Подростковая колония. Детки в клетке. Колония для девиц. За что подросток может попасть в исправительное учреждение

Побывал в колонии для трудных подростков.
Вот, что он пишет:

Эхо Москвы Екб опубликовало твит о посещении трудными подростками воспитательной колонии. С учетом того, что из двух имеющихся в области колоний осталась одна Кировоградская (в которой в 2007-м произошел страшный бунт, унесший жизни как сотрудников так и пацанов), понятно что выезд был именно туда. Я не смог не оставить своих комментариев по этому поводу, так как именно Кировоградской воспитательной колонии оставил лет 8 своей жизни…

Естественно в профилактических целях подобные выезды практиковались и раньше, но именно раньше они и мели, на мой взгляд, профилактическое воздействие на пацанов… Сейчас все по другому. Приезжая в зону эти “трудные”, для которых зачастую пачка Доширака в день является большим счастьем, с учетом к примеру пьющей беспробудно матери и сидящего к примеру отца, а чаще отцов и матерей фактически нет они впадают в ступор от увиденного…

Нет, не от периметра с колючкой, хотя бесспорно это оказывает какое то психологическое воздействие на неокрепшую психику, не на “автоматчиков”, которых в принципе особо не видно… Ступор наступает от того, что они видят в каких условиях оказывается “можно жить”! Двухярусные койки отменили давно, и в чистеньких отрядах стоят прибранные, с чистыми простынями одноярусные кровати с личной тумбочкой. Спортзал, спортивные тренажеры, комнаты отдыха с плазмой или LCD панелями, хорошие музыкальные комплексы.

Новый, нынешний руководитель ГУФСИН съездив в одну из Европейских стран, решил пойти дальше и сейчас заканчивается реконструкция одного из отрядов, который будет разбит на небольшие отсеки с двумя-тремя кроватями, все это будет под евроремонт и пластиковые полупрозрачные перегородки… Добротный банный комплекс с оборудованием для стирки белья. Баскетбольная площадка, футбол, ХОККЕЙНЫЙ КОРТ с формой для любителей зимних видов спорта, теннисные столы, свежеотремонтированный клуб с киноустановкой. Ну и я тренировал их спортивному Кунг-Фу

Отдельно столовая. Собственная хлебопекарня, ФРУКТЫ и СОКИ в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ежедневном рационе… Мясо, яйцо, рыба, масло – по неплохим нормативам.

Гости – это отдельная тема. Лично я привозил в колонию и А.В.Новикова, где он даже спел в отряде и подарил парням гитары, привозил я туда и Николая Коляду с его театром, что было шоком в Кировграде (Коляда в ЗОНЕ ставит пьессу а не в городском театре), артисты и самодеятельные коллективы из области, благодаря работе областной КДНиЗП. Школа с шикарным компьютерным классом и выходом в интернет, ПТУ с обучением нескольким специальностям, в перспективе открытие автодрома для обучению навыков езды на авто.

И вновь – забор и колючка – лишь эти “неудобства” несколько смущают. Я как то привозил туда ребят из Детского реабилитационного Центра Ройзмана.

Он попросил их потом написать сочинение на тему увиденного. Двое написали “ХОЧУ В КОЛОНИЮ!!!” Сейчас там ну какбэ это получше сказать – своего рода закрытый пионэрский лагерь, что ли, и “трудные” дети из к примеру Кушвы, Дегтярска, Сагры, Таборов, Гарей и вообще большинства сельских поселений увидев то КАК “живут” их сверстники едут обратно, домой, где и простыни не меняются порой неделями (если они вообще есть), и обед приходится “искать”, и “сходить” то особо некуда, боюсь, так же могут захотеть туда “где хорошо”, но вот только забор блин… Человек ведь ищет где лучше.

Конечно это всё не говорит о том, что несовершеннолетние должны отбывать свои заслуженные (в основном) срока в нечеловеческих условиях. Хотя я помню и такие, когда в 2001 начал работать и помогать этой колонии. Конечно нужно чтобы севшие пацаны не потеряли веру в обчество, и вернулись оттуда людьми а не затравленными зверьками – именно на это и нацелен весь комплекс этих грандиозных мер, но нужны еще большие усилия, чтобы возвращался этот пацаненок не в клоаку, откуда уехал, а в хотя бы что то приближенное к тому, что он видел в лагере… И наверное в этом состоит одна из задач комиссий по делам несовершеннолетних, чтобы за время отсидки подготовить более или менее приемлемые условия для его возвращения… С учетом естественно, увиденного им.

