Формула 1 из дерева своими руками. F1: Сделай сам. Подготавливаем свой рабочий стол

Чемпионат мира «Формулы 1» 2013 года завершился. Свое мастерство в очередной раз доказал пилот команды Red Bull Себастьян Феттель, опередивший ближайшего соперника Фернандо Алонсо из Ferrari больше чем на 150 очков. Впереди - следующий сезон, новые пилоты и другие правила — в чемпионате 2014-го впервые будут использоваться 1,6-литровые турбированные двигатели. Директоры некоторых команд Ф1 уверены: новые условия дают шанс отстающим конюшням пробиться в первую десятку, однако для этого инженерам команд нужно будет попотеть. Главный инженер Marussia F1 Team Дэйв Гринвуд рассказал «РБК.Стилю» об устройстве болида, запретах в «Формуле 1» и транспортировке спортивного автомобиля на разные континенты.

Дэйв Гринвуд: Если обыкновенные городские автомобили созданы для движения по дорогам с разными покрытиями, то в гоночном болиде все спроектировано так, чтобы заставить его ехать по относительно гладкому треку на грани сцепления с поверхностью, — именно поэтому за продуктами на такой машине съездить не получится. И если поведение первого зависит лишь от механического сцепления с дорогой, то для машины «Формулы 1» главное — аэродинамика.

Дэйв Гринвуд: Все болиды «Формулы 1» весят по меньшей мере 642 килограмма. На машине установлено более 100 датчиков, которые считывают около 1000 каналов данных: например, долгота, ширина, высота над уровнем моря и так далее. Максимальная скорость, которую может развивать гоночный автомобиль, варьируется от 290 км/ч в Монако до 350 км/ч в Монце — в зависимости от того, какие настройки прижимной силы заданы.

Дэйв Гринвуд: Скорость болида и управляемость — вот главное, над чем постоянно работают инженеры. На первый показатель влияет прижимная сила автомобиля: на поворотах она должна быть как можно выше, а на прямых, наоборот, - выше. Еще одним определяющим фактором являются шины: нам всегда необходимо быть уверенными, что шины Pirelli наиболее оптимально подобраны к погодным условиям. Кроме того, важную роль играет и правильное распределение веса машины. Если же говорить о двигателе, то во время гонки всегда нужно использовать максимальную мощность — тогда результат будет наиболее высоким. И, конечно, не стоит забывать о безопасности пилота в машине.

Дэйв Гринвуд: От гонки к гонке мы изменяем основные настройки машины — на разных треках нужно по-разному регулировать подвеску автомобиля для лучшего механического сцепления с трассой. Правда, у нас не такое большое «поле для деятельности»: регламент «Формулы 1» полон запретов! В основном они касаются различных помогающих гонщикам устройств, вроде «трекшн-контроля» — системы для борьбы с пробуксовкой ведущих колес. Но есть и такие, которые регулируют размеры различных аэродинамических поверхностей, а также работу всех активных систем болида. Другие запреты связаны с ограничением денег: к примеру, за время Гран-при один пилот может использовать не более 8 двигателей, а коробка передач должна использоваться 5 гонок подряд.

Дэйв Гринвуд: Во время гонки мы сообщаем пилоту стратегическую информацию о гонке: как далеко впереди и позади находятся остальные болиды, сколько комплектов пилот проехал на текущем комплекте резины и т.д.

Дэйв Гринвуд: Больше всего на поведение машины влияет погода: влажность, температура воздуха и атмосферное давление сильно влияют на сцепление автомобиля с трассой, максимальную скорость болида и мощность двигателя.

Дэйв Гринвуд: Практически все рабочее время механики проводят полностью разбирая и собирая болид, чтобы исключить скрытые повреждения автомобиля. Кроме того, инженеры тренируются проводить пит-стопы как можно быстрее и знакомятся с новыми техническими разработками, которые потом тратят время на тренировку проведения пит-стопов, а еще знакомятся с новыми разработками, которые внедряются на машину от гонки к гонке. Однако все это проходит между гоночными уик-эндами. С начала Гран-при и до конца воскресной гонки мы можем поменять только комплект резины и заменить в болиде переднее антикрыло — регламент запрещает делать в автомобиле любые другие изменения.

Дэйв Гринвуд: Гонки «Формулы 1» проходят в разных государствах, на разных континентах, а потому болид и техническое оборудование нужно постоянно перевозить. Для «ближних» европейских гонок мы используем специальные, сделанные на заказ тягачи и фургоны — так мы перемещаем все необходимое из базы на трассу и между трассами. Это создает для команды несколько домашнюю атмосферу. Для «дальних» гонок, которые проходят на других континентах, мы вынуждены более тщательно планировать логистику. Несколько одинаковых комплектов оборудования складываются в контейнеры и отправляются по морю в страну назначения заранее, иногда даже за 3 месяца до гонки. Это позволяет существенно сократить издержки. При этом болид и ключевое оборудование перемещается на следующую гонку самолетом — это позволяет нам всегда быть в боевой готовности.

