Характеристика трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, их состав

Трудовые ресурсы - это часть населения, которая в силу со­вокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в создании материальных благ или
трудиться в сфере услуг.

Критериями для выделения из населе­ния трудовых ресурсов являются границы трудоспособного возраста, кот-е устанавливаются гос-ом и зависят от общественного строя, продолж-ти жизни людей, дру­гих соц.-экон-их факторов и от принятых в связи с этим официальных гос-ых актов. В РБ трудоспособный возраст для мужчин - от 16 до 60, для женщин - от 16 до 55 лет.

В состав трудовых ресурсов включаются: - трудоспособное население в трудоспособном возрасте; - работающие подростки (до 16 лет); - население старше рабочего возраста, принимающее участие в общественном производстве.

К трудоспособному населению относятся лица в работо­способном возрасте, за исключением неработающих инвали­дов I и II групп, а также лиц, перешедших на пенсию на льгот­ных условиях раньше установленного в общем порядке рабочего возраста.

В сос­таве трудовых ресурсов выделяются следующие категории: - занятые в общественном производстве; - занятые индивидуальной трудовой деятельностью; - находящиеся на учебе с отрывом от производства; - занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве; - военнослужащие.

Трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики. К первым относятся показатели численности и состава (возраст, пол, общественные группы и т.д.); ко вторым - показатели образовательного уровня, профессионально-ква­лификационной структуры и т.п.

Возрастные группы : молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

Половая структура труд. ресурсов характеризуется со­отношением численности мужчин и женщин. Определяется населением трудоспособного воз­раста. В РБ удельный вес мужчин - 47 %, женщин - 53 %. Это соотношение считается нормальным для экон-ки развитых стран.

По уровню образо­вания : уровень общего, специального и высшего; по социальным группам.

Соотношение работников по видам деятельности и уров­ню квалификации характеризует профессионально-квали­фикационную структуру трудовых ресурсов. Профессии оп­ределяются характером и содержанием труда, спецификой и условиями функционирования отдельных отраслей экономи­ки. В рамках общих профессий выделяются специальности. В зависимости от сложности труда выделяются высококвали­фицированные, квалифицированные и неквалифицирован­ные работники.

При определении соотношения трудовых ресурсов по кате­гориям персонала учитываются рабочие и служащие, в том чис­ле руководители, специалисты и т.д.


Основой формирования трудовых ресурсов является вос­производство населения, которое осуществляется через смену поколений в результате рождения и смерти людей, т.е. при уве­личении уровня рождаемости и продолжительности жизни бу­дет иметь место рост численности населения, а следовательно, и трудовых ресурсов. РБ отно­сится к группе стран с крайне низкой рождаемостью, на 1000 человек населения приходится 14,5-17,3 ро­дившихся.

Важное значение при формировании трудовых ресурсов имеет миграция населения.

Важная проблема это безработицы. Безработица – соц-о-экон-е явление, выражающееся в том, что определенная часть трудо­способного населения не может реализовать свой трудовой потенциал.

По определению Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) к безработным относятся лица, способные и же­лающие трудиться, активно ищущие работу.

В РБ уровень безработицы в 2000 г. - 2 %. В то же время велика доля скрытой безработицы.

Следует отметить, что в отечественной экономической литературе по экономике предприятия и финансовому анализу отсутствует единство взглядов на содержание и методику проведения анализа использования трудовых ресурсов предприятия.

Сам термин «трудовые ресурсы» является очень неопределенным. Часто на предприятии используется понятие «рабочая сила» (экономически активное население), которое включает «занятых» и «безработных». Термины «персонал предприятия» и «кадровый состав» исключают «безработных» из состава рабочей силы. Изучив учебную литературу по данному вопросу, можно прийти к выводу, что понятия «трудовые ресурсы предприятия» и «рабочая сила», отождествляют с составом занятых на предприятии.

Следует дать определения понятиям «кадры», «персонал», «трудовые ресурсы».

Кадры - это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и не основной его деятельностью. Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Персонал - весь личный состав работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.

Сам термин «трудовые ресурсы» впервые употребил С.Г. Струмилин (1922 г.) в статье «Наши трудовые ресурсы и перспективы». К трудовым ресурсам он относил часть трудового населения страны, которая занята в материальном производстве, работники непроизводственной сферы не учитывались.

