Первые славянские государства. Славяне. современные славянские народы и государства

Самым большим по площади славянским государством в настоящее время является Россия (Российская Федерация) . Она занимает территорию в 17 075 400 квадратных километров, что составляет 76 % от площади бывшего СССР. Более трети страны расположено в Европе, остальная территория - в Азии. Общее географическое положение страны определяется как северо-восток Евразии. Россия граничит с Китаем, Монголией, Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Беларусью, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией и Норвегией, имеет выход в Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское, Черное и Балтийское моря.

Численность населения – около 150 миллионов человек, среди них 76 % - городское население, 24 % - сельское. Кроме русских, в России проживают представители более ста других национальностей, в том числе и славянских (украинцы, белорусы, поляки).

Государственным языком является русский .

В настоящее время Россия является федеративной республикой. Государство возглавляет президент.

Столица - Москва.

Краткий очерк истории

На территории современной России (Российской Федерации) в разное время располагались различные государственные образования. Наиболее ранним из них является , возникшая в конце VIII века и более чем на три века объединившая восточных славян. К XII веку Киевская Русь приходит в упадок и распадается на несколько самостоятельных враждующих между собой княжеств: Полоцкое, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Киевское, Переяславское, Новгород-Северское, Черниговское, Муромо-Рязанское, Смоленское. Наиболее сильными среди них являются Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика . Удельные княжества ведут постоянные междоусобные войны, весьма жестокие и кровавые. Этими войнами пользуются соседи русичей, и в XIII веке Новгородскому княжеству приходится постоянно отражать нападения шведов и немцев (Невская битва 1240 год и Ледовое побоище 1242 год). Восточные княжества подвергаются татаро-монгольскому нашествию и почти на двести пятьдесят лет подчиняются ханам Золотой орды; западные княжества попадают в зависимость от Великого княжества литовского и Польши. Новгородские земли сохраняют самостоятельность. Феодальная раздробленность ведет не только к политическому ослаблению и распаду государства, в языковом плане она несет также увеличение диалектных различий между говорами, что в конечном счете послужило основой для формирования трех самостоятельных восточнославянских народов и их языков.
Русские княжества в XII веке (по Голубцову; границы обобщены)

Среди восточнославянских земель постепенно растет значение Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, делает Владимир столицей княжества и начинает объединять вокруг него русские земли. Спустя некоторое время он переносит столицу в Москву, и с XIV века уже существует сильное централизованное Московское государство , образование которого фактически завершилось в 1547 году, когда Иван IV Грозный был коронован царем. С созданием единого централизованного государства связано возникновение великорусской народности . В XVI - XVII веках Россия расширяет свои границы, и в состав Российского царства вошли Поволжье, Урал, Западная Сибирь – на востоке, некоторые территории, ранее захваченные Речью Посполитой, – на западе. Это превращают Россию в обширную по территории великую многонациональную державу. Она начинает играть важную роль в европейских делах и привлекает к себе все большее внимание западных стран.

В середине XVII века царем России становится Алексей Михайлович, первый из династии Романовых, правившей государством по 1917 год. В конце XVII века на трон России взошел его сын, Петр I, правление которого в корне изменило судьбу страны. По образцу европейских государств в России открываются заводы, мануфактуры, строится флот (Россия получила выход в Балтийское море), создается регулярная армия. Коренные изменения претерпело и государственное управление: вместо боярской думы и приказов учреждаются Сенат и подчиненные ему коллегии. В 1722 году была введена , в соответствии с которой все гражданские и военные чины были разделены на четырнадцать степеней, или рангов. Начинать службу нужно было с низшего, четырнадцатого ранга, независимо от происхождения служащего. Повышение в чинах ставилось в прямую зависимость от личных успехов каждого. Ряд изменений коснулся и церкви. В 1721 году в стране уничтожается патриаршество, а на смену ему приходит Святейший правительствующий синод, возглавляет который светское лицо - обер-прокурор. Церковь, таким образом, подчиняется власти гражданской, ставится в зависимость от нее. Для четкого размежевания светской и церковной литературы вводится гражданский шрифт, после чего старым шрифтом печатались только богословские и богослужебные книги. В 1721 году Россия была провозглашена империей .

Расцветом Российской империи принято считать правление Екатерины II Великой. В это время делаются огромные шаги по пути просвещения, открывается Московский университет.

Из наиболее значимых событий до 1917 года следует отметить также Отечественную войну 1812 года; реформу 1861 года, отменившую крепостное право в России; революцию 1905 года, приведшую к созданию в России первого парламента - Думы, просуществовавшего до 1918 года.

К началу ХХ века (1914) Российская империя занимает около двадцати двух миллионов квадратных километров. В её состав входят Восточная Европа, Великое княжество Финляндия, большая часть Польши, Кавказ, Сибирь, часть Средней Азии.

Среди наиболее значимых политических событий ХХ века нужно назвать февральскую и октябрьскую революции 1917 года; гражданскую войну; образование нового государства - Союза Советских Социалистических Республик (СССР) , в состав которого входила Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) ; коллективизацию; репрессии 1930-х годов; Великую Отечественную войну; период «Оттепели» начала 60-х годов и последовавший за ним период застоя. После распада СССР в декабре 1991 года Россия (Российская Федерация) стала независимым государством.

Краткий очерк культуры

Русская культурная традиция берет свое начало в культуре Киевской Руси и, глубже, в культуре славянских и неславянских племен составивших древнерусскую народность. На протяжении веков она не только развивалась самостоятельно, но и испытывала на себе влияние (иногда значительное) народов, которые так или иначе взаимодействовали с русичами (финно-угорские, норманнские, балтские, тюркские племена); языческой и христианской идеологии, способствовавшей развитию архитектуры, скульптуры (вырезанные из дерева и камня идолы), живописи, письменности.