Но возить туда парней сейчас, я бы честно не стал. Или бы полностью изменил формат таких выездов, но это отдельная и большая тема…

Вообще тема малолеток за восемь лет стала мне настолько близкой, что я могу развивать ее до бесконечности, часть своей жизни я отдал им – пацанам… И может быть именно поэтому во время трагических событий бунта в октябре 2007-го именно одного меня пацаны запустили в зону на переговоры и именно мне “выдали” заложников…

К большому сожалению подростковая преступность продолжает “иметь место” как у нас в области, так и в России наверное. Вот что делать с этим, я не знаю достаточно точно пока. И ведь в полный рост идет тенденция к смягчению наказаний для несовершеннолетних, выдумываются какие то альтернативные формы наказания – всё по барабану… “Малолетка” становится всё жестче и жесточей.



Воспитательные колонии для девушек в России есть только в двух регионах - в городе Новый Оскол Белгородской области и Томске. Сюда попадают те, кто совершил действительно тяжкие преступления. В других случаях суд редко приговаривает подростков к лишению свободы.

В Новооскольской колонии сейчас содержатся воспитанницы в возрасте от 14 до 19 лет из 53 регионов России. Среди девочек, которые освободились отсюда, практически нет рецидивисток и тех, кто был бы осужден второй раз, - и это главный показатель работы учреждения. После выхода на свободу многие продолжают работать в тех профессиях, которые получили здесь - устраиваются швеями, рабочими зелёного хозяйства, поварами, вышивальщицами, операторами ПК. В этом году ввели новую специальность - «делопроизводитель», благодаря взаимодействию колонии с местным колледжем десять девочек получили свидетельство о прохождении соответствующего курса. Некоторые за период обучения получают по три-четыре специальности, аттестат, свидетельство или диплом государственного образца.

Школа, вуз, работа

Многие воспитанницы получают профессию швею. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В первую смену воспитанницы работают на фабрике, которая находится на территории колонии, а во второй половине дня учатся в школе. Занимаются с ними восемь учителей, директор и его заместитель. Точные науки - физику и химию - преподают мужчины.

«Мы работаем согласно закону об образовании РФ и всем нормативным документам, которые издаёт Министерство образования РФ, департамент образования Белгородской области, - говорит директор средней общеобразовательной школы управления ФСИН России по Белгородской области Василий Обрезанов. - Мы учим девочек по тем же образовательным программам, что действуют во всей стране в обычных школах. Для 10-11 классов это 34 учебных часа в неделю, для 9-8 классов - 33 часа, начальные классы - 23 часа. Учитель истории и обществознания преподаёт и основы православной культуры».

Финансово школа зависит от регионального УФСИН, которое несёт все расходы на зарплату учителям, оборудование кабинетов, обеспечение учебниками и школьными принадлежностями. Классы со свежим ремонтом, в каждом - компьютер, интерактивные доски, проектор, экран.

В колонии оборудован компьютерный класс. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Василий Алексеевич не без гордости рассказывает, что у воспитанниц есть возможность получить даже высшее образование. Правда, они не сдают ЕГЭ - согласно приказу Министерства образования РФ, лица, отбывающие наказание, могут проходить государственную аттестацию в форме государственного выпускного экзамена - это контрольные работы в виде тестов по математике и сочинения по русскому языку. Именно его выбирает основная масса девочек, потому что сдать его легче, меньше психологическая нагрузка. В аттестате не указано, что он выдан в колонии. А после можно обучаться дистанционно в вузе, с которым у колонии есть договор о сотрудничестве. В этом году высшее образование здесь получают четыре человека.