Эволюция управленческой мысли привела к тому, что в настоящее время появилось множество трактовок понятия «трудовые ресурсы».

«Трудовые ресурсы - форма бытия рабочей силы, материальная основа и источник ее формирования».

«Рабочая сила - совокупность свойств человека как труженика (его физических и духовных способностей) к труду».

Трудовые ресурсы выступают в качестве предпосылки осуществления рабочей силы, ее действительного и потенциального носителя.

«Трудовые ресурсы - функционирующее и нефункционирующее (потенциальное) в обеих сферах (производственной и непроизводственной) общественного хозяйства, трудоспособное население, обладающее совокупностью физических и духовных способностей, образовательными и профессиональными знаниями».

Савицкая Г.В. допускает нечеткость в определении понятия трудовых ресурсов, относя к ним ту часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

А.А. Канке, И.П. Кошевая под трудовыми ресурсами предприятия понимают совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, а также собственников и совладельцев предприятия, которые участвуют в производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия и получают оплату за свой трудовой вклад.

Бердникова Т.Б. дает более полное определение понятия трудовых ресурсов, относя к ним население в трудоспособном экономически активном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 года), исключая неработающих инвалидов I и II групп и пенсионеров по льготному списку, К трудовым ресурсам относятся работающие пенсионеры и подростки.

Трудовые ресурсы (кадры) предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособности. Трудовые ресурсы приводят в движение материально-вещественные элементы производства. Создают продукт, стоимость и прибавочный продукт в форме прибыли. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в следующем, что каждый наемный работник может:

  • - отказаться от предложенных ему условий;
  • - потребовать изменения условий труда;
  • - потребовать модификации неприемлемых, с его точки зрения, работ;
  • - обучиться другим профессиям и специальностям;
  • - уволиться с предприятия по собственному желанию.

К абсолютным и относительным относятся следующие показатели:

  • - списочная и явочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
  • - среднесписочная численность работников предприятия и (или) его внутренних подразделений за определенный период;
  • - удельный вес работников отдельных подразделений (групп, категорий) в общей численности работников предприятия;
  • - темпы роста (прироста) численности работников предприятия за определенный период;
  • - средний разряд рабочих предприятия;
  • - удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование в общей численности служащих и (или) работников предприятия;
  • - средний стаж работы по специальности руководителей и специалистов предприятия;
  • - текучесть кадров;
  • - фондовооруженность труда работников и рабочих на предприятии и др.

Совокупность перечисленных и ряда других показателей может дать представление о количественном, качественном и структурном состоянии персонала предприятия и тенденциях его изменения для целей управления персоналом, в том числе планирования, анализа и разработки мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Рисунок 1 - Основные объекты анализа трудовых ресурсов

Под эффективной занятостью в условиях рыночных трудовых отношений понимают такую степень использования рабочей силы, при которой достигается соответствие или превышение результатов над затратами. Эффективность использования кадров существенно зависит от профессионально-квалификационной структуры. В этих условиях первоочередными становятся вопросы формирования кадрового потенциала, а именно, обеспечения предприятия работниками требуемых специальностей и уровня квалификации, способными эффективно решать возложенные на них производственные задачи.

Потребность в персонале определяется величиной спроса на продукцию, работы и услуги. Спрос на трудовые ресурсы является производным от готовых товаров и услуг, выполняемых с помощью данных человеческих ресурсов.

На отечественных предприятиях различных форм собственности всех работников принято подразделять на две группы: промышленно-производственный и непромышленный персонал. В состав первой входят рабочие, инженерно-технические работники и служащие, ученики. Предусматривается также подразделение работников этой категории на административно-управленческий и производственный персонал. Ко второй группе относят работников, занятых в транспортном хозяйстве, жилищно-коммунальном обслуживании, сфере социального обеспечения и других непроизводственных подразделениях. В последние годы все больше распространяется практика подразделения персонала в зависимости от его функций на три основные категории: руководители, специалисты, исполнители.

Следует выделить следующие важные показатели, которые включают социально-демографические особенности работников и специфику производственной и внепроизводственной среды.

К социально-демографическим особенностям работников относятся пол, возраст, образование, стаж работы и личностные ориентации. Личностными ориентациями являются интересы, потребности, целевые установки, ценностные ориентации, мировоззрение.

Факторы, связанные с особенностями производственной и внепроизводственной среды, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым факторам относятся объективные специфические условия трудовой деятельности, характеристики производственной ситуации, а косвенными являются система семейного и школьного воспитания, воздействие средств массовой информации и среды проживания.