Екатерина Шипилова

Мишо Кузманович (Mišo Kuzmanović), механик из Боснии, потратил 2 года и более 30 тысяч долларов на создание своего собственного болида Формула-1. Автомобиль, оборудованный двигателем в 150 лошадиных сил, не достигает скоростей настоящих гоночных болидов, но выглядит очень презентабельно.

Мишо Кузманович, большой фанат мотоспорта, всегда мечтал погонять в болиде Формулы-1, но проживая в Боснии такой шанс ему не подворачивался. Два года назад умелый механик из Прньявора (Prnjavor) решил, что пора взять быка за рога и построить свою мечту своими руками. Он приобрёл двигатель Фольксваген, коробку передач, но всё остальное, включая кузов, он построил своими руками в мастерской или взял от старых автомобилей. Несколько друзей помогло ему с покраской автомобиля и установкой аудио-системы, но остальное он делал своими руками. На это ему потребовалось много денег, терпения и знаний, но Мишо говорит, что когда он наконец-то смог сесть в кресло водителя и прокатиться по городу в своём красном болиде – это был одним из самых счастливых дней в его жизни. Более 1000 часов он работал над своей мечтой, но это принесло результат. Самодельный болид Кузмановича привлекает взгляды всех прохожих, и он обожает отвечать на вопросы о его шедевре.



Несмотря на то, что его творение может достигнуть скорости в 250 километров в час, Мишо Кузманович обычно соблюдает скоростной режим и только разогнал болид до 175 километров в час на шоссе. Уникальный автомобиль весит 1,28 тонн, а его длина составляет 6 метров. В машине помещается два пассажира. Болид соответствует всем стандартам безопасности и обладает такими приспособлениями, как подушки безопасности, гидравлика для изменения высоты и мощная акустическая система. Вы, наверное, заметили, что шины не похожи на те, которые применяются в настоящих болидах, но это из-за того, что они были взяты от самолёта. По оценкам Мишо, на создание реплики он потратил около $32600, и хотя ему предлагали купить болид за 78 тысяч долларов, он ещё не готов продать его. «Некоторые вещи просто не продаются», - говорит он.


Кузманович, который по праву получил прозвище «Шумахер Боснии», планирует вскоре эмигрировать в Канаду и хочет перевезти свой болид с собой. Он надеется, что в Канаде найдётся компания, которая будет заинтересована в начале массового производства болидов, пригодных для езды по дорогам общественного пользования.



Высокооктановый мир “Формулы-1” постоянно пытается раздвинуть технические горизонты. Команды тратят миллионы на то, чтобы конструировать и строить машины на своих стерильных заводах. А тут один человек сделал все сам, в сарайчике в углу сада. Набрав деталей с миру по нитке. Его зовут Кевин Томас. И если бы TopGear раздавал медали кустарям-одиноч­кам, то ему досталось бы золото.

Обычно те, кто любит “Формулу-1”, мечтают посидеть в болиде или поездить на нем. Но Кевин не такой, как все. Четыре года назад он увидел в салоне Renault формульный болид – и прозрел. И решил сам построить себе такой. В сарае.

– Не знаю, почему, но в то воск­ресенье я просто подумал: “Хочу такой. Хочу болид «Формулы-1»”, – сказал нам Кевин. Что ж, мечтать не вредно.

Прошло четыре года и, как видите, болид у Кевина есть. Хотя это не тот, с которого он начал, с мизерным бюджетом. Нет, тот автомобиль он собирал гораздо дольше, но именно с ним он вступил на дорогу славы и проник в мир “Формулы-1”. Непросто это было, непросто.

“Я словно собирал пазл без картинки. Его кусочки были разбросаны по всему миру... и ни один нельзя было купить”, – рассказывает он о первых шагах в строи­тельстве болида. Нельзя позвонить Берни Экклстоуну и заказать зап­части по каталогу. Нет, приходится много часов шерстить Интернет, чтобы отыскать какую-нибудь деталь. Он так и собирал машину, по детали за раз.

Его терпение было вознаграждено – три шасси на продажу. Все – BAR Honda, 1999, 2000 и 2001 годов. “Я выбрал BAR003 2001 года, это был самый успешный год для BAR из этих трех”, – вспоминает Кевин. Болид никогда не участвовал в гонках, но шесть или семь этапов числился тестовой машиной и стоял в боксах на Гран-при Австралии. Может, магия “Формулы-1” просочилась в него с пит-лейна?

В отличие от тех, кто покупает детали “Формулы-1” и выставляет их у себя в офисе, Кевин хотел превратить свой карбоновый монокок в полноценный болид. Амбициозно. Вы, наверное, думае­те, у Кевина есть инженерное образование? Или что он работает в сервисе? Нет, он и понятия не имел, как и что делать: “Мне пришлось учиться по ходу дела. Я не мог собрать все детали BAR, пришлось многое мастерить самому”.

