Кто должен ликвидировать скважину собственник или недропользователь. Закон о регистрации скважин на воду. Получение лицензии на недропользование
Государство всегда будет контролировать полезные ископаемые и всех, кто пользуется недрами, при этом регулирование водопользования находится на первом месте из-за ограниченности запасов и тесной связи качества воды с благополучием и эпидемиологической обстановкой. Практически повсеместно потоки питьевого качества отбирают из пластов с помощью скважин на воду, при правильной организации добыча может приносить немалый доход. Соответственно, государство пытается контролировать деятельность по разработке и получать свою часть дохода с помощью принятых законов и лицензирования. Конечно, отдельного закона о скважинах на воду властями еще не принято, но этого и не требуется, так как большая часть вопросов урегулирована действующими нормами законодательства и подзаконными актами.
Нормы закона, регулирующего процесс обустройства скважин на воду
На сегодняшний день основные вопросы, связанные с регистрацией скважин, получением разрешений и лицензии на осуществление добычи воды, урегулированы следующими актами:
- Законом РФ от 1992 года №2395-I «О недрах» с изменениями и дополнениями;
- Постановлением Верховного Совета РФ от 1992 N 3314-1 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами", с изменениями;
- Инструкцией Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994г, зарегистрированной в Министерстве юстиции под № 583 . Документ определяет практический механизм выполнения норм закона № 2395-I.
К сведению! Ответственность за нарушение норм закона о водопользовании определена статьей 7.3 Кодекса об административных правонарушениях. За проведение работ по обустройству скважины под воду без получения лицензии предусматривается наказание штрафом.
Для физлиц постройка скважины под воду с нарушением норм закона наказывается штрафом 3-5 тыс. рублей, для юрлиц - 88-100 тыс. рублей, для руководителей предприятий и фирм нарушение закона влечет за собой штраф 30-50 тыс. рублей.
Что можно по закону без регистрации и лицензии
Основные положения законов и подзаконных актов об использовании скважин под воду сводятся к следующему. В соответствии с законом все пользователи, занимающиеся добычей воды из подземных водоносных пластов, с 2017 г делятся на три категории. К первой категории относят всех субъектов, использующих воду для питьевых и технических нужд и ведущих хозяйственную или предпринимательскую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Ко второй категории относятся садоводческие и дачные общества, не ведущие коммерческой деятельности и отбирающие воду в пределах норм, установленных законом. Третью категорию составляют физлица, добывающие воду в количествах и условиях, не превышающих норм, прописанных в законе и инструкции.
Кроме того, законом определены рамки и условия, выполнение которых допускает постройку и эксплуатацию скважины без регистрации и получения лицензии на бурение или водоотбор:
- Забор воды через скважину или колодец должен осуществляться из водоносных пластов, которые по закону не подлежат регистрации в государственном реестре водных запасов общегосударственного значения;
- Добыча воды осуществляется с водозабора, не используемого для систем центрального водообеспечения и водоснабжения городского или местного значения;
- Скважина дебитует в сутки не более 100 кубов воды;
- Отбор воды производится только для собственных нужд и не связан с ведением предпринимательской деятельности, как это трактуется законом.
Само собой разумеется, что контролирующие органы прекрасно осведомлены о возможностях местных водоносных слоев, глубине залегания воды, ее качестве и средних дебитах скважин, пробитых в большинстве частных домовладений, как говорится, «до песка». Периодически проводятся инспекции и проверки. Владельцев водозаборов, не укладывающихся по характеристикам в рамки, прописанные законом, первоначально предупреждают. При повторном нарушении закона штрафуют и выносят предписание о необходимости регистрации скважины на воду в установленном законом порядке. В случае невыполнения условий лицензирования закон требует прекратить отбор и заглушить скважину за счет нарушителя.
Как регистрируется водоносная скважина
Иногда владельцы водозаборных мелких скважин, пробуренных до верхнего водяного пласта, сознательно игнорируют процесс регистрации. Дебит такого водозабора редко когда превышает 500 л/ч, мощная водоотдача на глубинах около 20-ти метров — скорее исключение, чем правило. Другое дело артезианская скважина, ее бурение, обустройство и лицензирование является достаточно трудоемким занятием, не говоря уже о проблемах с законом.
К сведению! Все водоносные артезианские пласты с высоким качеством воды, соответственно, построенные скважины и водозаборы находятся на учете у государства.
Пробитая на глубину залегания известняковых пластов, она может легко в разы превысить ограничение в 100 кубов в сутки. Обычно глубина залегания таких водоносов составляет не менее 50 м, но существуют выходы пластов с чистой водой на 30-ти и даже 20-ти метровых отметках. Если на участке есть такой выход, то скважину обязательно нужно регистрировать по закону.
