Пожарная робототехника. О компании. Роботы на вооружении в МЧС РФ
В России пожарные роботы эксплуатируются, в частности, Центром по проведению спасательных операций особого риска Лидер, в котором существует Управление робототехнических средств - с 1997 года. В 2006 году создан НИЦ Р - Научно-исследовательский центр робототехники во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны.
Одно из перспективных направлений разработки пожарных роботов - роботы-аватары, которые позволят операторам безопасно работать на пожарах.
Компании-производители пожарных роботов
Российские
НИЦ Р - Научно-исследовательский центр робототехники во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО)
ЭФЭР - ООО Инженерный центр пожарной робототехики ЭФЭР, Петрозаводск, Россия
официальный сайт: www.firerobots.ru
Новости
2019.05.26 В Японии сформирован отдельный отряд пожарных роботов, предназначенный для тушения особо тяжелых и масштабных возгораний. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Kyodo.
В отряд входят роботы четырех категорий - робот с ковшом и руками-манипуляторами для разбора завалов, две колесные машины с водяными пушками и летающий беспилотник, который передает видеопоток с пожара в оперативный штаб. Все 4 робота отряда перевозит один автомобиль.
Отряд будет базироваться в городе Итихара, префектуре Тиба - здесь много хранилищ нефти и нефтеперегонных заводов, а также терминалов сжиженного газа. Пожары на таких объектах особенно опасны для людей. Источник: tass.ru
2017.03.15 Робототехнические комплексы МЧС РФ проверили в Подмосковье на готовность к паводкам и пожароопасному сезону /
А вот причем!
Автомобиль быстрого реагирования АБР РОБОТ (4326) был разработан ВНИИПО и изготовлен на ЗАО «ПО «Берег». По сути, это передвижной домик для пожарной модификации аккумуляторного робота малого класса «Кузнечик» (МРК-25 "Кузнечик") МРК-РП, который предназначен для работы в тех условиях, где человек находиться не может.
АБР-РОБОТ предназначен для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности с использованием мобильного противопожарного робототехнического робота легкого класса МРК-РП, а именно:
- подачи в очаг возгорания воды из цистерны объемом 1 м3 с использованием стационарной установки пожаротушения тонкораспыленной водой (УПТВ);
- подачи в очаг воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака объемом 0,5 м3 или сторонней емкости;
- проведение аварийно-спасательных работ с помощью комплекта аварийно-спасательного оборудования «Спрут»;
- доставки к месту пожара боевого расчета, способного обслуживать и управлять робототехническим средством в соответствии с задачей для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения;
- доставки сопутствующих инструментов, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и запаса огнетушащих веществ;
- доставки противопожарного робототехнического комплекса легкого класса к месту проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения в условиях повышенной опасности, в населенных пунктах и на промышленных объектах.
Боевой расчёт: Пять человек (включая водителя).
Технические характеристики
Шасси: КамАЗ-(4326).
Ёмкость цистерны для воды: 1000 литров.
Ёмкость бака для пенообразователя: 500 литров.
Колесная формула:4х4.
Максимальная скорость: 80 км/ч.
Габаритные размеры: 7630х2490х3290 мм.
Полная масса: 11350кг.
Мобильный робототехнический комплекс разведки и пожаротушения МРК-РП
МРК-РП предназначен для проведения разведки и тушения локальных пожаров при ликвидации последствий аварий, отягощенных химическим и радиационным загрязнением, сопряженных с рисками гибели и травматизма личного состава, а именно:
-подачи в очаг возгорания ОТВ (водопенный раствор) от водопенного модуля пожаротушения;
-подачи в очаг возгорания ОТВ (порошка) от порошкового модуля пожаротушения;
-подачи в очаг возгорания тонко распыленной воды от АБР-РОБОТ через 50-ти метровую катушку по рукаву высокого давления;
-подачи в очаг воздушно-механической пены низкой кратности от АБР-РОБОТ через 50-ти метровую катушку по рукаву высокого давления или пены высокой кратности через пожарный рукав и генератор пены высокой кратности (ГВП), закрепленный на манипуляторе, от цистерны;
-ведение предметной разведки в дневное и ночное время суток и в условии задымленности.