Дохристианская зодческая традиция была в основном деревянной. Некоторые формы деревянного строительства позднее вошли в каменную архитектуру и стали отличительной чертой русского зодчества. До наших дней дошло немного дохристианских памятников культуры, однако основные языческие мотивы еще долгое время присутствуют в орнаменте не только светских, но и культовых сооружений. Например, в каменной резьбе на стенах христианского собора Покрова на Нерли (г. Владимир), помимо традиционной для культовых сооружений христианской символики, растительный орнамент переплетается с изображениями львов, грифонов, мифических человеко-зверей.

Софийский собор. Киев
После крещения Киевской Руси на древнерусскую культуру сильное влияние оказывает византийская художественная и литературная традиция. Не секрет, что при выборе православия князем Владимиром немаловажную роль сыграл культурно-эстетический критерий, о котором упоминается в "Повести временных лет" . Посланцы русского князя побывали на торжественном богослужении в константинопольском храме святой Софии и были потрясены как красотой самого храма, так и великолепием и гармоничностью увиденного обряда. С крещением Руси церковное византийское искусство было воспринято и переработано под воздействием местных традиций русичами.

В летописях рассказывается, что вскоре после крещения в Киеве византийскими мастерами была возведена каменная Десятинная церковь. Мы не можем точно сказать, каким было это сооружение, так как оно было разрушено монголо-татарами в 1240 году, но в 1037 – 1054 годах в Киеве русскими и греческими мастерами был возведен Софийский собор, красотой которого мы можем любоваться по сей день. Конструкция XI века значительно отличалась от той, что представлена сейчас, после перестроек собора в XVII – XVIII веках, когда в общий вид сооружения были внесены барочные мотивы. На восточном фасаде выступало пять апсид, отражающих внутреннюю пятинефную структуру, с севера, запада и юга собор окружали открытые галереи.

Венчали собор тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. Две ассиметрично поставленные лестничные башни на западном фасаде вели на хоры. В восточной оконечности северной галереи располагалась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других политических деятелей Древней Руси).

Собор сложен из темно-красного бутового камня, перемежающегося с прослойками тонкого кирпича (плинфы), кладка основывается на розовом цемяночном растворе. Изначально кладка была открытой, но на рубеже XVII – XVIII веков стены собора были оштукатурены и побелены. К XVII веку относится и первое поновление фресок (1), которое несколько раз повторялось на протяжении XVIII – XIX веков. Особую ценность представляет мозаика (2), покрывающая около двухсот шестидесяти квадратных метров стен Софийского собора. Мозаика дошла до наших дней практически без изменений.

С середины XII века византийское влияние в архитектуре ослабевает, но в живописи продолжает сохраняться еще долгое время.

Софийский собор.Великий Новгород
Элементы западноевропейской культуры начинают проникать на Русь с середины XI века и особенно усиливаются во второй половине XII – начале XIII века, в период расцвета романского стиля и ослабления византийского влияния на Руси. Элементы романского стиля можно обнаружить в архитектуре Софийского собора в Великом Новгороде. Одним из западноевропейских элементов храма является его расположение на холме, что подчеркивает возвышение божественного над земным. Кроме того, как романское здание Софийский собор имеет массивные стены, узкие проёмы окон, углубленные порталы, которые придают сооружению особую торжественность и мощь. Обязательным и важным архитектурным элементом романского стиля является наличие башен. Софийский собор, согласно традициям романского строительства, представляет собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленяется лопатками, аркатурными фризами и галереями.

Облик новгородской Софии лучше других домонгольских храмов сохранил первоначальный вид. Первоначально, согласно древнерусской традиции, собор был сделан из дерева, позднее деревянные стены заменили кирпичными, изготовленными из местного белого камня, которые скреплялись известковым раствором. Надо сказать, что использование местного строительного материала также является традицией романского стиля.

Новгородский Софийский собор послужил образцом при строительстве Антониева (1117 – 1119) и Юрьева (1119) монастырей, Николо-Дворищенского собора (1113).

Новые новгородские постройки представляют собой четырехстолпные кубические храмы с одним куполом и тремя апсидами. Церкви Благовещения в Аркажах (1179), Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и другие, построенные в Новгородской республике на деньги прихожан, имеют небольшие размеры и очень просты в оформлении. Это обусловлено еще и тем, что храмы в Новгородской республике зачастую использовались как склады товаров, место хранения имущества граждан.

Архитектура Пскова (церковь Спаса в Мирожинском монастыре, середина XII века) отличается отсутствием столбов, трехглавыми сооружениями. В целом же древнерусская архитектура этого времени (в особенности владимиро-суздальская школа) отличается сплетением собственно русских традиций с традициями романской западноевропейской школы. Отличительной чертой русских храмов является архитектурная пластика, исполненная, в отличие от романского стиля, жизнеутверждающих сил.

В XII – XIII веках формируются местные школы живописи. Наиболее сформированными среди них являются новгородская, псковская и владимиро-суздальская, отличавшиеся в мастерстве и способе передачи персонажей. Новгородской фресковой живописи свойственно упрощение художественных приемов и экспрессивность в передаче человеческих лиц. Образы, представленные в псковской школе отличаются простотой, психологической напряженностью. Лики святых, написанные в ростово-суздальской школе, можно сказать, лиричны, теплы.

Монголо-татарское нашествие ослабило подъем русской культуры. Были разрушены многие города, уничтожены памятники письменности, живописи, зодчества, а вместе с ними утратились и некоторые художественные традиции. Во время междоусобных войн, которые наносили культуре ничуть не меньший урон, чем татаро-монголы, восстанавливать утраченное было нелегко. Новый подъем культуры на Руси начинается только с появлением нового сильного политического центра, которым становится сначала Владимир, а затем Москва, то есть с середины XIV века.