Существует отраслевая и территориальная специфика занятости трудовых ресурсов, особенности занятости на предприятиях различной организационно-правовой структуры и формы собственности. Общая характеристика состояния трудовых ресурсов содержится в балансе трудовых ресурсов.

Баланс трудовых ресурсов может разрабатываться по различным видам трудовых ресурсов (квалифицированные рабочие, рабочие с высшим и средним специальным образованием) с любой степенью детализации. Разработка баланса трудовых ресурсов позволяет качественно и аргументированно проводить диагностику состояния трудовых ресурсов.

Общепризнанно, что уровень профессионализма работника и владение им необходимой информацией образуют его оборотный капитал, а наличие инвестиционных проектов, инновационных предложений, идей составляет его основной капитал. Капитализированная оценка рабочей силы должна выражаться в соответствующей заработной плате. Интеллектуальным капиталом является научная продукция. Отметим, что конкурентоспособность работника зависит от его здоровья и уровня духовного потенциала личности. Профессиональные знания и опыт отдельных работников в процессе производства превращаются в трудовой капитал.

Создание нормальных условий труда на всех, рабочих местах служит основой высокой трудовой отдачи персонала. Работоспособность человека и результаты его труда определяются множеством взаимосвязанных факторов, среди которых одними из первых идут условия труда, его тяжесть и интенсивность, характеризующие в конечном счете затраты и результаты труда. Поэтому рациональное использование труда предусматривает создание в каждом трудовом процессе соответствующих условий для оптимального расходования рабочей силы.

Основные задачи анализа:

  • - изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям:
  • - определение и изучение показателей текучести кадров;
  • - выявление резервов трудовых ресурсов, их более полного и эффективного использования.

Источниками информации для анализа обеспеченности и эффективного использования рабочей силы служат:

  • - план экономического и социального развития предприятия;
  • - статистическая отчетность по труду ф. №1-Т «Отчет по труду»;
  • - приложение к ф. №1-Т «Отчет о движении рабочей силы, рабочих мест»;
  • - ф. №2-Т «Отчет о количестве работников в аппарате управления и оплате их труда», данные табельного учета и отдела кадров.

Таким образом, цель анализа груда - выявление резервов и неиспользованных возможностей на предприятии, разработка мероприятий по приведению их в действие. Комплексный анализ использования трудовых ресурсов предполагает рассмотрение следующих показателей:

  • - обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами;
  • - движение рабочей силы;
  • - социальная защищенность работников,
  • - использование фонда рабочего времени;
  • - производительность труда;
  • - рентабельность персонала;
  • - трудоемкость продукции;
  • - динамика заработной платы;
  • - эффективность использования фонда заработной платы.

В условиях экономической нестабильности потребность предприятий в персонале, определенных категорий непрерывно меняется, что не всегда означает увеличение или сохранение потребности в рабочей силе. Внедрение новых технологий, освоение производства конкурентоспособной продукции, сокращение спроса на товары и услуги может привести к уменьшению численности персонала как по отдельным категориям, так и в целом. Поэтому определение реальной потребности в рабочей силе и прогноз ее изменения служат основой совершенствования управления персоналом.

трудовые ресурсы

экономически активное, трудоспособное население, часть населения, обладающая физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

трудовые ресурсы

понятие отечественной экономической науки, близкое по значению к экономически активному населению. Включает население трудоспособного возраста (мужчин 16-59, женщин 1654 лет), обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста.

Трудовые ресурсы

часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве. В Т. р. включают как занятых, так и потенциальных работников.

Социалистическое государство, в отличие от капиталистического, планомерно использует Т. р., обеспечивая полную занятость населения. Отсутствие безработицы ≈ крупнейшее социальное завоевание трудящихся социалистических государств.

В СССР в практике планирования и учёта к Т. р. относят: население в трудоспособном возрасте, то есть мужчин 16≈59 лет, женщин 16≈54 лет (за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и лиц, получающих пенсии по старости на льготных условиях на 5≈10 лет ранее, ≈ работники вредных производств, некоторых видов искусств и многодетные матери с 4 и более детьми); мужчин 60 лет и старше; женщин 55 лет и старше, а также подростков в возрасте до 16 лет, работающих в государственном секторе хозяйства и в общественном производстве колхозов.

