС и другого;
  • автотовароведческую – оценка стоимости автомобиля, годных остатков и т. д.;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия – изучение индивидуальных особенностей лиц, ставших участниками ДТП, их профессиональной деятельности как водителей, а также жизненных обстоятельств, которые могли оказать влияние на их психофизиологическое состояние, и, следовательно, привести к аварии, психической составляющей в действиях лиц, причастных к аварии.

Типы экспертиз по очерёдности

В процессе расследования обстоятельств происшествия одной экспертизы может быть недостаточно. Для дифференциации экспертных исследований по очерёдности проведения используют понятия:

  • первичная – является первым исследованием объектов;
  • дополнительна я – проводится если первой экспертизы оказалось недостаточно для выяснения всех обстоятельств. Исследуются вопросы, не задававшиеся во время проведения предыдущей автоэкспертизы;
  • повторная – перепроверяют выводы, полученные в результате проведённых ранее исследований, если есть сомнения в их точности и достоверности. Назначается также при выявлении новых обстоятельств, которые влияют на исход АТЭ. Проводится обычно комиссионно, при этом лица (организации), приводившие первую экспертизу, не могут участвовать в повторном исследовании.

Деление экспертных исследований по исполнителям

Знаний и возможностей одного эксперта может не хватить для расследования сложных, неоднозначных событий. А иногда при проведении АТЭ возникают вопросы, для выяснения которых требуется проведение особых исследований, не относящихся напрямую к автотехнике. Всё это будет влиять на число и квалификацию исполнителей.

Поэтому смотря по тому, кто проводит исследование, выделяют следующие типы экспертиз:

  • единоличную – проводится одним специалистом, обычно применяется в простых случаях;
  • комиссионную – исследование проводят несколько экспертов одной специальности, которые совместно отвечают на одни и те же вопросы. Каждый из них может дать своё обособленное мнение, при несогласии с другими членами комиссии;
  • комплексную – когда требуется привлечение специалистов из различных областей знаний, объединяет в себе несколько видов автоэкспертиз. Кроме того, АТЭ иногда может объединяться с исследованиями, не относящимся к транспортным, например, могут привлекаться специалисты из области медицины, криминалистики и т. д.;

Сколько стоит автоэкспертиза

Так как глубина и обширность исследований может быть совершенно различной, точно назвать стоимость трудно. Она будет зависеть от вида экспертизы, её сложности, срочности и количества вопросов, на которые должен будет ответить в процессе изучения обследуемых объектов.

Поэтому цена может составить как 3-5 тысяч рублей, за простые исследования по одному вопросу, так и 50 тысяч рублей и больше за комплексные, сложные автоэкспертизы. Стоит отметить, что судебная экспертиза, то есть проводимая по постановлению судьи в ходе тяжбы обычно дороже на 25-30% чем такое же исследование, проводимое до суда.

Кто оплачивает работу эксперта

Платит за экспертизу, в том числе судебную, всегда её инициатор. Если экспертное исследование проводилось до суда, оплативший её может взыскать их с оппонента в порядке предъявления претензии или в суде.

Если в суде несколько сторон изъявили просьбу о проведении исследования, платят они поровну. В случае трудного финансового положения лица, подающего просьбу, экспертиза может быть по решению суда частично или полностью оплачена из бюджета.

Бюджетные средства также идут на оплату экспертизы, когда её инициатором выступает судья или должностное лицо. Деньги перечисляются лицом, подавшим ходатайство о назначении АТЭ, на специально предназначенный для этого счёт суда.

Но при вынесении решения по делу суд назначает проигравшей стороне возместить все расходы, понесённые стороной, выигравшей тяжбу. Если иск удовлетворён частично, то расходы компенсируются пропорционально удовлетворённым требованиям. Так же в соответствии с решением суда распределяются затраченные бюджетные средства.

Сроки проведения

Время, которое необходимо затратить на экспертное исследование, главным образом зависит от объёма работ и их сложности. Законодательством временные границы для экспертизы не определены.

На проведение экспертизы уходит обычно от 3 до 5 суток, в сложных случаях расследование может идти и 15-30 дней. Многие компании предлагают выполнение исследования в сокращённые сроки за дополнительную плату.

При проведении экспертизы конкретные сроки устанавливает судья. Они закрепляются в постановлении о проведении автоэкспертизы. В этом случае за несоблюдение сроков к исполнителю принимаются взыскания, вплоть до штрафов. Ведение дела приостанавливается, пока выполняется исследование.

Кто проводит экспертное исследование

Кроме того, помня о многообразии автоэкспертиз, необходимо следить, чтобы проводящее исследование лицо имело соответствующую квалификацию. Чтобы трасолог не оценивал техническое состояние автомобиля, и, наоборот, специалист по техсостоянию не исследовал следы.

Какие вопросы надо задавать эксперту

Для того чтобы по результату экспертизы можно было установить обстоятельства аварии необходимо правильно поставить вопросы. Иначе вместо исследования получится пустая трата времени и денег.

Точный список вопросов зависит от ситуации, причём для определения задач для эксперта лучше всего проконсультироваться с человеком, имеющим опыт проведения экспертных исследований. Потому что, например, даже хороший юрист, практикующий адвокат, может не знать некоторых технических аспектов, и поэтому не сможет задать вопросы, ответ на которые будет однозначно свидетельствовать в пользу его подопечного.

Поэтому по вопросам на экспертизу следует проконсультироваться именно у эксперта, это можно сделать в любой экспертной фирме.

Здесь я приведу общий, но не исчерпывающий список возможных вопросов. Следует знать, что эксперт-техник отвечает только на прямые вопросы, связанные с техническими аспектами. То есть он не может сказать, например, кто виновен в аварии.

