С изменениями и дополнениями от. Административная и судебная практика по закупкам Порядок рассмотрения жалобы фас

Правила и порядок подачи жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу регламентируется законом №44 Федерального закона. Сама по себе жалоба в ФАС не имеет строгой установленной формы, однако за годы практики подачи претензионного ходатайства выработалась определенная форма документа, который следует придерживаться.

В данной статье мы ответим на следующие вопросы: как подача жалобы в ФАС регламентируется на законодательном уровне? какие особенности и нюансы следует учитывать при составлении ходатайства? какие документы необходимо приложить? каковы сроки подачи и рассмотрения заявления? Читайте далее.

Законодательные требования к документу

Правила составления, подачи и рассмотрения жалобы в Федеральную Антимонопольную Службу прописаны в следующих нормативных актах:

Информация

Наиболее исчерпывающая информация о процедуре подачи жалобы в Антимонопольную службу представлена именно в статьях 105-106 Закона №44 Федерального закона.

Инстанции обращения

Что касается места обращения, то, согласно Закону, следует обратиться в одно из следующих:

  • Региональное Управление Федеральной Антимонопольной Службы , если закупки совершались для нужд конкретного региона;

В этом случае жалоба подается по местонахождению заказчика.

  • Федеральное Управление Федеральной Антимонопольной Службы , если закупки совершались для нужд Федерации в целом.

Структурные особенности

В соответствии с частью 8 статьи 105 Закона №44 Федерального закона, при составлении жалобы на неправомерные действия или проявление бездействия заказчика следует учитывать следующие структурные и содержательные особенности:

  • В “шапке” указывается следующая информация: реквизиты заказчика (наименование учреждения, адрес точного расположения, контактная информация). После прописываются реквизиты заявителя (ФИО, адрес проживания, контактный телефон и номер факса (если есть);
  • Далее прописывается название одной закупки, из-за которой подается жалоба на заказчика. Не следует указывать сразу несколько наименований закупки, в противном случае велика вероятность, что работник антимонопольной службы вернет заявление (на основании письма Минэкономразвития России от 29 июля 2015 года № Д28и-2221), отказав в его рассмотрении;
  • После прописываются конкретные действия/проявление бездействия заказчика, из-за которых заявитель решил подать заявление. Крайне важно перечисленные нарушения подкрепить подходящими законодательными ссылками, подтверждающими правоту заявителя и основательность подачи претензии;
  • В части выдвижения требований необходимо сослаться на статью 106 Закона №44 Федерального закона, согласно которой заявитель вправе предъявить ФАС исполнение следующих требований: временно прекратить деятельность поставщика до момента, пока жалоба не будет рассмотрена полностью или вовсе аннулировать результаты (если они уже известны); организовать проведение внеплановой проверки; выдать заказчику документ, в котором говорится о необходимости в установленные сроки устранить выявленное нарушение;
  • В части “Приложения” следует перечислить прилагаемые к жалобе документы (какие именно, читайте в следующем разделе);
  • В самом конце указывается дата подачи документа и личная подпись заявителя.

Образец

Необходимая документация

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона №44 Федерального закона, к жалобе необходимо приложить документы, которые подтверждают указанные в основной части документа факты и обстоятельства. К таким документам могут относиться:

  • доверенность, в которой говорится о наличии полномочий на подписании заявления (жалобы);
  • документы, подтверждающие совершение закупки, указанной в основной части. Например, договор;
  • другие дополнительные документы (при наличии и необходимости);

Сроки

Сроки подачи жалобы в ФАС представлены в пунктах 3-6 статьи 105 Закона №44 Федерального закона. Согласно им:

  • Претензионное ходатайство на документы о закупке должно подаваться в установленные сроки подачи подобных заявок;
  • Жалоба на неправомерные действия/бездействие заказчика подается в течение десяти суток с момента размещения в ЕИС и на электронной площадке;
  • Если закупки совершались на электронной площадке, срок подачи жалобы составляет тридцать суток с даты, когда неправомерные действия/бездействие было зафиксировано.

Информация

Если положенные для подачи ходатайства сроки истекли, единственным способом обжаловать действия заказчика станет обращение в суд.

Что касается сроков рассмотрения жалобы, то они выглядят следующим образом:

  • После подачи жалобы в ФАС она проходит процедуру обязательной регистрации;
  • После этого, в течение трех суток заявитель получает уведомление о дате и времени рассмотрения поданного ходатайства;
  • Рассмотрение ходатайства занимает до пяти дней;
  • Результаты рассмотрения (решение) изготавливаются в течение следующих трех дней.