Подготовительные мероприятия под бурение скважины на воду
По закону бурение ствола артезианской скважины должна выполнять специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение буровых работ. Найти такую контору несложно, но они вряд ли возьмутся бурить ствол до оформления пакета разрешительных документов. Кроме того, стоимость работ составляет от 5 до 10 тыс. долл., поэтому артезианку нередко пробивают в складчину.
Удобный с технической стороны вариант бурения артезианской скважины под воду тормозится несовершенством закона «О недрах», так как многие положения о совместном пользовании просто не прописаны или не конкретизированы.
По закону лицензию на пользование артезианским водозабором выдает Министерство природных ресурсов. Прежде чем обращаться за лицензией, нужно будет получить несколько разрешений и согласований:
- Выполняется расчет планируемого потребления воды, разумеется, не самостоятельно, а специалистами. Проектный расчет согласуется с местным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
- По предоставленным планам территории отделением Роспотребнадзора выносится решение о пригодности вашего участка под обустройство скважины. По закону на площади 60 на 60 м не должно быть строений, ближайшие источники загрязнения находятся на удалении более 300 м, а в почве не должно быть опасных веществ;
- На основании этих документов можно получать согласование и заказывать проект бурения и обустройства ствола артезианской скважины.
После получения готового проекта можно обращаться в местное отделение Министерства природных ресурсов за получением лицензии. Кроме разрешений и согласований, по закону для получения лицензии на новые скважины нужно предоставить подтверждение права собственности и регистрационные документы на участок земли.
После бурения скважины на воду по закону должен быть составлен паспорт объекта с указанием характеристик скважины. Построенный ствол по закону должен быть принят в эксплуатацию комиссией. Составляется акт и протокол обследования, на основании которых сведения о регистрации скважины на воду внесут в госреестр Управления федеральной регистрационной службы, как на объект недвижимости.
Как зарегистрировать уже готовую скважину
Получить лицензию на уже действующую скважину зачастую сложнее, чем на новую. Но делать это необходимо по закону в любом случае, особенно, если скважина дает хороший дебит чистой воды. Сегодня источник качественной воды может оказаться не менее прибыльным, чем нефтяная жила, вопрос только в организации процесса сбыта. Поэтому есть смысл искать способ, как узаконить и оформить водозабор.
Для регистрации действующей скважины необходимо подать в отдел лицензирования местного управления МПРиЭ заявление, документы на участок, в том числе генеральный план и решение Роспотребнадзора о санитарном благополучии участка.
До 2020 г регистрация и получение лицензии для полулегальных скважин выполняется в порядке так называемой «водной амнистии». Если расположение водозабора и отбираемый объем воды не наносят вреда экологии и стратегическим водным запасам региона, то в большинстве случаев решение легализовать скважину принимается по закону достаточно быстро.
В качестве обоснования можно сослаться на отсутствие в регионе качественных источников питьевой воды, огромное значение водозабора для ведения хозяйства или обеспечения насущных потребностей предприятия.
Заключение
Нередко инспекция выезжает для проверки на местности указанных в заявлении сведений, поэтому придумывать и сочинять небылицы с целью получить заветную регистрацию нет смысла. Однажды отказав, природопользовательские чиновники крайне неохотно дают разрешение по повторному обращению. Кроме того, может быть выставлено предписание о постройке ограждения или сносе ряда объектов, расположенных на даче в санитарной зоне ствола. По закону необходимо выполнить требования и в трехдневный срок письменно проинформировать инспекцию о проведенных мероприятиях. Сам процесс выдачи лицензии займет не более трех дней.
p>
На территории Владимирской области имеется более 360 эксплуатируемых артезианских скважин. Они находятся на площадях промышленных предприятий, организаций, учреждений здравоохранения, гостиниц, кинотеатров, спортивных комплексов и других объектов хозяйственной деятельности.
Основная часть работающих скважин используется для добычи подземных артезианских вод в технических, хозяйственно-питьевых и технологических целях. Но огромное количество скважин в ходе реорганизации предприятий оказались брошены. При этом в последнее время наблюдается тенденция к возобновлению эксплуатации существующих заброшенных и бурению новых артезианских скважин для хозяйственно-питьевых и технических нужд предприятий.
Владельцы артезианских скважин не всегда представляют себе серьезность данных объектов, а также свою ответственность и обязанности при их содержании и эксплуатации. Между тем артезианские скважины - это водозаборные гидротехнические сооружения, предназначенные для добычи подземных (артезианских) вод из недр земли.
Для добычи подземных вод в большинстве случаев используются водозаборы типа буровых (артезианских) скважин. Скважина представляет собой вертикальную шахту, доходящую до водоносного слоя, стенки ее предохранены от обрушения металлическими (полиэтиленовыми) трубами, формирующими обсадную колонну. Обсадная труба, выступающая над поверхностью земли, - устье скважины. Для откачки воды из скважины в основном применяются насосы, опущенные в ствол через устье.