Задачи эксперту при столкновении автомобилей

Конечно, вопросы будут различаться в зависимости от типа расследования и от обстоятельств ДТП. Так, для автотовароведческой характерен вопрос: «Какова стоимость восстановительного ремонта ТС или годных остатков?». Но для выяснения обстоятельств аварии проводятся обширные исследования: трасологические, обстоятельств аварии, технического состояния авто, и другие.

Примерными вопросами для эксперта могут стать:

  • каков был коэффициент сцепления дорожного покрытия;
  • на какую дальность была видимость ;
  • с какой скоростью и ускорением двигалось ТС ;
  • какое расстояние между ТС было , когда водитель, создавший помеху начал движение
  • когда водитель начал торможение ;
  • имелась ли техническая возможность предотвратить аварию;
  • по какой траектории двигалось ТС;
  • в каком месте произошло взаимодействие ТС;
  • под каким углом машины врезались друг в друга
  • сколько времени прошло между различными фазами аварийной ситуации (например, от начала торможения до столкновения);
  • как располагались на проезжей части ТС участников аварии;
  • на какой скорости при данных условиях возможен занос, опрокидывание;
  • что стало причиной потери устойчивости ТС;
  • имеются ли неисправности в каждой из систем автомобиля, какая из них стала причиной аварии, могла ли она быть обнаружена ранее (например, на техосмотре);

Интересно! Специальными экспертизами можно установить даже то, были ли включено наружные световые приборы, причём даже по разбитой лампе.

Вопросы эксперту при ДТП с пешеходом

Но возможно заказать и любое другое автотехническое исследование, например, чтобы идти в суд не с пустыми руками, а уже с оценкой обстоятельств происшествия, данной экспертом. Хотя и при наличии экспертного заключения суд может назначить повторную судебную экспертизу.

Досудебные исследования, как правило, дешевле аналогичных, проводимых по постановлению суда, иногда значительно, что тоже немаловажно.

Как самостоятельно провести экспертное исследование

Для проведения такой экспертизы достаточно заключить договор на соответствующую услугу с экспертом-техником (экспертной компанией), уведомить другую заинтересованную сторону (другого участника аварии, страховую компанию), и предоставить объекты для исследования.

По результатам исследования будет составлено экспертное заключение, обосновываясь на котором можно предъявлять претензии к оппонентам или отстаивать свои права в суде. Но чтобы документ имел силу, важно, чтобы он был составлен аттестованным компетентным специалистом, поэтому к выбору исполнителя надо отнестись очень серьёзно.

Экспертиза при административном расследовании

Если при производстве по делу об административном происшествии (АП) в ГИБДД или в суде обстоятельства требуют экспертного исследования, должностное лицо или судья выносят соответствующее определение, в котором прописываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • название экспертной организации или ФИО эксперта, которому поручается выполнение автоэкспертизы;
  • перечень вопросов , для ответа на которые и назначается АТЭ;
  • список материалов и объектов , относящихся к делу, предоставляемых для исследования;
  • разъяснение прав и обязанностей эксперта , предупреждение об ответственности за ложные сведения.

Лицо, вынесшее определение о назначении экспертизы, обязано до его направления исполнителю ознакомить с ним потерпевшего и лицо, в отношении которого ведётся дело об АП (ЛВОК). При этом указанные лица имеют право, объясняя свою точку зрения:

  • просить устранить конкретного эксперта от исследования;
  • просить привлечь других специалистов;
  • добавлять свои вопросы на экспертизу.
Итог исследования

Результатом исследования становится экспертное заключение, оформляемое её исполнителем. В заключении указывается:

  • кто выполнял исследование;
  • на каком основании проводилась экспертиза;
  • в чём заключалось исследовани е;
  • чёткие ответы на поставленные вопросы и выводы по ним.

Должностное лицо или судья, вынесшие определение о назначении автоэкспертизы, могут и не согласиться с выводами, сделанными экспертом, однако для этого они должны обосновать своё мнение.

Судебная экспертиза

Порядок и принципы назначения и проведения экспертных исследований схож для любого судебного процесса: административного, уголовного, гражданского или арбитражного. По сути, различия заключаются только в терминах и некоторых процессуальных особенностях, а права и обязанности лиц, причастных к делу, одинаковы.

Наиболее полно о судебной экспертизе написано в УПК, поэтому я расскажу об АТЭ с точки зрения проведения её при расследовании по уголовному делу. Кроме того, если не считать автотовароведческой, автоэкспертизы проводятся в большинстве случаев после ДТП с тяжёлыми последствиями, когда виновным грозит уголовное наказание.

Назначение экспертизы

Экспертное исследование назначается по ходатайству участников дела или по инициативе судьи или следователя. Инициатива может исходить как от истца, так и от ответчика. Подавать прошение можно в суде первой инстанции до окончания стадии исследования доказательств.

В апелляции ходатайство удовлетворяется только при наличии уважительной причины, объясняющий невозможность провести экспертизу ранее (например, суд первой инстанции отклонил аналогичную просьбу).

В уголовном процессе назначать автоэкспертизу также может следователь ещё до суда и даже до возбуждения уголовного дела. Но называться такое исследование всё равно будет судебным.

Как написать ходатайство

Писать ходатайство можно в свободной форме. В его тексте обязательно должны содержаться:

  • реквизиты документа (название суда, информация о деле);
  • основания для назначения экспертизы, подкрепляемые ссылками на нормативно-правовые акты;
  • вопросы , которые необходимо задать эксперту;
  • желаемого исполнителя ;
  • перечень предметов , предоставляемых стороной для исследования.