В зодчестве XIV-XVI веков традиции областных архитектурных школ Руси, сложившиеся до XIII века, получают новое направление развитие. На рубеже XIII-XIV веков в Новгороде и Пскове возобновляется каменное строительство. Новгородские постройки, как и прежде, делаются на средства отдельных граждан (бояр, купцов) и коллективов «уличан». Новые постройки отличаются легкостью, обилием света. Церкви нового типа – Спаса на Ильине улице (1374) и Федора Стратилата (1360 - 1361) – украшены декоративными нишами, которые заполнены фресковыми росписями, скульптурными вкладными крестами, треугольными впадинами (Спас на Ильине).

Ведется в Новгороде и гражданское строительство. Строятся каменные палаты с Коробовыми сводами. В 1302 году в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался.

Псковское зодчество развивается в направлении строительства крепостей. Так, в 1330 году псковскими зодчими каменными стенами был окружен Изборск – одно из крупнейших военных сооружений того времени; в Пскове был построен большой каменный кремль. Псковские архитектурные сооружения отличаются строгим видом, лаконичностью, в них почти не используется декоративное убранство. Псковские мастера разрабатывают особую систему перекрытия здания перекрещивающимися арками, что позволяет при строительстве храма отказаться от столбов.

Русские зодчие в 1367 году в Москве возводят белокаменный Кремль, а в конце XV – начале XVI века выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый и Марк Руффо ставят новые красно-кирпичные стены и башни. К этому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), новгородскими строителями построена Грановитая палата (1487– 1489), а рядом с нею псковские мастера выстроили Благовещенский собор (1484–1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505–1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555–1560 годах в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой – шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI веке (церковь Вознесения в Коломенском, 1532).

Живопись второй половины XIV–XV столетия – это время, когда творят Феофан Грек и Андрей Рублев. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублёва («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, нравственном совершенствовании, о поисках гармонии и идеала. Живопись этого времени в России по темам и жанрам (иконопись, фрески) остается глубоко религиозной, но в ней появляется обращение к внутреннему миру человека, мягкость, философичность, гуманизм.

В середине XV века окончательно пала Византия, долгое время бывшая оплотом православия. В связи с этим в Московском государстве с этого времени возникает догмат «Москва – третий Рим», который в искусстве воплощается в тяготении ко всему пышному, большому, «великому». В конце XVI века Андрей Чохов отливает «Царь-пушку», которая не произвела ни одного выстрела, несколько позже, при Анне Иоанновне, отец и сын Моторины создают огромный «Царь-колокол» (1733–1735).

В XVII и особенно XVIII веках продолжает идти процесс «обмирщения» культуры. Церковь утрачивает былую роль в распространении культурных ценностей, которая постепенно переходит в светские круги. В это время делаются попытки осмыслить и систематизировать накопленные научные знания. Большое распространение получают различного рода «Травники» и «Лечебники», содержащие описания трав и их свойств, наставления по исцелению различных заболеваний. Афанасий Холмогорский в своей работе «Шестоднев», исходя из геоцентрической теории Птолемея, описывает строение мира, представляя Землю как шар. Многие ученые предпринимают попытки географического, топонимического и исторического описания разных мест России. Так, около 1640 года появляется «Роспись Сибирским городам и острогам; в 1667 году – «Годуновский чертеж», названный по имени тобольского воеводы П.И. Годунова; в 1701 году – «Чертежная книга Сибири» С.У. Ремезова.

В церковном зодчестве продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры, появившиеся еще в XV веке, однако церкви все больше становятся похожи на светские здания – дворцы. Таковы, например, Троицкая церковь в Муроме, Троицкая церковь в Никитинках (Москва).

Палаты думного дьяка Аверия Кириллова
Каменные жилые дома появляются у дворян и богатых купцов. Характерной чертой этих сооружений является богатое декоративное оформление фасадов. Так, при отделке палат думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной были использованы нарядные изразцы с синим рисунком по белому фону. Подобные жилые сооружения появляются в Калуге, Ярославле, Нижнем Новгороде.

На рубеже XVII – XVIII веков, во время правления Петра I, в русской архитектуре появляется новый стиль, получивший название «нарышкинское барокко», или «московское барокко», в котором западноевропейский «причудливый» (3) стиль переплетается с русской декоративностью, воздушностью. «Московское барокко», преобразуя элементы западноевропейского стиля, всё-таки остается доминирующим. Главным украшением сакральных и светских зданий становятся декоративные кружева, пришедшие в этот стиль из народного промысла - резьбы по дереву. Белокаменная резьба, барочные криволинейные линии, элементы архитектурного ордера (4) придают этому стилю жизнеутверждающее, светлое начало. Кроме церкви Покрова в Филях (1693), в нарышкинском стиле возведены церковь Троицы в Новоголутвином монастыре в Коломне (1680-е), церковь Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре (1686), келейный корпус с палатами Нарышкиных в Высокопетровском монастыре в Москве (1690), церковь Благовещения в Никитском монастыре в Переславле-Залесском (1690), церковь Стефана в Мирожском монастыре в Пскове (конец XVII века), колокольня церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле (1700), колокольня Преображенского собора в Угличе (1730) и другие светские и церковные сооружения.

Церковь Покрова в Филях (1693)

«Нарышкинским барокко» завершается развитие древнерусской архитектуры и начинается её новый этап.


При Петре I Россия становится могучей империей, и на всей территории проводится широкое строительство городов и отдельных сооружений различного назначения. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки. Архитектура Петровской эпохи утверждает могущество России. Условно этот период называют «петровским барокко», но нужно иметь в виду, что в работах русских и приглашенных иностранных мастеров нередко встречаются и элементы классицизма.

Значительные преобразования в архитектуре России связаны со строительством новой столицы. Первый проект Петербурга был составлен французом А. Леблоном, но принята была лучевая планировка города, предложенная русскими архитекторами П.М. Еропкиным, М.Г. Земцовым и И.К. Коробовым. Главным лучом стал Невский проспект, лучи трех основных магистралей сходились у Адмиралтейства (первое здание Адмиралтейства построено по проекту И.К. Коробова в начале 20-х годов XVIII века). В 1703 году в Санкт-Петербурге была заложена Петропавловская крепость, в 1704 – судостроительная верфь, в 1708-1711 годах строится каменный Летний дворец Петра (архитекторы М.Г. Земцов, Н. Микетти, А. Шлютер.