«Я родилась в Пензе, когда родители развелись, переехала в Московскую область, - рассказывает 19-летняя Галина . - Попала в колонию за убийство, срок большой - девять с половиной лет. Попала под влияние старшего по возрасту человека, не слушала маму, жила сама, как хотелось. Тут нахожусь уже два года, закончила 10 и 11 классы, начала учиться на психолога дистанционно - очень хочу получить высшее образование, чтобы на свободу выйти уже с дипломом, вернуться домой к маме - она платит за моё обучение».

В колонии для несовершеннолетних крайний возраст пребывания - 18 лет, поэтому Гале предстоит переводиться отсюда во взрослую колонию. Но там, по её словам, у неё есть перспектива выйти условно-досрочно, когда она отбудет две трети срока.

Поломанные судьбы

На открытой площадке оборудована зона для сдачи норм ГТО. Фото: АиФ / Татьяна Черных

В качестве поощрения за хорошее поведение девушки могут выходить за пределы колонии в сопровождении сотрудника. И в самой колонии у них не только учёба и работа, есть и досуг, и возможность заниматься спортом - специально для них на территории оборудовали площадку для сдачи норм ГТО.

«После того, как девушки освобождаются, они забирают с собой свои кубки за спортивные достижения, грамоты, медали, очень всем этим гордятся, - говорит начальник воспитательного отдела колонии, майор внутренней службы Екатерина Жильникова. - Ведь многие из них дома не видели и не знали столько тепла, заботы и внимания, сколько они получают здесь. Это многолетняя традиция нашей колонии - создавать для девочек такую семейную атмосферу. Все сотрудники нацеливают их на ресоциализацию, на нормальную жизнь после освобождения. И девочки это прекрасно понимают - то, что они здесь приобретут, наработают, поможет в дальнейшей жизни. Поэтому они получают несколько профессий, стремятся хорошо учиться в школе. Очень радуются своим результатам, говорят - на воле я не ходила в школу, прогуливала уроки, а теперь у меня четвёрка за четверть! И эта оценка действительно заслуженная - они готовятся, делают домашние задания, стремятся, чтобы у них было меньше троек, хорошо сдать экзамены, чтобы получить хороший аттестат».

В прошлом учебном году четыре девочки стали победителями олимпиады МГУ им. Ломоносова в рамках проекта «Путёвка в жизнь». В олимпиадах участвует примерно половина осужденных. Как и у всех других учеников, у каждой девочки здесь есть портфолио, где накапливаются все достижения - учебные, творческие, спортивные.

Многие из них отбывают наказание за убийства или тяжкие телесные повреждения, как, например, 18-летняя Светлана из Брянска.

«Был семейный конфликт с маминым сожителем, и так вышло, что я сюда попала на шесть с половиной лет, - говорит она. - Тут хорошие условия, учёба, здесь я уже два года, закончила девять классов без троек. Учителя очень хорошие, всё доступно объясняют. Хочу вернуться домой и продолжать дальше учиться».

Света - активистка, у неё хорошая перспектива выйти по УДО. Она рассказывает, как победила в этом году в областном конкурсе социальных инициатив.

«Я сама захотела представить там нашу колонию, мне, конечно, помогли учителя, и мы сделали проект «Наша школа - территория здоровья», - говорит Света. - Вместе с представителем администрации колонии мы ездили в Губкин в гражданской одежде, ничем не отличались от всех других участников, и я защитила проект и стала лауреатом 2-й степени - мне дали грамоту и подарили электронные часы».

Примерно половина девочек отбывает наказание за распространение наркотиков - именно за распространение, а не за употребление. Их втягивают и подставляют наркодельцы. 18-летняя Елена из Сыктывкара - одна из таких. Она закончила дома девять классов, поступила в колледж, но не закончила первый курс, её задержали. Из положенных трех с половиной лет отбыла полтора года - у неё тоже есть перспектива на УДО.

«Я хорошо учусь - я и дома всегда хорошо училась, на производстве тоже шью хорошо. Летом у нас были дополнительные курсы - я закончила курс рабочего зелёного хозяйства и оператора ПК, недавно получила третий разряд как швея, - говорит Лена. - Когда выйду на свободу, обязательно буду учиться, на кого - ещё не знаю, мы с мамой ещё думаем. Мы с ней держим связь, она меня не бросает».