Из описания видно, что любая скважина нарушает изоляцию между водоносными горизонтами и поверхностью земли и поэтому создает возможность загрязнения. Прямой путь загрязнения - проникновение в подземное пространство через устье скважины и соединения между трубами обсадной колонны.
При этом каждая скважина - это потенциальный источник загрязнения водного объекта в месте не только ее нахождения, но и всей площади водоносного горизонта и подземного пространства, то есть недр в целом.
ЧТО ТАКОЕ АРТЕЗИАНСКИЕ ВОДЫ
Подземные воды залегают в горных породах недр земли (водоносных слоях) на различной глубине от поверхности и пополняются за счет длительной фильтрации атмосферных осадков, грунтовых вод, воды открытых водоемов через многометровые слои породы.
Отличительные особенности артезианских вод - залегание ниже одного или нескольких слоев водоупорных пород и отсутствие пополнения водоносного слоя с поверхности непосредственно над ним. Это обеспечивает артезианским водам высокую защищенность от химического и микробиологического загрязнения. Такие воды имеют высокие санитарно-эпидемиологические достоинства, которые на большинстве территорий позволяют пить их без предварительной обработки: вода обладает природной чистотой в бактериальном отношении, имеет постоянный химический состав.
Подземные воды нескольких водоносных слоев, гидравлически связанных между собой, образуют горизонты, которые распространяются на большие площади, формируя водоносный комплекс (подземный водный объект).
На территории области выделяются 29 основных водоносных горизонтов. Наибольшее значение имеют подземные воды водоносного верхне-каменноугольного карбонатного комплекса (в основном гжельско-ассельского и касимовского водоносных горизонтов). На них основано водоснабжение самых крупных городов и поселков, таких как Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный, Курлово, Кольчугино, Александров, Киржач, Струнино, Карабаново, Петушки, Покров, Костерево Собинка, Лакинск, Меленки, Судогда, частично Владимир и др. Часть подземных вод подается в Московскую область. Наименее обеспечены подземными водами Вязники и Владимир.
ЕСЛИ СКВАЖИНА ДОСТАЛАСЬ В НАСЛЕДСТВО
Согласно Водному кодексу РФ и Закону РФ № 2395-1 от 21.02.92 «О недрах», предприятия и организации, на территории которых располагаются артезианские скважины, являются пользователями недр с целью добычи пресных вод и обязаны иметь лицензию на право пользования недрами (водопользование). Предприятие-пользователь, независимо от вида деятельности и формы собственности, должно эксплуатировать скважины в соответствии с действующими правилами.
Если скважины непригодны к эксплуатации или их использование прекращено, их, согласно требованиям ст. 107 Водного кодекса и п. 3.5. СП 2.1.5.1059-01, надлежит ликвидировать или законсервировать. Кроме того, пользователь недр в соответствии с ст. 22 Закона РФ «О недрах» обязан обеспечить сохранность скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождения и (или) в иных хозяйственных целях (в том числе при чрезвычайных ситуациях).
Следовательно, пробурив новую скважину или получив существующую в наследство от предыдущих владельцев предприятия, обладатель артезианской скважины не может забыть о ее существовании. Он должен либо постоянно поддерживать ее в надлежащем санитарно-техническом (рабочем) состоянии, либо законсервировать или ликвидировать. Для выполнения требований законодательства необходимо провести ревизию территории объекта с целью выявления, с последующим восстановлением или ликвидацией, всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, создающих опасность загрязнения водоносного горизонта
ПРАВИЛА И ПОРЯДОК СОДЕРЖАНИЯ АРТЕЗИАНСКИХ СКВАЖИН
Первоначально размещение и оборудование артезианской скважины проводится согласно проекту ее строительства и организации зоны санитарной охраны (ЗСО), разработанному в соответствии с СНиП 2.04.02-84, СП 2.1.5.1059-01, СанПиН 2.1.4.1110-02 и имеющему санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. Конструкция любой скважины изначально обеспечивает герметичность соединений труб обсадной колонны, герметичность устья (оголовка), возможность осуществления профилактических и ремонтно-восстановительных работ при эксплуатации.
Каждую скважину оборудуют аппаратурой для систематического контроля соответствия дебита проектной производительности, уровня воды, отбора проб воды для лабораторных исследований. Для защиты от внешнего воздействия устье (оголовок) скважины обваловывается и располагается в наземном павильоне или подземной камере. Павильон (камера) имеет герметичные пол, стены, крышу и герметично закрытые люки, располагаемые над устьем для монтажа и демонтажа скважинных насосов, проведения других ремонтно-восстановительных работ.
По периметру водозаборного сооружения организуют зону санитарной охраны с мероприятиями режимного характера: первый пояс ЗСО имеет радиус от 30 м до 50 м во все стороны от павильона (камеры) скважины (размер ЗСО устанавливают органы Роспотребнадзора). Территория первого пояса ЗСО водозабора (скважины) должная быть спланирована, огорожена, озеленена и благоустроена. В первом поясе ЗСО запрещены все виды деятельности, непосредственно не связанные с подачей и обработкой воды, допускаются только санитарный уход и рубка зеленых насаждений.