Информация

Если полученные результаты не устраивают заявителя, то, в соответствии с частью 1,4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в течение следующих 90 дней (отсчет со дня получения решения на руки) он вправе обжаловать его в судебном порядке, путем обращения в Арбитражный суд.

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

7. Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Сроки рассмотрения жалобы.

В течение двух рабочих дней со дня поступления жалобы в ФАС России заявителю, заказчику, оператору электронной площадки направляется сообщение о времени и месте рассмотрения жалобы. ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части. Сведения о принятой жалобе, о решении по результатам рассмотрения жалобы размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Мадрих - Юридическая компания

В некоторых случаях конкурентные процедуры по 44-ФЗ проходят не очень благоприятно для заказчика. В частности, случается это, когда заказчик (уполномоченный орган) осуществил нарушение требований законодательства о госзакупках. Чаще участник размещения заказа вынужден обратиться в контролирующий орган с жалобой на действия заказчика.

Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи.

Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаем необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в ФАС:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

К первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

К второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе прописывается:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

  • поручить составление жалобы юристу или попросить его представить нормативное обоснование, а жалобу писать самостоятельно;
  • информация в жалобе должна быть четко, просто, понятно изложена без излишнего цитирования закона;
  • желательно выделить основную информацию жирным шрифтом или курсивом, при этом такого выделения в тексте жалобы должно быть немного;
  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

Первый пункт вовсе не шутка. Составить грамотную и обоснованную жалобу в ФАС могут только юристы, но чаще юристы именно специализирующиеся на госзакупках. Поскольку данная сфера достаточно специфичная, необходимо обладать глубокими познаниями закона, подзаконных актов и практики применения.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Обжалование решения ФАС по жалобе в рамках 44-ФЗ возможно в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке. В других статьях более подробно разберем данный вопрос.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

А также предпринимателей заставляют и тех, и других принимать кардинальные решения относительно сложившейся ситуации.

Некоторые, восприняв нарушения, достаточно эмоционально со временем «остывают» и не желают связываться с причиной своего нервного потрясения. А некоторые готовы идти дальше и доказывать свою правоту в государственных органах. И вот здесь стойкие борцы за справедливость наталкиваются на обязательство соблюдения четкого алгоритма действий.

Любые обращения в государственные структуры должны соответствовать требованиям нормативного характера. Соответственно, прежде чем подавать жалобу, нужно обратиться за профессиональной помощью к специалисту в данной области. Интернет-паутина просто пестрит объявлениями разнообразных консалтинговых и юридических организаций относительно предоставления услуг в области составления жалоб и сопровождения дел о нарушениях в сфере рыночных и финансовых отношений, а также конкуренции.

Однако стоимость таких услуг очень завышена. Только за одну жалобу в ФАС предприимчивые организации берут от 3 000 до 5 000 рублей. Разница в стоимости услуг зависит от региона, статуса и репутации исполнителей.

Что же делать, если оплатить полный пакет услуг накладно? В конце концов, не боги горшки обжигают. Нужно самостоятельно подготовить жалобу, а научиться этому очень просто, если четко следовать определенным инструкциям.

Предприниматель, потребитель или же законный представитель предприятия, организации или же учреждения, чьи права нарушены, для подготовки жалобы должен иметь:

  • регистрационные данные о предприятии (его руководителе-директоре) /предпринимателе/физическом лице (паспортные данные), адресные данные, контактные телефоны для связи, электронная почта;
  • код предприятия/номер ИНН;
  • документальные доказательства, которые могут подтвердить нарушение прав предпринимателя/предприятия/физического лица-потребителя;
  • нормативное определение реальности совершения незаконных действий;
  • компьютер/ноутбук;
  • доступ к Интернету (для того, чтобы определить правомерность своей позиции, с точки зрения закона, а также скачать образец жалобы в ФАС );
  • возможность распечатать и скопировать документы;
  • конверт и деньги на оплату расходов по отправке жалобы в соответствующее отделение ФАС.