Для составления документа лучше воспользоваться услугами юриста. В качестве примера предлагаю вам скачать для гражданского суда и в защиту обвиняемого по уголовному делу. Ходатайство передаётся должностному лицу, ведущему дело, или в суд: через канцелярию или на судебное заседание.

Постановление о назначении исследования

Лица, причастные к судебному процессу, имеют право предлагать свои вопросы к эксперту, но окончательный их перечень устанавливает судья. Если судья отказывает включить в задачи для специалиста какой-либо из вопросов, поступивший от участвующих сторон, он должен мотивировать своё решение.

Приняв окончательное решение о назначении исследования, следователь или судья выносит постановление или определение, в котором должна содержаться та же информация, что и при административном расследовании:

  • основание для проведения исследования;
  • назначенный исполнитель ;
  • вопросы эксперту;
  • исследуемые материалы .
Права сторон

Лицам, причастным к делу, обязательно показывается текст постановления о назначении автоэкспертизы, и получить разъяснения своих прав, в которые входят полномочия:

  • просить об исполнении экспертизы конкретным лицом или организацией;
  • просить устранить того или иного специалиста от исследования (заявить отвод);
  • ходатайствовать о добавлении вопросов , задающихся исполнителю;
  • знакомиться с определением суда о назначении экспертного исследования , а также с заключением эксперта, протоколом его допроса;
  • присутствовать при исследовании , давать объяснения;
  • ходатайствовать о назначении новых экспертиз.

Примечание. Свидетель имеет право ознакомиться только с заключением по экспертизе, выполненной в отношении его самого.

АТЭ в отношении потерпевшего и свидетелей может быть выполнена только после получения письменного согласия от них или их представителей.

Очень важно знать! Если одна из сторон судебного процесса уклоняется от участия экспертизе, мешает проведению исследования, например, не предоставляет принадлежащие ей объекты, что делает проведение автоэкспертизы невозможным, суд может и без проведения исследования признать установленным или опровергнутым факт, для выяснения которого и назначалась экспертиза, так, чтобы решение было не в пользу уклоняющейся стороны.

Проведение судебной АТЭ

Следователь направляет руководителю экспертной компании или непосредственно частному эксперту-технику соответствующее постановление и необходимые для исследования объекты и материалы. Эксперт должен получить от своего руководителя или от следователя разъяснение своих прав и ответственности.

Если квалификация эксперта не позволяет выполнить исследование, или материалов недостаточно, эксперт-техник может сразу вернуть постановление, объяснив причину возврата.

Следователь может присутствовать при выполнении исследования, узнавать у эксперта объяснение его действий. Специалист по АТЭ в своём заключении должен указать на присутствие других лиц при её проведении. Потерпевший, обвиняемый и их представители с разрешения следователя также могут находиться при осуществлении экспертизы.

Особенности комиссионной и комплексной экспертиз

По решению должностного лица или руководителя экспертной фирмы может быть назначена комиссионная автоэкспертиза, то есть исследование будет выполняться несколькими экспертами одной специальности. По вопросам, вызвавшим разногласия между экспертами, составляется отдельное заключение каждым из участников исследования. Если члены комиссии сходятся во взглядах, пишется одно экспертное заключение.

При комплексной экспертизе, когда исследование выполняют специалисты из различных областей знания, оформляется одно заключение, но каждый из экспертов подписывает только ту часть документа, которая описывает проделанную им работу и его выводы. Соответственно, несёт ответственность он также только за свои действия и ответы.

Итог исследования

После проведения АТЭ эксперт (комиссия) составляют заключение, которое содержит следующую информацию:

  • дата, время и место выполнения исследования;
  • основания для выполнения автоэкспертизы;
  • должностное лицо , назначившее проведение;
  • сведения об исполнителе (экспертной организации);
  • информация о предупреждении эксперта об ответственности за дачу ложных показаний;
  • объекты и материалы , изученные в ходе автоэкспертизы;
  • информация о присутствовавших при экспертизе (следователь, стороны процесса);
  • сведения о выполненных исследованиях , с перечислением методик;
  • ответы на поставленные вопросы , их обоснование и выводы по ним.

Если во время исследования были выявлены значимые для уголовного дела сведения, узнать которые не требовалось, специалист имеет право включить эти данные в заключение.

К заключению прилагаются различные материалы, подтверждающие выводы специалиста, это могут быть различные фотографии, графики, схемы. Причём они являются частью заключения.

Когда сделать выводы невозможно

Иногда эксперт не может дать провести исследование по предоставленным ему материалам и сведениям. Как правило это случается при низком качестве представленных для исследования материалов, неполных исходных данных.

В такой ситуации эксперт сообщает о невозможности сделать заключение, объясняя причины. С содержанием этого сообщения также могут ознакомиться лица, причастные к делу (кроме свидетеля).

Объяснение результатов

Эксперт может быть вызван в суд для объяснения и дополнения сделанных им в заключении выводов. Инициировать это могут как участники тяжбы, подав ходатайство, так и судья или следователь.

Задавать вопросы может любой из участников процесса, но начинает всегда сторона, по просьбе которой проводилось исследование. При необходимости эксперту даётся время на подготовку ответов. Задавать вопросы можно только в рамках проведённой экспертизы. Допрос эксперта обязательно протоколируется в судебных документах.

Экспертное заключение показывается потерпевшему, обвиняемому и их представителям, при этом им напоминают об их праве ходатайствовать о новой АТЭ.