Водозаборные сооружения (скважину), устроенные, как описано выше, владелец обязан постоянно поддерживать в заданном санитарно-техническом состоянии.
ЕСЛИ СКВАЖИНА РАБОЧАЯ
Вариант первый. Водозабор эксплуатируется в постоянном режиме для получения подземных вод, используемых предприятием для питьевых, хозяйственно-бытовых, технологических и других целей (скважина рабочая).
1.Постоянно должны проверяться и восстанавливаться санитарно-техническое состояние (особенно герметичность) оголовка скважины, люков, крыши и пола павильона, трубопроводов.
2. В соответствии с п. 3.2. СанПиН 2.1. 4.1110-02 регулярно ведутся учет объемов воды, отбираемой из водозабора, замеры положения ее уровня для систематического кон роля дебита скважины. Учет ведут в специальных журналах инструментальных наблюдений.
3. В соответствии с п. 5 СП2.1.5.1059-01 и СП 1.1.1058-01 организуется производственный контроль за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество под земных вод. Программу производственного контроля согласовывают с органами Роспотребнадзора. В нее включают лабораторные исследования качества артезианской воды по химическим, микробиологическим и радиологическим показателям. Перечень контролируемых показателей и периодичность контроля устанавливают органы Роспотребнадзора, при этом следует учитывать местные условия. Исследования выполняют лаборатории, аккредитованные в установленном порядке.
Если артезианская вода используется для хозяйственно-питьевых целей, лабораторный контроль ее качества организуют в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01. При использовании артезианской воды для всех остальных целей, кроме питьевых, лабораторный контроль ее качества организуют в соответствии с п. 5.5 СП 2.1.5.1059-01. В обязательном порядке лабораторные исследования проводятся не реже одного раза в 6 месяцев (весна, осень) по следующим показателям: перманганатная окисляемость, азот аммония, запах, мутность, санитарно-показательные микроорганизмы.
РЕЗЕРВНАЯ СКВАЖИНА
Вариант второй. Водозабор не эксплуатируется в постоянном режиме, а предназначен для получения подземных вод при чрезвычайных и экстренных ситуациях (скважина резервная) .
Поддержание водозабора (скважины) в надлежащем санитарно-техническом рабочем состоянии осуществляют, как описано выше для первого варианта: не реже одного раза в 6 месяцев владелец должен проводить профилактическую откачку артезианской воды из скважины, отбор проб воды для лабораторных исследований, заполнять журналы учета. Скважина может находиться без работы - откачки воды из водоносного горизонта, согласно РД 08-492-02, не более 6 месяцев. Если остановка работы скважины длится больше 6 месяцев, она должна быть законсервирована.
Довольно часто при многолетней эксплуатации скважин наблюдаются случаи ухудшения состояния водозабора - уменьшение дебита, ухудшение качества воды, практически полное зарастание сечения труб железистыми отложениями, появление пескования, приводящего к заиливанию скважины и выходу из строя водоподъемного оборудования, и т.п. Для своевременного обнаружения данных процессов и предусмотрены регулярные инструментальные и лабораторные наблюдения.
Ухудшение качества отбираемых вод и уменьшение дебита скважины свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии подземных вод и могут быть связаны со многими причинами. Для установления их владелец водозабора должен привлечь специализированную организацию, которая, в зависимости от своего технического и гидрогеологического состояния, даст рекомендации о возможности дальнейшей эксплуатации, проведении ремонтно-восстановительных работ, консервации или ликвидации скважины. На основании данных рекомендаций владелец скважины по согласованию с органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора принимает решение о проведении необходимых мероприятий. Консервация и ликвидация дефектных скважин заметно сокращают площади загрязненных подземных вод и понижают их минерализацию.
ЗАКОНСЕРВИРОВАННАЯ СКВАЖИНА
Вариант третий. Скважины водозаборов, эксплуатация которых прекращена по тем или иным причинам на срок более б месяцев (в том числе до проведения необходимых мероприятий по охране недр и окружающей среды), подлежат консервации в соответствии с требованиями п. 3.5 СП 2.1.5.1059-01.
Консервация скважин осуществляется по проекту, разработанному согласно РД 08-492-02, согласованному госгортехнадзором и имеющему предусмотренное п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01 санитарно-эпидемиологическое заключение. По окончании работ составляют акт о консервации скважины. После окончания проектного, строго определенного срока консервации предприятие-пользователь обязано получить разрешение на продление срока консервации и провести расконсервацию или ликвидацию скважины в установленном порядке.
СКВАЖИНА ПОД ЛИКВИДАЦИЮ
Вариант четвертый. Скважины водозаборов, которые непригодны к эксплуатации по геологическим, техническим, технологическим, экологическим, санитарно-эпидемиологическим и другим причинам, подлежат ликвидации .