Кстати, по УДО из Новооскольской колонии выходят многие: за девять месяцев из восьми поданных ходатайств семь уже удовлетворены.

«Вы нас не боитесь?»

Картины из войлока, которые делают девочки, - настоящие произведения искусства. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Знакомимся с учителями - Василий Обрезанов показывает нам каждый класс, представляет каждого педагога. Подбирал коллектив школы он сам.

При входе в школу - выставка творческих работ девочек, которые они делают на кружках.

«У нас есть традиционные мероприятия - к Новому Году и Пасхе мы участвуем в выставках и различных творческих конкурсах, которые организуются как в колонии, так и на всероссийском уровне, - говорит заместитель директора школы Наталья Фиронова . - В этом году в региональном конкурсе поделок «Новогодняя сказка» наша колония заняла первое место. Всё это девочки делают своими руками под руководством учителей. А после освобождения они пишут нам, что кружковые занятия им пригодились - кто-то даже делает игрушки, поделки на заказ».

Учитель иностранных языков Любовь Кизилова занимается с девочками картинами из валяльной шерсти.

«Эту технику сухого валяния я чисто случайно нашла в интернете, и мы решили с девчонками попробовать. - рассказывает Любовь Алексеевна. - Первую картину делали очень долго, дня два над ней сидели, но когда показали - всем понравилось, и мы решили продолжать. Сейчас работ уже очень много».

Учитель математики Наталья Назина 20 лет работает с трудными детьми. Фото: АиФ / Татьяна Черных

Есть в колонии кабинет информатики, девочки все продвинутые, умеют пользоваться компьютерами. Математику преподаёт Наталья Назина, учитель с 20-летним стажем.

«Я всегда работала с трудными детьми и в обычной школе, - говорит Наталья Дмитриевна. - И эти девочки ведь тоже трудные, у многих из них неблагополучные семьи, и они все очень тянутся к общению. Их похвалишь - они рады, раскрываются. Знания у них, конечно, слабоваты, потому что многие толком не учились, но здесь они стараются, заинтересованы в том, чтобы активнее себя проявить и на уроках, и вне уроков. Знаете, мы никогда не интересуемся, за что они сюда попали - дети и дети, нам главное - их выучить. Когда я пришла сюда работать, мне девочки говорят: «А вы нас не боитесь?» Я так удивилась, говорю - почему я должна вас бояться? Вы - обычные люди».


В каждой стране существует своя тюремная система, отличающаяся наличием определенных правил и условий содержания заключенных. И нередко они не только не отвечают никаким стандартам и нормам, но и противоречат адекватному сосуществованию людей на одной территории. Отдельного внимания в этом плане заслуживают исправительные колонии и тюрьмы, где содержатся несовершеннолетние.

Турецкая тюрьма

Самым ярким примером нечеловеческого обхождения с заключенными и жестокими тюремными правилами, является турецкая тюрьма - Диярбакыр, где малолетние преступники отбывают свое наказание вместе с взрослыми. Это связано с особенностью турецкого законодательства, где предусмотрено заключение детей не только на условный и короткий, но и весьма длительный срок.

Условия в этой тюрьме ужасают - отсутствует какая-либо медицинская помощь, камеры переполнены, а охранники позволяют себе избивать заключенных и применять к ним различные пытки. Это оказывает необратимое воздействие на неокрепшую психику подростка, который, по сути, еще является ребенком.

Эстонские тюрьмы

Турция — далеко не единственный пример, где несовершеннолетние и дети находятся в одном и том же исправительном учреждении вместе с взрослыми. Так, в Эстонии несовершеннолетние заключенные также отбывают свой срок со старшими людьми. Тем не менее, здесь присутствует разделение на мужские и женские тюрьмы открытого и закрытого типов. Не говоря уже о том, что условия содержания сильно отличаются от турецких.

Важная особенность эстонских тюрем - это возможность социализации заключенных, что очень важно для малолетних преступников, которые еще не в полной мере могут осознать факт своего заключения и дальнейшие его последствия в жизни.