Если проведённое исследование недостаточно прояснило ситуацию, возможно назначение повторной или дополнительной автоэкспертиз. Дополнительную может выполнять как тот же самый эксперт, что и проводил предыдущую, так и другой человек. Для повторной обязательно назначается новый специалист.

  • тщательно выбирайте эксперта (экспертную компанию);
  • по возможности присутствуйте при экспертизе;
  • внимательно подойдите к составлению вопросов для эксперта. Воспользуйтесь квалифицированной помощью в этом деле. Помните, какой будет вопрос, такой и ответ.
  • не спешите с изучением документов , результатов исследования. Ограничивать вас во времени никто не вправе;
  • помните о возможности проведения дополнительной и повторной экспертизы.

Заключение

Как вы теперь знаете, именно автотехническая экспертиза позволяет точно установить многие обстоятельства и последствия дорожного происшествия. Но для получения результатов, соответствующих реальности, подготовка к автоэкспертизе и её выполнение должны быть проведены очень качественно, в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Напомню, что в комментариях вы можете задавать интересующие вас вопросы по теме статьи и рассказывать о своём опыте. Так что пишите, не стесняйтесь!

В следующем видео практикующий специалист по автотехнической экспертизе отвечает на вопросы автолюбителей .

П.С.: Статью украсили фото Alfa Romeo Brera. Взял здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/461515.

Автотехнические эксперты расследуют все обстоятельства, которые характеризуют или способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия (ДТП), а именно его механизму на стадии сближение-контакт-разлет. С помощью данного вида экспертизы можно рассчитать, определить или установить:

Скорость транспортных средств по следам юза на различных этапах их движения (ТС);
факторы, послужившие причинами изменения направления движения ТС;
время движения на определенных участках дороги;
взаимное расположение ТС относительно друг друга, а также относительно пешеходов и пр.

Автотехническая экспертиза устанавливает не только, какими пунктами Правил дорожного движения российской Федерации (ПДД РФ) должны были руководствоваться все участники сложившейся дорожно-транспортной ситуации (ДТС), но и соответствие их действий данным требованиям. Эксперты автотехники с технической точки зрения проверяют достоверность показаний всех участников ДТП, исследуют и анализируют причинно-следственные связи между их действиями или же бездействиями и наступившим событием, в данном случае ДТП. Основной вопрос, ставящийся при расследовании, реконструкции и анализе ДТП при выполнении данного вида экспертизы является следующий6

Была ли возможность (техническая или объективная) у водителя ТС, участвовавшего в рассматриваемой ДТС избежать или предотвратить данное ДТП?
Автотехническая экспертиза назначается в тех случаях, когда инспекторы ГИБДД, рассматривающие дело о ДТП сомневаются в сделанных ими выводах, или же сам механизм сложившегося ДТП вызывает массу вопросов.
Ниже перечислим вопросы, которые часто ставят перед автотехническими экспертами:
1. Каким образом должны были действовать все участники рассматриваемого ДТП, согласно требованиям ПДД РФ?
2. Соответствовали ли с технической точки зрения действия всех участников ДТП указанным требованиям ПДД РФ?
3. Имели ли участники дорожного движения (при столкновении ТС) рассматриваемого ДТП техническую возможность избежать данного ДТП?
4. Определить скорость движения ТС на всех стадиях развития ДТП, с учетом зафиксированных следов торможения?
5. Определить условия видимости и безопасную скорость движения в данных условиях?
6. Определить остановочный путь ТС в сложившейся ДТС?
7. Определить остановочное время ТС в данных условиях?
8. Учитывая темп движения пешехода, определить время его нахождения в опасной для водителя ТС зоне?
9. Определить расстояние на котором находился пешеход(-ы) в момент возникновения опасности для движения для водителя ТС до места наезда?
10. Было ли наличие у водителя ТС технической возможности избежать ДТП, если он начал процесс торможения непосредственно в момент возникновения опасности для движения?
11. Что явилось непосредственной причиной исследуемого ДТП, с технической точки зрения?
12. Имел ли водитель ТС возможность совершить маневр отворота/объезда пешехода в сложившейся ДТС?
13. Определить безопасное расстояние, на котором должны двигаться ТС при попутном или встречном направлении?
14. Действия кого из участников данной ДТС с технической точки зрения явились причиной ДТП?
15. Какая из версий участников сложившейся ДТС является наиболее состоятельной?
16. Определить время и путь обгона ТС?
17. Определить скорость движения ТС, участвовавших в рассматриваемом ДТП до, в момент и после ДТП?
18. Чем вызвано опрокидывание данного ТС?
19. Чем вызван занос данного ТС при сложившейся ДТС?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА № 78/2015

Экспертиза выполнена на основании определения Звездного районного суда г. Санкт-Петербурга от 12.09.2015 г., в составе: председательствующего судьи Петрова З.Д., при секретаре Дысиной Ю.Л., по делу №7-8900/2015, по иску Филатовой Ксении Гавриловны и Павлова Ростислава Андреевича к ООО» Страховая компания X», о взыскании суммы страхового возмещения.

Обстоятельства дела:

Обстоятельства дела известны эксперту из Определения о назначении экспертизы и материалов дела №7-8900/2015 в достаточном объеме.

На разрешение Эксперта поставлены вопросы:

  1. Могли ли повреждения автомобиля Honda Accord номерной знак U234UU567 быть образованы в момент ДТП 10.04.2015 г., каков механизм возникновения повреждений?
  2. Могли ли повреждения автомобиля Toyota Corolla номерной знак Х342ХХ23 быть образованы в момент ДТП 10.04.2015 г., каков механизм возникновения повреждений?
  3. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Accord номерной знак U234UU567 после ДТП от 10.04.2015 г. с учетом износа?
  4. Какова стоимость восстановительного ремонта автомобиля Toyota Corolla номерной знак Х342ХХ23 после ДТП от 10.04.2015 г. с учетом износа?