Подавляющую часть Т. р. страны составляет население в трудоспособном возрасте. В составе работников за пределами трудоспособного возраста свыше приходится на мужчин и женщин пенсионного возраста. Мера их участия в общественном производстве во многом связана с потребностями народного хозяйства в рабочей силе и системой материального поощрения. Труд подростков используется главным образом в колхозах и совхозах в период напряжённых с.-х. работ.

Изменение численности Т. р. зависит от естественного движения населения ≈ его рождаемости и смертности. При прочих равных условиях быстрому росту населения соответствует быстрый рост Т. р. и наоборот. Однако на Т. р. изменение рождаемости сказывается лишь через 16 лет; соотношение численности поколений, вступающих в трудоспособный возраст и переходящих в пенсионный возраст, тоже меняется. Поэтому удельный вес населения трудоспособного возраста во всём числе жителей страны колеблется: в 1926 он составил 52,1%, в 1939≈53,6%, в 1959≈57,4%, в 1970≈54%, в 1975≈56,3%.

Важное значение для характеристики Т. р. имеет состав их по возрасту и полу. Удельный вес работающих в каждой возрастной группе характеризуется (по данным переписи 1970) следующими данными:

Возрастные группы

Удельный вес рабо-

тающих в обществен- ном хозяйстве, в %

60 лет и старше

В населении трудоспособного возраста преобладают (1975) женщины, что является прямым следствием Великой Отечественной войны 1941≈45. В 1959 женщин 16≈54 лет было больше, чем мужчин 16≈59 лет, на 9,6 млн. человек, в 1970≈ на 2,5 млн. Женщины составляют свыше половины всех рабочих и служащих.

Полная занятость населения достигается непрерывным ростом общественного производства, обеспечивающим удовлетворение потребности людей в работе.

Уровень занятости населения повышается. В 1960 работало в общественном хозяйстве и обучалось 78% Т. р. страны, в 1975 ≈ свыше 90%.

Планирование использования Т. р. решает и такие задачи, как неуклонный рост эффективности труда и обеспечение народного хозяйства рабочей силой. Рост эффективности труда как фактор социально-экономического развития в современных условиях приобретает особенно большое значение. На первый план выдвигается модернизация производства, расширение и систематическое совершенствование профессиональной подготовки работников, высвобождение и перераспределение рабочей силы между отраслями народного хозяйства и предприятиями. Повышаются требования к качеству труда. В расчёте на 1000 работников в 1939 было всего 123 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием, в 1959≈433, в 1970≈653, в 1975≈751. Быстро расширяется подготовка высококвалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях, дающих наряду с рабочей профессией среднее образование (см. Профессионально-техническое образование).

Решая задачу обеспечения народного хозяйства рабочей силой, социалистическое государство заблаговременно устанавливает источники рабочей силы для комплектования ею новых предприятий, определяет масштабы подготовки квалифицированных рабочих и специалистов и осуществляет их распределение в народном хозяйстве, планомерно воздействует на перемещение жителей из сельской местности в городскую и из одних районов в другие.

Важным инструментом планирования использования Т. р. является баланс трудовых ресурсов .

Лит.: Литвяков П. П., Научные основы использования трудовых ресурсов, М., 1969; Костаков В. Г., Литвяков П. П., Баланс труда, 2 изд., М., 1970; Основные проблемы рационального использования трудовых ресурсов в СССР, отв. ред. Е. Л. Маневич, М., 1971; Трудовые ресурсы и научно-техническая революция, под ред. К. И. Микульского, М. ≈ Берлин, 1974.

В. Г. Костаков.

Википедия

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно-полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы - та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих статей академик Струмилин С. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы».

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население , занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

В структуре трудовых ресурсов с позиции их участия в общественном производстве выделяют две части: активную.

Величина трудовых ресурсов зависит от официально установленных возрастных границ - верхнего и нижнего уровней трудоспособного возраста, доли трудоспособных среди населения трудоспособного возраста, численности участвующих в общественном труде из лиц за пределами трудоспособного возраста. Возрастные границы устанавливаются в каждой стране действующим законодательством.

В современных условиях основными источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран Балтии, Закавказья, Средней Азии. Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста.

Абсолютный прирост определяется на начало и конец рассматриваемого периода. Обычно это год или более длительный отрезок времени.