Ведущими типами сооружений в Петербурге становятся не храмы, а общественные здания, городские и загородные дворцово-парковые ансамбли с симметричной планировкой объектов. Здания возводятся в духе французского классицизма.

Русское зодчество 40-50-х годов XVIII века называют русским, «елизаветинским», или «растреллиевским» барокко. Итальянец Франческо Бартоломео Растрелли прибыл в Россию вместе с известнейшим архитектором Бартоломео Карло Растрелли по приглашению Петра I в 1715 году. Вместе с ним они создавали чудесные архитектурные ансамбли и дворцы в Петровское время и время правления Анны Иоанновны, а также возвели два дворца на территории Курляндского герцогства для Бирона. Но настоящий расцвет творчества Ф.Б.Растрелли приходится на время правления Елизаветы. В 50-60-е годы по проекту обер-архитектора были построены дворец в Петергофе, Зимний дворец, перестроен дворец в Царском Селе и другие сооружения. Мастер внес в барочный стиль свои отличительные черты – он украшает все фасады здания, а не только главный, как это было принято в Западной архитектуре, очень широко использует раковинообразные декоративные детали. В традициях древнерусского зодчества Растрелли активно использует возможности цвета, ажурной пластики.

С приходом к власти Екатерины II на смену «елизаветинскому» барок-ко приходит классицизм – строгий стиль с применением классических ордерных форм. В этом стиле построены не только административные здания (Академия художеств – А. Кокоринов, В. Деламот, Мраморный дворец – А. Ринальди), но и помещичьи усадьбы, купеческие дома, дворцы мелкой знати. В стиле позднего классицизма творят В. Баженов (дом Пашкова, Каменноостровский дворец Екатерины II), М. Казаков (здание Московского Сената в Кремле, Московский университет), И. Старов (Таврический дворец).

Отличительные черты классицизма – единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма. Здания отличает четкая планировка, стоечно-балочная тектоническая масштабность. Новым в приемах архитектурной композиции времен после Отечественной войны 1812 года было свободное использование форм колоннады, аркады, портика и их сочетаний в контрасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной стены; использование форм дорического ордера с целью создания героического облика архитектуры; применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами. По-новому использовалась и декоративная скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику: лепные венки, медальоны, военная атрибутика.

С 40-х годов XIX века виден отход от русского классицизма. На развитие архитектуры оказывает влияние необходимость строительства промышленных зданий – крупных корпусов фабрик, заводов – и доходных домов, в которых располагалось большое количество квартир. При строительстве этих сооружений используются и новые материалы: чугун, прокатное железо, железобетон.

К концу XIX века создается новый стиль – модерн, в котором вычурность линий, подчеркнутая асимметричность сочетаются со стилизованным растительным орнаментом (в качестве декора используются формы лилий, орхидей, ирисов) и мягкой цветовой гаммой фасадов. Примером здания, выполненного в стиле модерн, является особняк Рябушинского (1900, архитектор Ф. Шехтель).

В архитектуре России ХХ века выделяется четыре этапа:

1) 1917 – 1932 годы – период новаторства, попытки отойти от традиционных архитектурных форм (здание Днепрогэса в Запорожье – 1929 – 1932, В. Веснин; мавзолей В.И. Ленина – 1929 – 1930, А. Щусев; четырех-пятиэтажные многоквартирные дома секционного жилого типа, фабрики-кухни, универмаги, рабочие клубы);

2) 1933 – 1954 годы – возвращение к классическому наследию (Дворец Советов в Москве – 1939, В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко; метрополитен – с 1935 года; многоквартирные дома из крупных блоков; укрупненные жилые кварталы; с 1947 года – строительство высотных зданий как символа победы в Великой Отечественной войне;

3) с середины 50-х годов – архитектура, направленная на решение задач индустриализации, удешевления объектов;

4) с конца 70-х – начала 80-х годов постепенно возвращается индивидуальное проектирование зданий, что становится особенно заметно в конце 90-х годов, когда начинается относительный подъем экономики страны.

Литература

Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки. М., 1987.
Все страны мира. Энциклопедический справочник / Авторы-сост. И.О.Родин, Т.М.Пименова. М., 2003.
Громов М.Н., Ужанков А.Н. Культура Древней Руси / История культур славянских народов. В 3-х тт. Т.1: Древность и Средневековье. М., 2003. С. 211-299.
Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995.
Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., 1998.
Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
Примечания

1. Фреска – рисунок, выполненный водяными красками по сырой штукатурке.
2. Мозаика – изображения, набранные из разноцветных кубиков смальты.
3. Барокко - от итал. barocco, фр. baroque, - странный, неправильный, причудливый.
4. Ордер – сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художест-венная обработка. Ордер включает колонну с капителью, базой, пьедесталом, а также несомые части: архи-трав, фриз и карниз. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции (дорический, ионический, коринфский).

традиционно делятся на три крупных ветви: восточную, западную и южную. Это самая многочисленна этноязыковая группа в Европе. Восточных славян представляют три народа: русские, украинцы и белорусы. Западная ветка включает поляков, чехов, словаков, словинцев, кошубов, лужичан и др. К южным славянам относят сербов, болгар, хорватов, македонцев и др. Общая численность всех славян – около трехсот миллионов.

Исторические регионы проживания славян – восточная и южная и центральная часть Европы. Современные представители славянского этноса населяют бо́льшую часть Евразийского материка вплоть до Камчатки. Славяне проживают также в Западной Европе, США, Канаде и других странах. По вероисповеданию большинство славян – христиане, православные или католики.