Вопросы изложены в редакции суда.

На экспертизу представлены:

Материалы гражданского дела №7-8900/2015;

Материал проверки по ДТП от 10.04.2015 г.;

CD диск с копиями документов и фотоматериалами поврежденного ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23;

CD диск с фотоматериалами поврежденного ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11.

Используемая литература и нормативная документация:

  1. ФЗ № 73 от 31.05.2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  2. Методическое руководство для судебных экспертов «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки». – Москва. РФЦСЭ, 2013 года.
  3. Положение банка России №432-П от 19 сентября 2014г. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
  4. Методическое пособие для экспертов, следователей и судей «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о ДТП», М, ВНИИСЭ, 1988 г.
  5. Замиховский М.И. «Экспертная реконструкция механизма ДТП по его следам» Автореф. канд. дис. – М.: ВНИИСЭ, 1991 г.
  6. «Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях», выпуск 1, 2, методическое руководство для экспертов. Москва 2006 г.
  7. Замиховский М.И. и др. «Экспертное исследование следов на ТС, возникших при ДТП», М, ВНИИСЭ, 1994 г.
  8. Сертифицированный программный продукт для расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств – Audatex AudaPad Web, сборник нормативов трудоемкостей по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей иностранного производства.
  9. Приложение программного продукта Audatex, сервис по автоматической расшифровке идентификационных номеров ТС (VIN) – AudaVIN.
  10. Методика окраски и расчета стоимости лакокрасочных материалов для проведения окраски ТС – AZT, приложение программного продукта Audatex.
  11. Нормативная трудоемкость выполнения работ по ремонту принята в соответствии с данными автопроизводителей соответствующих ТС, и размещена в программном обеспечении AudaPad Web, приложение программного продукта Audatex.
  12. Справочно-информационные порталы: http://japancats.ru/ ; https://autoins.ru/ ; https://auto.ru/ ; https://market.yandex.ru/.

Описание объекта исследования Honda Accord:

Год выпуска: 2008 год; Регистрационный знак: U234UU567; Идентификационный номер VIN: QWERT90268U777888; № кузова: QWERT90268U777888; Мощность двигателя, кВт/л.с.: 148/201; Пробег автотранспортного средства, км: 252 831; Цвет: темно-серый; CТС: 1111№298990; ПТС: 25 ЕF 760500; Собственник ТС: Павлов Ростислав Андреевич; Дата ДТП: 10.04.2015 г.

Описание объекта исследования Toyota Corolla:

Год выпуска: 2012 год; Регистрационный знак: Х342ХХ23; Идентификационный номер VIN: ASDFG00LKJH000111; № кузова: ASDFG00LKJH000111; Мощность двигателя, кВт/л.с.: 91/124; Пробег автотранспортного средства, км: 54 313; Цвет: красный; CТС: 4845№792678;

ПТС: 33 ОЛ 388883; Собственник ТС: Филатова Ксения Гавриловна; Дата ДТП: 10.04. 2015 г.

Термины и определения:

Восстановительный ремонт - комплекс мероприятий (работ), необходимых для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств, предусмотренных нормативно-технической документацией завода-изготовителя, которые АМТС имело непосредственно до повреждения.

Ущерб - согласно статьи 15, ч. 2 ГК РФ под реальным ущербом "понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества".

В соответствии с действующей экспертной методикой, под «ущербом» Экспертом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей:

Затраты, необходимые для восстановления эксплуатационных свойств и потребительских качеств АМТС, которые оно имело на момент повреждения (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются), или

Сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС, за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить.

Предмет экспертизы: установление наличия и характера технических повреждений, стоимости АМТС и отдельных элементов, стоимости восстановительного ремонта и утраты товарной стоимости АМТС, в связи с ДТП или в результате иных повреждений и событий.

Метод исследования:

Производство исследования осуществлялось в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативными и методическими документами на основе научно обоснованных и апробированных приемов исследований.

Экспертное исследование на основании определения суда для проведения
представляет собой сочетание логического анализа и инженерных расчетов. Вместе с тем, в зависимости от вида транспортного средства и вопросов, поставленных на разрешение, исследования могут носить характер, отличный от общеустановленного. Исследование производится на основе анализа данных и представленной информации, и последующих ответов на поставленные вопросы.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

1. Материал проверки по ДТП.

Исследованием установлено:

10.04.2015 г., в 21 ч. 12 мин., на перекрестке Липовой ул. и Мятного пр., произошло столкновение трех ТС: ТС ВАЗ 21053, г.р.з. I900II11, под управлением водителя Петренко Ю.Л., ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, под управлением водителя Павлова Р.А., и ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, под управлением водителя Филатовой К.Г., без пострадавших.

На основании анализа представленных материалов, при указанных обстоятельствах, ожидаются механические повреждения:

Элементов кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, локализованных в передней части кузова ТС, с образованием деформаций металлических элементов, разрушением пластиковых деталей, повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней, по величине, площади повреждения и высоте расположения повреждений от уровня опорной поверхности, соразмерных выступающим частям кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567;

Элементов кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, локализованных в левой части кузова ТС, с образованием деформаций металлических элементов, повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от левой части кузова ТС к правой и от передней части кузова ТС к задней, по величине, площади повреждения и высоте расположения повреждений от уровня опорной поверхности, соразмерных выступающим частям кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23;

Элементов кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, локализованных в передней левой части кузова ТС, с образованием деформаций металлических элементов, разрушением пластиковых деталей, повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней, по величине, площади повреждения и высоте расположения повреждений от уровня опорной поверхности, соразмерных выступающим частям кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567;

Для количественной оценки характера повреждений вследствие столкновения, кузов автомобиля условно разделяют на зоны:

I – передняя часть ТС;

II – задняя часть ТС;

III, IV – соответственно левая и правая части ТС.