Например, панель пола – от машины на год моложе. Она не лезла в этот монокок. “Я посмотрел пару документальных фильмов по телеку о том, как делают карбон. Купил много эпоксидки и пошел в сарай пробовать. Ошибок было полно, но научился в конце концов...” Кевин часто ездил в Оксфордшир, где базируются многие команды “Формулы-1”. Он покупал детали у бывших сотрудников, которым кусочки болидов дарили на память.

И наконец, потратив тысячи часов на то, чтобы собрать все воедино, Кевин получил нечто вроде сборной солянки. Переднее и заднее антикрылья, перед­ние колеса (задние достались от более позднего Super Aguri), крышка мотора, носовой обтекатель и шасси – от BAR Honda разных лет выпуска. Боковые понтоны – от Williams, коробка от Jordan и задний силовой каркас от RA107 Honda. Подвеска – с бору по сосенке – от Honda, Renault и EJ11... а руль от PlayStation. На него Кевин наклеил эмблему Honda. Рули, оказывается, особенно дорогущие – ну, чисто яйца Фаберже. “Мне предлагали руль от Honda 2008. За £8000 – я столько за всю машину заплатил!”

Для воплощения мечты не хватало решающих деталей. Мотора, в частности. И глубоких знаний в конструкторском деле. “Мой болид оказался муляжом. Красивый и навороченный, но в движении развалится в первом же повороте. Колеса уж точно отвалятся”, – горестно признался Кевин. И он стал искать более жизнеспособный вариант. И нашел еще один BAR003, шасси номер 5. Более или менее целую машину, без мотора. Но с историей. Она завоевала первый подиум BAR, первый из двух Жака Вильнева в тот сезон.

И где же она простояла все эти годы? В музее Honda? Ага, как же! Висела под потолком занюханного ночного клуба в Лидсе, изображая многомил­лионную тачку.

“Кровь из носу, я должен был его купить...” – страстно говорит Кевин. Чтобы оплатить новый болид, пришлось продать собранный на коленке BAR003 и взять кредит. Кевин не рассказывал подробностей, но судя по аукционам и eBay, эта машина обошлась ему в £20 000. “Я хочу вернуть его на трассу, чтобы он участвовал в гонках. Может быть, кто-то одолжит мне двигатель. Нет, не представляю, как это может быть. Но четыре года назад я понятия не имел, как собирают болиды «Формулы-1», а теперь я это знаю”.

Последнее слово пусть скажет Кевин, вот его письмо, которое пришло после съемки: “Хорошая получится статья в журнал, если я добуду коробку и двигатель у современной команды «Формулы-1»?”

Итак, если у вас завалялся лишний двигатель или коробка и вы готовы помочь его мечте осуществиться, пишите нам на обычный адрес...

ТЕКСТ И ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ

Мишо Кузманович (Mišo Kuzmanović), механик из Боснии, потратил 2 года и более 30 тысяч долларов на создание своего собственного болида Формула-1. Автомобиль, оборудованный двигателем в 150 лошадиных сил, не достигает скоростей настоящих гоночных болидов, но выглядит очень презентабельно.

Мишо Кузманович, большой фанат мотоспорта, всегда мечтал погонять в болиде Формулы-1, но проживая в Боснии такой шанс ему не подворачивался. Два года назад умелый механик из Прньявора (Prnjavor) решил, что пора взять быка за рога и построить свою мечту своими руками. Он приобрёл двигатель Фольксваген, коробку передач, но всё остальное, включая кузов, он построил своими руками в мастерской или взял от старых автомобилей. Несколько друзей помогло ему с покраской автомобиля и установкой аудио-системы, но остальное он делал своими руками. На это ему потребовалось много денег, терпения и знаний, но Мишо говорит, что когда он наконец-то смог сесть в кресло водителя и прокатиться по городу в своём красном болиде - это был одним из самых счастливых дней в его жизни. Более 1000 часов он работал над своей мечтой, но это принесло результат. Самодельный болид Кузмановича привлекает взгляды всех прохожих, и он обожает отвечать на вопросы о его шедевре.



Несмотря на то, что его творение может достигнуть скорости в 250 километров в час, Мишо Кузманович обычно соблюдает скоростной режим и только разогнал болид до 175 километров в час на шоссе. Уникальный автомобиль весит 1,28 тонн, а его длина составляет 6 метров. В машине помещается два пассажира. Болид соответствует всем стандартам безопасности и обладает такими приспособлениями, как подушки безопасности, гидравлика для изменения высоты и мощная акустическая система. Вы, наверное, заметили, что шины не похожи на те, которые применяются в настоящих болидах, но это из-за того, что они были взяты от самолёта. По оценкам Мишо, на создание реплики он потратил около $32600, и хотя ему предлагали купить болид за 78 тысяч долларов, он ещё не готов продать его. «Некоторые вещи просто не продаются», - говорит он.


Кузманович, который по праву получил прозвище «Шумахер Боснии», планирует вскоре эмигрировать в Канаду и хочет перевезти свой болид с собой. Он надеется, что в Канаде найдётся компания, которая будет заинтересована в начале массового производства болидов, пригодных для езды по дорогам общественного пользования.