Ликвидацию скважины осуществляют в соответствии с проектом тампонажа, имеющим санитарно-эпидемиологическое заключение согласно п. 2.4. СП 2.1.5.1059-01. По окончании работ составляют акт о ликвидации скважины в соответствии с РД 08-492-02.
НЕ БРОСАЙТЕ СКВАЖИНУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ !
Из всего сказанного выше следует, что водозаборные сооружения типа артезианских скважин не могут быть брошены по чьему-либо желанию, а владельцы территории, на которой они находятся, обязаны привести их в надлежащее санитарно-техническое состояние и содержать по одному из четырех указанных вариантов .
При этом все работы по исследованию, восстановлению, ремонту, консервации и ликвидации артезианских скважин должны проводить только специализированные организации в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией, имеющей положительные заключения органов Роспотребнадзора и Ростехнадзора.
Каждый пользователь (владелец) водозаборных сооружений оформляет и хранит пакет документов, включающий следующее:
- Для каждой артезианской скважины - собственный паспорт, в котором указаны все геологические, гидрогеологические, технические свойства и санитарная характеристика скважины, в дальнейшем подлежащие контролю.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам.
- Программа производственного контроля за хозяйственной деятельностью, влияющей на качество подземных вод, согласованная с органами Роспотребнадзора.
- Лицензия на право пользования недрами (водопользование).
- Результаты лабораторного контроля качества подземной воды (протоколы).
- Эксплуатационные журналы учета.
- Акт о ликвидации или консервации скважины.
Если каждый владелец водозаборных сооружений станет выполнять названные требования законодательства по охране недр и подземных вод от загрязнения, у жителей области будет запас чистых подземных вод питьевого качества.
Независимо от давности бурения, артезианская скважина является объектом недропользования, и для её эксплуатации необходимо получить лицензию на добычу подземных вод. Каким образом по новым правилам получить лицензию домовладельцу или садовому товариществу?
Ужесточение правил, связанных с лицензированием артезианских скважин, необходимо не только для того, чтобы обеспечить приток в бюджет средств землевладельцев, которым необходимо водоснабжение, а прежде всего для рационального использования важнейшего природного ресурса - воды.
КОНЕЦ АМНИСТИИ
До сентября 2016 г. в Московской области действовал о правило так называемой водной амнистии, объявленной региональным министерством экологии. Несмотря на то что обязательное лицензирование артезианских скважин в российском законодательстве закреплено в 1992 г., процедура контроля за количеством пробурённых скважин, порядком их использования и качеством полученной воды не была закреплена. Проблема заключается в том, что собственники скважин не знают, что бурение скважины и добыча воды из неё - это один из видов недропользования, на которое нужно получать соответствующую лицензию. При отсутствии должного контроля запасы воды будут быстро истощены, а имеющиеся источники загрязнятся.
По этой причине начаты проверки для выявления нарушителей. В первую очередь контролирующие органы придут к юридическим лицам (в том числе в садовые товарищества), а уже затем возьмутся за проверку частных собственников. Лицензированию подлежат артезианские (в садовых товариществах бурятся именно они) и промышленные скважины. При этом при первоначальном выявлении нарушений владельцу скважины будет объявлено предупреждение (собственникам, которые успели до 1 сентября подать документы на лицензирование, не грозил даже штраф). Если же после предупреждения собственник не предпримет мер к получению необходимых документов, его ждёт штраф.
Граждане должны будут заплатить в государственную казну от 3 до 5 тыс. руб.; должностные лица - 30-50 тыс. руб.; штраф для юридических лиц составляет от 800 тыс. до 1 млн руб.
Уплата штрафа при этом не освобождает от обязанности устранить нарушение, что закреплено в ст. 49 ФЗ «О недрах». Таким образом, после уплаты штрафа собственник скважины всё равно обязан провести работы по получению лицензии на неё или же ликвидировать источник водоснабжения.
ЛИЦЕНЗИЯ
Перед тем как обратиться за лицензией на недропользование, необходимо осуществить целый комплекс геологоразведочных работ. Они проводятся на основании проекта на геологическое изучение участка недр, который проходит обязательную государственную экспертизу. Основная задача геологоразведки состоит в том, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию вновь пробурённой или уже давно существующей скважины без угрозы для тех водозаборов, которые расположены по соседству.
Кроме того, при проведении геологоразведочных работ будет проверено, может ли скважина обеспечивать то количество воды требуемого качества, которое необходимо недропользователю.
Лицензию на геологическое изучение и лицензию на добычу подземных вод всегда получают последовательно. Получить лицензию на добычу подземных вод возможно лишь после выполнения условий пользования недрами, прописанных в лицензии на геологическое изучение.