2. Фотоматериалы поврежденных ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, Honda Accord, г.р.з. U234UU567 и Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, приобщенные к материалам дела.

Исследованием установлено:

ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в передней части кузова ТС (в центральной части, со смещением влево, относительно продольной оси ТС), с образованием деформации передней панели, элемента капота и левого переднего крыла, образованием разрушений пластиковых деталей передней части и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней. Повреждения носят блокирующий характер. Высота расположения повреждений от уровня опорной поверхности составляет от 250 мм до 750 мм.

Весь объем повреждений ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, был разделен Экспертом по локальным зонам:

I – передняя часть кузова ТС.

Общий характер повреждений элементов передней части кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, взаимосвязан между собой и имеет общие особенности и признаки деформации элементов по высоте расположения и глубине. Наличие выраженной глубокой деформации в центральной части, по отношению к передней левой части, обусловлено различной степенью жесткости элементов – в центральной части воздействию подвергались передняя часть капота, передний бампер, решетка радиатора и передняя панель, в левой части – ребро переднего левого крыла, левая фара.

ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в задней части кузова ТС (в центральной части, со смещением вправо, относительно продольной оси ТС), с образованием деформации задней панели, элемента усилителя заднего бампера, образованием разрушений пластиковых деталей задней части и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от задней части кузова ТС к передней. Повреждения носят блокирующий характер. Измерение высоты расположения повреждений задней части кузова ТС, от уровня опорной поверхности, не произведено.

Весь объем повреждений ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, был разделен Экспертом по локальным зонам:

I – передняя часть кузова ТС;

III – левая часть кузова ТС.

Общий характер повреждений элементов задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, взаимосвязан между собой и имеет общие особенности и признаки деформации элементов по высоте расположения и глубине. Наличие выраженной глубокой деформации в центральной части, по отношению к задней правой части, обусловлено различной степенью жесткости элементов – в центральной части воздействию подвергались задний бампер с усилителем, задняя панель, крышка багажника, в правой части – заднее правое крыло, задний правый лонжерон. Характер и степень деформации элементов задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и передней части кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, сопоставимы между собой, и имеют общие следовые признаки образования, по высоте расположения и глубине, с учетом наличия первичного контакта передней части кузова ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11, со смещением вправо, относительно продольной оси ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567.

Характер и степень деформации элементов задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, исключает возможность их образования иными способами и при иных обстоятельствах.

Таким образом, Эксперт классифицирует повреждения задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, как комплекс повреждений одномоментного образования, в результате контактно-следового взаимодействия с объектом, которым могло быть ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11.

ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в левой части кузова ТС, с образованием деформации передней левой двери, левого порога, задней левой двери, центральной стойки, и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от левой части кузова ТС к правой, и от передней части кузова ТС к задней. Повреждения носят блокирующий характер. Высота расположения повреждений от уровня опорной поверхности составляет от 200 мм до 900 мм.

ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, имеет механические повреждения элементов кузова, локализованные в передней левой части кузова ТС, с образованием деформации переднего левого крыла, капота, усилителя переднего бампера в левой части, разрушением пластиковых элементов в передней левой части кузова ТС, и повреждением ЛКП в зоне силового воздействия, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней. Повреждения носят блокирующий характер. Высота расположения повреждений от уровня опорной поверхности составляет от 150 мм до 750 мм.

Характер и степень деформации элементов левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, сопоставимы между собой, и имеют общие следовые признаки образования, по высоте расположения и глубине, что отчетливо наблюдается при натурном сопоставлении взаимодействующих ТС, на фотоснимках с места ДТП.

Характер и степень деформации элементов левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, и передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, исключает возможность их образования иными способами и при иных обстоятельствах.

Таким образом, Эксперт классифицирует повреждения левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, как комплекс повреждений одномоментного образования, в результате контактно-следового взаимодействия с объектом, которым могло быть ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23. Эксперт классифицирует повреждения передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, как комплекс повреждений одномоментного образования, в результате контактно-следового взаимодействия с объектом, которым могло быть ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567.

ВЫВОДЫ:

Ответ на 1 вопрос:

Повреждения автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, могли быть образованы при ДТП от 10.04.2015 г., при указанных обстоятельствах столкновения.

Механизм образования повреждений задней части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, обусловлен внешним ударно-динамическим контактно-следовым взаимодействием, с признаками направления вектора силового воздействия от задней части кузова ТС к передней, с объектом, которым могло быть ТС ВАЗ, г.р.з. I900II11..

Механизм образования повреждений левой части кузова ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, обусловлен внешним ударно-динамическим контактно-следовым взаимодействием, с признаками направления вектора силового воздействия от левой части кузова ТС к правой, и от передней части кузова ТС к задней, с объектом, которым могло быть ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23.

Ответ на 2 вопрос:

Повреждения автомобиля Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, могли быть образованы при ДТП от 10.04.2015 г., при указанных обстоятельствах столкновения.

Механизм образования повреждений передней левой части кузова ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, обусловлен внешним ударно-динамическим контактно-следовым взаимодействием, с признаками направления вектора силового воздействия от передней части кузова ТС к задней, с объектом, которым могло быть ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567.