Восточные славяне

Достоверных сведений о происхождении и расселении восточнославянских племен в доисторический период очень мало. Известно, что примерно в пятом – седьмом веках восточный славяне заселили территорию бассейна Днепра, а затем распространились до верховьев Волги на востоке и южного побережья Балтики на северо-востоке.

Большинство исследователей считают, что к девятому – десятому столетию различные племенные союзы объединились в целостный древнерусский этнос. Именно он составил основу Древнерусского государства.

Большинство представителей народа придерживаются римско – католической веры. Однако среди поляков есть лютеране и православные.

Славянские народы сегодня

История утверждает, что первые славянские государства возникли в период, датированный V веком нашей эры. Приблизительно в это время славяне мигрировали на берега реки Днепр. Именно здесь они разделились на две исторические ветви: восточную и балканскую. Восточные племена расселились вдоль Днепра, а балканские - заняли Славянские государства в современном мире занимают огромную территорию в Европе и Азии. Народы, которые в них проживают, становятся все меньше похожими друг на друга, но единые корни просматриваются во всем - от традиций и языка до такого модного сейчас термина, как менталитет.

Вопрос возникновения государственности у славян вот уже много лет волнует ученых. Выдвинуто довольно много теорий, каждая из которых, возможно, не лишена логики. Но для того чтобы составить об этом свое мнение, нужно ознакомиться хотя бы с основными.

Как возникали государства у славян: предположения о варягах

Если говорить об истории появления государственности у древних славян на этих территориях, то ученые обычно опираются на несколько теорий, которые и хотелось бы рассмотреть. Самой распространённой на сегодняшний день версией того, когда возникли первые славянские государства, считается норманнская или варяжская теория. Она возникла в конце XVIII века в Германии. Основоположниками и идейными вдохновителями стали два немецких ученых: Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783).

По их мнению, история славянских государств имеет нордические или варяжские корни. Такой вывод ученые мужи сделали, досконально изучив «Повесть временных лет» - древнейший опус, созданный монахом Нестором. Там действительно есть ссылка, датированная 862-м годом, на то, что древние (кривичи, словены и чудь) призывали в свои земли на княжения варяжских князей. Якобы, устав от бесконечных междоусобных распрей и вражеских набегов извне, несколько славянских племен решили объединиться под руководством норманнов, считавшихся в то время наиболее опытными и успешными на территории Европы.

В былые времена в становлении любого государственного опыт его руководства был в большем приоритете, нежели хозяйственный. А в мощи и опытности северных варваров никто не сомневался. Их боевые подразделения совершали набеги практически по всей обитаемой части Европы. Наверное, исходя в первую очередь из военных успехов, согласно норманнской теории, древние славяне и приняли решение о приглашении на царство варяжских князей.

Кстати, и само название - Русь, якобы принесли именно норманнские князья. У Нестора-летописца этот момент довольно четко выражен в строке «... и выбрались три брата с родами своими, и с собою взяли всю русь». Однако последнее слово в данном контексте, по мнению многих историков, скорее обозначает боевую дружину, иными словами - профессиональных военных. Здесь также стоит отметить, что у норманнских вождей, как правило, существовало четкое разделение между гражданским родом и военным родовым отрядом, который иногда именовался «кирх». Иными словами, можно предположить, что три князья перебрались на земли славян не только с боевыми дружинами, но и с полноценными семьями. Так как в обычный боевой поход семью брать не будут ни при каких обстоятельствах, становится понятной статусность этого мероприятия. Варяжские князья приняли просьбу племен со всей серьёзностью и основали ранние славянские государства.

«Откуда есть пошла земля русская»

Еще одна любопытная теория гласит о том, что само понятие «варяги» означало в Древней Руси именно профессиональных военных. Это лишний раз свидетельствует в пользу того, что древние славяне сделали ставку именно на милитаризированных вождей. Согласно теории немецких ученых, которая основывается на летописи Нестора, один варяжский князь осел вблизи озера Ладога, второй обосновался на берегу Белого озера, третий - в городе Изоборск. Именно после этих действий, по мнению летописца, и образовались ранние славянские государства, а земли в совокупности стали называться Русская земля.

Дальше в своей летописи Нестор пересказывает легенду возникновения последующего царского рода Рюриковичей. Именно Рюрики, правители славянских государств, и были потомками тех самых легендарных трех князей. Их же можно отнести к первой «политической руководящей элите» древних славянских государств. После смерти условного «отца-основателя», власть перешла к его ближайшему родственнику Олегу, который путем интриг и подкупов захватил Киев, а затем объединил Северную и Южную Русь в одно государство. По мнению Нестора это случилось в 882-м году. Как видно из летописи, становление государства произошло благодаря успешному «внешнему управлению» варягов.

Русские - это кто?

Однако ученые до сих пор спорят о реальной национальности людей, которых так называли. Приверженцы норманнской теории считают, что само слово «русь» пошло от финского слова «руотси», которым финны называли шведов в IX веке. Интересным также является факт, что большинство русских послов, которые находились в Византии, имели скандинавские имена: Карл, Иенгелд, Фарлоф, Веремунд. Эти имена были зафиксированы в договорах с Византией, датированных 911- 944 гг. Да и первые правители Руси носили исключительно скандинавские имена - Игорь, Ольга, Рюрик.

Одним из серьёзнейших аргументов в пользу норманнской теории о том, какие государства славянские, считается упоминание о русских в западноевропейских «Бертинских анналах». Там в частности отмечено, что в 839-м году Византийский император отправил посольство своему франкскому коллеге Людовику I. В составе делегации были представители «народа рос». Суть в том, что Людовик Благочестивый решил, что «россы» - это шведы.

В 950-м году византийский император в своей книге «Об управлении Империей» отметил, что некоторые названия знаменитых днепровских порогов имеют исключительно скандинавские корни. Ну и наконец, множество исламских путешественников и географов в своих опусах, относящихся к IX-X векам, четко отделяют «русов» от славян «сакалиба». Все эти факты, собранные воедино, помогли немецким ученым выстроить так называемую норманнскую теорию о том, как возникли славянские государства.