Темп роста исчисляется как отношение абсолютной численности трудовых ресурсов в конце данного периода к их величине в начале периода.

Количественная оценка тенденций состояния и использования трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Трудовые ресурсы имеют определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые измеряются абсолютными и относительными показателями, а именно: - среднесписочная и среднегодовая численность работников; - коэффициент текучести кадров; - доля работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, в общей их численности; - средний стаж работы по отдельным категориям работников; - доля работников отдельных категорий в общей их численности.

Среднесписочная численность работников за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы и деления полученной суммы на 12. Среднесписочная численность работников за месяц рассчитывается путём суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число дней.

Среднегодовая численность работников определяется путём деления отработанного времени работниками хозяйства за год на годовой фонд рабочего времени. Одним из главных качественных показателей трудовых ресурсов является их половозрастная структура. В литературе используется несколько отличающиеся подходы к выделению возрастных групп. Так, наиболее часто используется такая квалификация: трудовые ресурсы в трудоспособном возрасте, а также младше и старше трудоспособного. В статистических сборниках часто используется двухгрупповая классификация: трудоспособного возраста и старше трудоспособного. Иногда используется более детализированная, например, десятиуровневая шкала: 16-19 лет, 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года. 35-39 лет. 40-44 года, 45-49 лет, 50-54 года, 55-59 лет, 60-70 лет.

Это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы — важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения — это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

— это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

  • общей численностью трудоспособного населения;
  • количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

  • состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;
  • качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе — повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

Качество мировых трудовых ресурсов

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, и это лишь основная часть ресурсов, поскольку остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством, служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активного населения в 2005 г. насчитывалось более 3 млрд человек, что составляло более 50% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е годы до 1,6% в 2000-е, что связано с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля мировых трудовых ресурсов приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам но численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов, мобильности рабочей силы.

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля последних в России составляет 51% обшей численности занятых.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов во многом определяется не столько наличием высшего и среднего образования, сколько уровнем грамотности. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, тормозит технический прогресс.

Для более полной характеристики трудовых ресурсов на современном этапе используется показатель ИРЧП — . Он строится как агрегированный индекс из трех компонентов: образование, доход и здоровье (показателем последнего считается продолжительность предстоящей жизни, ожидаемая при рождении). Шкала ИРЧП — от 0 до 1. Цель ИРЧП — более широкое исследование уровня развития, чем основанное на одном лишь показателе бедности (бедной считается страна, для которой ИРЧП ниже 0,5), поскольку предполагается, что по мере повышения дохода сверх абсолютно насущного уровня круг интересов человека расширяется, не замыкаясь на одном лишь материальном благосостоянии.

Об отдельных компонентах ИРЧП можно сказать следующее. Наибольшая продолжительность предстоящей жизни в самой передовой по этому критерию стране в 1970 г. составляла лишь 49,3 года, и этот уровень превышен ныне в большинстве стран. Исследования, кстати, показали, что в XX столетии повышение продолжительности предстоящей жизни в развивающихся странах определялось в основном достижениями медицинской науки и национального здравоохранения и мало зависело от изменения их среднедушевого ВВП. Так, те показатели продолжительности жизни (и ИРЧП в целом), которые имеют ныне, например, Алжир и Тунис, в 1970 г. были просто недостижимы для любой страны при тогдашнем состоянии медицины.

Напротив, уровень образования во многих развивающихся странах и по сей день остается более низким, чем в ведущих странах в 1970 г. Средние региональные ИРЧП (получены путем взвешивания ИРЧП отдельных входящих в регион стран по численности их населения) приведены в табл. 10.3. Эти показатели, в отличие от основанных на душевом ВВП, свидетельствуют о существенном уменьшении межрегиональных различий. По ИРЧП все регионы, включая Южную Азию и Африку, после 1950 г. подтягиваются к ведущим странам. При этом средние ИРЧП для Южной Азии и Африки в 2005 г. приближаются к североамериканскому уровню 1870 г. Практически все развивающиеся страны, для которых можно рассчитать ИРЧП 1950 г., к 2005 г. уменьшили абсолютное и относительное отставание от передовых стран по этому показателю.

Таблица 10.3. Средний индекс человеческого развития отдельных регионов

Австралия, Новая Зеландия

Северная Америка

Западная Европа

Восточная Европа

Латинская Америка

Восточная Азия

Южная Азия

1.1 Понятие, сущность и содержание трудовых ресурсов

Одной из важнейших проблем развития нашей страны в современных экономических условиях является модернизация экономической и социальной тжизни страны в различных сферах народного хозяйства Российской Федерации.