Лицензия на недропользование составляется на фирменном бланке утверждённого образца. В тексте документа указывают, кому, для каких видов пользования недрами и на какой срок выдано разрешение. Важной частью лицензии являются приложения, где определены требования, выполнение которых принимает на себя недропользователь, и сроки их выполнения.
ЛИЦЕНЗИЯ НЕ НУЖНА
Получать лицензию на недропользование, разрешающую качать воду, нужно не всегда. Владельцам загородных домов и дачных участков необходимо знать, что лицензия не нужна, если персональный источник водоснабжения отвечает сразу трём условиям:
- объём извлекаемой воды не превышает 100 м³ в сутки;
- вода добывается выше водоносного горизонта, который является источником центрального водоснабжения;
- вода используется только для собственных нужд, а не для осуществления предпринимательской деятельности.
Чтобы проверить, какой водоносный горизонт использует ваш водяной источник, необходимо подать в территориальный фонд геологической информации (ФГИ) заявку с приложением карты местности масштабом 1: 10000 с обозначением вашего участка на ней. Карту можно заказать в местной администрации. Специалисты регионального отдела ФГИ занимаются в том числе изучением почв и водоносных слоев. Письменный ответ ФГИ является наиболее точным экспертным заключением, которое подтвердит необходимость (или докажет её отсутствие) лицензии Росприроднадзора.
ПОЛУЧАЕМ ЛИЦЕНЗИЮ
При любом объёме потребления воды для законного использования артезианской скважины (как вновь создаваемой, так и уже давно пробурённой) необходимо осуществить следующий комплекс мероприятий по геологическому изучению участка недр для поисков и оценки подземных вод.
1. Получить лицензию на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр и оценки запасов подземных вод.
2. Осуществить регистрацию работ по геологическому изучению участка недр в государственном реестре работ по геологическому изучению недр.
3. Обратиться к специалистам:
- для разработки проектов геологического изучения участка недр с последующей подачей проекта на государственную экспертизу и организации зоны санитарной охраны подземного водозабора с последующим согласованием в надзорных органах;
- для проведения работ по оценке запасов подземных вод с последующей подачей материалов подсчёта запасов подземных вод на экспертизу.
Специалисты-гидрогеологи выполнят следующие работы:
- анализ фондовых материалов по геолого-гидрогеологической обстановке в районе водозабора;
- гидрогеоэкологическое обследование территории;
- бурение разведочных скважин;
- геофизические исследования;
- опытно-фильтрационные работы;
- гидрогеохимические исследования;
- анализ опыта эксплуатации соседних водозаборов.
4. Передать материалы подсчёта запасов подземных вод в региональное подразделение Росгеолфонда и территориальный фонд геологической информации.
5. Ждать рассмотрения материалов и по результатам получить или нет лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод в случаях, когда потребление составляет более 100 м3 в сутки.
При меньшем заявленном объёме потребления воды необходимо пройти согласование отчёта в органах местной исполнительной власти. Если же водозабор рассчитан на больший объём суточного потребления, потребуется пройти государственную экспертизу запасов подземных вод. Кроме того, в этом случае нужен технический проект разработки месторождения подземных вод (технический проект водозабора).
Если вода используется для целей питьевого или хозяйственно-бытового водоснабжения, предстоит: разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения; получить санитарно-эпидемиологические заключения на проект зон санитарной охраны источника в органах Роспотребнадзора и о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
СРОКИ
Приготовьтесь к тому, что для получения лицензии вам потребуется много времени. В соответствии с действующими административными регламентами, срок рассмотрения заявки на получение лицензии на пользование недрами составляет 65 дней. После получения первой лицензии (на пользование недрами с целью геологического изучения) осуществляются разработка проекта геологического изучения и оценка запасов подземных вод (срок зависит от исполнителя и особенностей проекта). После этого получаете окончательную лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод (добавляете ещё 65 дней плюс время на процедуру закрытия первой лицензии).
Срок регистрации работ по геологическому изучению участка недр составляет десять рабочих дней, срок экспертизы проекта геологического изучения недр-70 рабочих дней. Срок проведения экспертизы материалов оценки запасов подземных вод составляет 90 дней (может быть продлён ещё на 60 дней).
Параллельно можно осуществлять работы по согласованию проекта организации санитарной зоны, поэтому эти сроки отдельно учитывать не будем. Лишь отметим, что занять это может до 5-6 мес.
Общая продолжительность всех согласований и экспертиз составляет порядка 320-340 дней. Организации, уверяющие потенциальных клиентов в том, что завершат работы за полгода и менее, просто рассчитывают на дополнительные финансовые вливания с их стороны.
НОВОВВЕДЕНИЯ
Необходимость обязательного получения лицензии на каждую артезианскую скважину-это не единственное нововведение в законодательстве о недрах.