Патриотическая теория возникновения государства

Главным идеологом второй теории является русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Славянская теория еще называется «автохтонной теорией». Изучая норманнскую теорию, Ломоносов усмотрел ущербность в рассуждениях немецких ученых о неспособности славян к самоорганизации, которая привела к внешнему управлению со стороны Европы. Истинный патриот своего отечества, М.В. Ломоносов поставил под сомнение всю теорию, решив заняться изучением этой исторической загадки самолично. Со временем образовалась так называемая славянская теория происхождения государства, основанная на полном отрицании фактов «норманнской».

Итак, какие же основные контраргументы привели защитники славян? Главным доводом является утверждение о том, что само название «Русь» этимологически не связано ни с Древним Новгородом, ни с Ладогой. Относится оно, скорее, к Украине (в частности, Среднему Поднепровью). Как доказательство приводятся древние названия водоёмов, находящихся в этой местности - Рось, Руса, Роставица. Изучая сирийскую «Церковную Историю», переведенную Захарием Ритором, приверженцы славянской теории обнаружили упоминания о народе, который называется Hros или «Русь». Племена эти селились немного южнее Киева. Рукопись создана в 555-м году. Иными словами, события, которые в ней описаны, были задолго до прихода скандинавов.

Вторым серьёзным контраргументом рассматривается и отсутствие упоминания о Руси в древних скандинавских сагах. Их было сложено довольно много, и на них, собственно, базируется весь фольклорный этнос современных скандинавских стран. Трудно не согласиться с заявлениями тех историков, которые говорят, что хотя бы в ранней временной части исторических саг должно быть минимальное освещение тех событий. Скандинавские имена послов, на которые уповают сторонники норманнской теории, тоже на сто процентов не определяют национальности их носителей. По мнению историков, шведские делегаты вполне могли представлять русских князей в далёком зарубежье.

Критика норманнской теории

Сомнительны и представления скандинавов о государственности. Дело в том, что в описываемый период, скандинавских государств как таковых не существовало. Именно этот факт вызывает изрядную долю скептицизма в том, что варяги - это первые правители славянских государств. Вряд ли приезжие скандинавские вожди, не разобравшись в построении собственной державы, стали бы устраивать нечто такое в чужих землях.

Академик Б. Рыбаков, рассуждая о происхождении норманнской теории, выразил мнение об общей слабой компетентности тогдашних историков, считавших, к примеру, что переход нескольких племен на другие земли создает предпосылки для развития государственности, причем за каких-то несколько десятков лет. На самом деле процесс образования и становления государственности может длиться веками. Основной исторический базис, на который опираются немецкие историки, грешит довольно странными неточностями.

Славянские государства, по мнению Нестора-летописца, образовались за несколько десятков лет. Зачастую он приравнивает основателей и державу, подменяя эти понятия. Эксперты предполагают, что такие неточности объясняются мифологическим мышлением самого Нестора. Поэтому безапелляционное толкование его летописи весьма сомнительно.

Разнообразие теорий

Еще одна заслуживающая внимания теория появления государственности в древней Руси называется ирано-славянской. Согласно ей, на момент образования первого государства существовало две ветви славян. Одна, которая называлась русы-ободриты, или руги, проживала на землях нынешней Балтии. Другая расселилась в Причерноморье и брала свое начало из иранских и славянских племен. Сближение этих двух «разновидностей» одного народа, согласно теории, позволило создать единое славянское государство Русь.

Интересную гипотезу, которая позже выдвинулась в теорию, предложил академик НАН Украины В. Г. Скляренко. По его мнению, новгородцы обратились за помощью к варягам-прибалтам, которые назывались рутенами или русами. Термин «рутены» происходит от народа одного из кельтских племен, принявших участите в формировании этнической группы славян на острове Рюген. Кроме того, по версии академика, именно в тот временной период уже существовали причерноморские славянские племена, потомками которых являлись запорожские казаки. Эта теория получила название — кельтско-славянская.

Поиск компромисса

Нужно отметить, что время от времени появляются компромиссные теории образования славянской государственности. Именно такую версию предложил русский историк В. Ключевский. По его мнению, славянские государства составляли наиболее укреплённые на то время города. Именно в них закладывались основы торговых, промышленных и политических образований. Более того, по мнению историка, существовали целые «городские области», которые являлись маленькими государствами.

Второй политической и государственной формой того времени являлись те самые воинственные варяжские княжества, о которых говорится в норманнской теории. По мнению Ключевского, именно слияние мощных городских конгломератов и военных формирований варягов повлекли за собой образование славянских государств (6 класс школы называет такое государство Киевской Русью). Эта теория, на которой настаивали и украинские историки А. Ефименко и И. Крипьякевич, получила название славяно-варяжской. Она несколько примирила ортодоксальных представителей обоих направлений.

В свою очередь академик Вернадский также усомнился в норманнском происхождении славян. По его мнению, образование славянских государств восточных племен следует рассматривать на территории «русов» - современной Кубани. Академик считал, что славяне получили такое имя от древнего названия «роксоланы» или светлые аланы. В 60-е годы XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил считать русами аланское население Поддонья. Сегодня именно эту гипотезу также рассматривает и украинская академия наук.

Нет такого этноса - славяне

Американский профессор О. Прицак предложил совершенно иную версию того, какие государства славянские, а какие - нет. Она не основывается ни на одной из вышеперечисленных гипотез и имеет собственный логический базис. По мнению Прицака, славян как таковых вообще не существовало по этническим и государственным признакам. Территория, на которой образовалась Киевская Русь, была перекрестком торгово-коммерческих путей между Востоком и Западом. Населявшие эти места люди были своего рода воинами-купцами, которые обеспечивали безопасность торговых караванов других торговцев, а также снаряжали в путь свои обозы.