Мировые экономические кризисы 1998 и 2008 годов, а также начавшийся в 2014 году национальный экономический кризис, не обошли стороной российскую экономику и еще более усугубили ее состояние.

Для модернизации экономики необходима не просто «рабочая сила», а именно «человеческие ресурсы», мотивированные, способные к обучению и развитию своего трудового потенциала. Российский менеджмент на всех уровнях управления должен осознать, что для этого необходимо вкладывать инвестиции в человеческий капитал работников, способствующие формированию мотивации труда, в свою очередь ведущей к повышению производительности и эффективности труда, что является необходимым условием перехода к устойчивому экономическому росту страны.

С экономических позиций к ресурсам относятся совокупность отдельных элементов, прямо или косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг. Поэтому важнейшей особенностью категории «ресурсы» является непосредственная связь с процессом производства, т. е. ресурсы в процессе использования принимают форму факторов производства.

Экономические ресурсы – это те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в процесс производства и оказания услуг. В экономической науке ресурсы подразделяют на четыре группы: природные, материальные, трудовые и финансовые.

В результате развития представлений о человеке как субъекте экономических отношений, возник ряд экономических категорий, таких как «рабочая сила», «личный (личностный) фактор производства», «трудовой потенциал», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий фактор производства». Эти экономические категории сходны по своему содержанию, хотя каждая из них имеет свою смысловую особенность. При этом каждую из данных категорий современная экономическая литература трактует по-разному:



Таблица 1. Научные подходы к определению человека как субъекта экономических отношений

Автор Определение
Категория «рабочая сила»
С.Г. Землянухина рабочая сила – это фактор производства во всех способах производ- ства, совокупность физических и умственных способностей, способ- ностей к творческому труду
В.В. Толочин рабочая сила – это способность человека к труду в определенной общественной форме, находящаяся в потенциальном, не деятельном состоянии
Б.В. Хохлов рабочая сила – это совокупность физических, духовных и интеллек- туальных способностей человека
Категория «личный (личностный) фактор производства»
Г.М. Зущина, Л.A. Костин личный фактор – это качественные характеристики рабочей силы и ее производительность, которая зависит от мотивированности рабо- чей силы и ее удовлетворенности трудом
Р.А. Эльмурзаева личностный фактор – это единство природных данных, полученных знаний и приобретенного опыта, является источником получения прибыли для организации и выступает условием экономического, культурного развития общества
Категория «трудовой потенциал»
Ю.Г. Одегов трудовой потенциал – это предельная возможность участия работни- ков в производстве, которая определяется их психофизиологическими особенностями, уровнем профессиональных знаний и накопленного опыта, ресурсная категория, которая показывает, насколько полно быть использован трудовой ресурс работника
Б.Д. Бреев трудовой потенциал – это способность работников к труду, опреде- ляемую их образованием, квалификацией и другими качествами, не- обходимыми для реализации целей производства
Категория «трудовые ресурсы»
Н.И. Воронова трудовые ресурсы – это все экономически активное население стра- ны
В.А. Вайсбурд трудовые ресурсы – это количественная характеристика той части населения (человеческих ресурсов), которая обладает способностью к труду, не учитывающая различий в трудовых навыках и знаниях людей
Категория «человеческие ресурсы»
К.К. Колин человеческие ресурсы – это специфический и важнейший из всех видов экономических ресурсов, это работники, которые имеют оп- ределенные профессиональные знания и навыки, которые могут быть использованы в трудовом процессе
Н.М. Римашевская человеческие ресурсы – это совокупность различных качеств людей, определяющих их способность к производству материальных и ду- ховных благ
Категория «человеческий фактор производства»
В.В. Григорьева человеческий фактор производства – главный компонент общест- венного развития, который образуется при участии людей в процес- се создания материальных и духовных ценностей
В.В. Каюченко человеческий фактор производства – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможно- стей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми и оказывают существенное влияние на эффективность об- щественного труда

Мотивированные и способные к высокопроизводительному труду человеческие ресурсы не могут быть реализованы без достойной оплаты труда, в то же время, в период проведения рыночных реформ произошло ослабление социальной и стимулирующей функций заработной платы, и такая ситуация во многих областях экономики сохранилась и в настоящее время. Оплата труда работников, по сути, превратилась в минимальную стоимость рабочей силы.