Постановление Правительства от 11 февраля 2016 г. № 94 «Об утверждении правил охраны подземных водных объектов» обязывает владельцев водозаборных скважин оборудовать каждую из них счётчиками расхода воды и устройствами для замера уровня подземных вод. Это не ново, однако впервые эти требования собраны в одном документе. Счётчики и их показания проверяют специалисты Рсспотребнадзора, а вот мониторинг подземных вод осуществляет природоохранная прокуратура.
Ещё одно важное изменение касается требования об обязательном наличии мониторинговых скважин при суточном объеме потребления воды более 100 м³. Практика и теория пока не дают однозначного ответа, равнозначны ли мониторинговые и резервные скважины. Пока можно говорить о том, что при суточном объёме потребления воды более 100 м3 водозабор должен состоять минимум из двух скважин.
Далее, закреплено требование о том, что подземные воды должны выводиться на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений. Максимальную производительность скважины помогут определить опытно-фильтрационные работы на водозаборе. Фактически это эксперимент, в ходе которого регистрируются понижения уровней подземных вод в скважине при водоотборе, имитирующем реальную эксплуатацию. На основании этих опытных данных рассчитывают гидрогеологические параметры водоносного горизонта, вскрытого скважиной, которыми по большей части и лимитируется её максимальная производительность. Для проведения эксперимента понадобится проведение опытно-фильтрационных работ в течение минимум суток (ещё лучше, если на проведение работ выделено трое и больше суток). Опытные гидрогеологи предложат интерпретировать результаты таких работ на численных гидрогеологических моделях, имитирующих ход проведения опытно-фильтрационных работ.
Очень важно, что закреплены требования о необходимости принятия мер по предотвращению разгерметизации обсадной колонны, изолирующей водоносные горизонты (неважно при бурении новых или ремонте уже существующих скважин). Кроме того, закон закрепил, что добыча воды в большем количестве (не предусмотренном проектом) недопустима.
Наконец, все неиспользуемые и аварийные скважины должны быть ликвидированы (тампонированы) в соответствии с проектной документацией. Произвольные варианты ликвидации скважин недопустимы, все решения должны строго соответствовать первоначальной технической документации. Специалисты полагают, что это нововведение увеличит стоимость услуг организаций, занимающихся ремонтом и ликвидацией скважин.
Изменения в законодательстве о недрах в части организации водопользования говорят о том, что государство готово более внимательно относиться к этой деятельности. Очень важно, чтобы при выборе буровой компании стали уделять внимание не только стоимости погонного метра бурения. Несоблюдение технологии сооружения скважины может привести к нарушению требований законодательства о защите подземных вод от загрязнения.
Возможно Вам будет интересно:
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Номер 1 (6) 2001г
К вопросу о правах на буровые скважины
Цыганов В.Г., Главный государственный регистратор Тюменской области, председатель Тюменской областной палаты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к.ю.н., доцент; Емельянов А.С., и.о. начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Тюменского юридического института МВД РФ, к.ю.н.; Матвеев Т.Г., Ученый секретарь Тюменского юридического института МВД РФ, к.ю.н.
Существующее на сегодняшний день законодательство и его реализация в топливно-энергетическом комплексе зачастую порождают проблемы юридического характера, связанные с возникновением, переходом, обременением (ограничением) и прекращением прав на буровые скважины и иное горное оборудование. В настоящее время принято считать, что пользователь недр является собственником созданного или приобретенного им горного имущества. Но так ли это? Для ответа на этот вопрос необходимо комплексно рассмотреть статус буровых скважин, определив являются ли они объектами недвижимости и установив их собственника. Решение поставленных вопросов по мнению авторов позволит избежать возникновения юридических споров между собственником скважины, недропользователем и государством, внесет ясность в отношения, возникающие в процессе разработки недр и добычи полезных ископаемых.
Буровая скважина - это горная выработка круглого сечения глубиной свыше 5 метров и диаметром обычно 75-300 мм, проводимая с помощью буровой установки. Скважина проходят с поверхности земли и из подземных горных выработок под любым углом к горизонту. Различают начало скважины (устье), дно (забой) и ствол. Глубины скважин составляют от нескольких метров до 12 и более километров. При бурении разведочных скважин на твёрдые полезные ископаемые их диаметр обычно составляет 59 и 76 мм, на нефть и газ -100-400мм .
По назначению скважины подразделяются на:
1. разведочные - для геологических целей, инженерно-геологических и гидрологических изысканий, изучения структур, геофизических работ, поисков и разведки полезных ископаемых;
2. эксплуатационные - для добычи нефти и газа, подземных вод, минеральных солей и др.;
3. вспомогательные - нагнетательные, наблюдательные, пьезометрические, вентиляционные, водоотливные, дегазационные;
4. специальные - замораживающие, тампонажные, дренажные и т.п.;
5. взрывные - для размещения в них зарядов взрывчатых веществ.
Буровая скважина создаётся последовательным разрушением горных пород, удалением выбуренной породы и, при необходимости, закреплением стенок скважины от обрушения.