Тактико-технические характеристики:
Масса снаряженного МР, не более кг 360
Максимальная скорость передвижения МР, не менее, м/с 1,0
Высота преодолеваемого МР порогового препятствия, м 0,25
Допустимый угол крена, дифферента МР, не более, градус 35
Глубина преодолеваемой МР водной преграды, не более, м 0,1
Глубина преодолеваемого МР снежного покрова, не более, м 0,1
Номинальная грузоподъемность манипулятора, кг 30
Предельно допустимая грузоподъемность манипулятора, кг 50
Управление МР с ПУ на расстоянии:
1. по кабелю, м, до 200
2. по радио на открытой местности, м, до 1000
Габаритные размеры МР, не более, м
Длина- 1,35
Ширина- 0,7
Высота- 0,8
Время непрерывной работы, ч, не менее 4
Источники
Множество различных видов роботов за последнее десятилетие далеко не удивительный факт, ученые успели создать роботов-собак, роботов-альпинистов, пылесосов и еще множество разных видов и типов, которым присуща своя специализация. Вот и в этот раз специалисты из Политехнического университета Вирджинии и университета Пенсильвании постарались и представили первые разработки робота-пожарного.
По замыслу разработчиков, робот будет абсолютно автономен и сможет эффективно действовать в различных чрезвычайных ситуациях, преимущественно внутри замкнутых помещений и отсеков военных судов. Подобная специализация не случайна, так как заказ оформлен Исследовательской лабораторией ВМФ США.
Назвали будущего пожарного соответствующе - Shipboard Autonomous Firefighting Robot, сокращенно SAFFiR и уже сейчас ведутся работы над программой полевых испытаний, в рамках которой робот сможет впервые проявить себя и показать на что он способен.
Робот-пожарный обеспечен системой различных датчиков, и в состоянии перемещаться вертикально, а так же удерживать свое положение при большом угле крена корабля. Кроме того, робот получил возможность ориентироваться в пространстве, а так же может рассмотреть окружающую обстановка как в условиях сильного задымления так и при сильной засветке от открытого пламени.
Студенты университетов Вирджинии и Пенсильвании, которые ведут свою работу под руководством профессоров и иных специалистов, уже разработали и показали, как будут работать сложные алгоритмы управления робота. В его функционал разработчики заложили умение передвигаться по различным поверхностям, обнаруживая и огибая препятствия, а так же находить оптимальные маршруты своего продвижения.
Несмотря на то, что разработка SAFFiR начал еще три года назад, разработчики решили не оставлять устаревшее оборудование и модернизировали аппаратную часть робота. Так, например, установленные изначально сервоприводы получили новые искусственные мускулы. А для защиты компонентов робота от открытого пламени была разработана специальная резина, из которой можно сформовать изделие любой формы и которая выдерживает нагрев до температуры в 500 градусов по шкале Цельсия.
На данном этапе разработки, робот проходит последние испытания для максимальной отладки алгоритмов программ системы управления, а так же дорабатываются некоторые части конструкции. После всех подготовок, разработчики готовы подвергнуть свое творение настоящим испытаниям, в ходе которых будет решено, как скоро робот появится на свет во всей своей красе.
«Мобильная роботизированная установка пожаротушения», — сухо называют спасатели нововведение, поступившее в пожарную часть. Стальной помощник уже успел полюбиться суровым сотрудникам МЧС, которые считают, что новые технологии уже давно пора применять в чрезвычайных ситуациях.
Маленький робот, смутно напоминающий «Валли», героя одноимённого мультфильма, стоит в большом гараже, спрятавшись от дневного света. Рядом спешно проходят пожарные, приехавшие с вызова, чуть подальше инженеры осматривают машины, перебирая влажные гидранты.
Робот соседствует с большими пожарными машинами. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
«Этот робот предназначен прежде всего для проведения разведки и тушения пожаров там, где невозможно пройти людям, например, из-за большой задымлённости или высокой температуры. Боевого крещения не проходил. Сейчас начнётся сезон — мы его и проверим», — рассказывает Валерий Гилев , начальник специализированной пожарной части № 8. Пока что работу с роботом отрабатывают на учениях.
Пожарного робота разработали на российском предприятии «Инновационные технологии спасения» в Москве. Длина и ширина робота — 90х70 см, высота — 60 см. Весит примерно 100 кг и передвигается со скоростью не больше 3 км/ч.
Робот-пожарный управляется дистанционно с помощью джойстика. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
Управляется он дистанционно (до 200 метров) с помощью специального джойстика, на котором установлен монитор. С его помощью оператор может видеть передвижения, а также направлять струю из воды, порошка или пены на определенные места. К слову, сейчас обучаются пять человек для работы с пермским «Валли».
«Робота хватает на три часа. Затем его необходимо заряжать. Это его единственный, хоть и небольшой, минус. А так, конечно, это новое слово в пожарном деле. Ведь раньше, 30 лет назад, у нас были только ЗИЛы. Сейчас техника развивается, модернизируется и совершенствуется», — добавляет Гилев.
Механическое устройство необходимо присоединить к гидранту для подачи воды. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
Заместитель начальника по технической части Сергей Минин — на данный момент единственный оператор железного огнеборца, самостоятельно изучивший документацию и ведущий процесс наладки робота. Имя четырехколёсному товарищу он пока еще не дал, просто называет его «МУПР». Как говорится, попадёт на задание, тогда и получит свое прозвище — шутит спасатель.