Базовым элементом национальной экономики являются трудовые ресурсы.

Однако в последнее время термин «трудовые ресурсы», который характеризует население в масштабах всей страны, применительно к хозяйствующим субъектам, коммерческим и некоммерческим организациям, рассматривается как человеческие ресурсы. Рассмотрим тенденцию изменения сущности данных понятий.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы хозяйственного строительства» академик С.Г. Струмилин в 1922 году.

В наиболее общем виде трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств, способна производить материальные блага или услуги.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

По мнению профессора А.И. Рофе,«под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности».

В дипломной работе будем использовать определение, «трудовые ресурсы – это население страны установленного законодательством возраста, обладающее рабочей силой и способное к общественно полезной деятельности в различных сферах национальной экономики».

Из данного определения вытекает необходимость объяснения ряда понятий, составляющих его.

Под установленным законодательством возрастом понимается трудоспособный возраст, установленный российским законодательством в пределах 16 – 59 лет для мужчин, и 16 – 54 года для женщин. В последнее время в европейских странах наблюдается тенденция увеличения порога пенсионного возраста, целесообразность такого изменения в нашей стране мы обсудим ниже. Также существует возможность работы по найму и лиц более молодого, чем 16 лет возраста, с согласия одного из родителей или попечителей. Эти лица также относятся к занятым.

В соответствии с действующим законодательством существует ряд категорий населения, относящихся к трудоспособному возрасту, но не занятых в общественном производстве. Это инвалиды I и II групп, неработающие пенсионеры, лица получающие пенсию в более раннем возрасте по различным основаниям. Такие категории граждан в соответствии с методикой Международной организации труда (МОТ) называются «экономически неактивным населением», составляющее по данным Росстата на 2013 год – 35963 тыс. чел. Средний возраст таких граждан составляет 43,2 лет. В то же время, особенно в настоящих условиях мирового экономического кризиса, было бы неверным полагать, что экономически неактивное население, как указанные категории граждан, так и учащиеся очных форм обучения, не работают и не производят общественно-полезных благ. Подавляющее большинство занято в общественном производстве, и это вызывает необходимость изменения методологии в статистическом учете работающего населения страны. Кроме того, существуют так называемые виды «теневой деятельности», (совсем не обязательно носящей криминальный характер), которая не учитывается и в составе ВВП. В США были предприняты попытки учета теневых видов деятельности при расчете ВВП методом потока доходов, но в отечественной методологии национального счетоводства пока изменений не произошло. Таким образом трудовые ресурсы по классификации МОТ включают в себя экономически активное население по данным на 2013 год - (75528,9 тыс. чел.), подразделяющееся на занятых общественно-полезной деятельностью (71391,5 тыс.чел) и безработных (4137,4 тыс.чел) и экономически неактивное население, о котором было сказано выше.

Кроме того, существует количество людей, не занятых в национальной экономике, которая также включает в себя безработных и осуществляющих поиск работы (учитываются только лица, официально зарегистрировавшиеся в службе занятости по месту регистрации, что также не дает возможности осуществить точный статистический учет данной категории) и лица, не ищущие работу и прекратившие ее поиск, т.е. добровольные безработные. К этим последним относятся как представители богатых и сверх госсударственный богатых классов общества, так и представители беднейших слоев населения страны, по сути, не имеющие определенного места жительства, и ведущие маргинальный образ жизни: по данным МВД РФ они составляют около 4 млн. чел.

Также среди проблем современного российского рынка труда следует отметить тенденцию к депопуляции населения, приведшую к сокращению трудоспособного населения страны с 146,9 до 143,0 млн. чел. за период с 2000 по 2012 гг. Несмотря на то, что в 2013 году численность населения страны достигла 143,6 млн. чел., по прогнозам онлайн-журнала «Труд за рубежом», к 2015 г. трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов. Пик сокращения численности трудоспособного населения («демографическая яма») прогнозируется в 2016- 2017 гг., когда среднегодовая убыль населения будет превышать 1 млн. человек .

За период с 1992 по 2009 гг. миграционный прирост компенсировал почти на 50% естественную убыль населения России, составившую за указанный период 12,9 млн. человек. В 2013 году миграционный прирост превысил естественную убыль населения на 4 %.