В разведочных скважинах применяют тонкостенные обсадные трубы либо тампонируются быстросхватывающимися смесями. Эксплуатационные и глубокие разведочные скважины крепят металлическими обсадными трубами и цементируют. Обсадные трубы свинчиваются или свариваются.
Технология крепления буровых скважин на нефть и газ включает установку в устье первой обсадной колонны длиной обычно до 20 метров, называемой направлением. Для обеспечения вертикальности или наклонной направленности последующему стволу скважины и для перекрытия неустойчивых верхних пород и изоляции газо-водяных притоков спускают вторую колонну обсадных труб - так называемый кондуктор длиной от десятков до сотен метров. В кольцевое (затрубное) пространство между стенками скважины и кондуктором с помощью промывочной или специальной жидкости через кондуктор закачивается цементный раствор. После окончания бурения до проектной глубины и проведения геофизических работ, выявляющих наличие продуктивных горизонтов (нефть, газ и др.), в скважину спускают эксплуатационную колонну обсадных труб. Во избежание перетоков нефти или газа в вышележащие горизонты, а воды в продуктивные пласты пространство скважины за эксплуатационной колонной также заполняется цементным раствором .
Из вышесказанного следует, что буровая скважина является сложным инженерным сооружением, неразрывно связанным с землей и участком недр и не перемещаемым в пространстве. Исходя из этого, буровую скважину необходимо признавать объектом недвижимости по признаку сооружения, соответственно, на буровые скважины должен распространяться общий правовой режим сооружений как объектов недвижимости. Говоря о скважинах как об объектах недвижимости следует отметить, что таковыми являются только эксплуатационные скважины, а также разведочные глубокого бурения, имеющие научное значение. Разведочные скважины, чье длительное использование не предполагается, а также взрывные скважины вообще не являются вещами в силу того, что они создаются для однократного использования и не приобретают самостоятельного хозяйственного назначения. Специальные и вспомогательные скважины представляют собой элементы тех объектов недвижимости для обслуживания которых они создаются и рассматриваться в качестве отдельной вещи не могут.
Основной особенностью буровых эксплуатационных скважин является то, что служат они исключительно для использования определенного участка недр, путем добычи полезных ископаемых, залегающих на одном из его горизонтов. Таким образом можно говорить о том, что буровые эксплуатационные скважины предназначены для обслуживания разрабатываемого участка недр и имеют общее с ним хозяйственное назначение. Следовательно в соответствии со ст. 135 ГР РФ буровые эксплуатационные скважины следует признать принадлежностью, а участок недр, для использования которого они предназначены, главной вещью.
Указанная выше норма предусматривает, что принадлежность, если иное не предусмотрено договором, следует судьбе главной вещи. Особенностью недр как объекта недвижимость является то, что они в силу ст. 1.2 Закона «О недрах» могут находиться только в государственной собственности. Анализ названных норм и соглашений о недропользования показывает, что эксплуатационные буровые скважины следует признать находящимися в государственной собственности.
Целесообразно данный вывод было бы закрепить или опровергнуть законодательно, т.е. в нормативном правовом акте, которым может стать Горный кодекс РФ (его проект внесен на рассмотрение в Федеральное собрание РФ), определив, что связанное горное оборудование, к которому относятся и эксплуатационные буровые скважины, является государственной собственностью. В этом случае в том же нормативном правовом акте следует закрепить за недропользователем права на справедливую компенсацию затрат, связанных с созданием, приобретением этого имущества и порядок пользования им.
В этой связи возникает необходимость в разработке специальных положений о владении, распоряжении и пользовании буровыми эксплуатационных скважинами, а также иным горным оборудованием. Распоряжение горным оборудованием при этом возможно либо с согласия специально уполномоченного государственного органа (например, Министерства РФ по природным ресурсам или Министерства государственного имущества РФ), либо путем предоставления недропользователю права самостоятельно распоряжаться данным имуществом (за исключением его отчуждения).
Примечания
1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах). /Под. ред. А.М. Прохорова. Изд. 3-е. -М.: «Советская энциклопедия», 1976, т. 23. С.500.
2. Удянский С.Н. Бурение нефтяных и газовых скважин. -М., 1961.
3. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах»// Ведомости РФ от 16 апреля 1992 г., №16, ст. 834
От редакции
Не все эксперты, ознакомившиеся с текстом статьи в ходе ее подготовки к печати, согласились с содержащимися в ней выводами. В частности, вызвал дискуссию вопрос о государственной собственности на эксплуатационные буровые скважины.
Предлагаем заинтересованным специалистам высказать свое мнение по поднятому кругу проблем.
Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.
Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.
Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.
Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.
Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.
Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.
Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.
3 комментарияСистема и наблюдатель
Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.
Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.
Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.
Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.
Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).
Гипотеза №1. Всевидящее око
Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».
Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.
Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель
Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:
Течение времени
Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.
Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.