Ответ на 3 вопрос:

Определим стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, согласно предоставленным в распоряжение Эксперта материалам.

В соответствии с действующей экспертной методикой, размер расходов на восстановительный ремонт определяется суммой стоимости ремонтных работ (работ по восстановлению, в том числе окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), стоимости используемых в процессе восстановления транспортного средства деталей (узлов, агрегатов) и материалов взамен поврежденных.

Расчет размера расходов (в рублях) на восстановительный ремонт производится по формуле:

Свр = Рр + Рм + Рзч

Свр – стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт);

Рр – расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства;

Рм – расходы на материалы;

Рзч – расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов).

Размер расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается:

а) на дату дорожно-транспортного происшествия;

б) с учетом условий и географических границ товарных рынков материалов и запасных частей, соответствующих месту дорожно-транспортного происшествия.

Определение номенклатуры комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене, и установление размера расходов на запасные части проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей (поставка только в комплекте, поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку) и т.д.).

Размер расходов на материалы при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается автоматически программным комплексом AUDATEX по методике AZT.

Размер расходов на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

Pзч – расходы на запасные части при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);

m – количество наименований комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;

k j – количество единиц комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащих замене при восстановительном ремонте транспортного средства;

Стоимость новой запасной части j-го наименования, установка которой назначается взамен комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства (рублей);

И j – износ комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства (процентов).

Определение стоимости новой запасной части, установка которой назначается взамен подлежащего замене комплектующего изделия (детали, узла и агрегата) j-го наименования, осуществляется методом статистического наблюдения, проводимого среди хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих в пределах географических границ товарного рынка новой запасной части j-го наименования, соответствующего месту дорожно-транспортного происшествия. Стоимость новой запасной части j-го наименования рассчитывается как средневзвешенное значение ее цены с учетом долей хозяйствующих субъектов (продавцов) на товарном рынке новой запасной части этого наименования.

Затраты на проведение восстановительного ремонта с учётом износа (восстановительные расходы (Рвр)). В соответствии с действующей экспертной методикой размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене.

Расчет расходов на восстановительный ремонт проводится по формуле:

С в р = Рр +Рм +Рзч

Свр - стоимость ремонта (расходы на восстановительный ремонт) (рублей);

Р р - расходы на проведение работ по ремонту транспортного средства (рублей);

Р м - расходы на материалы (рублей);

Р з ч - расходы на запасные части, используемые взамен поврежденных деталей (узлов, агрегатов), (рублей);

Износ комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:

И ки – износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);

е – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72);

∆ Т – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) его срока эксплуатации (значения коэффициента для различных типов транспортных средств приведены в таблице Приложения к Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства);

Т ки – срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (лет);

∆ L – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием (значения коэффициента для различных типов транспортных средств приведены в таблице Приложения к Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства);

L ки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия (тысяч км).

При этом на комплектующие изделия (детали, узлы, агрегаты), которые находятся в заведомо худшем состоянии, чем общее состояние транспортного средства в целом и его основных частей, вследствие влияния факторов, не учтенных при расчете износа (например, проведение ремонта с нарушением технологии, не устранение значительных повреждений лакокрасочного покрытия), может быть начислен дополнительный индивидуальный износ в соответствии с к Положению банка России №432-П от 19 сентября 2014г.

Износ комплектующих изделий ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, в рамках настоящего исследования, при расчете, принимается равным 50%, как максимально допустимый.

Расчет стоимости нормо-часа.

Определение стоимостных параметров (стоимость нормо-часа) при ремонте АМТС осуществляется Экспертом с учетом условий регионального рынка услуг и сложившихся средних расценок по видам работ и типу АМТС (а также по маркам и моделям АМТС), если эти параметры не заданы правоприменителем (в постановлении или определении уполномоченного лица или органа).

Расчет стоимости комплектующих деталей.

Итоговый расчет стоимости запасных частей, необходимых для восстановительного ремонта ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, поврежденных в результате ДТП от 10.04.2015 г.

Стоимость затрат на материал, необходимый для окраски рассчитан автоматически программным комплексом AUDATEX по методике AZT, и составляет 23 130 (Двадцать три тысячи сто тридцать) рублей.

Стоимость затрат на проведение восстановительного ремонта ТС Honda Accord, г.р.з. U234UU567, на дату ДТП 10.04.2015 г., с учетом округления составляет:

Без учета износа 619 000 (Шестьсот девятнадцать тысяч) рублей;

С учетом износа 417 700 (Четыреста семнадцать тысяч семьсот) рублей.

Перечень работ по ремонту АМТС соответствует рекомендациям завода-изготовителя. Нормативная трудоемкость выполнения работ по ремонту АМТС взята из программы AUDATEX (Германия). Транспортное средство идентифицировано по модели и комплектации. Нормативная трудоемкость по замене деталей включает в себя комплексы по снятию/установке.

По результатам исследования рынка подержанных автомобилей, Экспертом установлено, что рыночная стоимость автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, на дату повреждения, в соответствии с выборкой цен объектов аналогов, с учетом корректировок, может составить величину, соразмерную стоимости восстановительного ремонта, без учета износа заменяемых деталей.

Таким образом, Эксперт считает, что, наиболее вероятно, стоимость восстановительного ремонта автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, поврежденного в результате ДТП от 10.04.2015 г., является экономически не целесообразной.

В связи с вышесказанным, для установления величины возмещения ущерба, в результате повреждения автомобиля, возможно и целесообразно назначение дополнительной экспертизы, для установления действительной рыночной стоимости автомобиля Honda Accord, г.р.з. U234UU567, на дату ДТП 10.04.2015 г., и стоимости его годных остатков, после повреждения.