Иными словами, история славянских государств базируется на некой торгово-военной общности интересов представителей разных народов. Именно синтез кочевников и морских разбойников составил впоследствии этническую основу будущего государства. Довольно спорная теория, особенно если учесть, что выдвинувший ее ученый жил в государстве, история которого насчитывает едва ли 200 лет.

Против нее с резкой критикой выступили многие российские и украинские историки, которых покоробило даже само название - «Волжско - Русский каганат». По мнению американца, это было первое образование славянских государств (6 класс вряд ли должен знакомиться со столь противоречивой теорией). Тем не менее, она имеет право на существование и получила название Хазарской.

Коротко о Киевской Руси

После рассмотрения всех теорий становится понятным, что первым серьезным славянским государством была Киевская Русь, образованная приблизительно в IX веке. Становление этой державы проходило поэтапно. До 882 года происходит слияние и объединение под единой властью полян, древлян, словен, дреговечей и полочан. Союз славянских государств знаменуется слиянием Киева и Новгорода.

После захвата власти в Киеве Олегом начался второй, раннефеодальный этап развития Киевской Руси. Проходит активное присоединение ранее неизвестных областей. Так, в 981 году государство расширилось по восточнославянским землям вплоть до реки Сан. В 992-м были завоеваны и хорватские земли, лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. К 1054 году власть Киева распространилась практически на все а сам город стал именоваться в документах «Матерью городов Русских».

Интересно, что уже ко второй половине XI века государство начало распадаться на отдельные княжества. Однако этот период продлился недолго, и перед общей опасностью в лице половцев эти тенденции прекратились. Но позже, ввиду усиления феодальных центров и возрастающей мощи боевого дворянства, Киевская Русь все же распадается на удельные княжества. В 1132 году начался период феодальной раздробленности. Такое положение вещей, как мы знаем, существовало вплоть до Крещения всея Руси. Идея единого государства стала востребованной именно тогда.

Символика славянских государств

Современные славянские государства очень разнообразны. Их отличает не только национальность или язык, но и государственная политика, и уровень патриотизма, и степень экономической развитости. Тем не менее, славянам легче понять друг друга - все-таки уходящие в глубину веков корни формируют тот самый менталитет, который отрицают все известные «рациональные» ученые, но о котором уверенно говорят социологи и психологи.

Ведь даже если рассматривать флаги славянских государств, можно увидеть некоторую закономерность и схожесть цветовой палитры. Существует такое понятие - панславянские цвета. Впервые о них заговорили в конце XIX века на Первом Славянском конгрессе в Праге. Сторонники идеи объединения всех славян предложили принять триколор с равновеликими горизонтальными полосами синего, белого и красного цветов в качестве своего флага. Поговаривают, что образцом послужил стяг российского торгового флота. Так ли это на самом деле - доказать очень сложно, но флаги славянских государств зачастую отличаются мельчайшими деталями, а не цветовой гаммой.

В конце первой четверти VII в. приальпийские и моравские славяне восстали против аварского ига, тяготевшего над ними больше полувека. Потребность объединить силы в борьбе против общего врага привела к созданию в Центральной Европе обширной державы Само.

К сожалению, до нас дошли крайне скудные сведения об этом государственном образовании. Неясность царит прежде всего в вопросе о происхождении Само. В хронике Фредегара — главном источнике по истории державы Само — этот человек назван уроженцем Сансского округа Франкского королевства. Не менее определенно о происхождении Само высказывается автор анонимного зальцбургского трактата «Обращение баваров и карантан», который, однако, называет его славянином и князем карантанских славян (хорутан). Округ города Санс, расположенный к юго-востоку от Парижа, был одним из наиболее этнически смешанных областей Северной Галлии. В его пределах жили франки, бургунды, алеманны, но преобладающим населением были галлоримляне, в чьих руках целиком находилась торговля (документы меровингской эпохи умалчивают о купцах-франках). Между тем, по словам Фредегара, Само был купцом. В раннем средневековье понятие этнической принадлежности личности (natio) зачастую имело только географический и юридический смысл, обозначая место рождения человека и господствующую на этой территории систему права. Поэтому рождение Само в Сансском округе, строго говоря, означает только то, что он был франкским подданным.

Вместе с тем представляется весьма вероятным, что Само, даже не будучи природным франком, по крайней мере в начале своего пребывания у славян опирался на поддержку властей Франкского королевства или даже выполнял их прямые дипломатические поручения.

По сообщению Фредегара, в 623 г. Само «увлек за собой многих купцов» и отправился «торговать к славянам». Последние тогда в очередной раз восстали против власти аварского кагана, и, стало быть, поездку Само можно расценивать как военную помощь, — купцы из Франкского государства продавали в славянских землях главным образом оружие и предметы конской упряжи. Более того, Само не ограничился продажей славянам вооружения, а принял личное участие в их походе против аваров, во время которого выказал блестящие полководческие и организаторские способности: «...в деле с аварами он так пригодился, что было удивительно, и огромное множество их (аваров. — С. Ц .) было истреблено мечом винидов (славян. — С. Ц .)».

Узнав доблесть Само, пишет Фредегар, славяне избрали его «королем». В продолжение его 35-летнего царствования славянам приходилось неоднократно воевать с аварами, чтобы отстоять свою независимость, и всякий раз, благодаря воинским талантам своего вождя, они одерживали верх.

На независимость державы Само покушались также франки и лангобарды. Одно из крупных столкновений произошло около крепости Вогастисбург (точное ее местоположение не установлено), где засели главные силы славян. Трехдневное сражение закончилось полным разгромом войска франкского короля Дагоберта, длинноволосого Меровинга. Позднее славяне по распоряжению Само несколько раз вторгались в Тюрингию и Франкское королевство, грабя и опустошая их территорию.