На сегодняшний день в Эстонии существуют две тюрьмы, где содержатся несовершеннолетние. Это закрытая женская тюрьма Харку и мужская закрытая тюрьма Вильянди, которая имеет открытое отделение. В женской тюрьме на сегодняшний день содержится пять несовершеннолетних, в то время как в мужской насчитывается около 100 заключенных в возрасте от 13 до 21 года.

Особенности обеих тюрем - это возможность получения рабочих специальностей для дальнейшего трудоустройства, обучение и получение сертификата о среднем образовании. На территории эстонских мест лишения свободы работают свои производства, обеспечивающие содержащихся под стражей лиц работой.

К тому же, женская тюрьма Харку предусматривает воспитание некоторыми женщинами детей возрастом до трех лет, в тюрьме присутствует специальная детская комната с кроватями и игрушками. Средний срок заключения в Харку составляет 4 года.

В Вильянди и Харку предусмотрено разделение площади тюрем на жилую и рабочую зоны, присутствуют прачечная и медицинская комнаты.

Германия

Германия - ведущая европейская страна, известная своей строгой ювенальной юстицией и привлечению родителей незаконопослушного ребенка как к материальной, так и уголовной ответственности. Тем не менее, тюрем для несовершеннолетних в стране как таковых нет.

Существуют определенные отделения при тюрьмах, где содержатся заключенные в возрасте от 14 лет до 21 года, которые получили столь строгое наказание в виду совершения особо тяжкого преступления - убийства, изнасилования или им подобных правонарушений.

Условия пребывания подростков, как и других заключенных, в немецких тюрьмах находятся на высоком уровне. Обычно тюремное заведение имеет развитую инфраструктуру, в которую входят церковь, тренажерный и актовый залы, спортплощадки, теннисный корт, библиотека, врачебные кабинеты и хлебопекарни, кухня и фабрика.

Особенность немецких тюрем - это наличие сверхнового медицинского оборудования в лазаретах, позволяющего проводить операции, комплексное обследование и лечение заключенных. Наряду с медиками в штат сотрудников немецких тюрем входят психологи, которые осуществляют работу по адаптации подростков, и работают с ними согласно индивидуальным реабилитационным программам.

В виду «мягких» приговоров для несовершеннолетних в стране, пребывание под арестом может длиться не более одного месяца или сводится всего к полугоду, в случае более серьезного нарушения.

Сложно не упомянуть США, когда разговор заходит о тюремном устройстве в различных странах, так как Америка находится на первом месте по количеству отбывающих наказание малолетних преступников - их численность составляет 90 000 человек.

При этом законодательство предусматривает полную ответственность детей за совершенные ими преступления, вплоть до смертной казни в возрасте 13-14 лет. Аналогичную меру наказания практикуют только еще три страны - ЮАР, Танзания и Израиль. В США также возможна замена казни пожизненным заключением без права на досрочное освобождение. У таких заключенных всего лишь один шанс выбраться из тюрьмы - смертельная болезнь на своей последней стадии.

Особенность тюрем в США состоит в различии судебных приговоров и предусмотренных судом мер наказаний от штата к штату. Так, посадить несовершеннолетнего в тюрьму могут в 26 штатах только за прогул школы или побег из дома. Хотя главные решения о мерах пресечения незаконной деятельности подростка выносятся федеральными органами.

Как и в большинстве тюрем, тюрьмы в США разделены на женские и мужские, а подростки отбывают свое наказание отдельно от взрослых.

На территории РФ распространена практика содержания несовершеннолетних, вплоть до возраста 19 лет, под стражей в специальных воспитательных колониях, которые еще не так давно носили название воспитательно-трудовых исправительных учреждений.

В них установлены различные условия отбывания наказаний, которые могут быть как строгими, так и облегченными или обычными, на льготных основаниях или с одиночным содержанием, в зависимости от предусмотренного наказания, которое регулируется 17 главой УК РФ.

На территории страны функционирует 41 воспитательная колония, где пребывало около 2000 человек на 1 сентября 2014 года.

Тем не менее, Россия недалеко ушла от США по количеству несовершеннолетних заключенных, она занимает второе место при 15 000 подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы и 7 000 подростков, ожидающих своего приговора в СИЗО.

УИК РФ Статья 132. Воспитательные колонии

1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.