Ответ на 4 вопрос:

Определим стоимость восстановительного ремонта автомобиля Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, согласно предоставленным в распоряжение Эксперта материалам. Методика определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, полностью идентична.

Расчёт износа произведён в соответствии с Постановлением банка России №432-П от 19 сентября 2014г. "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства".

Износ комплектующих изделий ТС Toyota Corolla, г.р.з. Х342ХХ23, в рамках настоящего исследования, при расчете, принимается равным 31,67%.

Износ элементов, влияющих на безопасность движения транспортного средства:

Для комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности) транспортного средства принимается нулевое значение износа.

Расчет стоимости нормо-часа.

Стоимость затрат на материал, необходимый для окраски рассчитан автоматически программным комплексом AUDATEX по методике AZT, и составляет 13 455 (Тринадцать тысяч четыреста пятьдесят пять) рублей.

Прочие повреждения, указанные в актах осмотра, приобщенных к материалам дела, не приняты к расчету, в связи с отсутствием локализации повреждений в представленных для исследования фотоматериалах.

Перечень работ по ремонту АМТС соответствует рекомендациям завода-изготовителя. Нормативная трудоемкость выполнения работ по ремонту АМТС взята из программы AUDATEX (Германия). Транспортное средство идентифицировано по VIN номеру. Нормативная трудоемкость по замене деталей включает в себя комплексы по снятию/установке.

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия .

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу - как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Как мы работаем

1 Обращение в компанию Вы можете либо позвонить, либо заказать звонок на сайте, а также приехать к нам в офис. 2 Согласование договора Если у Вас не осталось больше вопросов и наше предложение удовлетворяет Вашим требованиям, мы составляем договор и переходим к выполнению исследования, или же готовим информационное письмо для предоставления в суд. 3 Выполнение работы После получения документов и оплаты специалист приступает к работе, организовывается выезд при необходимости. 4 Результат работы! Итогом нашей работы является акт экспертного заключения (заключение специалиста), подготовленное в соответствии с действующими методиками и нормативно-правовыми актами.

Вам необходима экспертиза?

Узнать подробную информацию об экспертизе, сроках её проведения, необходимых документах и стоимости, а также получить бесплатную консультацию можно у нашего специалиста:

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния транспортных средств

  1. Каково техническое состояние автотранспортного средства, его узлов, деталей, механизмов? Соответствует ли оно техническим нормам и иным требованиям безопасности движения и эксплуатации транспорта?
  2. Исправно ли данное автотранспортное средство (механизм, узел, деталь)? Если нет, то в чем заключается неисправность? Когда она возникла (до, в момент, после ДТП)?
  3. Повлияла ли данная неисправность на возникновение и развитие ДТП? Если да, то каким образом? Каково влияние неисправности на управляемость транспортного средства?
  4. Находится ли событие ДТП (столкновение, наезд и пр.) в причинно-следственной связи с данной технической неисправностью?
  5. Была ли техническая возможность предотвращения ДТП при том техническом состоянии транспортного средства, в котором автомобиль находился в момент происшествия?
  6. Была ли возможность установления неисправности автотранспортного средства, повлекшего ДТП, водителем, лицами, ответственными за выпуск автомобиля в рейс?
  7. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства, способствовали или могли способствовать ДТП?
  8. Какой ремонт должен быть произведен для восстановления поврежденного транспортного средства? Каково качество произведенного ремонта автомашины? Каков размер материального ущерба, причиненного автомобилю в результате происшествия (комплексно с товароведческой экспертизой)?

Ряд вопросов этого рода автотехнической экспертизы решается комплексно с участием эксперта-металловеда

  1. Вследствие чего произошел излом: удар, усталость металла, дефект изготовления?
  2. Есть ли дефекты в данных узлах или деталях автотранспортного средства?
  3. Соответствует ли материал детали проектно-расчетным и техническим нормам?
  4. Как происходила коррозия металла деталей транспортного средства (равномерно, давно, недавно)?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой механизма дорожно-транспортного происшествия

  1. Каковы траектории (направления движения) и характер движения транспортных средств и других причастных к ДТП объектов (в том числе пешеходов) до удара (опрокидывания транспортного средства)?
  2. Каков механизм развития ДТП от начальной до конечной фазы? Какова техническая характеристика каждой из фаз происшествия: начальной, кульминационной, финальной, конечной?
  3. За какое время данное транспортное средство могло преодолеть данный отрезок пути? Какова была скорость движения транспортного средства до столкновения (наезда)? Какова величина тормозного, остановочного пути?
  4. Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП в данный момент времени? До какого момента у него была эта возможность? Как должен был действовать водитель в данной ситуации в соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД), чтобы иметь возможность вовремя остановить транспортное средство? Какие пункты ПДД нарушены, и существовала ли причинная связь между этими нарушениями и фактом совершения ДТП?
  5. Где находилось место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, место, где транспортные средства вошли в соприкосновение)?
  6. Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, расположение транспортного средства и пешехода) в момент удара и в другие моменты ДТП?

Вопросы, разрешаемые автотехнической экспертизой технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке ДТП

  1. Какова обстановка на месте ДТП: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги? Каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте ДТП? Имелись ли на месте ДТП уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях?
  2. Каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей?
  3. Была ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и пр.) и других особенностей?
  4. Какие обстоятельства, связанные с состоянием дорожной обстановки, способствовали возникновению ДТП (в том числе: отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение и пр.)?