Точных границ державы Само мы не знаем. По всей вероятности, в нее входили бывшее Карантанское княжество, Моравия, Чехия и земли лужицких сербов. Впрочем, территория, на которую распространялась власть Само, не оставалась неизменной: она увеличивалась или уменьшалась сообразно тому, как одни славянские племена присоединялись к антиаварскому союзу, а другие, напротив, выходили из него. По существу, держава Само была временной конфедерацией славянских племен, объединенных общей военной угрозой и личными доблестями одного человека. Этот союз был скреплен династическими браками славянского «короля» с местными князьками. По известию Фредегара, Само был многоженец: его 12 жен были, надо полагать, дочерями славянских вождей, признавших над собой власть Само. Тем не менее ему не удалось основать династию, и после смерти Само в 658 г. держава его распалась.

Святой Эмерам, проповедовавший в Бавapии около 680 г., писал о южных областях, входивших в державу Само, что населенные и богатые города обращены в развалины, вся страна представляет пустыню, и путешественнику страшно пускаться по ней в дорогу из-за обилия диких зверей.
________________________________________ _______________________
Вышла моя книга

Славянские страны – это государства, которые существовали или существуют до сих пор, имеющие большей частью своего населения славян (славянские народы). Славянские страны мира – это те страны, в которых славянское население составляет около восмидесяти-девяноста процентов.

А какие страны относятся к славянским?

Славянские страны Европы:

Но все же на вопрос «население какой страны относится к славянской группе?» сразу напрашивается ответ – России. Население славянских стран на сегодняшний день составляет около трехсот миллионов человек. Но ведь есть и другие страны, в которых живут славянские народы (это европейские государства, Северная Америка, Азия) и говорят на славянских языках.

Страны славянской группы можно разделить на:

  • Западнославянские.
  • Восточнославянские.
  • Южнославянские.

Языки в славянских странах

Языки в этих странах произошли от одного общего языка (его называют праславянским), некогда существовавшего у древних славян. Он формировался во второй половине первого тысячелетия нашей эры. Неудивительно, что большинство слов созвучны (например, русский и украинский языки очень похожи). Также имеются сходства в грамматике, структуре предложений, фонетике. Это легко объяснить, если учесть длительность контактов между жителями славянских государств. Львиную долю в структуре славянских языков занимает русский. Его носителями являются 250 миллионов человек.

Интересно, что флаги славянских стран тоже имеют некоторые сходства в цветовом решении, в наличии продольных полос. Связано ли это как-то с их общим происхождением? Скорее всего да, чем нет.

Страны, в которых говорят на славянских языках, не так уж и многочисленны. Но все же славянские языки до сих пор существуют, процветают. А прошло уже несколько сотен лет! Это означает лишь то, что славянский народ самый могущественный, стойкий, непоколебимый. Важно, что славяне не теряют самобытности своей культуры, уважения к своим предкам, чтят их и хранят традиции.

Сегодня есть множество организаций (как в России, так и за рубежом), которые возрождают и восстанавливают славянскую культуру, славянские праздники, даже имена для своих детей!

Первые славяне появились во втором-третьем тысячелетии до нашей эры. Разумеется, что зарождение этого могучего народа происходило в районе современной России и Европы. С течением времени племена осваивали новые территории, но все же далеко уйти от своей прародины они не смогли (или не хотели). Кстати, в зависимости от миграции, славяне делились на восточных, западных, южных (у каждой ветви было свое название). У них были отличия в образе жизни, земледелии, некоторых традициях. Но все же славянское «ядро» осталось целым.

Большую роль в жизни славянских народов сыграло появление государственности, войны, смешение с другими этническими группами. Появление отдельных славянских государств с одной стороны намного уменьшило миграцию славян. Но, с другой стороны, с этого момента смешения их с другими народностями тоже резко упало. Это позволило славянскому генофонду прочно укрепиться на мировой арене. Это сказалось и на внешности (которая является уникальной), и на генотипе (наследственных признаках).

Славянские страны в период Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла большие перемены в страны славянской группы. Например, в 1938 году Чехословацкая Республика потеряла свое территориальное единство. Чехия перестала быть независимой, а Словакия превратилось в немецкую колонию. В следующем году Речи Посполитой пришел конец, а в 1940 году то же произошло и с Югославией. Болгария встала на сторону фашистов.

Но были и положительные стороны. Например, образование антифашистских направлений и организаций. Общая беда сплотила славянские страны. Они боролись за независимость, за мир, за свободу. Особенно такие движения приобрели популярность в Югославии, Болгарии, Чехословакии.

Советский Союз же во Второй Мировой войне сыграл ключевую роль. Граждане страны самоотверженно боролись с режимом Гитлера, с жестокостью немецких солдат, с фашистами. Страна потеряла огромное количество своих защитников.

Некоторые славянские страны в период Второй мировой войны были объединены Всеславянским комитетом. Последний был создан Советским Союзом.

Что такое панславизм?

Интересно понятие панславизм. Это такое направление, которое появилось в славянских государствах в восемнадцатом-девятнадцатом веках. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, восхвалял их самобытность.

Цветами панславизма были белый, синий и красный (эти же цвета фигурируют на многих флагах стран). Зарождение такого направления, как панславизм, началось после наполеоновских войн. Ослабленные и «уставшие», страны поддерживали друг друга в трудную минуту. Но с течением времени о панславизме стали забывать. А вот в настоящее время опять есть тенденция возвращения к истокам, к предкам, к славянской культуре. Возможно, это приведет к образованию движения неопанславистов.

Славянские страны сегодня

Двадцать первый век – это время некого разлада в отношениях славянских стран. Особенно это касается России, Украины, стран Евросоюза. Причины здесь больше политические, экономические. Но несмотря на разлад, многие жители стран (из славянской группы) помнят о том, что все потомки славян – братья. Поэтому войн и конфликтов никто из них не хочет, а хочется лишь теплых родственных отношений, как было когда-то у наших предков.

Славянские страны

История становления славянского государства