Следует обратить особое внимание на то, что подготовку к самостоятельному составлению жалобы нужно начать с определения ее предмета и реальной целесообразности для обращения в ФАС. После этого необходимо уделить время изучению нормативной базы, которая регулирует отношения в сфере деятельности ФАС. Кроме того, следует изучить вопрос относительно того, действительно ли Федеральная Антимонопольная Служба имеет право рассматривать конкретное обращение.

Если жалоба будет абсолютно аргументирована, а документы, поданные вместе с ней, полностью раскрывают суть нарушения, ее имеют право не рассматривать, если нарушены сроки обращения. Чтобы избегать подобного рода нежелательных ситуаций, нужно отправлять жалобу в течение 10 календарных дней. Указанный срок начинает исчисляться со дня официального размещения на сайте:

  • протоколов оценки, а также сопоставления заявок для участия в конкурсе (если это был конкурс);
  • протокола аукциона (если это открытый аукцион);
  • протокола, в случае признания аукциона (конкурса) таким, что не состоялся;
  • протокола рассмотрения заявок (для обеспечения участия в будущем конкурсе/аукционе)

Если составляемая жалоба будет подаваться в связи с бездействием (действием) оператора электронной площадки, который влияет на аккредитацию участника размещения заказов, она может подаваться на протяжении 30-ти дней со дня совершения такого бездействия (действия) – глава 3.1 Федерального Закона 94-ФЗ.

Жалоба должна быть подана не только в установленные законом сроки, но и в определенной форме. В соответствии с нормативными требованиями такие жалобы в обязательном порядке подаются в письменном виде (нарочно, непосредственно в территориальный орган ФАС или же с помощью почты), а также с помощью факсимильной связи.

Кроме того, закон разрешает подавать жалобы с помощью электронной почты, предварительно подписав такую жалобу в ЭЦП. Но в этом случае существует реальная угроза, что поданную жалобу могут несвоевременно зарегистрировать, следовательно, отказать в рассмотрении и удовлетворении требований. Поэтому желательно жалобы стоит подавать в обычном бумажном виде.

Сроки рассмотрения жалобы в ФАС

Федеральная антимонопольная служба России в соответствии с действующим федеральным законодательством обязана осуществлять рассмотрение поданных жалоб в четко установленное время.

На протяжении двух рабочих дней с момента фактического получения документа, ФАС обязана разместить поданный документ в соответствующем реестре ЕИС. Все заинтересованные лица имеют право (для того, чтобы отстоять свои интересы, обязаны) подавать в письменном виде возражения относительно предмета жалобы. Делается это в срок не позднее, чем за два дня до даты назначенного рассмотрения.

ФАС обязана рассмотреть поданную жалобу на протяжении пяти рабочих дней, а также разместить результаты ее рассмотрения в определенном реестре ЕИС в течение трех дней.

По результатам рассмотрения вопроса о нарушениях ФАС имеет полное право приостановить осуществление закупки и выдать конкретному заказчику четкое предписание на устранение допущенных нарушений.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конкуренции, может быть уголовная, административная, а также гражданско-правовая. К таким видам ответственности лицо может быть привлечено в и административном порядке.

К уголовной и гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены виновные исключительно в судебном порядке. А к мерам административного характера могут привлекать федеральный антимонопольный орган и его многочисленные территориальные подразделения.

н/п Виды ответственности за нарушение антимонопольного законодательства Суть ответственности Примечание
1. Уголовная Уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства наступает в связи с недопущением, устранением или же ограничением конкуренции. Этот вид применяется согласно статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации Ответственность наступает в виде штрафа, ареста лица или лишением свободы (до двух лет)
2. Гражданско-правовая Такой вид обязательства основывается на возмещении причиненных материальных убытков, на основании ст. 14, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации Возмещение убытков может осуществляться как юридическим лицом, так и определенным субъектом РФ или же муниципальным образованием
3. Административная Данный вид представляет собой наложение на лицо (юридическое или физическое) административный штраф или же дисквалификацию Такие виды обязательства, разграничение и определение лица, которое должно быть привлечено, предусмотрены ч. 2 статьи 19.5 и статьей 19.8 КоАП Российской Федерации

Подводя итоги, можно сказать, что самостоятельно составить жалобу в Федеральную антимонопольную службу совсем не сложно, если подойти к этому вопросу со всей серьезностью. Минимум эмоций и максимум терпения помогут не только отстоять свои законные права, но и сохранить финансы.

Мы надеемся, что наша статья помогла читателю ответить на вопрос – как составить жалобу в ФАС.