Выйдя во двор, Сергей решил продемонстрировать все возможности робота. Сначала МУПР подсоединяют к гидранту. Затем Сергей что-то нажимает на джойстике — и аппарат оживает, сзади загораются яркие огни, а на металлической мордочке ярко светится глаз-фонарик.
Имя четырехколёсному товарищу пока не дали, зовут его просто «МУПР» . Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
Проехав несколько метров, робот начинает испускать воду. МУПР может «стрелять» со скоростью 20 литров в секунду. Струю при желании можно изменить. Допустим, во время пожара робот может охладить себя, включив систему орошения.
«МУПР» может «стрелять» со скоростью 20 литров в секунду. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
«Управлять им не так трудно. Здесь важно приспособиться к особенностям его передвижения. Со временем становится и вовсе легко», — добродушно улыбается оператор, словно подросток, играющий в компьютерную игру.
Сергей Минин — единственный на данный момент оператор, способный управлять роботом. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
МУПР продолжает показывать свои фишки. Он крутит «головой», обливая водой большую площадку перед собой, быстро меняет позицию, попутно увеличивая дальность струи. Рядом собираются спасатели, с удивлением наблюдая за представлением своего неодушевленного коллеги.
Робот-пожарный может изменять дальность струи. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
Могут ли в будущем заменить людей роботами на месте пожара? Пожарные гордо говорят, что такого никогда не произойдёт, ведь техника — это, прежде всего, вспомогательная сила для человека.
«Как я уже говорил, в опасных зонах роботы — огромное подспорье для тушения огня. Они не горят и не боятся дыма. Основную же работу всегда выполняем только мы», — отмечает Валерий Гилев.
Сегодня в России существуют многочисленные разновидности роботизированной техники. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
Сегодня в России существуют многочисленные разновидности роботизированной техники. Это и летательные аппараты, и передвижные роботы на гусеничном и колёсном ходу. Они выполняют различные задачи, начиная от разведки и сбора информации и заканчивая разбором завалов и обломков.
В Перми робот-пожарный — первый экземпляр подобного рода. В будущем планируется увеличить количество стальных помощников в несколько раз.
Пожарные роботы (роботизированная установка пожаротушения) - это отдельный подкласс противопожарного оборудования, который набирает все большую популярность в мировой практике. Они незаменимы в ситуациях, когда человек не может находиться в зоне горения в связи с высоким риском для жизни или когда невозможно получить доступ к тому или иному объекту.
Роботизированные лафетные стволы - это перспективное направление в сфере производства противопожарной техники, которое постоянно развивается и предлагает все более эффективные решения для борьбы с возгораниями разных масштабов и типов.
Характеристики и функции пожарных роботов
Роботизированные пожарные комплексы производятся на базе и используют в качестве огнетушащих веществ воду и пену.
Они могут включать в себя разное количество элементов в зависимости от модификации, но обязательные требования к такого рода устройствам регулируются ГОСТом. Цена на пожарного робота формируется с учетом производственных показателей, комплектации и функциональных возможностей.
Одним из главных преимуществ этого вида пожарной техники является дистанционное управление. Специально разработанное программное обеспечение позволяет задавать индивидуальные параметры тушения пожара в каждом конкретном случае, что повышает эффективность предпринимаемых мер по устранению возгорания.
Один лафетный ствол-робот может охватить значительную площадь (до 15000 м2), что позволяет использовать его на таких крупных пожароопасных объектах, как складские помещения, предприятия нефтяной и химической промышленности, портовые сооружения.
Кроме основной функции - непосредственно тушения пожара - пожарный робот может транслировать данные при помощи встроенной камеры и инфракрасного сканера. Некоторые модели оснащены автоматической сигнализацией, дополнительной защитой от пыли и влаги, взрывозащищенным корпусом и другими усовершенствованиями. Программная система управления позволяет не только контролировать процесс пожаротушения, но и определять координаты очага возгорания и пораженную площадь, налаживать связь между несколькими объектами роботизированной установки. Мобильные пожарные роботы могут передвигаться по обслуживаемой территории в соответствии с командами оператора.
Лафетный ствол роботизированный: где купить по выгодной цене
На нашем сайте вы можете подобрать и купить пожарные роботы, изготовленные по новейшим технологиям производства согласно государственным нормам и требованиям к этой категории техники. Так как мы являемся производителем, наши цены вас приятно удивят.
Вся продукция поставляется с гарантийными сертификатами соответствия и проходит предпродажную проверку. Поэтому роботизированный лафетный ствол, купленный в нашей компании, станет надежным помощником на долгие годы.