Однако, в России существует проблема так называемой «утечки мозгов», обуславливающая приток работников с низким уровнем квалификации и отток высококвалифицированных работников. Численность иностранных работников, работающих в России, имеет тенденцию к увеличению (в 2010 году - 1014 тыс. человек, в 2013 году - 1149 тыс. человек). Причем, большинство работников - выходцы из Турции, Китая и стран СНГ.

Рассматривая миграционные процессы в федеральных округах, необходимо отметить следующее. По данным сайта института демографии ГУ ВШЭ, самым значительным уровнем естественного прироста (+8,7 %) отличается Северо-Кавказский федеральный округ, миграционная убыль для которого составила –1,4%. Причем, для Северокавказского региона характерна внутренняя миграция в рамках округа. Среди наиболее привлекательных регионов для миграции населения следует выделить Центральный и Южный федеральный округ. В ЮФО наблюдается сочетание естественной убыли населения и миграционного прироста, а наиболее привлекательным для миграции субъектом Южного федерального округа является Краснодарский край. Таким образом, миграционный прирост может выступать фактором компенсации прогнозируемой естественной убыли населения.

Наличие трудовых ресурсов характеризуют определенные группы показателей:

1. Структура трудовых ресурсов, дающая представление об их распределении по целой группе признаков, таких как демографические (пол, возраст, образование, профессия, место жительства и др.); занятость по сферам и видам экономической деятельности, регионам; религиозная, национальная, языковая принадлежность и некоторые другие. Изучение структуры по многим из перечисленных признаков дает основания для планирования количества рабочих мест в отраслях и регионах национальной экономики с учетом состояния и развития рынка труда. Важное место играет учет структуры по образованию, характеризующей профессиональное развитие и квалификационный рост трудовых ресурсов.

2. Численность трудовых ресурсов, определяется как:

где, Т - численность трудовых ресурсов, Ртр - численность населения в трудоспособном возрасте; Ринв – численность неработающего населения того же возраста, в соответствии с установленным государством правовыми нормами; Рпен – работающие лица пенсионного возраста; Рмол – работаюшие подростки до 16 лет.

Наряду с понятием «трудовые ресурсы» часто используют термин «человеческие ресурсы», и также эти понятия смешивают. Понятие «человеческие ресурсы» в науке и практике было принято в 60 - 70-е гг. XX века, но традиционного понимания ресурсов не содержит. Определяется эта новая тенденция в управлении персоналом, стратегическим подходом к управлению рабочей силой, приобретенной на рынке труда. В современных условиях знания, опыт, навыки, ценностные ориентации, мотивационные потребности работников любой организации являются очень актуальным нематериальным активом, не менее значимым, чем финансовый капитал и материальные ресурсы. Это означает, «что интересам организации соответствует приобретение рабочей силы и ее внутрифирменная подготовка до необходимых качественных и структурных параметров, привитие ей корпоративного духа и организационной культуры».

Концепция «человеческих ресурсов», получившая широкое распространение в США с середины 1970-х годов, подразумевает, что персонал такой же важный фактор производственной деятельности, как и финансовые, материальные, технологические и другие ресурсы, участвующие в процессе создания продукции (выполнения работ, услуг). Компания в процессе своего развития может как увеличивать, так и сокращать этот ресурс, в зависимости от выбранных методов стратегического управления персоналом и организации труда. Американские специалисты в области управления считают такой подход к управлению персоналом более гуманистическим чем традиционные технологии кадрового менеджмента, так как одной из важнейших функций управления персоналом в этих условиях становится его развитие, предполагающее непрерывный процесс обучения, планирование карьерного роста, а не только простое удовлетворение потребности предприятия в кадрах в соответствии с имеющимися вакансиями.

На основе анализа существующих определений понятия «трудовые ресурсы», а также рассмотрев различные подходы к выделению структуры трудовых ресурсов, определим трудовые ресурсы как совокупность реальных и потенциальных работников, т.е. лиц, имеющих возможности и способности заниматься трудовой деятельностью на данной территории (предприятии), в том числе учащиеся, пенсионеры, самозанятые и иностранные трудовые мигранты.

Основными направлениями повышения эффективности использования трудовых ресурсов в рамках конкретного предприятия являются рационализация подбора и расстановки кадров, стимулирование высвобождения работников; устранение малопроизводительного ручного труда; его автоматизация и механизация.